Методическая разработка занятия с элементами тренинга на тему «Профилактика ВИЧ-инфекции» с применением мультимедийных средств.
Краткое описание
Цель занятия:
Повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
• активизировать познавательную деятельность обучающихся;
• выяснить исходный уровень информированности подростков по проблеме;
• дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования;
• проверить уровень усвоения информации;
• формировать мотивацию к сохранению здоровья.
Повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
• активизировать познавательную деятельность обучающихся;
• выяснить исходный уровень информированности подростков по проблеме;
• дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования;
• проверить уровень усвоения информации;
• формировать мотивацию к сохранению здоровья.
Описание
Конспект занятия
Тема: «Профилактика ВИЧ-инфекции».
Цель: Слайд 3.
Повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД.
Задачи урока:
1. Выяснить исходный уровень информированности подростков по проблеме.
2. Дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования.
3. Проверить уровень усвоения информации.
4. Формирование мотивации к сохранению здоровья.
Ход урока.
Приветствие. Ожидания участников.
Здравствуйте… Я рада видеть вас здесь. Я предлагаю начать нашу работу. В течение урока мы будем работать вместе, сидя в кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать важные вопросы. Давайте поздороваемся друг с другом.
Упражнение «Приветствие»
Сейчас я предлагаю вам разбиться на 4 малые группы по принципу: зима, весна, лето, осень. Задача каждой группы – ответить на вопрос: «Зачем вы пришли на этот семинар?», «Что вы хотите узнать на этом семинаре?», «Что вы ждёте от семинара?», «Как вы думаете, что будет происходить здесь?» (Сбор ожиданий)
Принятие правил группы.
Для того, чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались по пустякам, чтобы каждый из нас мог свободно высказать свои мысли. Не опасаясь насмешек. Любая деятельность нуждается в упорядочении, поэтому я как ведущий предлагаю несколько правил. Вот они: Слайд 4.
1. Право говорящего.
Редко можно встретить человека, который испытывает радость, когда его перебивают. Мир лишился многих гениальных идей, прерванных в зародыше. Чтобы этого не случилось на нашем тренинге, давайте договоримся, что любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он выразить свою мысль, можно начинать прения и дискуссии.
2. Правило поднятой руки.
Это правило является продолжением предыдущего. Оно преследует две цели: первая – чтобы не перебивали говорящего. Вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы. «Осенённый» участник поднимает руку, и, когда появляется возможность, ведущий даёт ему слово.
3. Конфиденциальность.
Это правило защищает любого участника и ведущего от сплетен и пересудов. Вся личная информация. Сообщенная о себе или другом человеке в группе, является закрытой. Ведь рассказывали её только группе, а не всему городу.
4. «Не давать оценок»
Это важное правило мы часто нарушаем в жизни. Считаем себя в праве осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки. Здесь мы не оцениваем других людей, их мнение, внешность, а принимаем их такими, какие они есть.
5. Право ведущего.
Я, как ведущий, могу прервать упражнение или другую деятельность группы, если это мешает групповому процессу. Я также буду следить за соблюдением принятых группой правил.
6. Активность
Все участники должны быть активны.
Актуальность проблемы. Оценка уровня информированности.
Как вы думаете, актуальна ли проблема ВИЧ-инфекции для нашего региона?
В нашем городе есть ВИЧ-инфицированные?
Сколько их?
Это много или мало?
Упражнение «Листок с секретом»
Также незаметно, в приятной обстановке, в обществе происходит распространение ВИЧ-инфекции. Люди встречаются, веселятся, проводят вместе время, любят друг друга, и часто не задумываются о том, что кто-то может быть инфицирован.
Поэтому, касается ли эта проблема нас с вами?
Нужно ли говорить об этой проблеме в наше время?
Зачем это нужно?
Как вы думаете, хорошо ли молодое люди, живущие в нашем городе, информированы о ВИЧ-инфекции?
Информационный блок.
Совершенно верно. Кто-то знает о ВИЧ-инфекции всё, кто-то обладает небольшой информацией, а кто-то не знает ничего. О том, что такое ВИЧ/СПИД; почему он может жить только в организме человека; как передаётся и развивается это заболевание; где и как можно узнать, а заражён ли ты; какие есть способы профилактики ВИЧ-инфекции, я постараюсь рассказать вам сегодня на нашем занятии.
Давайте начнём с определений: что такое ВИЧ и СПИД?
ВИЧ- это вирус иммунодефицита человека. Слайд 5.
ВИЧ относится к инфекциям, которые живут только в организме человека. ВИЧ не может находиться вне организма человека. Попадая на воздух, он, как медуза, теряет способность передвигаться и почти моментально разрушается. Если говорить точнее, то вирус вообще не способен передвигаться самостоятельно. Единственным местом, где этот вирус чувствует себя хорошо и имеет возможность двигаться, являются жидкости организма человека. Теперь мы знаем, что ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека.
А иммунодефицит – это потеря организмом способности сопротивляться любым инфекциям и восстанавливать нарушения своих органов. Кроме того, при иммунодефиците замедляется или вообще останавливается процесс обновления организма. Слайд 6.
СПИД – это синдром приобретённого иммунного дефицита. Слайд 7.
Это совокупность определенных симптомов, свидетельствующих о том, что иммунная система сильно повреждена. Само понятие «СПИД» является искусственным медицинским термином и необходимо врачам для того. Чтобы обозначить тех пациентов, чье состояние особенно тяжелое, и потому им требуется большее внимание. По статистике СПИД развивается не у всех, кто инфицирован ВИЧ. Значительная часть инфицированных умирает до того, как у них разовьется СПИД. Причиной смерти в этом случае могут быть как инфаркты, инсульты, так и передозировки наркотиков, осложнения гепатитов (циррозы и рак печени).
Ученые считают, что первые случаи СПИДа имели место в США, Гаити, Африке в середине 70-х годов. Хотя, конечно, все началось намного раньше, и вирус не упал к нам с неба. Очень трудно делать заключения только на основании записей врачей, не предполагавших даже с чем они имеют дело, а те пациенты либо уже умерли, либо «потеряны». По настоящий день никто точно не знает о происхождении этой болезни. Слайд 8.
В СССР выявлены первые случаи СПИДа у иностранных студентов африканцев. Обучающихся в советских ВУЗах.
В 1987 году в Советском Союзе официально объявлено о регистрации первого случая СПИДа у гражданина страны.
Годом раньше, в 1986 году в Москве открывается первое специализированной отделение для оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом. В начале его пациентами были иностранцы. А к концу 1987 года среди пациентов этого отделения было 24 гражданина СССР.
1989 год – пожалуй, самый драматичный момент в развитии эпидемии в нашей стране. В 1996 году – распространение ВИЧ в России приобретает характер геометрической прогрессии (взрыва). Основным путём передачи вируса стали не сексуальные контакты и медицинские манипуляции, а внутривенное введение наркотиков. Новые случаи инфекции стали исчисляться не десятками, а тысячами.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека в РФ зарегистрировано свыше 350 тысяч случаев ВИЧ-инфекции, при этом более 80% приходиться на лиц, в возрасте от 15 до 30 лет.
На сегодняшний день по статистическим данным картина заражения ВИЧ-инфекцией в стране, по Челябинской области и у нас в городе следующая:
Слайд 9.
На май 2010 года ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации официально составляло 380 – 400 тысяч человек.
В том числе:
в Москве – 20 тысяч человек
в Челябинской области – 16 тысяч людей
в Челябинске – 10 тысяч человек
в г. Снежинске – 250 человек.
ВИЧ-инфицированных подростков 15-18 лет в России насчитывается 15 тысяч.
Как же передается ВИЧ – инфекция? Слайд 10.
Существует 3 основных способа передачи:
1. через кровь;
2. через половые контакты;
3. через грудное молоко матери к ребенку.
Как долго может прожить человек с ВИЧ-инфекцией? Слайд 11.
ВИЧ-инфекция относится к долго текущим заболеваниям. С момента заражения до момента смерти может пройти от 2-3 до 10-15 лет. Естественно, что это средние показатели. В каждом отдельном случае на длительность жизни заразившегося ВИЧ влияют многие факторы.
СПИД – последняя стадия заболевания «ВИЧ-инфекция». Обычно эта стадия длится от нескольких месяцев до 2-3 лет.
Что чувствует человек в стадии СПИДа? Слайд 12.
Вот наиболее распространенные последствия развития у человека СПИДа:
> Постоянно плохое самочувствие;
> Высокая вероятность физического уродства в связи с истощением и повреждениями кожи инфекциями;
> Высокая вероятность нарушения зрения и деятельности мозга;
> Полная или частичная потеря способности к самообеспечению (потребность в уходе).
Познакомившись с ВИЧ-инфекцией и СПИДом, попробуйте мне ответить на следующий вопрос: через что нельзя заразиться ВИЧ- инфекцией? (Ответы детей.)
Давайте посмотрим на слайд: Слайд 13.
ВИЧ нельзя заразиться через:
* Дверные ручки
* Места общего пользования
* Еду
* Посуду
* Душ, баню, бассейн
* Укусы кровососущих насекомых
* Поцелуи и прикосновения
Скажите: ВИЧ и СПИД – это одно и тоже? Слайд 14. (Ответы детей)
Сейчас мы узнаем, правильно ли вы ответили на вопрос.
ВИЧ и СПИД не одно и тоже. Человек заражается ВИЧ, а потом этот вирус, который передаётся только от человека к человеку, постепенно разрушает иммунную систему. Когда организм практически не способен противостоять самым простым болезням, наступает последняя стадия ВИЧ – инфекции – СПИД.
Этап приобретения практических навыков.
Каждый учащийся вытягивает листочек с цифрой. Таким образом, класс делится на 3 группы.
Мозговой штурм «Что можно сделать, для того чтобы человек изменил своё поведение на более безопасное?» Слайд 15.
Сейчас каждой группе необходимо ответить на вопрос, который вы видите на экране.
После выступления групп проходит общее обсуждение.
Вывод: изменить поведение человека при помощи давления, запугивания очень сложно. Важно, чтобы это решение человек принял самостоятельно. А еще хочется сказать, чтобы вы не подвергали себя напрасному риску. Слайд 16. Берегите себя и других!
Завершение работы. Получение обратной связи.
Наше занятие завершается. В течение урока мы обсуждали очень важные проблемы, связанные с ВИЧ-инфекцией и СПИДом. Для такой сложной темы это совсем не много времени. Если остались неясные вопросы и не высказанные мнения, можете сказать об этом сейчас. У нас есть ещё время на обсуждение.
Вопросы (отвечают, сидя в кругу, передавая игрушку):
— Что вы получили на занятии?
— Получили ли вы от занятия то, что ожидали?
Конспект занятия
Тема: «Профилактика ВИЧ-инфекции».
Цель: Слайд 3.
Повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД.
Задачи урока:
1. Выяснить исходный уровень информированности подростков по проблеме.
2. Дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования.
3. Проверить уровень усвоения информации.
4. Формирование мотивации к сохранению здоровья.
Ход урока.
Приветствие. Ожидания участников.
Здравствуйте… Я рада видеть вас здесь. Я предлагаю начать нашу работу. В течение урока мы будем работать вместе, сидя в кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать важные вопросы. Давайте поздороваемся друг с другом.
Упражнение «Приветствие»
Сейчас я предлагаю вам разбиться на 4 малые группы по принципу: зима, весна, лето, осень. Задача каждой группы – ответить на вопрос: «Зачем вы пришли на этот семинар?», «Что вы хотите узнать на этом семинаре?», «Что вы ждёте от семинара?», «Как вы думаете, что будет происходить здесь?» (Сбор ожиданий)
Принятие правил группы.
Для того, чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались по пустякам, чтобы каждый из нас мог свободно высказать свои мысли. Не опасаясь насмешек. Любая деятельность нуждается в упорядочении, поэтому я как ведущий предлагаю несколько правил. Вот они: Слайд 4.
1. Право говорящего.
Редко можно встретить человека, который испытывает радость, когда его перебивают. Мир лишился многих гениальных идей, прерванных в зародыше. Чтобы этого не случилось на нашем тренинге, давайте договоримся, что любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он выразить свою мысль, можно начинать прения и дискуссии.
2. Правило поднятой руки.
Это правило является продолжением предыдущего. Оно преследует две цели: первая – чтобы не перебивали говорящего. Вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы. «Осенённый» участник поднимает руку, и, когда появляется возможность, ведущий даёт ему слово.
3. Конфиденциальность.
Это правило защищает любого участника и ведущего от сплетен и пересудов. Вся личная информация. Сообщенная о себе или другом человеке в группе, является закрытой. Ведь рассказывали её только группе, а не всему городу.
4. «Не давать оценок»
Это важное правило мы часто нарушаем в жизни. Считаем себя в праве осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки. Здесь мы не оцениваем других людей, их мнение, внешность, а принимаем их такими, какие они есть.
5. Право ведущего.
Я, как ведущий, могу прервать упражнение или другую деятельность группы, если это мешает групповому процессу. Я также буду следить за соблюдением принятых группой правил.
6. Активность
Все участники должны быть активны.
Актуальность проблемы. Оценка уровня информированности.
Как вы думаете, актуальна ли проблема ВИЧ-инфекции для нашего региона?
В нашем городе есть ВИЧ-инфицированные?
Сколько их?
Это много или мало?
Упражнение «Листок с секретом»
Также незаметно, в приятной обстановке, в обществе происходит распространение ВИЧ-инфекции. Люди встречаются, веселятся, проводят вместе время, любят друг друга, и часто не задумываются о том, что кто-то может быть инфицирован.
Поэтому, касается ли эта проблема нас с вами?
Нужно ли говорить об этой проблеме в наше время?
Зачем это нужно?
Как вы думаете, хорошо ли молодое люди, живущие в нашем городе, информированы о ВИЧ-инфекции?
Информационный блок.
Совершенно верно. Кто-то знает о ВИЧ-инфекции всё, кто-то обладает небольшой информацией, а кто-то не знает ничего. О том, что такое ВИЧ/СПИД; почему он может жить только в организме человека; как передаётся и развивается это заболевание; где и как можно узнать, а заражён ли ты; какие есть способы профилактики ВИЧ-инфекции, я постараюсь рассказать вам сегодня на нашем занятии.
Давайте начнём с определений: что такое ВИЧ и СПИД?
ВИЧ- это вирус иммунодефицита человека. Слайд 5.
ВИЧ относится к инфекциям, которые живут только в организме человека. ВИЧ не может находиться вне организма человека. Попадая на воздух, он, как медуза, теряет способность передвигаться и почти моментально разрушается. Если говорить точнее, то вирус вообще не способен передвигаться самостоятельно. Единственным местом, где этот вирус чувствует себя хорошо и имеет возможность двигаться, являются жидкости организма человека. Теперь мы знаем, что ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека.
А иммунодефицит – это потеря организмом способности сопротивляться любым инфекциям и восстанавливать нарушения своих органов. Кроме того, при иммунодефиците замедляется или вообще останавливается процесс обновления организма. Слайд 6.
СПИД – это синдром приобретённого иммунного дефицита. Слайд 7.
Это совокупность определенных симптомов, свидетельствующих о том, что иммунная система сильно повреждена. Само понятие «СПИД» является искусственным медицинским термином и необходимо врачам для того. Чтобы обозначить тех пациентов, чье состояние особенно тяжелое, и потому им требуется большее внимание. По статистике СПИД развивается не у всех, кто инфицирован ВИЧ. Значительная часть инфицированных умирает до того, как у них разовьется СПИД. Причиной смерти в этом случае могут быть как инфаркты, инсульты, так и передозировки наркотиков, осложнения гепатитов (циррозы и рак печени).
Ученые считают, что первые случаи СПИДа имели место в США, Гаити, Африке в середине 70-х годов. Хотя, конечно, все началось намного раньше, и вирус не упал к нам с неба. Очень трудно делать заключения только на основании записей врачей, не предполагавших даже с чем они имеют дело, а те пациенты либо уже умерли, либо «потеряны». По настоящий день никто точно не знает о происхождении этой болезни. Слайд 8.
В СССР выявлены первые случаи СПИДа у иностранных студентов африканцев. Обучающихся в советских ВУЗах.
В 1987 году в Советском Союзе официально объявлено о регистрации первого случая СПИДа у гражданина страны.
Годом раньше, в 1986 году в Москве открывается первое специализированной отделение для оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом. В начале его пациентами были иностранцы. А к концу 1987 года среди пациентов этого отделения было 24 гражданина СССР.
1989 год – пожалуй, самый драматичный момент в развитии эпидемии в нашей стране. В 1996 году – распространение ВИЧ в России приобретает характер геометрической прогрессии (взрыва). Основным путём передачи вируса стали не сексуальные контакты и медицинские манипуляции, а внутривенное введение наркотиков. Новые случаи инфекции стали исчисляться не десятками, а тысячами.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека в РФ зарегистрировано свыше 350 тысяч случаев ВИЧ-инфекции, при этом более 80% приходиться на лиц, в возрасте от 15 до 30 лет.
На сегодняшний день по статистическим данным картина заражения ВИЧ-инфекцией в стране, по Челябинской области и у нас в городе следующая:
Слайд 9.
На май 2010 года ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации официально составляло 380 – 400 тысяч человек.
В том числе:
в Москве – 20 тысяч человек
в Челябинской области – 16 тысяч людей
в Челябинске – 10 тысяч человек
в г. Снежинске – 250 человек.
ВИЧ-инфицированных подростков 15-18 лет в России насчитывается 15 тысяч.
Как же передается ВИЧ – инфекция? Слайд 10.
Существует 3 основных способа передачи:
1. через кровь;
2. через половые контакты;
3. через грудное молоко матери к ребенку.
Как долго может прожить человек с ВИЧ-инфекцией? Слайд 11.
ВИЧ-инфекция относится к долго текущим заболеваниям. С момента заражения до момента смерти может пройти от 2-3 до 10-15 лет. Естественно, что это средние показатели. В каждом отдельном случае на длительность жизни заразившегося ВИЧ влияют многие факторы.
СПИД – последняя стадия заболевания «ВИЧ-инфекция». Обычно эта стадия длится от нескольких месяцев до 2-3 лет.
Что чувствует человек в стадии СПИДа? Слайд 12.
Вот наиболее распространенные последствия развития у человека СПИДа:
> Постоянно плохое самочувствие;
> Высокая вероятность физического уродства в связи с истощением и повреждениями кожи инфекциями;
> Высокая вероятность нарушения зрения и деятельности мозга;
> Полная или частичная потеря способности к самообеспечению (потребность в уходе).
Познакомившись с ВИЧ-инфекцией и СПИДом, попробуйте мне ответить на следующий вопрос: через что нельзя заразиться ВИЧ- инфекцией? (Ответы детей.)
Давайте посмотрим на слайд: Слайд 13.
ВИЧ нельзя заразиться через:
* Дверные ручки
* Места общего пользования
* Еду
* Посуду
* Душ, баню, бассейн
* Укусы кровососущих насекомых
* Поцелуи и прикосновения
Скажите: ВИЧ и СПИД – это одно и тоже? Слайд 14. (Ответы детей)
Сейчас мы узнаем, правильно ли вы ответили на вопрос.
ВИЧ и СПИД не одно и тоже. Человек заражается ВИЧ, а потом этот вирус, который передаётся только от человека к человеку, постепенно разрушает иммунную систему. Когда организм практически не способен противостоять самым простым болезням, наступает последняя стадия ВИЧ – инфекции – СПИД.
Этап приобретения практических навыков.
Каждый учащийся вытягивает листочек с цифрой. Таким образом, класс делится на 3 группы.
Мозговой штурм «Что можно сделать, для того чтобы человек изменил своё поведение на более безопасное?» Слайд 15.
Сейчас каждой группе необходимо ответить на вопрос, который вы видите на экране.
После выступления групп проходит общее обсуждение.
Вывод: изменить поведение человека при помощи давления, запугивания очень сложно. Важно, чтобы это решение человек принял самостоятельно. А еще хочется сказать, чтобы вы не подвергали себя напрасному риску. Слайд 16. Берегите себя и других!
Завершение работы. Получение обратной связи.
Наше занятие завершается. В течение урока мы обсуждали очень важные проблемы, связанные с ВИЧ-инфекцией и СПИДом. Для такой сложной темы это совсем не много времени. Если остались неясные вопросы и не высказанные мнения, можете сказать об этом сейчас. У нас есть ещё время на обсуждение.
Вопросы (отвечают, сидя в кругу, передавая игрушку):
— Что вы получили на занятии?
— Получили ли вы от занятия то, что ожидали?
Размещено в
разделе:
Специальное ОУ VII-VIII видов
Социальный педагог
Конспекты занятий, сценарии мероприятий
13 января 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
- Дополнительная образовательная программа детей с ограниченными возможностями здоровья «Юный пользователь компьютера»
- Календарно-тематическое планирование для специального (коррекционного) учреждения VIII вида (Русский язык. 8 класс)
- Календарно-тематическое планирование для специального (коррекционного) учреждения VIII вида (Чтение и развитие речи. 8 класс)
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Мастер-класс как эффективная педагогическая технология успешной аттестации и повышения профессиональной компетентности
- Вебинар «Маршрут непрерывного образования педагога: нормативно-правовые основы и эффективные технологии»
- Аттестация педагогов: новые правила. Какие изменения внесены в порядок проведения аттестации
Пожалуйста, добавьте логотип Портала в верхние колонтитулы Конспекта тренинга и презентации. Если возникнут сложности, см.
Заранее Вам благодарен.
С уважением, С.А. Колодин.