В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Программа "Край,в котором я живу"

Валерия Шараг Валерия Шараг
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345  голосов:5    просмотров: 11661
Краткое описание
Работа способствует дополнительному образованию и воспитанию младших школьков посредством музейной педагогики

Описание
Утверждаю Рассмотрено Рассмотрено
Директор МОУ на методсовете на заседании МО
«Белоярская СОШ №1» Зам. директора
Руководитель МО

__________________ __________________
__________________

Т.М.Соколова И.Н.Милькова Е.В.Котельникова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛОЯРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Программа курса «Край, в котором я живу»
в рамках внеурочной деятельности
2011-2012 учебный год
Современное общество, рассматривая общее образование ресурсом демократии, выделяет школу особым социальным институтом, на который возлагается бремя компенсации социальных дефектов, других, более спонтанных и менее управляемых со стороны государства институтов социализации ребенка, таких как семья, СМИ, Интернет и т.д.
А.Г.Асмолов
Пояснительная записка
Актуальность.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, граж­данина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — по­знания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемствен­ность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим со­бытиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание пат­риотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастно­сти ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия на­рода будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их ре­шение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории сво­ей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе — на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фраза: «… Охранять природу — значит охранять Родину...». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем ре­гионе, поэтому ряд занятий посвящен этой теме.
Цель программы курса:Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.
Цель программы: ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность), для установления положительного отношения к родной культуре.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
· формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
· познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ханты – Мансийского автономного округа – Югра;
· осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.
Воспитательные задачи:
· развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
· формировать толерантность и толерантное поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
· укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
· формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
· позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
· развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
· создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;
· укреплять семейные отношения.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:
· принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
· принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
· принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
· принцип тематизма;
· принцип последовательности;
· принцип культуросообразности;
· принцип деятельностного подхода.
Новизна и теоретическаязначимость дополнительной образовательной программы заключается:
· в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
· в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
· в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.
Теоретической базой данной образовательной программы явились:
· психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
· теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
· закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).
Отличительная особенность данной программы
состоит в её практической значимости:
· в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
· в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
· в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7 — 10 лет.
Дополнительная образовательная программа «Край, в котором я живу» рассчитана на 4 года.
Формы и режим занятий
Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 35 минут:
Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).
Методы и приемы:
· диалоги; элементы дискуссий;
· игры-практикумы;
· проблемные ситуации;
· сюжетно-ролевые игры;
· конкурсы, викторины;
· беседы;
· коллективно-творческие дела.
Формы проведения:
· рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;
· экскурсия; поездка, поход;
· практическое занятие, викторина, консультация;
· проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.
Место предмета в базисном учебном плане.

Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает четыре раздела, которые повторяются в каждом классе:
Введение:
· Я и Моя семья;
· Природа родного края;
· Мой поселок;
· Край, в котором я живу.

Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классах и 34 часа – во 2-4-х классах.


Занятия проводятся один раз в неделю, указано примерное количество часов на изучение каждой темы, формы проведения уроков, домашнее задание для учащихся. Творческое отношение учителя к изучаемому материалу поможет учащимся узнать природу своего края, его богатства, познакомиться с традициями и культурой не только своего народа, но и с культурой других народов, как составной частью мирового культурно – исторического процесса.


В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности, занимающихся на свежем воздухе в природной среде.

Занимающиеся первый год непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.

Основной формой занятий первого года является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.


На втором году обучения больше времени и внимания уделяется изучению родного поселка. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия.


Объектом изучения третьего и четвёртого годов становится родной край. Но начинается курс, как и прежде, с изучения семьи и родного города. Ребята повторяют уже известный материал и поднимаются на новый уровень знаний.

В начале каждой темы уделяется время на повторение учебного материала прошлого года занятий. Это позволяет проверить глубину знаний, систематизировать их и в какой-то степени углубить.
Каждая тема включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы.


Каждый год обучения может быть использован как самостоятельная одногодичная программа.
“Родная земля и в горсти мила”– гласит народная пословица. Данный курс даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.
Характеристика возраста.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.


Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.


Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того, чтобы этого не происходило, учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения, мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.


С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.


В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.


Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Ожидаемые результаты реализации программы:
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы).
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)
Критерии результативности:
· Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
· Участие в социально-значимых проектах;
· Участие в программе «Шаг в будущее»;
· Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.

Тематическое планирование.

Название блоков
Количество часов
Всего
Теория
Практика


Введение
1
1
_
1.
Я и моя семья


5
14
2.
Природа родного края
40
12
36
3.
Мой поселок
4
2
2
4.
Край, в котором я живу
4
2
4


Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
· освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
· стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
· представления:Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
· знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
· умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Введение

Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).

1. Я и моя семья
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхож­дения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её ис­тории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понима­нии особенности общественных отношений в семье.
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника.
2. Природа родного края
Цель блока:прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ханты – Мансийского автономного округа.
«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города.Знакомство с «Красной книгой» Югры. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ханты – Мансийкого края.
3.Мой поселок
Цель блока: прививать любовь к родному поселку, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего поселка, познакомить.
История школы. Традиции школы. Название поселка. Возникновение поселка, время образования, геральдика. Улицы поселка. Памятники и исторические здания.
4.
Край, в котором я живу.
Цель блока: изучить основные понятия о ХМАО, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.
Понятие о ХМАО как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа ханты и манси. Интерьер жилища. Традиционные занятия
Тематическое планирование для 1 класса
№ п/п
Тема
Часы
Содержание теоретической части
Практическая часть
Примечание
1
Введение.
Край, где я живу
1 ч.
Цели и задачи курса.




2
Что такое семья?
1 ч.
Понятие «семья».
Викторина


3
Дружная югорская семья
1 ч.
Народы, населяющие территорию ХМАО
Кроссворд


4
«Дорожите именем своим». Тайны наших имён.
Проект.
1 ч.
Что такое имя?
Разнообразие и значение наших имен.
Сообщение «Происхождение моего имени»


5
Моя фамилия.
1 ч.
Корни фамилии.
Конкурс рисунков «Моя семья»


6
Заключительное занятие по теме «Я и моя семья».
1 ч.


Составление генеалогического древа семьи


7
Многообразие растительного мира Югры.
1 ч.


Животный и растительный мир Югры.




8
Многообразие растительного мира Югры
1 ч.
Создание газеты «Животный мир Югры


9
Сезонные изменения в природе
1 ч.
Путешествие в Югорский зимний лес
Игровая программа «В гостях у зимушки — зимы»


10
Животный и растительный мир Югры
1 ч.
Игровая программа




11
Красная книга Югры
Проект.
1 ч.
Животные, под охраной закона.
Создание газеты «Красная книга Югры»


12
Травы Югры
1 ч.
Разнообразие трав.
Создание альбома лекарственных трав
Подготовка к участию в фестивале ученических проектов «Грани познания»
13
Зеленая аптека Югры
1 ч.
Лекарственные травы.
Проект «Зеленая аптека Югры»


14
Посещение городского краеведческого музея
1 ч.


Сочинение — отчет


15
Начало пути…
1 ч.
История школы
Конкурс рисунков «Мой дом – моя школа»


16
Поселок Белый Яр
1 ч.
Основные вехи развития поселка Белый Яр. История появления
Творческий отчет «Что мы знаем о поселке?»


17
Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны
1 ч.


Создание «Аллеи славы»
Проект «Ими гордится Югра»
18
Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане, Чечне
1 ч.


Сочинение – отчет «Герои живут рядом»


19
Край, в котором я живу.
Проект
1 ч.
Нефть – черное золото Югры.
Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый»


20
Герб, флаг ХМАО
1 ч.
Знакомство с символами ХМАО- Югры
кроссворд


21
«Здравствуй, край мансийский милый…» Литературный вечер
1 ч.


Литературный вечер


22
Сказки народов Севера – кладец мудрости.
2 ч.
Особенности северной сказки. Чему учат сказки Югры.
Чтение и обсуждение сказок.


23
Загадки народов Севера
1 ч.
Особенности загадок
Конкурс знатоков


24
Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта
Проект.
2 ч.
Особенности пословиц и поговорок народов севера, непосредственная связь с природой, нравственное начало.
Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество народов Югры»


25
Фольклорные праздник (Медвежий праздник)
1 ч.


Медвежий праздник. Вороний праздник

Сюжетно-ролевая игра


26
Фольклорные праздник (Вороний праздник)
1 ч.


27
Быт ханты и манси.
1 ч.
Основные занятия ханты. Игры.
Кроссворд, ребусы


28
Одежда народов Севера
Проект.
2 ч.
Как одеваются коренные народы.
Конкурс рисунков


29
Югорский лес весной
1 ч.
Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.
Создание газеты


30
Что дает нам лес
1 ч.


Игровая программа


31
Обобщающий урок.
1 ч.


Игровая программа «Знаток Югры»


Итого: 33 часа

К концу первого года обучения учащиеся должны:
а) знать:замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места поселка;
героев хантыйских сказок, изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов;
3-5 лекарственных растений;
ядовитые растения;
основных обитателей окрестных лесов; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.

б) уметь:вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.

Тематическое планирование для 2 класса
№ п/п
Тема
Часы
Содержание теоретической части
Практическая часть
Примечание
1
Мой дом – Белый Яр
1 ч.
Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, поселок – её часть.
Конкурс рисунков к Дню нефтяника «Мой папа нефтяник»


2
«Край, в котором мы живем»
1 ч.
Географическое расположение, климатические особенности
викторина


3
Мир природы «хвойные и лиственные деревья»
1 ч.
деревья
Кроссворд


4
«Хозяева тайги»
Проект.
1 ч.
Символы, образы края
Сообщение «о символике края»


5
Растительный мир округа, поселка Белый Яр
1 ч.
Особенности растительного мира поселка
Экскурсия по экологической тропе


6
Экскурсия в зал этнографии в краеведческом музее
1 ч.
Рассказ сотрудников музея о жизни и быте народа ханты
Составление генеалогического древа семьи


7
Место на карте
1 ч.
Расположение и значение поселка
Работа с картой России, ХМАО-Югра (местоположение округа, поселка)


8
Дата поселка.
проект
1 ч.
Важные даты в истории развития поселка
Составление календаря знаменательных событий


9
Иллюстрация гербов городов округа
1 ч.
Гербы и символы
Изготовление с детьми и родителями гербов городов ХМАО


10
«Символика поселка»
1 ч.
Символы поселка
Выставка рисунков «Каким может быть герб нашего поселка»


11
Социальный мир поселка
1 ч.
Жители поселка
Игра «Поиграем в экономику»


12
Люди различных национальностей нашего поселка
1 ч.
Жители поселка
Выставка «национальный костюм»


13
Лица поселка
1 ч.
Люди, оказавшие большое значение для поселка
Встреча людьми – первооткрывателями п. Белый Яр


14
«Все профессии важны, все профессии нужны».
Проект.
1 ч.
Профессии поселка
Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны»


15
Природный мир «Нефть – богатство края»
1 ч.
Значение открытия нефти для жизни поселка
викторина


16
Искусство в поселке
1 ч.
Развитие традиций искусства
Встреча с людьми искусства


17
Что читают белоярцы?!
1 ч.
Белоярская библиотека
Экскурсия в библиотек
Начало проекта «Я и мой поселок»
18
«Конкурс знатоков родного края»
1 ч.
История, важные даты и вехи поселка
Игра


19


Имя в истории.
Проект
1 ч.


История появления названий улиц
кроссворд


20
1 ч.
Составление альманаха «Где моя улица, где мой дом»


21


«Я и мой поселок»
1ч.


Защита ученических проектов


Проект «Каким я вижу поселок»


22
1 ч.


23
Как это было…
1 ч.
Белый Яр в годы войны
Сочинение «Мой прадедушка герой»


24
Мы – помним!
1 ч.
История появления памятника погибшим
Экскурсия к мемориал «Павшим в годы ВОВ»


25
Начало пути…
1 ч.
История образования на Белом Яру
Создание газеты о школе


26
Школьная жизнь
1ч .
Традиции нашей школы
экскурсия


27
Я – ученик моей школы.
Проект
1 ч.
Достижения школы, значение её в жизни учащихся
Личное портфолио


28
Природа Белого Яра весной
1 ч.
Погодные условия
Календарь погоды поселка


29
«Лекарственные растения нашего поселка»


2ч.
Лекарственные растения, прорастающие на территории нашего поселка
Оформление пособия «Лекарственные растения нашего поселка»


30


31
Поселок в любое время года
1 ч.
Природа поселка во все времена года
Создание буклета


32
Мой поселок
1 ч.


Конкурс рисунков «Мой поселок родной»


33
«Знай и люби вою малую Родину»
1 ч.
Итоговое занятие по всем разделам
Конкурс знатоков


+ 1 ч. Резервного времени
Итого: 34ч.
По окончанию второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории поселка, округа;
· Основные традиции школы;
· Различать символик Белого Яра;
· Название близлежащих улиц;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов писателей.
Уметь:
· Оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»;
· Правила безопасности в природе и на улицах поселка;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Тематическое планирование для 3 класса
№ п/п
Тема
Часы
Содержание теоретической части
Практическая часть
Примечание
1
Сургутский район
1 ч.
История создания района




2
Точка на карте
1 ч.
Месторасположение на карте ХМАО Сургутского района
Работа с картой


3
Вехи истории.
проект
1 ч.
Основные даты развития Сургутского района
Газета «Дата – событие»


4
Символика Сургутского района
1 ч.
Основные символы и гербы поселений Сургутского района
Создание герба района


5
Климат
1 ч.
Климатические условия Сургутского района
Создание календаря наблюдений за погодой


6


Экскурсия в природу


2 ч.
Растительный мир Сургутского района
Составление альманаха «Знаменитые растения Сургутского района»


7


8
Звери, обитающие на территории нашего района


2 ч.
Животный мир района
кроссворд


9
викторина


10
Рыбное богатство


2 ч.
Охрана рыбных богатств
Создание газеты «Рыбное разнообразие Сургутского района»


11


12
Охраняемые виды живого
1 ч.
Растения, животные Сургутского района, занесенные в Красную книгу
Составление отчета


13
Заповедные места
1 ч.
Малая Сосьва и Юганский заповедник
кроссворд


14
Национальное разнообразие
1 ч.
Многообразие национальностей, проживающих на территории Сургутского района
викторина


15
Коренные народы Сургутского района.
проект
1 ч.
Быт коренных народов на территории Сургутского района
Сообщения учащихся


16
Нефть – наше богатство
1 ч.
Значение открытия нефти для развития района
викторина


17
Все профессии района
1 ч.
Профессии работников Сургутского района
Сочинение «Кем работают мои родители?»


18


Предприятия района


2 ч.
Основные предприятия Сургутского района


Конкурс рисунков


19


20
Что дает наш район округу?
1 ч.
Значение Сургутского района
Сочинение «Чем я помогу, когда вырасту району»


21
Богатство талантов
1ч.
Писатели, художники родного района
Конкурс


22


Они создали историю…


2 ч.
Вклад различных людей в историю района
Встреча со знаменитыми людьми района


23


24
«Эхо войны»
1 ч.
Сургутский район в годы войны
Создание газеты «Аллея славы»


25
Памятники Сургутского района
1 ч.
Основные памятники Сургутского района, павшим воинам
Посещение мемориала


26
Начало пути…
1 .
История появления образования на территории Сургутского района
Буклет школы «Школы Сургутского района»


27


Святые места…
Проект


2 ч.
История появления святых мест на территории района
Создание макета.


28


29
Сургутский район весной


1 ч.


Экскурсия по тропе природы


30
Памятные места Сургутского района
1 ч.
Памятники, административные места, хранящие историю Сургутского района
Календарь памятных мест


31
Мой дом в Сургутском районе
1 ч.


Составление карты поселок на территории Сургутского района


32
Обобщение
1 ч.


Конкурс знатоков Сургутского района


33
+ 2 ч. Резерв.
Итого: 34 часа










По окончанию третьего года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории района;
· Различать символику Сургутского района;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

Тематическое планирование для 4 класса
№ п/п
Тема
Часы
Содержание теоретической части
Практическая часть
Примечание
1
Мой дом — Югра
1 ч.
Расположение Югры, описание
Нахождение на карте России округа


2
Мой адрес -Сибирь
1 ч.
Значение округа для страны
Сочинение « Каким я вижу наш округ в будущем»


3
Облик родной земли


2 ч.
Описание родного края в различных произведениях
Собрание самых красочных произведений о крае.


4
Творческий отчет


5
Река Обь – многогранная и незабываемая
1 ч.
Река Обь. Протяженность основные притоки.
Конкурс рисунков


6
Река кормилица.
Проект


2 ч.
Основное «население» Оби
Составление буклеты


7


8
Приглашаем в путешествие по реке
1 ч.
Стихи и проза о Оби. Мифы и легенды
Сочинение «Матушка – Обе»


9
Мой дом на карте России
1 ч.
История заселения Югры
Сообщения о первооткрывателях


10
Приключение двуглавого орла
1 ч.
История появления государственного герба
Конкурс рисунков


11
Символ родной земли
1 ч.
Гимн и флаг




12
Геральдика Югры
1 ч.
Наука геральдика. Гербы городов Югры. История их появления
Сочинение «Какие события в судьбе города, служат поводом для гордости?»


13
« В некотором царстве в некотором государстве…».
Проект

3 ч.


Странные герои веселых хантыйских сказок. Умные сказки. Небылицы
Конкурс иллюстраций к хантыйским сказкам.
Составление книжки собственных сказок.


14


15


16
Народная мудрость Югорого края


2 ч.
Быт и традиции. Основные занятия.
Творческая работа по созданию орудия быта


17


18
Пословицы и поговорки народов ханты
1 ч.
Пословицы народов Севера. Синонимичные с другими народами
Конкурс сочинений сказок или историй с использованием пословиц или поговорок.


19
Загадки народов Югры
1 ч.
Загадки коренных народов
Конкурс на самую лучшую загадку.


20
Фольклорные праздник (Медвежий праздник)

2 ч.
Медвежий праздник

Сюжетно – ролевые игры.


21
Фольклорные праздник (Вороний праздник)
Вороний праздник


22
Игры народов ханты и манси.
Проект


2 ч.


Разнообразие хантыйских игр
Составление игр для других классов


23
Конкурс на считалку для проведения игры


24
Югорский лес весной
1 ч.
Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.
Создание газеты


25
Многообразие растительного мира Югры.
1 ч.


Животный и растительный мир Югры.




26
Многообразие животного мира Югры
1 ч.
Создание газеты «Живой мир Югры


27
Животный и растительный мир Югры
1 ч.


Игровая программа


28
Красная книга Югры
Проект.
1 ч.
Животные, под охраной закона.
Создание газеты «Красная книга Югры»


29
Мой дом.
1 ч.
История малой Родины
сочинение


30
Моя Семья
1 ч.


Генеалогическое древо семьи


31
Обобщение
1 ч.


Конкурс знатоков родного края. Вручение дипломов.


32
+ 2 ч. Резерв
Итого: 33 ч.









По окончанию четвертого года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Общие сведения об истории поселка, района, округа;
· Различать символику Сургутского района, ХМАО — Югра;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Этапы педагогического контроля
Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.

Вид
Какие знания, умения, навыки контролируются
Форма подведения итогов
1.
Входящий
Проверка начальных знаний о родном крае, городе.
Беседа
2.
Текущий
Усвоение темы «Я и моя семья»
Устный рассказ, рисунок
3.
Текущий
Усвоение темы «Природа родного края»
Иллюстрированный тест
«Природа родного края»
4.
текущий
Усвоение тем: «Мой поселок», «Край, в котором я живу»
Проект
5.
Итоговый
Усвоение программы за год
Итоговый тест
Все обучающиеся, успешно закончившие курс обучения, получают звание «Юный знаток края». ( выдача дипломов, грамот).
Список литературы для учителя:
1. Сейненский. Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г
4. Древний город на Оби: История Сургута / [под ред. В. И. Бугрова]. – Екатеринбург: Тезис, 1994.
5. Очерки истории Югры / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Угор. науч.-исслед. Центр; [отв. ред.: Д. А. Редин, Н. Б. Патрикеев]. – Екатеринбург: Волот, 2000.
6. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008г.
7. Югра: 75 ступеней вверх / [ред.-сост. Ю. А. Дорохов; ред. Ю. В. Шинкаренко]. – Екатеринбург: Пакрус, 2005.
8. Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3-х т. / [гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев]. – Екатеринбург: Сократ, 2000.
Список литературы для детей:
1.
История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: учебник для старших классов
2.Мы — дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2006г.
3. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред.-сост. А. М. Васин. – Екатеринбург: Пакрус, 2003.
4. Здравствуй, Югра!: [фотоальбом] / [авт.-сост. А. Щукин; фот.: А. Щукин [и др.]; авт. текста: Л. И. Попкова, Н. М. Попкова]. – Москва: MV, 2000.
Пожаловаться 05 мая 2012
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru