В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Программа работы с одаренными детьми "Наша надежда "

Наталия Хруслова Наталия Хруслова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 5162
Краткое описание
Программа работы с одаренными детьми

Описание


Программа
Одаренные дети
п. Сиверский

2010г
Название программы: «Наша надежда».
Одаренность—конечно дар,

Богом данный, данный свыше.

   Одаренность—это огонь,

    Не гаси, поддержи его, слышишь.

Одаренность—пытливый ум,

  Почемучка еще с пеленок.

Одаренный—философ и шут,

В общем, трудный еще ребенок.

Задачи программы:
2. Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских
навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.
3. Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современного общества
4. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в  в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах, спортивных соревнованиях
5. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.
6. Расширить пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися.

Нормативно-правовая база программы:
— основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
— основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
— Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября <metricconverter productid=«1997 г» w:st=«on»>1997 г. с дополнениями от 05 марта <metricconverter productid=«2004 г» w:st=«on»>2004 г.;
— — Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
— Устав МОУ «Сиверская средняя общеобразовательная школа №3».
Разработчик: МОУ «Сисерская средняя общеобразовательная школа №3»
Год разработки: 2010г.
Сроки реализации программы: 2010-2015 г
Руководители: Воропаева О.А. – директор МОУ «Сиверская средняя общеобразовательная школа №3»
Воронцова Е.Г. – зам. директора по УВР,
Хруслова Н.М,- зам по ВР
 Программа  «Наше будущее»

Пояснительная записка

Модернизация  российской системы образовании, требования к уровню подготовки  выпускников школы в условиях компетентного  подхода,  введения новых  образовательных стандартов,  научно-технический   прогресс  обусловили  необходимость формирования и развития интеллектуального  и духовного потенциала нации.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.
Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач.
Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
  
 Одаренные дети:
·   имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
·   имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
·   испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры обучающихся, педагогический коллектив школы видит решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в  нашей школе.
В  течение последних пяти лет в  школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой обсуждения  на  педсоветах,   заседаниях  предметных МО, совещаниях при директоре.
Профессионализм и ответственность, забота педколлектива о будущем наших детей  являются гарантом реализации программы.
В нашем образовательном  учреждении:
Ведётся определённая работа по обновлению содержания  образования, форм методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований;
решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта обучающихся;
осуществляется  предпрофильная  и профильная подготовка по информатике;
формируется нравственный и гражданский облик выпускника;
постепенно начинает  развиваться  научно-исследовательская деятельность обучающихся и педагогов;
обучающиеся имеют определённые успехи в  школьных,  городских  олимпиадах, конкурсах, и спортивных  соревнованиях:
— 1 место в городе,  области по литературе;
— 2 первых места в городской научно-практической конференции;
— призовые   места по информатике во всероссийском конкурсе «Цифровой ветер»
— призовые места в городском конкурсе рисунков «Дети. Солнце. Счастье»
— призовые места в городском конкурсе фольклорных коллективов
— призовые места в спортивном  соревновании по мини-футболу, баскетболу
Такая деятельность даёт положительный результат. Вместе с тем, в деятельности школы по выявлению, подготовке и развитию одарённых детей имеются проблемы, а именно отсутствует система:
психолого-педагогической диагностики одарённых детей.
адресной поддержки  обучающихся и педагогов для развития способности и таланта;
работы с семьями одарённых детей;
адаптации в социуме одарённых детей.
Организуя работу с одарёнными детьми, мы выявили противоречия в системе образования:
традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми.
условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми.
наличие в классе детей с разными  социальными и интеллектуальными уровнем. Это требует от учителя проявления профессиональной  компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых  обучающихся.
Целевые индикаторы и показатели:
—     наличие базы данных;
—     участие обучающихся в школьных и городских олимпиадах, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах;
—     наличие НОУ;
—     участие  обучающихся в школьных и городских спартакиадах и других спортивных мероприятиях;
—     участие  обучающихся в школьных и городских творческих конкурсах, обеспечение 100%  внеурочной занятости  обучающихся;
—     создание портфолио выпускника школы.
В результате  многолетней педагогической работы в школе сложились необходимые условия для творческого самовыражения обучающихся, выбора форм и методов обучения, воспитания и развития. Они отражены в программе «Одаренные дети».
Сроки  реализации: 2010-2015 гг.
Этапы работы:
1 этап — аналитический - при выявлении одаренных детей учиты­ваются их интересы и успехи  в какой-либо деятельности: учебной, художественной, фи­зической и т.д.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.
2 этап — диагностический — на этом этапе прово­дится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: апробация системы работы с одаренными  обучающимися.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы,  зачеты, проектные задания и т.д.
3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей  обучающихся.
Цель  программы : создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.
Задачи:
1)      создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей  в разных областях науки и творчества;
2)      организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
3)      отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
4)      расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
5)      развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности,  интересы детей.
Основные направления реализации программы
·    выявление одаренных  обучающихся;
·    создание банка данных «Одаренные дети»;
·    разработка индивидуальных форм работы;
·    внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий;
·    использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
·    создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников  школы  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
·    развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных,  всероссийских   олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
·    включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, городские,  всероссийские  ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;
·    разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и  обучающихся   школы  и других образовательных учреждений города, области.
Организация  воспитательной работы в рамках программы:
·    Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
·    Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
·    Формирование высокой речевой культуры;
·    Утверждение здорового образа жизни школьника;
·    Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
  •   принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  •   принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  •   принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
  •   принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  •   принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
  •       принцип интеграции  интеллектуального, морального, эстетического и физического развития
  •      принцип  научности и интегративности
  •      принцип гуманизма и демократизма


 
 
Основные мероприятия по реализации программы
I. Диагностика:
1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся с 1 по 10 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования.
5. Изучение работы  обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем.
6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального  потенциала одаренных детей:
1. Организация консультативной помощи для  обучающихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
2. Информирование  обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
3. Знакомство  обучающихся с новинками литературы.
4. Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.
7. Организация помощи ученикам в подборе литературы.
8. Проведение переводной и текущей аттестации  обучающихся в форме собеседования.
9. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.
10. Увеличение времени для самостоятельной работы  обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

III. Развитие творческих и познавательных  способностей:
1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
— творческие ответы;
— выполнение творческих тематических заданий;
— выполнение проблемных поисковых работ;
— выступления в лекторских группах;
— назначение ответственными за проведение предметных недель;
— приобщение (в различных формах) к работе учителя;
— повышение степени сложности заданий;
— интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
4. Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов.

IV. Стимулирование — поощрение дальнейшей творческой деятельности:
1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам — медалистам, победителям и призерам районных, городских, областных олимпиад. К празднованию Дня семьи — выставка творческих достижений  обучающихся.
2. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся (линейки, молнии-объявления).
3. Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.
4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
5. Освобождение от переводных экзаменов победителей районных, городских, областных олимпиад.
6. Ходатайство в вышестоящие органы об участии одаренных детей в рамках  городской программы.
  

Мероприятия по реализации программы «Одарённые дети»


Мероприятие

Период  исполнения
Ответственные
1
Откорректировать список одаренных детей с указанием предмета.
Октябрь 2010
Классные руководители;
учителя-предметники
2
Диагностика  обучающихся по следующим направлениям:
  • Творческое мышление
  • Толерантность
  • Предпочтительные виды деятельности
  • Доминирование левого и правого полушария
  • Вы лидер?
  • Диагностика задатков и склонностей (по В.П. Симонову)
  • Поведенческая характеристика одарённых детей
  • Тест ШТУР
ежегодно
Классные руководители, психолог
3
  Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей обучающихся.
Проведение совещания по результатам диагностирования способных, одарённых   обучающихся.
 ежегодно
октябрь
администрация,
4
Составление банка данных о школьниках, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи  в изучении отдельных предметов, соотношение данных результатов с результатами диагностики учителей- предметников  и психолога
ежегодно
учителя- предметники
5
Проведение тестирования учителей на склонность к работе с одарёнными детьми
 первая четверть
2010 год
Психолог
6
Утверждение индивидуальных  программ по работе с одарёнными детьми
2010 – 2015
Зам. директора по УВР
7
 Осуществление контроля за выполнением образовательных программ и исследовательской деятельности одарённых детей
2011 – 2015
Администрация, руководители МО
8
Составление графика регулярных занятий с одарёнными  обучающимися.
2010– 2015
Педагоги – предметники, зам по УВР
9
Приобретение литературы, компьютерных программ  для организации работы с одарёнными детьми
постоянно
Библиотекарь,
учителя- предметники
10
Расширение сети курсов по выбору с учётом способностей и запросов обучающихся
в течение года
Администрация, учителя — предметники
11
Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей
ежегодно
Учителя  - предметники
12
Привлечение  одарённых, обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.
2010 – 2015
Учителя  - предметники
13
Вовлечение  одарённых  обучающихся к участию в школьных, городских  олимпиадах, в марафонах знаний по предметам, конкурсах, выставках, фестивалях  с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей.
ежегодно
Учителя  – предметники, администрация
14
Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей
Сентябрь- октябрь 2010
Администрация, учителя – предметники, Управляющий совет
15
 Применение   здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
2010– 2015
Учителя- предметники
16
Проведение  педагогических  консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации,  проведение родительских  собраний, дней открытых дверей, консультаций  с психологом школы.
2010 – 2015
Учителя  – предметники, психолог, администрация
17
 Активизация  работы научного общества обучающихся и учителей «Взгляд в будущее» в учебном году
постоянно
Администрация,
19
Расширение системы дополнительного образования    для развития творческих способностей одарённых детей
Сентябрь-октябрь 2010
Педагоги дополнительного образования, учителя- предметники
20
 Осуществление  взаимодействия  с педагогами дополнительного образования, работающими с одарёнными детьми.
2010 – 2015
учителя – предметники, педагоги дополнительного  образования.
21
 Подготовка и проведение предметных недель и декад
Раз в четверть
Учителя – предметники, руководители МО
22
Подготовка и проведение школьной научно-практической конференции
 Март — апрель
Учителя- предметники
23
Участие школьников в Интернет-конкурсах, проектах, викторинах, смотрах
В течение года
Учителя- предметники,
24
Обобщение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми, распространение опыта работы с одарёнными детьми
ежегодно
Руководители МО, учителя — предметники
25
Сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке  обучающихся.
ежегодно
Администрация, руководители МО
26
Участие в  городской летней школе для одарённых
Июнь, июль, август
Администрация, учителя- предметники
27
Участие в международной игре  по математике «Кенгуру»
Февраль-март
Учителя- предметники, администрация
28
Организация и проведение традиционного школьного конкурса «Ученик года»
Февраль- март
Учителя – предметники, администрация
29
Участие во всероссийских  конкурсах по разным предметам
В течение года
Учителя- предметники, руководители МО
30
Организация и проведение школьного творческого фестиваля «Звёздный дождь»
Январь- февраль
Педагоги дополнительного образования, классные руководители
31
Участие обучающихся в городских творческих конкурсах и спортивных мероприятиях
постоянно
Учителя- предметники, педагоги дополнительного образования
32
Организация и проведение школьных спартакиад, соревнований
В течение года
Классные руководители, учитель физкультуры
33
Организация и проведение классных, школьных интеллектуальных  и творческих конкурсов
В  течение года
Классные руководители, педагоги дополнительного образования
34
Ведение   элективных  и  факультативных курсов
2010 – 2015
Администрация
35
Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми
постоянно
Учителя- предметники
36
Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми
В течение года
Учителя- предметники
37
Оформление и пополнение стенда «Ими гордиться школа»
В конце года
администрация
38
Проведение проблемных заседаний предметных методических объединений по выявлению системы работы со способными детьми
В течение года
Администрация, руководители МО
39
Проведение торжественной церемонии вручения золотых и серебряных медалей выпускниками школы
июнь
Администрация
40
Выставка научно- практической продукции методических объединений по теме. Создание банка  творческих работ обучающихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов
В конце года
Учителя- предметники, руководители МО
41
Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям.
В течение года
Учителя- предметники, администрация
42
Активное  внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения на уроках
постоянно
Учителя- предметники
43
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»
2010-2015
Учителя – предметники, Хлопунова М.П.
44
Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной программы обучения
2010-2015
Учителя –предметники
45
Анализ результативности с одарёнными обучающимися:
  • на совещании при директоре
  • методических объединениях
  • на административном совещании
  • педсовете
2010-2015
Администрация





Контроль и учёт эффективности реализации данной  программы.
  1. Организация контроля за реализацией  программы «Одарённые дети» осуществляется в виде:
  • предметного контроля;
  • процессуального контроля;
  • контроля по результатам реализации программы.
  1. Результативность работы в течение года анализируется на:
  • совещании при директоре;
  • методических объединениях;
  • административном совещании;
  • педсовете.
  • научной конференции
 
Ожидаемые результаты
— создание  системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;    
— формирование системы работы с одаренными обучающимися;
— сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке  обучающихся;
— формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.
— расширение системы дополнительного образования; удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого,  интеллектуального уровня.
— введение сквозных факультативных и специальных курсов;
— повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
— увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, НОУ, фестивалях; повышение показателей успешности детей на  городских, окружных, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
— изменение  показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной
   успеваемости.
    -     расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей  обучающихся;
— издание исследовательских работ  обучающихся;
— нормативное и методическое обеспечение деятельности,  направленной на работу с одаренными детьми;
1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании»
1.2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.
1.3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных обучающихся.
1.4. Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.
1.5. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми
1.6. Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников и школьного психолога.
1.7. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми обучающимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
1.8. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.
1.9. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
 2. Организационная деятельность школы.
2.1.  Совещания по результатам диагностирования.
2.2. Организация патронажа между учителями предметниками и способными обучающимися.
2.3. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.
2.4. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, консультации по предметам, индивидуальные занятия) и внешкольного образования.
 3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
3.1. Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов, обучающихся через формирование факультативов, элективных курсов, консультаций по предметам.
3.2. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций в рамках школы.
3.3. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и городских олимпиадах.
3.4. Выявление одаренных детей и направление их в учреждения, занимающиеся дополнительным образованием детей.
3.5. Организация участия детей:
-  в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях;
— в городских, областных конференциях.
 4. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
4.1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными  обучающимися.
4.2. Проведение тестов, анкетирования  обучающихся творческого уровня.
4.3. Проведение школьных олимпиад, конференций, конкурсов, творческих отчетов.
4.4. Аналитико-корректирующая деятельность ответственного за организацию работы со способными  обучающимися.
Информационно-исследовательская работа
Работа с одаренными детьми должна опираться на прочную информационную базу.
Представляется необходимым создание банков данных (компьютерных):
1. Банк данных по одаренным детям. Он содержит сведения по одаренным детям, результаты психодиагностических обследований, данных об их учебе.
2. Банк данных по учителям, работающим с одаренными детьми, содержит информацию об  учителях, формах работы с детьми.
3. Банк справочно-библиографических данных: информация по отечественной и зарубежной литературе (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по различным проблемам детской одаренности. А также сведения по организациям, исследованиям, программам, проектам, связанным с научной и практической работой в области детской одаренности.
4. Предполагается проведение постоянной работы по сбору и обновлению содержащейся в них информации по результатам психодиагностических обследований, на основании сведений, полученных от педагогов школы, руководителей кружков, олимпиад, родителей.

Подготовка кадров для работы
с одаренными детьми и  обучающимися
Подготовка преподавателей по выявлению, обучению и развитию одаренных детей занимает одно из ключевых мест в работе с одаренными детьми в школе, является необходимым условием  претворения в жизнь всей программы. Необходима  организация ряда мероприятий по решению этого вопроса.
1. Создание банка данных по учителям, работающим с одаренными детьми.
2. Исследование психолого-педагогической компетентности  у учителей в области работы с одаренными детьми.
3. Повышение квалификации преподавателей через организацию семинаров, конференций, на курсах повышения квалификации.
4. Проведение практических занятий, тренингов, учеб с привлечением научных сотрудников.   Обеспечение специалистов, работающих с одаренными детьми литературой (методической), информировать о новинках литературы.
5. Разработка и реализация системы мер поощрения педагогов, работающих с одаренными детьми.
Работа с родителями
Школьное образование эта та сфера, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка.
Практическая задача в таких условиях – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через:
1.  Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.
2.  Чтение  лекций для родителей.
3.  Подбор научной и практической литературы для родителей.
4.  Систему обучения детей в системе дополнительного образования.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них научно-популярных циклов лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это могут быть лекции следующего характера:
1.   Понятие одаренности. Виды одаренности. Одаренность и пол.
1. Интроверсия. Психологические аспекты одаренности.
2. Профориентация одаренных детей. Социальная адаптация одаренного ребенка.
Развитие и обучение одаренных детей и   обучающихся

Начальная школа – при обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчество), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.
Средняя ступень (V – VIII классы) – расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по интегрированным программам и по индивидуальным.
Старшая ступень (XI – XI классы) – акцент работы с одаренными детьми смещается в сторону работы по индивидуальным программам. Формируются профильные классы, классы с углубленным изучением предметов, элективные курсы. Основную роль регулярно внешкольного обучения и развития одаренных детей выполняют НОУ, кружки и т.д.
Предметные олимпиады школьников
Эта форма работы с одаренными детьми многолетняя, традиционная. При этом предметные олимпиады помогают решать целый ряд важных задач.
Во-первых, они стимулируют повышение уровня преподавания в школе, особенно у сильных учителей.
Во-вторых, они эффективно привлекают в науку одаренных детей.
В-третьих, они способствуют обмену опытом между школьниками и вузовскими преподавателями.
Научное общество обучающихся «Взляд в будущее»
НОУ « Взгляд в будущее» – добровольное творческое формирование подростков школы, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством ученных, педагогов, инженеров и других специалистов.
Главная задача научных обществ – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Помимо этого в задачи входит:
1. диагностика одаренности детей и подростков;
2. раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;
3. выработка активной социальной позиции, формирование нравственных качеств и духовной культуры.
Высшим органом школьного НОУ является конференция членов общества, которая проводится    один раз в год. На ней подводятся итоги, заслушиваются творческие отчеты о работе отдельных секций, организуются выставки, утверждаются планы дальнейшей деятельности.
Руководство работой школьного НОУ осуществляет Совет. В состав Совета входят учащиеся – члены научного общества. Кураторами НОУ являются руководители научных, предметных и технических направлений.
План работы научного общества учащихся может включать следующие разделы:
1. Заседания Совета НОУ;
2. Познавательно-коммуникативная работа с членами НОУ;
3. Научно-исследовательская деятельность;
4. Творческая деятельность.
Социально-психологическое обеспечение реализации программы:
создание банка данных с содержательными характеристиками одарённых детей;
создание психолого-развивающего пространства, как наиболее благоприятствующего  реализации программы;
обучение одарённых детей навыкам поддержания  психологической стабильности и психорегуляции;
формирование  умение адаптироваться в социально значимой среде ( семье, среде сверстников,  педагогов);
организация  работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.
Материально-техническое  обеспечение:
Пополнение  библиотечного фонда школы справочной, научно-популярной литературой, энциклопедиями, периодическими изданиями;
Компьютеризации образовательного процесса;
обеспечение необходимых оборудование и материалами дл организации работы кружков, клубов, секций;
привлечение внебюджетных средств и спонсорского финансирования для материального поощрения одарённых детей.
Семейные аспекты развития одарённого ребенка:
создание условий для  освоения родителями способов формирования и развития одарённых детей;
учёт личностных особенностей одарённых детей;
оказание помощи и поддержки в создании благоприятного семейного микроклимата.
 


Программа школьного научного общества

«Взгляд в будущее»

 «Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому — и я научусь».


Настоящая программа является частью программы «Одарённые дети»  и предусматривает возможность проводить специальную работу с одаренными детьми с тем, чтобы не сдерживать, а стимулировать развитие наиболее продвинутых школьников, способствовать их обучению, расширять базу познавательных интересов и интеллектуальных умений, дать возможность остальным  обучающимся работать в режиме освоения образовательного минимума. В обычной школьной программе почти нет творческих заданий. А развитие потребности в творчестве, развитие личностных характеристик способствующих реализации одаренности, также важно при работе с выдающимися детьми, как и повышение их интеллектуального уровня.
В настоящее время разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерства и других творческих личностных качеств. При работе с одаренными детьми целесообразно использовать диалогические формы обучения. Сложившаяся форма общения в процессе обучения (спрашивающий учитель – отвечающий ученик) блокирует активность школьника в постановке вопроса.
В качестве оптимальных условий стимуляции познавательной потребности ребенка как основы развития его способностей, психологи выделяют следующие характеристики процесса обучения:
1.      Высокая самооценка ребенка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах.
2.      Создание соответствующего психологического климата в семье и на уроке. Познавательная потребность может развиваться лишь в условиях радостного отношения к познанию.
 В последнее время много говорится об индивидуальных учебных планах. Одаренным ученикам оставляют больше свободного времени, которым они самостоятельно распоряжаются для занятий в соответствии со сложившимися у них склонностями. Индивидуальный учебный план предполагает, что по отдельным учебным предметам одаренному ученику будет позволено не только изучать программу в меньшем объеме, но даже и с меньшей результативностью.
Объединение обучающихся, которое стремится совершенствовать свои знания по определенным отраслям науки, расширять свой научный кругозор, приобретать умения и навыки научно-исследовательской, экспериментальной и творческой деятельности во внеурочное время под руководством учителей и других специалистов можно назвать научным обществом (НОУ).
НОУ – добровольное творческое формирование подростков школы, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством ученных, педагогов, инженеров и других специалистов.
Главная задача научного  общества  – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Помимо этого в задачи входит:
1.      диагностика одаренности детей и подростков;
2.      раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;
3.      выработка активной социальной позиции, формирование нравственных качеств и духовной культуры.
Высшим органом школьного НОУ является конференция членов общества, которая проводится    один раз в год. На ней подводятся итоги, заслушиваются творческие отчеты о работе отдельных секций, организуются выставки, утверждаются планы дальнейшей деятельности.
Руководство работой школьного НОУ осуществляет Совет. В состав Совета входят учащиеся – члены научного общества. Кураторами НОУ являются руководители научных, предметных и технических направлений.
План работы научного общества  обучающихся может включать следующие разделы:
1.Заседания Совета НОУ;
      2.Познавательно-коммуникативная работа с членами НОУ;
3. Научно-исследовательская деятельность;
4. Творческая деятельность.
Структура программы представлена логикой управленческой деятельности:
· теоретические основы, анализ;
· целеполагание;
· организационная деятельность;
· контроль и коррекция.

Цель:
активизация исследовательской деятельности и развитие творческих способностей обучающихся в рамках НОУ
Задачи:
·    создание  максимально благоприятных условий для интеллектуального, морального, физического развития одаренных детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе учебной и поисковой деятельности;
·    стимулирование  творческой  деятельности интеллектуально развитых детей
·    разработка и внедрение прогрессивных технологий в работе с одарёнными детьми
· обеспечение  методического  роста учителей,  постоянного  повышения  их квалификации.

Формы и методы:
· деятельность НОУ осуществляется через заседания предметных секций, лекции, семинары, консультации с научными руководителями;
· составление программ, разработка проектов и тем исследований;
· участие в экспедициях, олимпиадах, конкурсах, выставках;
· проведение семинаров, дискуссий, НПК;
· выступление с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами.
Принципы реализации программы:
· гуманистическое основание;
· антропоцентрический подход;
· демократизм;
· систематичность;
· личностно-ориентированный подход;
· индивидуализация и дифференциация учебного процесса;
· интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Направления работы педагогического коллектива
· Информационно-аналитическое.
· Организационно-педагогическое.
· Методическая работа.
· Создание условий для участия в творческих конкурсах, проектах, конференциях
· Подготовка учителей.
· Диагностическая и коррекционная работа.
Работа с родителями
· Родители, семья в системе реализации программы.
· Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы.
Материально-техническое обеспечение реализации программы
· Комплектование школьной библиотеки учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой.
· Оснащение учебных кабинетов и классных комнат.
· Компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных.
· Обеспечение необходимыми для работы материалами  кружков, секций, клубов.
· Формирование системы поощрения одаренных детей, учителей.

Социально-психологическое обеспечение.
Расширение и совершенствование деятельности психологической службы в школе.
Организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.
Детализация основных направлений работы с одаренными детьми.
Развитие творческого потенциала одаренных детей предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Типичный подход к обучению одаренных – это организация углубленного и ускоренного изучения детьми содержания школьной программы.
Условия успешной работы с одаренными  обучающимися
Создание условий для проявления и развития интеллектуальной одаренности детей.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Признание коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными обучающимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.
Организация постоянной работы по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе с целью неуклонного снижения учебной и психологической нагрузки учащихся, охрана здоровья учеников.
Ожидаемые результаты.
Результатами творческой деятельности НОУ являются: презентации, рефераты, проекты, учебно-экологическая тропа, выступления на школьных конференциях, районных семинарах, конкурсах.
Исследовательская работа ведется в различных предметных  кружках.
При проведении исследований  обучающиеся должны изучить и научиться пользоваться всеми доступными компьютерными программами, которые изучаются не только на уроках информатики, но и на дополнительных занятиях.

Пожаловаться 27 февраля 2012
Файлы
программа одаренные.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru