В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Муниципальный этап олимпиады по химии (11 класс)

Муниципальный этап олимпиады по химии (11 класс)

Наталья Ким
Тип материала: другое
Рейтинг: 12 голосов:2просмотров: 26529 комментариев: 2
Краткое описание
Задания и решения  муниципального этапа всероссийской олимпиады по химии для учащихся 11 класса общеобразовательной школы.
Описание
Олимпиада 2011-2012 учебного года, проводилась в г. Нягань ХМАО-Югры. Задания представляют собой тест и 6 задач различного уровня сложности. Максимальное число баллов 50, время выполнения заданий – 180 минут.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
задания 11 класс.doc Скачать

г. Нягань ХМАО-Югра Тюменская область

Задания школьного тура олимпиады по химии 11 класс


Инструкция для участника олимпиады.

Задания представляют собой тест и 6 задач различного уровня сложности. Максимальное число баллов 50, время выполнения заданий – 180 минут.



Тест.

  1. В уравнении реакции, схема которой
    KMnO4 + HCl → KCl + MnCl2 + Cl2 + H2O
    коэффициент перед формулой восстановителя равен: 1)5; 2)10; 3)12; 4) 16.

  2. Какой углевод в организме человека играет главную роль в энергетическом обмене: 1) фруктоза; 2) сахароза; 3) крахмал; 4) глюкоза?

  3. В каком соединении больше массовая доля азота:
    1) метиламин; 2) анилин; 3) азотная кислота; 4) этилендиамин?

  4. Обнаружить в растворе карбонат-ионы можно с помощью:
    1) гидроксида натрия; 2) азотной кислоты; 3) хлорида калия; 4) лакмуса.

  5. Какой объем газа выделится при растворении в избытке разбавленной серной кислоты 13 г хрома: 1) 11,2 л; 2) 8,4 л; 3) 5,6 л; 4) 2,24 л?

  6. Какое из приведенных веществ может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства:
    1) аммиак; 2) азотная кислота; 3) нитрат аммония; 4) нитрат калия.

  7. С 200 г 7% раствора серной кислоты может прореагировать оксид меди(II) массой: 1) 22,84 г; 2) 11,42 г; 3) 5,71 г; 4) 17,14г.

  8. 8. Процессу высыхания стен, покрытых штукатуркой, приготовленной на основе гашеной извести, соответствует химическое уравнение:
    1) Ca(OH)2 = CaO + H2O; 2) Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O;
    3) CaO + H2O = Ca(OH)2; 4) CaO + CO2 = CaCO3.

  9. 9. Для обнаружения в составе белков остатков ароматических аминокислот используют:
    1) ксантопротеиновую реакцию; 2) биуретовую реакцию;
    3) реакцию этерификации; 4) реакцию гидролиза.

  10. 10. В какой последовательности восстанавливаются данные металлы при электролизе растворов их солей:
    1) Au, Cu, Hg, Fe; 2) Fe, Cu, Au, Hg; 3) Fe, Cu, Hg, Au; 4) Au, Hg, Cu, Fe?

(всего 10 баллов)


  1. Предложите не более 5 способов получения хлорида натрия. Каждый способ должен отличаться от другого хотя бы одним из исходных веществ.

(5 баллов)

  1. К 208 г раствора, содержащего 20% хлорида бария, прилили 340 г 10% раствора нитрата серебра. Найти массу выпавшего осадка. Какие вещества и в каком количестве находятся в растворе после отделения осадка.

(8 баллов)

3.

Символ элемента

 

 

Заряд ядра

 

 

Число электронов

 

 

Массовое число

31

 

Число нейтронов

 

 

Номер периода

 

 

Число протонов

 

31


  • Заполните таблицу.

  • Запишите схемы электронных оболочек элементов.

  • Рассмотрите распределение электронов по квантовым ячейкам.

  • Составьте электронные формулы атомов.

  • Напишите уравнения образования соответствующих ионов (нужно отметить, происходит присоединение или отдача электронов).

  • Напишите уравнение реакции взаимодействия между данными веществами.

  • Определите вид химической связи в полученном веществе.

(7 баллов)


4. Осуществить ряд превращений. Назвать каждое вещество.

A (+H2) C2H4 (+HBr) → Б (+H2O, NaOH) B (+CuO) → Г (+Ag2O) → Д

(6 баллов)

5. В данном уравнении реакции расставьте коэффициенты методом электронного баланса Cl2 + KОН → KClО3 + KCl + H2O, укажите окислитель и восстановитель.

(7 балла)

6. При сжигании 4,5 г органического вещества получили 13,2 г оксида углерода (IV) и 8,1 г воды. Масса 1 л этого вещества равна 1,35 г. Выведите молекулярную формулу вещества.

(7 баллов)











Руководитель ГМО химии

Ким Н.В.


решения 11 класс.doc Скачать

г. Нягань ХМАО-Югра Тюменская область


Решение заданий 11 класса

Тест.

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответа

4

4

4

2

3

3

2

2

1

4

Итого: 10 баллов.








Задание 1

  1. 2Na + Cl2 = 2NaCl; 2. Na2O + 2HCl = 2NaCl + H2O; 3. NaOH + HCl = NaCl + H2O; 4. Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2;

5. Na2SiO3 + 2HCl = 2NaCl + H2SiO3 (возможны другие варианты) Итого: 5 баллов


Задание 2

Вещества реагируют между собой с выпадением осадка хлорида серебра.

BaCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl + Ba(NO3)2 (1 балл)

Масса хлорида бария m(BaCl2) = m(р-ра) * ω = 208 г * 0,2 = 41,6 г (0,5 балла)

Количество хлорида бария n(BaCl2) = m/M = 41,6 г : 208 г/моль = 0,2 моль

(0,5 балла)

Масса нитрата серебра бария m(AgNO3) = m(р-ра) * ω = 340 г * 0,1 = 34 г

(0,5 балла)

Количество нитрата серебра n(AgNO3) = m/M = 34 г : 170 г/моль = 0,2 моль

(0,5 балла)

1 моль хлорида бария реагирует с 2 моль нитрата серебра.

0,1 моль хлорида бария реагирует с 0,2 моль нитрата серебра, (1 балл)

следовательно, 0,1 моль хлорида бария осталась в избытке и находится в растворе. (1 балл)

Согласно уравнению реакции получилось 0,2 моль осадка хлорида серебра

(0,5 балла) и 0,1 моль нитрата бария (0,5 балла)

Масса осадка m(AgCl) = M * n = 143,5 г/моль * 0,2 моль = 28,7 г (0,5 балла). В растворе после отделения осадка находится 0,1 моль BaCl2 и 0,2 моль Ba(NO3)2 (0,5 балла) Итого: 7 баллов


Задание 3

Символ элемента

P

Ga

Заряд ядра

+15

+3

Число


электронов

15

31

Массовое число

31

70

Число нейтронов

16

39

Номер периода

3

4

Число протонов

15

31


  • Заполненная таблица (3 балла)

  • P: +15 2)8)5) (0,25 балла)

Ga: +31 2)8)18)3) (0,25 балла)

  • Атомы неметаллов принимают электроны до завершения последнего энергетического уровня, превращаясь в отрицательнозаряженные ионы (0,25 балла)

P + 3e- → P3-(0,25 балла)
P3-: +15 2)8)8) (0,25 балла)

  • Атомы металлов главных подгрупп отдают электроны последнего энергетического уровня, превращаясь в положительнозаряженные ионы (0,25 баллов)

Ga - 3e- → Ga3+(0,25 балла)
Ga3+: +31 2)8)18) 0) (0,25 балла)

  • Распределение электронов по квантовым ячейкам (1 балл). Электронные формулы атомов: Р 1s22s22p63s23p3Ga 1s22s22p63s23p63d104s24p1 (1 балл)

  • Ga + P = GaP (0,5 балла)

  • связь ионная (0,5 балла) Итого: 8 баллов

Задание 4

1) С2Н2 + Н2 = С2Н4; 2) С2Н4 + HBr = C2H5Br;

3) C2H5Br + NaOH(водн. р-р) = C2H5OH + NaBr;

4) C2H5OH + CuO = CH3CHO + Cu + H2O; 5) CH3CHO + Ag2O = CH3COOH + 2Ag

А – ацетилен; С2Н4 – этилен; Б – бромэтан; В этанол; Г – этаналь; Д – уксусная кислота.

1 балл за каждое уравнение реакции, 0,15 балла за каждое название.

Итого: 6 баллов


Задание 5

Cl20+2ē 2Cl-1 │10 │ 5 │- окислитель (2 балла)

Cl20-10 ē 2Cl+5 2 │ 1 │ - восстановитель (2 балла)

6Cl2 + 12KОН → 2KClО3 + 10KCl + 6H2O или

3Cl2 + 6KОН → KClО3 + 5KCl + 3H2O (3 балла)

Итого: 7 баллов


Задание 6

М(в-ва) = 22,4 *1,35 = 30 г/моль (1 балл)

n(CO2) = 13,2/44 = 0,3 моль. (0,5 балла)

n(C) = 0,3 моль. (0,5 балла)

n(H2O) = 8,1/18 = 0,45 моль. (0, 5 балла)

n(H) = 0,9 моль. (0,5 балла)

m(C) = 0,3 * 12 = 3,6 г (1 балл)

m(H) = 0,9 г m(O) = 0 г (1 балл)

x : y = 0,3 : 0,9 = 1 : 3 (1 балл)

простейшая формула СН3 (0, 5 балла)

истинная формула С2Н6 (0,5 балла)

Итого: 7 баллов


Всего: 50 баллов

11 класс. 2011 год.zip Скачать
Обсуждение материала
Наталья Ширшина
14.05.2012 08:46
Задания олимпиады напоминают задания ЕГЭ (профильный уровень). Желателен повышенный уровень.
Елена Меркушова
18.11.2012 20:34
Согласна, для олимпиадных заданий нежелательны тестовые задания.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос