В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок по теме "Водород" (9 класс)

Татьяна Чиркова Татьяна Чиркова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12  голосов:2    просмотров: 7706    комментариев: 1
Краткое описание
Урок с использованием технологии ИКТ.

Описание
Тема: Водород, его свойства и применение.
  • Цель: систематизация и развитие знаний учащихся о водороде как химическом элементе и простом веществе, о свойствах водорода, способах его получения, роли в природной среде на основе сформированной предметной понятийно-теоретической базы.
    Задачи:
    Образовательные: Систематизировать и развить представления о водороде как химическом элементе и простом веществе, способах его получения и собирания; закрепить умения составлять схемы электронного баланса; закрепить понятия “окислитель”, “восстановитель”, “окисление”, “восстановление”.
    Развивающие: развивать самостоятельность мышления, развивать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать по аналогии, выдвигать предположения).
    Воспитательные: формировать научное мировоззрение, экологическое мышление, воспитывать культуру общения.
    Тип урока: комбинированный.
    Методы: словесный (рассказ, объяснение, с элементами дискуссии, постановка и решение проблемных вопросов); наглядный (презентация); практический (составление уравнений).
    Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки для самостоятельной работы
    Девиз урока: “Всегда держись начеку” Козьма Прутков.

    Ход урока. I. Организационный момент.
    Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
    II. Повторение ранее изученного материала.
    Учитель: На прошлом уроке мы начали знакомство с водородом. Сегодня мы расширим знания о водороде и, прежде чем, продолжить работу над этой темой, вспомним ранее изученное.

    (во время опроса трое учащихся работают по карточкам, один выполняет на доске домашнее задание – задача 3, стр. 36)
    Фронтальный опрос:
    1. Знакомство с любым элементом начинается с истории его открытия. Итак, первый вопрос «История открытия водорода».
    2. Дать общую характеристику по положению в ПСХЭ.
    3. Что общего между водородом и галогенами?
    4. Охарактеризовать строение атома водорода.
    5. Охарактеризовать строение молекулы водорода.
    6. Охарактеризовать нахождение в природе.
    7. Какие промышленные способы получения водорода вам известны?
    8. Какими способами получают водород в лаборатории?
    III. Изучение нового материала.
    Учитель: восстановив опорные знания, перейдем к изучению новой темы, продолжаем знакомство с водородом. Записываем дату и тему урока «Водород, его свойства и применение» (СЛАЙД 1)
    Охарактеризуем его физические свойства (СЛАЙД 2; учащиеся записывают в тетрадь)
    газ, без цвета, без запаха, без вкуса, практически нерастворим в воде.

    имеет низкую температуру плавления (-259,10 С) и низкую температуру кипения (-2530 С);
    обладает хорошей теплопроводностью (в 7 раз больше чем воздух);
    водород почти в 14,5 раз легче воздуха (самый легкий из всех газов), поэтому его можно собирать лишь в перевернутый вверх дном сосуд. Мыльные пузыри, резиновые шарики, наполненные водородом, взлетают вверх.
    Выходит Черный маг (один из учащихся) и рассказывает стихотворение.
    Хотя я сильный черный маг,
    Мне без помощников никак.
    Их много рядом я терплю,
    Но больше всех его люблю.
    Обычно легок и летуч,
    Он вдруг становится могуч:
    Его нагрев, неосторожно,
    Взорвать в округе все возможно,
    А если с “О” соединить, -
    То можно воду получить.
    Я много вам о нем сказал,
    Его подробно описал.
    Итак, подумав, пять минут,
    Скажите, как его зовут?

    Учащиесяотвечают – водород.

    Учитель: Конечно, и, как сказал Черный маг, при работе с водородом следует соблюдать особую осторожность. Смесь водорода с воздухом называется гремучим газом (ВИДЕО, СЛАЙД 3)
    Выходит Черный маг и рассказывает.
    Вот такая история произошла с французским химиком, директором Парижского музея науки Пилатом де Розье (1756-1785). Как-то он решил проверить, что будет, если вдохнуть водород. До него никто такого эксперимента не проводил. Не заметив никакого эффекта, ученый решил убедиться, проник ли водород в легкие? Он ещё раз глубоко вдохнул этот газ, а затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышку пламени. Однако водород в легких экспериментатора смешался с воздухом и произошел сильный взрыв. “Я думал, что у меня вылетели все зубы вместе с корнями”, — так Розье характеризовал испытанные ощущения. Эксперимент чуть не стоил ему жизни.

    Учитель: Полученный тем или иным способом водород может быть загрязнен воздухом, вы уже знаете, что это опасно! Вспомните Пилата де Розье и девиз нашего урока. Вы видели, что происходит, если водород, смешанный с воздухом поджечь, поэтому прежде чем его поджигать следует проверить водород на чистоту. Заглянем в учебник: на стр. 34, рис. 2. изображены два способа проверки водорода на чистоту – метод вытеснения воды и метод вытеснения воздуха. Для этого водород собирают в пробирку, не переворачивая, закрывают пробирку большим пальцем, подносят к спиртовке и открывают пробирку. Чистый водород сгорает с характерным звуком ПАХ. (ВИДЕО – демонстрируется способ вытеснения воды)

    Учитель: Теперь рассмотрим химические свойства водорода: связь в молекуле водорода очень прочная, поэтому молекулярный водород при обычной температуре малоактивен (только фтор соединяется с ним при обычных условиях, хлор при освещении). При нагревании водород реагирует как с простыми, так и со сложными веществами.
    (СЛАЙД 4)
    Взаимодействие с простыми веществами – неметаллами: (СЛАЙД 5)

    1. При поджигании реагирует с кислородом
    O2 + 2H2 = 2H2О
    2. При нагревании водород обратимо взаимодействует с серой:
    S + H2 H2S
    3.С азотом — при нагревании, повышенном давлении и в присутствии катализатора (железо):
    N2 + 3H2 = 2NH3
    4. С галогенами образует галогеноводороды:
    F2 + H2 = 2HF, реакция протекает со взрывом при любой температуре,
    Cl2 + H2 = 2HCl, реакция протекает только на свету.
    Учитель: Давайте докажем, что водород в данных реакциях действительно проявляет восстановительные свойства
    Задание: составить уравнения химической реакции взаимодействия водорода с хлором, расставить коэффициенты методом электронного баланса, указать окислитель, восстановитель.(ученик к доске, по слайду проверяем)
    Учитель: Водород взаимодействует со щелочными и щёлочноземельными металлами, образуя гидриды: (СЛАЙД 6)
    Na + H2 = 2NaH
    Ca + H2 = CaH2

    В данных реакциях водород проявляет окислительные свойства, давайте докажем, что это действительно так.
    Задание: записать данное уравнение на доске и расставить коэффициенты методом электронного баланса (ученик к доске, по слайду проверяем)
    Учитель: (СЛАЙД 7) Взаимодействие со сложными веществами: с оксидами металлов (как правило, d-элементов)
    Учитель: Итак, мы действительно убеждаемся, что наиболее характерна для водорода степень окисления +1, и только при соединении с металлами водород проявляет степень окисления -1.

    Учитель: Применение водорода — обусловлено его физическими и химическими свойствами. Физические свойства водорода имеют место применения в следующих областях:
    • Синтез аммиака
    • Синтез соляной кислоты
    • Синтез метилового и других спиртов
    • Гидрогенизация растительных масел (получение маргарина)
    • Производство изделий из кварцевого песка
    • Для получения жидкого топлива из каменных углей
    • Получение молибдена, вольфрама и других металлов
    • В качестве горючего в современной ракетной технике
    • Получение высоких температур
    • Хладагент в специальных физических проборах
    • Атомно-водородной сварке тугоплавких сталей и сплавов
    Из-за того, что он легче воздуха им долгое время наполняли аэростаты, воздушные шары и дирижабли. (ВИДЕО — заполнение водородом мыльных пузырей)
    Учащийся, заранее подготовившийся, рассказывает исторический очерк о применении водорода.
    Братья – французы Монгольфье первые осуществили идею подняться на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом. В 1783 году совершил полет на воздушном шаре, наполненном водородом французский физик Ж. Шарль. В 1794 году воздушные шары нашли практическое применение в военном деле. В последствии стали применять смесь водорода с гелием. Это было более безопасно, так как водородные шары часто воспламенялись. С 1932 по 1937 год немецкий дирижабль “Граф Цеппелин” совершил 136 полетов из Европы в Южную Америку и 7 полетов – в США и перевез свыше 13 тысяч человек. Потом дирижабли были постепенно вытеснены успехами авиации и вертолетостроения. Сейчас вновь обсуждаются вопросы создания современных дирижаблей. Другое универсальное свойство водорода – самая высокая теплопроводность среди всех газов – находит применение в современной энергетике для охлаждения электрических машин. Водород — это топливо будущего, существует много примеров создания и применения топливных элементов. Например: подобный агрегат служит источником воды и энергии в космических кораблях, двигателях автомобилей, подводных лодках.
    IV. Заключение
    Учитель: Итог нашего урока: мы познакомились с первым элементом – водородом. Вы узнали его свойства и уникальность. Я думаю, вам понятно, почему надо обращаться с этим газом очень осторожно. Возможен взрыв, вот почему вы должны быть всегда начеку!
    V. Закрепление (тест)
    Учитель: Вы постепенно усваивали материал о водороде, теперь проверим ваши знания по этой теме. На выполнение теста 3 мин. (СЛАЙД 9, на нем вопросы, учащиеся отвечают на них в бланках)
    Учитель: Теперь обменяйтесь бланком ответов с соседом по парте и давайте проверим правильность выполнения теста. (СЛАЙД 10, на слайде – ответы, учащиеся проверяют тест соседа, используя следующий слайд 11 – оценивают)
    VI. Оценивание работы учащихся.
    Оценки за тест ставятся в дневник, оценивается работа по карточкам и сообщается учащимся, также оценивается работа на уроке.
    VII. Домашнее задание (СЛАЙД 12) & 8, №4
    VIII. Рефлексия (на листе А3 рисунок горы, на её вершине – знак водорода)
    Учитель: Наш урок завершается, два урока мы с вами покоряли высоту под названием «Водород», сейчас подойдите к рисунку и обозначьте свое место на этой вершине, те, кому она покорилась, ставьте отметку на самой вершине, те, кому ещё нужно поработать над этой темой – ставит отметку ниже и т.д.
    Учитель: Урок окончен! Спасибо за урок!
    Карточка 1
    1. Расставьте степени окисления атомов элементов в соединениях, формулы которых:
    SO2, SO3, MgS, H2SO4
    2. По схеме окислительно-восстановительной реакции:
    Н2 + O2 = Н2O
    Определите окислитель и восстановитель, расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
    3. Схема Alº — 3ē → Al3+ отражает процесс
    А) окисления;
    Б) восстановления;
    В) окисления — восстановления.



    Карточка 2
    1. Расставьте степени окисления атомов элементов в соединениях, формулы которых:
    PCl3, P2O5, K3P, Ca3P2
    2. По схеме окислительно-восстановительной реакции:
    Н2 + S = Н2S
    Определите окислитель и восстановитель, расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
    3. Схема Alº — 3ē → Al3+ отражает процесс
    А) окисления Б) восстановления В) окиления-восстановления.


    Карточка 3
    1.Выберите формулы соединений, в которых сера проявляет степень окисления -2:
    Na2S, SO2, SF6, CaS, SiS2, SO3
    2. Схема Al — 3ē → Al3+ отражает процесс
    А) окисления Б) восстановления В) окисления-восстановления.

    3. Схема S6+ + 2ē → S 4+ отражает процесс
    А) окисления Б) восстановления В) окисления-восстановления.

    Бланк ответов к тесту.

    Тест «Водород»
    Класс____ Дата__________
    Фамилия_________________


    задания
    ответ
    1

    2

    3

    4

    5



    Тест «Водород»
    Класс____ Дата__________
    Фамилия_________________


    задания
    ответ
    1

    2

    3

    4

    5



    Тест «Водород»
    Класс____ Дата__________
    Фамилия_________________


    задания
    ответ
    1

    2

    3

    4

    5



    Тест «Водород»
    Класс____ Дата__________
    Фамилия_________________


    задания
    ответ
    1

    2

    3

    4

    5



    Тест «Водород»
    Класс____ Дата__________
    Фамилия_________________


    задания
    ответ
    1

    2

    3

    4

    5



    Тест «Водород»
    Класс____ Дата__________
    Фамилия_________________


    задания
    ответ
    1

    2

    3

    4

    5



  • Пожаловаться 21 марта 2012
    Файлы
    022.wmv
    Войдите для скачивания файлов
    презентация водород.ppt
    Войдите для скачивания файлов
    Обсуждение материала
    • Наталья Ширшина
      26 марта 201210:26
      Наталья Ширшина

      Очень интересная подробная разработка с презентацией.
      Замечания: текст работы размещайте приложением, а в основном окне - только краткую аннотацию. В презентации не открывается видео (очевидно вы не прикрепили к ней видеофайлы). Внесите, пожалуйста исправления в слайд 1 (Повторим материал того (кого?) урока (может, предыдущего урока?) и на слайде 16 вставьте символ §.

    Отправка ошибки

    Текст ошибки:
    Комментарий:
    Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
    @mail.ru