Урок русского языка: Сложносочиненные предложения. Обобщение изученного (9 класс)
Тема «Сложносочинённые предложения. Обобщение изученного».
Подготовка к ГИА
Разработала:
учитель русского языка
МОУ СОШ № 25, г. Орска
Синягина Юлия Викторовна
Цели урока
Обучающая:обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях, отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами
Развивающая:развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях типа В7
Воспитывающая:формирование языковой компетенции, воспитание сознательной дисциплины и воспитание любви к литературе.
Тип урока: систематизации и обобщения знаний. Урок-практикум.
Методы обучения:метод активизации познавательной деятельности,
метод актуализации опорных знаний.
Педагогические технологии: компьютерные, здоровьесберегающие, технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно — ориентированные Формы:<классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, индивидуальная, коллективная форма организации работы, тренинговые упражнения, тестовые задания.
Средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, тренажер «Русский язык», презентация «Сложносочинённое предложение, В 7», раздаточный материал, лист самоконтроля.
Дифференцированный подход:индивидуальная работа со слабоуспевающими, сильными учащимися
Синягина Ю.В. МОУ СОШ №25, г.Орск
Урок русского языка в 9 классе
Тема «Сложносочинённые предложения. Обобщение изученного».
Подготовка к ГИА
Разработала:
учитель русского языка
МОУ СОШ № 25, г. Орска
Синягина Юлия Викторовна
Цели урока:
Обучающая: обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях, отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами
Развивающая: развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях типа В7
Воспитывающая: формирование языковой компетенции, воспитание сознательной дисциплины и воспитание любви к литературе.
Тип урока: систематизации и обобщения знаний. Урок-практикум.
Методы обучения: метод активизации познавательной деятельности,
метод актуализации опорных знаний.
Педагогические технологии: компьютерные, здоровьесберегающие, технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно - ориентированные
Формы: классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, индивидуальная, коллективная форма организации работы, тренинговые упражнения, тестовые задания.
Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.
Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП.
Средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, тренажер «Русский язык», презентация «Сложносочинённое предложение, В 7», раздаточный материал, лист самоконтроля.
Дифференцированный подход: индивидуальная работа со слабоуспевающими, сильными учащимися
Основные понятия и термины урока: сложносочинённое предложение, простое предложение с однородными членам
«Друзья мои, прекрасен наш союз!»
(А.С.Пушкин)
Ход урока
-
Вступительное слово.
Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами А.С.Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!».
Вспомните название стихотворения, из которого взяты эти строки и кому они посвящены.(«19 октября». Николаю Корсакову, Фёдору Матюшкину, Ивану Пущину, Александру Горчакову, Антону Дельвигу, Вильгельму Кюхельбекеру)
Эти слова произносились не одним поколением людей. Они высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в саду Царского Села. В этом обращении к друзьям звучит уверенность в том, что люди способны пронести братство и духовное родство через всю жизнь, несмотря на любую горечь судьбы.
Мне приятно считать вас своими друзьями, единомышленниками, которые любят свой язык, хотят его изучать, что сегодня, надеюсь, вы и продемонстрируете на уроке.
II. Объявление темы, постановка цели урока.
Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложносочинённые предложения». Что же конкретно мы будем делать? Сформулируйте задачи, которые мы будем выполнять на уроке. Итак, мы будем
Повторять: сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;
Будем учиться: отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Запись в тетрадях даты и темы урока «Сложносочинённые предложения. Обобщение материала».
Сегодня в конце урока вы заполните лист самоконтроля:
Какие ключевые понятия усвоены? |
Что вызвало трудности, каковы причины этого? |
Личная оценка качества усвоения материала |
Личная оценка активности, вклада в урок |
Предложения по теме, уроку |
III.Проверка домашнего задания при устном опросе
Итак, теорию о ССП мы проведем при фронтальном опросе. В ходе опроса мы будем обращаться к примерам из домашней работы. Ученики получили индивидуальное задание: выписать из произведений А.С.Пушкина примеры ССП и простых предложений с однородными членами.
IV. А. Индивидуальная работа
1. На компьютерах – тренажер по орфографии (6 уч-ся)
2. Интерактивная доска. «Исправление ошибок» (ошибки в распределении союзов)
На доске необходимо исправить ошибки, правильно распределив союзы в схеме.
Б. Фронтальный опрос
- Какие же предложения мы называем ССП? (примеры из дом. работы)
- Почему простое предложение, осложнённое однородными и обособленными членами предложения, вводными словами и вставными конструкциями, всё же остается простым? (примеры из дом. работы)
- Когда в ССП ставится тире?
- Когда в ССП ставится точка с запятой?
- Когда в ССП ставится запятая?
- А когда не ставится запятая в ССП? - Расскажите алгоритм постановки знаков препинания в ПП и ССП
- Какие значения вносят в ССП различные союзы?
Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП?
Проверка тренажёров и интерактивной доски
V. Работа с тестами. Расскажите алгоритм, по которому необходимо работать при выполнении задания В7 в ГИА
1. Алгоритм:
2.Работа с тестами (устно) по слайдам – на партах у детей распечатанные тесты
1. В 1810 году царь Александр I подписал проект (1) составленный министром Михаилом Сперанским (2) о создании особого учебного заведения. Замыслы крупного государственного деятеля Сперанского были устремлены в будущее , (3) и он надеялся на это закрытое учреждение. (3)
2. Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I (1) его семьи и самых знатных людей Российского государства. После торжественной церемонии мальчиков повели на обед (2) а гости осмотрели помещения Лицея. (2)
3. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором (1) по другую находились профессора. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором (2) и перед ними торжественную речь произнес директор Лицея В. Малиновский. (2)
4. Их величали «первый курс Царскосельского Лицея» (1) и они могли считать себя и школьниками (2) и студентами. (1)
VI. Зарядка для глаз под музыку Иогана Штрауса «Сказки венского леса»
Слово учителя:
Многие лицеисты, как и А. С.Пушкин, вспоминали годы обучения в Лицее, посвящали этому времени произведения. А другие поколения обращались к этой теме, вспоминая жизнь гения русской литературы А.С. Пушкина. Да, много лет прошло с тех пор, но ничего не забылось, и сегодня мы вспомним, с чего всё начиналось…
Я предлагаю вам познакомиться с текстом, автор которого вспоминает о первом приезде ребят, среди которых был и Пушкин, в учебное заведение, где они проживут шесть лет. Басина Марианна Яковлевна (1916 – 1994) – писатель, литературовед.
Текст на экране, на столах.
VI. Работа с текстом
Запишите вид работы: Работа с текстом
-
На магнитной доске ученик выполняет задание:
Выполните синтаксический разбор предложения
После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились.
2.На интерактивной доске ученик выполняет индивидуальное задание:
Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Выполните морфемный разбор слов с пропущенными буквами.
3.Выразительное чтение текста учителем
(1) С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление. (2) Со стуком подъезжали кареты и из них степенно выходили мальчики - подростки в сопровождении родных. (3) Дети были грустны а взрослые были серьезны. (4) Это начали съезжа(т, ть)ся будущие воспитанники Царскосельского лицея.
(5) Родные уехали а воспитанники остались с инспектором. (6) После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики пр…образились. (7) Ребята были одеты в двубортные сюртуки с блестящими пуговицами синие жилеты дли(н,нн)ые панталоны и (полу)сапожки. (8) Мальчики бросились к зеркалу разглядывали друг друга вертелись. (9) Одни уже во…бражали себя министрами а другие просто наслаждались своим парадным видом. (10) Довольны были все. (М. Басина)
4. Самостоятельная работа
Задания:
1. Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.
2.Укажите ПП с однородными членами, связанными сочинительным союзом. Объясните пунктуацию.
3. Укажите ССП с общим второстепенным членом.
3. Найдите в тексте ССП, укажите их номера.
5. Проверка самостоятельной работы
6. Проверка индивидуальных заданий у доски
7.Работа с интерактивной доской
Определите значения, которые вносят в предложения различные союзы.
Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики - подростки в сопровождении родных.
Лица детей были грустны, а лица взрослых торжественно серьезны.
Родные уехали, а воспитанники остались с инспектором
После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились.
значение последовательности
значение последовательности
значение сопоставления
значение противопоставления
VII. Задание на дом
Запишите домашнее задание:
-
Повторить тему «ССП»
-
Задание по выбору
А) Написать сочинение - рассуждение на тему: «Зачем нужны запятые в тексте М. Басиной? » Не забудьте привести примеры. Объём сочинения – не менее 90 слов. Б) Составить 7 заданий по типу В7
IX. Итоги урока
Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели:
Мы повторили: сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;
Мы весь урок учились: правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Мы вспомнили важное событие из жизни А.С.Пушкина, с чьим творчеством мы знакомимся на уроках литературы.
X.Рефлексия. Заполнение листа самоконтроля:
Какие ключевые понятия усвоены? |
Что вызвало трудности, каковы причины этого? |
Личная оценка качества усвоения материала |
Личная оценка активности, вклада в урок |
Предложения по теме, уроку |
Спасибо вам за урок, закончить который я хочу теми же словами, что и в начале:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Ведь он даёт нам возможность общаться, узнавать новое, совершенствоваться, творить!
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Изобразительная деятельность дошкольников с использованием нетрадиционных материалов: вовлекаем в творческий процесс, развиваем воображение, воспитываем инициативу»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»