В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Урок "Русские поэты ХIХ века о природе" (5 класс)

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Тема: Русские поэты ХIХ века о природе.(слайд №1)

Урок обучения интерпретации поэтического произведения на примере стихотворений Ф. Тютчева.

Предмет: литература

Класс: 5.

Цели и задачи урока: развивать умение исследования текста; закрепить знания учащихся о художественных средствах выразительности (теория литературы), их роли в речи; способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления; помочь ученикам увидеть и почувствовать красоту слова.

Круг понятий: лирика, лирический герой, тема, идея произведения, эпитет, метафора, сравнение, рифма, ритм, фоника.


Ход урока.

Слово учителя.

Приветствие. Озвучивание темы. Далее учитель обращается к опыту учащихся в целеполагании на уроках. Для этого необходимо задать следующие вопросы: что мы (все вместе) сегодня узнаем, чему мы (все вместе) сегодня научимся, что каждый из нас сегодня сумеет сделать?(сл.№2)

Задания для определения сущности и признаков стихотворной речи. Учитель читает фетовские строчки. О чем написал поэт? (О снеге). Далее педагог открывает скрытую за шторкой энциклопедическую информацию. Обсуждают, сопоставляют.

Слайд №3

Использование «шторки», картинки.


Бриллианты в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах…

(А.Фет)


СНЕГ – твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шестилучовых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0оС.

(Энциклопедический словарь)










СНЕГ – твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шестилучовых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0оС.

(Энциклопедический словарь)







Слайд №4

Использование «шторки», картинки.


Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.


Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.


С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный
Все вторит весело громам.


Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.



Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между т.н. кучево-дождевыми (грозовыми) облаками. Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей.

(Энциклопедический словарь)














Учитель. Чем отличается стихотворная речь от прозаической?

Учитель. Ведь все понятно: снег блестит, ручей течет, вулкан готовится к извержению, гроза начинается… Зачем поэт понятную мысль усложняет, делает абсурдной?

После обсуждения – экскурс в теорию литературы.

Слайд №5

Использование «указки».


Лирика

Цель

Изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях

Предмет

Внутренний мир человека, его мысли и чувства

Содержание

Субъективный внутренний мир поэта

Субъект – лирический герой

Функции языка

Переносное или иносказательное значение слова выдвигается на первый план. В основе образные средства языка. Особая организация языка – стихотворная (рифма, ритм, размер)
















Информация для учителя: можно распечатать в качестве раздаточного материала.


Учитель. Чтобы в словах стихотворного текста открылись несловарные значения и новые оттенки смысла, поэт, по известным ему одному законам, выбирает, «просеивает» нужные слова из общеупотребительного языка и создает поэтический образ. Попробуем и мы с вами разобраться в законах стихосложения (версификации). Но войдем в этот мир неторопливо, вслед за поэтами прошлых веков по горным дорогам, постоим у кипящего водопада, поклонимся одуванчику, услышим звуки природы и ощутим, как огромна и прекрасна жизнь и как чудесен наш русский язык.

Презентация.




Рефлексия. Какое у вас сейчас настроение. Понравилась ли вам музыка (Вивальди «Весна»), сопровождавшая слайд-шоу? А репродукции картин были не только на весеннюю тему.

Чем удивили вас художники? Да, у художника в арсенале кисть, краски и его воображение. А у поэта? СЛОВО. Это его главный инструмент. А как научиться разбираться в поэтическом мире и каковы законы его существования? Обратимся к науке.





Работа с интерактивной доской.

Информация для учителя. На доске появляется схема без надписей. Учитель читает определения, ученики узнают термин и вписывают его в схему. Внимание! Подразумеваются гиперссылки к каждому термину (функция «нажатие»).



Слайд №6

«умное перо», «ластик» в случае ошибки.











Работа с учебником (смена деятельности).


Учитель выразительно читает стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

- Каким настроением проникнуто стихотворение (настроением грусти)?

- Почему. Как на Руси назывался этот переходный период от лета к осени ( Бабье лето)?

- Какими средствами выразительности поэт передал свое отношение к ним?

Анализ стихотворения «Люблю грозу в начале мая…»

- О чем это стихотворение? ( О дожде и грозе или о чувствах человека, пробужденных этим природным явлением).

Проследим, какими средствами создается поэтический образ.


Информация для учителя. Ученик, приглашенный к доске, подчеркивает (выделяет маркером) эпитет, например, зеленым цветом, метафору – синим, олицетворение – красным. ( Выбор цвета определяет сам ученик)


Работа с интерактивной доской

Слайд № 7

Работа с цветным маркером, «ластиком» в случае ошибки, «указкой» учитель комментирует ответы.









Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.


Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.


С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный

Все вторит весело громам.


Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролил


Так должен выглядеть результат работы с тропами.


Учитель обращает внимание пятиклассников на инструментовку стиха, потому что не только слово раскрывает идею произведения, но и звук. Попробуем разобраться в этом.


Работа с интерактивной доской.

Информация для учителя. Ученики по цепочке выделяют сначала аллитерацию, затем ассонанс. Выбор цвета произволен.



Слайд № 7

Работа с цветным маркером, «ластиком» в случае ошибки, «указкой» учитель комментирует ответы, текстовые редакторы, информация за «шторкой».



Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.


Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.


С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный

Все вторит весело громам.


Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.






[ГРОМ]

[ДЖД]

[ГРМ]

[Л]


[О]

[А]







Беседа учителя с классом.

Какие звуки повторяются? Что они напоминают? Приходим к выводу, что в тексте повторяются звуковые комплексы [ГРОМ], [ДЖД], [ГРМ] (Подсказка за «шторкой»). Так же находим прием ассонанса.

Что отражает звукопись? (Тему стихотворения. [л] напоминает звук льющейся воды.)

О чем это стихотворение? (И о грозе, и о чувстве радости. О полном согласии человека и природы).



Другое лирическое произведение Ф. Тютчева тоже о природе. Анализ стихотворения «Чародейкою зимою…».


Обратимся к интерактивной доске.

Слайд № 8

Работа с цветным маркером, «ластиком» в случае ошибки, «указкой» учитель комментирует ответы.







Слайд-шоу № 5

Работа с цветным маркером, «ластиком» в случае ошибки, «указкой» учитель комментирует ответы.





Чародейкою Зимою

И под снежной бахромою,

Околдован, лес стоит –

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.


И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…


Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.


Учитель читает медленно и выразительно текст.

Что изображено? (Зима)

Какое художественное средство выразительности лежит в основе? (Олицетворение)

Что необычного в пейзаже? (лес живой, но заколдованный, как в сказке).

Учитель объясняет, что поэтический текст – это микросистема, в которой значима любая составляющая.

Итак, РИФМА. С нее-то и начнем. Музыка слов имитирует магические действия чародейки. Но вы, ребята, должны мне помочь. Кто идет к доске?


Работа с интерактивной доской.

Информация для учителя. К доске выходят учащиеся и разными цветами выделяют все рифмующиеся (на их взгляд) слова. Если что-то не увидели дети, учитель дополнит попутным комментарием, так как существует стереотип о рифме, что она только конечная. Задача учителя – показать разнообразие и красоту рифмы.

















Чародейкою Зимою

И под снежной бахромою,

Околдован, лес стоит –

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.


И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…


Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.


Так должен выглядеть результат работы детей и учителя.


Слово учителя. Да, ритмический рисунок рифмы необычайно причудлив. Проследим, как совершается «зимнее чудо». Чародейка Зима чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон. Кажется, что колдовство волшебницы воспроизводят парные, кольцевые, перекрестные, тавтологические и внутренние рифмы. (Учитель использует «указку»).

Информация-инструкция для учителя. Внимательно рассмотрите рисунки. В такой последовательности учитель, используя средства «палитры» (тюбик/цвет), наглядно показывает ученикам ворожбу рифмы. На глазах пятиклассников рождается «картина»: учитель чертит круги, комментируя свои действия.



Комментарий к рисунку №1. Рифма «Чародейкою Зимою» обвела всю строфу, миновав лишь второй стих.



Комментарий к рисунку №2. Но первое слово второй строки («околдован») положило начало звучанию, которое перебрасывается во вторую строфу, обвивая концы стихов и проникая внутрь. «Околдован» звучит не только в словах, но и в звуках слов: «он», «сном», «волшебным». Стихи завораживают своей музыкой, «колдуют».





Комментарий к рисунку №3. Третья рифма, начавшая свой путь в середине третьего стиха первой строфы ( «снежной»), пробежала к началу пятого («чудной»), окольцевала вторую строфу ( «живой - пуховой»), а за ней и третью («косой – красой»).



Комментарий к рисунку №4. А последняя строчка стихотворения звучаниями повторила первую: «Чародейкою Зимою» - «Ослепительной красой.



Комментарий к рисунку №5. Так должен выглядеть результат «волшебства» учителя.



Продолжение беседы.

Каким настроением проникнуто стихотворение? Что же сильнее оказалось: чары Зимы или стрелы-лучи Солнца?

Учитель может продолжить работу с текстом, вернув слайд № 7.

Разобрав художественные средства выразительности лексики, пятиклассники сформулируют основную мысль стихотворения.

В финале урока учитель и ученики приходят к выводу, что поэтический текст – это не статичные слова, а движущиеся, живые, и потому связанные между собой глубокой связью.

Поэт имеет особый дар видеть, чувствовать, слышать СЛОВО и приводить в движение нашу мысль и нашу фантазию.

А помогла нам в этом нелегком деле ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА.



Домашнее задание.


  • Написать сочинение-этюд с использованием средств выразительности. Тему выбирает ученик.


Задание повышенной трудности.


  • Сочинить стихотворение.






Список использованной литературы:


  • Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. - М., 2004.

  • Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе:Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся. – М., 2004

  • Гаспаров М.Л. Русский стих начала 20 века в комментариях.-

М., 2004

  • Дрыжакова Е.Н. В волшебном мире поэзии. Книга для учащихся старших классов. – М., 1978

  • Маймин Е. Искусство мыслит образами. Для учащихся ст. классов. - М., 1977

  • Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н. А., Рябинова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя/Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М. 2002

  • Москвин В.П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). В двух частях. – Волгоград, 2004.
































Русские поэты XIX века о природе.

Урок обучения интерпретации поэтического произведения на примере стихотворений

Ф. Тютчева.


(Урок с использованием интерактивной доски)










Выполнили:


Громова Ирина Владиславовна,

учитель русского языка и литературы

Бумарскова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы



Волгоград, 2009


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru