В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Русские земли и княжества XII – середины XIII вв. Феодальная раздробленность

Лариса Царева Лариса Царева
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
просмотров: 7787    комментариев: 1
Краткое описание
  обобщить, систематизировать и проконтролировать степень усвоения  материала  с использованием современных интерактивных и традиционных технологий по обозначенной теме.


Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 40»
Русские земли и княжества XII– середины XIIIвв. Феодальная раздробленность
урок
Автор: Царева Лариса Александровна,
учитель истории и краеведения
МБОУ «Гимназия № 40»
Барнаул, 2012г
Пояснительная записка
Автор:Царева Лариса Александровна, учитель истории и краеведения высшей квалификационной категории
Место работы:Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 40» г. Барнаула, Алтайского края
Название работы: Русские земли и княжества XII– середины XIIIвв. Феодальная раздробленность

Краткое описание: Повторительно – обобщающий урок по теме «Русские земли и княжества XII– середины XIII вв. Феодальная раздробленность» составлен для 6 класса общеобразовательной школы. Цель урока: сиспользованием современных интерактивных и традиционных технологий обобщить, систематизировать и проконтролировать степень усвоения материала по обозначенной теме.
Основной метод работы на уроке: беседа с использованием как репродуктивных, так и эвристических вопросов с целью включения в работу учащихся с различным уровнем обученности; интерактивная поддержка урока осуществляется блоком заданий, составленным в программе : SMART Notebook 10
Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой:
— авторский блок интерактивных заданий, составленный в программе : SMART Notebook 10
Методика проведения урока. Конспект
Класс: 6
Базовый учебник:А.А… Данилов, Л.Г. Косулина История России 6 класс
Роль и место темы в курсе:Повторительно – обобщающий урок по теме «Феодальная раздробленность Древней Руси»
Список использованного программного обеспечения: SMART Notebook 10
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска SmartBoard, авторская интерактивная разработка урока, настенная карта «Русские княжества в XIIXIIIвв», атласы по истории России, раздаточный материал

Цель урока: С использованием современных интерактивных и традиционных технологий обобщить, систематизировать и проконтролировать степень усвоения ранее изученного материала, обеспечить усвоение основных задач урока, продолжить формирование ключевых компетентностей.

Задачи урока:
Образовательные:
· Продолжить формирование у учащихся понятий: причины и последствия явлений, экономика, политика
· Выяснить особенности феодальной раздробленности Древнерусского государства в сравнении с европейскими государствами
· Углубить представления учащихся об особенностях различных форм государственного устройства Удельной Руси
· Проследить как в памятниках литературы и зодчества нашли отражение особенности политического развития отдельных земель
· Продолжить работу с датами и персоналиями
· Осуществить письменный контроль по изученной теме
Развивающие:
  • формирование умений анализировать исторические явления и понятия, доказывать свою точку зрения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы
  • формирование культуры мышления учащихся
Воспитательные:
  • Воспитание познавательного интереса к истории
  • формирование бережного отношения к прошлому своей страны
  • воспитание чувства ответственности человека за сои поступки, за судьбу своей страны
  • развитие эстетического восприятия мира на примере достижений культуры и искусства периода феодальной раздробленности

Основной метод работы на уроке:беседа с использованием репродуктивных и эвристических вопросов и интерактивной поддержкой

Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока:
1. Коммуникативные компетенции:
— умение работать в коллективе, способность слушать других людей, уважать чужое мнение, вести диалог и дискуссию
2.. Информационные компетенции:
При помощи компьютера и интерактивной доски анализировать, отбирать, организовывать, преобразовывать и закреплять полученную информацию.
3.. Учебно-познавательные компетенции: отыскивать причины явлений,
способность анализировать ситуацию, доказывать свое мнение, используя имеющийся багаж знаний, отстаивать свою точку зрения
4. . Общекультурные компетенции.
самостоятельность мышления, готовность использовать имеющиеся знания и технологии для решения конкретных задач

Продолжительность урока: 40 минут

Прогнозируемый результат:
Повышение интереса к истории своей страны, освоение учащимися научной картины мира, развитие умений и навыков исторического познания, формирование навыков использования современных интерактивных технологий для решения конкретных задач

Ход урока
Слайд 1 (Тема урока: Русские земли и княжества XII– середины XIII вв. Феодальная раздробленность)
Учитель
На прошлых уроках мы познакомились с периодом феодальной раздробленности на Руси.
Сегодня мы постараемся обобщить и систематизировать наши знания по этому периоду и в заключении урока проведем письменный контрольный тест

1 этап урока. Беседа
Вопросы для беседы:
? Когда на Руси начинается период феодальной раздробленности
? Когда этот процесс становится необратимым?
Назовите причины, по которым Русь в середине XIIв распадается на отдельные княжества.
А) экономические (? Что значит экономические причины?)
Б) политические (? Что значит политические причины?)

Работа с интерактивной доской
Слайд 2 (Причины феодальной раздробленности)
Попытаемся определить, какие из перечисленных нами причин являются экономическими, а какие политическими. (решение задания на доске)

? Распад Руси на отдельные княжества был явлением случайным или закономерным? Докажите свое мнение.
? Какие из известных вам государств Европы пережили подобный процесс?
? Какие из перечисленных причин раздробленности были характерны только для Руси?
Свое мнение аргументируйте.

Работа с настенной картой, атласами, картой в учебнике
На сколько княжеств распалось Древнерусское государство в середине XII в?
Показать на настенной карте и назвать наиболее крупные из них.
? Почему процесс дробления государства продолжился в последующий период?
Какую роль в этом процессе играл порядок престолонаследия на Руси?

Работа с интерактивной доской
Слайд 3 (Назовите варианты государственной власти, сложившиеся к началу XIII в в отдельных политических центрах)
Мы знаем, что в образовавшихся княжествах складываются различные варианты государственного устройства и государственной власти. Наиболее ярко эти формы правления проявились в трех русских княжествах.
Назовите эти формы. В чем особенности каждой из них? (решение задания на доске)

? Почему утрачивает свое значение Киевское княжество?
? Какие особенности правления устанавливаются в Киеве?
Таким образом, киевские князья не смогли сохранить силу своей власти в Киевском княжестве.
? Почему же во Владимиро – Суздальском княжестве власть князей становится очень сильной?

Работа с интерактивной доской (работа с датами)
Слайд 4 (Назовите даты событий)
Вспомним основные события, происходившие во Владимиро – Суздальской земле в период феодальной раздробленности (решение задания на доске)

Работа с интерактивной доской (работа с персоналиями)
Слайд 5 (Заполните таблицу)
Еще в конце XI в Русь Залеская была окраиной Древнерусского государства. Влиятельным княжеством ее сделали княжившие здесь потомки Владимира Мономаха.
Вспомним деятельность этих князей (заполнение таблицы на интерактивной доске)

Работа с интерактивной доской
Слайд 6 (Восстановите схему управления в Древнем Новгороде)
Особая форма правления устанавливается в Древнем Новгороде.
? Как она называется?
? Когда она была установлена?
Восстановим схему управления в Новгороде (решение задания на интерактивной доске)
? В каких еще русских городах была установлена республиканская форма правления?

Назовите последствия феодальной раздробленности на Руси.
? Феодальная раздробленность Древней Руси была явлением отрицательным или положительным? Свое мнение аргументируйте.

Работа с интерактивной доской
Слайд 7 (Заполните таблицу «Последствия феодальной раздробленности»)
(заполнение таблицы на интерактивной доске)

Докажите, что политический распад Руси никогда не был полным.
? Делались ли попытки остановить процесс дробления государства?
? Какие литературные произведения периода феодальной раздробленности повествуют об этом?

В период феодальной раздробленности начинается дальнейший расцвет русской культуры.
? Раскройте, как в памятниках литературы и зодчества нашли отражение особенности политического развития отдельных земель
? Какие традиции культуры киевского периода сохранила и продолжила культура периода Руси Удельной?

Работа с интерактивной доской
Слайд 8 (Назовите памятники культуры)
В этот период на Руси было создано много интересных архитектурных памятников. Вспомним некоторые из них, дошедшие до нашего времени.
? Что вы о них знаете? (решение задания на интерактивной доске)

Работа с интерактивной доской
Слайд 9 (Прочтите берестяную грамоту новгородского мальчика Онфима)
К периоду феодальной раздробленности относятся многочисленные берестяные грамоты, найденные археологами в Древнем Новгороде. Большинство из них прочитаны. Попробуем и мы прочитать грамоту новгородского мальчика Онфима (решение задания на интерактивной доске)

Т.о. мы сегодня вспомнили, обобщили и систематизировали события периода феодальной раздробленности на Руси и пришли к пониманию закономерности этого процесса на Руси.
Оценки по итогам беседы

Проверим, насколько глубоко вы усвоили материал

2 этап урок. Контрольный тест
Работа с раздаточным материалом

Тест
1. Причины феодальной раздробленности:
А) слабость экономических связей при господстве натурального хозяйства
Б) самостоятельность русской православной Церкви
В) города и бояре начали приглашать к себе князей на княжение
Г) возникли новые политические центры

2. Наибольшую опасность для Руси XIIв представляли:
А) половцы и печенеги
Б) феодальные усобицы
В) набеги варягов
Г) крестьянские восстания

3. Выберите факты, подтверждающие, что Новгород – феодальная республика:
А) за вече сохранялась власть
Б) выборы князя
В) деление населения на граждан и не граждан
Г) власть князя передавалась по наследству

4. Период феодальной раздробленности характеризуется:
А) обособлением земель
Б) междоусобными войнами
В) низким уровнем развития ремесла
Г) интенсивным развитием сельского хозяйства

5. Общие черты феодальной раздробленности на Руси и в Западной Европе:
А) господство натурального хозяйства
Б) развитие феодальных отношений
В) междоусобицы
Г) развитие внешней торговли

6. Обособлению отдельных земель от Киева способствовало:
А) развитие ремесла и торговли
Б) увеличение роста городов, которые становятся центрами хозяйственной жизни
В) увеличение феодальных вотчин
Г) увеличение количества зависимых крестьян

7. Имя Юрия Долгорукого связано:
А) с битвой на Невском озере
Б) с отражением нападения кочевников
В) с первым упоминанием о Москве
Г) с принятием христианства на Руси

8. К положительным сторонам обособления русских земель относится:
А) расцвет отдельных центров
Б) рост городов и развитие торговли
В) наличие таможенных границ между русскими землями
Г) отсутствие единой денежной единицы

9. Любечский съезд ставил целью:
А) прекращение княжеских усобиц
Б) создание единой хорошо вооруженной армии
В) объединение обособленных русских земель
Г) укрепление обороноспособности страны

10. Отрицательными сторонами обособления русских земель было:
А) развитие торговли и рост городов
Б) ухудшение обороноспособности страны
В) отсутствие единой системы мер, весов
Г) улучшение состояния хозяйства

Список использованной литературы:
1. Алферова И.В., Блохин В.Ф. История России. Древняя Русь (XIIXVвв). Пособие для учителя. 6 класс. Дидактические материалы, методические и практические советы – Брянск.: «Курсив», 2003г
2. Гевуркова Е.А., Егорова В.И. Колосков А.Г., Ларина Л.И. История России: проблемы, события, люди (дифференцированные вопросы и задания) – М: Издательство «Центр гуманитарного образования», 2000г
3. Зверева Л.И. Тесты. История. 5-11 кл. – М.: «Олимп», «Издательство АСТ», «Издательство «Астрель», 2001г
4. Репин А.В. История России. 6 класс. Дидактические материалы. – Саратов: лицей, 2007г
Пожаловаться 01 апреля 2012
Файлы
Задания для урока Феодальная раздробленность.notebook
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru