Рабочие программы по биологии 6,7,8,9 классы
Программы разработаны на основе авторской программы к УМК "Линия жизни" под редакцией В.В Пасечника.
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую
программу по биологии на 2011-2012 учебный год.
9 А класс.
Дата |
Содержание |
Причина |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую
программу по биологии на 2011-2012 учебный год.
9 Б класс.
Дата |
Содержание |
Причина |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки учащихся.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень лабораторных работ.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ ОСОШ № 8 данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 70 часов, 2 часа в неделю.
Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.
Увеличено количество часов на изучение всех тем. Данные изменения связаны с выделением минимального количества часов на обзорное изучение тем, которые дополнительно представлены в учебнике (отсутствуют в программе), с необходимостью выделения резервного времени на повторение, а также с различным уровнем сложности учебного материала.
Программа реализуется с помощью учебника:
Биология. Введение в общую биологию и экологию.
9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений ⁄ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2011.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Для изучения курса «Биология. Введение в общую биологию и экологию.» применяются типы уроков по дидактическим целям: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений и многие другие.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Результаты изучения курса «Биология. Введение в общую биологию и экологию.» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, биологические диктанты, устный и письменный опросы);
- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);
- аттестация по итогам года;
- формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.
Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.
Календарно-тематическое планирование. Введение в общую биологию и экологию.
9-А, Б классы.
№ урока п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Тип урока |
Требование к уровню подготовки |
Вид контроля |
Домашнее задание |
Дата |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
Введение. Биология-наука о жизни. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. |
Вводный урок Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ |
Давать определения биология, жизнь Приводить примеры практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии. Перечислять значение достижений биологии в различных сферах человеческой деятельности, методы биологии, Характеризовать биологию как комплексную науку, свойства живого, проявление свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира в практической деятельности людей. Доказывать, что все живые организмы -открытые системы. |
|
стр. 4-5 стр. 6-9 стр. 10-13 |
|
4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Раздел 1. Уровни организации живой материи. Тема 1.1. Молекулярный уровень. Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы. Липиды. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. Вирусы. Обобщение знаний по теме «Молекулярный уровень организации живой природы». |
Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок контроля и коррекции знаний |
Приводить примеры биополимеров, веществ, относящихся к углеводам, липидам, белками, веществ-катализаторов, заболеваний, вызываемых вирусами. Называть процессы, происходящие на молекулярном уровне, уровни организации жизни и элементы, образующие уровень, органические вещества клетки, продукты, богатые разными органическими веществами, функции углеводов, белков, АТФ, липидов, нахождение молекул ДНК и РНК в клетке, мономеры нуклеиновых кислот. Характеризовать биологическую роль углеводов, липидов, белков, АТФ, роль витаминов в организме, уровни структурной организации белковой молекулы. Выделять группы полимеров и находить различия между ними. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК. Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации. Описывать механизм денатурации белка, цикл развития вируса в организме. Объяснять, почему белки, нуклеиновые кислоты, углеводы и липиды являются биополимерами, причины многообразия функций белков, только в клетке, принцип комплементарность. Классифицировать углеводы по группам. |
Тест С.р.
|
п.1.1 п. 1.2, 1.3 п. 1.4 п. 1.5 п. 1.6 п. 1.7 п. 1.8, сообщение п. 1.9 |
|
13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. |
Тема 1.2. Клеточный уровень. Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетке. Клеточная мембрана. Ядро. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез. Синтез белка в клетке. Транскрипция. Синтез белка в клетке. Трансляция. Деление клетки. Митоз. Обобщение знаний по теме «Клеточный уровень организации живой природы». |
Комбинированный, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок комплексного применения ЗУН Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ Урок контроля и коррекции знаний |
Давать определения цитология, прокариоты, эукариоты, кариотип, гаметы, гаплоидный и диплоидный наборы, хромосомы, анаэробы, метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, фермент, гликолиз, брожение, дыхание, фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы, ген, генетический код, триплет, транскрипция, трансляция, кодон, митоз, интерфаза, жизненный цикл клетки, редупликация, хроматиды. Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение, клеточных включений, гетеротрофных и автотрофных организмов, деления клетки у разных организмов. Называть положения клеточной теории, жизненные свойства клетки, способы проникновения веществ в клетку, функции клеточной мембраны, цитоплазмы, органоидов, этапы обмена веществ в организме, роль АТФ и ферментов, вещества – источники энергии, продукты реакций этапов обмена веществ, органы растения, где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла, свойства генетического кода, роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка, процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митоза. Узнавать клетки различных организмов. Объяснять общность происхождения растений и животных, механизм образования хромосом, значение спор для бактерий, взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции, механизм хемосинтеза, приспособления хлоропласта для фотосинтеза, сущность генетического кода. Доказывать, что клетка -живая структура, примитивность строения прокариот, что ассимиляция и диссимиляция – составные части обмена веществ. Распознавать и описывать клеточную мембрану, основные части и органоиды клеток эукариот, строение ядра, основные части клеток растений и животных, процесс биосинтеза белка в клетке. Характеризовать функции клеточной мембраны, сущность процесса обмена веществ и превращения энергии, фазы фотосинтеза, механизм транскрипции и трансляции, биологическое значение митоза. Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза, спорообразования у бактерий, процессы, происходящие в различных фазах митоза. Сравнивать клетки растений и животных, строение клеток эукариот и прокариот, процессы фотосинтеза и хемосинтеза и делать выводы на основе этого сравнения. Рассматривать на готовых микропрепаратах клетки разных организмов. |
Л.р.№1 Б.д. С.р. Тест |
п. 2.1 п. 2.2, п. 2.3 п. 2.4, п. 2.5 п. 2.6, п. 2.7 п. 2.8 п. 2.9 п. 2.10, п. 2.12 п. 2.11 п. 2.13 п. 2.13 п. 2.14 |
|
25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. |
Тема 1.3. Организменный уровень. Бесполое размножение организмов. Половое размножение организмов. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Диагностическая работа №1. (формат ГИА) Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Решение задач. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Обобщение знаний по теме «Организменный уровень организации живой природы». |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Урок контроля и коррекции знаний Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок комплексного применения ЗУН Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Комбинированный Урок комплексного применения ЗУН, урок контроля и коррекции знаний |
Давать определения размножение, гаметы, онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез, генетика, ген, генотип, фенотип, изменчивость, наследственность, чистые линии, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, аллельные гены, гибридологический метод, доминирование, конъюгация, гомологичные хромосомы, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия, вариационная кривая, норма реакции, селекция, сорт, порода, гетерозис, мутагенез, гибридизация, штамм, биотехнология. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения, начало и окончание постэмбриональное развитие, виды постэмбрионального развития, признаки биологических объектов – генов и хромосом; законы Г.Менделя; типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека, биологическую роль хромосом; виды и свойства мутаций, методы селекции растений и животных; практическое значение генетики. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения, животных с прямым и непрямым развитием, доминантных и рецессивных признаков; аллельного и неаллельного взаимодействия генов; наследственных заболеваний, сцепленных с полом, генных, хромосомных и геномных мутаций; ненаследственной изменчивости; нормы реакции признаков; зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды, пород животных и сортов растений, выведенных человеком; использования микроорганизмов микробиологической промышленности. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения, сущность эмбрионального развития организмов, роста организмов, сущность постэмбрионального периода развития организмов, значение мутаций, модификационную изменчивость, роль учения Н.И.Вавилова для развития селекции; методы селекции растений и животных. Объяснять биологическое значение бесполого и полового размножения, сущность и значение оплодотворения, причины наследственности и изменчивости, значение непрямого постэмбрионального развития, чем развитие отличается от роста, роль генетики в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей; значение гибридологического метода Г.Менделя; причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании, причины проявления наследственных заболеваний человека, причины мутаций; различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно, причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Узнавать и описывать строение половых клеток, разные формы изменчивости организмов. Выделять различия мужских и женских половых клеток Использовать средства Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток, для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями и мерами их профилактики Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов, факторы риска на постэмбриональное развитие, на здоровье организма, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек, развитие генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Составлять схемы моно-, дигибридного скрещиваний, полного и неполного доминирования. Воспроизводить формулировки правил и законов. Решать простейшие генетические задачи. |
С.р. Б.д. С.р. Л.р.№2. |
п. 3.1, сообщения п. 3.2, п. 3.3 п. 3.4 п. 3.5 п. 3.6, задачи п. 3.7, задачи п. 3.8, п. 3.9 п. 3.10, задачи повторить п. 3.5-3.10 п. 3.11 п. 3.12, сообщения п. 3.13, п. 3.14 |
|
39. 40. 41. |
1. 2. 3. |
Тема 1.4. Популяционно – видовой уровень. Критерии вида. Популяции. Биологическая классификация. |
Урок изучения нового материала Комбинированный Урок комплексного применения ЗУН |
Давать определения вид, ареал, популяция. Приводить примеры видов животных и растений, практического значения изучения популяций. Называть признаки популяций. Перечислять критерии вида. Характеризовать критерии вида. Отличать понятия вид и популяция. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида. |
Л.р.№3. |
п. 4.1 п. 4.2 п. 4.3 |
|
42. 43. 44. 45. |
1. 2. 3. 4. |
Тема 1.5. Экосистемный уровень. Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы. |
Урок изучения нового материала Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный |
Давать определения биоценоз, биогеоценоз, экосистема, автотрофы, гетеротрофы, трофический уровень, пищевая цепь, пищевая сеть. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ, жизненных форм растений и животных, организмов разных функциональных групп, типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессии. Называть предмет изучения экологии, компоненты биогеоценоза, признаки биологического объекта-популяции, показатели структуры популяций, свойства экосистемы, факторы, определяющие видовое разнообразие, правило изменения скорости потока энергии, типы сукцессионных изменений, факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Составлять схемы пищевых цепей. Объяснять процессы, происходящие в популяции, причины устойчивости экосистемы, направление потока вещества в пищевой сети, сущность и причины сукцессии. Характеризовать структуру наземных и водных экосистем, роль производителей, потребителей и разрушителей органического вещества в экосистеме и в круговороте веществ в природе, свойства сукцессии. |
|
п. 5.1 п. 5.2 п. 5.3 п. 5.4 |
|
46. 47. 48. |
1. 2. 3. |
Тема 1.6. Биосферный уровень. Биосфера. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере |
Комбинированный Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ |
Давать определения биосфера, Называть признаки биосферы, структурные компоненты и свойства биосферы, вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Приводить примеры абиотических факторов. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы, значение круговорота веществ в экосистеме. Характеризовать живое вещество, биокосное вещество и косное вещество биосферы, сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах, роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы. Описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора, проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Прогнозировать последствия для планеты исчезновения живых организмов. |
Тест |
п. 6.1 п. 6.2 п. 6.3, сообщения |
|
49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Раздел 2. Эволюция. Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин. Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция. Основные закономерности эволюции. Обобщение знаний по теме «Эволюция». Диагностическая работа №2. (формат ГИА) |
Урок изучения нового материала Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Урок контроля и коррекции знаний Урок контроля и коррекции знаний |
Давать определения эволюция, наследственная изменчивость, борьба за существование, приспособленность, микроэволюция, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина, разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания, относительность приспособлений, сущность и этапы географического и экологического видообразования. Называть основные положения учения Ч.Дарвина, движущие силы эволюции, формы борьбы за существование, факторы среды, приводящие к отбору, основные типы приспособлений организмов к окружающей среде, основные направления эволюции. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений, относительный характер приспособлений, роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. Выделять отличия в эволюционных взглядов Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка, различия между формами естественного отбора. Характеризовать сущность борьбы за существование, сущность естественного отбора, формы естественного отбора. Сравнивать естественный и искусственный отборы. Приводить примеры движущей и стабилизирующей форм естественного отбора, приспособленности организмов к среде обитания, различных видов изоляции, ароморфозов и идиоадаптаций. |
Тест С.р. |
п. 7.1 п. 7.2 п. 7.3 п. 7.4 п. 7.5, п. 7.6 п. 7.7, п. 7.8 п. 7.9 |
|
57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни. Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина - Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Развитие жизни а палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.
Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. Обобщение знаний по теме «Возникновение и развитие жизни на земле». |
Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Урок контроля и коррекции знаний |
Давать определения гипотеза, автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты, ароморфоз идиоадаптация, антропогенез, антропология. Называть этапы развития жизни, сущность гипотез образования эукариотической клетки, приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу, признаки биологического объекта-человек. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, взаимосвязи организмов и окружающей среды, причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания, место и роль человека в природе, родство человека с животными, родство, общность и эволюцию человека. Характеризовать современные представления о возникновении жизни, стадии развития человека. Определять принадлежность человека к классу Млекопитающие, отряду Приматы. Доказывать единство человеческих рас. Приводить примеры доказательства современной гипотезы происхождения жизни, растений и животных, существовавших в разные эры и периоды, ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных, факторов антропогенеза. Проводить самостоятельный поиск биологической информации по проблеме происхождения и эволюции человека. |
Б.д. С.р. Л.р. №4. |
п. 8.1 п. 8.2, п. 8.3, сообщения п. 8.4 п. 8.5 п. 8.6, п. 8.7 задание в тетради |
|
65. 66. 67. |
1. 2. 3. |
Раздел 4.Основы экологии. Тема 1.1 Организм и среда Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы Взаимоотношения между организмами. Экологическая регуляция. Тема 1.2 Биосфера и человек. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ |
Давать определения биосфера, микроэлементы, биогенные элементы, гумус, экология, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный фактор, ограничивающий фактор, популяция, биоценоз, экосистема, автотрофы, гетеротрофы, пищевая цепь, поток энергии, биомасса, взаимоотношения организмов, агроэкосистема. Называть признаки биосферы; компоненты и свойства биосферы; компоненты биогеоценоза; показатели структуры популяции; признаки и свойства экосистем; типы взаимоотношений организмов, признаки агроэкосистем; факторы, вызывающие экологический кризис; антропогенные факторы воздействия на биоценозы; современные экологические проблемы. Характеризовать живое, костное, биокостное и биогенное вещество биосферы; сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты; роль организмов в потоке веществ и энергии; разные типы взаимоотношений организмов; разные экосистемы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; значение круговорота веществ в экосистеме; причины устойчивости экосистем; направление потока вещества в пищевой сети; взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме, необходимость защиты окружающей среды. Описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико – химического воздействия организмов на среду. Приводить примеры экологических факторов и их влияния на организмы; естественных и искусственных сообществ; организмов разных функциональных групп; взаимодействия организмов. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды; состояние биоценоза, последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ. Предлагать пути решения глобальных экологических проблем. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. |
|
п.9.1- 9.4 п.9.5, п.9.6, п.10.1-10.3 |
|
68. 69. 70. |
1. 2. 3. |
Резерв. Повторение. Повторение. Повторение. |
Уроки обобщения и систематизации знаний. Уроки контроля и коррекции знаний Урок комплексного применения ЗУН |
Обобщение и систематизации знаний по темам курса. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации. |
Тест Экскурсия |
|
|
Календарно-тематическое планирование. Введение в общую биологию и экологию. 9-А, Б классы.
№ урока п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Тип урока |
Вид контроля |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
9-А |
9-Б |
||||||
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
Введение. Биология-наука о жизни. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. |
Вводный урок Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ |
|
стр. 4-5 стр. 6-9 стр. 10-13 |
|
|
4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Раздел 1. Уровни организации живой материи. Тема 1.1. Молекулярный уровень. Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы. Липиды. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. Вирусы. Обобщение знаний по теме «Молекулярный уровень организации живой природы». |
Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок контроля и коррекции знаний |
Тест С.р. |
п.1.1 п. 1.2, 1.3 п. 1.4 п. 1.5 п. 1.6 п. 1.7 п. 1.8, сообщение п. 1.9 |
|
|
13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. |
Тема 1.2. Клеточный уровень. Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетке. Клеточная мембрана. Ядро. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез. Синтез белка в клетке. Транскрипция. Синтез белка в клетке. Трансляция. Деление клетки. Митоз. Обобщение знаний по теме «Клеточный уровень организации живой природы». |
Комбинированный, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок комплексного применения ЗУН Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ Урок контроля и коррекции знаний |
Л.р.№1 Б.д. С.р. |
п. 2.1 п. 2.2, п. 2.3 п. 2.4, п. 2.5 п. 2.6, п. 2.7 п. 2.8 п. 2.9 п. 2.10, п. 2.12 п. 2.11 п. 2.13 п. 2.13 п. 2.14 |
|
|
25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. |
Тема 1.3. Организменный уровень. Бесполое размножение организмов. Половое размножение организмов. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Диагностическая работа №1. (формат ГИА) Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Решение задач. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Обобщение знаний по теме «Организменный уровень организации живой природы». |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Урок контроля и коррекции знаний Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок комплексного применения ЗУН Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Комбинированный Урок комплексного применения ЗУН, урок контроля и коррекции знаний |
С.р. Б.д. С.р. Л.р.№2. |
п. 3.1, сообщения п. 3.2, п. 3.3 п. 3.4 п. 3.5 п. 3.6, задачи п. 3.7, задачи п. 3.8, п. 3.9 п. 3.10, задачи повторить п. 3.5-3.10 п. 3.11 п. 3.12, сообщения п. 3.13, п. 3.14 |
|
|
39. 40. 41. |
1. 2. 3. |
Тема 1.4. Популяционно – видовой уровень. Критерии вида. Популяции. Биологическая классификация. |
Урок изучения нового материала Комбинированный Урок комплексного применения ЗУН |
Л.р.№3. |
п. 4.1 п. 4.2 п. 4.3 |
|
|
42. 43. 44. 45. |
1. 2. 3. 4. |
Тема 1.5. Экосистемный уровень. Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы. |
Урок изучения нового материала Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный |
|
п. 5.1 п. 5.2 п. 5.3 п. 5.4 |
|
|
46. 47. 48. |
1. 2. 3. |
Тема 1.6. Биосферный уровень. Биосфера. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере |
Комбинированный Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ |
Тест |
п. 6.1 п. 6.2 п. 6.3, сообщения |
|
|
49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Раздел 2. Эволюция. Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин. Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция. Основные закономерности эволюции. Обобщение знаний по теме «Эволюция». Диагностическая работа №2. (формат ГИА) |
Урок изучения нового материала Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Урок контроля и коррекции знаний Урок контроля и коррекции знаний |
Тест С.р. |
п. 7.1 п. 7.2 п. 7.3 п. 7.4 п. 7.5, п. 7.6 п. 7.7, п. 7.8 п. 7.9 |
|
|
57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни. Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина - Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Развитие жизни а палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.
Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. Обобщение знаний по теме «Возникновение и развитие жизни на земле» |
Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Урок контроля и коррекции знаний |
Б.д. С.р. Л.р. №4. |
п. 8.1 п. 8.2, п. 8.3, сообщения п. 8.4 п. 8.5 п. 8.6, п. 8.7 задание в тетради |
|
|
65. 66. 67. |
1. 2. 3. |
Раздел 4.Основы экологии. Тема 1.1 Организм и среда Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы Взаимоотношения между организмами. Экологическая регуляция. Тема 1.2 Биосфера и человек. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ |
|
|
п.9.1- 9.4 п.9.5, п.9.6, п.10.1-10.3 |
|
68. 69. 70. |
1. 2. 3. |
Резерв. Повторение. Повторение. Повторение. |
Уроки обобщения и систематизации знаний. Уроки контроля и коррекции знаний Урок комплексного применения ЗУН |
Обобщение и систематизации знаний по темам курса. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации. |
Тест Экскурсия |
|
|
Календарно-тематическое планирование. Человек. 8-А, Б классы
№ урока п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Тип урока |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
Домашнее задание |
Дата |
1. 2. |
1. 2. |
Введение. Науки, изучающие организм человека. Становление наук о человеке. |
Вводный урок Урок изучения нового материала |
Называть методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. |
|
§ 1. § 2, задание в тетради |
|
3. 4. 5. |
1. 2. 3. |
Раздел 1. Происхождение человека. Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей. Расы человека. |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок-обобщение, урок контроля и коррекции знаний |
Определять принадлежность биологического объекта «Человек Разумный» к классу млекопитающие, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью, стадии развития человека. Доказывать единство человеческих рас. |
С.р. |
§3, сообщения. § 4. § 5. |
|
6. |
1. |
Раздел 2. Строение и функции организма. Тема 2.1.Общий обзор организма. Строение организма. Общий обзор организма. |
Комбинированный |
Давать определения ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. |
|
§ 6. |
|
7. 8. 9. 10. |
1. 2. 3. 4. |
Тема 2.2.Клеточное строение организма. Клеточное строение организма. Деление клеток. Покровная и соединительная ткань. Мышечная и нервная ткань. |
Урок изучения нового материала Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный Урок обобщения и систематизации знаний |
Давать определения ткань, орган, система органов. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. Называть органоиды клетки, основные группы тканей, органы и системы органов человека. Рассматривать готовые микропрепары и делать выводы. Сравнивать клетки растений и животных; ткани человека и делать выводы. |
Б.д. Л.р. №1. |
§ 7. § 7. § 8. § 8, таблица. |
|
11. |
1. |
Тема 2.3.Рефлекторная регуляция органов и систем органов. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ |
Давать определения рецептор, рефлекторная дуга, рефлекс. Называть отделы нервной системы; принцип работы нервной системы. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. Распознавать на таблицах и описывать отделы и органы нервной системы. |
Л.р. №2. |
§ 9. |
|
12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Тема 2.4.Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы человека, ее состав. Строение костей. Скелет человека. Осевой скелет. Скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей. Строение мышц. Работа скелетных мышц и их регуляция. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Комбинированный Урок изучения нового материала Комбинированный Урок обобщения и систематизации знаний Урок контроля и коррекции знаний |
Называть особенности отделов скелета человека, функции опорно-двигательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные части скелета, основные группы мышц человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей, мышц. Характеризовать особенности строения человека обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, соблюдения мер профилактики нарушения осанки. |
Л.р. №3. Л.р.№4. Л.р. №5. Л.р. №6,7. Тест |
§ 10. § 11. §12, таблица. § 13. § 14. § 15, сообщения. § 16. |
|
19. 20. 21. |
1. 2. 3. |
Тема 2.5.Внутренняя среда организма. Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Иммунология на службе здоровья. |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ |
Давать определения иммунитет. Называть составляющие внутренней среды организма, крови, плазмы, группы крови, резус-фактор; виды иммунитета. Характеризовать сущность процесса свертывания крови. Объяснять проявление иммунитета у человека. Рассматривать готовые микропрепараты и делать выводы. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний. |
Л.р. №8. |
§ 17, таблица. § 18. § 19. |
|
22. 23. 24. 25. 26. 27. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системы организма. Транспортные системы организма. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. |
Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный Урок комплексного применения знаний Комбинированный |
Давать определения аорта, вены, капилляры, артерии. Называть признаки кровеносных сосудов, органы лимфатической системы, особенности сердца. Характеризовать сущность транспорта веществ, большого и малого кругов кровообращения, лимфообращение, регуляцию жизнедеятельности организма. Распознавать и описывать на таблицах органы и системы кровообращения и лимфообращения. Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системами; между строением и функциями кровеносных сосудов. Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах; профилактики вредных привычек. |
Тест Л.р.№9,10. Л.р.№11,12. Л.р. №13. |
§ 20. § 21. § 22. § 23, сообщения. § 24. § 25. |
|
28. 29. 30. 31. |
1. 2. 3. 4. |
Тема 2.7.Дыхательная система. Значение дыхания. Строение органов дыхания. Легкие. Легочное и тканевое дыхание. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. |
Комбинированный, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Урок комплексного применения знаний Урок контроля и коррекции знаний |
Называть особенности строения органов дыхания, заболевания дыхательной системы. Характеризовать сущность процессов дыхания, транспорта веществ, регуляции жизнедеятельности организма. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания; между процессами дыхания и кровообращения. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных, простудных заболеваний, вредных привычек; для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего. |
С.р. Л.р.№14,15. |
§ 26. § 27. § 28, сообщения. § 29. |
|
32. 33. 34. 35. 36. 37. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Тема 2.8.Пищеварительная система. Пищевые продукты и питательные вещества. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Пищеварение в кишечнике. Всасывание. Барьерная функция печени. Аппендицит. Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный использование ИКТ Комбинированный, Урок обобщения и систематизации знаний |
Давать определения фермент, пищеварение. Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они содержатся, особенности строения пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность процессов питания, пищеварения, регуляции жизнедеятельности организма; роль ферментов в пищеварении. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварительной системы Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Описывать и объяснять результаты опытов. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за собственным организмом; для соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварительной системы, профилактики вредных привычек, оказания первой помощи при отравлениях. |
С.р. Л.р.№16. Тест |
§ 30. § 31. § 32. § 33, сообщения. § 34. § 35. |
|
38. 39. 40. |
1. 2. 3. |
Тема 2.9.Обмен веществ и энергии. Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. |
Урок изучения нового материала Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ |
Давать определения пластический, энергетический обмен. Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии в организме; роль витаминов, их влияние на жизнедеятельность. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме; для рациональной организации труда и отдыха. |
Л.р.№17,18. |
§ 36. § 37, таблица § 38. |
|
41. 42. 43. |
1. 2. 3. |
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция. Кожа – наружный покровный орган. Строение и функции кожи. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Терморегуляция организма. Закаливание. |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Комбинированный, использование ИКТ |
Называть особенности строения кожи; функции кожи. Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи, профилактики вредных привычек, оказания первой помощи при повреждениях кожи. |
Б.д. |
§ 39, таблица. § 40, сообщения. § 41. |
|
44. 45. |
1. 2. |
Тема 2.11. Выделительная система. Строение и функции органов выделения. Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. |
Урок изучения нового материала Комбинированный, использование ИКТ |
Называть особенности строения органов мочевыделительной системы человека. Характеризовать сущность процесса выделения и его роль в обмене веществ. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы, профилактики вредных привычек. |
Тест |
§ 42, таблица. § 42. |
|
46. 47. 48. 49. 50. |
1. 2. 3. 4. 5. |
Тема 2.12. Нервная система человека. Значение нервной системы, ее строение. Строение и функции спинного мозга. Строение и функции головного мозга. Функции переднего мозга. Соматический и автономный отделы нервной системы. |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный |
Давать определения рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы. Называть особенности строения, функции, принцип деятельности нервной системы; особенности строения и функций спинного и головного мозга. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль спинного и головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса. Распознавать и описывать на таблицах части спинного и головного мозга. |
Л.р.№19,20. С.р. |
§ 43. § 44. § 45, таблица. § 46. § 47. |
|
51. 52. 53. 54. |
1. 2. 3. 4. |
Тема 2.13.Анализаторы. Анализаторы. Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. |
Комбинированный, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ |
Давать определения рефлекс, рецептор, анализатор. Называть органы чувств человека, анализаторы, особенности строения органов чувств; заболевания, связные с нарушением работы органов чувств. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов чувств. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями анализаторов. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья, влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов чувств. |
Л.р.№21. |
§ 48,49, таблица. § 50. § 51. § 52. |
|
55. 56. 57. 58. 59. |
1. 2. 3. 4. 5. |
Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Врожденные и приобретенные программы поведения. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля, эмоции, внимание. |
Урок-конференция, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Комбинированный, использование ИКТ Урок обобщения и систематизации знаний |
Давать определения условный рефлекс, безусловный рефлекс, утомление. Называть принцип работы нервной системы, особенности высшей нервной деятельности и поведения человека, психологические особенности личности. Характеризовать особенности работы головного мозга, сущность регуляции жизнедеятельности организма; значение сна для организма; особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, мышление), их значение; роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности; соблюдения правил поведения в окружающей среде. |
Тест Л.р.№22. Л.р.№23. |
§ 53. § 54. § 55. § 56. § 57. |
|
60. 61. |
1. 2. |
Тема 2.15. Железы внутренней секреции. Роль эндокринной регуляции. Функции желез внутренней секреции. |
Урок изучения нового материала Комбинированный, использование ИКТ |
Давать определения гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем. |
|
§ 58. § 59. |
|
62. 63. 64. 65. 66. |
1. 2. 3. 4. 5. |
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма. Жизненные циклы организмов. Размножение. Мужская и женская половая системы. Оплодотворение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания, передаваемые половым путем. Развитие ребенка после рождения. Интересы, склонности, способности. |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок-конференция, использование ИКТ Комбинированный |
Давать определения размножение, оплодотворение. Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Объяснять причины появления наследственных заболеваний. Распознавать и описывать на таблицах органы женской и мужской половой системы. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек. |
Тест С.р. |
§ 60. § 61. § 62. § 63. § 64. |
|
67. 68. 69. 70. |
1. 2. 3. 4. |
Резерв времени. Повторение. Повторение. Повторение. Обобщающий урок по курсу «Человек». |
Уроки обобщения и систематизации знаний Уроки контроля и коррекции знаний |
Находить в различных источниках информацию, подтверждающую целостность организма человека. |
Тест |
|
|
Календарно-тематическое планирование. Человек. 8-А, Б классы
№ урока п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Тип урока |
Вид контроля |
Домашнее задание |
Дата проведения |
||
8А класс |
8 Б класс |
|||||||
1. 2. |
1. 2. |
Введение. Науки, изучающие организм человека. Становление наук о человеке. |
Вводный урок Урок изучения нового материала |
|
§ 1. § 2, задание в тетради |
|
|
|
3. 4. 5. |
1. 2. 3. |
Раздел 1. Происхождение человека. Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей. Расы человека. |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок-обобщение, урок контроля и коррекции знаний |
С.р. |
§3, сообщения. § 4. § 5. |
|
|
|
6. |
1. |
Раздел 2. Строение и функции организма. Тема 2.1.Общий обзор организма. Строение организма. Общий обзор организма. |
Комбинированный |
|
§ 6. |
|
|
|
7. 8. 9. 10. |
1. 2. 3. 4. |
Тема 2.2.Клеточное строение организма. Клеточное строение организма. Деление клеток. Покровная и соединительная ткань. Мышечная и нервная ткань. |
Урок изучения нового материала Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный Урок обобщения и систематизации знаний |
Б.д. Л.р. №1. |
§ 7. § 7. § 8. § 8, таблица. |
|
|
|
11. |
1. |
Тема 2.3.Рефлекторная регуляция органов и систем органов. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ |
Л.р. №2. |
§ 9. |
|
|
|
12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Тема 2.4.Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы человека, ее состав. Строение костей. Скелет человека. Осевой скелет. Скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей. Строение мышц. Работа скелетных мышц и их регуляция. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Комбинированный Урок изучения нового материала Комбинированный Урок обобщения и систематизации знаний Урок контроля и коррекции знаний |
Л.р. №3. Л.р.№4. Л.р. №5. Л.р. №6,7. Тест |
§ 10. § 11. §12, таблица. § 13. § 14. § 15, сообщения. § 16. |
|
|
|
19. 20. 21. |
1. 2. 3. |
Тема 2.5.Внутренняя среда организма. Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Иммунология на службе здоровья. |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ |
Л.р. №8. |
§ 17, таблица. § 18. § 19. |
|
|
|
22. 23. 24. 25. 26. 27. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системы организма. Транспортные системы организма. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. |
Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный Урок комплексного применения знаний Комбинированный |
Тест Л.р.№9,10. Л.р.№11,12. Л.р. №13. |
§ 20. § 21. § 22. § 23, сообщения. § 24. § 25. |
|
|
|
28. 29. 30. 31. |
1. 2. 3. 4. |
Тема 2.7.Дыхательная система. Значение дыхания. Строение органов дыхания. Легкие. Легочное и тканевое дыхание. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. |
Комбинированный, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Урок комплексного применения знаний Урок контроля и коррекции знаний |
С.р. Л.р.№14,15. |
§ 26. § 27. § 28, сообщения. § 29. |
|
|
|
32. 33. 34. 35. 36. 37. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Тема 2.8.Пищеварительная система. Пищевые продукты и питательные вещества. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Пищеварение в кишечнике. Всасывание. Барьерная функция печени. Аппендицит. Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный использование ИКТ Комбинированный, Урок обобщения и систематизации знаний |
С.р. Л.р.№16. Тест |
§ 30. § 31. § 32. § 33, сообщения. § 34. § 35. |
|
|
|
38. 39. 40. |
1. 2. 3. |
Тема 2.9.Обмен веществ и энергии. Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. |
Урок изучения нового материала Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ |
Л.р.№17,18. |
§ 36. § 37, таблица § 38. |
|
|
|
41. 42. 43. |
1. 2. 3. |
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция. Кожа – наружный покровный орган. Строение и функции кожи. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Терморегуляция организма. Закаливание. |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Комбинированный, использование ИКТ |
Б.д. |
§ 39, таблица. § 40, сообщения. § 41. |
|
|
|
44. 45. |
1. 2. |
Тема 2.11. Выделительная система. Строение и функции органов выделения. Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. |
Урок изучения нового материала Комбинированный, использование ИКТ |
Тест |
§ 42, таблица. § 42. |
|
|
|
46. 47. 48. 49. 50. |
1. 2. 3. 4. 5. |
Тема 2.12. Нервная система человека. Значение нервной системы, ее строение. Строение и функции спинного мозга. Строение и функции головного мозга. Функции переднего мозга. Соматический и автономный отделы нервной системы. |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный |
Л.р.№19,20. С.р. |
§ 43. § 44. § 45, таблица. § 46. § 47. |
|
|
|
51. 52. 53. 54. |
1. 2. 3. 4. |
Тема 2.13.Анализаторы. Анализаторы. Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. |
Комбинированный, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ Комбинированный, использование ИКТ |
Л.р.№21. |
§ 48,49, таблица. § 50. § 51. § 52. |
|
|
|
55. 56. 57. 58. 59. |
1. 2. 3. 4. 5. |
Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Врожденные и приобретенные программы поведения. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля, эмоции, внимание. |
Урок-конференция, использование ИКТ Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Комбинированный, использование ИКТ Урок обобщения и систематизации знаний |
Тест Л.р.№22. Л.р.№23. |
§ 53. § 54. § 55. § 56. § 57. |
|
|
|
60. 61. |
1. 2. |
Тема 2.15. Железы внутренней секреции. Роль эндокринной регуляции. Функции желез внутренней секреции. |
Урок изучения нового материала Комбинированный, использование ИКТ |
|
§ 58. § 59. |
|
|
|
62. 63. 64. 65. 66. |
1. 2. 3. 4. 5. |
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма. Жизненные циклы организмов. Размножение. Мужская и женская половая системы. Оплодотворение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания, передаваемые половым путем. Развитие ребенка после рождения. Интересы, склонности, способности. |
Урок изучения нового материала, использование ИКТ Комбинированный Урок изучения нового материала, использование ИКТ Урок-конференция, использование ИКТ Комбинированный |
Тест С.р. |
§ 60. § 61. § 62. § 63. § 64. |
|
|
|
67. 68. 69. 70. |
1. 2. 3. 4. |
Резерв времени. Повторение. Повторение. Повторение. Обобщающий урок по курсу «Человек». |
Уроки обобщения и систематизации знаний Уроки контроля и коррекции знаний |
Тест |
|
|
|
«РАССМОТРЕНО» Протокол методического объединения учителей естественнонаучных дисциплин № 1 от 29.08. 2011. Руководитель ШМО _________________ /_В.С. Липатова_/ (подпись) |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _________________ /_Н.Н. Кожуханова_/ (подпись) |
«ПРИНЯТО» Протокол педагогического совета № 2 от 07. 09. 2011. |
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением отдельных предметов
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СОШ № 8____________ / Н.М. Гладышева /
Приказ № 104/2_от _07.09.2011._
Рабочая программа по биологии
9 А, 9 Б классы
Составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы биологии для 5-11 классов общеобразовательных учреждений к УМК «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника,
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Составитель:
Учитель биологии Семенова Л.Ю.
Егорьевск 2011 г.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
называть:
-
общие признаки живых организмов;
-
признаки царств живой природы;
-
причины и результаты эволюции;
приводить примеры:
-
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
-
природных и искусственных сообществ;
-
изменчивости, наследственности и приспособленности
растений и животных к среде обитания;
-
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и
пород животных;
характеризовать:
-
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и
животных;
-
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании
единства органического мира;
-
обмен веществ и превращение энергии;
-
роль ферментов и витаминов в организме;
-
особенности питания автотрофных и гетеротрофных
организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
-
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных
продуктов жизнедеятельности в живом организме;
-
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
-
размножение, рост и развитие организмов;
-
вирусы как неклеточные формы жизни;
-
среды обитания организмов, экологические факторы
(абиотические, биотические, антропогенные);
-
природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность
организмов к жизни в сообществе;
-
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных
сообществ;
обосновывать:
-
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
-
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
-
влияние экологических и социальных факторов, умственного и
физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное
влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его
потомство;
-
меры профилактики появления вредных привычек (курение,
алкоголизм, наркомания);
-
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и
животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
-
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать:
-
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
-
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
сравнивать:
-
строение и функции клеток растений и животных;
-
организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
применять знания:
-
о строении и жизнедеятельности растений и животных для
обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
-
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования
здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм,
-
профилактики травм, заболеваний; о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для
обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики
-
отравлений и заболеваний; о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их
-
охраны; о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов:
приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы:
-
о клеточном строении организмов всех царств;
-
о родстве и единстве органического мира;
-
об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о
происхождении человека от животных;
соблюдать правила:
-
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
-
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам,
поведения в природе;
-
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены;
профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Учебно-тематический план по биологии на 2011-2012 учебный год.
9 класс. Введение в общую биологию.
Название темы |
Количество часов |
|
Программа УМК |
Рабочая программа |
|
Введение. |
2 часа |
3 часа |
Раздел 1. Уровни организации живой природы. Тема 1.1. Молекулярный уровень. Тема 1.2. Клеточный уровень. Тема 1.3. Организменный уровень. Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень. Тема 1.5. Экосистемный уровень. Тема 1.6. Биосферный уровень. |
54 часа 10 часов 15 часов 14 часов 3 часа 8 часов 4 часа |
51 час 9 часов 12 часов 14 часов 3 часа 4 часов 3 часа |
Раздел 2. Эволюция. |
7 часов |
8 часов |
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни. |
7 часов |
8 часов |
Раздел 4. Основы экологии. |
0 часов |
3 часа |
Резерв времени |
0 часов |
3 часа |
Итого |
70 часов |
70 часов |
Перечень лабораторных работ по биологии.
9 класс. Введение в общую биологию.
-
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
-
Выявление изменчивости организмов.
-
Изучение морфологического критерия вида.
-
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Z-поэзия – современное явление русской литературы, героическая летопись человеческих судеб, мужества и отваги солдат: произведения, освещающие тему СВО и военные события на Донбассе»
- Международный вебинар «Социально-педагогическая сущность создания ситуации успеха для обучающихся в системе дополнительного образования детей»