В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Романса трепетные звуки

Ирина Свешникова Ирина Свешникова
Тип материала: Урок
просмотров: 5429
Краткое описание
Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста

Описание
План – конспект
УРОКА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Тема: «Романса трепетные звуки».
Цель:
Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста

Задача:

1. Воспитательная — формирование любви к музыке русского романса.
2. Образовательная — знакомство с творчеством русского композитора А.Г. Рубинштейна, русского поэта М.Ю.Лермонтова, историей создания романса «Горные вершины», закрепить умение различать интонационные особенности русского романса
3. Развивающая — развитие вокально–хоровых навыков, совершенствование навыков слушания музыки, развивать навыки ассоциативного мышления
Оборудование:

  • Записи музыки А.Г.Рубинштейна, компьютер, проектор, экран.
  • Иллюстрации с изображениями гор
  • Карточки с эпитетами
  • Синтезатор.
Материал:
1. А.Г.Рубинштейн романс «Горные вершины».
2. М.Ю.Лермонтов стихотворение «Горные вершины».
3. Викентий Вересаев перевод с немецкого «Ночной песни странника» И.В. Гёте
4. «Школьный романс» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина.
5. «Очи чёрные» цыганский романс.
ХОД УРОКА
1. слайд.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир романса. 2. слайд. Тема нашего урока«Романса трепетные звуки»,
а эпиграфом к уроку послужат слова А.Фета « Что не выскажешь словами, звуком на душу навей».
Как вы понимаете смысл этого высказывания?
3. слайд. Отсюда следует цель нашего урока: -Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста
Для начала вспомним, что мы знаем о романсе 4. слайд
Романс– это музыкальное произведение вокально-инструментального жанра. В отличие от обычной песни, романс исполняется обычно на профессиональные тексты лирического характера.
5. слайд В музыкальной жизни России романс занял определенное место со второй половины 18 века. Постепенно этот жанр разделился на два потока: · Профессиональный романс · Бытовой романс
6-8 слайды Исполнители русского романса Кого из исполнителей вы узнали? Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

Стихотворение, какого поэта я прочитала? Догадались, чей перевод, или, правильнее, чья вариация на эту тему известна всем нам с самого детства? Конечно, это же „Горные вершины“ Лермонтова Правда, Лермонтов в данном случае переводил великого немецкого поэта XVIII в. Иоганна Вольфганга Гёте (его стихотворение называется «Ночная песнь путника» и входит в состав большого романа „Годы учения Вильгельма Мейстера). Для нас с вами особенно интересно процитировать еще одно маленькое стихотворение (или отрывок), получивший развитие в литературе Нового времени. Вот он в точном переводе Викентия Вересаева:

Спят вершины высокие гор и бездн провалы,
Спят утёсы и ущелья,
Змеи, сколько их черная всех земля ни кормит,
Густые рои пчел,
     звери гор высоких
И чудища в багровой глубине морской.
Сладко спит и племя
Быстролетающих птиц.

Какое из этих двух стихотворений может лечь в основу музыкального произведения? Почему? Какие эпитеты соответствуют характеру, настроению стихотворения? (работа на доске, с карточками) Музыкальность перевода Лермонтова подтверждается тем, что оно легло в основу 40 романсов разных композиторов. (Домашнее задание: выяснить фамилии этих композиторов:
Николая Алексеевича Титова (1840), Александра Варламова (дуэт, 1840), Ф. Г. Голицына (1845), К. А. Булгакова (для двух голосов в сопровождении органа, 1850-е гг.), Софьи Зыбиной (дуэт, 1861), Антона Рубинштейна (дуэт), Михаила Ипполитова-Иванова (1896), Сергея Танеева (дуэт, 1902), Сергея Ляпунова (1913), Николая Метнера (1913), Георгия Свиридова и других.)
Одним из этих композиторов был А.Г.Рубинштейн
9 слайд
Рубинштейн Антон Григорьевич (портрет) пианист, композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Разучивание мелодии романса. Можно ли разнообразить ряд эпитетов? Как и почему? Давайте послушаем романс в исполнении профессионалов. 10-24 слайды Презентация романса «Горные вершины». Какими средствами музыкальной выразительности Рубинштейн изобразил красоту гор? Восходящие мелодические линии Дуэт (ансамбль, состоящий из 2-х человек) – эффект эха Нарастающая динамика (восторг, радость) Пополнится ли наш ряд эпитетов после прослушивания романса? Помимо профессионального и бытового романса существует особый вид романса- цыганский 25-34 слайдыПрезентация цыганского романса «Очи чёрные». 35-36 слайды. Рефлексия. 37 слайд. Я никогда не понимал Искусства музыки священной, А ныне слух мой различал В ней чей – то голос сокровенный. Я полюбил в ней ту мечту И те души моей волненья, Что всю былую красоту Волной приносит из забвенья. Под звуки прошлое встаёт И близким кажется, и ясным: То для меня мечта поёт, То веет таинством прекрасным. А. Блок Выставление оценок.Анализирую работу ребят и выставляю оценки
Пожаловаться 07 июня 2012
Файлы
Урок.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


План – конспект

УРОКА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Тема: «Романса трепетные звуки».


Цель:

Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста


Задача:

1. Воспитательная - формирование любви к музыке русского романса.

2. Образовательная - знакомство с творчеством русского композитора А.Г. Рубинштейна, русского поэта М.Ю.Лермонтова, историей создания романса «Горные вершины», закрепить умение различать интонационные особенности русского романса

3. Развивающая - развитие вокально–хоровых навыков, совершенствование навыков слушания музыки, развивать навыки ассоциативного мышления

Оборудование:

  • Записи музыки А.Г.Рубинштейна, компьютер, проектор, экран.

  • Иллюстрации с изображениями гор

  • Карточки с эпитетами

  • Синтезатор.

Материал:

1. А.Г.Рубинштейн романс «Горные вершины».

2. М.Ю.Лермонтов стихотворение «Горные вершины».

3. Викентий Вересаев перевод с немецкого «Ночной песни странника» И.В. Гёте

4. "Школьный романс» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина.

5. «Очи чёрные» цыганский романс.

ХОД УРОКА

1. слайд.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир романса.

2. слайд.

Тема нашего урока «Романса трепетные звуки»,

а эпиграфом к уроку послужат слова А.Фета « Что не выскажешь словами, звуком на душу навей».

Как вы понимаете смысл этого высказывания?


3. слайд. Отсюда следует цель нашего урока: - Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста

Для начала вспомним, что мы знаем о романсе

4. слайд Романс– это музыкальное произведение вокально-инструментального жанра. В отличие от обычной песни, романс исполняется обычно на профессиональные тексты лирического характера.

5. слайд

В музыкальной жизни России романс занял определенное место со второй половины 18 века. Постепенно этот жанр разделился на два потока:

  • Профессиональный романс

  • Бытовой романс



6-8 слайды

Исполнители русского романса

Кого из исполнителей вы узнали?

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

Стихотворение, какого поэта я прочитала?

Догадались, чей перевод, или, правильнее, чья вариация на эту тему известна всем нам с самого детства? Конечно, это же "Горные вершины" Лермонтова Правда, Лермонтов в данном случае переводил великого немецкого поэта XVIII в. Иоганна Вольфганга Гёте (его стихотворение называется «Ночная песнь путника» и входит в состав большого романа "Годы учения Вильгельма Мейстера).

Для нас с вами особенно интересно процитировать еще одно маленькое стихотворение (или отрывок), получивший развитие в литературе Нового времени. Вот он в точном переводе Викентия Вересаева:


Спят вершины высокие гор и бездн провалы,
Спят утёсы и ущелья,
Змеи, сколько их черная всех земля ни кормит,
Густые рои пчел,
     звери гор высоких
И чудища в багровой глубине морской.
Сладко спит и племя
Быстролетающих птиц.

Какое из этих двух стихотворений может лечь в основу музыкального произведения? Почему?

Какие эпитеты соответствуют характеру, настроению стихотворения? (работа на доске, с карточками)

Музыкальность перевода Лермонтова подтверждается тем, что оно легло в основу 40 романсов разных композиторов. (Домашнее задание: выяснить фамилии этих композиторов: Николая Алексеевича Титова (1840), Александра Варламова (дуэт, 1840), Ф. Г. Голицына (1845), К. А. Булгакова (для двух голосов в сопровождении органа, 1850-е гг.), Софьи Зыбиной (дуэт, 1861), Антона Рубинштейна (дуэт), Михаила Ипполитова-Иванова (1896), Сергея Танеева (дуэт, 1902), Сергея Ляпунова (1913), Николая Метнера (1913), Георгия Свиридова и других.)
Одним из этих композиторов был А.Г.Рубинштейн

9 слайд

Рубинштейн Антон Григорьевич (портрет)

пианист, композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель.

Разучивание мелодии романса.

Можно ли разнообразить ряд эпитетов? Как и почему?

Давайте послушаем романс в исполнении профессионалов.

10-24 слайды Презентация романса «Горные вершины».

Какими средствами музыкальной выразительности Рубинштейн изобразил красоту гор?

Восходящие мелодические линии

Дуэт (ансамбль, состоящий из 2-х человек) – эффект эха

Нарастающая динамика (восторг, радость)

Пополнится ли наш ряд эпитетов после прослушивания романса?

Помимо профессионального и бытового романса существует особый вид романса- цыганский

25-34 слайды Презентация цыганского романса «Очи чёрные».

35-36 слайды. Рефлексия.

37 слайд.

Я никогда не понимал

Искусства музыки священной,

А ныне слух мой различал

В ней чей – то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту

И те души моей волненья,

Что всю былую красоту

Волной приносит из забвенья.

Под звуки прошлое встаёт

И близким кажется, и ясным:

То для меня мечта поёт,

То веет таинством прекрасным.

А. Блок

Выставление оценок. Анализирую работу ребят и выставляю оценки



















Урок.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru