Статья «Полноценное экологическое развитие учащихся невозможно без совершенствования своего я»
Краткое описание
В разработке показано в каком направлении нужно работать, прививая экологическую культуру младшим школьникам.
Описание
УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
Выступление на тему:
«Полноценное экологическое развитие учащихся невозможно без совершенствования своего я».
Учитель: Абрамова Г.В.
В содержание экологического воспитания входит формирование начал экологической культуры в младшем школьном возрасте. Это означает:
- становление осознанно — правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии;
- к людям, охраняющим и созидающим ее, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности.
Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Начальная школа — важнейший этап в становлении экологической культуры личности. Именно в младшем школьном возрасте формируются многогранные отношения человека к природе, людям, среде обитания и идет интенсивное накопление знаний об окружающем мире.
Конечная цель экологического образования - ответственное отношение к окружающей среде, ориентированное на становление у младших школьников научно-познавательного,
— эмоционально-нравственного,
— практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Реализация этой цели станет возможной при решении следующих задач:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека;
— развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса;
— обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
— воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Эффективность экологического развития младших школьников, совершенствование ими своего я, целиком зависит от создания правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. Важно сформировать осознанное правильное отношение к природе, окружающей среде, объектам живой и неживой природы
Разумное, бережное отношение ребенка к окружающему миру к совершенствованию своего я может быть воспитано только тогда, когда педагог, осуществляющий этот процесс, сам обладает достаточными экологическими знаниями, экологической культурой, является носителем экологического сознания. То есть успешность экологического развития младших школьников напрямую зависит: от мировоззрения, культуры, социальной и профессиональной позиции учителя. Особенно это актуально для начальной школы, где закладываются основы экологической культуры, целостного представления о природе, формируется научное отношение к окружающей природной среде, усваиваются нормы поведения и навыки элементарных экологически грамотных действий.
Поэтому основной моей целью является развитие целостной личности, неравнодушной к истории, проблемам родного края, к людям, окружающим его и конечно к собственному здоровью.
Для достижения этой цели мне необходимо формировать творческий потенциал личности. А это возможно только при смене приоритетов в образовании – с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика, с учетом его особенностей и возможностей.
Чтобы включиться в самостоятельную деятельность, ребенку нужен мотив, осознание личностной значимости того или иного действия. И если он осознает, что его действия, поступки значимы для него и окружающих тогда мне удается:
— целеустремленность и сознательность в действиях и поступках;
— осознанность и ответственность в различных видах деятельности;
— реальные действия, поступки и образ жизни;
— наличие определенных результатов деятельности.
Формирование такой модели видится мне возможным при использовании проектной и исследовательской деятельности. Могут ли младшие школьники успешно и результативно заниматься проектной и исследовательской деятельностью? Если целенаправленно заниматься с детьми, проявляющими интерес к этому — могут. И это доказывают первые шаги учащихся в работе над проектами. А самое главное проектная и исследовательская деятельность в области экологического образования способствует развитию таких личностных качеств как:
Для развития исследовательских способностей детей изучению природы отводится особое место. Ведь природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Дети интуитивно ощущают себя ее частью, и потому взаимодействие с природой для них органично и естественно.
Содержание деятельности позволяет ребенку познавать мир природы во взаимосвязях, получить элементарные навыки поисково-познавательной деятельности. Получение новых знаний на уже имеющемся опыте у детей. Полученные знания мы закрепляем с помощью рисования, по теме занятия, разгадывания кроссвордов, практической работы с природным материалом, изготовление животных из бумаги (оригами).
Развивая исследовательские способности, использую задания, направленные как на умение наблюдать за явлениями природы, выдвигать гипотезы, ставить эксперименты, на способность делать выводы и умозаключения из собственной исследовательской практики, на развитие стремления проявлять творчество и самостоятельность во всех сферах деятельности.
В процесс полноценного экологического развития включаю традиционные занятия с использованием элементов собственной исследовательской практики детей, а также дидактические игры, способствующие поддержанию интереса детей. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира; элементарные опыты, наблюдения, экскурсии.
Занимаясь поисковой деятельностью, когда дети выступают своеобразными исследователями при изучении качества воды, лекарственных растений, формируются навыки экологически грамотного и безопасного поведения ребенка.
Для развития у ребенка основ культуры экологического мышления, умений и навыков исследовательского поведения использую самые разные формы проведения занятий: игра, проведение простейших опытов, экскурсии, наблюдения, проблемные ситуации и вопросы, творческие задания. Активно включаю в занятия экологические сказки, которые являются не только познавательными. Они повествуют о множестве незримых нитей, которыми связаны населяющие природу живые существа. Сказки расширяют экологический кругозор, воспитывают человечность, доброту, ответственное отношение к людям, к природе. Мои ученики сами сочиняют сказки экологической направленности, выступая при этом в роли исследователей.
“Нет, лучшего средства, возбудить интерес и развить в детях наблюдательность и самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных исследователей” писал А. Герд.
Практические исследования способствуют закреплению и совершенствованию знаний, развитию умений и навыков. Люди, как и все живые организмы, оказывают влияние на окружающую среду. Мы редко задумываемся о наших взаимодействиях с условиями среды, о следах своей жизнедеятельности. Предлагаемая мною практическая работа заставляет ребят взглянуть на себя со стороны, оценить “следы” своей жизнедеятельности, способствует формированию правильной адекватной самооценки.
Для всякого творчества необходима та или иная степень одаренности и соответственное воспитание, создающее навыки в работе. Последнее развивает склонность в сторону выявления природных дарований, благодаря чему в конце возникает почти непреодолимое стремление, тяга к творческой деятельности. Эта тяга не возникает сама по себе. Непосредственным же определением ее задач является окружающая среда, форма данной природы, материальной культуры и социальной обстановки. Самое главное – социальная среда, так как личность – существо социальное и формируется только под действием среды. Практические методы обучения и воспитания экологической культуры имеют достаточный арсенал средств для развития творческой личности.
Китайская пословица гласит: “Я слышу, и я забываю, я вижу, и я помню, я делаю и я понимаю”. Так чтобы ребенок понимал, практические работы стараюсь организовать так, чтобы учащиеся вовлекались в поиск.
Для совершенствования своего я учащимся необходимо овладеть и трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования.
Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся зависит от возрастных особенностей ребят. Так моим ученикам доступны такие практические дела: как развешивание кормушек, регулярный сбор корма для птиц и их кормление, уход за растениями, уборка пришкольной территории.
Но вся работа, которую я провожу, лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе экологической работы занимают экскурсии, прогулки, походы. Они связаны с изучением программного материала и просто посвящаются знакомству с природой, зачастую носят краеведческий характер. В процессе экскурсий в природу, мы решаем и задачи эстетического, духовно-нравственного воспитания. Так во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети встречаются, например, с загрязненным родником нашего поселка. Очистить родник от мусора – дело рук каждого, знать историю храма поселка, а у нас находится храм святой Марии Магдалены.
Чрезвычайно важно научить детей самих искать такие полезные дела. Перед экскурсией на природу я помогаю детям организовать рабочие группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех группах были и дети, которые уже хорошо знакомы с особенностями природы своего края, и дети, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание дает возможность в процессе работы обмениваться знаниями.
Организация выполнения заданий может быть различна. В одном случае члены группы выполняют разные задания: одни собирают для коллекции растения, другие – материал для поделок. В классе организовываются выставки изделий из собранного ими материала. К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?»
В младшем школьном возрасте необходимо максимально помогать ученику, развить его познавательную активность. С этой целью в нашей школе введены дополнительные занятия по хореографии и народному фольклору, росписи русской матрешки, а также занятия, способствующие воспитанию культуры здорового образа жизни.
Развивающая учебная среда так организует образовательный мир ребенка, что, входя в подростковый возраст, ребенок имеет высокую степень развития познавательной потребности, развитое самосознание. Особо хочется отметить проявление познавательной активности у детей с трудностями в обучении, при развитии познавательной активности выявляет успешность в процессе обучения.
Важнейшей задачей совершенствования своего я, является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования наших детей, на занятиях кружка «Ноосферка», «Юный цветовод» и в роли волонтеров студии «Ноосфериум». Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом развития творческих способностей учащихся, усвоения ими экологических знаний, совершенствования своей личности. Занимаясь проектной работой по изучению парковой зоны, влияния озеленения классной комнаты на здоровье, экологического состояния воздуха в кабинетах, участие в постановке экологических мини-спектаклей, выставок ученики получают основы экологических знаний, формируют и развивают особенности характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Экологическое воспитание в нашей школе в рамках ноосферного образования направлено:
УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
Выступление на тему:
«Полноценное экологическое развитие учащихся невозможно без совершенствования своего я».
Учитель: Абрамова Г.В.
В содержание экологического воспитания входит формирование начал экологической культуры в младшем школьном возрасте. Это означает:
- становление осознанно — правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии;
- к людям, охраняющим и созидающим ее, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности.
Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Начальная школа — важнейший этап в становлении экологической культуры личности. Именно в младшем школьном возрасте формируются многогранные отношения человека к природе, людям, среде обитания и идет интенсивное накопление знаний об окружающем мире.
Конечная цель экологического образования - ответственное отношение к окружающей среде, ориентированное на становление у младших школьников научно-познавательного,
— эмоционально-нравственного,
— практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Реализация этой цели станет возможной при решении следующих задач:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека;
— развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса;
— обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
— воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Эффективность экологического развития младших школьников, совершенствование ими своего я, целиком зависит от создания правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. Важно сформировать осознанное правильное отношение к природе, окружающей среде, объектам живой и неживой природы
Разумное, бережное отношение ребенка к окружающему миру к совершенствованию своего я может быть воспитано только тогда, когда педагог, осуществляющий этот процесс, сам обладает достаточными экологическими знаниями, экологической культурой, является носителем экологического сознания. То есть успешность экологического развития младших школьников напрямую зависит: от мировоззрения, культуры, социальной и профессиональной позиции учителя. Особенно это актуально для начальной школы, где закладываются основы экологической культуры, целостного представления о природе, формируется научное отношение к окружающей природной среде, усваиваются нормы поведения и навыки элементарных экологически грамотных действий.
Поэтому основной моей целью является развитие целостной личности, неравнодушной к истории, проблемам родного края, к людям, окружающим его и конечно к собственному здоровью.
Для достижения этой цели мне необходимо формировать творческий потенциал личности. А это возможно только при смене приоритетов в образовании – с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика, с учетом его особенностей и возможностей.
Чтобы включиться в самостоятельную деятельность, ребенку нужен мотив, осознание личностной значимости того или иного действия. И если он осознает, что его действия, поступки значимы для него и окружающих тогда мне удается:
- научить учиться, т.е. определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками;
- решать познавательные проблемы;
- научить ориентироваться в ключевых экологических проблемах современной жизни.
— целеустремленность и сознательность в действиях и поступках;
— осознанность и ответственность в различных видах деятельности;
— реальные действия, поступки и образ жизни;
— наличие определенных результатов деятельности.
Формирование такой модели видится мне возможным при использовании проектной и исследовательской деятельности. Могут ли младшие школьники успешно и результативно заниматься проектной и исследовательской деятельностью? Если целенаправленно заниматься с детьми, проявляющими интерес к этому — могут. И это доказывают первые шаги учащихся в работе над проектами. А самое главное проектная и исследовательская деятельность в области экологического образования способствует развитию таких личностных качеств как:
- Когнитивные (познавательные) качества – умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, выражать свое понимание или непонимание и др.;
- Креативные (творческие) качества – вдохновленность, фантазия, гибкость ума, наличие своего мнения и др.;
- Оргдеятельностные качества – способность осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к самоанализу и самооценке и др.;
- Коммуникативные качества – потребность во взаимодействии с другими людьми, объектами окружающего мира;
- Мировоззренческие качества – его способность к самопознанию и самодвижению, умение определять свое место и роль в окружающем мире (в семье, в коллективе, в природе, в государстве) и др.
Для развития исследовательских способностей детей изучению природы отводится особое место. Ведь природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Дети интуитивно ощущают себя ее частью, и потому взаимодействие с природой для них органично и естественно.
Содержание деятельности позволяет ребенку познавать мир природы во взаимосвязях, получить элементарные навыки поисково-познавательной деятельности. Получение новых знаний на уже имеющемся опыте у детей. Полученные знания мы закрепляем с помощью рисования, по теме занятия, разгадывания кроссвордов, практической работы с природным материалом, изготовление животных из бумаги (оригами).
Развивая исследовательские способности, использую задания, направленные как на умение наблюдать за явлениями природы, выдвигать гипотезы, ставить эксперименты, на способность делать выводы и умозаключения из собственной исследовательской практики, на развитие стремления проявлять творчество и самостоятельность во всех сферах деятельности.
В процесс полноценного экологического развития включаю традиционные занятия с использованием элементов собственной исследовательской практики детей, а также дидактические игры, способствующие поддержанию интереса детей. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира; элементарные опыты, наблюдения, экскурсии.
Занимаясь поисковой деятельностью, когда дети выступают своеобразными исследователями при изучении качества воды, лекарственных растений, формируются навыки экологически грамотного и безопасного поведения ребенка.
Для развития у ребенка основ культуры экологического мышления, умений и навыков исследовательского поведения использую самые разные формы проведения занятий: игра, проведение простейших опытов, экскурсии, наблюдения, проблемные ситуации и вопросы, творческие задания. Активно включаю в занятия экологические сказки, которые являются не только познавательными. Они повествуют о множестве незримых нитей, которыми связаны населяющие природу живые существа. Сказки расширяют экологический кругозор, воспитывают человечность, доброту, ответственное отношение к людям, к природе. Мои ученики сами сочиняют сказки экологической направленности, выступая при этом в роли исследователей.
“Нет, лучшего средства, возбудить интерес и развить в детях наблюдательность и самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных исследователей” писал А. Герд.
Практические исследования способствуют закреплению и совершенствованию знаний, развитию умений и навыков. Люди, как и все живые организмы, оказывают влияние на окружающую среду. Мы редко задумываемся о наших взаимодействиях с условиями среды, о следах своей жизнедеятельности. Предлагаемая мною практическая работа заставляет ребят взглянуть на себя со стороны, оценить “следы” своей жизнедеятельности, способствует формированию правильной адекватной самооценки.
Для всякого творчества необходима та или иная степень одаренности и соответственное воспитание, создающее навыки в работе. Последнее развивает склонность в сторону выявления природных дарований, благодаря чему в конце возникает почти непреодолимое стремление, тяга к творческой деятельности. Эта тяга не возникает сама по себе. Непосредственным же определением ее задач является окружающая среда, форма данной природы, материальной культуры и социальной обстановки. Самое главное – социальная среда, так как личность – существо социальное и формируется только под действием среды. Практические методы обучения и воспитания экологической культуры имеют достаточный арсенал средств для развития творческой личности.
Китайская пословица гласит: “Я слышу, и я забываю, я вижу, и я помню, я делаю и я понимаю”. Так чтобы ребенок понимал, практические работы стараюсь организовать так, чтобы учащиеся вовлекались в поиск.
Для совершенствования своего я учащимся необходимо овладеть и трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования.
Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся зависит от возрастных особенностей ребят. Так моим ученикам доступны такие практические дела: как развешивание кормушек, регулярный сбор корма для птиц и их кормление, уход за растениями, уборка пришкольной территории.
Но вся работа, которую я провожу, лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе экологической работы занимают экскурсии, прогулки, походы. Они связаны с изучением программного материала и просто посвящаются знакомству с природой, зачастую носят краеведческий характер. В процессе экскурсий в природу, мы решаем и задачи эстетического, духовно-нравственного воспитания. Так во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети встречаются, например, с загрязненным родником нашего поселка. Очистить родник от мусора – дело рук каждого, знать историю храма поселка, а у нас находится храм святой Марии Магдалены.
Чрезвычайно важно научить детей самих искать такие полезные дела. Перед экскурсией на природу я помогаю детям организовать рабочие группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех группах были и дети, которые уже хорошо знакомы с особенностями природы своего края, и дети, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание дает возможность в процессе работы обмениваться знаниями.
Организация выполнения заданий может быть различна. В одном случае члены группы выполняют разные задания: одни собирают для коллекции растения, другие – материал для поделок. В классе организовываются выставки изделий из собранного ими материала. К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?»
В младшем школьном возрасте необходимо максимально помогать ученику, развить его познавательную активность. С этой целью в нашей школе введены дополнительные занятия по хореографии и народному фольклору, росписи русской матрешки, а также занятия, способствующие воспитанию культуры здорового образа жизни.
Развивающая учебная среда так организует образовательный мир ребенка, что, входя в подростковый возраст, ребенок имеет высокую степень развития познавательной потребности, развитое самосознание. Особо хочется отметить проявление познавательной активности у детей с трудностями в обучении, при развитии познавательной активности выявляет успешность в процессе обучения.
Важнейшей задачей совершенствования своего я, является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования наших детей, на занятиях кружка «Ноосферка», «Юный цветовод» и в роли волонтеров студии «Ноосфериум». Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом развития творческих способностей учащихся, усвоения ими экологических знаний, совершенствования своей личности. Занимаясь проектной работой по изучению парковой зоны, влияния озеленения классной комнаты на здоровье, экологического состояния воздуха в кабинетах, участие в постановке экологических мини-спектаклей, выставок ученики получают основы экологических знаний, формируют и развивают особенности характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Экологическое воспитание в нашей школе в рамках ноосферного образования направлено:
- на развитие личности каждого ученика;
- усиление естественно-научного обучения;
- расширение и углубление знаний учащихся по экологии и проблемам охраны природы;
- развитие у школьников потребности принимать личное участие в охране окружающей среды и решении экологической проблемы на уровне класса, школы, поселка;
- приумножать богатства своего родного края;
- жить в мире и согласии с самим собой и окружающими.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Администрация
Технологии, методики, формы работы
03 февраля 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Управление качеством образования: компетентностный подход в контексте ФГОС ОО
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС