Рабочая программа по Окружающему миру 2 класс система Занкова
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
-
Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
-
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования (2004 г.), программы по окружающему миру для второго класса Н. Я. Дмитриевой и А. Н. Казакова (система Л. В. Занкова) из расчета 2 часа в неделю (69 часов в год).
Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников. Это интегрированный курс, который предусматривает обучение детей в четырехлетней начальной школе.
Учебный курс «Мы и окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
• на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
• в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность; обучить безопасному поведению в природе и обществе;
• формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;
• воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.
Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников. Этому требованию в наибольшей мере может соответствовать именно интегрированный курс, содержание которого составляют материалы курсов «Естествознание» и «Обществознание», то есть знания о природе и человеке в их единстве и взаимопроникновении. Это как раз та область познания, которая на данном этапе развития школьника и формирует его представление об окружающем мире. Единство неживой и живой природы, роль развития человека и общества на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы, наконец, вмешательство человека в природу - такие взаимозависимости прослеживаются от первого к четвертому классу. В первом классе она дана в самом общем виде, курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Таким образом, с первого класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.
В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Мы и окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников.
Богатое содержание - не единственное условие общего развития школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями.
Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.
Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников.
II.Содержание учебного материала.
Общий взгляд на Землю (6 часов).
Материки и океаны Земли.
Россия - самое большое государство мира. Москва - столица.
Россия - родина космонавтики.
Практическая работа. Работа с контурной картой полушарий Земли.
Как изучают окружающий мир (12 часов)
Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми.
Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.
Правила организации учебного труда дома и в школе.
Тела и вещества, явления природы. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства.
Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.
Практuческuе работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств. Определение
свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии. Знакомство с лупой, термометром. Измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.
Космос и Земля (15 часов)
Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли.
Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки.
Область жизни на Земле.
Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.
Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России.
Практuческuе работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса.
Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня; за погодой, фиксация признаков погоды при помощи условных знаков, наблюдения за фазами Луны.
Взаимодействие сил природы (17 часа)
Влияние Солнца на сушу.
Тепловые пояса Земли и смена времен года.
Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного поведения на водоемах. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода одно из условий жизни на Земле. Вода в быту человека.
Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.
Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы. Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.
Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.
Практическuе работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование. Определение направления ветра с помощью флюгера.
Живая природа (18 часов)
Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии.
Признаки живых организмов: дыхание, питание, рост, движение, размножение. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.
Многообразие растений и их роль в жизни человека. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Условия, необходимые для жизни растений. Ядовитые растения.
Животные. Представление о классах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных. Дикие и домашние животные. Правила поведения с домашними животными.
Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие.
Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.
Сохранение редких растений, животных, грибов. Красная книга. Красота и разнообразие природы России.
Практическuе работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; работы с коллекциями животных и гербарными экземплярами растений; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых растений и грибов.
Экскурсuя к водоёму. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.
III. Календарно-тематическое планирование.
№ n/n |
Система уроков |
Дата |
Дидактиче-кая модель обучения |
Педагогичес-кие средства |
Вид деятельности учащихся |
Задачи. Планируемый результат и уровень освоения |
Информационно- методическое обеспечение |
|
||||||||||
Компетенции |
|
|||||||||||||||||
Базовый уровень |
Продвинутый уровень |
Информацион-но-коммуникатив-ная |
|
|||||||||||||||
I – четверть - 16 часов |
|
|||||||||||||||||
1 |
Связь прошлого с настоящим. |
|
Урок получения новых знаний |
учебник, тетрадь |
Характеризовать отличительные свойства природных объектов Сравнивать события прошлого и настоящего времени. |
Иметь представления об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются |
Умение рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
Умение вступать в диалог. высказывать свои мысли |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
2 |
Россия – родина космонавти-ки. |
|
Урок получения новых знаний |
учебник, тетрадь Физическая карта, глобус. |
Рассказывать об освоении человеком космоса |
Знать значение космонавтики для изучения Земли. Познакомить детей с правилами ведения тетради и работы с текстом. |
Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. |
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
Учебник рабочая тетрадь |
|
||||||||
3 |
Материки. |
|
Комбинирован-ный |
учебник, тетрадь Физическая карта, глобус. |
Называть материки и океаны, находить их на карте Сопоставлять материки и океаны. Узнавать их контуры на контурной карте |
Знать о своеобразии расположения материков; понятие материк |
Умение поиска и выделения нужной информации. |
Умение договариваться, находить общее решение. |
Учебник рабочая тетрадь |
|
||||||||
4 |
Материки и части света. |
|
Комбинирова-нный |
учебник, тетрадь Физическая карта, глобус. |
Знать о своеобразии расположения суши и Мирового океана; понятия материк и части света, их отличие и сходство |
Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
Умение работать в группах по изучению учебного материала. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. |
Учебник рабочая тетрадь |
|
|||||||||
5 |
Мировой океан. |
|
Комбинирован ный |
учебник, тетрадь Физическая карта, глобус. |
Находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия |
Иметь первичное представление о взаимодействии суши и океана, его влиянии на жизнь человека; активизировать представление детей о том, что такое погода |
Умение рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
6 |
Обобщаю-щий урок. |
|
Урок обобщения |
тесты Физическая карта, глобус. |
Оценивать свои достижения на уроке с помощью тестовых заданий |
Знать материки, их названия, расположение на карте |
Умение поиска и выделения нужной информации. |
Формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
Рабочая тетрадь, контурная карта |
|
||||||||
7 |
Органы чувств человека. |
|
Комбинирован-ный |
учебник, тетрадь Таблицы, схемы. |
Понимать учебную задачу урока и уметь её выполнять |
Знать об органах чувств человека, как средства познания окружающего мира |
Умение фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения |
Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
8 |
Зрение и слух. |
|
Объяснительно-иллюстратив-ный |
учебник, тетрадь Таблицы, схемы. |
Распознавать предметы на ощупь и по запа- ху входе учебно-го эксперимента |
Умение рассматривать, сравнивать, обобщать |
Знать об органах чувств человека, как средства познания окружающего мира |
Умение аргументировать своё предложе- ние-убеждать и уступать. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
9 |
Обоняние и вкус. |
|
Комбинирован-ный |
учебник, тетрадь Таблицы, схемы. |
Практическая работа: определение питательных веществ на вкус |
Умение рассматривать, сравнивать, обобщать. |
Знать об органах чувств человека, как средства познания окружающего мира |
Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
10 |
Осязание. |
|
Комбинирован-ный |
учебник, тетрадь Таблицы, схемы. |
Практическая работа: изучить свойства кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей |
Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. |
Знать об органах чувств человека, как средства познания окружающего мира |
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
11 |
Язык науки. |
|
Комбинирован-ный |
учебник, тетрадь |
Формулировать выводы из изученного материала, делать выводы, обобщения. |
Уметь дифференцировать понятия и определять их принадлежность наукам; самостоятельно работать с текстом. |
Умение поиска и выделения нужной информации |
Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
12 |
Наблюдениярассуждения и выводы. |
|
Комбинирован-ный |
учебник, тетрадь |
Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, делать выводы |
Приводить примеры научных понятий окружающего мира и давать им определения, выделять существенные признаки |
Умение поиска и выделения нужной информации. |
Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Учебник ,рабочая тетрадь |
|
||||||||
13. |
Инструмен-ты и приборы. |
|
Комбинирован-ный |
учебник, тетрадь Различные термометры. |
Знакомство с устройством термометров и правилом работы с ними |
Уметь дифференциро-вать понятия «инструменты и приборы». |
Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
14 |
Книги и другие средства информации. |
|
Комбинирован-ный |
учебник, тетрадь, книги, фильмы, картины. |
Определять различные источники информации, характеризовать их. |
Знать разнообразные источники познания окружающего мира |
Умение поиска и выделения нужной информации. |
Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
15 |
Тела и вещества. |
|
Урок получения новых знаний |
учебник, тетрадь |
Приводить примеры веществ, описывать их Называть особенности различных состояний веществ |
Уметь выделять тела в окружающем мире и определять вещества, из которых они состоят. |
Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив-ных задач. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
16 |
Свойства веществ. |
|
Комбинированный |
учебник, тетрадь |
Приводить примеры веществ, описывать их.. Называть особенности различных состояний веществ |
Умение определять вещества из которых они состоят |
Умение устанавливать причинно-следственные связи. |
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
|
|
I I – четверть - 16 часов |
|
|||||||||||||||
1. |
Что такое экология. |
|
Комбинирован-ный |
учебник, тетрадь Презентация |
Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой |
Знать правила поведения человека в природе. Выяснить, что такое экология |
Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
2. |
Обобщаю-щий урок. |
|
Урок обобщения полученных знаний |
учебник, тетрадь |
|
Систематизировать полученные знания |
Умение поиска и выделения нужной информации. |
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
3. |
Главные особенности космоса. |
|
Объяснительно- иллюстратив-ный |
учебник, тетрадь |
Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли |
Иметь представление о регулярности (закономернос-ти) движения небесных тел, Солнца и Луны относительно Земли. Знать основные типы небесных тел. |
Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. |
Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
4. |
Звезда по имени Солнце. |
|
Комбинирован-ный |
учебник, тетрадь Схема строения Солнечной системы. |
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений |
Знать значение Солнца для живой природы |
Умение поиска и выделения нужной информации. |
Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
5 |
Планеты. |
|
Комбинирован-ный |
учебник, тетрадь Схема строения Солнечной системы. |
На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров |
Знать значение Солнца для живой природы |
Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Умение сравнивать и различать объекты |
Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
6. |
Звёзды и созвездия. |
|
Урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь Схема строения Солнечной системы. |
Различать звёзды и созвездия. Извлекать из дополнительной литературы информацию о звёздах и созвездиях. |
Знать общие сведения о планетах, звездах, полярной звезде и созвездиях |
Умение сравнивать и различать объекты. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
7. |
Луна – спутник Земли. |
|
Урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь Схема строения Солнечной системы. |
Различать планеты и их спутники. Наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля |
Знать общие сведения о планетах, звездах, Луне |
Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
8. |
Обобщаю-щий урок. |
|
Урок обобщения знаний |
учебник, тетрадь Схема строения Солнечной системы. |
Формулировать выводы из изученного материала |
Знать общие сведения о планетах Солнечной системы |
Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
9. |
Земля – наш общий дом. Горизонт. |
|
Урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
Находить линию горизонта. Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме. |
Знать что Земля имеет форму шара. Знать что такое горизонт, линия горизонта, полюса .
|
Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
учебник |
|
||||||||
10. |
Открытие шарообразности Земли. |
|
урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
|
Уметь наблюдать, рассуждать и сделать вывод о шарообразности земли. |
Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. |
Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
учебник |
|
||||||||
11.. |
Строение Земли. |
|
урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
|
Иметь общее представление о строении Земли и географической оболочке как области жизни, в которой взаимодействуют живая и неживая природа, человек и человеческое общество, о рельефе местности, климате на основе наблюдений |
Умение рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
учебник |
|
||||||||
12. . |
Ориентирование. |
|
Урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь, компас |
Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков |
Уметь находить главные и промежуточные стороны горизонта, ориентироваться на карте; определить по карте России положение родного города по отношению к Москве |
Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. |
Умение аргументиро-вать своё предложение, убеждать и уступать. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
13 - 14. |
Компас. Народные приметы ориентирования. |
|
Комбинирован-ный |
учебник, тетрадь компасы. |
Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия . |
Знать компас, его устройство и правила пользования; об ориентировании на основе народных примет |
Умение устанавливать причинно-следственные связи. |
Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
15-16 |
Рельеф и ландшафт Земли. |
|
урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
Сопоставлять фотографии равнин и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности. |
Знать понятие рельеф, ланд шафт. Формы земной поверхности: равнины, горы Уметь читать карту |
Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей |
Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
III – четверть – 21 час |
|
|||||||||||||||||
1.. |
Обобщаю-щий урок. |
|
Урок обобщения знаний |
учебник, тетрадь Глобус, карты. |
Анализировать цветовое обозначение суши на карте. Характеризовать поверхность своего края (на основе наблюдений) |
Систематизиро-вать полученные знания |
Умение поиска и выделения нужной информации. |
Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
2. |
Тепловые пояса Земли. |
|
урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли вокруг Солнца и сменой времён года |
Знать зависимость наличия тепловых поясов от формы Земли, то есть различия в её нагревании. |
Умение поиска и выделения нужной информации. |
Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
3. |
Смена времён года. |
|
Комбинирован-ный |
учебник, тетрадь |
Практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца |
Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца |
Умение устанавливать причинно-следственные связи. |
Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
4.. |
Суша под солнцем. |
|
урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
Характеризовать формы земной поверхности, рассказывать о них по личным впечатлениям |
Знать о воздействие Солнца на сушу. Уметь определить разницу в нагревании воды, воздуха, суши и их свойств при нагревании |
Умение поиска и выделения нужной информации. |
Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
5. |
Внутренние силы Земли. |
|
урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
Извлекать из дополнительной литературы сведения об изучаемых объектах, готовить сообщения |
Знать, что такое вулканы и землетрясения, от чего они происходят |
Умение поиска и выделения нужной информации. |
Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
6. |
Воды Земли. Свойства воды. |
|
Комбинирован-ный |
учебник, тетрадь |
Находить и показывать на физической карте изучаемые моря, реки, озёра |
В процессе проведения опытов выявить свойства воды. Уяснить значение воды для живых организмов |
Умение устанавливать причинно-следственные связи. |
Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
7. |
Три состояния воды. |
|
урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Различать три состояния воды. |
Уметь наблюдать и делать выводы; сравнить свойства воды в разных состояниях |
Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
8. |
Что такое снег. |
|
Комбинирован-ный |
учебник, тетрадь |
Провести опыты по исследованию снега и льда. Наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках. |
Знать как образуются снег и лёд в природе; Свойства льда и снега |
Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. |
Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
9. |
Почему лёд плавает. |
|
Комбинирован-ный |
учебник, тетрадь |
Формулировать выводы из опытов |
Знать свойства льда и снега, делать выводы |
Умение устанавливать причинно-следственные связи. |
Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориен-тироваться в учебнике |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
10. |
Вода – раствори-тель. |
|
Урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
Практическая работа: исследовать при помощи опытов, что вода - это растворитель. Формулировать выводы. |
Уметь выявлять свойства воды; делать выводы |
Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
11. |
Подземные воды. |
|
Урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
Анализировать схему образования подземных вод, применять их образование |
Уметь проводить мини-исследование об использовании питьевой воды |
Умение поиска и выделения нужной информации. |
Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориен-тироваться в учебнике. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
12. |
Как и зачем люди изучают атмосферу |
|
Комбинирован-ный |
учебник, тетрадь |
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнять |
Уметь характеризовать погоду, как сочетание тем- пературы воздуха, облачности, осадков, ветра |
Умение устанавливать причинно-следственные связи. |
Умение определения последователь-ности промежуточных целей с учётом конечного результата. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
13. |
Состав воздуха. |
|
Урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха |
Уметь объяснять состав воздуха, используя знания о частицах. |
Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. |
Умение осуществлять констатирующий и предвосхищаю-щий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
14. |
Свойства воздуха. |
|
Урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
Исследовать с помощью опытов свойства воздуха |
Уметь объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах. |
Умение поиска и выделения нужной информации. |
Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
15-16. |
Движение воздуха. Ветры. |
|
Комбинирован ный |
учебник, тетрадь |
Наблюдать и описывать состояние погоды. Составлять план рассказа о погодных явлениях, ветре |
Иметь предста –ление о ветрах об их созида- Тельной и разрушительной силе; о влиянии на формирова- ние земной поверхности. |
Уметь самостоятельно использовать дополнительные источники знаний |
Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
17. |
Круговорот воды в природе. |
|
урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
Рассказать по схеме о круговороте воды в природе. Анализировать рисунок-схему |
Знать о круговороте воды в природе; повышать познавательную активность; прививать основы экологических знаний |
Умение поиска и выделения нужной информации. |
Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
18. 19. |
Обобщаю-щий урок. |
|
Урок контроля знаний |
Тетрадь |
Выполнение тестовых заданий |
Систематизиро-вать полученные знания |
Умение поиска и выделения нужной информации. |
Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах. |
учебник |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Умение устанавливать причинно-следственные связи. |
|||||||||||
20.. |
Жизнь – особенность нашей планеты. |
|
Урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
Характеризовать условия необходимые для жизни на Земле |
Иметь представление о многообразии живой природы и условиях жизни |
Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Умение слушать и отвечать на задан¬ный вопрос, ориен-тироваться в учеб¬нике. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
21. |
Что изучает биология. |
|
Урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
Актуализировать сведения, что же изучает биология |
Иметь представление о многообразии живой природы и условиях жизни |
Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. |
Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
22. |
Водоросли, лишайники, мхи, папоротники. |
|
Урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь
IV – четверть |
Рассмотреть многочисленность и разнообразие цветковых и хвойных растений; -- 16 часов |
Знать особенности растений: водорослей, лишайников, мхов, папоротников |
Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
|
|
|||||||||||||||||
1. |
Хвойные и цветковые растения. |
|
Комбинирован-ный урок |
учебник, тетрадь |
Приводить примеры растений разных групп и видов |
Знать о частях растения – цветке и плоде, способах распространения хвойных и цветковых растений |
Умение поиска и выделения нужной информации. |
Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
2. |
Дикорасту-щие и культурные растения. |
|
Комбинированный урок |
учебник, тетрадь |
Сравнение и анализ дикорастущих и культурных растений |
Уметь выявлять различия дикорастущих и культурных растений |
Умение устанавливать причинно-следственные связи. |
Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
3. |
Растения, которые мы едим. |
|
Комбинирован-ный урок |
учебник, тетрадь |
Классифициро-вать фрукты и овощи |
Уметь правильно определять съедобные части растений, классифициро-вать фрукты и овощи |
Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. |
Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
4. |
Растения-путешественники. |
|
Комбинирован-ный |
учебник, тетрадь |
Характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения |
Уметь выявлять, откуда появи- лось то или иное растение. Знать роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение чело- века к растениям |
Умение поиска и выделения нужной информации. |
Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. |
учебник |
|
||||||||
5. |
Грибы. |
|
Объяснительно – иллюстратив-ный |
учебник, тетрадь |
С помощью иллюстраций различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы |
Знать о грибах как о царстве живой природы, Съедобные и несъедобные грибы. Знать грибы своей местности; Правила сбора грибов |
Умение устанавливать причинно-следственные связи. |
Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
6- 7 |
Животные. Группы животных. Насекомые, паукообразные, моллюски. |
|
Урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
Актуализировать знания о животном мире. Приводить примеры животных разных групп |
Уметь установить принадлежность животного к той или иной группе. Выявить разнообразие животного мира на Земле |
Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. |
Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
8- 9 |
Рыбы. |
|
Урок объяснения нового материала. |
учебник, тетрадь |
Определять рыб, изображённых на рисунке. Приводить примеры различных рыб |
Уметь устанавливать принадлежностьживотных к той или иной группе |
Умение поиска и выделения нужной информации. |
Умение слушать и отвечать на задан¬ный вопрос, ориен-тироваться в учеб¬нике. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
10. |
Земновод-ные и пресмыкающиеся. |
|
Урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
Классифициро-вать животных по группам из списка предложенного учащимися |
Уметь установить принадлежность животного к той или иной группе. Выявить разнообразие животного мира на Земле |
Умение устанавливать причинно-следственные связи. |
Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
11 |
Птицы и млекопитающие. |
|
Урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
Классифициро-вать птиц по группам из списка предложенного учащимися |
Уметь установить принадлежность животного к той или иной группе. Выявить разнообразие животного мира на Земле |
Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориен-тироваться в учебнике. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
12. |
Животные и среды их обитания. Питание животных. |
|
Урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
Характеризовать животных по типу питания; приводить примеры животных по типу питаия |
Умение классифициро-вать животных по способу питания: растительнояд-ные, насекомоядные, хищники, всеядные |
Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. |
Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
13 |
Экскурсия на водоём. |
|
Урок-экскурсия |
учебник, тетрадь |
Наблюдать за водоёмом, определять природные объекты |
Умение формулировать правила безопасного поведения на водоёмах |
Умение устанавливать причинно-следственные связи. |
Оценивать результаты своих достижений на экскурсии |
|
|
||||||||
14. |
Дикие и домашние животные. |
|
Комбинирован-ный |
учебник, тетрадь |
Рассказывать, чем отличаются дикие и домаш - ние животные. Как заботятся животные о своём потомстве |
Обсуждать меры по охране животных |
Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
15. |
Бактерии. Гигиена. |
|
Урок объяснения нового материала |
учебник, тетрадь |
Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы , негативно на него влияющие |
Иметь представление о бактериях и их роли в жизни человека Уметь соблюдать правила личной гигиены. Иметь представление о том, где могут находиться вредные бактерии |
Умение поиска и выделения нужной информации. |
Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
||||||||
16- 17. |
Обобщаю-щий урок. Закрепле-ние. Зада – ние на лето |
|
Урок обобщения знаний |
учебник, тетрадь |
Проверка знаний и умений. Форми-рование адекват-ной оценки своих достижений |
Систематизиро-вать полученные знания |
Умение устанавливать причинно-следственные связи. |
Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. |
|
|
IV. Требования к уровню подготовки учащихся.
Обучающиеся должны
• иметь представление:
- о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времен года;
- о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и в своей местности;
- о том, как изучают окружающий мир;
- о царствах живой природы: растениях, животных, грибах, бактериях;
• устанавливать связи:
- между растениями и животными;
- между деятельностью человека и природой;
• владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
- осуществлять группировку объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании количества групп);
- подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (природа, живая - неживая, классы животных, группы растений);
- пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты);
доказывать (устно) высказываемые утверждения; - описывать (устно) объекты (явления) природы;
- пользоваться учебной и дополнительной литературой;
• знать:
что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли; названия материков и океанов;
что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта; устройство компаса и правила пользования им;
три состояния воды, основные свойства воды и воздуха, причины круговорота воды в природе;
- условия, необходимые для жизни растений и животных;
- особенности рельефа, погоды, растительного и животного
мира своей местности;
- правила поведения в природе и меры ее охраны;
• уметь:
ориентироваться на местности относительно своего тела;
- определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
- показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;
различать вещества и тела;
- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
- различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; диких и домашних животных; животных разных групп;
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц зимой;
- выполнять правила личной гигиены.
Уровень требований стандарта
В результате изучения окружающего мира ученик должен
Знать \ понимать:
-
название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;
-
государственную символику России;
-
государственные праздники;
-
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
-
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
-
правила сохранения и укрепления здоровья;
-
основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
-
правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
Уметь:
-
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
-
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
-
различать части растений, отображать их на рисунке (схеме);
-
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
-
показывать на карте, глобусе материки и океаны;
-
соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
-
ориентирования на местности с помощью компаса;
-
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
-
ухода за растениями и животными;
-
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
-
ухода за растениями (животными);
-
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
-
оценки воздействия человека на природу; выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
-
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
V. Нормативные документы, периодические печатные издания и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы.
-
Закон «Об образовании» РФ.
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального основного, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. №1089).
-
Программа по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой и А. Н. Казакова. Сборник программ к системе Л. В. Занкова, изд-во «Учебная литература» Самара, 2006г.
-
Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков «Мы и окружающий мир», учебник для 2 класса, изд-во «Учебная литература» Самара, 2008г.
-
Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков рабочая тетрадь по окружающему миру для 2 класса, изд-во «Учебная литература» Самара, 2009г.
-
Журнал «Вестник образования России».
-
Журнал «Завуч начальной школы».
-
Журнал «Начальная школа».
-
Журнал «Практика образования».
-
Журнал «Воспитание школьников».
-
Журнал «Современный урок».
-
Журнал «Радость творчества».
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО