В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Имидж современного педагога

Имидж современного педагога

Марина Хван
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 9810
Краткое описание
Урок – всего лишь небольшой промежуток времени. Но как важно, чтобы к концу его каждый понял, узнал что-то новое, чтобы ребята были уверены в положительных результатах своего труда, и у учителя не сжалось вдруг сердце от тусклого, скользящего мимо доски взгляда кого-то из его воспитанников.
Описание

ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Педагог - профессия особенная. Учителя всегда на виду, рядом с ними ученики, коллеги, родители. Однако принято считать, что в педагогическом вузе готовят прежде всего специалиста, владеющего оп­ределённым набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится вто­ростепенная роль. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен им как личность. Ведь учигель несёт детям не только знания, особенно сегодня, в период бурного развития высоких технологий. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Известно, что воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог и родитель, воспитать счастливого может только счастливый, а современного — только современный человек. Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Это бесспорно. Интерес к личности учителя — средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель открывает им «новые горизонты». Образ учителя должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж.

«Когда к нам пришла наша учительница, мы очень плохо её встретили. Одета она была в какое-то старьё, волосы всклокочены, косметики никакой. На первом уроке её совсем не слушали, только комментировали, хихикали, придумывали клички. Наверное, месяца через три установились те отношения, когда мы поняли, что она самая умная, самая чуткая. Наши девочки делали ей при­чёску и учили краситься».

«Когда учитель хорошо одет, мы проникаемся невольным уважением к нему». «То, как учитель одет, влияет на запоминание материала. Я думаю, здесь такой механизм. Если она со вкусом, современно одета, мы ей верим».

«Проблему внешнего вида учителя надо решать немедленно. Над нашей классной все смеются. У неё нерабочая обстановка в классе, потому что мы обсуждаем её внешний вид». «Многие учителя старой закалки позволяют себе небрежность и неаккуратность в одежде, причёске, манерах. Откуда у детей возьмётся эстетический вкус, если они с детства видят перед собой безвкусицу и у божество?»

Сегодня нет сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового общения. Но в учительской среде, к сожалению, далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Учителя слишком занижают значение своего имиджа. По данным социологических исследований, только 19% педагогов удовлетворены своим внешним видом. А ведь имидж — своеобразный инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими. Тем более в наше время, когда педагоги втянуты в труднейшие соревнования с телевидением: кому быть источником знаний. Конечно, трудно сопер­ничать с теми, о ком заботятся профессиональные имиджмейкеры.

Имидж — красивое и загадочное слово — появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с фр. и англ. — образ. Причём под «образом» нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это и умение общаться, искусство говорить и особенно слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяю! тот образ, в котором мы предстаём перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность либо продолжение наших достоинств, либо ещё одна отрицательная черта, мешающая жизни и карьере. Иначе говоря, русское слово «образ» должно употребляться в широком смысле — как представление о человеке.

Американский психолог Миллер отобрал фотографии «красивых», «обыкновенных» и «некрасивых» людей. Затем показал эти снимки взрослым людям и попросил высказаться о внутреннем облике «изображённых». «Красивых» люди оценили как более уверенных, счастливых, уравновешенных, энергичных и богатых духовно по сравнению с «обыкновенными» и «некрасивыми». Кроме того, мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных. Психологи называют это «эффектом ореола». Учителю необходимо учитывать это в своей работе, он просто обязан быть красивым. Конечно, успешная «самоподача» требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Первым шагом на пути к созданию «эффекта ореола», думаем, можно считать работу над собственным

Визуальная привлекательность — первостепенная составная имиджа педагога. Весь облик учителя должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Здесь значение имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка. Важная часть имиджа педагога — красноречие. Искусство речи — это её гибкость, выразительность, оригинальность. Ещё древние мудрецы говорили, что ораторское мастерство — это умение внушать и убеждать словом. В общении с учениками учителю важно не забывать о тоне, которым он разговаривает. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспо­собность. Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько мы обладаем приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, установить коммуникационные связи с людьми. Нельзя забывать и о том пространстве жизнедеятельности, которое создаёт каждый человек. Расстановка мебели в нашей квартире, оформление рабочего места, марка машины и просто масса мелочей от фирменной ручки до кейса, которыми мы пользуемся, несут информацию о нас. Немаловажное значение имеет и ваш образ жизни, который также влияет на имидж в целом. Имидж вашего образа жизни — это то, как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение и характер. Иногда бывает, что все элементы имиджа на месте, но он всё равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха — привлекательности в глазах окружающих. Привлекательные люди:

— часто и охотно улыбаются;

— обладают чувством юмора;

— естественно себя ведут;.

— веселы:

— часто и охотно говорят комплименты;

— знакомы с этикетом и следуют ему;

— уверены в себе;

— умеют посмеяться над собой;

— быстро вызывают человека на разговор о нём самом;

— осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;

— дружелюбны, с ними легко общаться.

Совершенно не обязательно, чтобы люди вас любили,

просто вы должны им нравиться.

Имидж может быть групповым как обобщённая социальная характеристика, которая может применяться по отношению к человеку, организации, городу, даже стране. Так что имидж любой школы будет определяться и имиджем работающих в ней педагогов. Итак, имидж — впечатление, которое производит человек на окружающих: что и как говорит, делает, каков стиль его мышления, поведения, общения с людьми, манеры, одежда, внешний вид. Личное обаяние нередко «вырабатывается», оно требует огромной работы над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные установки по отношению к вам у окружающих, делает общение с вами приятным и комфортным. Помните поговорку: «Встречают по одёжке, Провожают по уму»? Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, становится единственным «банком данных» о человеке, и на этом основании они выстраивают свои отношения с другими людьми. И чем точнее создан ваш образ, тем легче людям общаться с вами и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с вашими учениками.

Что является определяющим в этом вопросе? Отношение к учёбе, тот образ учителя и школы, который остаётся у учащихся на всю жизнь. Причём знания могут быть забыты, но только не образ учиеля. Мало того, в школьные годы многие и учатся-то лучше по тому предмету, который преподаёт любимый учитель. Вы сами прекрасно знаете, что на процесс формирования ЗУНов, наряду с методами преподавания, оказывает большое влияние образ учителя.

При выборе школы родители начинают собирать информацию об учителях, порядке в школе, отношении в ней к детям и т.д., спрашивая тех, кто там уже учился или работал. И чаще всего прислушиваются к словам: «этот учитель хороший, отдавайте к нему детей», «это плохой учитель», «это плохая школа, там порядка нет». Что это, как не имидж?

Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относится к нему старшее поколение учителей: его понимают как «маску», убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются настороженно, как призыв быть неискренним.

Но, несмотря на это. имидж есть у каждого педагога, независимо от его личных взглядов на эту тему. Имидж учителя содержит такие компоненты, как индивидуальные и личностные качества, коммуникативные особенности профессиональной деятельности и поведения. С чего же начать формировать свой имидж? Большую роль в этом играет феномен первого впечатления, который во многих случаях определяет весь ход дальнейшего взаимодействия. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения именно при первом контакте с учениками. 85% людей строят своё первое впечатление на основе внешнего облика человека. Ну, как тут не вспомнить пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму»!

Качества, входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях Отдельный компонент внешнего облика учителя имеет в восприятии учащихся свою смысловую нагрузку, но в каждой конкретной ситуации на уроке он может быть важным или малозначительным. В одном случае для ребёнка важна мимика, в другом — жест, в третьем — костюм учителя. Доска (портрет «хорошего» учителя) глазами детей 30-е годы:

1. Знание предмета и владение методикой

2. Хорошие взаимоотношения с учащимися.

3. Умение правильно оценивать знания учащихся.

4. Создание дисциплины.

5.
Внешний вид.
Образ «плохого» педагога:

1. Слабое владение предметом.

2. Плохой подход кучащимся.

3. Неумение создать дисциплину.

4. Неправильная оценка знаний учащихся

5.
Внешний вид.

(40-е годы) ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. В 60-е годы «идеальный» учитель должен был обладать такими качествами: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.

70-е портрет «хорошего» учителя описывался детьми справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет.

80-е годы: сочетание строгости с душевностью, добротой и уважением к ученикам, наряду со строгостью ценят справедливость, доброту, эрудицию, взаимопонимание, аккуратность. «Плохой» учитель: невнимание, нечестность, равнодушие, склонность к нравоучениям, несправедливость, грубость, отсутствие индивидуального подхода, несдержанность. 90-е годы: доброта, внимательность, чувство юмора, такт, доброжелательность, искренность, от­крытость, чувство юмора, а также умение общаться и отстаивать свою точку зрения. Обобщённые портреты «хорошего» отечественного и американского учителя во многом схожи. Идеал американского учителя: гуманен, справедлив, демократичен, способен на чувственное сопереживание,чем официален, в общении с учениками гибок и рефлексирующе относится к ним. Для него характерны положительные • самооценка и восприятие других, оптимизм, принятие самого себя.

Опросник

«Предметник»: наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. «Предметник-организатор»: сочетает в себе характеристики обоих типов, отличием от «предметника» будет более жёсткая направленность учащихся на

предмет и организация их деятельности именно внутри предметных знаний т. е. внеклассная работа. «Коммуникатор»: общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность, эмоциональность и пластичность поведения, тесно связанные с этими качествами.

«Интеллигент»: харастеризуется высоким интеллектом, общей культурой и высокой нравственностью. Существует и промежуточный тип, условно «Интеллигент-оптимист», обладающий качествами обоих типов.

Каждый имеет свои способы, механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий. «Учитель-коммуникатор», отличающийся экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, любовью к детям, способностью к эмпатии, реализует свои воспитательные воздействия, ища механизмы совместимости с учеником, точки соприкосновения в личной жизни, и естественно, что эти воздействия вызовут наибольшее изменение именно в «бытовом» поведении ученика.

«Учитель-предметник», рационалист, уверенный в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика с помощью средств изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т. д. «Учитель-организатор», нередко являющийся лидером, не только у ребят, но и во всём педагогическом коллективе преимущественно транслирует свои личностные особенности при прове­дении различных внеклассных мероприятий, и поэтому результат воздействия скорее всего виден в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т. д. «Учитель-интеллигент», или «просветитель», отличающийся принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя через высокоинтеллектуальную просветительскую деятельность, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

Особенности каждого из выделенных типов могут глубже включаться в структуру личности. Так, для учителя-коммуникатора характерна излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с учащимся или коллегой, обращение к нему как к молодому, неопытному («сюсюканье»), стремление затронуть интимные темы и т.д.

Учитель-организатор может стать слишком активным, вмешиваясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их, как «жить правильно». Он нередко пытается подчинить себе окружающих, стремится командовать, организовывать их деятельность независимо от содержания. Чаще всего учителя-организаторы реализуют свои потребности в каких-нибудь общественных организациях, где их активность выглядит вполне уместной.

Учитель-интеллигент в результате длительного пребывания в профессии может сформировать у себя склонность к рассуждательству, мудрствованию и в зависимости от условий может стать как «морали­затором», видящим вокруг себя только плохое, восхваляя старые времена и ругая молодёжь за безнравственность, или, благодаря любви к самоанализу, уйти в себя, созерцая окружающий мир и размышляя о его несовершенстве.

Изменения личности учителя-предметника связаны со знанием той дисциплины, которую он преподаёт. Потому учителя данного типа пытаются внести элемент «научности» в любые, даже бытовые ситуации, неадекватно используя наукообразные способы поведения и оценивая других людей через призму их знаний предмета.

Надеюсь, уважаемые коллеги, что вы поняли о влиянии индивидуального стиля и профессиональной направленности на формирование имиджа. Но как же определить свою профессиональную направлен­ность? Для этого можно воспользоваться «Методикой оценки профессиональной направленности учителя». В этом опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей степени.

Введение в обиходную профессиональную речь понятия «имидж» не является данью моде. Ведь в имидже учителя сочетается отношение учащихся к своим преподавателям, степень эмоционального контакта, представление о хорошем и плохом учителе и многое другое, что в конце концов определяет интерес к учёбе и отношение к образованию в целом.

методика оценки профессиональной направленности учителя

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей (а, б).

2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.

3. Твёрдые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека.

4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.

5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть её в библиотеку.

6. Мой идеал рабочей обстановки — тихая комната с рабочим столом.

7. Люди говорят, что мне нравится делать всё по-своему.

8. Один из основных моих идеалов — личности учёных, внёсших большой вклад в мой предмет.

9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.

10.
Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

11. Бывает, что всё утро я ни с кем не хочу разговаривать.

12.
Мне важно, чтобы во всём, что меня окружает, не было беспорядка.

13.
Большинство моих друзей — люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии.

14.
Я подолгу анализирую своё поведение.

15.
Дома я веду себя за столом так же, как и в ресторане.

16.
В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.

17.
Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

18.
Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дис­
циплине.

19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.

20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

22. Я редко не соглашаюсь с мнением коллектива.

23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных осо­
бенностей.

24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других.

25. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

26. Худшее наказание для меня — оказаться в одиночестве.

27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.

28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.

29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.

30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

33. Наука — это то, что больше всего интересует меня в жизни.

34. Окружающие считают мою семью интеллигентной.

35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

36. Я живу сегодняшним днём в большей степени, чем другие люди.

37. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, чем рассказывать

учени­кам что-нибудь по предмету.

38. Основная задача учителя — передать ученику знания по предмету.

39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики.

40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.

41. Большинство людей, с которыми я бываю в компании, несомненно, рады меня видеть.

42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной
деятельностью.

43. Я вряд ли расстроюсь, если придётся провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения

квали­
фикации.


44. Моя любезность часто не нравится другим людям.

45. Порой я завидовал удаче других.

46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.

47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям.

48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы
книг по моему предмету.

49.
Я проявляю активное участие в судьбе других.

Прочитав утверждение, выберите один из вариантов ответа (а -да, б -нет)

Возможны два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

б)
неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной
степени.

Обработка. Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который срав­нивается с ответами испытуемого, каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:

1* ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

2* ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к О.

Каждый личностный параметр оценивается через суммирование баллов по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3-7 баллов. Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

КОД ОПРОСНИКА

Общительность — 66, 11 б. 16 а, 16 б, 21 а, 26 а, 31 а, 36 а, 41 а, 46 а

Организованность — 2 а. 7 а, 12 а, 17 а, 22 б, 27 б, 32 б, 37 а, 42 а, 47 а

Направленность на предмет 3 а, 8 а, 13 а, 18 а, 23 а, 28 а, 33 а, 38 а, 43 а, 48 а Интеллигентность — 4

а, 9 а, 14 а, 19 а, 24 а. 29 б, 34 а, 39 а, 44 а, 49 а

Мотивация одобрения — 5 а, 10 а, 15 а, 20 б, 25 а, 30 а, 35 а, 40 б, 45 б, 50 а

Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее 3 баллов, и ярко выраженным, если количество баллов более 7. Для большей наглядности полученные результаты лучше представить в виде круговой или столбцевой диа­граммы. Выраженность одного фактора говорите мононаправленности личности учителя, а выражен­ность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА.doc Скачать

ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Педагог - профессия особенная. Учителя всегда на виду, рядом с ними ученики, коллеги, родители. Однако принято считать, что в педагогическом вузе готовят прежде всего специалиста, владеющего оп­ределённым набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится вто­ростепенная роль. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен им как личность. Ведь учигель несёт детям не только знания, особенно сегодня, в период бурного развития высоких технологий. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Известно, что воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог и родитель, воспитать счастливого может только счастливый, а современного — только современный человек. Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Это бесспорно. Интерес к личности учителя — средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель открывает им «новые горизонты». Образ учителя должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж.

«Когда к нам пришла наша учительница, мы очень плохо её встретили. Одета она была в какое-то старьё, волосы всклокочены, косметики никакой. На первом уроке её совсем не слушали, только комментировали, хихикали, придумывали клички. Наверное, месяца через три установились те отношения, когда мы поняли, что она самая умная, самая чуткая. Наши девочки делали ей при­чёску и учили краситься».

«Когда учитель хорошо одет, мы проникаемся невольным уважением к нему». «То, как учитель одет, влияет на запоминание материала. Я думаю, здесь такой механизм. Если она со вкусом, современно одета, мы ей верим».

«Проблему внешнего вида учителя надо решать немедленно. Над нашей классной все смеются. У неё нерабочая обстановка в классе, потому что мы обсуждаем её внешний вид». «Многие учителя старой закалки позволяют себе небрежность и неаккуратность в одежде, причёске, манерах. Откуда у детей возьмётся эстетический вкус, если они с детства видят перед собой безвкусицу и у божество?»

Сегодня нет сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового общения. Но в учительской среде, к сожалению, далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Учителя слишком занижают значение своего имиджа. По данным социологических исследований, только 19% педагогов удовлетворены своим внешним видом. А ведь имидж — своеобразный инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими. Тем более в наше время, когда педагоги втянуты в труднейшие соревнования с телевидением: кому быть источником знаний. Конечно, трудно сопер­ничать с теми, о ком заботятся профессиональные имиджмейкеры.

Имидж — красивое и загадочное слово — появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с фр. и англ. — образ. Причём под «образом» нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это и умение общаться, искусство говорить и особенно слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяю! тот образ, в котором мы предстаём перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность либо продолжение наших достоинств, либо ещё одна отрицательная черта, мешающая жизни и карьере. Иначе говоря, русское слово «образ» должно употребляться в широком смысле — как представление о человеке.

Американский психолог Миллер отобрал фотографии «красивых», «обыкновенных» и «некрасивых» людей. Затем показал эти снимки взрослым людям и попросил высказаться о внутреннем облике «изображённых». «Красивых» люди оценили как более уверенных, счастливых, уравновешенных, энергичных и богатых духовно по сравнению с «обыкновенными» и «некрасивыми». Кроме того, мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных. Психологи называют это «эффектом ореола». Учителю необходимо учитывать это в своей работе, он просто обязан быть красивым. Конечно, успешная «самоподача» требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Первым шагом на пути к созданию «эффекта ореола», думаем, можно считать работу над собственным

Визуальная привлекательность — первостепенная составная имиджа педагога. Весь облик учителя должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Здесь значение имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка. Важная часть имиджа педагога — красноречие. Искусство речи - это её гибкость, выразительность, оригинальность. Ещё древние мудрецы говорили, что ораторское мастерство — это умение внушать и убеждать словом. В общении с учениками учителю важно не забывать о тоне, которым он разговаривает. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспо­собность. Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько мы обладаем приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, установить коммуникационные связи с людьми. Нельзя забывать и о том пространстве жизнедеятельности, которое создаёт каждый человек. Расстановка мебели в нашей квартире, оформление рабочего места, марка машины и просто масса мелочей от фирменной ручки до кейса, которыми мы пользуемся, несут информацию о нас. Немаловажное значение имеет и ваш образ жизни, который также влияет на имидж в целом. Имидж вашего образа жизни - это то, как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение и характер. Иногда бывает, что все элементы имиджа на месте, но он всё равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха — привлекательности в глазах окружающих. Привлекательные люди:

- часто и охотно улыбаются;

- обладают чувством юмора;

- естественно себя ведут;.

- веселы:

- часто и охотно говорят комплименты;

- знакомы с этикетом и следуют ему;

- уверены в себе;

- умеют посмеяться над собой;

- быстро вызывают человека на разговор о нём самом;

- осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;

- дружелюбны, с ними легко общаться.




Совершенно не обязательно, чтобы люди вас любили,

просто вы должны им нравиться.

Имидж может быть групповым как обобщённая социальная характеристика, которая может применяться по отношению к человеку, организации, городу, даже стране. Так что имидж любой школы будет определяться и имиджем работающих в ней педагогов. Итак, имидж - впечатление, которое производит человек на окружающих: что и как говорит, делает, каков стиль его мышления, поведения, общения с людьми, манеры, одежда, внешний вид. Личное обаяние нередко «вырабатывается», оно требует огромной работы над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные установки по отношению к вам у окружающих, делает общение с вами приятным и комфортным. Помните поговорку: «Встречают по одёжке, Провожают по уму»? Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, становится единственным «банком данных» о человеке, и на этом основании они выстраивают свои отношения с другими людьми. И чем точнее создан ваш образ, тем легче людям общаться с вами и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с вашими учениками.

Что является определяющим в этом вопросе? Отношение к учёбе, тот образ учителя и школы, который остаётся у учащихся на всю жизнь. Причём знания могут быть забыты, но только не образ учиеля. Мало того, в школьные годы многие и учатся-то лучше по тому предмету, который преподаёт любимый учитель. Вы сами прекрасно знаете, что на процесс формирования ЗУНов, наряду с методами преподавания, оказывает большое влияние образ учителя.

При выборе школы родители начинают собирать информацию об учителях, порядке в школе, отношении в ней к детям и т.д., спрашивая тех, кто там уже учился или работал. И чаще всего прислушиваются к словам: «этот учитель хороший, отдавайте к нему детей», «это плохой учитель», «это плохая школа, там порядка нет». Что это, как не имидж?

Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относится к нему старшее поколение учителей: его понимают как «маску», убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются настороженно, как призыв быть неискренним.

Но, несмотря на это. имидж есть у каждого педагога, независимо от его личных взглядов на эту тему. Имидж учителя содержит такие компоненты, как индивидуальные и личностные качества, коммуникативные особенности профессиональной деятельности и поведения. С чего же начать формировать свой имидж? Большую роль в этом играет феномен первого впечатления, который во многих случаях определяет весь ход дальнейшего взаимодействия. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения именно при первом контакте с учениками. 85% людей строят своё первое впечатление на основе внешнего облика человека. Ну, как тут не вспомнить пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму»!

Качества, входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях Отдельный компонент внешнего облика учителя имеет в восприятии учащихся свою смысловую нагрузку, но в каждой конкретной ситуации на уроке он может быть важным или малозначительным. В одном случае для ребёнка важна мимика, в другом — жест, в третьем — костюм учителя. Доска (портрет «хорошего» учителя) глазами детей 30-е годы:

  1. Знание предмета и владение методикой

  2. Хорошие взаимоотношения с учащимися.

  3. Умение правильно оценивать знания учащихся.

  4. Создание дисциплины.

  5. Внешний вид.
    Образ «плохого» педагога:


  1. Слабое владение предметом.

  2. Плохой подход кучащимся.

  3. Неумение создать дисциплину.

  4. Неправильная оценка знаний учащихся

  5. Внешний вид.

(40-е годы) ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. В 60-е годы «идеальный» учитель должен был обладать такими качествами: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.

70-е портрет «хорошего» учителя описывался детьми справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет.

80-е годы: сочетание строгости с душевностью, добротой и уважением к ученикам, наряду со строгостью ценят справедливость, доброту, эрудицию, взаимопонимание, аккуратность. «Плохой» учитель: невнимание, нечестность, равнодушие, склонность к нравоучениям, несправедливость, грубость, отсутствие индивидуального подхода, несдержанность. 90-е годы: доброта, внимательность, чувство юмора, такт, доброжелательность, искренность, от­крытость, чувство юмора, а также умение общаться и отстаивать свою точку зрения. Обобщённые портреты «хорошего» отечественного и американского учителя во многом схожи. Идеал американского учителя: гуманен, справедлив, демократичен, способен на чувственное сопереживание, чем официален, в общении с учениками гибок и рефлексирующе относится к ним. Для него характерны положительные • самооценка и восприятие других, оптимизм, принятие самого себя.










Опросник

«Предметник»: наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. «Предметник-организатор»: сочетает в себе характеристики обоих типов, отличием от «предметника» будет более жёсткая направленность учащихся на

предмет и организация их деятельности именно внутри предметных знаний т. е. внеклассная работа. «Коммуникатор»: общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность, эмоциональность и пластичность поведения, тесно связанные с этими качествами.

«Интеллигент»: харастеризуется высоким интеллектом, общей культурой и высокой нравственностью. Существует и промежуточный тип, условно «Интеллигент-оптимист», обладающий качествами обоих типов.

Каждый имеет свои способы, механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий. «Учитель-коммуникатор», отличающийся экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, любовью к детям, способностью к эмпатии, реализует свои воспитательные воздействия, ища механизмы совместимости с учеником, точки соприкосновения в личной жизни, и естественно, что эти воздействия вызовут наибольшее изменение именно в «бытовом» поведении ученика.

«Учитель-предметник», рационалист, уверенный в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика с помощью средств изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т. д. «Учитель-организатор», нередко являющийся лидером, не только у ребят, но и во всём педагогическом коллективе преимущественно транслирует свои личностные особенности при прове­дении различных внеклассных мероприятий, и поэтому результат воздействия скорее всего виден в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т. д. «Учитель-интеллигент», или «просветитель», отличающийся принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя через высокоинтеллектуальную просветительскую деятельность, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

Особенности каждого из выделенных типов могут глубже включаться в структуру личности. Так, для учителя-коммуникатора характерна излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с учащимся или коллегой, обращение к нему как к молодому, неопытному («сюсюканье»), стремление затронуть интимные темы и т.д.

Учитель-организатор может стать слишком активным, вмешиваясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их, как «жить правильно». Он нередко пытается подчинить себе окружающих, стремится командовать, организовывать их деятельность независимо от содержания. Чаще всего учителя-организаторы реализуют свои потребности в каких-нибудь общественных организациях, где их активность выглядит вполне уместной.

Учитель-интеллигент в результате длительного пребывания в профессии может сформировать у себя склонность к рассуждательству, мудрствованию и в зависимости от условий может стать как «морали­затором», видящим вокруг себя только плохое, восхваляя старые времена и ругая молодёжь за безнравственность, или, благодаря любви к самоанализу, уйти в себя, созерцая окружающий мир и размышляя о его несовершенстве.

Изменения личности учителя-предметника связаны со знанием той дисциплины, которую он преподаёт. Потому учителя данного типа пытаются внести элемент «научности» в любые, даже бытовые ситуации, неадекватно используя наукообразные способы поведения и оценивая других людей через призму их знаний предмета.

Надеюсь, уважаемые коллеги, что вы поняли о влиянии индивидуального стиля и профессиональной направленности на формирование имиджа. Но как же определить свою профессиональную направлен­ность? Для этого можно воспользоваться «Методикой оценки профессиональной направленности учителя». В этом опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей степени.

Введение в обиходную профессиональную речь понятия «имидж» не является данью моде. Ведь в имидже учителя сочетается отношение учащихся к своим преподавателям, степень эмоционального контакта, представление о хорошем и плохом учителе и многое другое, что в конце концов определяет интерес к учёбе и отношение к образованию в целом.

методика оценки профессиональной направленности учителя

  1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей (а, б).

  2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.

  3. Твёрдые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека.

  4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.

  5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть её в библиотеку.

  6. Мой идеал рабочей обстановки — тихая комната с рабочим столом.

  7. Люди говорят, что мне нравится делать всё по-своему.

  8. Один из основных моих идеалов — личности учёных, внёсших большой вклад в мой предмет.

  9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.

10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

11. Бывает, что всё утро я ни с кем не хочу разговаривать.

  1. Мне важно, чтобы во всём, что меня окружает, не было беспорядка.

  2. Большинство моих друзей — люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии.

  3. Я подолгу анализирую своё поведение.

  4. Дома я веду себя за столом так же, как и в ресторане.

  5. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.

  6. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дис­
циплине.

  1. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.

  2. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

  3. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

  4. Я редко не соглашаюсь с мнением коллектива.

  5. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных осо­
    бенностей.

  6. Я не могу быть равнодушным к проблемам других.

  7. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

  8. Худшее наказание для меня — оказаться в одиночестве.

  9. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.

  10. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.

  11. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.

  12. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

  13. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

  14. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

33. Наука — это то, что больше всего интересует меня в жизни.

  1. Окружающие считают мою семью интеллигентной.

  2. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

  3. Я живу сегодняшним днём в большей степени, чем другие люди.

  4. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, чем рассказывать

учени­кам что-нибудь по предмету.

  1. Основная задача учителя — передать ученику знания по предмету.

  2. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики.

  3. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.

41. Большинство людей, с которыми я бываю в компании, несомненно, рады меня видеть.

  1. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной
    деятельностью.

  2. Я вряд ли расстроюсь, если придётся провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квали­фикации.

  3. Моя любезность часто не нравится другим людям.


  1. Порой я завидовал удаче других.

  2. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.

  3. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям.

  4. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы
    книг по моему предмету.

49. Я проявляю активное участие в судьбе других.

Прочитав утверждение, выберите один из вариантов ответа (а -да, б -нет)

Возможны два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной
степени.

Обработка. Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который срав­нивается с ответами испытуемого, каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:

  1. ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

  2. ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к О.

Каждый личностный параметр оценивается через суммирование баллов по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3-7 баллов. Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

КОД ОПРОСНИКА

Общительность — 66, 11 б. 16 а, 16 б, 21 а, 26 а, 31 а, 36 а, 41 а, 46 а

Организованность — 2 а. 7 а, 12 а, 17 а, 22 б, 27 б, 32 б, 37 а, 42 а, 47 а

Направленность на предмет 3 а, 8 а, 13 а, 18 а, 23 а, 28 а, 33 а, 38 а, 43 а, 48 а Интеллигентность — 4

а, 9 а, 14 а, 19 а, 24 а. 29 б, 34 а, 39 а, 44 а, 49 а

Мотивация одобрения — 5 а, 10 а, 15 а, 20 б, 25 а, 30 а, 35 а, 40 б, 45 б, 50 а

Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее 3 баллов, и ярко выраженным, если количество баллов более 7. Для большей наглядности полученные результаты лучше представить в виде круговой или столбцевой диа­граммы. Выраженность одного фактора говорите мононаправленности личности учителя, а выражен­ность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.


Приложение 3 ТЕСТЫ ПО ХИМИИ.doc Скачать

11 класс. Вариант 1


Часть А.

К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ. В бланке ответов под номером задания поставьте крестик (х) в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.


А 1. Атомы химических элементов бора и алюминия имеют оди­наковое число:

  1. заполненных электронных слоев

  2. протонов

  3. электронов во внешнем электронном слое

  4. нейтронов


А 2. Изменение свойств от металлических к неметаллическим про­исходит в ряду:

l) Mg-Al-Si 2)C-B-Li 3) Ва- Mg- Са 4)P-Si-Al


А 3. Ионная связь характерна для

1)оксида кремния 2)бромида калия 3) магния 4) сероводорода


А 4. В каком соединении степени окисления химических элемен­тов равны -3 и + 1?

1) NF3 2) PH3 3) N2O3 4) AICI3


А 5. К кислотным оксидам относится:

1)оксид натрия 2) оксид цинка 3) оксид углерода (II) 4)оксид фосфора (V)


А 6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между оксидом натрия и оксидом фосфора (V) равна:

  1. 6 2) 7 3) 9 4) 10


А 7. К химическим явлениям относится:

  1. образование темного налета на серебряной посуде

  2. образование инея на деревьях

  3. плавление парафина

  4. «засахаривание» варенья


А 8. Укажите элемент, проявляющий наименьшую химическую активность и имеющий электронную конфигурацию:

  1. 1s22s22p4 2) 1s22s22p6 3) 1s22s1 4) 1s22s22p63s1


А 9. Что такое изотопы:

  1. Атомы с разным зарядом ядра

  2. Вещества, имеющие одинаковое число протонов в ядре, но разное число нейтронов

  3. Атомы, имеющие одинаковое число протонов в ядре, но разное число нейтронов

  4. Атомы одного и того же элемента, имеющие разную массу

А 10. Укажите неверное утверждение:

  1. В пределах одной и той же группы (в главной подгруппе) увеличиваются металлические свойства элемента

  2. В пределах одной и той же группы (в главной подгруппе) растет число энергетических уровней атомов

  3. В пределах одной и той же группы (в главной подгруппе) увеличиваются заряды атомных ядер

  4. В пределах одной и той же группы ( в главной подгруппе) уменьшается радиус атома.


Часть В.

Ответы заданий части В запишите на бланке ответов рядом с номером задания (В 1, В 2) , начиная с первого окошка. Ответом может быть слово, последовательность букв (записанная слитно, без пробелов и знаков препинания) или число.


В 2. Установите соответствие между формулой вещества и его применением. В строгом соответствии с последовательностью номеров левого столбика выпишите буквы выбранных ответов из правого столбика. Перенесите полученную последовательность БУКВ в бланк ответов (без цифр, запятых и пропусков).


ФОРМУЛА

ПРИМЕНЕНИЕ

1) C6H12O6

А) в качестве минерального удобрения

2) KMnO4

Б) для обнаружения углекислого газа

3) Ca(OH)2

В) для обеззараживания воды

4) NH3

Г) для получения этилового спирта


Д) в качестве сухого горючего


В 2. Существование кристаллической и пластической серы (аморфной) – это _________. (Вставьте слово в именительном падеже).



Часть С.

Для ответов на задания этой части используйте специальный бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1), а затем ответ к нему. При выполнении заданий записывайте все уравнения реакций и этапы решения задачи.


С 1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

+ NaOH

Fe2O3 → Fe → X → Fe(OH)3

















11 класс. Вариант 2


Часть А.

К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ. В бланке ответов под номером задания поставьте крестик (х) в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.


А 1. Наименьший радиус имеет атом с электронной конфигурацией:

1) 1s22s22p63s23р1 2) 1s22s22p63s13р2 3) 1s22s22p63s13р3 4) 1s22s22p63s13р4


А 2. В ряду Li – Be – B - C:

l) уменьшается высшая степень окисления элементов

2) увеличивается радиус атомов

3) усиливаются восстановительные свойства элементов

4) увеличивается число электронов на внешнем энергетическом уровне


А 3. Формулы веществ только с ковалентной полярной связью приведены в ряду:

1) HCI, N2, CuCI2 2) NaCI, CI2, HI 3) H2O, CH4, NH3 4) H2S, K2O, PH3


А 4. Валентность IV и степень окисления -3 проявляет азот в соединении:

1) N2H4 2) NH3 3)NH4CI 4) N2O5


А 5. Основным оксидом и основной солью являются:

1)FeO и FeSO4 2) CaO и CaCI2 3) BaO и Ba(NO3)2 4) CaO и (CuOH)2CO3


А 6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции разложения воды электрическим током равна: 1) 3 2) 4 3) 5 4) 6


А 7. Химический элемент - это:

  1. определенный вид атомов

  2. мельчайшая неделимая частица

  3. определенный вид молекул

  4. мельчайшая частица вещества, сохраняющая свои свойства


А 8. Относительная атомная масса азота равна:

  1. 14 2) 2 3) 7 4) 5


А 9. Выберите утверждение, не верное для изотопов:

  1. изотопы являются атомами одного и того же химического элемента

  2. изотопы не встречаются в природе, а синтезируются искусственным путем

  3. изотопы имеют одинаковый заряд ядра

  4. изотопы имеют одинаковое массовое число


А 10. Общее число электронов электронной оболочки атома равно:

  1. номеру периода в таблице Д.И.Менделеева

  2. номеру ряда в таблице Д.И.Менделеева

  3. порядковому номеру элемента в таблице Д.И.Менделеева

  4. номеру группы





Часть В.

Ответы заданий части В запишите на бланке ответов рядом с номером задания (В 1, В 2) , начиная с первого окошка. Ответом может быть слово, последовательность букв (записанная слитно, без пробелов и знаков препинания) или число.


В 1. Установите соответствие между формулой вещества и его применением. В строгом соответствии с последовательностью номеров левого столбика выпишите буквы выбранных ответов из правого столбика. Перенесите полученную последовательность БУКВ в бланк ответов (без цифр, запятых и пропусков).


ФОРМУЛА

ПРИМЕНЕНИЕ

1) Na2SiO3

А) в составе бензина

2) C8 H8

Б) в качестве обеззараживающего вещества

3) O3

В) в составе силикатного клея

4) CH2 – CH – CH2

│ │ │

OH OH OH

Г) в составе косметических средств


Д) в качестве разрыхлителя теста


В 2. Образование осадка при вливании раствора хлорида меди (II) в раствор гидроксида натрия относится к реакциям ___________.


Часть С.

Для ответов на задания этой части используйте специальный бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1), а затем ответ к нему. При выполнении заданий записывайте все уравнения реакций и этапы решения задачи.


С 1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

+Fe + CI2

Cu → CuSO4 → X → CuCI2
















9 класс. Вариант 1


Часть А.

К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ. В бланке ответов под номером задания поставьте крестик (х) в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.


А 1. Атомы химических элементов азота и фосфора имеют оди­наковое число:

1)заполненных электронных слоев

2)протонов

3)электронов во внешнем электронном слое

4)нейтронов


А 2. Последовательность чисел в ряду 2, 8, 3 соответствует распределению электронов по слоям в атомах:

1)лития 2) магния 3) калия 4) алюминия


А 3. Химический элемент, высший оксид которого R2O7 , имеет расположение электронов по слоям:

l) 2, 8, 5 2) 2, 8, 7 3) 2, 8, 6 4) 4, 8, 8



А 4. В каком соединении степени окисления химических элемен­тов равны -3 и + 1?

1) NF3 2) PH3 3) N2O3 4) AICI3


А 5. К бескислородным кислотам относится:

1)азотная кислота

2) фосфорная кислота

3) сернистая кислота

4) сероводородная кислота


А 6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между оксидом натрия и оксидом фосфора (V) равна:

  1. 6 2) 7 3) 9 4) 10


А 7. С образованием сульфат-аниона диссоциирует вещество, имеющее формулу:

  1. (NH4)2 SO4 2) K2S 3) K2SO3 4) Na2CO3


А 8. Вещества, которые в растворе образуют гидроксид-ионы, находятся в группе:

1)Cu(OH)2, Fe(OH)2 2) NaOH, Ba(OH)2 3) KOH, Fe(OH)2 4) NaOH, Cu(OH)2


А 9. Для распознавания карбоната натрия и силиката натрия можно использовать:

  1. гидроксид бария

  2. хлорид серебра

  3. соляную кислоту

  4. гидроксид калия

А 10. Какая среда будет соответствовать водному раствору соли – хлорид цинка

  1. нейтральная

  2. щелочная

  3. кислая



Часть В.

Ответы заданий части В запишите на бланке ответов рядом с номером задания (В 1, В 2) , начиная с первого окошка. Ответом может быть слово, последовательность букв (записанная слитно, без пробелов и знаков препинания) или число.


В 1. Установите соответствие между формулой вещества и степенью окисления атома углерода в нем. В строгом соответствии с последовательностью номеров левого столбика выпишите буквы выбранных ответов из правого столбика. Перенесите полученную последовательность БУКВ в бланк ответов (без цифр, запятых и пропусков).


СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ УГЛЕРОДА

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

1) Ca C2

А) - 4

2) CO

Б) – 1

3) CO2

В) 0

4) CH4

Г) + 2


Д) + 4


В 2. В окислительно-восстановительной реакции 2 AI + Fe2O3 = 2 Fe + AI2O3 алюминий выполняет роль _________. (Вставьте слово в именительном падеже).



Часть С.

Для ответов на задания этой части используйте специальный бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1), а затем ответ к нему. При выполнении заданий записывайте все уравнения реакций и этапы решения задачи.


С 1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

+ NaOH

Fe2O3 → Fe → X → Fe(OH)3

















9 класс. Вариант 2


Часть А.

К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ. В бланке ответов под номером задания поставьте крестик (х) в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.


А 1. Атомы химических элементов кислорода и серы имеют оди­наковое число:

1)заполненных электронных слоев

2)протонов

3) нейтронов

4) электронов во внешнем электронном слое


А 2. Последовательность чисел в ряду 2, 8, 5 соответствует распределению электронов по слоям в атомах:

  1. вмсмута 2) мышьяка3) азота 4) фосфора


А 3. Химический элемент, высший оксид которого R2O3 , имеет расположение электронов по слоям:

l) 2, 8, 1 2) 2, 2,1 3) 2, 3 4) 2, 5, 3



А 4. В каком соединении степени окисления химических элемен­тов равны -3 и + 1?

1) NF3 2) N2O3 3) NH3 4) AICI3


А 5. К бескислородным кислотам относится:

1)серная кислота

2) азотистая кислота

3) кремневая кислота

4) соляная кислота


А 6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между оксидом калия и оксидом азота (V) равна:

  1. 5 2) 3 3) 4 4) 7


А 7. С образованием карбонат - аниона диссоциирует вещество, имеющее формулу:

  1. Na2CO3 2) NH4CI 3) Na2S 4) K2SO3


А 8. Вещества, которые в растворе образуют гидроксид-ионы, находятся в группе:

1) KOH, Ba(OH)2 2) NaOH, Cu(OH)2, 3) Fe(OH)2, AI(OH)3 4) NaOH, Cu(OH)2


А 9. Для распознавания сульфата калия можно использовать:

  1. гидроксид лития

  2. карбонат натрия

  3. соляную кислоту

  4. хлорид бария

А 10. Какая среда будет соответствовать водному раствору соли – карбонат калия

  1. нейтральная

  2. кислая

  3. щелочная




Часть В.

Ответы заданий части В запишите на бланке ответов рядом с номером задания (В 1, В 2) , начиная с первого окошка. Ответом может быть слово, последовательность букв (записанная слитно, без пробелов и знаков препинания) или число.


В 1. Установите соответствие между формулой вещества и степенью окисления атома серы в нем. В строгом соответствии с последовательностью номеров левого столбика выпишите буквы выбранных ответов из правого столбика. Перенесите полученную последовательность БУКВ в бланк ответов (без цифр, запятых и пропусков).


СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ СЕРЫ

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

1) CS2

А) - 2

2) S8

Б) – 1

3) SO2

В) 0

4) H2SO4

Г) + 4


Д) + 6


В 2. В окислительно-восстановительной реакции произошло превращение Э +4 → Э +6 .

Этот процесс называется _________. (Вставьте слово в именительном падеже).



Часть С.

Для ответов на задания этой части используйте специальный бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1), а затем ответ к нему. При выполнении заданий записывайте все уравнения реакций и этапы решения задачи.


С 1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

+Fe + CI2

Cu → CuSO4 → X → CuCI2

















11 класс. Вариант 1


А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

3

1

2

2

4

1

1

2

3

4

В 1

В 2

С 1

ГВБА

аллотропия

Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:



1) Fe2O3 + 2 AI = 2 Fe + AI2O3 (в качестве восстановителя могут быть использованы CO, H2 и др.)



2) 2 Fe + 3 Br2 =2 FeBr3



3) FeBr3 + 3 NaOH = Fe(OH)3↓ + 3 NaBr

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

3

Правильно записаны 2 уравнения реакций

2

Правильно записано одно уравнение реакций

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

3 балла





11 класс. Вариант 2


А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

4

4

3

3

4

3

1

1

4

3

В 1

В 2

С 1

ВАБГ

обмена

Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:



1) Cu + 2 H2SO4 = CuSO4 + SO2↑ + H2O



2) CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu



3) Cu + CI2 = CuCI2

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

3

Правильно записаны 2 уравнения реакций

2

Правильно записано одно уравнение реакций

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

3 балла














9 класс. Вариант 1


А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

3

4

2

2

4

1

1

2

3

3

В 1

В 2

С 1

БГДА

восстановителя

Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:



1) Fe2O3 + 2 AI = 2 Fe + AI2O3 (в качестве восстановителя могут быть использованы CO, H2 и др.)



2) 2 Fe + 3 Br2 =2 FeBr3



3) FeBr3 + 3 NaOH = Fe(OH)3↓ + 3 NaBr

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

3

Правильно записаны 2 уравнения реакций

2

Правильно записано одно уравнение реакций

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

3 балла




9 класс. Вариант 2

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

4

4

3

3

4

3

1

1

4

3

В 1

В 2

С 1

АВГД

обмена

Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:



1) Cu + 2 H2SO4 = CuSO4 + SO2↑ + H2O



2) CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu



3) Cu + CI2 = CuCI2

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

3

Правильно записаны 2 уравнения реакций

2

Правильно записано одно уравнение реакций

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

3 балла









Приложение 5 Практическая работа Очистка поваренной соли.doc Скачать

Практическая работа “Очистка поваренной соли” (8 класс)






приложение 2.doc Скачать

Приложение 1

Рис.1 Ребус по технике безопасности








«Инструкция по технике безопасности»

Рис.2 Инструкция по технике безопасности



Приложения.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос