В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок окружающего мира"Жизнь древних славян"

Урок окружающего мира"Жизнь древних славян"

Татьяна Бушмелева
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
просмотров: 6650 комментариев: 1
Краткое описание
Тип урока: изучение нового материала .
Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая.
Описание
МКОУ «Степнинская средняя общеобразовательная школа»
 Урок по курсу «Окружающий мир»
Тип урока: изучение нового материала 
Бушмелева Татьяна Михайловна учитель начальных классов
Челябинская область, Пластовский район, с. Степное
 
 Тема урока: Жизнь древних славян. 
 Цели урока: 
— сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;
— познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;
— развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;
— прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.
 

 Оборудование:  физическая карта, тестовое  задание,  учебник «Окружающий мир»  А.А. Плешаков 4 класс
 
 Ход урока
 I. Организационный момент.
 II. Актуализация изученного
 

  Знаете ли вы, что есть на свете такая замечательная страна, где быль чудеснее сказки? И находится она не за семью морями, далекими горами, а в учебнике «Окружающий мир». Называется она Страной историей. Попасть туда нетрудно – стоит лишь перевернуть страничку.  Вы познакомились со «Страницами всемирной истории».  Этот раздел учебника помог вам получить представление о временных отрезках, на которые учёные разделяют историю человечества. Назовите  их по порядку: 
 первобытная история – самая длинная эпоха в истории человечества;
 история Древнего мира  — насчитывает несколько тысячелетий, о тех далёких временах рассказывают замечательные постройки;
 история средних веков -  время рыцарей и замков, изобретение книгопечатания;
 история Нового времени -  время выдающихся географических открытий и величайших технических изобретений;
 история Новейшего времени – время величайших открытий в истории человечества и время самых кровопролитных войн.
 
   Словно на машине времени вы перемещались из одной эпохи в другую. Увидели,  какой сложный путь развития прошёл человек, прежде чем стал таким, как сейчас.   Выдающихся успехов достигли учёные.   Каких именно мы повторим, передавая друг другу копилку интересных фактов.  Соотнесите предмет и открытие, которому он соответствует.  
Учёные сумели разгадать многие тайны природы и открыли невидимый глазу мир частиц, основы всего существующего.
В 20 веке появились лекарства, которые сегодня есть в каждом доме. Медики смогли победить болезни, которые прежде казались неизлечимыми, например, холера, тиф. 
Современные средства связи объединили весь мир. По сотовому телефону можно связаться с любой точкой Земли.
Можно облететь земной шар на сверхзвуковом самолёте за 24 часа.
 В 20 веке началось освоение космоса. Первым космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин. Произошло это 12 апреля 1961 года. 
Но и страшное атомное оружие тоже было изобретено в 20 веке.
 Вхождение в тему урока  
 

  Да, ребята,  все эти открытия  были в недавнем прошлом, а сегодня стали историей, историей и нашей страны.  Мы узнаем  об этом, познакомившись со  «Страницами  истории Отечества».  В этом нам поможет учебник. Откройте его.  На странице 33 перечислены темы уроков,  отражающие содержание этого раздела.  Вы изучите лишь часть родной истории, охватывающую период с древних времён до конца 16 века.  Узнаете, как появились на Восточно-Европейской равнине восточные славяне, как образовалось Древнерусское государство, почему оно распалось на самостоятельные княжества. Вы проследите за процессами возвышения Москвы и формирования единого государства – Московской Руси, или России. Познакомитесь с деятельностью великих исторических личностей – князя Владимира Красное солнышко, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного. Вы уже поняли, что изучать мы будем очень далёкие времена.
 
Какова тема первого урока? (Жизнь древних славян)
 
 III.  Работа над новой темой урока.
 1. Слово учителя 
— Кто такие славяне? Существует много объяснений происхождения названия «славяне».
Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый».
— Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне.  
— Изначально древние славяне селились племенами.
 
— Перед вами текст, с отрывком из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте. 
 
 

 -Подчеркните названия племен в тексте.
«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»
 
— Название, каких вы встретили в тексте?
 
 2  Работа с картой.   
— Рассмотрите карту (с. 35 учебника). 
Посмотрите на условные обозначения и скажите:
— На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)
— К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте.(к восточным славянам)
 
Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. 
 

 3. Работа в тетради. (контурная карта с. 13)  
 

 Практическая часть:  Рабочая тетрадь № 2, стр. 13  Раскрасьте на ней различными цветами территории, на которых жили восточные, западные, южные славяне.
 
— Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответьте на вопрос:
— Почему именно на этих территориях остановились славяне
Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах – куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной, 
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
 
 
— Не всё было все так гладко и хорошо. Все равно люди соперничали между собой, обустраивались.
 4. Быт древних славян.
 

Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.
 Б) Занятия древних славян.
— Для того, чтобы выжить, люди осваивали новые виды деятельности.
 Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 34
— Чем могли заниматься мужчины в этой местности?
— Какую работу выполняли женщины? 
 

 IV. Физминутка
 
Работа по группам 
 I группа расскажет нам
как выглядело жильё древних славян.
 В) Жилище древних славян. 
 (выставка рисунков «жилище древних славян»)
Жильем служили землянки, выкопанные в земле.
В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.
Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой — ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь — она обогревала дом, на ней же готовили еду. 
Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.
В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами — это постели.
Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от  непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство.
 Г) II группа расскажет нам о внешнем виде древних славян.  
 (рисунки детей)
— А как выглядели древние ?
Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон.
 
 5. Верования славян (боги).
 

— Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.
а) Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца — Ярило.   Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.
 
б) Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун. 
 Перун – бог грома и молнии.
Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. 
Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. 
 
 6. Славянские праздники.
 
— Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники. 
Многие из них сохранились до наших дней.
— Как вы думаете, какие это праздники? 
 

 Масленица. 
 Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.
 

 
 
 Иванов день. 
Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
 

 Троица. 
Девичьим праздником назывался семик — неделя перед Троицей. Этот
праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку — священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь «гоняла русалок» — играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.
 
 
 
 
Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.
 
 V. Закрепление, проверка полученных знаний. 
 
 

 ТЕСТ 
 
А) Славяне жили:
В пустыне.
По берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне.
В горах.
 
Б) Что такое бортничество?
Изготовление бочек из дерева.
Выдалбливание  лодок.
Собирание мёда диких пчёл.
 
В) Какие орудия использовали наши предки во время охоты?
Ружьё.
Лук со стрелами.
Саблю.
 
Г) Что у славян первоначально применялось вместо денег?
Шкуры пушных зверей.
Изделия из металла.
Продукты питания.
 
5. Древние славяне были:
     а) язычниками
     б) христианами
     в) мусульманами
 
 
А теперь проверка. На доске ответы.
 
 VI.<span st yle=«font:7.0pt «Times New Roman»»> Домашнее задание. 
Прочитать текст на стр. 34-39.ответить на вопросы, задание № 1,3
 
 
 
 V.  Подведение итогов урока.
— Кто такие восточные славяне?
— С чем были связаны жизнь, занятия, верования славян. 
Список использованной литературы:
1.   Суворов Ю. М. Знаете ли вы историю своей Родины? – Минск, 1980.
 
2.  Энциклопедия для детей. Т. 2/ Под ред. С. Исмаиловой. М., 1996.
 
 

 

 

 

 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Жизнь древних славян.doc Скачать

Бушмелева Татьяна Михайловна

МКОУ « Степнинская средняя общеобразовательная школа» учитель начальных классов

Челябинская область, Пластовский район, с. Степное

Урок по курсу «Окружающий мир»

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: Жизнь древних славян.

Цели урока:

- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;

- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;

- развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;

- прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.


Оборудование: физическая карта; тестовое задание, учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 4 класс


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация изученного


Знаете ли вы, что есть на свете такая замечательная страна, где быль чудеснее сказки? И находится она не за семью морями, далекими горами, а в учебнике «Окружающий мир». Называется она Страной историей. Попасть туда нетрудно – стоит лишь перевернуть страничку. Вы познакомились со «Страницами всемирной истории». Этот раздел учебника помог вам получить представление о временных отрезках, на которые учёные разделяют историю человечества. Назовите их по порядку:

первобытная история – самая длинная эпоха в истории человечества;

история Древнего мира - насчитывает несколько тысячелетий, о тех далёких временах рассказывают замечательные постройки;

история средних веков - время рыцарей и замков, изобретение книгопечатания;

история Нового времени - время выдающихся географических открытий и величайших технических изобретений;

история Новейшего времени – время величайших открытий в истории человечества и время самых кровопролитных войн.


Словно на машине времени вы перемещались из одной эпохи в другую. Увидели, какой сложный путь развития прошёл человек, прежде чем стал таким, как сейчас. Выдающихся успехов достигли учёные. Каких именно мы повторим, передавая друг другу копилку интересных фактов. Соотнесите предмет и открытие, которому он соответствует.

Учёные сумели разгадать многие тайны природы и открыли невидимый глазу мир частиц, основы всего существующего.

В 20 веке появились лекарства, которые сегодня есть в каждом доме. Медики смогли победить болезни, которые прежде казались неизлечимыми, например, холера, тиф.

Современные средства связи объединили весь мир. По сотовому телефону можно связаться с любой точкой Земли.

Можно облететь земной шар на сверхзвуковом самолёте за 24 часа.

В 20 веке началось освоение космоса. Первым космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин. Произошло это 12 апреля 1961 года.

Но и страшное атомное оружие тоже было изобретено в 20 веке.

Вхождение в тему урока


Да, ребята, все эти открытия были в недавнем прошлом, а сегодня стали историей, историей и нашей страны. Мы узнаем об этом, познакомившись со «Страницами истории Отечества». В этом нам поможет учебник. Откройте его. На странице 33 перечислены темы уроков, отражающие содержание этого раздела. Вы изучите лишь часть родной истории, охватывающую период с древних времён до конца 16 века. Узнаете, как появились на Восточно-Европейской равнине восточные славяне, как образовалось Древнерусское государство, почему оно распалось на самостоятельные княжества. Вы проследите за процессами возвышения Москвы и формирования единого государства – Московской Руси, или России. Познакомитесь с деятельностью великих исторических личностей – князя Владимира Красное солнышко, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного. Вы уже поняли, что изучать мы будем очень далёкие времена.


Какова тема первого урока? (Жизнь древних славян)


III. Работа над новой темой урока.

1. Слово учителя

- Кто такие славяне? Существует много объяснений происхождения названия «славяне».

Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый».

- Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне.

- Изначально древние славяне селились племенами.


- Перед вами КАРТОЧКА 1, с отрывком из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте.


Карточка

- Подчеркните названия племен в тексте.

«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»


- Название, каких вы встретили в тексте?


2 Работа с картой.

- Рассмотрите карту (с. 35 учебника).

Посмотрите на условные обозначения и скажите:

- На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)

- К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте.(к восточным славянам)


Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. (слайд № 3 )


3. Работа в тетради. (контурная карта с. 13)


Практическая часть: Рабочая тетрадь № 2, стр. 13 Раскрасьте на ней различными цветами территории, на которых жили восточные, западные, южные славяне.


- Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответьте на вопрос:

- Почему именно на этих территориях остановились славяне

Много было в чаще бора и медведей, и волков,

Много уток на озёрах, на болотах – куликов.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков появлялись тут весной.

Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»

Помолились люди Богу, стали строиться и жить.



- Не всё было все так гладко и хорошо. Все равно люди соперничали между собой, обустраивались.

4. Быт древних славян.


Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

Б) Занятия древних славян.

- Для того, чтобы выжить, люди осваивали новые виды деятельности.

Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 34

- Чем могли заниматься мужчины в этой местности?

- Какую работу выполняли женщины?


IV. Физминутка


Работа по группам

I группа расскажет нам как выглядело жильё древних славян.

В) Жилище древних славян.

(выставка рисунков «жилище древних славян»)

Жильем служили землянки, выкопанные в земле.

В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.

Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду.

Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.

В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство.

Г) II группа расскажет нам о внешнем виде древних славян.

(рисунки детей)

- А как выглядели древние ?

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон.


5. Верования славян (боги).

- Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.

а) Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило. Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.


б) Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун.

Перун – бог грома и молнии. Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем.

Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей.


6. Славянские праздники.


- Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.

Многие из них сохранились до наших дней.

- Как вы думаете, какие это праздники?


Масленица.

Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.




Иванов день.

Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.


Троица.

Девичьим праздником назывался семик — неделя перед Троицей. Этот

праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку — священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь «гоняла русалок» — играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.





Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.


V. Закрепление, проверка полученных знаний.



ТЕСТ


А) Славяне жили:

В пустыне.

По берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне.

В горах.


Б) Что такое бортничество?

Изготовление бочек из дерева.

Выдалбливание лодок.

Собирание мёда диких пчёл.


В) Какие орудия использовали наши предки во время охоты?

Ружьё.

Лук со стрелами.

Саблю.


Г) Что у славян первоначально применялось вместо денег?

Шкуры пушных зверей.

Изделия из металла.

Продукты питания.


5. Древние славяне были:

а) язычниками

б) христианами

в) мусульманами



А теперь проверка. На доске ответы.


  1. Домашнее задание.

Прочитать текст на стр. 34-39.ответить на вопросы, задание № 1,3




V. Подведение итогов урока.

- Кто такие восточные славяне?

- С чем были связаны жизнь, занятия, верования славян.

Список использованной литературы:

1. Суворов Ю. М. Знаете ли вы историю своей Родины? – Минск, 1980.


2. Энциклопедия для детей. Т. 2/ Под ред. С. Исмаиловой. М., 1996.








7


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос