В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Совместная познавательная деятельность, направленная на развитие речи дошкольников на вечере досуга «Хлеб – всему голова!»

Елена Гермогенова (г. Санкт - Петербург) Елена Гермогенова (г. Санкт - Петербург)
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 123  голосов:7    просмотров: 3254    комментариев: 4
Краткое описание
Совместная познавательная деятельность, направленная на  развитие речи дошкольников на вечере досуга «Хлеб – всему голова!»

Описание

      Для формирования личности ребенка, для успешного  обучения его в школе необходимо своевременное овладение, правильной, грамотной речью. Будущему первокласснику необходимо быть активным, сообразительным, умеющим общаться, а это возможно при условии, если у него хорошо развита речь.
В речевом развитии, носящем системный характер, различают проявления различных компонентов языка: звуковое произношение, лексику, грамматический строй. Работа по развитию речи в детском саду осуществляется на всех образовательных этапах и во всех направлениях деятельности.
Пожаловаться 31 января 2012
Файлы
хлеб - всему голова.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Гермогенова Е.В. (заместитель директора Гимназии №56, педагог – психолого высшей категории, г. Санкт – Петербург,

Зайцева Е.А. (воспитатель дошкольного отделения Гимназии №56, г. Санкт – Петербург)

Совместная познавательная деятельность, направленная на развитие речи дошкольников на вечере досуга «Хлеб – всему голова!»

Для формирования личности ребенка, для успешного обучения его в школе необходимо своевременное овладение, правильной, грамотной речью. Будущему первокласснику необходимо быть активным, сообразительным, умеющим общаться, а это возможно при условии, если у него хорошо развита речь.

В речевом развитии, носящем системный характер, различают проявления различных компонентов языка: звуковое произношение, лексику, грамматический строй. Работа по развитию речи в детском саду осуществляется на всех образовательных этапах и во всех направлениях деятельности.

В Дошкольном отделении Гимназии №56 реализуется проект «Хлеб – всему голова». На занятиях по изодеятельности, логоритмике, развитию речи, синтезе искусств, риторике воспитанники знакомились с темой «Хлеб». Лексический материал подбирался совместно со специалистами ППМС-центра.

Интереснейшей частью данного проекта была экскурсия в «Музей Хлеба», где дети узнали об истории хлеба, о хлебных традициях, воочию увидели то, как хлеб попадает на стол и сами попробовали его испечь.

Завершающим моментом проекта являлся вечер досуга «Хлеб – всему голова», который вели воспитанники подготовительной группы для детей средней и старшей групп, под руководством воспитателей.

Подбирая материал, к вечеру досуга, мы ставила следущие задачи по развитию речи:

1. Обогащение словарного запаса и активизация слов в речи детей.

2. Развитие грамматического строя.

3. Воспитание любви и интереса к художественной литературе.

Мы использовали включение элементов театрализации, художественного слова (стихи, загадки, пословицы), игровые задания (викторины, подвижные игры), словесные дидактические игры.

Материал к вечеру досуга: булочки из соленого теста, приготовленные детьми на занятии по лепке, бумажные колоски, сделаны на занятии по конструированию, музыкальный материал, изображение снопа, колоса, мяч.

Ход занятия:

Дети заходят в зал (группу) под спокойную музыку «Русский хоровод», народная музыка (в записи), рассаживаются на места.

1.Воспитанники подготовительной группы (читают стихи):

Каждому знакомы

Мудрые слова

«Хлеб – хозяин дома,

Всему он голова!»


«Крепкою державой»

Его звали встарь,

Хлебушек по праву

В государстве – царь!


Как отец родимый

Он питает нас.

Яровой, озимый

Каждый день и час.


Он дороже злата,

Серебра ценней,

Крепкого булата

Хлебушек сильней.


Хлеб – живая сущность

Неба и Земли.

Хлебушек насущный,

Нива, нам пошли.

(Шорыгина Т.А.)


2. Воспитатель читает рассказ: Фоном звучит музыка – «Светит месяц» (народная). Запись. Баян.

Когда начинается жатва (уборка хлебных злаков, путем срезания их стебельков под корень), дорога каждая минута. Перезрелые колосья могут уронить зерна на землю, и урожай может быть потерян. Когда созревают хлеба, у земледельцев наступает самая горячая пора, которая называется «страдой».

В старину пшеничные колосья срезали острым серпом. Серп – ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелкозазубренного ножа для срезания хлебных злаков. (Сопровождается показом серпа или его картинки). Потом связывали колосья в снопы. Сноп – связка сжатых стебельков с колосьями. (Показываем сноп). Колосья собранной пшеницы молотили цепами. Цеп – ручное орудие для молотьбы. Чтобы извлечь из них зерна провеивали, очищая от шелухи, убирали в мешки и складывали в сараи для хранения зерна – амбары.

Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле вручную.

Теперь, на помощь земледельцам пришли умные машины – трактора, распахивающие, бескрайние хлебные поля, комбайны, убирающие зерно. Но и сейчас труд хлебороба по - прежнему очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли отведать обычный батон хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к пшеничному зерну, пока оно не превратилось в каравай.

Как вы внимательно слушали, молодцы! Давайте поиграем в игру! Те, кому попал в руки мяч, должен назвать слово, связанное с хлебом и кинуть мяч обратно мне.(Это могут быть слова – хлеб, булка, батон, ржаной хлеб, калач, пирожок, любые профессии, сноп, колосья, поле, пекарня, мука, амбар, хлебница, каравай, трактор, комбайн, пироги, блины и т.д. )

3. Аукцион хлебных слов.

Воспитатель: А еще вас ждет викторина! Ребята из подготовительной группы будут задавать вопросы, а вы отвечать. Те, кто ответит правильно, получают колосок.

4. Викторина.

1. Как называется уборка хлебных злаков путем срезания их стебельков под корень? (жатва)

2. Чем в старину резали хлебные колосья? (серпом)

3. Как называется время, когда созревают хлеба? (страда)

4. Как называется связка сжатых стебельков с колосьями? (снопы)

5. Как называется сарай для хранения зерна? (амбар)

6. Каких видов бывает пшеница и что из нее делают? (Из твердых сортов пшеницы делают макароны, вермишель, а из мягкой, делают хлеб )

7. Почему на Руси встречают гостей хлебом-солью? (Хлеб – символ жизни, достатка и радости, соль – луч солнца, солнце – Божество древних славян)

8.Назовите профессии людей, которые помогают хлебу попасть на стол? (хлебороб, комбайнер, тракторист, шофер, пекарь, продавец).

Воспитатель: Кто знает танец – игру, в которой есть слово, связанное с хлебом, обычно, этот танец мы танцуем в именины или день рождения? Правильно, «Каравай»!

5. Игра – танец «Каравай»

6. Загадки.

Воспитатель: А теперь наши любимые загадки.

Выходят ребята, переодетые в героев сказки «Колобок» и загадывают загадки.

1. Бабка:

Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блины)

2. Дедка:

Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда, таких, как я,

Будет целая семья. (Зернышко)

3. Зайка:

Всем нужен,

А не всякий сделает. (Хлеб)

4. Волк:

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место. (Хлеб)

5. Медведь:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает недозрелый. (Хлеб)

6. Лиса:

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (Колос)

7. Колобок:

Кто от бабушки ушел?

Кто от дедушки ушел?

Зайца, волка и медведя

На лесной тропинке встретил.

А вот рыжая плутовка

Обхитрила его ловко. (Колобок)

Колобок: Ребята, а вы узнали из какой сказки мы пришли?

(Самые активные воспитанники получают колоски)

Воспитатель: Давайте, мы превратимся в колоски, а комбайн нас соберет.

7. Игра – этюд «Сбор колосьев». Дети садятся на корточки, звучит музыка, поднимаются, качаются на ветру. Колоски сильные, тянутся к солнцу, едет комбайн и собирает их. К кому подъехал «комбайн», встает, берется за плечи впереди стоящего и едет. Получается паровоз колосьев. Как только все «колосья» собраны, музыка затихает и все получают по колоску.

Звучит музыка – «Полянка» (народная)

Зернышко в земле растет,

К свету пробивается,

Солнышко его найдет –

Колос наливается.

Выше-выше вырастает

Ветерок его качает,

Скоро станет хлебушком

Для прекрасных детушек.

(Гермогенова Е.В.)

Когда выезжает «комбайн» звучит любая подвижная музыка, например, «Полный вперед» (сл. Аронова., Муз. М. Гладкова).

Воспитатель: Ребята, хотите узнать о Музее Хлеба, который находится в нашем городе? (сценка сопровождается презентацией фотографий)

8. Театрализация «Музей Хлеба»

Группе нашей предложили,

Чтоб музей мы посетили.

Хлеба то Музей, Вы знайте!

Хлебопеков уважайте!

Мы о хлебе все узнали,

Взвесили и размешали.

Тесто круто замесили,

«А что дальше?» – мы спросили.

Тесто наше уж готово,

Мы помесим его снова.

Колобок испечь решили,

Его сами мы слепили.

В печь его отправим дружно,

И следим за ним нам нужно,

Чтобы он не пригорел,

Чтоб его ребенок съел!

Сказку группой разыграли,

Много нового узнали.

Хлебом нас всех угостили,

Хлеб беречь нас попросили.

Хлеб – всему он голова!

Это важные слова.

(Гермогенова Е.)

Воспитанник: Знаете ли вы пословицы о хлебе? Если не знаете, мы сейчас их прочитаем. Только, только повторяйте за нами и запоминайте. И тогда, на следующий год вы подготовите такой же вечер для младших друзей, как и мы для вас сегодня. Слушайте и повторяйте!

9. Пословицы. (Первый раз читает один ребенок, второй раз – дети средней и старшей группы повторяют вместе с детьми из подготовительной группы)

1. Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

2. На уборке часом опоздаешь, годом не наверстаешь.

3. Что летом родиться, то зимой пригодиться.

4. Не трудиться – хлеба не добиться.

5. Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка.

6. Что посеешь, то и пожнешь.

7. Будет хлеб – будет песня.

8. Хлеб – всему голова.

9. Без соли, без хлеба – половина обеда.

10. Будет хлеб – будет и обед.

Выходит воспитатель и выносит поднос с булочками или пирожками и угощает детей.

Колоски, полученные на вечере, дети берут себе на память. Дети, которые приняли участие в выставке «Хлеб – всему голова», получают призы.

Используемая литература:

С. И.  Мерзлякова, Т. П. Мерзлякова  Музыкально – игровой  материал для  дошкольников  « Наш  весёлый  хоровод» Выпуск 1, Москва ГИЦ 2002 г.


Обсуждение материала
  • наталия сухонина
    12 марта 201221:54
    наталия сухонина

    Интересный и актуальный проект, который комплексно реализуется в дошкольном учреждении. Предложенная работа может быть использована при организации культурно-досуговой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста. Большое спасибо за представленный материал. Сухонина Н.И.

  • Татьяна Мазилкина
    19 марта 201223:25
    Татьяна Мазилкина

    Авторами грамотно раскрыта актуальность и практическая значимость представленной работы. Подобные темы имеют особую важность в воспитательно-образовательном процессе для большинства современных детей. Глубоко и разносторонне проработан материал проекта, использованы интересные приёмы его подачи, что действительно позволит пробудить искренний интерес детей к Хлебу. Ценным считаю то, что предложенный вечер досуга объединяет ребят из разных групп и является одновременно развлекательным, познавательным и развивающим. Многое буду использовать. Спасибо.
    Татьяна Мазилкина

  • Марина Уханова
    24 марта 201216:40
    Марина Уханова

    Интересный проект. Грамотно раскрыта тема.
    Спасибо. Есть чему учиться и перенимать опыт.

  • Вера Сухова
    27 марта 201218:33
    Вера Сухова

    Данная работа знакомит детей с главным богатством жизни и здоровья - хлебом, развивает речь, обогащает словарный запас детей, формирует правильное отношение к хлебу. Интересно то, что занятия по этому материалу проводятся интегрированно, с использованием различных форм и методов. Спасибо!

Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru