В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике "

Ануза Курмашева Ануза Курмашева
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 3476    комментариев: 1
Краткое описание
Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности  

Описание
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, компетентность в общеучебных навыках. Такая подготовка не может быть обеспечена только за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности.Полноценная познавательная деятельность старших школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть, ни что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Я считаю, что для освоения навыков исследовательской работы основная нагрузка ложится на внеурочную работу школьников, занятия математического кружка, который отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. На занятиях кружка ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Эта деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек, умению работать в читальном зале. Приобретённые навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят своё дальнейшее развитие. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое обоснование, анализ литературных и экспериментальных данных, выводы по достигнутым результатам), преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации.
Цели поиско-исследовательской деятельности:
Выявление и поддержка учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью;
Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;
Развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся социокультурных условиях;
Формирование и развитие, у учащихся, навыков исследовательской работы;
Развитие компетенций у учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.
Работаю с учащимися поэтапно. В структуре образовательного процесса учащийся проходит несколько уровней исследовательской деятельности:
1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров.
2 уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.
3 уровень – исследовательский, экспериментальный
4 уровень – творческий, продуктивно-деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.
Все исследования, которые проводят учащиеся, делятся на три типа:
I тип – это монопредметное исследование. Оно выполняется по математике, предполагающее привлечение знаний для решения проблемы именно по тому вопросу, который исследует ученик.
II тип (перспективный и интересный для школьников) – это междисциплинарное исследование или по-другому межпредметное. Этот тип исследований направлен на решение проблемы, требующей привлечения знаний по вопросу исследуемым учеником из разных учебных предметов или наук.
III тип – это надпредметный. В данном случае это самый распространённый вид исследований. Здесь на лицо совместная деятельность учащегося и преподавателя, которая направлена на исследование конкретных, личностно значимых для ученика проблем.
Научно-исследовательская работа в кружковой деятельности проводится в нескольких направлениях:
I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);
б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);
II направление – групповая работа, включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.
Выполнение этих работ требует от учащихся умения работать с научной и научно-популярной литературой (в том числе с первоисточниками), свободно ориентироваться в Интернете для поиска нужной информации, критически сопоставлять различные гипотезы и теории, анализировать научные результаты, уметь представлять их графически, строить компьютерные модели и проводить лабораторные исследования, делать корректную статистическую обработку своих материалов, уметь оценивать границы применимости результатов. Можно говорить о том, что в совокупности все это развивает интеллект, стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует самостоятельному критическому осмыслению научных результатов, что так важно для молодого начинающего исследователя, которого мы хотим воспитать уже в школе. Критерием успешности деятельности научного общества учащихся, является самоощущение ученика, комфортность пребывания в школе, в которой ему помогают самореализоваться.
Итогом исследовательской работы является ежегодная научно-практическая конференция в школе. Ежегодно мои воспитанники участвуют на школьной научно-практической конференции с докладами. А также участвовали в районных турах Межрегиональных чтениях имени Каюма Насыйри с докладами « Каюм Насыйри и геометрия», «Математическое наследие Каюма Насыйри», «Геометрия татарских узоров», «Проценты в повседневной жизни», « Практическое применение прогрессий». Кроме этого, ученица 10 класса Сиразеева Алия участвовала на заочных турах научно-практических конференциях в Актанышском районе «Без яшь, без сэлэтле», Рождественских чтениях.
Материал, собранный в работах, я использую на кружковых занятиях и на уроках. А все работы становятся частью научно-методического обеспечения школы.
В результате работы я убедилась в том, что научно-исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Воспитанники математического кружка приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:
учебно-познавательная(знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки)
информационная (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять ее при помощи технических средств)
коммуникативная(знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, умение толерантным, презентовать себя).
компетенция личностного самосовершенствования.
Пожаловаться 27 марта 2012
Файлы
Статья.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Статья

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике







Учитель математики МБОУ «Азбабинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района РТ

Курмашева Ануза Азгаровна































Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, компетентность в общеучебных навыках. Такая подготовка не может быть обеспечена только за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Полноценная познавательная деятельность старших школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть, ни что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Я считаю, что для освоения навыков исследовательской работы основная нагрузка ложится на внеурочную работу школьников, занятия математического кружка, который отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. На занятиях кружка ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Эта деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек, умению работать в читальном зале. Приобретённые навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят своё дальнейшее развитие. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое обоснование, анализ литературных и экспериментальных данных, выводы по достигнутым результатам), преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации.

Цели поиско-исследовательской деятельности:

Выявление и поддержка учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью;

Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

Развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся социокультурных условиях;

Формирование и развитие, у учащихся, навыков исследовательской работы;

Развитие компетенций у учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.

Работаю с учащимися поэтапно. В структуре образовательного процесса учащийся проходит несколько уровней исследовательской деятельности:

1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров.

2 уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.

3 уровень – исследовательский, экспериментальный

4 уровень – творческий, продуктивно-деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.

Все исследования, которые проводят учащиеся, делятся на три типа:

I тип – это монопредметное исследование. Оно выполняется по математике, предполагающее привлечение знаний для решения проблемы именно по тому вопросу, который исследует ученик.

II тип (перспективный и интересный для школьников) – это междисциплинарное исследование или по-другому межпредметное. Этот тип исследований направлен на решение проблемы, требующей привлечения знаний по вопросу исследуемым учеником из разных учебных предметов или наук.

III тип – это надпредметный. В данном случае это самый распространённый вид исследований. Здесь на лицо совместная деятельность учащегося и преподавателя, которая направлена на исследование конкретных, личностно значимых для ученика проблем.

Научно-исследовательская работа в кружковой деятельности проводится в нескольких направлениях:

I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах:

а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);

б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);

II направление – групповая работа, включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

Выполнение этих работ требует от учащихся умения работать с научной и научно-популярной литературой (в том числе с первоисточниками), свободно ориентироваться в Интернете для поиска нужной информации, критически сопоставлять различные гипотезы и теории, анализировать научные результаты, уметь представлять их графически, строить компьютерные модели и проводить лабораторные исследования, делать корректную статистическую обработку своих материалов, уметь оценивать границы применимости результатов. Можно говорить о том, что в совокупности все это развивает интеллект, стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует самостоятельному критическому осмыслению научных результатов, что так важно для молодого начинающего исследователя, которого мы хотим воспитать уже в школе. Критерием успешности деятельности научного общества учащихся, является самоощущение ученика, комфортность пребывания в школе, в которой ему помогают самореализоваться.

Итогом исследовательской работы является ежегодная научно-практическая конференция в школе. Ежегодно мои воспитанники участвуют на школьной научно-практической конференции с докладами. А также участвовали в районных турах Межрегиональных чтениях имени Каюма Насыйри с докладами « Каюм Насыйри и геометрия» , «Математическое наследие Каюма Насыйри» , «Геометрия татарских узоров», «Проценты в повседневной жизни», « Практическое применение прогрессий». Кроме этого, ученица 10 класса Сиразеева Алия участвовала на заочных турах научно-практических конференциях в Актанышском районе «Без яшь, без сэлэтле», Рождественских чтениях.

Материал, собранный в работах, я использую на кружковых занятиях и на уроках. А все работы становятся частью научно-методического обеспечения школы.

В результате работы я убедилась в том, что научно-исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Воспитанники математического кружка приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:

учебно-познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки)

информационная (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять ее при помощи технических средств)

коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, умение толерантным, презентовать себя).

компетенция личностного самосовершенствования .



Обсуждение материала
  • Марина Гилярова
    2 апреля 201222:43
    Марина Гилярова

    Интересная статья об исследовательской деятельности школьников показывает не только цели проведения такой работы, но и различные виды исследований учащихся. Автор обобщил результаты своей работы и классифицировал уровни исследовательской деятельности, типы и направления исследований. Кропотливый труд преподавателя нашел отражение в результатах учащихся, демонстрирующих свои достижения на мероприятиях различного ранга.
    Некоторые замечания: перечисления в тесте записываются с маленькой буквы через точку с запятой; на титульном листе нет логотипа портала, как этого требуют правила по размещению материала, записанные в разделе Справка основного меню; отсутствуют информационные источники, на которые опирается автор статьи.
    Не нужно было статью публиковать вместо аннотации, статья должна содержаться только в файле, а на странице - краткое ее представление.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru