Урок литературы по творчеству Анны Ахматовой (11 класс)
Урок литературы в 11 классе на тему: «Анна Ахматова – голос своего поколения»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 25, г. Орска
Синягина Ю.В.
Я была тогда с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был.
А Ахматова.
Цели:
- образовательные – познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой; показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.
- развивающие – развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением;
- воспитательные – воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.
Методы:
- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;
- по степени активности учащихся: конструктивные, творческие;
- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные.
- стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
- мыслительной деятельности: аналитические, сравнения, классификации материала;
- контроля и самоконтроля: устный, письменный;
— по организации деятельности: индивидуальный, фронтальный
Тип урока – комбинированный.
Синягина Ю.В., МОУ СОШ № 25, г. Орска
Урок литературы в 11 классе на тему: «Анна Ахматова – голос своего поколения»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 25, г. Орска
Синягина Ю.В.
Я
была тогда с моим народом
Там,
где мой народ, к несчастью, был.
А Ахматова.
Цели:
-
образовательные – познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой; показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.
-
развивающие – развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением;
-
воспитательные – воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.
Средства обучения – тексты стихов А.Ахматовой, опорные конспекты, компьютер, тесты, сообщения учащихся
Методы:
- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;
- по степени активности учащихся: конструктивные, творческие;
- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные.
- стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
- мыслительной деятельности: аналитические, сравнения, классификации материала;
- контроля и самоконтроля: устный, письменный;
- по организации деятельности: индивидуальный, фронтальный
Тип урока – комбинированный.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. Активизация знаний учащихся.
Начало ХХ века ознаменовалось появлением в русской литературе двух женских имён, рядом с которыми кажется неуместным слово “поэтесса”, ибо Анна Ахматова и Марина Цветаева - Поэты в высшем смысле этого слова. Именно они доказали, что “женская поэзия”- это не только “стишки в альбом”, но и пророческое, великое слово, способное вместить в себя весь мир. Именно в поэзии Ахматовой женщина стала выше, чище, мудрее
Выполняя предварительное задание, вы познакомились с творческой биографией Анны Андреевны Ахматовой, выучили её стихи. Вы обратили внимание на то, что начало её творчества связано с Серебряным веком русской поэзии, а последние произведения появляются в 60-е годы.
- Вспомните, пожалуйста, к какому поэтическому течению принадлежала Ахматова, кто был ее единомышленником? В чем заключалась суть этого течения?
Ответ: Акмеизм, литературное течение, сплотившее таких русских поэтов как Николай Гумилев, Осип Мандельштам. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, первоначальную ценность слова. Они передавали внутренний мир лирического героя через психологический жест, деталь
II. Тема урока. Цели урока. Работа с эпиграфом
Я
была тогда с моим народом
Там,
где мой народ, к несчастью, был.
А Ахматова
III. Индивидуальное сообщение о личности и судьбе А.А.Ахматовой
Класс слушает сообщение и заполняет таблицу 1
Проводится выборочная проверка (по желанию учащихся).
Таблица 1.
учёба в Царскосельской гимназии. |
|
учёба на Киевских высших женских курсах и на Высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге. |
|
1910 |
в апреле вышла замуж за Н. Гумилёва |
в октябре родился сын — Лев Николаевич Гумилёв. |
|
|
|
|
|
арестованы, а через неделю освобождены Н. Н. Пунин и Л. Н. Гумилёв. |
|
арестован и приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей сын — Л. Н. Гумилёв. |
|
практически не печаталась. По свидетельству Л. К. Чуковской («Записки об Анне Ахматовой») многие стихотворения тех лет были утеряны в переездах и во время эвакуации. Сама Ахматова в заметке «Коротко о себе» 1965 писала об этом так: «С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые — перепечатывать». |
|
расстаётся с Н. Н. Пуниным. |
|
войну встретила в Ленинграде. Позднее по настоянию врачей была эвакуирована сначала в Москву, затем в Чистополь, оттуда через Казань в Ташкент. В Ташкенте выходит сборник стихотворений Анны Ахматовой. |
|
кончается срок отбытия наказания Льва Гумилёва в Норильсклагере. Началась его ссылка в Заполярье. В конце 1944 года он уходит добровольцем на фронт, дошёл до Берлина, после войны вернулся в Ленинград и защитил диссертацию. |
|
15 мая Ахматова возвращается из эвакуации в Москву. |
|
постановление ЦК «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» от 14 августа 1946 года, в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой, ее поэзия объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба они были исключены из Союза советских писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов А.Ахматовой был уничтожен. Ей пришлось жить буквально в сторожке, будке, в пригороде Комарово. Но и здесь у неё были друзья, ученики. Один из них – И.Бродский – стал лауреатом Нобелевской премии. В 1956 году был освобождён сын. А.Ахматова снова начинает печататься. Член Политбюро ЦК ВКП (б) Андрей Жданов 15 — 16 августа 1946 года из докладов (обобщённая стенограмма): Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой. <…> Такова Ахматова с её маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой. Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Это — поэзия десяти тысяч верхних старой дворянской России, обречённых |
|
!!!1949 — 26 августа |
арестован Н. Н. Пунин. 6 ноября арестован Л. Н. Гумилёв. Приговор — 10 лет лагерей. В течение всех лет ареста сына Анна Ахматова не оставляла попыток вызволить его. С 1935 года и до окончательного освобождения Льва Николаевича поэтесса предельно осторожна в публичных высказываниях. Попыткой (неудачной) продемонстрировать лояльность к режиму являлась публикация цикла стихов «Слава Миру» (1950). В дальнейшем Ахматова неизменно исключала этот цикл из всех своих сборников. |
19 января по предложению А. А. Фадеева восстановлена в Союзе советских писателей |
|
возвращается
из заключения реабилитированный
после XX
съезда Л. Н. Гумилёв,
ошибочно полагавший, что мать не
принимала достаточно усилий для его
освобождения; с этого времени отношения
между ними были напряжёнными. В канун
роковой годовщины - смерти Сталина в
1953 году - в присутствии Л.К.Чуковской
произнесла историческую фразу: "Теперь
арестанты вернутся, и две России глянут
друг другу в глаза: та, что сажала, и
та, которую посадили. Началась новая
эпоха". |
|
Анна Андреевна номинирована на Нобелевскую премию по литературе. |
|
в Италии получила премию «Этна-Таормина». за 50-летие поэтической деятельности и в связи с выходом в Италии сборника ее избранных произведений. |
|
диплом почётного доктора Оксфордского университета. |
|
|
умерла в санатории в присутствии врачей и сестёр, пришедших в палату, чтобы осмотреть её и снять кардиограмму в Домодедово (Подмосковье). |
IV. Проверка дом задания
Каковы темы ее раннего творчества?
Любовь – чувство абсолютно земное, лишенное мистической потусторонности
Сборник «Белая стая»
Поворотным моментом в творческой биографии стал этот сборник. В нем усилилась религиозность Ахматовой. Стихотворениям присуща сюжетность, тонкость лирических переживаний. Любовь главенствует, но лирическая героиня внутренне изменилась. В этом сборнике впервые с большой силой проявляется тревога за судьбу России
Молитва
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Вопросы: К кому обращено стихотворение? (К России,за)
- Какую жертву она готова принести? (На любые Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар )
- Во имя чего приносится эта жертва? (Ради того Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.)
Кровная связь с Россией особенно резко ощущалась в самые трудные времена, начиная с Первой мировой войны. М.Цветаева называла А.Ахматову “музой плача”. Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала. Но для Ахматовой слова “родина” и “власть” никогда не были синонимами. Для нее не было выбора - уехать из России или остаться. Она считала бегство предательством:
«Не с теми я, кто бросил землю...»
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час;
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас. 1922
- В каком стиле написано это стихотворение?
Стихотворение выдержано в высоком стиле: старославянизм "не внемлю", “песен не дам” в значении "не буду посвящать стихов", слова "растерзание".
- Какие противопоставления мы видим в этом произведении?
Противопоставляются не только уехавшие и оставшиеся. “Бросившие” и “изгнанники” — разные люди, и отношение автора к ним различно. К первым сочувствия нет. "Но вечно жалок изгнанник, / Как заключенный, как больной". Конкретно имеются в виду, как можно предположить, литераторы и философы, высланные из Советской России в 1922 г. в качестве враждебного элемента. Политический протест против высылки русской интеллигенции сочетается с величественным приятием собственного жребия. Исторически "оправдан будет каждый час" мучений.
Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины. В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое назначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить горе своей страны.
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки! 23 февраля 1942 Ташкент
- Как решается образ родины в стихотворении “Мужество”?
Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо жертвенно отстаивать. И здесь Ахматова говорит “мы” - это голос всего народа, объединенного Словом. Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля и всею жизнью она была связана с Петербургом. Каждая черточка его облика - важная деталь, подробность ее судьбы. 5 марта 1966 года Анны Ахматовой не стало. На могиле Ахматовой нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Она не нуждается в монументах. Вечным и самым прочным памятником стала её жизнь и её стихи
V. Закрепление материала, проверка его усвоения на первом уровне.
Выполнение тестов (письменно в тетради).
ТЕСТ по творчеству А. А. Ахматовой
Задание 1 К какому литературному течению принадлежала А.А.Ахматова:
-
Акмеизму.
-
Символизму.
-
Имажинизму.
-
Футуризму.
Задание 2 Анна Андреевна Ахматова — это псевдоним. Какова фамилия поэта:
-
Анна Суворова.
-
Анна Горенко.
-
Анна Гумилева.
-
Другое имя.
Задание 3 Лирическая героиня А. Ахматовой совпадает с личностью автора:
-
Да.
-
Нет.
Задание 4 В чем видит А.А.Ахматова предназначение поэта:
-
Сохранить трагическую национальную память.
-
Быть “голосом” совести своего народа, его веры, его правды.
-
Петь о любви.
-
Быть “глашатаем”, “главарем” своего времени.
Задание 5 Лирика А. Ахматовой, особенно в ее первых книгах, почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее):
-
“Четки”.
-
“Вечер”.
-
“Лебединый стан”.
-
“Белая стая”.
Задание 6 Лирическая героиня А. Ахматовой:
-
Женщина, окруженная бытом, заботами сердца.
-
Боец-революционер.
-
Женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы.
Задание 7. Кто, буквально прочитав ранние лирические откровения героини Ахматовой, публично назовёт самого поэта “полумонахиней-полублудницей” и позаботится, чтобы эти определения прозвучали как тяжёлые политические обвинения Ахматовой в нелояльности по отношению к советскому строю и государству?
Задание 8 Какой университет удостоил Анну Ахматову почетного звания доктора философии?
Задание 9 Какой поэт, считающий себя учеником Ахматовой, обрёл мировую известность?
IV. Подведение итогов урока.
Оценка работы учащихся на уроке.
V. Домашнее задание.
Выучить и письменно проанализировать понравившееся стихотворение Ахматовой.
ТЕСТ по творчеству А. А. Ахматовой
Задание 1 К какому литературному течению принадлежала А.А.Ахматова:
-
Акмеизму.
-
Символизму.
-
Имажинизму.
-
Футуризму.
Задание 2 Анна Андреевна Ахматова — это псевдоним. Какова фамилия поэта:
-
Анна Суворова.
-
Анна Горенко.
-
Анна Гумилева.
-
Другое имя.
Задание 3 Лирическая героиня А. Ахматовой совпадает с личностью автора:
-
Да.
-
Нет.
Задание 4 В чем видит А.А.Ахматова предназначение поэта:
-
Сохранить трагическую национальную память.
-
Быть “голосом” совести своего народа, его веры, его правды.
-
Петь о любви.
-
Быть “глашатаем”, “главарем” своего времени.
Задание 5 Лирика А. Ахматовой, особенно в ее первых книгах, почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее):
-
“Четки”.
-
“Вечер”.
-
“Лебединый стан”.
-
“Белая стая”.
Задание 6 Лирическая героиня А. Ахматовой:
-
Женщина, окруженная бытом, заботами сердца.
-
Боец-революционер.
-
Женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы.
Задание 7. Кто, буквально прочитав ранние лирические откровения героини Ахматовой, публично назовёт самого поэта “полумонахиней-полублудницей” и позаботится, чтобы эти определения прозвучали как тяжёлые политические обвинения Ахматовой в нелояльности по отношению к советскому строю и государству?
Задание 8 Какой университет удостоил Анну Ахматову почетного звания доктора философии?
Задание 9 Какой поэт, считающий себя учеником Ахматовой, обрёл мировую известность?
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Арт-терапия в профилактике поведенческих отклонений, тревожности, стрессовых состояний у детей: песочная, игровая, музыкальная, цветовая терапия, фрактальная живопись, нейрографика, медиативное рисование, эко-арт, имаготерапия, сказкотерапия»