В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок-игра "Следствие ведут..." (6 класс)

Наталия Грудьева Наталия Грудьева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:5    просмотров: 2502    комментариев: 2
Краткое описание
Закрепить полученные знания в форме игры по теме "Портрет"

Описание

Грудьева Наталия Алексеевна
учитель изобразительного искусства МОУ СОШ №9
высшая квалификационная категория
Краснодарский край, ст. Староминская
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», Б.М. Неменский

Урок изобразительного искусства для 6 класса
«Следствие ведут…»
Урок изобразительного искусства для 6 класса
«Следствие ведут…» (40 мин.)
Тип урока — игра

Цель:
1. Закрепление знаний и умений по теме «Портрет»;
2. Развитие логического и образного мышления;
3. Воспитание коммуникативности, умения работать командой.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, бумага для рисования, фломастеры, репродукции картин.
Сценарий игры.
Игра проводится среди учащихся 6 класса. Каждый класс выставляет свою команду – знатоков искусства. Каждый тур игры имеет своё название. Каждый тур оценивается в баллах – от 1 до 5. В зависимости от полноты и правильности ответа. Даётся домашнее задание.
Начало игры

Звучит музыкальная заставка из фильма о Шерлоке Холмсе.

Ведущий.
Ребята, сегодня мы проводим с вами игру «Детективы».

Детектив в своей работе, безусловно, должен опи­раться на знания и опыт, но и чутье, интуиция ему также необходимы. Все это пригодится в сегодняшней игре, которая посвящена жанру портрета.

В отличие от других жанров изобразительного искус­ства портрет как бы выключает человека из потока собы­тий и сосредоточивает внимание на его чувствах, заботах, на его индивидуальности.

Разминка

На столах у вас лежат подборки репродукций.

1. И.Шишкин. «Утро в сосновом бору»;

2. И.Репин. «Портрет П. Третьякова»;

3. А.Рублев. «Троица» (икона);

4. М.Врубель. «Пан»;

5. Т.Яблонская. «Сенокос»;

6. И. Хруцкий. «Цветы и плоды».

Из представленных картин выберите те, что относятся к жанру портрета. Как называется картина и кто ее автор?

Домашнего задания «Ожившая картина (скульптура)»

Ведущий. Каждой команде было предложено выб­рать по своему усмотрению одно произведение изобра­зительного искусства, относящееся к жанру портрета, подготовить соответствующее оформление и инсценировать его. Другие команды пытаются узнать, что это за произведение и кто автора.

«Фоторобот»

Ведущий. Как мы уже упоминали, главное в жанре порт­рета — передача внутреннего мира человека, его эмоций.

На сцену приглашаются по 2 человека от команды. На полосках бумаги даны изображения глаз, носа, рта, при­чески, ушей, овала лица.
Задание: собрать портрет, выра­жающий грусть, удивление, спокойствие, недовольство (по жребию).

Пока «детективы» работают над составлением фото­робота, вниманию зрителей предлагается слайд-шоу работ учащихся по теме «Портрет».
Работы демонстрируются зрителям и передаются жюри для оценки.
«Игра с пятном»
(Заранее на листе бумаги наносится пятно.)

Ведущий. На сцену приглашаются еще по 2 челове­ка от каждой команды. В представленном вам пятне при внимательном его рассмотрении вы можете обнаружить профильное изображение человека, сказочного или ли­тературного персонажа. Необходимо лишь немного до­работать это пятно фломастером. Участники дорисовывают профиль персонажа.

Давайте посмотрим на работы наших художников в конкурсах «Фоторобот» и «Игра с пятном».

Работы демонстрируются зрителям и передаются жюри для оценки.

«Глаза — зеркало души человека»
Ведущий. Глаза многое могут рассказать о характере человека, бушующих в его душе эмоциях. Вниманию ко­манд предлагаются фрагменты двух картин. Попробуйте охарактеризовать человека, которому могли бы принадле­жать эти глаза. На карточках фрагменты картин.

Командам дается 2 минуты на обдумывание ответа

Читается сти­хотворение О. Дриза «Глаза»
В глазах у нежных -

Нежность,

Отвага -

У бойца,-

В глазах у скромных -

Скромность,

У хитрых -

Хитреца.

''И — что ты ни придумай,
И что ни напиши, знают,

Что глаза –

Зеркало Души.

Затем один представитель от каждой команды ха­рактеризует предложенные фрагменты, например гла­за, используя эпитеты: суровые, колючие, холодные, жестокие, неравнодушные, вдумчивые, властные, пе­чальные, задумчивые, а также пытается охарактеризо­вать людей, которым они принадлежат. Характеристи­ки получаются разные.

На экране демонстрируются картины целиком, и каж­дая сопровождается коротким рассказом.

«Отпечатки пальцев»

Ведущий. О многом может нам рассказать одежда человека, манеры, предметы, его окружающие. А вы по­пробуйте охарактеризовать человека, которому принад­лежат эти руки.

На экране появляются фрагменты картин. Командам дается время на обдумывание ответа, а на экране — продолжение выстав­ки работ учащихся по теме «Портрет».

Представитель от команды пытается описать человека, которому принадлежат увиденные руки: мужские, женские, сильные, мужественные, руки воина, нежные, умеют тру­диться, спокойные и т.п. Если команда правильно назвала картину, ей добавляется балл.
Затем демон­стрируются картины целиком.

«Профессия (род занятий)»

Ведущий. По одежде и предметам, сопровождаю­щим изображение, можно определить, каков род заня­тий портретируемого.
Прошу команды определить, каков род деятельности изображенных на картинах людей и по возможности назвать их.

Звучит музыка. Жюри подводит итоги прошедших за­даний.

Ведущий. Портрет является одним из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства. Этой теме посвящен следующий тур нашей игры.
«Таможня»

Ведущий. На государственной границе таможня за­держала две картины.

На экране демонстрируются «Фаюмский портрет» (Египет, 1-11 в. н.э.) и парсуна Симона Ушакова 1630 г., запечатлевшая князя М.Скопина-Шуйского.

Имеют ли они историческую и культурную ценность? Какова их особенность?

Команды совещаются. За правильные и полные отве­ты начисляется 5 баллов.

«Очная ставка»

Ведущий. На уроках изобразительного искусства мы говорили о таком виде портрета, как автопортрет. Ваше­му вниманию предлагается несколько картин.

1. К.Брюллов. «Последний день Помпеи»;

2. П.Федотов. «Вдовушка»;

3. В.Суриков. «Боярыня Морозова»;

4. И.Репин. «Бурлаки на Волге».

Попробуйте определить, на какой из них художник изобразил себя.

Команды записывают ответ на карточке
«Вся команда — художники»

Приглашаются по 2 человека от команды: свидетель и художник.

Свидетель дает художнику словесный портрет разыс­киваемого героя. Задание участники вытягивают из кон­верта по жребию.
Приложение 2
Задание: нарисуйте портрет литера­турного героя по описанию.
Примерные тексты для зарисовок.
А.С. Пушкин
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица;
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива...
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
А. Линдгрен
Вот как она выглядела: волосы цвета мор­ковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому, же еще и в крапинку — от веснушек; в большом широ­ком рту сверкали, белые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи у неё. Видно не хватило, она вшила в него кое – где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один — коричневый, а другой — черный. А огромные черные туфли, казалось, вот-вот свалятся.
Т. Александрова.
Девочка взяла веник, да так и села на пол — до того испугалась. Под веником кто-то был! Небольшой, мохнатый, в красной ру­бахе, блестит главами и молчит. Девочка тоже молчит и думает: «Может, это ежик? А поче­му он одет и обут, как мальчик? Может, ежик игрушечный? Завели его ключом и ушли. Но ведь заводские игрушки не умеют кашлять и так громко чихать».
Тут Наташа потихоньку стала смеяться. Уж очень потешный оказался человечек. В крас­ной рубахе с поясом, на ногах лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся.
Л. Волков
Около изгороди стоял длинный шест, на нём «торчало соломенное чучело — отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешоч­ка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получилось смешное человеческое лицо. Чучело было одето: в поношенный голубой кафтан; кое- где из прорех кафтана торчала солома: На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты.

Другие члены ко­манды в это время фломастерами на листах формата АЗ выполняют дружеский шарж на команду соперников.

По завершении работы художники демонстрируют на­рисованные ими портреты литературных персонажей и дружеские шаржи на команду соперников.

Звучит музыка. Жюри подводит итоги конкурсов «Та­можня», «Очная ставка», «Художники» и игры в целом.

Ведущий и жюри награждают победителей и вруча­ют им дипломы «детективов».
Литература

1. Энциклопедия «Аванта+ Искусство» 1, 2 том
2. Газета «Первое сентября» № 7, 2006 г.
Пожаловаться 16 апреля 2012
Файлы
Глаза.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Глаза – зеркало душиC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\игра\джоконда.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\игра\арчимбольдо.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\игра\DSC05961.JPG











































Икона Казанской Божией матери

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\игра\DSC05961.JPG











Арчимбольдо. Автопортрет

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\игра\арчимбольдо.jpg













Леонардо да Винчи. ДжокондаC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\игра\джоконда.jpg

Игра для 6 класса.docx
HTML Войдите для скачивания файлов


C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\uchmet_120_60.gif











Грудьева Наталия Алексеевна

учитель изобразительного искусства МОУ СОШ №9

высшая квалификационная категория

Краснодарский край, ст. Староминская

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», Б.М. Неменский

Урок изобразительного искусства для 6 класса

«Следствие ведут…»


































Урок изобразительного искусства для 6 класса

«Следствие ведут…» (40 мин.)

Тип урока - игра


Цель:

  1. Закрепление знаний и умений по теме «Портрет»;

  2. Развитие логического и образного мышления;

  3. Воспитание коммуникативности, умения работать командой.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, бумага для рисования, фломастеры, репродукции картин.

Сценарий игры.

Игра проводится среди учащихся 6 класса. Каждый класс выставляет свою команду – знатоков искусства. Каждый тур игры имеет своё название. Каждый тур оценивается в баллах – от 1 до 5. В зависимости от полноты и правильности ответа. Даётся домашнее задание.

Начало игры

Звучит музыкальная заставка из фильма о Шерлоке Холмсе.

Ведущий.

Ребята, сегодня мы проводим с вами игру «Детективы».

Детектив в своей работе, безусловно, должен опираться на знания и опыт, но и чутье, интуиция ему также необходимы. Все это пригодится в сегодняшней игре, которая посвящена жанру портрета.

В отличие от других жанров изобразительного искусства портрет как бы выключает человека из потока событий и сосредоточивает внимание на его чувствах, заботах, на его индивидуальности.

Разминка

На столах у вас лежат подборки репродукций.

  1. И.Шишкин. «Утро в сосновом бору»;

  2. И.Репин. «Портрет П. Третьякова»;

  3. А.Рублев. «Троица» (икона);

  4. М.Врубель. «Пан»;

  5. Т.Яблонская. «Сенокос»;

  6. И. Хруцкий. «Цветы и плоды».

Из представленных картин выберите те, что относятся к жанру портрета. Как называется картина и кто ее автор?

Домашнего задания «Ожившая картина (скульптура)»

Ведущий. Каждой команде было предложено выбрать по своему усмотрению одно произведение изобразительного искусства, относящееся к жанру портрета, подготовить соответствующее оформление и инсценировать его. Другие команды пытаются узнать, что это за произведение и кто автора.

«Фоторобот»

Ведущий. Как мы уже упоминали, главное в жанре портрета — передача внутреннего мира человека, его эмоций.

На сцену приглашаются по 2 человека от команды. На полосках бумаги даны изображения глаз, носа, рта, прически, ушей, овала лица.

Задание: собрать портрет, выражающий грусть, удивление, спокойствие, недовольство (по жребию).

Пока «детективы» работают над составлением фоторобота, вниманию зрителей предлагается слайд-шоу работ учащихся по теме «Портрет».

Работы демонстрируются зрителям и передаются жюри для оценки.


«Игра с пятном»

(Заранее на листе бумаги наносится пятно.)

Ведущий. На сцену приглашаются еще по 2 человека от каждой команды. В представленном вам пятне при внимательном его рассмотрении вы можете обнаружить профильное изображение человека, сказочного или литературного персонажа. Необходимо лишь немного доработать это пятно фломастером. Участники дорисовывают профиль персонажа.

Давайте посмотрим на работы наших художников в конкурсах «Фоторобот» и «Игра с пятном».

Работы демонстрируются зрителям и передаются жюри для оценки.

«Глаза — зеркало души человека»

Ведущий. Глаза многое могут рассказать о характере человека, бушующих в его душе эмоциях. Вниманию команд предлагаются фрагменты двух картин. Попробуйте охарактеризовать человека, которому могли бы принадлежать эти глаза. На карточках фрагменты картин.

Командам дается 2 минуты на обдумывание ответа


Читается стихотворение О. Дриза «Глаза»

В глазах у нежных -

Нежность,

Отвага -

У бойца,-

В глазах у скромных -

Скромность,

У хитрых -

Хитреца.

''И - что ты ни придумай,

И что ни напиши, знают,

Что глаза –

Зеркало Души.

Затем один представитель от каждой команды характеризует предложенные фрагменты, например глаза, используя эпитеты: суровые, колючие, холодные, жестокие, неравнодушные, вдумчивые, властные, печальные, задумчивые, а также пытается охарактеризовать людей, которым они принадлежат. Характеристики получаются разные.

На экране демонстрируются картины целиком, и каждая сопровождается коротким рассказом.

«Отпечатки пальцев»

Ведущий. О многом может нам рассказать одежда человека, манеры, предметы, его окружающие. А вы попробуйте охарактеризовать человека, которому принадлежат эти руки.

На экране появляются фрагменты картин. Командам дается время на обдумывание ответа, а на экране - продолжение выставки работ учащихся по теме «Портрет».

Представитель от команды пытается описать человека, которому принадлежат увиденные руки: мужские, женские, сильные, мужественные, руки воина, нежные, умеют трудиться, спокойные и т.п. Если команда правильно назвала картину, ей добавляется балл.

Затем демонстрируются картины целиком.

«Профессия (род занятий)»

Ведущий. По одежде и предметам, сопровождающим изображение, можно определить, каков род занятий портретируемого.

Прошу команды определить, каков род деятельности изображенных на картинах людей и по возможности назвать их.

Звучит музыка. Жюри подводит итоги прошедших заданий.

Ведущий. Портрет является одним из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства. Этой теме посвящен следующий тур нашей игры.

«Таможня»

Ведущий. На государственной границе таможня задержала две картины.

На экране демонстрируются «Фаюмский портрет» (Египет, 1-11 в. н.э.) и парсуна Симона Ушакова 1630 г., запечатлевшая князя М.Скопина-Шуйского.

Имеют ли они историческую и культурную ценность? Какова их особенность?

Команды совещаются. За правильные и полные ответы начисляется 5 баллов.

«Очная ставка»

Ведущий. На уроках изобразительного искусства мы говорили о таком виде портрета, как автопортрет. Вашему вниманию предлагается несколько картин.

  1. К.Брюллов. «Последний день Помпеи»;

  2. П.Федотов. «Вдовушка»;

  3. В.Суриков. «Боярыня Морозова»;

  4. И.Репин. «Бурлаки на Волге».

Попробуйте определить, на какой из них художник изобразил себя.

Команды записывают ответ на карточке

«Вся команда — художники»

Приглашаются по 2 человека от команды: свидетель и художник.

Свидетель дает художнику словесный портрет разыскиваемого героя. Задание участники вытягивают из конверта по жребию.

Приложение 2

Задание: нарисуйте портрет литературного героя по описанию.

Примерные тексты для зарисовок.

А.С. Пушкин

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица;

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива...

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

А. Линдгрен

Вот как она выглядела: волосы цвета морковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому, же еще и в крапинку - от веснушек; в большом широком рту сверкали, белые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи у неё. Видно не хватило, она вшила в него кое – где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один - коричневый, а другой - черный. А огромные черные туфли, казалось, вот-вот свалятся.

Т. Александрова.

Девочка взяла веник, да так и села на пол - до того испугалась. Под веником кто-то был! Небольшой, мохнатый, в красной рубахе, блестит главами и молчит. Девочка тоже молчит и думает: «Может, это ежик? А почему он одет и обут, как мальчик? Может, ежик игрушечный? Завели его ключом и ушли. Но ведь заводские игрушки не умеют кашлять и так громко чихать».

Тут Наташа потихоньку стала смеяться. Уж очень потешный оказался человечек. В красной рубахе с поясом, на ногах лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся.

Л. Волков

Около изгороди стоял длинный шест, на нём "торчало соломенное чучело — отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получилось смешное человеческое лицо. Чучело было одето: в поношенный голубой кафтан; кое- где из прорех кафтана торчала солома: На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты.


Другие члены команды в это время фломастерами на листах формата АЗ выполняют дружеский шарж на команду соперников.

По завершении работы художники демонстрируют нарисованные ими портреты литературных персонажей и дружеские шаржи на команду соперников.

Звучит музыка. Жюри подводит итоги конкурсов «Таможня», «Очная ставка», «Художники» и игры в целом.

Ведущий и жюри награждают победителей и вручают им дипломы «детективов».











Литература


1. Энциклопедия «Аванта+ Искусство» 1, 2 том

2. Газета «Первое сентября» № 7 , 2006 г.

Отпечатки пальцев.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Отпечатки пальцев

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\игра\джоконда.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\игра\вермеер кружевница.jpg1.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\игра\пряха.jpg









































Вермеер. Кружевница

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\игра\вермеер кружевница.jpg

















Тропинин. Пряха

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\игра\пряха.jpg















Леонардо да Винчи. ДжокондаC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\игра\джоконда.jpg

Профессия.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

ПрофессияC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\игра\виктор васнецов.pngC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\игра\тропинин кружевница.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\игра\н.ге толстой.jpg











































Н.Ге. Л.Н. ТолстойC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\игра\н.ге толстой.jpg



















Тропинин. КружевницаC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\игра\тропинин кружевница.jpg















В. Васнецов. Иван ГрозныйC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\игра\виктор васнецов.png

игра.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Татьяна Остапцова
    21 апреля 201216:14
    Татьяна Остапцова

    Уважаемая Наталья Алексеевна! Спасибо, замечательная работа!!!Хорошо бы сделать по выбранным Вами превосходным иллюстрациям презентацию.Всего доброго! С уважением, Татьяна Николаевна. :):):)

  • Мира Винокурова
    30 января 201412:06
    Мира Винокурова

    Уважаемая Наталья Алексеевна! А где ответы к вопросам?

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru