Рабочая программа по русскому языку (УМК "Гармония", 1 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №4»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
зам. директора МОУ на заседании экспертного
Директор МОУ «Лянторская СОШ № 4» совета
«Лянторская СОШ № 4»
_____Л.Г. Золотарёва _______О.Я. Саютина протокол № 3 от
приказ № 336 от «3» мая 2011г. «18» апреля 2011г. «16» апреля 2011г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
для 1 класса
Фамилия, имя, отчество учителя, составителя Рабочей программы:
Полтавченко Л.И., учитель начальных классов МОУ «Лянторская СОШ№4»
2011
Пояснительная записка
Программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко (УМК «Гармония»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта учебного предмета «Русский язык»:
-
Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык. « К тайнам нашего языка. » М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 г.
-
Прописи «Хочу хорошо писать» в 4-х частях. Н.С.Кузьменко, Н.М. Бетенькова. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.
-
Рабочая тетрадь к учебнику «К тайнам нашего языка», 1 класс. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2011 г.
-
Методические рекомендации к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс. М. С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: « Ассоциация ХХI век», 2011 г.
-
Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать», 1 класс: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н.М.Бетенькова, О.Е.Курлыгина - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2010 г.
Программа рассчитана на 165 часов (5 часов в неделю)
Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному предмету
« Русский язык»
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся.
Цель курса - обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Задачи начального курса русского языка:
-
Создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи.
-
Заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации.
-
Сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
-
Средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться.
-
Обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Предлагаемый курс русского языка, построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
Именно через реализацию деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений. Под развитием учащихся – формирование их лингвистического мышления, способности осознавать язык как предмет наблюдения. Выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности. В том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме. В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:
а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;
б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;
в) освоить комплекс универсальных учебных действий.
Формы организации образовательного процесса:
-
Урок
-
Лекционно – практические занятия
-
Применение мультимедийного материала
-
Проектная деятельность
-
Исследовательская деятельность
Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»
-
Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
-
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
-
Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
-
Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский язык», 1 класс
Цель письма заключается в передаче речи на расстояние и закреплении ее во времени.
Задачи:
-
Научиться правильно сидеть, держать ручку, тетрадь.
-
Усвоить алгоритм письма.
-
Научиться писать буквы и целые слова.
Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающихся. Формирование графического навыка у первоклассника — процесс сознательный, в котором существенная роль принадлежит осознанию целей и задач действия: что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах. При формировании графического навыка необходимым условием является анализ достигнутых результатов, допущенных ошибок, причин их возникновения.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и графике, приобретённые в период обучения грамоте, закрепить фонетические и графические умения.
Задачи:
-
Приобретение детьми первоначальных знаний о языке и речи, освоение основных лингвистических понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (с учётом возраста учащихся и практических потребностей).
-
Становление умения выполнять разнообразные действия с языковым материалом (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения, подводить конкретные факты языка под понятия и на этой основе – развитие мышления детей, их языковой интуиции, чувства слова, накопление опыта пользования языком для понимания чужих мыслей и выражения своих.
-
Формирование комплекса языковых и речевых умений, необходимых для успешного общения в устной и письменной форме, для создания высказываний и использования в них языковых средств с учётом задач и условий общения, для осознания и верного решения возникающих при письме вопросов правописания и в целом для контроля за качеством своей речи.
Предмет «Русский язык» в систематическом курсе представлен следующими содержательными линиями:
-
основы лингвистических знаний о языке (в области фонетики, графики, морфемики, грамматики) и формирование языковых умений;
-
основы речеведческих знаний и развитие речи (совершенствование речевой деятельности);
-
основы знаний по орфографии и пунктуации, становление орфографических и элементарных пунктуационных умений.
В силу особой значимости формирования у детей всех видов речевой деятельности в описании содержания курса отдельно представлен раздел «Виды речевой деятельности».
Практическая работа по развитию речи школьников (по совершенствованию их речевой деятельности) и освоение ими вопросов правописания осуществляется как при изучении специальных тем курса, так и на других уроках. В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
-
осознание языка как основного средства человеческого общения;
-
положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
-
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
-
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.
Метапредметные результаты:
Регулятивные (обеспечивают способность регулировать свою деятельность):
-
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
-
действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
-
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные:
-
искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу;
-
читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
-
фиксировать информацию разными способами;
-
понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;
-
пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;
-
выполнять логические действия с языковым материалом: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;
-
подводить под понятие, доказывать, делать выводы.
Коммуникативные:
-
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
-
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
-
понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Предметные результаты освоения курса русского языка:
-
овладение начальными представлениями о средствах языка и возможностях их использования в речи;
-
освоение основных понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного);
-
умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения;
-
способность конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие тексты определённых жанров (в объёме изученного);
-
умение в процессе письма пунктуационно правильно ( в освоенных пределах) оформлять мысли, а также замечать орфограммы, осознавать свои затруднения, решать орфографические задачи (в том числе по словарю), а в неизвестных случаях освоенным способом (с помощью «окошка») «уходить» от орфографической ошибки;
-
проверять написанное и аккуратно (при необходимости) вносить коррективы.
К концу первого класса ученик научится:
В области письма (каллиграфии, графики, орфографии):
-
соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;
-
правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение;
-
сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи;
-
осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й,];
-
обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»;
-
применять при письме правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи–ши, ча–ща, чу–щу;
-
различать два вида чтения: «как говорим» (орфоэпическое) и «как написано» (орфографическое);
-
под руководством учителя писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения (по освоенной технологии), проверять написанное.
Ученик получит возможность научиться (в области речи, речевой деятельности):
-
читать правильно и плавно целыми словами, в трудных случаях по слогам, в темпе, близком к темпу устной речи;
-
понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;
-
самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
-
при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в частности окраску голоса (интонацию), мимику;
-
при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;
-
в целом оценивать качество своего письма;
-
различать буквы твёрдых или мягких согласных и буквы, указывающие на их твёрдость или мягкость;
-
применять освоенные правила переноса слов;
-
самостоятельно действовать при списывании и письме под диктовку по освоенной технологии, проверять написанное.
Различать:
-
слово и предложение;
-
слово, слог, звук;
-
звуки и буквы, звуки гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Кратко характеризовать:
-
звуки русского языка (гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, звонкий/глухой);
-
выбор способа обозначения твёрдости/мягкости согласного звука, а также звука [й,] (изученные случаи).
Решать учебные и практические задачи:
-
соблюдать основные правила участия в общении на уроке;
-
пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях (приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности);
-
выделять предложение, слово из потока речи;
-
выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый, строить модель звукового состава слова из 4–5 звуков;
-
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;
-
правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных и звук [й’] (без случаев с разделительными знаками);
-
обнаруживать орфограммы («опасные места») по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, ударный слог жи-ши (или ча-ща, чу-щу); буква на месте безударного гласного звука;
-
правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным или восклицательным знаком в ясных случаях);
-
обозначать пробелами границы слов;
-
писать большую букву в собственных именах;
-
соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);
-
правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу;
-
списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии)
-
писать слова с непроверяемыми орфограммами: альбом, весело, воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошёл, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок.
Ученик получит возможность научиться:
-
участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдая принятые правила общения;
-
соблюдать основные правила речевого поведения в повседневной жизни;
-
осознавать наличие разных задач речи и в связи с этим различать деловые сообщения и словесные картинки;
-
конструировать (из предложенных слов и сочетаний) записки, поздравления; использовать записки в общении со сверстниками, с близкими;
-
замечать слова, значения которых ученику неизвестны, спрашивать о них, находить в толковом словаре учебника;
-
в соответствии с литературными нормами произносить слова, помещённые в словарь учебника «Как правильно говорить?»
-
использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника;
-
различать слова по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям (в том числе разграничивать слова по вопросам кто? что? какой? какая? какие?);
-
обнаруживать и исправлять графические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [й,], а также пропуски, перестановки и замены букв) в специально предложенных записях и в собственных;
-
обнаруживать орфограммы («опасности письма») на месте парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и перед другим парным по глухости-звонкости согласным.
Особенности в решении вопросов развития речи.
1. Внимание учащихся привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные с детьми два главных требования к речи – быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику – стержень работы над культурой речи и речевым поведением, над правильностью и эстетикой письма. С опорой на эти требования начинается последовательное формирование коммуникативных УУД.
2. Обучаясь созданию речевых произведений, школьники осваивают жанры: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление, письмо.
4. В связи с работой над нормами произношения, над лексическим значением слов и частично над правописанием учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей, имеющихся в учебнике.
5. Важнейшим лексическим умением, формируемым в 1-м классе, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять их значения.
В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное формирование знаково-символического, логического мышления (наряду с конкретно-образным), регулятивных и познавательных.
Содержание программы
Обучение грамоте и письму, развитие речи (115 часов)
В обучении грамоте выделяются три периода: добуквенный, букварный (основной) и послебукварный (завершающий). Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов:
1) обучение первоначальному чтению;
2) обучение письму.
Закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).
Раздел 1. Добуквенный период (29 часов)
Правила посадки, положение тетради, руки, ручки при письме. Становление умения выполнять необходимые при письме движения, развитие мелкой мускулатуры руки, плавности её движений, глазомера, ориентировки в пространстве страницы, координации движений, использование для этого штриховки и раскрашивания рисунков, обведения
их контуров. Освоение основных элементов строчных и прописных букв, их названия и начертания; овладение тремя способами соединения элементов букв при письме (верхним, нижним, средним), знакомство с правилом выбора соединения (в зависимости от места, где начинается следующий элемент или следующая буква). Начало работы над самооценкой написанного с точки зрения каллиграфии.
Раздел 2. Основной период (букварный) (79 часов)
Закрепление правил посадки, расположения тетради, положения ручки в руке; продолжение работы над развитием мышц руки, плавности её движения вдоль строки, глазомера и координации движений, использование для этого обведения по контуру картинок и линий-дорожек, соединяющих рисунки со звуковыми схемами, обведения букв и их элементов по намеченному контуру. Совершенствование умения вычленять и характеризовать звуки речи, правильно называть буквы для их обозначения. Формирование умения анализировать письменные буквы, выявлять составляющие их элементы, письменно конструировать буквы и свободно писать каждую. Постепенное освоение написания всех букв параллельно с их изучением на уроках чтения. Обучение выбору одного из трёх способов соединения букв (нижнего, среднего, верхнего) в зависимости от начала написания следующей, а также выполнению всех видов соединений. Становление действия самооценки написанного с точки зрения каллиграфии. Формирование умения обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й’]. Обучение письму под диктовку слогов, слов, предложений, списыванию слов и предложений с печатного текста; последовательное обучение самопроверке написанного. Закрепление знаний о способах оформления границ предложений, о раздельном написании слов, использовании большой буквы в именах и т. д., об основных правилах переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося слог из одной буквы); становление умения применять изученные правила. Наблюдение за безопасными при письме местами (буквами ударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных, стоящих перед гласными). Постепенное расширение перечня опасных при письме мест: поэтапное знакомство с опасностями письма на месте безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных на конце слов и перед другими парными согласными, а также на месте ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу. Целенаправленное формирование орфографической зоркости учащихся – умения по освоенным признакам обнаруживать и на слух прогнозировать орфограммы; применение этого умения при списывании и записи под диктовку слов и предложений.
Раздел 3. Послебукварный (завершающий) период (7 часов)
Систематизация сведений о звуках и обозначающих их буквах (на основе схемы-опоры и ленты букв). Знакомство с другой системой расположения букв – с алфавитом; освоение алфавита. Закрепление приобретённых каллиграфических, графических и орфографических умений в процессе списывания, письма под диктовку, коллективного составления и записи различных предложений, в том числе поздравлений с окончанием букваря и обобщения: «Как хорошо уметь писать!»
Русский язык
Круг сведений о языке, речи и правописании (50 часов)
Раздел 1. Язык и речь (16 часов) Родной язык и иностранные языки. Речь деловая и изобразительная (картинная), устная и письменная. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Оформление мыслей (предложений) в устной речи и при письме. Правильное и красивое письмо как важное условие понятности и вежливости речи. Группы слов: слова-названия людей, животных, вещей; их признаков, действий, количества. Слова- указатели; слова-помощники. Собственные имена.
Раздел 2. Фонетика. Графика. Орфография (25 часов)
Звуки русского языка: гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, парные и непарные; согласные звонкие и глухие, парные и непарные (обобщение). Элементарная транскрипция (термин не потребляется) как способ обозначения звукового состава слов. Буквы, алфавит; использование алфавита в словарях. Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й’] буквами е, ё, ю, я; й (обобщение). Орфограммы («опасные при письме места»), их признаки: начало и конец каждой мысли, границы слов, собственные имена, перенос слов, ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу; безударные гласные звуки, парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и перед другими парными по глухости-звонкости. Способы нахождения «опасных мест» и их указание в записанном тексте. Графические и орфографические неправильности («описки и ошибки») как препятствия для понимания письменной речи. Проверка написанного и способы исправления погрешностей. Состав действий списывания и письма под диктовку.
Раздел 3. Язык. Речь. Практика речевой деятельности (9 часов)
Записка, письмо, телеграмма, поздравление: особенности их содержания, структуры и письменного оформления.
Основные виды учебной деятельности
-
Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развёрнутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами, способность к самооценке и самоконтролю.
-
Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребёнком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для её выполнения, установление последовательности и распределение во времени учебной работы.
Тематическое планирование
Обучение грамоте и письму, развитие речи (115 часов)
№ |
Наименование раздела |
Характеристика деятельности учащихся |
1. |
Раздел 1 Добуквенный период (29 часов) |
Создавать и поддерживать порядок на своём рабочем месте. Слушать учителя и выполнять его инструкции. Понимать информацию, представленную рисунками в прописях, и выбирать те образцы, которые соответствуют особенностям ученика (леворукий, праворукий) Определять направление ручки при письме (вверх, чуть выше плеча). Обводить рисунки по контуру серого цвета. Анализировать картинки. Определять направления движения персонажей: вверх, вниз, вправо, влево, вокруг. Анализировать подпись под картинкой, узоры на разлиновке, определяя назначение каждой линии, начало и направление письма на строке. Обводить узоры, контурные картинки, устанавливать закономерности, самостоятельно дорисовывать узоры. Штриховать рисунки и геометрические фигуры, выбирать соответствующее направление штрихов. Оценивать выполненную работу, выбирая одну из схем (доволен не доволен своей работой). Анализировать рисунки, выбирать те, которые подходят каждому из учеников (леворукому или праворукому) с точки зрения положения тетради, выводить (вместе с учителем) «секрет» наклонного письма и пользоваться им. Анализировать образцы элементов букв, подбирать сравнения, запоминать названия элементов. Сравнивать новые элементы с уже изученными, находить в них сходство и различие. Называть элементы букв, выполнять нужные движения при их письме. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв, дорисовывая схему-рисунок. Сравнивать модели предложений, соотносить предложение со схемой (моделью). Выводить (вместе с учителем) действия, выполняемые при письме под диктовку, и самостоятельно «записывать» предложения (в том числе с делением на слова) в виде схем (моделировать) Рассматривать узоры из элементов букв и определять способы их соединения. Проверять возможность соединения элементов букв каждым из выявленных способов. Анализировать записи и находить в них изученные соединения элементов. Обводить по серому шрифту элементы букв с рассмотренными соединениями, подбирать элементы, которые присоединяются к другим тем или иным способом. Оценивать выполнение работы с точки зрения начертания элементов букв, дорисовывая схему-рисунок. Участвовать в построении обобщений: понимать обобщающие модели, дополнять их недостающими условными обозначениями. |
2. |
Раздел 2 Основной период (букварный) (79 часов) |
Анализировать буквы, вычленять из них знакомые элементы, сравнивать выделенные элементы с элементами в прописи, проверять умение писать эти элементы, конструировать из них буквы. Определять начало письма буквы, обводить их по серому шрифту и писать самостоятельно, сравнивать написанные буквы с образцом в прописи. Осознанно выбирать вид соединения новой буквы с последующей. Обозначать гласные и согласные звуки в сильных позициях изученными буквами. Выводить действия, необходимые при списывании и составлять с помощью учителя памятку списывания. Действовать при списывании по определённому плану. Писать под диктовку слова и предложения по предложенной технологии. Пользоваться правилом правописания ударного сочетания «ши» Определять вид соединения букв, устанавливать его зависимость от начала письма следующей буквы. Понимать информацию о правилах письма, представленную в моделях, соблюдать это правило при письме. Выбирать способ обозначения твёрдости-мягкости согласных звуков на основе правила письма. Регулировать свои действия при списывании и письме под диктовку. Разграничивать ударные и безударные звуки, сравнивать звуки и буквы на месте безударных гласных; обозначать вывод в модели; выяснять правильные буквы и конструировать слова. Действовать по намеченному плану при списывании и письме под диктовку. Наблюдать за обозначением звука [й,] буквой й. Анализировать начертание буквы, сравнивать её с другими изученными буквами. Самостоятельно писать слова с изученной буквой. Определять начало письма букв и выполнять необходимые при письме действия. Регулировать процесс письма и оценивать результат. Наблюдать за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слов буквами, формулировать с помощью учителя вывод о наличии «опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. Находить в словах эти «опасные места». Наблюдать за звучанием и написанием сочетания «жи» Распространять правило обозначения ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши» на сочетание «жи», обобщать сведения и формулировать правило правописания ударных сочетаний «жи–ши». Писать слова с данными сочетаниями, пользуясь правилом. Списывать и писать под диктовку, с принятой технологией, регулировать свои действия. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв, дорисовывая схему-рисунок. Рассказывать по моделям правила письма. Писать под диктовку слова, выполняя правила графики. Списывать с ь и ъ знаками. Обобщать сведения об «опасностях письма», находить соответствующие места в словах, при выполнении специальных заданий, при списывании; где можно, объяснять выбор букв. Наблюдать за использованием алфавита, тренироваться в его применении. Использовать изученные орфографические правила при письме. Проверять себя и оценивать собственные достижения. Проводить частичный звуковой анализ слов, называть указанные звуки и осознавать задачу урока. Выделять в словах звук [й,], определять его место, выбирать нужную букву, обводить слова по серому шрифту, вписывать буквы «е, ё, ю, я, и». Обобщать сведения об «опасных при письме местах», обнаруживать «опасные места» в зрительно воспринимаемых текстах. Писать под диктовку, применяя изученные правила. Списывать предложения, выполняя всю последовательность действий и объясняя применение изученных правил. Тренироваться в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
3. |
Раздел 3 Послебукварный (завершающий) период (7 часов) |
Понимать тему урока по заголовку в прописи. Группировать буквы как буквы гласных и согласных звуков. Записывать слова под диктовку и определять их алфавитный порядок. Соотносить записанные слова и предложения с рисунками, находить в записях «опасные места». Применять изученные правила, выбирать и вписывать буквы. Списывать и писать под диктовку, регулировать при этом свои действия. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма. Осознавать тему урока по её названию в прописи, обсуждать, чему учились и чему научились, выполнять задания и проверять умения, оценивать собственные достижения. Тренироваться в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
Круг сведений о языке, речи и правописании (50 часов)
№ |
Наименование раздела |
Характеристика деятельности учащихся |
1. |
Раздел 1 Язык и речь (16 часов) Знакомство с учебником русского языка (1 час)
О нашей речи (2 часа) Какие бывают слова? (6 часов) Разные языки: родной и иностранные (2 часа) Речь устная и письменная (5 часов) |
Рассматривать обложку, страницы книги, вычленять отдельные элементы, распознавать детали, несущие незнакомую информацию. Читать письмо авторов, анализировать его построение, выбор слов, соблюдение правил речи. Просматривать учебник, находить подтверждения слов из письма авторов. Обнаруживать в записи «опасные места». Планировать процесс списывания и действовать по плану. Анализировать модель речи, с опорой на неё строить сообщения. Участвовать в беседе, соблюдая правила общения. Вступать в общение с персонажами, отвечать на их вопросы. Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их, аргументировать решение. «Озвучивать» рисунки, математические записи, использовать средства выразительности устной речи. Конструировать предложения. Анализировать высказывания, квалифицировать их как «деловое сообщение», «словесный рисунок». Вступать в беседу с взрослыми дома, задавать вопросы, выслушивать ответы и на их основе строить сообщения, рассказы; планировать свою речь с помощью опорных слов. Анализировать предложения, выявлять причины его неясности. Читать вопрос-заголовок, ставить задачи урока. «Рассыпать» предложения на слова, классифицировать их в зависимости от вопроса и значения. Делать вывод о наличии в языке групп слов, обобщать сведения. Анализировать значения слов, ставить вопросы к словам, классифицировать их. Конструировать предложения, находить «опасные места», списывать, действуя по алгоритму; моделировать диктуемое предложение и писать его под диктовку с опорой на модель. Выявлять слова, значения которых требуют уточнения; обращаться к словарю, находить в нём нужное слово. Анализировать слова, выбирать написание. Читать сообщения, находить нужные сведения. Отвечать на вопросы персонажей, аргументировать ответы. Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений. Сравнивать значения слова «язык», анализировать ответ персонажа, выявлять причину неправильности. Анализировать родственные связи слов, делать умозаключение о значении слова. Инициировать беседу дома на обсуждаемую тему, определять свою точку зрения. Сравнивать слова, произносимые на разных языках. Читать, «добывать» ответ на вопрос учебника. Рассматривать и сравнивать обложки книг, выявлять их авторов, квалифицировать книги как знакомые и незнакомые. Списывать, действуя по освоенному алгоритму. Находить слова в словаре, выписывать их. Анализировать урок с точки зрения приобретения новых сведений, обобщать их. Анализировать речевые ситуации, изображенные на рисунках, разграничивать их с точки зрения использования разновидностей речи. Читать, выявляя новые сведения. Определять границы предложений при зрительном восприятии текста, передавать их с помощью языковых средств в устной речи и при письме. Соотносить текст и его модельную запись, схематически записывать текст, воспринимаемый на слух. Создавать на основе рисунков словесную картину, разыгрывать ситуацию, используя средства выразительности устной речи. Списывать и писать под диктовку, выполняя необходимый алгоритм действия. Сравнивать слова с одинаково звучащими приставками и предлогами, по опорной схеме формулировать способ их разграничения и применять его при письме. |
2. |
Раздел 2 Фонетика. Графика. Орфография (25 часов) Звуки русского языка (5 часов) Буквы русского языка (4 часа)
Звуки и буквы («Как работают буквы?») (9 часов) Что значит писать правильно? (7 часов) |
Выделять определённый звук, последовательность звуков, характеризовать звук по известным признакам (по указанному признаку). Выявлять слово по характеристике его звуков (определённого звука); группировать слова с учётом характера звукового состава; составлять звуковые схемы слов, сравнивать их. Осознавать противоречие: звуковые схемы одинаковые, а слова и звуки в них разные. Слушать (читать) информацию для поиска способа разрешения противоречия; осознавать приобретённую информацию как способ решения задачи. Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. Сравнивать и различать звуки по заданным характеристикам. «Читать» модельные записи слов; фиксировать звуковой состав слова значками транскрипции («значками звуков»). Разграничивать буквы и звуки в словах, соотносить буквы и скрытые за ними звуки, классифицировать, группировать слова в зависимости от характеристики указанных звуков, от их звукового состава. Различать буквы русского и иностранного языков. Слушать (читать), выявляя нужные сведения. Сравнивать значения слов, уточнять их по словарю; наблюдать за расположением слов в словаре. Делать умозаключение о необходимости знания алфавита. Выявлять алфавитный порядок слов, располагать слова по алфавиту (применительно к разным жизненным ситуациям). Анализировать порядок букв, слов, различать их последовательности как правильные или неправильные. Находить в словах «опасные места» (на слух и зрительно), выяснять (проверять) буквы по словарю. Сравнивать естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленять неверно обозначенный звук, объяснять ошибку. Формулировать (с опорой на модель) способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи письма. Обобщать (с опорой на модель) правила русской графики; создавать с помощью модели и ключевых слов деловые монологические высказывания. «Переводить» звуковые записи слов в буквенные, анализировать и классифицировать слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой. Сравнивать способы обозначения мягкости согласных звуков, (звука [й,]); выбирать нужный способ в зависимости от позиции звука в слове. Различать правильные написания и неверные, проверять написанное, а также контролировать ход рассуждения персонажа (другого ученика), находить и исправлять ошибки. Применять правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверять собственные записи. Находить опечатки (описки) в тексте, выявлять их влияние на понимание мысли; делать вывод о необходимости проверки написанного. Участвовать в обсуждении «мнения» персонажа, высказывать свою точку зрения. Разграничивать описки (пропуски, замены букв) и ошибки (места на правила); осознавать различия в способах действия для поиска описок и ошибок, выполнять эти действия. Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие «опасности письма», обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов. Различать звуки и буквы, анализировать звуки на основе восприятия письменного текста; находить в тексте, группировать слова по указанным признакам; выявлять недостаточно понятные слова. Регулировать свои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного. Оценивать свои действия. |
3. |
Раздел 3. Язык. Речь. Практика речевой деятельности (9 часов) Записки (2 часа) Как пишут письма и телеграммы? (4 часа) Поздравления (2 часа) Перелистаем учебник (1час) |
Анализировать записи, определять цель их создания. Получать информацию из учебника о названии записей (записка, телеграмма, письмо, поздравление), их строении и правилах оформления при письме. Соотносить средства языка (слова) со структурными частями: обращением, приветствием, прощанием. Конструировать записки, поздравления из готовых элементов, телеграммы из предложений; «сжимать» предложение до телеграммы; развёртывать телеграмму в предложение. Редактировать записки, телеграммы, поздравления. Писать свои поздравления, записки, письма, выбирать обращения, пожелания и другие средства языка с учётом адресата речи. Использовать освоенные речевые жанры в практике общения. Обсуждать правила письменного общения, способы проявления вежливости. Анализировать и оценивать свои достижения и трудности; осознавать своё отношение к урокам русского языка. |
Формы проведения аттестации обучающихся 1 класса
Программой предусмотрено:
-
контрольные работы в первом полугодии не проводятся;
-
оценка самостоятельных работ проводится только словесно, отметки в первом классе не ставятся;
-
учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна;
-
тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме; выявить картину усвоения каждым учеником изученного материала;
-
итоговая контрольная работа проводится в конце года и имеет целью проверку полученной детьми подготовки за длительный промежуток времени, в них включены задания по разным темам.
Формы контроля в 1-ом классе:
- устный опрос
- письменный опрос (самостоятельные проверочные работы)
- рефлексия 1,2 уровней
Методы обучения:
-
словесные (беседа, сообщение),
-
наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
-
практические,
-
метод проблемного обучения,
-
методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),
-
методы контроля и самоконтроля.
Формы работы на уроках:
-
учебный диалог
-
коллективное составление плана предстоящей деятельности;
-
самостоятельная организация деятельности;
-
работа в паре;
-
работа в микрогруппе;
-
конструирование и моделирование
Здоровьесберегающий компонент
Ежедневно на уроках используются:
-
физминутки,
-
гимнастика для глаз,
-
беседы по ТБ:
- «Организация рабочего места»
Список литературы
для учителя:
-
Н.С.Кузьменко, Н.М. Бетенькова. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4-х частях. Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.
-
М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык. « К тайнам нашего языка». – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 г.
-
М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011 г.
-
М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Методические рекомендации к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.
-
М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, Н.М.Бетенькова, О.Е.Курлыгина. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать», 1 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2010г.
для учащихся:
-
Н.С.Кузьменко, Н.М. Бетенькова Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 частях - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.
-
М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык «К тайнам нашего языка». – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 г.
-
М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс. - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2011 г.
Интернет-ресурсы:
-
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
-
http:www.Nachalka.com.
-
http:www.viku.rdf.ru.
-
http:www.rusedu.ru.
-
http://school-collection.edu.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Тип урока |
Дата |
Универсальные учебные действия |
Оборудование |
Примечания |
Обучение грамоте и письму, развитие речи (115 часов)
Раздел 1 Добуквенный период (29 часов) |
||||||
|
Введение в урок обучения грамоте. Знакомство с учителем и одноклассниками, прописями. |
УИПЗЗ |
|
Познавательные: Общеучебные:
|
Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы |
|
|
Знакомство с правильной посадкой, положением ручки. |
УИПЗЗ |
|
|
||
|
Знакомство с разлиновкой прописи. |
УЗНЗВУ |
|
|
||
|
Знакомство со штриховкой. |
УИПЗЗ |
|
Логические:
|
Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы |
|
|
Продолжение знакомства со штриховкой. |
УЗНЗВУ |
|
|
||
|
Знакомство с секретом наклонного письма. Введение письма под диктовку (квази – письмо). |
УИПЗЗ |
|
Коммуникативные:
|
Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы |
|
|
Знакомство с элементами букв: прямая линия короткая. |
УЗНЗВУ |
|
Регулятивные:
Личностные:
|
Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы |
|
|
Знакомство с элементами букв: прямая линия, удлинённая вверх. |
УЗНЗВУ |
|
|
||
|
Знакомство с элементами букв: прямая линия, удлинённая вниз. |
УКИЗ |
|
Регулятивные:
|
Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы |
|
|
Знакомство с элементами букв. Квази – письмо с делением на слова. |
УИПЗЗ |
|
|
||
|
Знакомство с элементами букв: короткая прямая с закруглением внизу вправо. |
УЗНЗВУ |
|
Личностные:
|
Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы |
|
|
Знакомство с элементами букв. Квази – письмо с указанием слогов в слове. |
КУ |
|
|
||
|
Знакомство с элементами букв: короткая и длинная линии с двумя закруглениями. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Закрепление письма линий с закруглением вверху и внизу. |
УОСЗ |
|
Регулятивные:
|
Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы |
|
|
Знакомство с элементами букв: прямая линия с петлей вверху и внизу. |
КУ |
|
|
||
|
Знакомство с элементами букв: О о |
УЗНЗВУ |
|
|
||
|
Закрепление письма изученных элементов. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Знакомство с элементами букв: С с |
УКИЗ |
|
|
||
|
Знакомство с элементами букв: плавная длинная и плавная короткая линии снизу вверх. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо овалов и полуовалов. |
КУ |
|
|
||
|
Знакомство с нижним соединением элементов букв. |
УЗНЗВУ |
|
|
||
|
Закрепление написания овалов и полуовалов, линий с закруглением вверху и внизу. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Знакомство со средним соединением элементов букв. |
УЗНЗВУ |
|
|
||
|
Знакомство с верхним соединением элементов букв. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение. |
КУ |
|
|
||
|
Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение. |
КУ |
|
Познавательные:
|
Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы |
|
|
Закрепление письма изученных элементов рукописных букв. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Обобщение: виды соединений элементов букв – нижнее, верхнее, среднее. |
УОСЗ |
|
|
||
Раздел 2 Основной период (букварный) (79 часов) |
||||||
|
Письмо букв о, О. |
УИПЗЗ |
|
Коммуникативные:
|
Пропись Карточки |
|
|
Письмо букв и, И, ы. |
УЗНЗВУ |
|
|
||
|
Письмо букв э, Э, у, У. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо букв а, А. |
КУ |
|
Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки |
|
|
|
Письмо букв л, Л, м, М. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Письмо букв н, Н. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо букв р, Р. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо изученных букв. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Письмо букв с, С. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо букв к, К. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо букв т, Т. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Письмо букв в, В. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо изученных букв. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Письмо букв п, П. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо букв ш, Ш. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Письмо изученных букв |
УОСЗ |
|
|
||
|
Письмо изученных букв. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо изученных букв. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Письмо буквы я. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо буквы е. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Письмо буквы ё. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо изученных букв. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Письмо буквы ю. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Письмо буквы ь. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо изученных букв |
УОСЗ |
|
|
||
|
«Опасности письма» на месте безударных гласных. |
УИПЗЗ |
|
|
||
|
Письмо изученных букв. |
УЗНЗВУ |
|
|
||
|
Письмо букв й Й. |
КУ |
|
Познавательные: Общеучебные:
Логические:
|
Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки |
|
|
Закрепление и обобщение. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Письмо букв з З. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Письмо букв б Б. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо изученных букв. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Письмо букв г Г. |
УКИЗ |
|
Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки |
|
|
|
Письмо букв д Д. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо изученных букв. |
УОСЗ |
|
|
||
|
«Опасности письма» на месте парных по глухости – звонкости согласных (на конце слова). |
УИПЗЗ |
|
|
||
|
«Опасности письма» на месте парных по глухости – звонкости согласных (на конце слова). |
УЗНЗВУ |
|
|
||
|
Письмо букв ф Ф. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Письмо букв ж Ж. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Правописание ударных сочетаний жи – ши. |
УИПЗЗ |
|
|
||
|
Закрепление сведений об «опасностях письма». |
КУ |
|
|
||
|
Закрепление сведений об «опасностях письма». |
УОСЗ |
|
|
||
|
Повторение изученного об «опасностях письма». |
КУ |
|
|
||
|
Повторение изученного об «опасностях письма». |
УОСЗ |
|
|
||
|
Рассуждаем и пишем. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо изученных букв. |
КУ |
|
Регулятивные:
|
Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки Пропись Карточки |
|
|
Повторение изученных букв. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Повторение изученных букв. |
КУ |
|
|
||
|
Упражнение в письме. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Упражнение в письме. |
КУ |
|
|
||
|
Повторение изученных букв. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Повторение изученных букв. |
УОСЗ |
|
|
||
|
«Опасности письма» на месте парных по глухости – звонкости согласных (перед другими согласными). |
УКИЗ |
|
Познавательные:
|
Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки |
|
|
Письмо букв х Х. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо изученных букв. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Письмо букв ц Ц. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Письмо изученных букв. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Письмо букв ч Ч. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо букв щ Щ. |
УКИЗ |
|
Регулятивные:
Личностные:
|
Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки |
|
|
Письмо изученных букв. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Письмо изученных букв. Закрепление. |
КУ |
|
Регулятивные:
|
Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки |
|
|
Письмо изученных букв. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Упражнение в письме. |
УОСЗ |
|
|
||
|
«Опасности письма»: ча – ща, чу – щу. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Закрепление: жи – ши, ча – ща, чу – щу. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо букв Е, Ё. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо изученных букв. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Письмо буквы Ю. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо буквы Я. |
КУ |
|
|
||
|
Закрепление написания букв Е, Ё, Ю, Я. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Закрепление использования букв Е, е, Ё ё, Ю ю, Я я для обозначения двух звуков. |
УОСЗ |
|
Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки |
|
|
|
Закрепление использования букв Е, е, Ё ё, Ю ю, Я я для обозначения двух звуков. |
КУ |
|
|
||
|
Закрепление правильного использования букв й – е, ё, ю, я. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Письмо ь как разделительного. |
КУ |
|
|
||
|
Письмо разделительного ъ. |
КУ |
|
|
||
|
Закрепление написания букв ь и ъ. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Упражнение в письме. |
КУ |
|
|
||
|
Обобщение: «опасные при письме места». |
УОСЗ |
|
|
||
|
Письмо изученных букв. |
УОСЗ |
|
|
||
Раздел 3. Послебукварный (завершающий) период (7 часов) |
||||||
|
Алфавит. |
УИПЗЗ |
|
Регулятивные:
|
Пропись Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки |
|
|
Закрепление умения писать. |
УЗНЗВУ |
|
|
||
|
Упражнение в письме. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Упражнение в письме. |
КУ |
|
|
||
|
Как хорошо уметь писать! |
УОСЗ |
|
|
||
|
Как хорошо уметь писать! |
КУ |
|
|
||
|
Проверь себя. |
УПОКЗ |
|
|
||
Круг сведений о языке, речи и правописании (50 часов) Раздел 1. Язык и речь (16 часов) |
||||||
|
Знакомство с учебником русского языка. |
УИПЗЗ |
|
Познавательные:
|
Учебник ТПО Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки Учебник ТПО Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки Учебник ТПО Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки |
|
|
О нашей речи. Повторение изученного о речи. |
УЗНЗВУ |
|
|
||
|
О нашей речи. Роль слов в речи. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Какие бывают слова? Знакомство с тремя группами слов: названиями, указателями, помощниками. |
УИПЗЗ |
|
|
||
|
Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что? |
УЗНЗВУ |
|
|
||
|
Знакомство с собственными именами. Значение и написание собственных имён. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Расширение сведений о собственных именах. Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, книг, журналов. |
КУ |
|
|
||
|
Упражнение в выявлении и написании собственных имён. |
КУ |
|
|
||
|
Обобщение по теме. Обучение проверке своих знаний и умений. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Разные языки: родной и иностранные. |
УИПЗЗ |
|
Коммуникативные:
|
Учебник ТПО Интерактивная доска Компьютер |
|
|
Кто такие переводчики? Речь на родном и иностранном языке. |
УЗНЗВУ |
|
|
||
|
Речь устная и письменная. Устная и письменная речь, оформление границ предложения. |
УКИЗ |
|
Учебник ТПО Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки Словари |
|
|
|
Выразительность устной и письменной речи. |
КУ |
|
|
||
|
Раздельное написание слов в предложении. Запятая при перечислении. |
КУ |
|
|
||
|
Разграничение приставок и предлогов (без терминов). |
УКИЗ |
|
|
||
|
Закрепление умения определять границы слов и предложений, оформлять их при письме. |
УОСЗ |
|
|
||
Раздел 2. Фонетика. Графика. Орфография (25 часов) |
||||||
|
Звуки русского языка. Новый способ их обозначения. |
УИПЗЗ |
|
Регулятивные:
|
Учебник ТПО Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки Словари Алфавит |
|
|
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости. |
УЗНЗВУ |
|
|
||
|
Освоение нового способа обозначения звукового состава слов. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Звуковой анализ слов. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Упражнение в записи под диктовку, в соотнесении звуков и букв. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Буквы русского языка. Знакомство с алфавитом. |
УИПЗЗ |
|
|
||
|
Освоение алфавита. |
УЗНЗВУ |
|
|
||
|
Упражнение в определении алфавитного порядка слов. |
УКИЗ |
|
Учебник ТПО Интерактивная доска Компьютер Карточки Словари |
|
|
|
Тренировка в расположении слов по алфавиту. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Звуки и буквы («Как работают буквы?» Обозначение мягкости согласных звуков буквами гласных. |
УИПЗЗ |
|
Познавательные:
|
Учебник ТПО Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки Словари Алфавит |
|
|
Обозначение мягкости согласных с помощью ь. |
УЗНЗВУ |
|
|
||
|
Обозначение мягкости согласных разными способами. |
КУ |
|
|
||
|
Применение изученных правил письма. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Буквы е, ё, ю, я как способ обозначения звука [й,]. |
КУ |
|
|
||
|
Два способа обозначения звука [й,] (закрепление). |
УОСЗ |
|
|
||
|
Обозначение звука [й,] буквами. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Обозначение мягкости согласных и звука [й,] (обобщение). |
УОСЗ |
|
Коммуникативные :
|
Учебник ТПО Интерактивная доска Компьютер Таблицы Словари Алфавит |
|
|
Упражнение в письме под диктовку и соотнесении звуков и букв. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Что значит писать правильно? |
УИПЗЗ |
|
|
||
|
Правильное письмо – письмо без описок. |
УЗНЗВУ |
|
Учебник ТПО Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки Словари Алфавит |
|
|
|
Обучение проверке написанного. |
КУ |
|
|
||
|
Повторение изученных правил письма. Работа со словарём. |
УОСЗ |
|
|
||
|
Проверочная фонетико-графическая работа и тренировочный диктант. |
УПОКЗ |
|
|
||
|
Письмо под диктовку. Обучение самопроверке. |
КУ |
|
|
||
|
Контрольный диктант с дополнительными заданиями. |
УПОКЗ |
|
|
|
|
Раздел 3. Язык. Речь. Практика речевой деятельности (9 часов) |
||||||
|
Записки. Записка: её назначение и строение. |
УИПЗЗ |
|
Предметные:
|
Учебник ТПО Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки Словари Алфавит Открытки Учебник Интерактивная доска Компьютер Таблицы Карточки Открытки |
|
|
Конструирование и самостоятельное написание записок разных видов. |
УЗНЗВУ |
|
|
||
|
Как пишут письма и телеграммы? |
УКИЗ |
|
|
||
|
Письмо, его содержание, построение и оформление Написание письма учителю. |
КУ |
|
|
||
|
Телеграмма и её особенности. |
УЗНЗВУ |
|
|
||
|
Составление телеграмм. |
УКИЗ |
|
|
||
|
Поздравления. Как пишут поздравления? |
УОСЗ |
|
|
||
|
Написание поздравлений друзьям, близким, учителю. |
КУ |
|
|
||
|
Перелистаем учебник. |
УПОКЗ |
|
|
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
-
Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ
-
Урок закрепления новых знаний и выработки умений – УЗНЗВУ
-
Урок комплексного использования знаний – УКИЗ
-
Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ
-
Урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ
-
Комбинированный урок – КУ
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО