В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Проект "Комнатные растения"

Оюна Нимаева Оюна Нимаева
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 40950
Краткое описание
Проект "Комнатные растения". Участники проекта: учащиеся 4 класса. Цель данного проекта: Создание условий для развития новых образовательных качеств учащихся, условий для формирования творческой личности через проектную деятельность.
Проектная деятельность учащегося открыла для него новые возможности творческой организации. Проект позволил сделать обучение занимательным.    Для учащихся младших классов это очень важно. Важно стимулировать мотивацию, обеспечить индивидуальное образование каждого, стимулировать веру детей в возможность самостоятельно и творчески освоить учебный материал.

Описание
МОУ «Эрхирикская средняя общеобразовательная школа»
Автор проекта: учитель начальных классов Нимаева Оюна Юрьевна
 
Тема проекта: «Метод проектов в начальной школе».

Проект «Комнатные растения»

 

Актуальность проблематики проекта

     В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Сотрудничество педагога и детей в их творческом общении и взаимодействии становится универсальной формой обновления образования.
     Современными сравнительными исследованиями доказано, что репродукционные методики обучения делают значительную часть школьников неспособными  к анализу, обобщению,  и самостоятельным выводам, не умеющими применять полученные знания в проблемных ситуациях, что значительно снижает уровень образования. 
     В связи с этим возникает необходимость компетентностного подхода в образовании, когда целью школы должны быть не знания, а способность учиться и действовать самостоятельно. Действовать самостоятельно, значит, важны такие качества и ученика, и педагога, как инициатива, самоопределение, выбор, заинтересованность, творческая самореализация. 
     Кардинальное  решение проблемы видится в полном, системном переходе образования к разнообразным творческим работам по выбору и проектам. Поэтому актуальность проектного метода в образовании очевидна.Предлагаемый проект «Комнатные растения» актуален ещё и потому, что сегодня одним из главных  условий успешности образования является здоровье.  А успешное использование здоровьесберегающих программ является одним из критериев инновации.
 Именно проектная деятельность должна доминировать в  образовательных процессах, а все остальные формы занятий стать интерактивными и обеспечивать творческие работы и проекты. 
 

Цель проекта:

Создание условий для развития новых образовательных качеств учащихся, условий для формирования творческой личности через проектную деятельность, в котором педагоги могли бы обеспечить:
  • богатый выбор тем для творческих работ учащихся как основного продукта погружений, в частности выбрана тема «Комнатные растения»
  • самостоятельную проектную деятельность учащихся как основного продукта самообразования;
 

Задачи проекта:

·<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Сообщение и обобщение знаний детей о комнатных растениях;
·<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Расширение кругозора детей, приобщение к миру природы;
·<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Развитие умений различать растения по внешнему виду, по названию;
·<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Воспитание познавательного интереса к живой природе;
·<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Организация практически-значимой проектной деятельности;
·<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  В рамках реализации проекта выявление активных учащихся, способных в будущем быть лидерами.
 

Теоретическая обоснованность проекта

В качестве примера проектной деятельности я представляю Вашему вниманию уже реализованный проект «Комнатные растения». 
Проект «Комнатные растения» — это практико-ориентированная работа интегративного, межпредметного и творческого содержания. В данном проекте учащиеся решали конкретные учебные, культурные, социальные задачи исследовательского характера. Мне, как учителю, необходимо было создать для учащихся, начинающих осваивать метод проектов такие условия, которые бы требовали творческого решения и нестандартных ситуаций.  
Обеспечение и сопровождение проектной деятельности строилось на принципах сотрудничества и включало в  себя:
  • консультирование групп учащихся на всех этапах проекта;
  • обеспечение учащихся и родителей правилами организации проектной деятельности детей. Этому предшествовала разработка мини-проекта, обучающего характера — проект «Сами о себе» (выпуск именных газет).
  • собственный, открытый для всех учёт проектной деятельности (своеобразная диагностика, мониторинг).
  • участие в обеспечении презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей;
Кроме этого были и обеспечены условия проектной деятельности учащегося:
  • помощь в определении замысла (идеи создания проекта о комнатных растениях);
  • консультирование стадий проекта: поиска информации, решение проектных задач,     поощрение практического опыта непосредственной работы с материалами и опыта письменной (в виде рефератов), устной (в виде сообщений) и визуальной (в виде слайд-шоу на ПК) презентаций;
  • поощрение инициативы и творческого характера проектной деятельности учащегося.
 

Механизмы достижения намеченных целей 
и решения поставленных задач

Для учащихся младших классов, делающих первые шаги в проектной деятельности, существенна роль педагога, как творческого руководителя. Руководителю нужно создавать условия для успешного расширения творческого общения с каждым ребёнком, поощрять его активность и инициативу, помогать ребёнку находить и реализовать собственные способы, формы  и стиль деятельности. Чтобы научить этому ребёнка, надо обладать самому такими качествами. Поэтому руководитель должен обладать  педагогическими компетенциями общекультурного содержательного характера – универсальных образовательных компетенций – своих и направленных на других и методического характера, собственно профессиональных – педагогических компетенций, обеспечивающих сопровождение индивидуального и группового развития детей.
 
  Рассмотрим этапы работы над проектом.
Было предусмотрено четыре этапа реализации проекта.
 
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
1.
Ценностно-ориентированный
Мотивация проектной деятельности, организация учащихся по созданию проекта, раскрытие его значимости
Осознание учащимися мотива деятельности, значимости предстоящей работы 
 
 
 
2. Конструктивный
 
Объединение учащихся в группы, консультации, стимулирование поисковой деятельности, организация самостоятельной работы
Включение в проектную деятельность в группе, составление плана работы. Сбор материала, поиск литературы, выбор формы реализации проекта
 
3.
Рефлексивно-оценочный
Стимулирование учащихся к самооценке и к самоанализу, консультирование учащихся по корректировке проекта
 
Самооценка своей деятельности. Корректировка и оформление проекта в выбранной форме
 
4.
Презентативный
 
Подготовка экспертов.
Проектирование формы презентации, проведение презентации, организация дискуссии по обсуждению проекта
Защита проектов, включение в дискуссию, отстаивание своей позиции. Самооценка собст-венной деятельности
  Так как проектный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую, мы тоже разделились на творческие объединения, где каждая группа выполняла своё задание. 
1 группа исследовательская – она была ориентирована на определение темы исследования, обсуждение, выясняли, какие комнатные растения растут в нашей школе, и оформили полученные результаты (проект учащейся в Приложении № 1).
2 группа познавательная – была направлена на сбор информации о комнатных растениях, литературу, картинки, фотографии,  и разработку проекта. Результатом  явилась мультимедийная презентация проекта.
3 группа творческая – занимались оформлением кабинета, украшали, рисовали, и планируемым результатом было создание праздника (классного часа).
4 группа практико-ориентированная – направлена на практический результат, например на умение правильно ухаживать за комнатными растениями, на разработку памятки по уходу за ними.
 Таким образом, учебный проект был связан с деятельностью по его выполнению. Способы выполнения были разные. Это рефераты, рисунки, сообщения, сочинения, практические советы и др.
 
Система мониторинга 
   В данном проекте не  предусматривается отслеживание изменений, так как это первые шаги в проектной деятельности. Система мониторинга здесь состояла в собственном, открытом для всех учёте проектной деятельности. Для младших школьников очень важно, чтобы они видели свой вклад в разработку проекта, и поэтому для координации проектной деятельности была составлена специальная таблица. 
 Данная таблица висела на стенде, и каждый ребёнок мог наглядно увидеть, какие задания им предложила исследовательская группа,  кто и как их  выполняет. 
Каждый ребёнок независимо от группы, в которой он работал, вносил свою «лепту». Под каждым разделом таблицы вписывались имена ребят, которые предоставили свой материал (Приложение № 2). В итоге каждый был отмечен.
 
Результативность проекта.
Результатами проекта «Комнатные растения» стали:
  • овладение учащимися универсальными компетенциями: познавательными и исследовательскими, деятельностными, коммуникативными компетенциями.
  • самореализация каждого ребёнка на основе проектной деятельности;
  • сплочение детского коллектива;
  • развитие творческих способностей младших школьников;
Масштабность проекта
Главное внешнее условие успеха школы – её прочная связь с социумом и сетью аналогичных школ в других регионах. Поэтому мы стремимся передавать свой опыт  и другим школам района, а может быть и региона.
 

Перспективы развития проекта «Комнатные растения» мы видим в дальнейшей разработке проекта и  реализации её в виде выпуска сборника «Комнатные растения» какой-либо конкретной школы, тем более что тема данного проекта перекликается с ежегодным конкурсом «Зелёный кабинет», проводимый районными Управлениями образования и материал проекта может быть использован при подготовке к Конкурсу.
 
Воспроизводимость идеи и опыта в других условиях

Данный проект может быть осуществлён и в других образовательных учреждениях, поскольку нет такой школы, в которой не было бы комнатных растений. 
 

Риски реализации проекта

Проект «Комнатные растения» не требует больших финансовых вложений.
Могут быть затраты:
  • на покупку инвентаря (лейки с длинным носиком, опрыскиватели, секаторы для каждого кабинета);
  • на покупку наборов горшков, кашпо, поддонов, опор;
  • на покупку, при необходимости, жидкого удобрения для растений, средств для полировки листьев и др.;
  • на приобретение школами самих комнатных растений;
  • дороже обойдутся редкие виды комнатных растений (это будет зависеть от  потребностей школы в отдельном случае);
Источниками финансирования могут стать спонсоры, родительская помощь, тем более что некоторые финансовые вложения одноразовые (например: покупка инвентаря). Главное чётко организовать и координировать спонсорскую и благотворительную деятельность.
Предложенная проектная деятельность помогла стать тем звеном, которая преобразовала содержание, способы, среду образования, а значит,  принципиально изменила деятельность ученика и учителя. 

Проектная деятельность учащегося открыла для него новые возможности творческой организации. Проект позволил сделать обучение занимательным.    Для учащихся младших классов это очень важно. Важно стимулировать мотивацию, обеспечить индивидуальное образование каждого, стимулировать веру детей в возможность самостоятельно и творчески освоить учебный материал и т. д.  Ведь на решение таких задач и направлен компетентностный подход.

 

Литература
  1. Загрекова Л.Г. Теория и технология обучения. Москва «Высшая школа», 2004 г.
  2. Корецкая Т.Л. Домашняя коллекция. Комнатные растения. Издательство «Архаим».
  3. Народное образование, журнал №  7, 2005 г., статья «Проектная деятельность школьника и педагога», стр.103. статья «Диалог: культура и компетенции», стр. 112
  4. Народное образование, журнал №  5, 2008 г., статья «Проектирование воспитательного пространства региона – общественно-государственный проект «Достойные граждане великой страны», стр. 201.
  5. Наука и образование в Бурятии, журнал № 7, 2007 г., статья «Экзамен для эксперта», стр. 21.
  6. Справочник классного руководителя, № 1, 2007 год,  раздел «Работаем с классом», стр. 10-14.
  7. Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель. АСТ Астрель, 2005 г.
  8. Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях, Москва, 2005 г.
  9. Материалы из Интернета по теме «Образовательные компетенции»
 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Проект «Комнатные растения»

 

1. Роль комнатных растений в жизни человека
     Жизнь человека связана с природой, а значит, и с жизнью растений.
Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища. Обычай украшать жилище растениями, возможно, возник в стране с резко выраженной сменой времён года, чтобы задержать дома зелёный островок живой природы. Ведь это и красиво и полезно для здоровья!
     Красотой форм, окраской, благоуханием они благотворно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение, гасят нервозность. Растения – санитары жилых помещений. Они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микроорганизмы.
     Наша проектная группа провела исследовательскую работу по ознакомлению, изучению комнатных растений нашего класса и школы.
Предметом наших исследований являются комнатные растения.
Задачи исследования:

  1. Выявить разнообразие растений по кабинетам школы, выяснить какие растения часто встречаются.
  2. Узнать новые, интересные, необычные растения.
  3. Учиться называть их и различать по внешнему виду.
Весь собранный материал мы обобщим и представим в виде планшета.
2. Итоги исследовательской работы
а) Мы посетили несколько кабинетов школы. Это кабинеты № 13, №14, №15 – кабинеты начальных классов, кабинет биологии, русского языка, бурятского языка, информатики, библиотеку, ну и конечно изучили растения своего кабинета.
б) Мы выяснили, что в каждом из этих кабинетов встречаются такие комнатные растения, как хлорофитум, традесканция, пеларгония, бегония, герань. Определяли мы их с помощью справочника-определителя и с помощью учителей. 
в) Ещё мы узнали много новых, ранее неизвестных нам растениях. Это кливия, растущая в кабинете №14. В этот момент кливия расцвела красивыми ярко-красными цветками. Здесь же мы увидели разнообразие красок цветущей герани (зональная, царская и узнали, что герань это пеларгония). В кабинете №13 увидели распустившийся декабрист (шлумбергера), причудливой формы бегонию. Много цветов увидели в кабинете биологии. Большинство цветов в красивых ярко-жёлтых горшках образовали  группу растений и создали эффектное пятно. Конечно, встречались и любимые кактусы (в кабинете бурятского языка и информатики). Изучая кактусы, мы узнали, что их ставят около компьютеров, что они «забирают» плохую энергию, а в других книгах мы узнали, что рядом с компьютерами ставят не кактусы, а герани. Стоит попробовать?
Таким образом, из всего разнообразия комнатных растений нашей школы для себя мы выбрали около 10 наименований, которые мы будем изучать глубже, учиться ухаживать за ними,  соблюдая основные правила.
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Координация проектной деятельности «Комнатные растения»

(диаграмма)Учебный проект Комнатные растения.doc
 
Приложение №3

Классный час – презентация проекта «Комнатные растения»

1. Вступительное слово учителя
— Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы представляем вашему вниманию результат учебного проекта – наш классный час о теме «Комнатные растения». Мы хотим показать проектную деятельность учащихся, как она готовилась и реализовалась. Для этого в подготовительный период мы разделились по группам. Группы разбиты по видам деятельности: познавательная, творческая, практико-ориентированная, исследовательская. 
Каждая группа покажет нам свою работу.
 Народная мудрость гласит: если в доме цветы, значит нет в нём беды. Наш классный час посвящается всем желающим наполнить свой дом (класс) живой красотой, сделать каждодневным счастье общения с природой.
  — Вы, ребята попробуете себя в роли чудо-садовника, осмелившегося вырастить прямо на подоконнике всё многообразие растительного ландшафта: от денежного дерева до неприхотливого хлорофитума, узнаете название растений, их внешний вид, научитесь различать их. 
2. Сейчас 2 группа (познавательная) расскажет вам о некоторых комнатных растениях, внешнем виде и их особенностях.
Рассказ сопровождается картинками, выполненными  в виде слайд-шоу на мультимедиа)
1 ученик: Колеус — зубчатые листья разнообразной окраски, яркоокрашенные с бархатистыми листьями.  Требует регулярного полива и хорошего освещения.
2 ученик: Кливия – растение с крупными ярко-оранжевыми соцветиями, объединяющими до 20 цветков колокольчатой формы. Поливают регулярно, не рекомендуется переставлять с места на место.
3 ученик: Хлорофитум – это быстрорастущее растение с изогнутыми листьями и спадающим каскадом, тонкими побегами на которых появляются сначала белые цветки, а затем розетки листьев. Не требователен к температуре и влажности.
4 ученик: Пеларгония. Растения этой формы известны как душистые герани, выращивают из-за цветков, и из-за душистых при растирании листьев (зональная, царская). Может цвести круглый год.
5 ученик: Толстянка. Видов у неё много, они мало похожи друг на друга обликом, а также окраской, величиной, формой листьев. Другое название – денежное дерево. Любит свежий воздух и неприхотливое. 
6 ученик: Сенполия — узамбарская фиалка. Невысокое травянистое растение с розеткой мясистых опушенных округлых или слегка продолговатых листьев. Существует несколько сотен сортов, требует яркий свет, умеренный полив.
7 ученик: Традесканция – одно из наиболее популярных растений. Оно неприхотливо. Разные виды: зелёные с белыми полосками, с жёлтыми полосками. Полив умеренный.
8 ученик: Бегония. Популярные и разнообразные, есть цветущие и листовые, предпочитают свет и тепло, боится сквозняков.
9 ученик: Алоэ – очень популярен,  имеет стебель с побегами, мясистыми листьями и шипами по краям. Любит свет. Это лекарственное растение.
10 ученик: Сеткризия – это родственник традесканции, но листья длиннее, цветки с тремя лепестками.
 -А теперь вы узнаете, что ещё среди растений встречаются и ядовитые.
(Показ слайдов)
Запомните их. Эти растения очень вредны для здоровья. Они содержат вредные  вещества и обращаться с ними нужно аккуратно, а лучше вообще их не выращивать.
Ядовитые – акалифа, аукуба японская, диффенбахия, крестовник, кровавый молочай, олеандр.
3. Ну а сейчас вашему вниманию – защита рефератов. 
«Цветочные портреты» 
1. «Деревцо, уничтожающее моль» (о колеусе)
2.  «Журавлиный нос» (пеларгония)
3. «Зелёные дикобразы» (кактусы)
4. «Суккуленты» (сансевиерия)
4. Физминутка
5. Группа № 2 (творческая)
По итогам конкурсов, проведённых в ходе подготовительных работы, мы отобрали наиболее удачные рисунки и сочинения.

а) Сочинение «Сад на подоконнике», «Кактусы».
б) Обзор по рисункам – 1 ученица и краткий анализ.
6. Группа № 3 (практико-ориентированная)
3 группа (практико-ориентированная)
Ребята этой группы расскажут вам об уходе за комнатными растениями.
«10 золотых правил»

Чтобы комнатные растения были всегда здоровыми, им надо создать такие условия жизни, к которым они привыкли на родине… Их надо поливать, рыхлить почву в горшках, удалять пыль от листьев.
а) Итак, 10 правил ухода:
  1. Не заливайте их.
  2. Предоставьте им покой.
  3. Примиритесь с неизбежной потерей некоторых растений.
  4. Создайте им влажную атмосферу.
  5. Вовремя применяйте необходимые меры.
  6. Группируйте растения.
  7. Научитесь пересаживать.
  8. Выбирайте правильно
  9. Обзаведитесь необходимым инвентарём.
  10.  Правильно ухаживайте за каждым растением.
Вообще мир комнатных растений со своими оригинальными необычными и интересными по форме представителями, а также крупными и мелкими, скромными и претенциозными цветками придаёт каждой комнате неповторимую индивидуальность.
 Если расположить растения в центре комнаты, то тем самым можно добиться великолепного эффекта.
Зелёные «джунгли» превратят рабочий кабинет в оазис для творческой работы.
б) А знаете ли вы? в разделе «Полезные советы»

1. Если в цветочном горшке завелись черви, положите туда гнилое яблоко, все черви быстро переползут в него.
2. Очистить банан и кожурой банана почистить широкие листья сансевиерии и другие растения. Это лучше, чем вытирать тряпкой и придаёт блеск листьям. Попробуйте!
3.  Толстянка овальная прозвана любителями комнатных растений «Африканским обезьяньим хлебным деревом», а сейчас его называют «денежным деревом», если листья крупные, а если мелкие, то оно монетное дерево. 
4. По-другому называют и сансевиерию. «Щучий хвост», «Тёщин язык»
5. Кактусы – очень уникальные представители растительного мира. Первым в мире коллекционеров кактусов был лондонский аптекарь Морган в 1570 году. В 19 веке у нас в Санкт-Петербургском ботаническом саду в оранжереях были представлены более 1000 видов этих растений.
7. Нам осталось предоставить слово 4 группе. Они расскажут нам о том, как украсить интерьер комнаты, что для этого необходимо.
Дизайнерское оформление растений

Промышленностью выпускается разнообразная красиво оформленная посуда для цветов: горшки, кашпо, контейнеры.
Горшок – ёмкость с одним или несколькими дренажными отверстиями в дне. Используется для высадки одного или нескольких растений. Его ставят на поддон или помещают на кашпо.
Кашпо – это ёмкость со сплошным водонепроницаемым дном, в которую ставят горшок.
Контейнер – водонепроницаемая ёмкость со сплошным дном, используемая для размещения нескольких горшков (всё сопровождается показом)
Комнатные растения в интерьере
Цветы – один из элементов убранства квартир, кабинета. Существует 4 основных приёма:
1) одиночные растения; 2) комплект из горшечных растений;
3) комнатный садик; 4) террариум.
8. Итоговый исследовательский проект (приложение № 1) – защищает ученица
9. Обзор литературы. В разработке данного проекта была использована различная литература.
10. Итоги учебного проекта «Комнатные растения» даст нам экспертная группа в лице наших дорогих гостей. 
11. Оценка.
 
 
Пожаловаться 27 января 2012
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru