В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: власть, общество, человек

Зиля Рахимова Зиля Рахимова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 18303    комментариев: 1
Краткое описание
Урок обобщения и систематизации знаний. Данный урок завершает учебный раздел программы по истории «СССР в годы «коллективного руководства»», учебник «История России. XX- начало XXI века «–автор Загладин Н. В.

Описание
РАЗРАБОТКА УРОКА
Вступительное слово учителя:
Если предшествующий период в истории страны, связанный с правлением Н.С. Хрущева называли «оттепелью», эпохой «волюнтаризма и субъективизма», то период правления Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова и К.У. Черненко называли «застоем», «развитым социализмом», а острословы называли «эпохой докладов и анекдотов». «Докладов» — потому, что это было время четырех пятилеток, крупных юбилеев (50-летие и 60-лети Великого Октября; 50-летие и 60-летие образования СССР). «Анекдотов» — потому, что именно так реагировал народ на доклады, юбилеи, выступления политических деятелей.
Тема нашего урока: «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: власть, общество, человек»
В процессе работы нам предстоит:
· выяснить  и проанализировать причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере;
· причины формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур;
· проанализировать идеологические основы внешней политики СССР в 1965 – 1985 гг.
· выяснить, как жилось человеку в условиях сползания страны к кризису; о чем думали, мечтали, на что надеялись люди «застойного времени».
Презентация
1. Политическое развитие СССР
Системный анализ по вопросам:
1.  Какие качества Л.И. Брежнева как политика позволили ему занять высшие посты в КПСС и Советском государстве?    Гр.№1
2.  Согласны ли вы с оценками личностных качеств Брежнева, содержащихся в воспоминаниях его соратников, современников? ( см. док. 35) Гр.№4
 - Какие черты характера Брежнева вы оценили бы положительно, а какие – отрицательно?
 - Подумайте, сказывались ли деловые и нравственные качества личности Брежнева на содержании и направленности внутренней и внешней политики СССР?
-Насколько политика Брежнева соответствовала требованиям времени?
3.  В чем проявилась новая волна неосталинизма после прихода к власти Л.И. Брежнева?   ( Гр.№1)
4.  Чем можно объяснить отказ политического руководства СССР от критики Сталина и сталинизма в 1965 – 1985 гг.? (документ 13 и 14)   гр.№4
— Сопоставьте оценки и мнения о Сталине, приведенные в документе. Разделяете ли вы тревогу и обеспокоенность авторов письма Брежневу о возможных отрицательных  последствиях реабилитации Сталина?
5.  В каком направлении эволюционизировала политическая система СССР в 1965 – 1985 гг.?     (гр.№2)  Дайте общую оценку политическому развитию страны.
6.  Почему период с 1964 по 1984 гг. называют «золотым веком» номенклатуры?     ( Гр.№3)
— Интересам каких социальных групп отвечал политический курс и в чем нашел наиболее яркое проявление?
7.  Каковы, по вашему, причины возникновения диссидентского движения в СССР?
— Каковы были способы борьбы с диссидентством? Гр.№3
8.Как вы думаете, какие изменения в политическом развитии были жизненно необходимы для страны в будущем? Какие необходимые перемены политической сферы диктовала жизнь?
Презентация
2. Экономическое развитие СССР
Системный анализ по вопросам:
1. Каковы были основные направления экономической реформы 1965 г.в промышленности и в сельском хозяйстве?   (Гр №1)
— Какие элементы этих реформ уже использовались в экономической политике коммунистической партии СССР?
2.  Каковы результаты реформы 1965 г. и почему? Почему она не дала ожидаемых результатов?    (Гр.№2)
-Сравните точки зрения М.С.Горбачева и экономиста С.С.Шаталина на причины неудачи реформы. Чье мнение, на ваш взгляд, полнее и объективнее объясняет, почему реформа не пошла вглубь?    (Гр.№4) (см. док.5 )
3.   Назовите кризисные явления в экономической и социальной сферах  страны.   ( Гр.№1)
4.  Что такое «нефтедоллары»? Какую роль они играли в экономике страны? (Гр.№3)
5. Каковы причины «застоя» в экономике страны? Носили ли они объективный характер?  ( Гр №3)
6. Дайте общую оценку социально-экономическому развитию СССР в 1964 – 1984 гг. (работа с документом 7) гр.№4
— Была ли оправдана позиция руководства страны на всемерное наращивание мощи ВПК?
-О каких негативных последствиях постоянного расширения производства дорогостоящих вооружений сообщает автор?
7. Каков был выход для страны из сложившейся кризисной ситуации? В каком направлении необходимо было развивать экономику страны?
Презентация.
3. Духовное развитие СССР
Системный анализ по вопросам:
1. Охарактеризуйте, опираясь на известные вам факты, духовную и культурную жизнь общества в 70-е – начале 80-х гг. (гр.№ 1 или 2)
2.Объясните, как складывались отношения между творческой интеллигенцией и руководством страны. Что мешало взаимопониманию и в чем конкретно это проявлялось?   (Гр.№3)
3. Проанализируйте действия официальных властей, опираясь на документ 17. Чем можно объяснить выезд из страны Вишневской и Ростроповича? Как официальная власть объясняет принятие указа Президиума Верховного Совета СССР о лишении их гражданства?  (гр.№4)
    -Правомерно ли считать слова Ростроповича о том, что Солженицын «искренний патриот, который пишет о том, что знает и чувствует», проявлением антисоветизма?
   -О каких чертах личности авторов можно судить на основе их письма Л.И.Брежневу от 17 марта 1978 г.? Разделяете ли вы их гражданскую позицию?
4.Какие перемены были необходимы для страны в духовной сфере?
Презентация
4. Внешняя политика СССР
Системный анализ по вопросам:
1.Какие международные события этого периода заслуживают положительной    оценки? Какие – резко негативной? Почему? Дайте оценку решениям Хельсинского совещания.   (Гр.№2)
2.Определите причины перехода к политике разрядки. Были ли аналоги политике разрядки в истории СССР до изучаемых событий?   (Гр.№3)
3.Каковы, на ваш взгляд, были причины срыва политики разрядки?  (Гр.№4)
4.  В каких региональных конфликтах участвовал СССР?   (Гр.№1)
5.  Изменились ли идеологические основы внешней политики СССР в указанные годы?  (Гр.№2)
6.Дайте оценку участию СССР в Афганских событиях (работа с документом 30)
7.Какие существуют мнения по вопросу участия советских войск в афганских событиях? Какое мнение вы бы поддержали и почему?  (Съезд народных депутатов высказал моральное и политическое осуждение данного решения)
8.Какие изменения должен был претерпеть внешнеполитический курс СССР в последующие годы?   (Гр.№4)
Давайте выясним, как жилось человеку в условиях сползания страны к кризису; о чем думали, мечтали, на что надеялись.
Выступление учащихся репродуктивной группы с результатами интервью«Советская действительность в середине 60-х – середине 80-х гг., глазами простого человека».
Выводы (см слайд итоги развития страны)
Итак, ребята, мы с вами сделали выводы о том, что, наряду с достижениями, которых достигла страна, практически во всех сферах общества проявился застой, назревали кризисные явления. Страна нуждалась в переменах; дальнейшее отставание от западных стран грозило превратить страну в отсталую, «третьестепенную» державу. Объективные предпосылки созрели; многое теперь зависело от субъективного фактора, т.е. понимание лидерами страны значимости коренных перемен, готовности осуществить эти изменения. Это материал следующих уроков.
Заключительная речь учителя:
Ну что ж, критика прошлого не всегда благодарное дело, однако нужное и необходимое. Человек, споткнувшись, всегда оглядывается, чтобы узнать причину своего падения и избежать ее повтора. Так и страна, чей народ обязан знать и разбирать беспристрастно свое прошлое, дабы писать свою историю без черновиков. Мудрый Карамзин предостерег когда-то «История злопамятней народа».
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Самоконтроль (рефлексия)
Пожаловаться 10 марта 2012
Файлы
Приложения к уроку.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Тема: «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: власть, общество, человек»

Цели урока:

Обучающие:

  • обобщить и систематизировать теоретический материал раздела «СССР в 19655 – 1985 гг.;

  • развивать навыки исследовательской работы;

  • воспитывать потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему;

Репродуктивная подгруппа – качественное выполнение заданий низкой степени трудности, формирование устойчивой самооценки.

Цели:

  • пробудить интерес к предмету истории путем использования посильных заданий, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными особенностями;

  • систематизировать знания учащихся по теме «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.»;

  • сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность посредством опережающего задания и по образцу (алгоритм «Памятка для проведения интервью» (приложение 1).

Продуктивная подгруппа – поддержание мотивации, формирование способов работы с информацией.

Цели:

  • развить устойчивый интерес к предмету;

  • систематизировать знания учащихся по теме «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.» посредством опережающего задания, анализа и синтеза;

  • дальнейшее формирование умения самостоятельно работать над созданием интерактивных средств.

Творческая подгруппа - формирование эффективных способов работы, поддержание учебной мотивации, выполнение творческих заданий повышенной степени сложности

Цели:

  • формировать эффективные способы работы над учебным материалом по теме «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.»; поддержание учебной мотивации через выполнение творческих заданий повышенной сложности;

  • развитие исследовательских навыков у учащихся с выходом на прогностический уровень;

  • дальнейшее формирование новых способов действий и умений решать нестандартные задачи.

Опережающие задания:

Репродуктивная подгруппа - взять интервью у родственников или знакомых на тему «Чем памятны для вас брежневские времена?» и подготовить сообщение «Советская действительность конца 60-х – начала 80-х гг. глазами простого человека».

Продуктивная подгруппа - создание презентаций по темам:

«Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»;

«Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»;

«Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»;

«Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».

Творческая подгруппа - анализ исторических документов периода «СССР в 1965 – 1985 гг.».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, самостоятельной познавательной деятельности, интерактивный.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная.

Оборудование и оснащение урока:

  • демонстрационные материалы: презентация «СССР в 1965 – 1985 гг.», составленная с использованием учебной литературы – Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник, - М.:Клио-Софт,1997, выполненная в программе Power Point.

  • дидактический раздаточный материал: технологические карты, листы самоконтроля, ДМК – «СССР в 1965 – 1985 гг.»

  • технические средства информации: интерактивный комплекс.


ХОД УРОКА

  1. Организация урока

  • готовность класса к уроку

  • психологический настрой учащихся на уроке

  • мотивация

  • цели и задачи урока

  1. Активизация знаний, умений, навыков

  1. 1. Презентация «Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

СЛАЙД 2-14


2. 2. Системный анализ учебного материала по теме «Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  • беседа - анализ

Вспомогательные вопросы отражены в опережающем задании по подгруппам (приложение 2)


2. 3. Презентация «Экономическое и социальное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»

СЛАЙД 15-19


2. 4. Системный анализ учебного материала по теме «Экономическое и социальное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  • беседа - анализ

Вспомогательные вопросы отражены в опережающем задании по подгруппам (приложение 2)


2. 5. Презентация «Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.»

СЛАЙД 20-35


2. 6. Системный анализ учебного материала по теме «Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  • беседа - анализ

Вспомогательные вопросы отражены в опережающем задании по подгруппам (приложение 2)


2. 7. Презентация «Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».

СЛАЙД 36-55


2. 8. Системный анализ учебного материала по теме «Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».

  • беседа - анализ

Вспомогательные вопросы отражены в опережающем задании по подгруппам (приложение 2)


2. 9. Итоги опережающего задания (репродуктивная группа, итоги интервью по теме «Советская действительность конца 60-х – начала 80-х гг., глазами простого человека».

  • выступление учащихся


2. 10. Аналитическое заключение учителя.

  • результат работы учащихся

  • итоги развития страны

СЛАЙД 56

  • подведение итогов работы на уроке


  1. Домашнее задание:

СЛАЙД 57


  1. Рефлексия

СЛАЙД 58








Приложение 1

Алгоритм – памятка для проведения интервью

  1. Постарайтесь не перебивать и не останавливать рассказчика. Если можно, запишите его рассказ на диктофон или видео.

  2. Проанализируйте рассказ. Постарайтесь ответить на вопрос: «Какое отношение к эпохе Брежнева доминирует в рассказе? С чем это связано?»

  3. Сравните результаты своей работы с результатами интервью, проведенных вашими товарищами. На какие выводы наводит сравнение?


Приложение 2

Опережающие задания для репродуктивной подгруппы.


Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Какие качества Л.И. Брежнева как политика позволили ему занять высшие посты в КПСС и Советском государстве?

2) В чем проявилась новая волна неосталинизма после прихода к власти Л.И. Брежнева?


Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Каковы были основные направления экономической реформы 1965 г.?

2) Назовите кризисные явления в экономической и социальной сферах страны.


Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Охарактеризуйте, опираясь на известные вам факты, духовную и культурную жизнь общества в 70-е – начале 80-х гг.

2) Что из достижений культуры СССР 1960 – 1980 гг. и сегодня оказывает влияние на нашу духовную жизнь?


Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.

1) В чем заключалась политика разрядки в международных отношениях?

2) Как складывались отношения СССР со странами социалистического лагеря?


Опережающие задания для продуктивной подгруппы № 1.

Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) В каком направлении эволюционизировала политическая система СССР в 1965 – 1985 гг.?

2) Интересам каких социальных групп отвечал политический курс и в чем нашел наиболее яркое проявление?


Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Каковы результаты реформы 1965 г. и почему? Почему она не дала ожидаемых результатов?

2) Какие элементы этих реформ уже использовались в экономической политике коммунистической партии СССР?


Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Чем объясняется рост насыщенности духовной сферы СССР в 1960–1980 гг.?


Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Определите причины перехода к политике разрядки. Были ли аналоги политике разрядки в истории СССР до изучаемых событий?

2) Проанализируйте влияние событий 1968 года в Чехословакии на политику Советского государства.


Опережающие задания для продуктивной подгруппы № 2.

Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Почему период с 1964 по 1984 гг. называют «золотым веком» номенклатуры? Дайте общую оценку политическому развитию страны в данный период.

2) Чем была вызвана третья волна эмиграции из СССР? Каковы, по вашему, причины возникновения диссидентского движения в СССР?


Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Каковы причины «застоя» в экономике страны? Носили ли они объективный характер?

2) Что такое «нефтедоллары»? Какую роль они играли в экономике страны?


Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Объясните, как складывались отношения между творческой интеллигенцией и руководством страны. Что мешало взаимопониманию и в чем конкретно это проявлялось?


Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Каковы, на ваш взгляд, были причины срыва политики разрядки?

2) В каких региональных конфликтах участвовал СССР?


Опережающие задания для творческой подгруппы.

Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Насколько политика Брежнева соответствовала требованиям времени? (работа с документом 35)

2) Чем можно объяснить отказ политического руководства СССР от критики Сталина и сталинизма в 1964 – 1984 гг.? (работа с документом 13 и 14)

3) Как вы думаете, какие изменения в политической сфере были жизненно необходимы для страны в будущем? Какие необходимые перемены политической сферы диктовала жизнь?


Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Дайте общую оценку социально-экономическому развитию СССР в 1964 – 1984 гг. (работа с документом 7)

2) Каков был выход для страны из сложившейся кризисной ситуации? В каком направлении необходимо было развивать экономику страны?


Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Проследите динамику развития духовной сферы жизни в 1964 – 1984 гг. Каковы его основные тенденции? (работа с документ ом17)

2) Какие перемены были необходимы для страны в духовной сфере?


Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.

1) Изменились ли идеологические основы внешней политики СССР в указанные годы?

2) Как отразились на внешнеполитическом курсе СССР внутренние проблемы развития страны?

3) Дайте оценку участию СССР в Афганских событиях (работа с документом 30-31)

4) Какие изменения должен был претерпеть внешнеполитический курс СССР в последующие годы?






4


Самоанализ урока.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Самоанализ урока

Я представила вашему вниманию урок по теме: «СССР в середине 60-х-середине 80-х гг.: власть, общество, человек» в 11а классе. Урок обобщения и систематизации знаний. Данный урок завершает учебный раздел программы по истории «СССР в годы «коллективного руководства»», учебник «История России. XX- начало XXI века «–автор Загладин Н. В.

11а класс- это класс социально-гуманитарного профиля обучения с изучением истории на профильном уровне. Сравнение стандартов по истории базового и профильного уровней позволяет наряду с общими целями изучения истории и требованиями к уровню подготовки выпускников выделить следующие основные отличия: большая глубина усвоения системы знаний, позволяющая решить проблему дальнейшей профессиональной подготовки учащихся; более высокий уровень оценочной деятельности;овладение умениями, которые позволяют решать комплекс исследовательских задач.

По результатам психологического мониторинга и рекомендациям школьного психолога, класс был разделен на три подгруппы: репродуктивная – 4 человека; продуктивная – 12 человек; творческая – 7 человек.

Дифференцированный подход на уроке проявился в следующем:

  1. В индивидуализации опережающих заданий по группам: репродуктивная – взять интервью у близких и знакомых на тему «Чем памятны для вас брежневские времена?» опираясь на алгоритм – памятку и подготовить небольшое сообщение; продуктивная – сделать презентацию по 4 основным сферам развития страны; творческая – получила пакет документов с целью дальнейшего развития исследовательских навыков.

  2. В дифференциации заданий для системного анализа учебного материала по группам

Обучение истории на профильном уровне диктует необходимость применения личностно-ориентированных технологий обучения, в частности, уже много лет я работаю, используя педагогическую технологию «Модульно-блочное обучение».

Модульно-блочная технология имеет следующие преимущества: четкая постановка перед учащимися учебных целей и задач, осознание значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивация учебной деятельности школьников; выполнение этапов урока в оптимальной последовательности; дифференцированный подход к учащимся; организация самостоятельной работы учащихся; самооценка и саморегуляция учащимися своих учебных достижений на более высоком уровне.

Следовательно, модульно-блочная технология обучения, интерактивный комплекс, использование при построении урока результатов психологического мониторинга, способствуют повышению качества знаний у обучающихся ,позитивному изменению состава групп ,т.е переходу учащихся из репродуктивной в продуктивную, а из продуктивной - в творческую. Кроме этого, позволяет осуществлять более качественную подготовку учащихся к ЕГЭ. Учителя истории и обществознания знают, что на каждом уроке учитель должен в соответствии с программой довести до учащегося большой объем учебного материала, а на профильном уровне обучения он еще более глубокий и объемный. Поэтому на уроке учитель решает очень важную методическую задачу – оптимизировать процесс обучения. Этому способствуют информационно-коммуникативные технологии обучения, которые были представлены на уроке с использованием интерактивного комплекса.

В своей работе придерживаюсь следующих правил:

  1. Не сравнивать детей друг с другом в отношении успехов в обучении.

  2. Сравнивать успехи обучения самого ребенка с собой.

  3. Поощрять даже незначительные успехи.

Хотелось закончить словами профессора Девида Харкнеса: «Нам дается лишь несколько лет для того, чтобы помочь нашим детям приобрести знания и здравомыслие, которые сделают из них хороших граждан своей страны, нашего континента, сталкивающегося с трудностями, и нашего «планетарного дома», которому многое угрожает. Если учителя истории потеряют интерес к этой проблеме, шанс будет упущен и доверие детей будет предано».





Тех карта 1 группа.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Технологическая карта ученика.

Группа №1.

Тема: «СССР в 1965 – 1985гг.»

Модуль 1МБ. 20.1.


СССР в середине 60-х – 80-х гг., власть, общество, человек.



№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Источники информации


УЭ-0



Общая цель урока.

По завершении работы над учебными элементами учащимся необходимо:

Знать:

- почему период страны с 1965 по 1985 год получил название «застойного»;

- проявления и причины кризисных явлений во всех сферах развития общества;

- итоги развития страны к концу 80-х гг.

Уметь:

- осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;

- выделять главное, объяснять и определять понятия;

- развивать внимание, память, воображение.

Воспитывать:

- трудолюбие;

- уважение к роли личности в истории;

- чувство гордости за успехи страны, озабоченности ее трудностями и проблемами.


Внимательно прочитайте цели урока



УЭ-1


Цель: проанализировать политическое развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Какие качества Л.И. Брежнева как политика позволили ему занять высшие посты в КПСС и Советском государстве?

  2. В чем проявилась новая волна неосталинизма после прихода к власти Л.И. Брежнева?


Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 34, 37

УЭ-2

Цель: проанализировать экономическое развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Каковы были основные направления экономической реформы 1965 г.?

  2. Назовите кризисные явления в экономической и социальной сферах страны.


Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 34, 37

УЭ-3

Цель: проанализировать духовное развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Охарактеризуйте, опираясь на известные вам факты, духовную и культурную жизнь общества в 70-е – начале 80-х гг.

  2. Что из достижений культуры СССР 1960 – 1980 гг. и сегодня оказывает влияние на нашу духовную жизнь?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 36, 38

УЭ-4

Цель: проанализировать внешнюю политику страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. В чем заключалась политика разрядки в международных отношениях?

  2. Как складывались отношения СССР со странами социалистического лагеря?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 35

УЭ-5

Цель: выявить отношение людей к эпохе Л.И. Брежнева.

Задание:

  1. Выступить с результатами интервью «Советская действительность конца 60-х – начала 80-х гг. глазами простого человека».


УЭ-6

Домашнее задание:

Существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:

  1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, не богато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

  2. Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.

  3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.

Написать ЭССЕ, отражающее одну из данных точек зрения.


УЭ-7

Цель: осуществить самоконтроль (см. Презентация, слайд 58).



Тех карта 2 группа.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Технологическая карта ученика.

Группа №2

Тема: «СССР в 1965 – 1985гг.»

Модуль 1МБ. 20.1.

СССР в середине 60-х – 80-х гг., власть, общество, человек.


№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Источники информации


УЭ-0



Общая цель урока.

По завершении работы над учебными элементами учащимся необходимо:

Знать:

- почему период страны с 1965 по 1985 год получил название «застойного»;

- проявления и причины кризисных явлений во всех сферах развития общества;

- итоги развития страны к концу 80-х гг.

Уметь:

- анализировать учебный материал;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

- делать презентации.

Воспитывать:

- трудолюбие;

- уважение к роли личности в истории;

- чувство гордости за успехи страны, озабоченности ее трудностями и проблемами.

Внимательно прочитайте цели урока



УЭ-1


Цель: проанализировать политическое развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. В каком направлении эволюционизировала политическая система СССР в 1965 – 1985 гг.?

  2. Интересам каких социальных групп отвечал политический курс и в чем нашел наиболее яркое проявление?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 34, 37

УЭ-2

Цель: проанализировать экономическое развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Каковы результаты реформы 1965 г. и почему? Почему она не дала ожидаемых результатов?

  2. Какие элементы этих реформ уже использовались в экономической политике коммунистической партии СССР?



Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 34, 37

УЭ-3

Цель: проанализировать духовное развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Чем объясняется рост насыщенности духовной сферы СССР в 1960–1980 гг.?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 36, 38

УЭ-4

Цель: проанализировать внешнюю политику страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Определите причины перехода к политике разрядки. Были ли аналоги политике разрядки в истории СССР до изучаемых событий?

  2. Проанализируйте влияние событий 1968 года в Чехословакии на политику Советского государства.

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 35

УЭ-5

Домашнее задание:

Существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:

  1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, не богато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

  2. Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.

  3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.

Написать ЭССЕ, отражающее одну из данных точек зрения.


УЭ-7

Цель: осуществить самоконтроль (см. Презентация, слайд 58).



Тех карта 3 группа.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Технологическая карта ученика.

Группа №3

Тема: «СССР в 1965 – 1985гг.»


Модуль 1МБ. 20.1.

СССР в середине 60-х – 80-х гг., власть, общество, человек.


№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Источники информации


УЭ-0



Общая цель урока.

По завершении работы над учебными элементами учащимся необходимо:

Знать:

- почему период страны с 1965 по 1985 год получил название «застойного»;

- проявления и причины кризисных явлений во всех сферах развития общества;

- итоги развития страны к концу 80-х гг.

Уметь:

- анализировать учебный материал;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

- делать презентации.

Воспитывать:

- трудолюбие;

- уважение к роли личности в истории;

- чувство гордости за успехи страны, озабоченности ее трудностями и проблемами.

Внимательно прочитайте цели урока.



УЭ-1


Цель: проанализировать политическое развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Почему период с 1964 по 1984 гг. называют «золотым веком» номенклатуры?

  2. Чем была вызвана третья волна эмиграции из СССР? Каковы, по вашему, причины возникновения диссидентского движения в СССР?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 34, 37

УЭ-2

Цель: проанализировать экономическое развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Каковы причины «застоя» в экономике страны? Носили ли они объективный характер?

  2. Что такое «нефтедоллары»? Какую роль они играли в экономике страны?



Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 34, 37

УЭ-3

Цель: проанализировать духовное развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Объясните, как складывались отношения между творческой интеллигенцией и руководством страны. Что мешало взаимопониманию и в чем конкретно это проявлялось?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 36, 38

УЭ-4

Цель: проанализировать внешнюю политику страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Устно ответьте на вопросы:

  1. Каковы, на ваш взгляд, были причины срыва политики разрядки?

  2. В каких региональных конфликтах участвовал СССР?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 35

УЭ-5

Домашнее задание:

Существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:

  1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, не богато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

  2. Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.

  3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.

Написать ЭССЕ, отражающее одну из данных точек зрения.


УЭ-7

Цель: осуществить самоконтроль (см. Презентация, слайд 58).



Тех карта 4 группа.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Технологическая карта ученика.

Группа №4

Тема: «СССР в 1965 – 1985гг.»


Модуль 1МБ. 20.1.

СССР в середине 60-х – 80-х гг., власть, общество, человек.


№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Источники информации


УЭ-0



Общая цель урока.

По завершении работы над учебными элементами учащимся необходимо:

Знать:

- почему период страны с 1965 по 1985 год получил название «застойного»;

- проявления и причины кризисных явлений во всех сферах развития общества;

- итоги развития страны к концу 80-х гг.

Уметь:

- анализировать и обобщать учебный материал;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- самостоятельно составлять схемы и таблицы;

- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к событиям и личностям в истории и их оценку;

- прогнозировать дальнейшее развитие событий;

- развивать исследовательские навыки.

Воспитывать:

- трудолюбие;

- уважение к роли личности в истории;

- чувство гордости за успехи страны, озабоченности ее трудностями и проблемами.


Внимательно прочитайте цели урока.



УЭ-1


Цель: проанализировать политическое развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Проанализируйте исторические документы и ответьте на вопросы:

  1. Насколько политика Л.И. Брежнева соответствовала требованиям времени? (см. документ 35)

  2. Чем можно объяснить отказ политического руководства СССР от критики Сталина и сталинизма в 1965 – 1985 гг.? (документ 13 и 14)

  3. Как вы думаете, какие изменения в политической сфере были жизненно необходимы для страны в будущем? Какие необходимые перемены политической сферы диктовала жизнь?



Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 34, 37

УЭ-2

Цель: проанализировать экономическое развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Экономическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Проанализируйте исторические документы и ответьте на вопросы:

  1. Дайте общую оценку социально-экономическому развитию СССР в 1964 – 1984 гг. (работа с документом 7)

  2. Каков был выход для страны из сложившейся кризисной ситуации? В каком направлении необходимо было развивать экономику страны?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 34, 37

УЭ-3

Цель: проанализировать духовное развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Духовное развитие СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Проанализируйте исторические документы и ответьте на вопросы:

  1. Проследите динамику развития духовной сферы жизни в 1964 – 1984 гг. Каковы его основные тенденции? (работа с документ ом17)

  2. Какие перемены были необходимы для страны в духовной сфере?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 36, 38

УЭ-4

Цель: проанализировать внешнюю политику страны в 1965 – 1985 гг.

Задания:

  1. Внимательно посмотрите презентацию «Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг.».

  2. Проанализируйте исторические документы и ответьте на вопросы:

  1. Изменились ли идеологические основы внешней политики СССР в указанные годы?

  2. Дайте оценку участию СССР в Афганских событиях. (работа с документом 30-31)

  3. Какие изменения должен был претерпеть внешнеполитический курс СССР в последующие годы?

Н.В. Загладин. «История России. XX – начало XXI века»

§ 35

УЭ-5

Домашнее задание:

Существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:

  1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, не богато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

  2. Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.

  3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.

Написать ЭССЕ, отражающее одну из данных точек зрения.


УЭ-7

Цель: осуществить самоконтроль (см. Презентация, слайд 58).



урок.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

РАЗРАБОТКА УРОКА

Вступительное слово учителя:

Если предшествующий период в истории страны, связанный с правлением Н.С. Хрущева называли «оттепелью», эпохой «волюнтаризма и субъективизма», то период правления Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова и К.У. Черненко называли «застоем», «развитым социализмом», а острословы называли «эпохой докладов и анекдотов». «Докладов» - потому, что это было время четырех пятилеток, крупных юбилеев (50-летие и 60-лети Великого Октября; 50-летие и 60-летие образования СССР). «Анекдотов» - потому, что именно так реагировал народ на доклады, юбилеи, выступления политических деятелей.


Тема нашего урока: «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: власть, общество, человек»

В процессе работы нам предстоит:

  • выяснить и проанализировать причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере;

  • причины формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур;

  • проанализировать идеологические основы внешней политики СССР в 1965 – 1985 гг.

  • выяснить, как жилось человеку в условиях сползания страны к кризису; о чем думали, мечтали, на что надеялись люди «застойного времени».


Презентация

  1. Политическое развитие СССР

Системный анализ по вопросам:


1. Какие качества Л.И. Брежнева как политика позволили ему занять высшие посты в КПСС и Советском государстве? Гр.№1

2. Согласны ли вы с оценками личностных качеств Брежнева, содержащихся в воспоминаниях его соратников, современников? ( см. док. 35) Гр.№4

- Какие черты характера Брежнева вы оценили бы положительно, а какие – отрицательно?

- Подумайте, сказывались ли деловые и нравственные качества личности Брежнева на содержании и направленности внутренней и внешней политики СССР?

-Насколько политика Брежнева соответствовала требованиям времени?

3. В чем проявилась новая волна неосталинизма после прихода к власти Л.И. Брежнева? ( Гр.№1)

4. Чем можно объяснить отказ политического руководства СССР от критики Сталина и сталинизма в 1965 – 1985 гг.? (документ 13 и 14) гр.№4

- Сопоставьте оценки и мнения о Сталине, приведенные в документе. Разделяете ли вы тревогу и обеспокоенность авторов письма Брежневу о возможных отрицательных последствиях реабилитации Сталина?

5. В каком направлении эволюционизировала политическая система СССР в 1965 – 1985 гг.? (гр.№2) Дайте общую оценку политическому развитию страны.

6. Почему период с 1964 по 1984 гг. называют «золотым веком» номенклатуры? ( Гр.№3)

- Интересам каких социальных групп отвечал политический курс и в чем нашел наиболее яркое проявление?

7. Каковы, по вашему, причины возникновения диссидентского движения в СССР?

- Каковы были способы борьбы с диссидентством? Гр.№3

8.Как вы думаете, какие изменения в политическом развитии были жизненно необходимы для страны в будущем? Какие необходимые перемены политической сферы диктовала жизнь?

Презентация


  1. Экономическое развитие СССР

Системный анализ по вопросам:

1. Каковы были основные направления экономической реформы 1965 г.в промышленности и в сельском хозяйстве? (Гр №1)

- Какие элементы этих реформ уже использовались в экономической политике коммунистической партии СССР?


2. Каковы результаты реформы 1965 г. и почему? Почему она не дала ожидаемых результатов? (Гр.№2)

-Сравните точки зрения М.С.Горбачева и экономиста С.С.Шаталина на причины неудачи реформы. Чье мнение, на ваш взгляд, полнее и объективнее объясняет, почему реформа не пошла вглубь? (Гр.№4) (см. док.5 )

3. Назовите кризисные явления в экономической и социальной сферах страны. ( Гр.№1)

4. Что такое «нефтедоллары»? Какую роль они играли в экономике страны? (Гр.№3)

5. Каковы причины «застоя» в экономике страны? Носили ли они объективный характер? ( Гр №3)

6. Дайте общую оценку социально-экономическому развитию СССР в 1964 – 1984 гг. (работа с документом 7) гр.№4

- Была ли оправдана позиция руководства страны на всемерное наращивание мощи ВПК?

-О каких негативных последствиях постоянного расширения производства дорогостоящих вооружений сообщает автор?

7. Каков был выход для страны из сложившейся кризисной ситуации? В каком направлении необходимо было развивать экономику страны?

Презентация.


  1. Духовное развитие СССР

Системный анализ по вопросам:

1. Охарактеризуйте, опираясь на известные вам факты, духовную и культурную жизнь общества в 70-е – начале 80-х гг. (гр.№ 1 или 2)

2.Объясните, как складывались отношения между творческой интеллигенцией и руководством страны. Что мешало взаимопониманию и в чем конкретно это проявлялось? (Гр.№3)

3. Проанализируйте действия официальных властей, опираясь на документ 17. Чем можно объяснить выезд из страны Вишневской и Ростроповича? Как официальная власть объясняет принятие указа Президиума Верховного Совета СССР о лишении их гражданства? (гр.№4)

-Правомерно ли считать слова Ростроповича о том, что Солженицын «искренний патриот, который пишет о том, что знает и чувствует», проявлением антисоветизма?

-О каких чертах личности авторов можно судить на основе их письма Л.И.Брежневу от 17 марта 1978 г.? Разделяете ли вы их гражданскую позицию?

4.Какие перемены были необходимы для страны в духовной сфере?

Презентация


  1. Внешняя политика СССР

Системный анализ по вопросам:

1.Какие международные события этого периода заслуживают положительной оценки? Какие – резко негативной? Почему? Дайте оценку решениям Хельсинского совещания. (Гр.№2)

2.Определите причины перехода к политике разрядки. Были ли аналоги политике разрядки в истории СССР до изучаемых событий? (Гр.№3)

3.Каковы, на ваш взгляд, были причины срыва политики разрядки? (Гр.№4)

4. В каких региональных конфликтах участвовал СССР? (Гр.№1)

5. Изменились ли идеологические основы внешней политики СССР в указанные годы? (Гр.№2)

6.Дайте оценку участию СССР в Афганских событиях (работа с документом 30)

7.Какие существуют мнения по вопросу участия советских войск в афганских событиях? Какое мнение вы бы поддержали и почему? (Съезд народных депутатов высказал моральное и политическое осуждение данного решения)

8.Какие изменения должен был претерпеть внешнеполитический курс СССР в последующие годы? (Гр.№4)

Давайте выясним, как жилось человеку в условиях сползания страны к кризису; о чем думали, мечтали, на что надеялись.

Выступление учащихся репродуктивной группы с результатами интервью «Советская действительность в середине 60-х – середине 80-х гг., глазами простого человека».


Выводы (см слайд итоги развития страны)

Итак, ребята, мы с вами сделали выводы о том, что, наряду с достижениями, которых достигла страна, практически во всех сферах общества проявился застой, назревали кризисные явления. Страна нуждалась в переменах; дальнейшее отставание от западных стран грозило превратить страну в отсталую, «третьестепенную» державу. Объективные предпосылки созрели; многое теперь зависело от субъективного фактора, т.е. понимание лидерами страны значимости коренных перемен, готовности осуществить эти изменения. Это материал следующих уроков.


Заключительная речь учителя:

Ну что ж, критика прошлого не всегда благодарное дело, однако нужное и необходимое. Человек, споткнувшись, всегда оглядывается, чтобы узнать причину своего падения и избежать ее повтора. Так и страна, чей народ обязан знать и разбирать беспристрастно свое прошлое, дабы писать свою историю без черновиков. Мудрый Карамзин предостерег когда-то «История злопамятней народа».


Подведение итогов урока

Домашнее задание

Самоконтроль (рефлексия)

Презентация урока.rar
Войдите для скачивания файлов
урок.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    9 апреля 201222:47
    Сергей Колодин

    Уважаемая Зиля Анваровна!

    Вы подготовили отличную разработку урока истории. Было бы лучше, если бы Вы загрузили её в секцию учителей истории и обсудили материал с коллегами. Название Конкурса - "Виват, Россия!" - слабо соотносится с заявленной Вами темой разработки.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru