Часть 1 В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика.
Слайд №3 Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Следовательно, важным условием введения ФГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.
Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.
Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь.
Компетентность – это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.
Слайд №4 Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Слайд №5 Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через его педагогические умения. Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.
1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие:
создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Слайд №6 Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Слайд №7 Одним из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
-
Система повышения квалификации.
-
Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.
-
Самообразование педагогов.
-
Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, слеты, съезды учителей.
-
Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
-
Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
-
Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
-
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.
Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.
Слайд №8 Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
-
систематическое повышение квалификации;
-
изучение современных психологических и педагогических методик;
-
участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;
-
просмотр телепередач, чтение прессы.
-
знакомство с педагогической и методической литературой.
-
использование интернет – ресурсов;
-
демонстрация собственного педагогического опыта;
-
внимание к собственному здоровью.
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.
Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.
Слайд №9 Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Слайд №10 Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.
Таким образом, мы видим, что цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.
Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников – главных исполнителей требований ФГОС. Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты.
Слайд №11 В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Часть 2
Что должен уметь, каким быть педагогом,
Чтоб в сказочный мир взять ребенка он смог?
Чтоб души свои не отдав никому
Доверились дети ему одному?
-Всегда терпеливым, серьезным немного
Вердикт вынося, не судить слишком строго
Случайным словцом не задеть, не обидеть
За
всяким поступком мотив должен видеть.
Он
должен корректным и грамотным
быть,
Проблемы
понять, а печали – забыть,
На
творчество, радость ребят
вдохновлять,
Поддержкой,
вниманием их поощрять.
Он
должен быть личностью мудрой и
чуткой:
Уметь
разрядить климат доброю шуткой,
Оплошности
сгладить, успех поощрить,
Конфликты
уладить, проступки простить.
Своей
добротой незаметной, незримой
Создать
атмосферу неповторимой
И
легкой, воздушной, волшебной игры.
А
может быть жизни?… Другие миры
Вдруг
станут доступны, близки и понятны,
И
смогут объять дети, что необъятным
Казалось…
Чтоб к Грезам путь, Творчество, Жизнь
Вдруг
в сердце ребенка теснее слились!
И
чтоб возвращаясь из сказки чудесной
Во
взрослую жизнь, кроме знаний
полезных,
Ребенок
которые здесь получил,
Он
сам чище стал и других вдохновил.
Чтоб
солнцу всегда он умел улыбаться,
И
жизнь ощущать, и мечтам предаваться.
Чтоб
искорка счастья – частичка тепла
Всегда
и повсюду с ним рядом была!
И
удовольствие от открытий, понятий,
Что
получал он во время занятий,
Светило
б ребенку, как сказочный луч,
Сквозь
жизни реальность и мрак серых туч!
Что
должен уметь и кем быть педагог,
Чтоб
в душу ребенка проникнуть он смог?
Слайд
№12
Но
нет совершенству, все знают, предела.
Своими
словами сказать я хотела,
Что
нет аксиомы и догмы здесь нет –
Пока
на земле светит солнечный свет,
По-своему
каждый вопрос понимает,
И
каждый по-своему суть раскрывает
Мы
постарались составить модель,
профессионально-компетентностного
учителя.
Удовлетворение
потребностей общества требует от
современного педагога высокой культуры,
глубокой нравственности, сформированной
системы ценностей и убеждений, гражданской
позиции, заинтересованности педагога
в развитии творческого потенциала своих
учащихся, способности к инновационной
деятельности, самосовершенствованию,
профессиональной активности.
Давайте
вспомним, модель профессионального
развития учителя.
Исходя
из нее, на каждом этапе существуют свои
уровни профессиональной компетенции.
-
Учитель – стажер (после ВУЗа)
Вхождение в практику профессии, первые положительные результаты
-
Учитель
-владение основами профессии;
-применение известных а науке и практике приемов;повседневные решения нестандартных задач ( открытия для себя);
- положительная результативность и эффективность;
-преимущественная ориентация на знания;
3. Уровень профессиональной компетентности учителя-мастера
-
Владение лучшими образцами приемов, известных в науке и практике;
-
повседневное решение нестандартных педагогических задач (открытия для себя);
-
устойчивая высокая эффективность;
-
оптимальность (работа без перегрузок);
-
стремление учитывать развитие учащихся;
-
передача опыта другим учителям.
-
Уровень профессиональной компетентности учителя-исследователя
-
Стремление и умение изучать и оценивать значимость своих оригинальных идей или новых приемов других учителей,
-
Оценивание эффективности, оптимальности.
-
Уровень профессиональной компетентности учителя-новатора
Поиск и использование оригинальных приемов или целостных оригинальных систем обучения и воспитания;
-
творчество (открытие для себя);
-
эффективность в поисках нового;
-
четкая ориентация на развитие учащихся как главный результат труда;
-
индивидуальность
6.
Уровень профессиональной компетентности
учителя-профессионала
Учитель
- профессионал – это мастер, новатор,
исследователь.
-
Стремление к саморазвитию;
-
все поиски «от ученика» и для ученика;
-
новатор, пробующий все новое;
-
мастер, владеющий багажом современной науки;
-
индивидуальность; учитель, находящий и внедряющий новое, исследующий результативность, создающий оптимальную психологическую обстановку на уроке.
Мы провели анкетирование детей начальной, средней и старшей школы на определение положительных и отрицательных качеств учителя глазами детей.
Ответы учащихся свидетельствуют, что ребёнку учитель интересен не только как педагог, от которого зависит успех в учении, но и как личность, в общении с которой протекает процесс педагогического взаимодействия.
Во 2-А классе одинаково ценяться как профессиональные качества учителя так и личностные. (50%-50%)
В 8-Г классе профессиональные качества учителя отходят на второй план, для детей учитель более важен как личность. (40%-60%)
Опрос учащихся 11-А класса показал, что в учителе подростки больше ценят личностные, а не деловые и профессиональные качества. Позиция старшеклассников выражается в стремлении познать сложный мир человеческих отношений, определить не только свое место в жизни, но и роль тех, кто их окружает.. Преобладание в характеристиках описания личностных качеств вовсе не означает, что оценка профессиональных свойств педагога уходит из поля зрения подростка. Учитель-профессионал воспринимается учеником старшего возраста прежде всего как цельная личность, способная добиваться успеха больше благодаря своим человеческим, нежели профессиональным качествам.
Исходя из всего вышесказанного, мы постарались создать модель профессиональной компетентности современного учителя.
Слайд №13 Ценности:
-
свобода учащегося быть самим собой
-
Каждый человек обладает своим «совершенством»
-
индивидуальное развитие каждого учащегося соответствующее его способностям, интересам и возможностям;
-
ключевые компетенции, которые позволяют выпускнику быть успешным в современном обществе
-
приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию;
-
индивидуальные дарования каждого учащегося сделать социально плодотворными;
Любые
умения (компетенции) вырабатываются в
соответствующих ситуациях деятельности
– коммуникативные в коммуникации,
исследовательские в исследовании и
т.д., причем, в значимой для человека
деятельности, т.е. направляемой его
интересами, желаниями, целями. Отсюда
следуют более конкретные принципы:
Слайд
№14 Принципы
-
индивидуальный подход – отношение к каждому учащемуся как к индивидуальности, обладающему своим «совершенством».
-
учение на основе собственной мотивации и ответственности учащегося за результат;
-
организация осмысленной, самостоятельной продуктивной деятельности учащегося в соответствии с его интересами и способностями;
-
учебный материал должен быть приближен к интересам и потребностям учащихся;
-
система оценивания должна быть понятной учащемуся и служить средством своего самообразования.
Слайд №15 Стратегическая цель
В процессе обучения помочь учащимся овладеть ключевыми компетенциями, владение которыми позволяет быть успешным в современном обществе, в своей профессиональной, личной и общественной жизни.
Из них наиболее значимыми компетенциями являются:
-
умение учиться
-
коммуникативные
-
личностные (знание своих сильных и слабых сторон, принятие своего «Я»)
-
компьютерные технологии
Слайд №16 Профессиональные качества
-
Доброжелательно и заинтересовано относиться к учащимся
-
Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, осуществляя коррективы в своей деятельности
-
Иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться им с учащимися
-
Иметь развитую способность к критике и рефлексии
-
Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания
-
Понимать других людей имеющих иные ценности, интересы и способности
-
Быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу
-
Спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес
-
Иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим
-
Уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами
-
Демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п.
-
Демонстрировать увлеченность своим предметом
-
Использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями
Профессиональные
компетенции учителя
Базовая
компетентность учителя заключается в
умении организовать такую
образовательную, развивающую
среду,
в которой становится возможным достижение
образовательных результатов ребенка
сформулированных как ключевые компетенции.
Уметь организовать обучение таким
образом, чтобы оно стимулировало интерес,
желание вместе думать и дискутировать,
ставить оригинальные вопросы, проявлять
независимое мышление, формулирование
идей, высказывание разнообразных точек
зрения. Чтобы оно мотивировало бы
учащихся к более высоким достижениям
и интеллектуальному росту. Можно выделить
те характеристики ситуаций, которые
должен организовывать любой учитель,
с целью создания в классе «развивающей
среды». ОЧЕВИДНО, ЧТО УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН
ВЛАДЕТЬ ТЕМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ, КОТОРЫМ ОН
ОБУЧАЕТ!
Слайд
№17 -18 Основные
компетенции современного учителя:
-
Уметь учиться вместе со своими учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
-
Уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
-
Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (определять цели и образовательные результаты ребенка на языке умений (компетенций); сценировать учебный процесс, включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы; мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции).
-
Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
-
Владеть проектным мышлением и уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью учащихся.
-
Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
-
Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения.
-
Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
-
Уметь организовать понятийную работу учащихся
-
Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике.
-
Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Слайд №19 Основные профессиональные позиции учителя
-
Организатор деятельности
-
Консультант
-
Организатор рефлексии
-
Эксперт
-
Партнер
Слайд №20 Педагогические методы, способы и технологии
Используются все возможные методы, способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей. Среди них можно отметить:
-
Технологию «критического мышления»
-
Проектно-исследовательский метод
-
Организация разнообразных форм диалога и дискуссий
-
Методы формирования понятий
Слайд
№21 Для
того, чтобы диагностировать профессиональные
компетенциии учителя, мы разработали
диагностическую карту, которая состоит
из таких показателей, как:
-
Экспертная качественная оценка уроков
-
Качественная самооценка уроков
-
Наличие собственных методических разработок
-
Выполнение заданий, моделирующих профессиональную деятельность
-
Анализ учебных достижений учащихся
-
Работа на семинарах
-
Самоанализ, востребованность профессионального роста
Слайд
№22 Обобщение
и представление своего опыта работы
-
Умение определять приоритетные направления своей профессиональной деятельности
по методам, по форме, по содержанию
-
Постоянная работа в методических объединениях, творческих группах выступления, мастер-классы, семинары, конференции
-
Публикации
-
Портфолио достижений
Слайд №23 В.А. Сухомлинский писал:
"Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы"'.
Список
источников:
1.
Погребняк, Е.В. Развитие профессионализма
учителя: сущностный аспект /Е.В.
Погребняк // Теоретические и прикладные
аспекты личностно-профессионального
развития: материалы IV Всероссийской
научно – практической конференции с
международным участием: в 2 ч. – Омск,
2011. – Ч. 2. – С. 63 – 66.
2. Погребняк,
Е.В. Развитие профессиональной позиции
учителя: Монография / Е.В. Погребняк,
Л.И. Холина. – Германия: Изд-во
LAP LAMBERT AcademicPublishing, 2014. – 215 с.
3.
Маркова, А. К. Психологические критерии
и ступени профессионализма учителя:
Педагогика. – 1995. – №6 – 55-63 с
4. Кузьмина,
Н.В. Способности, одаренность, талант
учителя/ Н.В . Кузьмина.– Л.: Знание, -
1985. 32 с
5. Адольф, В. А. Профессиональная
компетентность современного учителя:
монография/ В. А. Адольф– Красноярск.:
1998. – 310с.
6. Исаева, Т.Е. Педагогическая
культура преподавателя как условие и
показатель качества образовательного
процесса в высшей школе/ Т.Е. Исаева.–
Ростов-на-Дону.: 2003. – 312 с.
7. Новиков,
А.М. Российское образование в новой
эпохе.- М., 2000. -272 с.
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Проектирование современного урока математики: реализация требований ФГОС
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО