В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Выявление связи между статусным положением акцинтуированных подростков и механизмами их психологической защиты, формирование адаптивных копинг-стратегий.

Выявление связи между статусным положением акцинтуированных подростков и механизмами их психологической защиты, формирование адаптивных копинг-стратегий.

Сорудейкина Елена
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 3937
Краткое описание
Поскольку общение играет важнейшую роль в развитии личности, то принципиально важным является изучение особенностей общения на разных этапах онтогенетического развития. Проблема общения является одной из важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности в подростковом возрасте. От того, каким образом будет складываться общение, зависит формирование будущей личности.
         Научная новизна нашего исследования заключается в выявлении связи между статусным положением акцентуированных подростков и механизмами их психологической защиты и разработке механизмов формирования адекватных способов психологической защиты, как фактора, способствующего изменению статусного положения.
Описание
<style type=«text/css»>p { text-align: justify; }p.western { font-size: 14pt; }p.cjk { font-size: 14pt; }strong { font-weight: bold; }  <style type=«text/css»>p { text-align: justify; }p.western { font-size: 14pt; }p.cjk { font-size: 14pt; }strong { font-weight: bold; }  Выявление связи между статусным положением акцинтуированных подростков и механизмами их психологической защиты, формирование адаптивных копинг-стратегий.
 
Сорудейкина Е.А., педагог- психолог, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лянторская средняя общеобразовательная школа №4»
 
Аннотация  
 Поскольку общение играет важнейшую роль в развитии личности, то принципиально важным является изучение особенностей общения на разных этапах онтогенетического развития. Проблема общения является одной из важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности в подростковом возрасте [1]. От того, каким образом будет складываться общение, зависит формирование будущей личности.
 Научная новизна нашего исследования заключается в выявлении связи между статусным положением акцентуированных подростков и механизмами их психологической защиты и разработке механизмов формирования адекватных способов психологической защиты, как фактора, способствующего изменению статусного положения.
 
 Важно помнить, что в подростковом возрасте завершается формирование характера с заострением некоторых его черт и последующим сглаживанием [1]. Именно в данном возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера. Они могут играть глобальную роль в положительном развитии личности подростка, если их вовремя распознать и направить в нужное русло.
 Необходимо помнить, что важным фактором, влияющим на процесс общения, является статус участников группы. Эта переменная определяется рядом факторов: социальными талантами, уровнем образованности, информированностью и накопленным опытом. Подобные факторы могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм, принятых в группе [5].
 Необходимо отметить и то, что особое влияние на развитие общения и взаимоотношений подростков оказывают механизмы психологической защиты [4,6]. В настоящее время проблема психологической защиты является одной из самых актуальных. В отечественной психологии современные исследования по данной проблеме проводятся Р.М. Грановской, В.Г. Каменской, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольской. Внешнее выражение работы механизмов психологической защиты может способствовать формированию адаптивного или неадаптивного копинг-поведения.  
Особенностью копинг-стратегий поведения человека является возможность обучения совладанию, то есть сознательному, творческому и успешному разрешению проблемных ситуаций [2,3].
 Таким образом, проблема нашего исследования исходит от самих подростков. Ведь психологическая защита проявляется в ситуации общения, которое является ведущей деятельностью для подростков. Подростки стремятся занять в группе сверстников более высокий статус, но чем они при этом пользуются, какие стратегии применяют, остается актуальным вопросом. Целью нашего исследования стало изучение связи статусного положения акцентуированных подростков с различными копинг-стратегиями.
 Мы предположили, что для низкостатусных акцентуированных подростков характерно использование неадаптивных копинг-стратегий.
 В исследовании принимали участие 60 испытуемых в возрасте 13-14 лет, учащиеся МОУ «Лянторская СОШ №4». Предметом исследования явились акцентуации характера подростков как ярко выраженные заостренные черты характера. Для исследования акцентуации характера мы использовали адаптированный подростковый опросник Леонгарда — Шмишека «Определение акцентуации характера у подростков». Для выявления преобладающих механизмов психологической защиты нами был использован опросник разработанный Пустовой М.А. и Мураткиной Ю.Н. на основе методики Плутчика–Келлермана–Конте В результате исследования у подростков были диагностированы следующие типы акцентуаций:
 Выявлено наличие в выборке преимущественно гипертимного и демонстративного типа акцентуаций. Для этих подростков характерно почти всегда хорошее, приподнятое настроение, общительность, чрезмерная самостоятельность, лёгкость общения и быстрота усвоения учебного материала. Нами бала отмечена тяга к компании сверстников и стремление к лидерству. Подростки гипертимного типа показали себя блестящими собеседниками, умеющими развлекать других. Зачастую обладали повышенной самооценкой. Критические замечания в свой адрес воспринимали достаточно болезненно. Подростки с демонстративным, крайне эгоцентричны. Для них характерны живость, подвижность, повышенная самооценка. Утрата внимания некоторых лиц воспринималась очень остро. Отмечались попытки возвыситься своими рассказами о достижениях, удачах. Среди акцентуированных подростков 45% составляют мальчики и 43% девочки. Таким образом, видно, что большинство подростков относятся к категории «акцентуированных», что является закономерным, ведь именно в данном возрасте наиболее отчетливо проявляются акцентуации характера.
При исследовании копинг — стратегий, установлено, что наиболее часто подростками используются такие механизмы, как: реактивное образование (65,7%); отрицание (44%); проекция (24%); изоляция (21,5%).
Таким образом, доминирующими в подростковом возрасте являются нерациональные механизмы психологической защиты, которые снижают способность социальной адаптации личности, так как отдаляют ее от реальности, нарушают контакт с другими людьми, что может вызывать негативную реакцию со стороны окружающих.  
Стратегии поведения при использовании таких механизмов защиты заключаются в избегании мыслей о неприятностях, отказе от решения проблем и называются неадаптивными копинг-стратегиями. Подросток отказывается преодолевать трудности из-за неверия в свои силы, умышленной недооценки неприятностей, в результате чего может возникать чувство безнадежности и покорности, либо вспышки злости и поиск виновных.
Также было выявлено, что рациональные способы психологической защиты, такие как сублимация, идентификация и рационализация, подростками практически не используются: сублимация – 12%; идентификация – 6,65; рационализация – 4%.
Отказ от использования данных механизмов разрушает конструктивное поведение, полезное для группы, нарушает исполнение социальных ролей за счет усиления эмоционального напряжения. Может разрушить мотивацию к совместной деятельности группы и цели социальной адаптации, то есть приспособление каждого человека к требованиям социального окружения.
 Низкий уровень использования адаптивных и относительно адаптивных копинг-стратегий выражался среди испытуемых в неспособности посмотреть на точку зрения другого человека. Это проявлялось в нарушениях усвоения социальных умений и навыков, в неспособности к снятию напряжения при переживании дискомфорта.
Социометрическая процедура в нашем исследовании имела цель
выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый».  
 При использовании социометрического опроса были получены следующие результаты: «звёзды» (10%), «предпочитаемые» (32%), «пренебрегаемые» (37%), «отвергаемые» (16%), «изолированные» (5%). Таким образом, мы видим статусное положение каждого из учащихся. По результатам корреляционного анализа мы выяснили, что высокостатусные члены группы используют рациональные механизмы защиты, такие как сублимация, идентификация, рационализация (0,438, 0,430 при р=1%). Низкостатусные же используют в основном нерациональные механизмы защиты (0,451 при р=5%). По результатам корреляции и наблюдения, мы можем сделать вывод о том, что высокостатусные члены группы используют адаптивные копинг-стратегии (направлены на взаимодействие с социальным окружением, поиск и предложение поддержки). Низкостатусные – неадаптивные и относительно адаптивные копинг-стратегии, заключающиеся в отказе от решения проблем, перекладывании ответственности на других людей, повышенной конфликтности и враждебности, стремлении доказать своё превосходство.  
 Таким образом, доказав связь различных копинг-стратегий со статусным положением акцентуированных подростков, мы можем влиять на положение подростка в группе через формирование адекватных способов психологической защиты (рационализация, сублимация, идентификация) и, соответственно, адаптивных копинг-стратегий.  
После выявления преобладающих механизмов защиты, акцентуаций характера и статусного положения подростков, вся выборка испытуемых была поделена на экспериментальную группу, с которой в дальнейшем проводился формирующий эксперимент, и контрольную группу, с которой формирующий эксперимент не проводился. У экспериментальной группы испытуемых, с помощью специально организованных занятий формировались конструктивные навыки общения и адекватные типы психологических защит. Данные диагностики контрольной группы являются показателями устойчивости или неустойчивости данных без формирующего эксперимента, что, в свою очередь, является показателем достоверности полученных данных у экспериментальной группы после формирующего эксперимента.
Основанием для включения подростков в экспериментальную группу являлось желание подростков принять участие в тренинговой работе; наличие ярко выраженного соперничества во взаимоотношениях с одноклассниками и конфликтогенное отношение к окружающим. Совпадение минимум по двум показателям с условиями выбора у каждого из испытуемых дали основание для выбора экспериментальной группы. В экспериментальную группу вошли 36 человек. С данной группой в течение трёх месяцев проводился формирующий эксперимент.
Мною была разработана программа коррекционно-развивающей работы. Она представлена в виде социально – психологического тренинга по формированию адекватных механизмов психологической защиты. Для тренинговой программы было отобрано 32 методики и техники. Общее время работы 20 часов. Программа разделена на 12 тренинговых занятий и включает в себя также два занятия, посвященных психологическому просвещению. Частота необходимых встреч один раз в неделю.
Основными формами проведения коррекционно-развивающей работы являлись: практическая работа в парах, малых подгруппах, в круге, групповые дискуссии, игры на установление контакта, невербальные упражнения, упражнения на интенсивное физическое взаимодействие.
После проведенного формирующего эксперимента и реализации нашей тренинговой программы для подтверждения или опровержения нашей гипотезы был проведен контрольный эксперимент, который заключался в том, что на двух группах испытуемых – контрольной и экспериментальной – было проведено тестирование, построенное из трех методик, которые использовались в начале нашего исследования:
— Анкета на определение преобладания защитных механизмов.  
— Социометрический метод.
Таким образом, в ходе проведенной коррекционно-развивающей работы нами были получены следующие результаты:  
1. В экспериментальной группе испытуемых уменьшилось число «отвергаемых» и «изолированных».
2. Значительно увеличились показатели дружелюбного отношения к окружающим.  
3. Неадаптивные стратегии поведения, заключающиеся в отказе от решения проблем, перекладывании ответственности на других людей, повышенной конфликтности или враждебности, изменились на относительно адаптивные стратегии с направленностью на взаимодействие с социальным окружением для разрешения конфликтных и проблемных ситуаций.
4. В экспериментальной группе испытуемых увеличился уровень использования подростками рациональных механизмов психологической защиты. Следовательно, можно говорить об эффективности проведенного комплекса занятий, направленных на формирование адекватных способов психологической защиты и изменение статусного положения акцентуированных подростков.  
Таким образом, по данным проведенного формирующего и контрольного эксперимента наша гипотеза не была опровергнута, то есть формирование у подростков адекватных способов психологических защит способствует повышению статусного положения и уменьшению числа «отвергаемых» и «изолированных».  
 
Список литературы использованной литературы  
  1. Арестова О.Н. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов.// Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология – 2000, №1.
  2. Артюкова Н. Серьёзный мир несерьёзных подростков. // Школьный психолог, 1998. – №21-22.
  3. Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток// Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. В. С. Мухиной. – М.: Академия, 1999. – 624с.
  4. Бассин Ф.В. Диагностика защитных механизмов.// Психологическая газета, январь 1999г. №3.
  5. Волков Б. С. Психология подростка. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160с.
  6. Грановская Р.М. Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: «Знания», 1999. – 352с.
     

 
 
 
.
 
 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров