В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Издательство Учитель – лучшее учреждение дополнительного профессионального образования 2019 г.

Урок "Измерение углов. Транспортир" (5 класс)

Урок "Измерение углов. Транспортир" (5 класс)

Елена Ермолаева
Тип материала: Урок
просмотров: 13673 комментариев: 1
Краткое описание
Разработка урока математики в 5 классе по теме "Измерение углов"
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ. ТРАНСПОРТИР.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

УРОК ПО ТЕМЕ

«ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ. ТРАНСПОРТИР»



ЦЕЛИ УРОКА:

дидактическая- научить измерять углы с помощью транспортира, дать понятие "градус", познакомить с другими единицами измерения углов, с приборами: теодолит, гониометр, нивелир, кипрегель, познакомить с историей возникновения градусной единицей измерения углов

развивающая - развивать память, внимание, логическое мышление, уметь обобщать и делать

выводы, развивать навыки сравнения

воспитательная - воспитывать усидчивость, аккуратность выполнения построения, культуру общения

ТИП УРОКА - Урок изучения новых знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: заготовки для измерения углов, разноцветные макеты углов, часы, "мордочки» для определения настроения.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

1) словесный

  1. наглядный

  2. частично- поисковый

  3. репродуктивный

  4. практический
    ПРИНЦИ
    ПЫ: актуализации и проблемности.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

  1. фронтальный

  2. работа в парах

  3. индивидуальный


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Активизация мыслительной деятельности.

  3. Объяснение новой темы

  4. Закрепление по ходу изложения нового материала.

  5. Домашнее задание.

1.ВОПРОС Ы :

1. Что называют углом?

  1. Какой угол называют развернутый?

  2. Какой угол называют прямым ?

  3. Сколько прямых углов содержит развернутый угол?

  4. какой угол называют острым?

  5. Какой угол называется тупым?

7.Какое время показывают часы если угол между стрелками прямой, развернутый?



2. С помощью чертежного угольника определить вид угла


На правильные ответы на вопросы в течении урока раздавать жетоны.


3. Работа в парах: Цветной набор моделей углов, разложить на парте в порядке их уменьшения. Повторить название видов углов.

Как легко проверить, правильно ли вы выполнили задачу? (наложением)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:



ПРОБЛЕМА: На доске начерчены углы и даны градусы . Установить соответствие между углами и градусами.





1800, 300, 1500, 900.




Вам знакома эта запись? Что она обозначает?


Цель урока: Сегодня на уроке мы научимся измерять углы! Сейчас я предлагаю вам отгадать загадку.

ЗАГАДКА:

Согласно словарю Даля: этот прибор - угломер.

Согласно словарю Ожегова: он - чертежный прибор - разделенный на градусы полукруг для измерения углов и нанесения их на чертеж

Большая Советская Энциклопедия говорит: это -приспособление для построения и измерения углов на чертежах.

Итак тема сегодняшнего урока «ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ. ТРАНСПОРТИР».

Рассмотреть шкалу транспортира. Мы уже знаем один измерительный инструмент- линейка. Положите рядом линейку и транспортир. Что общего между ними? Обратить внимание на центр транспортира. Послушаем сообщения об истории возникновения транспортира:

Углы меряют в градусах, минутах и секундах. Эти угловые меры возникли в глубокой древности. Предполагают, что это было связано с созданием календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 366 и не 365 дней, а 360. Поэтому круг они разделили на 360 частей. Такое изображение года было очень полезным: на нем можно было отметить любой день.


Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей. А на всей окружности таких делений 360, как на древнем календаре. Древние греки уже знали, что в году не 360 дней, а больше, но деление круга на 360 равных частей сохранили. Древние римляне дали каждой такой части название "градус". Обозначается специальным значком 1°.

Слово "градус" - латинское слово, означает "шаг", "ступень". Измерение углов в градусах появилось более 3 тыс. лет назад в Вавилоне. В расчетах там использовалась шестидесятеричная система счисления, шестидесятеричные дроби. Поэтому вавилонские математики, а за ними и греческие и индийские, полный оборот делили на 360 частей - градусов. Градусная мера сохранилась до наших дней. Используются более мелкие единицы измерения угла: минута и секунда. 1 градус=60 минутам, 1минуга=60 секундам, обозначается так:

1°= 60/. 1/=60"



Прочитать определение градуса в учебнике .Итак : 1/180 часть развернутого угла называют градусом. В каких единицах измеряют углы ?

На уроках математики мы с вами углы будем измерять только в градусах, а на уроках географии, астрономии будете измерять в других единицах: минутах и секундах. А сейчас ,ребята мы с вами научимся измерять углы с помощью транспортира. Транспортиры бывают с одной шкалой и двумя шкалами. Поднимите руки у кого транспортир с одной шкалой, а у кого с двумя.

Измерим угол АОВ (уже начерчен на доске, учитель показывает как его измерять, и рассмотреть неправильное приложение транспортира).

Ученики измеряют углы на заготовках, по рядам углы в 26, 60,154 градусов.

ЗАДАНИЕ КЛАССУ : Измерить на заготовке прямые углы (по рядам: 1 ряд - угол 1, 2 ряд- угол 3. 3 ряд – угол 6. ВЫВОД: Прямой угол =90 градусам. Углы 1, 3, 6 равны 90 градусам

Как не измеряя развернутый угол узнать его величину? Рассмотри рис. 183. Проверить угол МКР=180 градусов?

На этом же рисунке:

а) Назовите градусные меры углов АСЕ и FHL

б) Назовите углы равные 180 градусам, 90 градусам. Прочитать определение прямого угла.

Что можно сказать о градусных мерах равных углов? равные углы имеют равные градусные меры, больший угол имеет большую градусную меру, меньший угол имеет меньшую градусную меру.

ВЕРНЕМСЯ К ПРОБЛЕМЕ: найдем соответствие между углами и их градусными мерами.

Ребята! Какой угол мы называли острым? Попробуйте дать определение острого угла, используя градусную меру; также тупого, прямого и развернутого.

СОСТАВИМ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ




На заготовке самостоятельно измерить все углы кроме прямых углов (по одному). Ученики измеряют каждый угол, проговаривают алгоритм измерения.


угол 2=133°, угол 4 =32°, угол 5= 112°, угол 7= 35°.



ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

В конце 8-го века при разработке метрической системы мер, французские ученые предложили делить прямой угол не на 90, а на 100 частей. Такой угол называют "град": 90° = 100 град.

В градах измеряют углы в геодезии; в некоторых строительных расчетах, но широкого распространения она не получила. Для точного измерения углов созданы различные инструменты. Основная часть этих приборов - шкала, похожая на шкалу транспортира.

Например: ТЕОДОЛИТ- для измерения углов при съемке ( круг- лимб, с угловыми делениями: градусы, полуградусы, грады и др.)

ГОНИОМЕТР- небольшой, удобный при передвижении инструмент , служит для измерения углов, построения прямых углов.

НИВЕЛИР -инструмент при помощи которого получается горизонтальная плоскость й-ти горизонтальный луч. позволяющий определять насколько точка находится выше или ниже другой.

КИПРЕГЕЛЬ- для визирования на определяемые точки местности.

Транспортир применяют и для построения углов.

Построим угол АОВ=50 градусам. Учитель объясняет построение.

Peбята! Кроме того, что мы должны научиться строить углы с помощью транспортира, но и строить их на глазок. Для этого проведем практическую работу: построим из одного узла клетки углы 10, 20, ….. 80 градусов.

Строят. Находят узлы. Заполняют таблицу для своего угла. Проверяем вместе с помощью таблицы. Меняются табличками: теперь сосед используя координаты из соседней таблички строит угол и проверяет его с помощью транспортира.


УГОЛ



100

6

1


200

8

3


300

7

4


400

6

5


500

5

6


600

4

7


700

3

8


800

1

6


ИТОГ УРОКА:

1) Для чего служит транспортир?

  1. На сколько делений разделена шкала транспортира?

  2. Что такое градус?

  3. Сколько градусов содержит развернутый угол?

  4. Сколько градусов содержит прямой угол?

  5. Какой угол называют острым?

  6. Какой угол называют тупым?

  7. Какой угол можно построить без транспортира?

Кому понравился урок тот пусть возьмет зеленую улыбающуюся рожицу, а кому нет- желтую .


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: п. 42 -выучить определения, № 1620, 1654, 1655.



























ПРИЛОЖЕНИЕ:






















АСТРОЛЯБИЯ





































Установка теодолита в вершине угла






























Гониометр




















Кипрегель
























Нивелир технический НВ-1






































ТЕОДОЛИТ

11


ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ. ТРАНСПОРТИР С КАРТИНКАМИ.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

УРОК ПО ТЕМЕ

«ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ. ТРАНСПОРТИР»



ЦЕЛИ УРОКА:

дидактическая- научить измерять углы с помощью транспортира, дать понятие "градус", познакомить с другими единицами измерения углов, с приборами: теодолит, гониометр, нивелир, кипрегель, познакомить с историей возникновения градусной единицей измерения углов

развивающая - развивать память, внимание, логическое мышление, уметь обобщать и делать

выводы, развивать навыки сравнения

воспитательная - воспитывать усидчивость, аккуратность выполнения построения, культуру общения

ТИП УРОКА - Урок изучения новых знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: заготовки для измерения углов, разноцветные макеты углов, часы, "мордочки» для определения настроения.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

1) словесный

  1. наглядный

  2. частично- поисковый

  3. репродуктивный

  4. практический
    ПРИНЦИ
    ПЫ: актуализации и проблемности.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

  1. фронтальный

  2. работа в парах

  3. индивидуальный


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Активизация мыслительной деятельности.

  3. Объяснение новой темы

  4. Закрепление по ходу изложения нового материала.

  5. Домашнее задание.

1.ВОПРОС Ы :

1. Что называют углом?

  1. Какой угол называют развернутый?

  2. Какой угол называют прямым ?

  3. Сколько прямых углов содержит развернутый угол?

  4. какой угол называют острым?

  5. Какой угол называется тупым?

7.Какое время показывают часы если угол между стрелками прямой, развернутый?



2. С помощью чертежного угольника определить вид угла


На правильные ответы на вопросы в течении урока раздавать жетоны.


3. Работа в парах: Цветной набор моделей углов, разложить на парте в порядке их уменьшения. Повторить название видов углов.

Как легко проверить, правильно ли вы выполнили задачу? (наложением)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:



ПРОБЛЕМА: На доске начерчены углы и даны градусы . Установить соответствие между углами и градусами.





1800, 300, 1500, 900.




Вам знакома эта запись? Что она обозначает?


Цель урока: Сегодня на уроке мы научимся измерять углы! Сейчас я предлагаю вам отгадать загадку.

ЗАГАДКА:

Согласно словарю Даля: этот прибор - угломер.

Согласно словарю Ожегова: он - чертежный прибор - разделенный на градусы полукруг для измерения углов и нанесения их на чертеж

Большая Советская Энциклопедия говорит: это -приспособление для построения и измерения углов на чертежах.

Итак тема сегодняшнего урока «ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ. ТРАНСПОРТИР».

Рассмотреть шкалу транспортира. Мы уже знаем один измерительный инструмент- линейка. Положите рядом линейку и транспортир. Что общего между ними? Обратить внимание на центр транспортира. Послушаем сообщения об истории возникновения транспортира:

Углы меряют в градусах, минутах и секундах. Эти угловые меры возникли в глубокой древности. Предполагают, что это было связано с созданием календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 366 и не 365 дней, а 360. Поэтому круг они разделили на 360 частей. Такое изображение года было очень полезным: на нем можно было отметить любой день.


Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей. А на всей окружности таких делений 360, как на древнем календаре. Древние греки уже знали, что в году не 360 дней, а больше, но деление круга на 360 равных частей сохранили. Древние римляне дали каждой такой части название "градус". Обозначается специальным значком 1°.

Слово "градус" - латинское слово, означает "шаг", "ступень". Измерение углов в градусах появилось более 3 тыс. лет назад в Вавилоне. В расчетах там использовалась шестидесятеричная система счисления, шестидесятеричные дроби. Поэтому вавилонские математики, а за ними и греческие и индийские, полный оборот делили на 360 частей - градусов. Градусная мера сохранилась до наших дней. Используются более мелкие единицы измерения угла: минута и секунда. 1 градус=60 минутам, 1минуга=60 секундам, обозначается так:

1°= 60/. 1/=60"



Прочитать определение градуса в учебнике .Итак : 1/180 часть развернутого угла называют градусом. В каких единицах измеряют углы ?

На уроках математики мы с вами углы будем измерять только в градусах, а на уроках географии, астрономии будете измерять в других единицах: минутах и секундах. А сейчас ,ребята мы с вами научимся измерять углы с помощью транспортира. Транспортиры бывают с одной шкалой и двумя шкалами. Поднимите руки у кого транспортир с одной шкалой, а у кого с двумя.

Измерим угол АОВ (уже начерчен на доске, учитель показывает как его измерять, и рассмотреть неправильное приложение транспортира).

Ученики измеряют углы на заготовках, по рядам углы в 26, 60,154 градусов.

ЗАДАНИЕ КЛАССУ : Измерить на заготовке прямые углы (по рядам: 1 ряд - угол 1, 2 ряд- угол 3. 3 ряд – угол 6. ВЫВОД: Прямой угол =90 градусам. Углы 1, 3, 6 равны 90 градусам

Как не измеряя развернутый угол узнать его величину? Рассмотри рис. 183. Проверить угол МКР=180 градусов?

На этом же рисунке:

а) Назовите градусные меры углов АСЕ и FHL

б) Назовите углы равные 180 градусам, 90 градусам. Прочитать определение прямого угла.

Что можно сказать о градусных мерах равных углов? равные углы имеют равные градусные меры, больший угол имеет большую градусную меру, меньший угол имеет меньшую градусную меру.

ВЕРНЕМСЯ К ПРОБЛЕМЕ: найдем соответствие между углами и их градусными мерами.

Ребята! Какой угол мы называли острым? Попробуйте дать определение острого угла, используя градусную меру; также тупого, прямого и развернутого.

СОСТАВИМ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ




На заготовке самостоятельно измерить все углы кроме прямых углов (по одному). Ученики измеряют каждый угол, проговаривают алгоритм измерения.


угол 2=133°, угол 4 =32°, угол 5= 112°, угол 7= 35°.



ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

В конце 8-го века при разработке метрической системы мер, французские ученые предложили делить прямой угол не на 90, а на 100 частей. Такой угол называют "град": 90° = 100 град.

В градах измеряют углы в геодезии; в некоторых строительных расчетах, но широкого распространения она не получила. Для точного измерения углов созданы различные инструменты. Основная часть этих приборов - шкала, похожая на шкалу транспортира.

Например: ТЕОДОЛИТ- для измерения углов при съемке ( круг- лимб, с угловыми делениями: градусы, полуградусы, грады и др.)

ГОНИОМЕТР- небольшой, удобный при передвижении инструмент , служит для измерения углов, построения прямых углов.

НИВЕЛИР -инструмент при помощи которого получается горизонтальная плоскость й-ти горизонтальный луч. позволяющий определять насколько точка находится выше или ниже другой.

КИПРЕГЕЛЬ- для визирования на определяемые точки местности.

Транспортир применяют и для построения углов.

Построим угол АОВ=50 градусам. Учитель объясняет построение.

Peбята! Кроме того, что мы должны научиться строить углы с помощью транспортира, но и строить их на глазок. Для этого проведем практическую работу: построим из одного узла клетки углы 10, 20, ….. 80 градусов.

Строят. Находят узлы. Заполняют таблицу для своего угла. Проверяем вместе с помощью таблицы. Меняются табличками: теперь сосед используя координаты из соседней таблички строит угол и проверяет его с помощью транспортира.


УГОЛ



100

6

1


200

8

3


300

7

4


400

6

5


500

5

6


600

4

7


700

3

8


800

1

6


ИТОГ УРОКА:

1) Для чего служит транспортир?

  1. На сколько делений разделена шкала транспортира?

  2. Что такое градус?

  3. Сколько градусов содержит развернутый угол?

  4. Сколько градусов содержит прямой угол?

  5. Какой угол называют острым?

  6. Какой угол называют тупым?

  7. Какой угол можно построить без транспортира?

Кому понравился урок тот пусть возьмет зеленую улыбающуюся рожицу, а кому нет- желтую .


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: п. 42 -выучить определения, № 1620, 1654, 1655.



























ПРИЛОЖЕНИЕ:






















АСТРОЛЯБИЯ





































Установка теодолита в вершине угла






























Гониометр




















Кипрегель
























Нивелир технический НВ-1






































ТЕОДОЛИТ

11


ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ. ТРАНСПОРТИР.zip
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Марина Гилярова
10.03.2012 19:57
Работа представлена в виде текстового документа.  Второй файл можно убрать со страницы. Материал привлекает своей практической деятельностью. Преподаватель выбрал стандартную структуру урока: актуализация опорных знаний, объяснение нового материала, закрепление нового материала, итоги занятия, домашняя работа. Все этапы урока направлены на реализацию целей занятия, главная из которых – научить измерять углы транспортиром. Цели урока будут достигнуты, новый материал объяснен понятно, доступно, логично. Просится применение презентации, на которой будут отображаться рисунки, помещенные в приложение документа, дополнительная дидактическая наглядность.
Учитель преподносит интересную дополнительную информацию об углах, приборах для их измерения, исторические аспекты вопроса.  
Некоторые шероховатости имеются. По ходу урока учитель ссылается на рис. 183, но в методической разработке не указано методическое обеспечение (какой учебник используется).

Слово «мордочки» лучше заменить на «смайлики».
Нет смысла строить углы большие 360 градусов, основная цель - научить отмечать острый, прямой и тупой углы согласно градусной мере.
Материалы урока можно рекомендовать для использования в учебном процессе.
Страницу с размещенным материалом следует оформить согласно требованиям портала.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru