В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Проект урока по теме "Реакции обмена"

Проект урока по теме "Реакции обмена"

Галина Сметова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234 голосов:1просмотров: 5115 комментариев: 1
Краткое описание
Применение интегрированных знаний  на уроке всегда вызывает интерес у школьников.  Представленный урок объединяет такие предметы, как химия, литература,  русский язык. Материал будет интересен и тем, кому важен психологический комфорт учащихся на уроках.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Сметова Галина Александровна_ УРОК.doc Скачать




Сметова Галина Александровна




п. Арья, Нижегородская область




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Арьёвская средняя общеобразовательная школа»


Химия


Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. ХИМИЯ 8 // Просвещение, 2008.




Реакции обмена



8 класс


45 минут


Компьютерная презентация











Название урока: «Реакции обмена»


Тип урока: урок изучения нового материала.


Цели урока:

Образовательная.

В результате урока ученики узнают:

а) что такое реакция обмена;

б) как отличить реакцию обмена от других химических реакций;

в) что такое реакции нейтрализации как частный случай реакции обмена;

г) условия течения химических реакций между растворами до конца (правило Бертолле).

Развивающая.

а) ученики учатся обобщать и систематизировать знания о типах химических реакций;

б) учатся выявлять сущность реакций обмена;

в) развивают умение записывать уравнения и предвидеть продукты реакций обмена.

Воспитательная.

а) ученики продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе парной, коллективной работы;

б) убеждаются в необходимости привлечения средств науки химии к пониманию и описанию процессов, идущих в окружающем мире;

в) в процессе лабораторного опыта осознают необходимость точного выполнения алгоритма деятельности.


Методы: репродуктивный, частично-поисковый.


Форма организации занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа, лабораторный опыт, групповая работа.


Средства обучения:

а) учебно-материальные: химические реактивы, материальные принадлежности для химических опытов, компьютер, проектор, книги, ТСО;

б) дидактико-методические: химический язык, химический эксперимент, дидактический материал;

в) психолого-педагогические: познавательные задания (вопросы, тесты, алгоритмы).


Форма организации работы в классе: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.




Хронометраж урока:

  1. Организационный этап – 1 мин

  2. Целеполагание и мотивация – 1 мин

3. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала – 6 мин

4. Усвоение новых знаний и способов действий – 20 мин

5. Первичная проверка понимания – 5 мин

6. Закрепление и применение полученных знаний – 6 мин

7. Рефлексия – 1 мин

8. Подведение итогов – 3 мин

9. Домашнее задание – 2 мин


Содержание и ход всего урока я заношу в специальную таблицу, где привожу не только поэтапный разбор, но и психолого-педагогический комментарий для каждого вида деятельности, как учителя, так и учащихся. Это очень удобно, так как перед глазами оказывается полная картина предполагаемых действий учителя и учащихся, причём каждый этап, конечно же, имеет свои конкретные цели, решаемые в данный отрезок урока.


Ход урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

Психолого-педагогический комментарий

I Организационный этап.

Цель: обеспечение комфортной внешней обстановки для работы на уроке и психологическая подготовка учащихся к общению и предстоящему уроку.

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.









Приветствие учащихся; подготовка учащихся к работе на уроке.









Готовность класса к работе.









Обеспечение благоприятной обстановки для работы на уроке и психологический настрой учащихся на общение и начало занятия.


II Целеполагание и мотивация

Цель: повысить мотивацию учащихся к участию в процессе познавательной деятельности, организация активной, самостоятельной и результативной работы каждого ученика при решении учебно-познавательных задач.

Учитель предлагает заполнить психологическую анкету «САН»

Итак, тема нашего урока на доске. Попробуем предположить задачи на наш урок, используя слайд №1















Объявление темы урока, предоставление учащимся возможности предположить цели и задачи урока.

Знакомство с последовательностью работы на уроке.




















Записывают тему урока в тетрадь, предполагают цели и задачи на данный урок.























Цели урока конкретизированы, связаны с содержанием учебного материала, предполагают задачи самостоятельного поиска знаний, развитие логического мышления, нравственное и эстетическое воспитание.

Создаётся «ситуация успеха» для каждого учащегося, формируются мотивы достижения, предполагается формирование самооценки, позитивного отношения к учёбе, активность.

III Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

Цель: проверить правильность, полноту и осознанность приобретённых ранее знаний; мотивировать и мобилизовать силы учеников, стимулировать их к успеху; формирование настойчивости и дисциплинированности.

На доске – тема нашего урока: «Реакции обмена». Наша задача – выяснить: что такое реакции обмена, их отличие от других типов химических реакций. В ходе урока мы познакомимся с теорией вопроса, затем перейдём к её закреплению и контролю.

Давайте вспомним:

1. Что такое химическая реакция?

2. Какие типы химических реакций вы знаете?

3. Что такое реакция разложения? (слайд№2)

4. Что такое реакция соединения? (слайд №3)

5. Что такое реакция замещения? (слайд№4)

Учитель проводит самостоятельную работу по изученному ранее материалу (слайд №5).

Далее идёт самооценка работ учащихся, выставление оценок в «Путевой лист».


Учитель предлагает определить тип химических реакций, написанных на доске.(слайд №6)

Как вы думаете, к какому типу относится последняя химическая реакция?

Это – наша новая тема, то есть эта реакция является реакцией обмена, о которой мы сегодня узнаем.














Настрой учащихся на активную деятельность. В ходе проведения фронтального опроса учитель обращает внимание на то, что необходимо обосновать свой ответ уравнением реакции, написанным на доске.









Изучение качества ЗУНов учащихся, их коррекция.






Мотивация к активной познавательной деятельности путём создания проблемной ситуации.














Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Благодаря приобретённым ранее знаниям учащиеся описывают виды химических реакций и обосновывают свой ответ выбором химической реакции, написанных на доске.



Выполнение самостоятельной работы, дальнейшая самопроверка по образцу.




Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.














Обеспечение психологического комфорта учащихся; создание «атмосферы успеха».

Воспитание сопереживания успеху товарищей и своих успехов.

Осуществление развития коммуникативных навыков, критичности мышления, навыка публичных выступлений.






Формирование способностей к оцениванию и самооценке; формирование позитивного отношения к учёбе.



Развитие дисциплинированности и самокритичности, доверия.

Активизация познавательной деятельности путём создания проблемной ситуации; создание стимула к изучению нового вопроса.



IV Усвоение новых знаний и способов действий.

Цель: дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, об основной идее изучаемого вопроса; добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала, осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.

Ребята, а какие однокоренные слова или близкие по смыслу выражения вы можете предложить по изученным реакциям и нашей новой теме? (слайд №7)

Итак, на доске – уравнение реакции

Мы сказали, что это реакция обмена. Давайте попробуем самостоятельно вывести определения реакции обмена (использование магнитной доски).

Записываем определение (вслух, шёпотом, про себя, пишем по памяти) в тетрадь.

Давайте разберём ещё одно уравнение:

уравниваем.

Как вы думаете, есть ли специфические знания, касающиеся реакции обмена?

Я предлагаю вам провести опыт. Пред этим повторим т/б ( слайд№8) (раздаём учащимся) и виды сред растворов (по таблице).

Далее по алгоритму (составляем самостоятельно) проводим в группах опыты.

Как вы думаете, как называется эта реакция? (выход на понятие реакции нейтрализации)

Давайте составим определение и запишем его в тетрадь вместе с уравнением реакции.

А протекают ли химические реакции до конца?

Оказывается, существуют случаи, когда реакции протекают до конца. Эти случаи выводятся по правилу Бертолле (слайд №9). Давайте скажем эти случаи:

1) газ

2) осадок

3) вода

Сделайте вывод: если образуются газ, осадок, вода, то реакция идёт до конца.















Использование знаний из других наук для более полного и чёткого понимания темы



Обеспечение восприятия и осмысления в процессе получения новых знаний.



Установление отличительного признака реакций обмена от других химических реакций.

Предоставление учащимся возможности для самостоятельного определения реакций обмена. Поэтапный анализ данных записей проводит аналогию с названием темы урока, а также даёт настоящее понимание изучаемого материала, исключает формализм знаний.

Подготовительная беседа необходима для целенаправленного и осознанного выполнения лабораторного опыта.

Актуализация знаний о средах, повтор правил техники безопасности.

Предоставление возможности для самостоятельного выбора алгоритма действий.







Предоставление условий для активной познавательной деятельности учащихся; предоставление возможности для самостоятельного определения условий химических реакций до конца.















Применение учащимися интегрированных знаний и объяснение с их помощью типов реакций

Активные действия учащихся с объектом изучения.



Самостоятельное формулирование определения реакции обмена.

Запись определения после взаимного устного контроля.














Активная познавательная деятельность с объектом изучения; анализ получаемых знаний.


Выполнение лабораторного опыта; анализ полученных знаний; самостоятельное формулирование определения реакции обмена.

Восприятие и анализ получаемых знаний, формулирование выводов.


Восприятие материала; анализ полученной информации.

















Развитие памяти. внимания и логического мышления, которые являются основой для успешного усвоения темы.

Развитие практических и коммуникативных навыков каждого ученика, речи, мышления.


Развитие самостоятельности учащихся. Создание благоприятного климата для каждого.


















Включение в поисковую деятельность.






Активизация мыслительных действий учащихся; развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, делать вывод).



Развитие мыслительных операций, критичности мышления; умения делать выводы.


Развитие коммуникативных навыков; развитие навыков анализа.

V Первичная проверка понимания

Цель: добиться повышения уровня осмысления нового материала, проверить понимание сущности новых понятий, закрепить в памяти ЗУНы, которые необходимы для самостоятельной групповой работы по новому материалу.

Учитель формирует учащихся в группы. Каждая группа получает карточки с заданиями для их выполнения:

1) Напишите уравнение химической реакции между предложенными веществами.

2) Докажите, является ли данная реакция реакцией обмена?

3) Проведите опыт и скажите, идёт ли данная химическая реакция до конца?

В дальнейшем представитель от группы выходит к доске и отчитывается (запись уравнения). Консультант оценивает работу каждого в группе, выставляет оценку.












Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений, их устранение.








Первичная проверка ЗУНов изучаемого вопроса.
















Усвоение сущности усваиваемых знаний. Устранение типичных ошибок и неверных представлений.

Активная деятельность учащихся с объектом изучения (выполнение практических заданий в группах).














Создание «ситуации успеха» для каждого ученика. Способствование развитию умения принимать решение.



Активизация мыслительных операций учащихся.

Развитие операционного компонента учебной деятельности.


Организация сотрудничества учащихся; развитие творческого мышления.


VI Закрепление и применение полученных знаний.

Цель: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые учащиеся приобрели на уроке.

Учитель проводит тестирование по изученному на уроке материалу и приобретённым ранее знаниям по данной теме. Происходит оценивание работы учащихся.


Закрепление полученных в ходе урока знаний.

Оценивание работы.


Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения полученных в ходе урока знаний.

Активная самооценка; выставление оценки за тест.


Активизация процессов мышления.

Создание условий для применения знаний,

развитие творческого мышления.



VII Рефлексия

Цель: оценить работу учащихся; создать условия для самооценки учебной деятельности.

Учителем задаётся вопрос: что нового вы узнали на уроке? С помощью каких средств?

Выставление общей оценки за урок.







Сообщение понятий и фактов, изученных в ходе урока как факт достижения цели; создание условий для самооценки учебной деятельности.






Самостоятельно формулируют ответы на поставленные вопросы; выставляют общую итоговую оценку.






Развитие способностей обобщать, анализировать и делать выводы.

Развитие критичности мышления, самооценки.

VIII Подведение итогов занятия.

Цель: подвести итог урока; закрепить положительные эмоции от познания нового.

Подведём основные итоги нашего урока – точно сформулируем понятия:

а) реакция обмена

б) условия течения реакции до конца








Формирование умения обобщать полученную информацию и выделять главное.







Самостоятельное формулирование приведённых понятий с учётом полученных в ходе урока знаний.







Создание условий для индивидуальной работы по формированию навыков оценки собственной деятельности.

IX Домашнее задание.

Цель: сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения, мотивация необходимости и обязательности его выполнения.

Дифференцированное домашнее задание: исходя из оценок, полученных на уроке, вы можете выбрать одну, из трёх карточек (если оценки низкие). Кроме того, для закрепления полученных знаний вам предлагается комплексное задание по пройденному материалу.

Творческое задание → составить вопросы к параграфу.

Заполнение психологической анкеты «САН».

Спасибо за урок!

(слайд №10)








Мотивация учащихся к выполнению домашнего задания.











Изучение изменения состояния учащихся в ходе урока.








Запись и осмысление домашнего задания.











Заполнение теста.








Развитие самодисциплины; силы воли у учащихся. Запрос на основные ЗУНы учащихся по теме урока.









Изучение психологического состояния учащихся на уроке; формулирование выводов.


































Презентация 8 класс.ppt Скачать
Обсуждение материала
Наталья Ширшина
29.01.2012 16:46
Хорошая разработка, подробное описание. Исправьте, пожалуйста, уравнение на стр 5 (нет формулы соляной кислоты). Можно расширить презентацию, добавив больше примеров. Звуковые эффекты не мешают?
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров