В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок "Напряжение. Измерение напряжения" (8 класс)

Марина Морозова Марина Морозова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:6    просмотров: 13791
Краткое описание
Урок изучения нового материала. Цель урока: ввести понятие электрического напряжения; обозначение напряжения, единицу измерения, формулу для расчета; познакомиться с прибором для измерения напряжения и его подключением в цепь.

Описание
Автор: Морозова Марина Валентиновна,
учитель МБОУ СОШ № 27 с УИОП г. Воронежа
Предмет: физика
Класс: 8

Продолжительность урока: 40 мин
Учебник: Перышкин А.В., Физика-8


Использование информационных технологий: презентация Power
Point
из 18 слайдов в качестве сопровождения лекции учителя (презентация к уроку «Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения» размещена также на портале «Большая перемена» по адресу: http://www.pomochnik-vsem.ru/load/prezentacii_pedagogov/fizika_khimija_astronomija/prezentacija_quot_ehlektricheskoe_naprjazhenie_edinicy_naprjazhenija_izmerenie_naprjazhenija_voltmetr_quot_8_klass/9-1-0-1344).
Оборудование для урока: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный вольтметр, лабораторный вольтметр.
Урок по теме «Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения». (Слайд 2)
Цель урока: ввести понятие электрического напряжения; обозначение напряжения, единицу измерения, формулу для расчета; познакомиться с прибором для измерения напряжения и его подключением в цепь. (Слайд 3)
План урока:
1. Проверка домашнего задания.
2. Изложение нового материала.
3. Закрепление.
4. Домашнее задание.

1. Проверка домашнего задания: проверить степень усвоения знаний о силе тока, формуле для расчета силы тока, приборе для измерения силы тока предлагается следующим образом: один учащийся у доски дает развернутый ответ на предложенный вопрос, в это время несколько учащийся на местах выполняют задания по карточкам для проверки знаний (Приложение 1). Форма проверки может варьироваться, в зависимости от уровня подготовленности класса.
2. План изложения нового материала (Слайд 4):
1) Повторение сведений об электрическом токе.
2) От чего зависит работа тока?
3) Определение, обозначение и формула напряжения.
4) Аналогия между напряжением и давлением газа.
5) Единицы напряжения.
6) Прибор для измерения напряжения.
7) Подключение вольтметра в цепь.
Повторение сведений об электрическом токе.
Вопросы к учащимся для актуализации прежних знаний (Слайд 5):
Что называют электрическим током? (Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц)

Что «заставляет упорядоченно двигаться» заряженные частицы? (Заряженные частицы приходят в упорядоченное движение под действием электрического поля)

Какой величиной характеризуется ток в цепи? (Ток в цепи характеризуется физической величиной, называемой силой тока)

По какой формуле рассчитывают силу тока? (I=)

В каких единицах измеряют силу тока? (Силу тока измеряют в амперах)

Каким прибором измеряют силу тока? (Прибор для измерения силы тока называется амперметром)

Как подключается в цепь прибор для измерения силы тока? (Амперметр подключается в цепь последовательно к участку, на котором измеряется сила тока)

Какие превращения энергии могут происходить в цепи при протекании тока? (Энергия электрического тока может превращаться в тепловую, химическую энергии или в энергию магнитного поля)

Совершается ли работа при протекании тока? (При протекании тока по проводнику совершается работа, например, по разогреву спирали лампы накаливания)

От чего же зависит работа тока? (Слайд 6)

Работа тока зависит от силы тока (например, чем больше сила тока, тем сильнее нагревается проводник). Кроме силы тока на работу тока влияет еще одна физическая величина – электрическое напряжение.

Определение, обозначение и формула напряжения
(Слайд 7): Напряжение Uпоказывает, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую.
Формула для расчета напряжения:
U=

Аналогия между напряжением и давлением газа
(Слайды 8, 9): Для введения понятия электрического напряжения можно провести аналогию между напряжением и давлением газа.
Закачаем в один сосуд немного газа, а в другой — побольше. Давление газа в сосудах можно рассматривать как накопленную способность сжатого газа к совершению какой либо работы, или потенциал. Чем выше давление газа в сосуде, тем выше потенциал. Пока газ в этих герметичных сосудах изолирован от окружающего пространства непроницаемой стенкой, разность давлений-потенциалов ничего не даёт. Если в сосудах проделать отверстия в стенках и соединить их тонкой трубочкой, то какое-то время газ из сосуда с большим давлением будет перетекать в сосуд с меньшим, пока давления не уравновесятся.
Этот процесс перетекания газа из одного сосуда в другой – газовый ток. Если соединительную трубку разрезать где-нибудь и подключить, например, турбинку, то газовый ток будет совершать механическую работу. Электрические процессы протекают аналогично. Электроны всегда стремятся от более высокого электрического потенциала в сторону более низкого.
Единицы напряжения(Слайд 10).

Единица напряжения названа в честь итальянского ученого Алессандро Вольта.
За единицу напряжения принимают такое электрическое напряжение на концах проводника, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1 Кл по этому проводнику равна 1 Дж.
Согласно определению 1 В = 1

Прибор для измерения напряжения
(Слайд 11)

Для измерения напряжения применяют прибор, называемый вольтметром.
Учитель демонстрирует вольтметр демонстрационный, вольтметр лабораторный, показывает обозначение вольтметра на электрической схеме.
Подключение вольтметра в цепь(Слайд 12).
Зажимы вольтметра присоединятся к тем точкам цепи, между которыми надо измерить напряжение. Такое подключение прибора называется параллельным.
Учитель показывает на примере простейшей электрической схемы подключение вольтметра в цепь, предлагает учащимся начертить в тетрадях электрическую схему цепи с вольтметром.

В качестве связи материала урока с жизнью учащимся предлагается информация «Шаговое напряжение» (Слайды 13, 14, 15): Что будет с человеком, который окажется рядом с упавшим оголенным кабелем, находящимся под высоким напряжением?
Так как земля является проводником электрического тока, вокруг  упавшего оголенного кабеля, находящегося под напряжением,  может возникнуть опасное для человека шаговое напряжение.
Шаговое напряжение, обусловленное  электрическим током, протекающим в этом случае  в земле, равно разности потенциалов между двумя точками поверхности земли, находящимися на расстоянии одного шага человека. Возникает замкнутая электрическая цепь в теле человека по пути нога-нога. Поражение электрическим током по  этому пути считается наименее опасным, т.к. в этом случае через сердце проходит не более 4% от общего тока, и на практике не зарегистрировано ни одного случая смертельного поражения человека шаговым напряжением. При попадании под шаговое напряжение даже небольшого значения  возникают непроизвольные  судорожные сокращения  мышц ног. Обычно человеку удается в такой ситуации своевременно выйти из опасной зоны. Однако не пытайтесь выбегать оттуда огромными шагами, шаговое напряжение при этом только увеличится! Выходить надо обязательно  быстро, но очень мелкими шагами или скачками на одной ноге! Если же рефлекторное действие тока всё-таки  успевает проявиться, то  человек падает на землю, и возникает  более тяжелая ситуация:  образуется  более опасный путь тока  от рук к ногам,  и создается  угроза смертельного поражения.


3. Закрепление (Слайд 16)— вопросы 2, стр.92; вопр. 1-4, стр. 93; вопр. 1-2, стр.95 учебника; упр. 16 (2).
4. Домашнее задание (Слайд 17)— § 39-41, подг. к л/р стр.172-173
По желанию доклады:
«Электричество в организме растений и животных»
«Гальванический элемент Алессандро Вольта»
«Воздействие электричества на организм человека»
«Что делать при поражении электрическим током?»
Источники информации:

Рисунки – http://newzz.in.ua/uploads/posts/2011-05/1305067560_molniya.jpg
http://volt-info.rusitesdefaultfilesu16_.gif
http://img.encyc.yandex.net/illustrations/bse/pictures/02834/651340.jpg
http://900igr.netdataifizikaEdinitsa-elektricheskogo-naprjazhenija0010-003-Izmerenie-naprjazhenija.png
http://umnydom-nn.ru/images/shcool/fizika/893.jpg
http://nauchebe.net/img/160420111200001061.jpg
http://dmitryukts.narod.ruimgtestF1-13.GIF
http://class-fizika.narod.ru/8_29.htm
900igr.net


Учебник «Физика — 8», А.В. Перышкин, М.: Дрофа, 2004 г.

Приложение 1.
Карточки для проверки знаний.

КАРТОЧКА 1
1
Какую физическую величину измеряют с помощью прибора, шкала которого изображена на рисунке? Какова цена деления и предел измерения прибора? Какое значение измеряемой величины показывает прибор?


2
Начертите схему электрической цепи, состоящей из трех гальванических элементов и двух лампочек, каждая из которых имеет свой выключатель.
3
Ток в электрическом паяльнике 500 мА. Какое количество электричества пройдет через паяльник за 2 мин?

КАРТОЧКА 2
1
Какую физическую величину измеряют с помощью прибора, шкала которого изображена на рисунке? Какова цена деления и предел измерения прибора? Какое значение измеряемой величины показывает прибор?


2
Начертите схему электрической цепи, состоящей из двух гальванических элементов, звонка и двух ключей, расположенных так, чтобы можно было звонить из двух разных мест.
3
Вычислите силу тока в проводнике, через который в течение 1 мин проходит 90 Кл электричества.

КАРТОЧКА 3
1
Какую физическую величину измеряют с помощью прибора, шкала которого изображена на рисунке? Какова цена деления и предел измерения прибора? Какое значение измеряемой величины показывает прибор?


2
Начертите схему электрической цепи, состоящей из двух гальванических элементов, лампочки и двух выключателей, позволяющих включать лампочку из двух разных мест.
3
При электросварке сила тока достигает 200 А. Какой электрический заряд проходит через поперечное сечение электрода за 1 мин?

КАРТОЧКА 4
1
Какую физическую величину измеряют с помощью прибора, шкала которого изображена на рисунке? Какова цена деления и предел измерения прибора? Какое значение измеряемой величины показывает прибор?


2
Начертите схему электрической цепи, состоящей из двух гальванических элементов и двух звонков, включаемых одновременно одним выключателем.
3
По спирали электролампы каждые 10 с проходит 15 Кл электричества. Чему равна сила тока в лампе?

КАРТОЧКА 5
1
Какую физическую величину измеряют с помощью прибора, шкала которого изображена на рисунке? Какова цена деления и предел измерения прибора? Какое значение измеряемой величины показывает прибор?


2
Начертите схему электрической цепи, содержащей гальванический элемент, выключатель, лампочку и звонок.
3
Сколько времени продолжается перенос 7,7 Кл при силе тока 0,5 А?


Пожаловаться 20 мая 2012
Файлы
Конспект урока Электрическое напряжение.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

E:\Мое\Физика\8 класс\Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр\uchmet_120_60.gif


Автор: Морозова Марина Валентиновна,

учитель МБОУ СОШ № 27 с УИОП г. Воронежа
Предмет: физика
Класс: 8

Продолжительность урока: 40 мин
Учебник: Перышкин А.В., Физика-8

Использование информационных технологий: презентация Power Point из 18 слайдов в качестве сопровождения лекции учителя (презентация к уроку «Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения» размещена на портале «Большая перемена» по адресу: http://www.pomochnik-vsem.ru/load/prezentacii_pedagogov/fizika_khimija_astronomija/prezentacija_quot_ehlektricheskoe_naprjazhenie_edinicy_naprjazhenija_izmerenie_naprjazhenija_voltmetr_quot_8_klass/9-1-0-1344 ).


Оборудование для урока: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный вольтметр, лабораторный вольтметр.


Урок по теме «Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения». (Слайд 2)

Цель урока: ввести понятие электрического напряжения; обозначение напряжения, единицу измерения, формулу для расчета; познакомиться с прибором для измерения напряжения и его подключением в цепь. (Слайд 3)

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Изложение нового материала.

  3. Закрепление.

  4. Домашнее задание.


  1. Проверка домашнего задания: проверить степень усвоения знаний о силе тока, формуле для расчета силы тока, приборе для измерения силы тока предлагается следующим образом: один учащийся у доски дает развернутый ответ на предложенный вопрос, в это время несколько учащийся на местах выполняют задания по карточкам для проверки знаний (Приложение 1). Форма проверки может варьироваться, в зависимости от уровня подготовленности класса.

  2. План изложения нового материала (Слайд 4):

  1. Повторение сведений об электрическом токе.

  2. От чего зависит работа тока?

  3. Определение, обозначение и формула напряжения.

  4. Аналогия между напряжением и давлением газа.

  5. Единицы напряжения.

  6. Прибор для измерения напряжения.

  7. Подключение вольтметра в цепь.

Повторение сведений об электрическом токе.

Вопросы к учащимся для актуализации прежних знаний (Слайд 5):

  • Что называют электрическим током? (Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц)

  • Что «заставляет упорядоченно двигаться» заряженные частицы? (Заряженные частицы приходят в упорядоченное движение под действием электрического поля)

  • Какой величиной характеризуется ток в цепи? (Ток в цепи характеризуется физической величиной, называемой силой тока)

  • По какой формуле рассчитывают силу тока? (I=)

  • В каких единицах измеряют силу тока? (Силу тока измеряют в амперах)

  • Каким прибором измеряют силу тока? (Прибор для измерения силы тока называется амперметром)

  • Как подключается в цепь прибор для измерения силы тока? (Амперметр подключается в цепь последовательно к участку, на котором измеряется сила тока)

  • Какие превращения энергии могут происходить в цепи при протекании тока? (Энергия электрического тока может превращаться в тепловую, химическую энергии или в энергию магнитного поля)

  • Совершается ли работа при протекании тока? (При протекании тока по проводнику совершается работа, например, по разогреву спирали лампы накаливания)

От чего же зависит работа тока? (Слайд 6)

Работа тока зависит от силы тока (например, чем больше сила тока, тем сильнее нагревается проводник). Кроме силы тока на работу тока влияет еще одна физическая величина – электрическое напряжение.

Определение, обозначение и формула напряжения (Слайд 7): Напряжение U показывает, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую.

Формула для расчета напряжения: U =

Аналогия между напряжением и давлением газа (Слайды 8, 9): E:\Мое\Физика\8 класс\Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр\напряжение, httpvolt-info.rusitesdefaultfilesu16_.gif.gifДля введения понятия электрического напряжения можно провести аналогию между напряжением и давлением газа.

Закачаем в один сосуд немного газа, а в другой - побольше. Давление газа в сосудах можно рассматривать как накопленную способность сжатого газа к совершению какой либо работы, или потенциал. Чем выше давление газа в сосуде, тем выше потенциал. Пока газ в этих герметичных сосудах изолирован от окружающего пространства непроницаемой стенкой, разность давлений-потенциалов ничего не даёт. Если в сосудах проделать отверстия в стенках и соединить их тонкой трубочкой, то какое-то время газ из сосуда с большим давлением будет перетекать в сосуд с меньшим, пока давления не уравновесятся.

Этот процесс перетекания газа из одного сосуда в другой – газовый ток. Если соединительную трубку разрезать где-нибудь и подключить, например, турбинку, то газовый ток будет совершать механическую работу. Электрические процессы протекают аналогично. Электроны всегда стремятся от более высокого электрического потенциала в сторону более низкого.

Единицы напряжения (Слайд 10).

Единица напряжения названа в честь итальянского ученого Алессандро Вольта.

За единицу напряжения принимают такое электрическое напряжение на концах проводника, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1 Кл по этому проводнику равна 1 Дж.

Согласно определению 1 В = 1

Прибор для измерения напряжения (Слайд 11)

Для измерения напряжения применяют прибор, называемый вольтметром.

Учитель демонстрирует вольтметр демонстрационный, вольтметр лабораторный, показывает обозначение вольтметра на электрической схеме.

Подключение вольтметра в цепь (Слайд 12).

Зажимы вольтметра присоединятся к тем точкам цепи, между которыми надо измерить напряжение. Такое подключение прибора называется параллельным.

Учитель показывает на примере простейшей электрической схемы подключение вольтметра в цепь, предлагает учащимся начертить в тетрадях электрическую схему цепи с вольтметром.

В качестве связи материала урока с жизнью учащимся предлагается информация «Шаговое напряжение» (Слайды 13, 14, 15): Что будет с человеком, который окажется рядом с упавшим оголенным кабелем, находящимся под высоким напряжением?
Так как земля является проводником электрического тока, вокруг  упавшего оголенного кабеля, находящегося под напряжением,  может возникнуть опасное для человека шаговое напряжение.
Шаговое напряжение, обусловленное  электрическим током, протекающим в этом случае  в земле, равно разности потенциалов между двумя точками поверхности земли, находящимися на расстоянии одного шага человека. Возникает замкнутая электрическая цепь в теле человека по пути нога-нога. Поражение электрическим током по  этому пути считается наименее опасным, т.к. в этом случае через сердце проходит не более 4% от общего тока, и на практике не зарегистрировано ни одного случая смертельного поражения человека шаговым напряжением. При попадании под шаговое напряжение даже небольшого значения  возникают непроизвольные  судорожные сокращения  мышц ног. Обычно человеку удается в такой ситуации своевременно выйти из опасной зоны. Однако не пытайтесь выбегать оттуда огромными шагами, шаговое напряжение при этом только увеличится! Выходить надо обязательно  быстро, но очень мелкими шагами или скачками на одной ноге! Если же рефлекторное действие тока всё-таки  успевает проявиться, то  человек падает на землю, и возникает  более тяжелая ситуация:  образуется  более опасный путь тока  от рук к ногам,  и создается  угроза смертельного поражения.


  1. Закрепление (Слайд 16) - вопросы 2, стр.92; вопр. 1-4, стр. 93; вопр. 1-2, стр.95 учебника; упр. 16 (2).

  2. Домашнее задание (Слайд 17) - § 39-41, подг. к л/р стр.172-173

По желанию доклады:

«Электричество в организме растений и животных»

«Гальванический элемент Алессандро Вольта»

«Воздействие электричества на организм человека»

«Что делать при поражении электрическим током?»


Источники информации:

Рисунки – http://newzz.in.ua/uploads/posts/2011-05/1305067560_molniya.jpg

http://volt-info.rusitesdefaultfilesu16_.gif

http://img.encyc.yandex.net/illustrations/bse/pictures/02834/651340.jpg

http://900igr.netdataifizikaEdinitsa-elektricheskogo-naprjazhenija0010-003-Izmerenie-naprjazhenija.png

http://umnydom-nn.ru/images/shcool/fizika/893.jpg

http://nauchebe.net/img/160420111200001061.jpg

http://dmitryukts.narod.ruimgtestF1-13.GIF

http://class-fizika.narod.ru/8_29.htm

900igr.net

Учебник «Физика - 8», А.В. Перышкин, М.: Дрофа, 2004 г.


Приложение 1.

Карточки для проверки знаний.


КАРТОЧКА 1

1

Какую физическую величину измеряют с помощью прибора, шкала которого изображена на рисунке? Какова цена деления и предел измерения прибора? Какое значение измеряемой величины показывает прибор?

E:\Мое\Физика\8 класс\Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр\IMG_2254.JPG

2

Начертите схему электрической цепи, состоящей из трех гальванических элементов и двух лампочек, каждая из которых имеет свой выключатель.

3

Ток в электрическом паяльнике 500 мА. Какое количество электричества пройдет через паяльник за 2 мин?


КАРТОЧКА 2

1

Какую физическую величину измеряют с помощью прибора, шкала которого изображена на рисунке? Какова цена деления и предел измерения прибора? Какое значение измеряемой величины показывает прибор?

E:\Мое\Физика\8 класс\Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр\IMG_2253.JPG

2

Начертите схему электрической цепи, состоящей из двух гальванических элементов, звонка и двух ключей, расположенных так, чтобы можно было звонить из двух разных мест.

3

Вычислите силу тока в проводнике, через который в течение 1 мин проходит 90 Кл электричества.


КАРТОЧКА 3

1

Какую физическую величину измеряют с помощью прибора, шкала которого изображена на рисунке? Какова цена деления и предел измерения прибора? Какое значение измеряемой величины показывает прибор?

E:\Мое\Физика\8 класс\Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр\IMG_2252.JPG

2

Начертите схему электрической цепи, состоящей из двух гальванических элементов, лампочки и двух выключателей, позволяющих включать лампочку из двух разных мест.

3

При электросварке сила тока достигает 200 А. Какой электрический заряд проходит через поперечное сечение электрода за 1 мин?


КАРТОЧКА 4

1

Какую физическую величину измеряют с помощью прибора, шкала которого изображена на рисунке? Какова цена деления и предел измерения прибора? Какое значение измеряемой величины показывает прибор?

E:\Мое\Физика\8 класс\Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр\IMG_2248.JPG

2

Начертите схему электрической цепи, состоящей из двух гальванических элементов и двух звонков, включаемых одновременно одним выключателем.

3

По спирали электролампы каждые 10 с проходит 15 Кл электричества. Чему равна сила тока в лампе?


КАРТОЧКА 5

1

Какую физическую величину измеряют с помощью прибора, шкала которого изображена на рисунке? Какова цена деления и предел измерения прибора? Какое значение измеряемой величины показывает прибор?

E:\Мое\Физика\8 класс\Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр\IMG_2249.JPG

2

Начертите схему электрической цепи, содержащей гальванический элемент, выключатель, лампочку и звонок.

3

Сколько времени продолжается перенос 7,7 Кл при силе тока 0,5 А?



Morozova_MV-Fizika.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru