В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Перспективный план непосредственно образовательной деятельности с элементами фольклора во второй младшей группе

Надежда Михелева Надежда Михелева
Тип материала: Планирование
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 19964
Краткое описание
Представлено перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с элементами фольклора для младших дошкольников

Описание
Перспективный план непосредственно образовательной деятельности с элементами фольклора во второй младшей группе
Последнее время практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утеряно.
Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к её истокам. Исследователи народного искусства М. А. Некрасова, Н. П. Сакулина, Т. Л. Шпикалова, Е. А. Флёрина и другие отмечают, что именно включение ребёнка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно-эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-творческих способностей [1].
К сожалению, большинство русских людей очень поверхностно знакомо с собственной народной культурой.
Эта проблема могла бы быть восполнена участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уже о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая, педагогически грамотная переработка материала.
Детский фольклор– это особенная область народного творчества. Она включает в себя целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, заклички любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества[2]. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребёнку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.
Исследования показывают [1], что знание детьми особенностей своей родной культуры находится на очень низком уровне. Следовательно, возникает необходимость организовать работу по ознакомлению с ней уже в младшем дошкольном возрасте.
Задачи организации непосредственно образовательной деятельности с элементами фольклора:
1. Дать представления об особенностях жизни русского народа внутри семьи, его лучших национальных качествах.
2. Способствовать отражению представлений в разнообразных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной, музыкально-художественной, театральной.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
4. Воспитывать бережное отношение к предметам искусства.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 250» комбинированного вида
Перспективный план непосредственно образовательной деятельности с элементами фольклора во второй младшей группе
Автор-составитель: Михелева Н. С.,
воспитатель
г. Новокузнецк
Сентябрь

Тема
Задачи
1.
Милости просим, гости дорогие

Познакомить детей с «избой» и её хозяйкой; учить внимательно слушать, воспринимать и запоминать песенки-потешки; развивать интерес к русской народной игрушке матрёшке.

2.
Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча
Познакомить детей с домашней утварью: печкой, чугунком, ухватом, кочергой; рассказать, как готовится картофель в чугунке, используя утварь; обогащать словарь детей: «чугунок», «ухват», «кочерга», «лупяки».
3.
Петушок – золотой гребешок
Познакомить детей с обитателем избы – Петушком; рассказать о его роли в жизни русского народа; развивать память, активную речь детей.
4.
Как у нашего кота
Познакомить детей с обитателем «избы» — котом Васькой; заучить потешку «Как у нашего кота…»; воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным с помощью детского фольклора.



Тема
Задачи
1.
Чтение потешек «Кисонька-мурысонька», «Пошёл котик на торжок»
Познакомить детей с содержанием потешек, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам; воспитывать умение слушать текст произведения; учить воспроизводить слова текста интонационно выразительно: ласково в обращении к котику и укоризненно в словах «Не ешь одна» при обращении к кисоньке; воспитывать нравственные чувства по отношению к другим.
2.
Мы ходили в огород
Уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас за счет слов: “овощи”, “огород”, “грядки”, “твердая”, “круглая”, “продолговатая”; учить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.
3.
Семья Петушка
Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха (большой, у него на голове гребешок, бородка; у него пышный хвост с ярким оперением), курицы (большая, но хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой-курочкой); учить детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая в рифму отгадки к ним; развивать интерес к лепке, закреплять знания цвета, учить находить сходства с реальными предметами, аккуратно пользоваться пластилином.
4.
Колобок
Напомнить детям содержание сказки «Колобок»; развивать умение инсценировать отдельные фрагменты сказки; развивать эмоциональность, выразительность речи.
Октябрь
Ноябрь

Тема
Задачи
1.
Ходит сон близ окон
Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями; учить петь колыбельные тихо, ласково;  развивать память, активную речь детей.
2.
Водичка, водичка, умой моё личико
Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им пользоваться; учить выразительно рассказывать потешку «Водичка, водичка…»; воспитывать навыки самообслуживания, любовь к чистоте, опрятности.
3.
С гуся вода, а с Ванечки худоба
Повторение потешки и знакомых колыбельных;  закреплять последовательность действий при укладывании спать; учить петь колыбельные тихо, ласково; закрепить предназначение люльки и умывальника в «избе».
4.
Заюшкина избушка
Напомнить детям содержание сказки; учить выразительно инсценировать сказку; познакомить детей с русской народной игрой «Зайки».


Декабрь

Тема
Задачи
1.
Девочка и лиса
Познакомить детей со сказкой «Снегурушка и лиса»; подготовка к инсценированию фрагментов сказки; познакомить детей с игрой «Кто позвал?»; развивать слуховое внимание.
2.
Уж ты, зимушка-зима
Обогащать словарь детей: «тулуп», «рукавицы», «валенки», «шаль»; познакомить с особенностями русской зимней одежды; развивать память.
3.
Фока воду кипятит и как зеркало блестит
Познакомить детей с самоваром, его предназначением; рассказать детям о традиции чаепития; воспитывать желание и умение помогать старшим.
4.
Сундучок Деда Мороза
Развивать интерес к загадкам, их разгадыванию; развивать память, воображение; создать настроение приближающегося праздника.


Январь

Тема
Задачи
1.
Пришла коляда – открывай ворота
Познакомить детей с праздником Рождеством; разучить рождественские колядки; познакомить детей с традицией выпекания рождественского печенья – «козулей».
2.
Весёлые ложки
Учить отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром); развивать общие речевые умения: рассказывать громко, выразительно, используя интонации, темп речи, высоту голоса; воспитывать интерес к народному творчеству.

3.
Хозяйкины помощницы
Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами, корытом, утюгом; рассказать об их предназначении; учить сравнивать предметы старины с современными, находить сходства и различия; воспитывать желание помогать взрослым.
4.
Половичку курочка веничком метёт
Развивать память; интерес к малым фольклорным жанрам; воспитывать желание оказывать посильную помощь.


Февраль

Тема
Задачи
1.
Масленица годовая – наша гостьюшка дорогая
Познакомить детей с праздником Масленица; рассказать, как его праздновали в старину; развивать речевую активность детей.
2.
Три медведя
Напомнить детям содержание сказки; упражнять в сравнении предметов по размеру; закреплять правила сервировки стола.
3.
Маша и медведь
Учить показывать знакомую сказку на фланелеграфе; обогащать словарь детей; развивать ориентировку детей в пространстве; закреплять знание предметов интерьера избы
4.
Идёт коза рогатая
Познакомить детей с новым обитателем «избы» — козой Машкой; повторение знакомой потешки с инсценированием; рассказать о пользе козы для человека.


Март

Тема
Задачи
1.
В гости к Хозяюшке
Ознакомление с малыми фольклорными формами;  вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем; способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.
2.
Приди, весна, с радостью
Повторить приметы весны; разучить с детьми заклички «Ласточка, ласточка…», «Грачи-киричи»; познакомить детей с традицией печь «жаворонков».
3.
Трень-брень, гусельки
Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов; учить слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно; развивать интерес к русской народной музыке.
4.
В гости к бабушке Загадушке
Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза, корова, и т.д.); активизировать мыслительную деятельность в процессе игры; упражнять в выразительной интонации при звукоподражании; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.


Апрель

Тема
Задачи
1.
Сорока-белобока кашу варила
Познакомить детей с новым предметом русского обихода – глиняным горшком; повторить названия и предназначение ранее изученной домашней утвари; учить выразительно рассказывать знакомую потешку.
2.
Репка
Учить рассказывать сказку по серии картинок; развивать активную речь детей; подготовить детей к инсценированию сказки.
3.
Во дворе у бабушки
Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества; активизировать словарный запас детей; уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их.
4.
Курочка Ряба
Познакомить детей с оригинальным текстом сказки; развивать память, речевую активность детей; рассказать о традиции красить яйца на Пасху.


Май

Тема
Задачи
1.
Солнышко, нарядись, красное, покажись
Учить выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце; учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием; развивать активную речь детей; воспитывать любовь к родной природе.
2.
Кто в тереме живёт
Напомнить детям содержание сказки; учить отгадывать загадки о животных; развивать память, творческое воображение.
3.
Ярмарка
Рассказать детям о ярмарке, процессе купли-продажи; учить запоминать и рассказывать прибаутки, стихотворения о ярмарке; развивать память, речь детей.
4.
Сказки водят хоровод
Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь, пополнять и активизировать словарь детей; помочь детям вспомнить знакомые сказки; вызывать у детей желание пересказывать знакомую сказку с помощью педагога, подсказывать нужные слова, помогать строить предложения из 3-4 слов правильно; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Литература
  1. Кутьина, Н. Б. Программа «Ребенок в ХХI веке. Воспитание культурой» — СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 208 с.
  2. Фроленко,  Е. С. В гости к бабушке//Дошкольное воспитание. — 2009 г. — № 2. – 64 с.

Пожаловаться 29 февраля 2012
Файлы
Перспективное планирование.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru