В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Издательство «Учитель» объявляет акцию «В помощь классному руководителю». Акция действует с 05 по 18 августа 2019 г., в этот период Вы можете приобрести доступ к мероприятиям со скидкой 25%*. Подробнее об акции

Экзаменационный материал для итоговой аттестации по информатике за курс средней школы

Экзаменационный материал для итоговой аттестации по информатике за курс средней школы

Елена Сиротинова
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 2875 комментариев: 1
Краткое описание
Данный материал содержит пояснительную записку, 20 билетов и 20 практических заданий. В пояснительной записке отражено содержание курса информатики по темам, общие вопросы процедуры проведения экзамена и оценивания ответов учащихся.  Каждый билет состоит из одного теоретического и одного практического задания.
Описание
Сиротинова Елена Владимировна
г. Надым, ЯНАО
МОУ «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Учитель информатики и ИКТ
УМК: Н. Угринович
Экзаменационные билеты по информатике для 9 класса за курс основной школы
Пояснительная записка

Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике и ИКТ в устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта <metricconverter productid=«2004 г» w:st=«on»>2004 г. № 1089), В то же время они учитывают содержание действующих в насто­ящее время обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 19 мая <metricconverter productid=«1998 г» w:st=«on»>1998 г. №\1236 и от 30 июня <metricconverter productid=«1999 г» w:st=«on»>1999 г. № 56), которые практически полностью реализуются в основной школе.

Представленный комплект из 20 билетов отражает в полной мере феде­ральный компонент государственного стандарта основного общего образования,и включают также некоторые устоявшиеся в курсе информатики темы, имеющие свое продолжение в старшей школе и впоследствии присутству­ющие в экзаменационных материалах на вступительных экзаменах в вузы. Представленный экзаменационный материал ориентирован на классы, обучающиеся по учебнику Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ 9», а содержание практической части предполагает проверку уровня компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это подразумевает, что при решении конкретной задачи курса информатики или из любой смежной области знаний необходимо опираться на теоретические знания и практические умения в области ИКТ.
Содержание заданий экзаменационных билетов разработано по основ­ным темам курса информатики и информационных технологий, объединен­ных в соответствии с государственным образовательным стандартом по предмету в разделы «Информационные процессы» и «Информационные технологии». Содержание раздела «Информационные процессы» подраз­деляется на следующие темы: «Представление информации», «Передача информации», «Обработка информации. Алгоритмы», «Компьютер», «Ин­формационные процессы в обществе». Содержание раздела «Информаци­онные технологии» состоит из следующих тем: «Технология обработки тек­ста»», «Технология обработки графики», «Технология обработки числовой информации», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии».
Комплект билетов по информатике имеет следующую струк­туру: каждый билет содержит две части — теоретическую и практическую. Теоретическая часть предполагает устный ответ учащихся с возможной демонстрацией на компьютере необходимой для ответа иллюстративной части. Это может быть описание объектов изучения, их существенных при­знаков, свойств, связей между ними, т.е. раскрытие сущности изученного объекта. Качественные характеристики усвоения изученного материала могут различаться. В каких-то случаях это полнота и системность сформи­рованных знаний, в других случаях еще и прочность знаний учащихся, возможен случай самостоятельного и оперативного применения знаний учащимися. Описанные качественные характеристики являются критериями оценивания результатов обучения учащихся.
Практическая часть содержит задание, которое обязательно выполняет­ся на компьютере. Основная цель данной части экзамена — проверить у выпускника уровень компетентности в сфере ИКТ.
Каждое из заданий ориентировано на проверку умения выполнять оп­ределенный комплекс операций с конкретным программным пакетом, но при этом демонстрируются также общие знания и умения в области «Ин­форматики и ИКТ»: запуск программ на исполнение, чтение и запись фай­лов данных, выбор оптимального формата хранения и представления объек­тов. Задание такого формата позволяет выявить степень освоения инфор­мационных и коммуникационных технологий, достаточную для продолжения образования.
Примерное время подготовки учащихся к ответу по билетам может быть в диапазоне от 10 до 30 минут. Время ответа на билет в целом не должно превышать 15 минут.
Оценивание ответа экзаменуемого экспертное (складывается из не­скольких мнений членов экзаменационной комиссии). При оценке ответа используется традиционная форма оценивания по пятибалль­ной шкале каждого вопроса и выставление среднего значения в итоге за экзамен. Такой принцип оценивания подчеркивает значимость всех видов деятельности, которым обучен выпускник по предмету.
На отметку «5» оценивается ответ в целом на билет, если учащийся при ответе на теоретическую часть билета продемонстрировал системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся изложил связно, в краткой форме, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направлен­ность полученных знаний и умений, не допускал терминологических ошибок и фактических неточностей.
На отметку «4» оценивается ответ в целом на билет, если учащийся при ответе на теоретическую часть билета продемонстрировал системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся изложил связно, в краткой форме, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направлен­ность полученных знаний и умений, но при ответе на теоретическую часть билета были допущены незначительные ошибки, иногда нарушалась после­довательность изложения или отсутствовали некоторые несущественные элементы содержания.
На отметку «3» оценивается ответ в целом на билет — при удовлетворительном знании теоретических вопросов и выполнении практической части билета.
На отметку «2» оценивается ответ в целом на билет при незнании теоретического вопроса и отсутствием навыков практической работы на компьютере.

Билет № 1
1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
2. Создание и редактирование базы данных в среде системы управления базами данных.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет № 2
1. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации.
2. Создание, редактирование и форматирование текстового документа.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет № 3
1. Кодирование информации. Двоичная система счисления. Связь между двоичной и десятичной системами счисления.
2. Создание и обработка графического изображения средствами графического редактора.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет № 4
1. Кодирование текстовой и графической информации. Понятие мультимедиа.
2. Работа с файловой системой, с графическим интерфейсом (выполнение стандартных операций с файлами). Настройка элементов Рабочего стола.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет № 5
1. Процесс передачи информации. Способы передачи информации. Организация и структура локальных и глобальных компьютерных сетей.
2. Создание мультимедийной презентации, применение шаблона оформления. Цветовых схем и эффектов анимации. Показ с помощью автоматической смены слайдов.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Билет № 6
1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя. Способы записи алгоритмов, блок-схемы. Примеры.
2. Создание и редактирование базы данных в среде системы управления базами данных.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет № 7
1. Величины: константы, переменные, тип величины. «Линейная» алгоритмическая структура. Команда присваивания. Привести примеры.
2. Работа с электронной таблицей. Создание таблицы в соответствии с условием задачи, использование функций.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №8
1. Информатизация общества. Основные этапы развития вычислительной техники.
2. Построение алгоритма, содержащего команду ветвления, с реализацией на языке программирования.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №9
1. Архитектура компьютера. Основные устройства компьютера и их функции.
2. Создание, редактирование и форматирование текстового документа в среде текстового процессора. Установка параметров страницы, вставка номеров страниц, колонтитулов.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №10
1. Характеристики процессора и внутренней памяти компьютера (быстродействие, разрядность, объем памяти и др.).
2. Разработка алгоритма, содержащего цикл со счетчиком, с реализацией на языке программирования.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №11
1. Алгоритмическая структура «цикл». Виды циклов. Запись на языке блок-схем. Примеры.
2. Создание мультимедийной презентации. Выбор типа разметки слайдов, применение шаблона оформления, цветовых схем и эффектов анимации, управляющих кнопок.
Билет №12
1. Программное обеспечение компьютера, состав и структура. Операционная система: назначение, состав, организация диалога с пользователем. Графический пользовательский интерфейс.
2. Разработка алгоритма, содержащего цикл с условием, с реализацией на языке программирования.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №13
1. Понятие файла и файловой системы организации данных (папка, имя файла, тип файла, параметры файла). Основные операции с файлами. Понятие об архивировании и защите от вирусов.
2. Организация поиска информации в готовой базе данных с применением простого и составного логического выражения.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №14
1. Алгоритмическая структура «ветвления». Полное и неполное ветвление. Запись на языке блок-схем. Привести примеры.
2. Работа с электронной таблицей. Построение диаграмм и графиков по табличным данным.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №15
1. Технология работы с текстовыми документами. Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности. Основные структурные элементы текстового документа. Приемы редактирования и форматирования.
2. Построение алгоритма с реализацией на изучаемом языке программирования. Демонстрация программы и полученных результатов.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №16
1. Технологии работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений. Прикладные программы для работы с графикой.
2. Решение задачи по теме «Системы счисления» с проверкой результатов в стандартной программе «Калькулятор»
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №17
1. Табличные базы данных: основные понятия (поле, запись, первичный ключ), типы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними, назначение и основные возможности.
2. Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №18
1. Технология обработки информации в электронных таблицах. Структура электронной таблицы. Типы данных. Правила записи формул. Абсолютные и относительные ссылки.
2. Разработка алгоритма и построение блок-схемы для решения задачи, содержащей ветвление, в среде текстового процессора.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №19
1. Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Поиск информации в Интернете.
2. Создание компьютерной информационной модели в текстовом процессоре.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №20
1. Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей (примеры). Технология и этапы решения задач с помощью компьютера.
2. Создание HTML-документа на заданную тему.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практическое задание к билету №1
В СУБД Access создать структуру таблицы «Друзья» БД «Записная книжка», содержащую следующие поля: фамилия, имя, дата рождения, домашний адрес, домашний телефон, мобильный телефон.
1. Определить ключевое поле таблицы.
2. Внеси в созданную таблицу не менее 10 записей (значения задать произвольно).
3. Удалить из структуры таблицы поле «Домашний телефон»
4. Удалить из таблицы записи №3 и №7.

Практическое задание к билету №2
Используя панель инструментов Рисование в текстовом процессоре MS
Wordсоздать схему

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практическое задание к билету №3
Практическое задание к билету №4
1. В корневом каталоге диска С: создайте папку EXZAM. В папке EXZAMсоздайте папку с именем MY.
2. В папке MY
создайте папку «Отчеты».
3. В папку MYскопируйте все файлы с расширением .bmpиз папки «Мои документы».
4. В папку «Отчеты» поместите все файлы с расширением .xls,которые вы найдете на компьютере.
5. Выведите на экран содержимое папки MY, в полной форме (таблица), отсортировав ее по размеру файлов (по убыванию).
6. Определите, какой файл в папке «Отчеты» имеет самый большой размер.
7. Переименуйте папку «Отчет» в «Таблицы»
8. Переместите папку «Таблицы» на Рабочий стол.
9. Измените фоновый рисунок и заставку Рабочего стола.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практическое задание к билету №5
Подготовить презентацию по теме «Долговременная память», состоящую не менее чем из 3-х слайдов. Применить к объектам эффекты анимации. Настроить автоматическую демонстрацию слайдов.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практическое задание к билету №6
Создать структуру таблицы «Провайдер», содержащую следующие поля: название провайдера, плата за подключение, почасовая оплата, количество входных линий, скорость.
1. Определить первичный ключ таблицы.
2. Заполнить таблицу 10 записями (значения задать произвольно).
3. Добавить в структуру таблицы после поля «Скорость» поле «Сайт провайдера» .
4. Заполнить значения этого поля.
5. Удалить из таблицы записи №3 и №7.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практическое задание к билету №7
В таблицу собраны данные о крупнейших водохранилищах России:
Название водохранилища
Площадь
( м)
Объем
2)
Напор
3)
Камское
1700
11
21
Горьковское
1400
9
18
Рыбинское
4650
25
25
Цимлянское
2600
24
26
Братское
5300
180
104
Куйбышевское
5000
52
28








Самое объемное


?


Минимальное по площади
?




Средний напор




?

Построить таблицу в табличном процессоре Excel. С помощью функций найти объем самого большого водохранилища, площадь самого маленького и средний напор воды во всех водохранилищах..
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практическое задание к билету №8
Построить алгоритм (нарисовать блок-схему) и составить программу на языке программирования, осуществляющую поиск минимального значения из трех переменных (А, В, С). Проверить программу на тестах при разных вариантах исходных данных.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практическое задание к билету №9
В текстовом процессоре подготовить афишу к спектаклю «Красная шапочка», поставленному театральной студией «Молодость». При подготовке текстового документа использовать различные размеры, начертания и виды шрифтов. Список действующих лиц и исполнителей представить с помощью таблицы. Использовать рисунки, объекты WordArt.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практическое задание к билету №10
Построить алгоритм (нарисовать блок-схему) и составить программу на языке программирования для решения следующей задачи. Дано натуральное N. Вычислить S=1/1+1/2+1/3+…+1/N.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практическое задание к билету №11
Разработать презентацию «Мои учителя», содержащую гиперссылки, в которых содержится список ваших некоторых учителей и ссылки на данные о них. В свою очередь, страницы с информацией об учителях содержат ссылки на список учителей.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практическое задание к билету №12
Построить алгоритм (нарисовать блок-схему) и составить программу на языке программирования для решения следующей задачи. Дано натуральное N. С помощью цикла с условием вычислить произведение натурального ряда чисел от 1 до N.
Практическое задание к билету №13
1. В папке «Общие документы» откройте БД «Страны мира».
2. В режиме «Таблица» отобразите информацию БД, упорядочив записи
а) по увеличению площади страны;
б) по убыванию населения страны;
в) в алфавитном порядке названия стран.
3. С помощью запросов выведите информацию о странах:
а) расположенных в Америке
б) расположенных не в Азии
в) расположенных в Азии или Европе
г) со столицей на М и населением меньше 25 тыс.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практическое задание к билету №14
Иванов, Петров и Сидоров учатся в школе. Их успехи за 5 класс отражены в таблице:
Фамилия
русский
литература
математика
природоведение
информатика
физ-ра
Иванов
4
5
4
5
5
5
Петров
3
4
3
5
4
5
Сидоров
5
5
4
4
4
5
В табличном процессоре Excel построить столбчатую диаграмму, на которой будут отражены данные сразу обо всех трех учениках.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практическое задание к билету №15
Построить алгоритм (нарисовать блок-схему) и составить программу на языке программирования для решения следующей задачи. Вычислить среднее арифметическое чисел от 25 до 225.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практическое задание к билету №16
1. Перевести в двоичную систему счисления десятичное число 6410.
2. Перевести в десятичную систему счисления двоичное число 11111,1012.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практическое задание к билету №17
Построить алгоритм (нарисовать блок-схему) и составить программу на языке программирования для решения следующей задачи. Вычислить модуль введенного с клавиатуры числа и вывести результат на экран.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практическое задание к билету №18
В текстовом процессоре составить алгоритм (нарисовать блок-схему) для решения задачи. Определить, является ли треугольник с заданными сторонами А, В, С равносторонним.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практическое задание к билету №19
Для описания исторического процесса смены поколений семьи используются иерархические информационные модели в форме генеалогического дерева. С помощью панели Рисование текстового процессора MS Word постройте модель генеалогического дерева вашей семьи.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Практическое задание к билету №20
В текстовом редакторе «Блокнот» создать HTML-документ на тему «Мои увлечения». В документе использовать желтый фон страницы, различные размеры и цвета текста, вставить картинку.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 8900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Экзаменационный материал.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Сергей Колодин
14.04.2012 12:18
Уважаемая Елена Владимировна!

Пожалуйста, укажите список использованной литературы и источников сети Интернет в разработке.

С уважением, С.А. Колодин.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru