Урок литературы: И.С. Тургенев "Стихотворения в прозе" (7 класс)
"Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева
Тип урока: Урок — исследование защита проектов
Тип проекта: исследовательско — информационный; по продолжительности проведения: краткосрочный; по количеству участников: групповой
Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с новым жанром лирики-стихотворения в прозе; учить приемам исследовательского характера, аналитической работе с текстом, расширять читательский кругозор учащихся.
Развивающие: развитие исследовательской компетенции и исследовательских умений учащихся посредством овладения ими методов научного познания и умений учебного исследования.
Воспитательные: воспитывать чувство сострадания, любовь к людям; прививать любовь и внимание к слову через анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева
Средства обучения: проектор, компьютерная презентация, алгоритм-предписание у учащихся, таблицы оценивания
Вид обучения: объяснительно-иллюстративный, наблюдение
Методы обучения: метод проектов
Методики обучения: методика обучения анализу текста, методика развития связной речи
Педагогические технологии: компьютерные, технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно – ориентированные.
Синягина Юлия Викторовна, МОУ СОШ №25, г. Орска
Урок литературы в 7-м классе по теме:
"Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева
Тип урока: Урок - исследование защита проектов
Тип проекта: исследовательско - информационный; по продолжительности проведения: краткосрочный; по количеству участников: групповой
Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с новым жанром лирики-стихотворения в прозе; учить приемам исследовательского характера, аналитической работе с текстом, расширять читательский кругозор учащихся.
Развивающие: развитие исследовательской компетенции и исследовательских умений учащихся посредством овладения ими методов научного познания и умений учебного исследования.
Воспитательные: воспитывать чувство сострадания, любовь к людям; прививать любовь и внимание к слову через анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева
Средства обучения: проектор, компьютерная презентация, алгоритм-предписание у учащихся, таблицы оценивания
Вид обучения: объяснительно-иллюстративный, наблюдение
Методы обучения: метод проектов
Методики обучения: методика обучения анализу текста, методика развития связной речи
Педагогические технологии: компьютерные, технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно – ориентированные.
Ход урока
I Орг.момент
II. Сегодня мы продолжим изучать творчество И. С. Тургенева. (Слайд 1)
Работа с эпиграфом. Прослушайте эпиграф к уроку (аудиозапись) (Слайд 2)
Добрый мой читатель, не пробегай
этих стихов сподряд: тебе, вероятно,
скучно станет…но читай их в раздробь:
сегодня одно, завтра другое; и которое-
нибудь из них, может быть, заронит
что-нибудь тебе в душу…
И. С. Тургенев
- Ребята, сформулируйте тему урока. («Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева) Запись в тетрадях
Итак, запишем тему урока.
Вы прослушали текст эпиграфа нашего урока, вы его можете посмотреть на экране
- Какой же совет он дает своим читателям?
- Почему?
Да, каждое стихотворение – это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл.
- Что необычного в названии цикла?
-Значение слов ПРОЗА, СТИХОТВОРЕНИЕ?
- Почему слово стихотворение на 1 месте?
- Как же удалось автору совместить несовместимое? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте попробуем определить специфические черты стихотворения в прозе
III. Формулировка определения жанра стихотворения в прозе совместно с учениками
Беседа. Характерные признаки стихотворения в прозе:
небольшой объем;
членение на мелкие абзацы, подобные строфам;
повышенная эмоциональность;
обычно бессюжетная композиция;
наличие лирического героя. (Слайд 3) Запись в тетрадях
Итак, стихотворения в прозе – это небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной рифмы.
IV. Защита проектов
Слово учителя: А сейчас предоставим слово творческим группам
Одна группа выступает, а остальные будут выступать в роли слушателей и экспертов.
Таблица оценивания
Фамилия, имя |
Выра-зительное чтение |
Ясность изложения |
Аргумен-тирован-ность выводов |
Свобода рассуждений |
Степень активности при работе над проектом |
Итог |
|
|
|
|
|
|
|
Группа 1
-
Я руководитель проектной группы Бервина Кристина
-
Наш проект_называется: «История создания стихотворений в прозе».
-
Цели нашего проекта:
1. Узнать, как возник жанр стихотворения в прозе.
2. В какой жизненный период были написаны эти произведения, и как Иван Сергеевич Тургенев относился к ним
3. Определить круг тем и виды жанров стихотворений в прозе
4. Как восприняли современники Тургенева его стихотворения в прозе.
Истории создания:
Тургенев жил в Париже, общался с видными французскими литераторами, очень хорошо знал все книжные новинки и модные направления. И поэтому в своих исканиях обратил внимание на стихотворения в прозе французских поэтов. Именно там возник жанр небольшого стихотворения в прозе.
И.С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни. В них переданы чувства и ощущения человека, предчувствовавшего свою близкую кончину. Жизнь разделилась на две части: до болезни и после неё. В первом мире – жизнь, радость, красота, счастье; во втором – ощущение смерти, мука, воспоминания. Это взгляд человека, глубоко страдающего. Но в то же время мы видим человека, который продолжает жить, мыслить, чувствовать. Только теперь он как бы заново переоценивает всю свою долгую и содержательную жизнь.
Тургенев называл свои стихотворения «…нечто вроде того, что художники называют эскизами , этюдами с натуры , которыми они потом пользуются , когда пишут большую картину».Так и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли , писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал всё в портфель.
«Это мои материалы…Они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу...»
Это он говорил М.М.Стасюлевичу, который навестил его в Буживале. Друг попросил его прочитать некоторые из них. «Мастерское его чтение подействовало на меня так, что мне не надо было ничего к этому присоединять». Стасюлевич сказал Тургеневу о том, что их необходимо напечатать. На что Тургенев ответил, что многие из них слишком личного и интимного характера. Но всё-таки друг убедил Тургенева привести записи в порядок и отдать в печать. 51 стихотворение, отданных Стасюлевичу, было опубликовано в декабрьском выпуске журнала «Вестник Европы» за 1882 г. Вообще стихотворений было написано больше. Часть стихотворений , в которых слишком явственно звучали автобиографические мотивы (31стихотворение) , была издана только в 1930-1931 г.
Сам Тургенев, хорошо понимая своеобразие нового творения как в смысле жанра, так и в отношении содержания, беспокоился и о составе цикла, и об общем заглавии. Название, которое он для них придумал: "Senilia" - в переводе с латинского "старческое". Редактор журнала "Вестник Европы", где стихотворения были впервые напечатаны, заменил название другим, оставшимся навсегда, - "Стихотворения в прозе".
Круг тем, затронутых в «стихотворениях в прозе» обширен. Это:
-
Тема нравственного подвига (Порог, Чернорабочий и белоручка)
-
Размышления о судьбе русского крестьянина. Противопоставляя народ и господ, писатель утверждает моральную силу и нравственное превосходство простого человека (Деревня, Щи, Два богача)
-
Вера в великое будущее русского народа (Русский язык)
-
Фантастические образы и видения (Монах, Молитва)
-
Психологические наброски человеческих характеров (Близнецы, Эгоист)
-
Тема всепобеждающей любви (Воробей, Камень)
Они различны по жанру:
сказка ("Старуха"),
сатира ("Довольный человек", "Житейское правило"),
легенда ("Восточная легенда"),
диалог ("Рабочий и белоручка") и другие.
«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева вызвали живейший интерес у всех, кто их прочитал. Появление его миниатюр было встречено с живейшим интересом и сочувствием. П.Виардо перевела их на французский язык, а затем они были переведены на другие языки.
Высказывания о «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева:
П.В. Анненков называл «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева «Тканью из солнца радуги и алмазов, женских слёз и благородства мужской мысли»
В.Брюсов говорил: «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева – безусловно, проза, но художественная и прекрасная».
Л.П. Гроссман: «…это отшлифованное и законченное создание представляет в своём целом поэму о пройденном жизненном пути…».
В.Г. Короленко: "Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной расцветки, кладется художником на свое место, и если отойти на расстояние и издали взглянуть на целое, то собранные вместе камешки кажутся мозаикой, создающей цельную картину."
Выводы по результатам работы:
Стихотворения в прозе были написаны И.С.Тургеневым в последний период жизни, когда писатель был смертельно болен. В своих необычных произведениях на разнообразные темы и жанры автор выражает свои чувства и мысли, переосмысливая прожитые годы.
-
Благодарим за внимание.
-
Есть ли к нам вопросы, мы с удовольствием на них ответим.
Мнения экспертов.
ГРУППА № 2.
-
Я руководитель проектной группы Макина Анна
-
Наш проект называется:
Анализ стихотворения в прозе «Памяти Ю.П. Вревской»
-
Цели нашего проекта:
1. Узнать историю жизни Ю. П. Вревской.
2. Найти в тексте характерные признаки стихотворения в прозе.
Для этого мы определили тему стихотворения, главного героя и художественные средства, использованные автором в тексте.
Представляем вашему вниманию чтение стихотворения в прозе «Памяти Ю.П. Вревской» под музыку И.С. Баха «Адажио».
Юлия Петровна Вревская (1841-1878) была дочерью генерала, шестнадцати лет ее выдали замуж за генерала Вревского, друга М.Ю. Лермонтова. Он погиб через два года после свадьбы на Кавказе. В 1877 году началась русско-турецкая война. В освободительном походе на Балканах, как известно, участвовали не только мужчины–воины. Юлия Петровна добровольно стала сестрой милосердия во время русско-турецкой войны в Болгарии.
Милосердные сёстры. Сейчас мы называем их «сёстры милосердия». Главное слово «милосердие». Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. Милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему и участие в жизни другого. Именно так, «не думая о вознаграждении» и желая «защитить то, что беззащитно», поступали сёстры милосердия в пекле военных действий, рисковали жизнью, спасали других.
Она умерла от тифа, ухаживая за ранеными солдатами в необычайно трудных условиях. В 1873 году Тургенев познакомился с Юлей в Петербурге. Сохранилось сорок восемь писем Тургенева к Вревской. Ей посвящено стихотворение в прозе «Памяти Ю.П.Вревской»). По выражению Тургенева, стихотворение "Памяти Ю.П.Вревской" было цветком, который он возложил на ее могилу.
Основная тема стихотворения И.С.Тургенева: нравственный подвиг Ю.Вревской.
Главный герой в этом стихотворении – Лирический герой. В заключительной фразе явно называется главный герой произведения: «Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!»
Мы узнали из текста И.С. Тургенева о том, что Юлия Вревская была
(«молода, красива…», «Жизнь ей улыбалась…», «…с лишком две недели умирала она от тифа….», «…она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо» и т.д.
В стихотворении нет сюжета, но части текста объединяет единое настроение, которое пронизывает текст, создается оно благодаря тому, что в центре произведения – воспоминания и чувства лирического героя.
Лирический герой восхищался своей героиней, сочувствовал ей. «Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы!.. Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души… Всякое другое счастье прошло мимо». Не только в финале, но и в каждой фразе присутствует «я» лирического героя.
Негодование – «Она была в беспамятстве – и ни один врач даже не взглянул на нее».
Ирония – «Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились…».
Восхищение – «и такая сила, такая жажды жертвы!»
Умиление – «Нежное кроткое сердце…»
Сожаление – «Всякое другое счастье прошло мимо».
Скорбь – «Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу…»)
Автор использует прием умолчания, для того, чтобы передавать чувства лирического героя, позволяет задуматься читателю - наличие тире и многоточий – позволяет почувствовать настроение текста.
И.С.Тургенев использует в своем стихотворении такие тропы, как…
Метафоры: клады в глубине души
Эпитеты: нежное кроткое сердце, неугасимой веры
Олицетворение: счастье прошло мимо
Выводы по результатам работы:
Данный текст является стихотворением в прозе, так как отсутствует сюжет, небольшой объем, в основе переживания и чувства лирического героя, эмоциональность, а также метафоры, эпитеты, сравнения, прием умолчания, контраст не только в повествовании, но и в персонажах.
-
Благодарим за внимание.
-
Есть ли к нам вопросы, мы с удовольствием на них ответим.
Мнения экспертов.
Слово учителя:
- Ребята, мы сейчас услышали о нравственном подвиге Ю.Вревской.
А как вы понимаете значение этого слова?
В каких произведениях поднимаются нравственные проблемы?
(В произведении Гоголя «Тарас Бульба» автор поднимает вопрос нравственности, а именно долга перед родиной, чести.)
(В произведении «Поучение» Владимира Мономаха и в «Повести о Петре и Февронии Муромских» мы говорили о нравственности)
А какое слово означает готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия?
МИЛОСЕРДИЕ.
Вот как о милосердии говорит Ги́лберт Ки́т Че́стертон — английский журналист и писатель конца XIX — начала XX веков.: «Милосердие – это сила, которая может защитить то, что беззащитно» Слайд 4
Как Вы его понимаете?
А Хе́лен А́дамс Ке́ллер — слепоглухая американская писательница пишет: «Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении». Слайд 5
Как Вы его понимаете?
А кто из вас оказывал помощь из чувства сострадания, человеколюбия?
ГРУППА № 3
-
Я руководитель проектной группы Перехожева Женя
-
Наш проект называется:
Анализ стихотворения в прозе Анализ стихотворения в прозе «Порог»
-
Цели нашего проекта:
1. Определить тему стихотворения, главного героя и художественные средства, использованные автором в тексте.
Предлагаем вашему вниманию чтение по ролям стихотворения в прозе «Порог»
Основная тема стихотворения И.С.Тургенева «Порог» – сострадание и жертвенность русской девушки, готовой идти на любые страдания и лишения ради счастья своего народа.
Идея стихотворения «Порог» заключается в том, чтобы заставить каждого читателя задуматься над своей жизнью, осмыслить и понять, что у человека всегда есть право выбора – переступать этот «порог» или нет
Главный герой в этом стихотворении - честная и самоотверженная русская девушка-революционерка, которая переступает через символический порог ради счастья и свободы народа. Она не боится ни холода, ни тюрьмы, ни болезни, ни смерти. Она смелая, решительная, готова жертвовать собой, своей жизнью ради других. Автор не случайно не дает героине имени, да ещё подчеркивает, что имя не важно, раз девушка (русская девушка) готова на безымянную жертву, если не ради славы собирается она перешагнуть порог.
И.С.Тургенев использует в своем стихотворении такие тропы, как…
Автор использует такое средство художественной выразительности, как контрастность, сравнение. Тургенев передает отношение к одному и тому же факту, событию со стороны двух разных людей: человека из прошлого и из будущего. Автор это использует для того, чтобы показать два взгляда на жизнь, на мир, на людей.
Само название стихотворения, как и все содержание, аллегоричное. Порог – это коренной перелом в жизни, когда главная героиня навсегда расстается с прошлым ради будущего. Еще автор употребляет эпитеты для более четкого описания, характеристики события, явления, например: «угрюмая мгла», «леденящая струя» и другие.
Пейзаж в произведении Тургенева не только фон для развития событий, но и одно из главных средств характеристики, описания главного героя. Например, когда главная героиня еще не переступила символический порог, то мгла «непроглядная» и струя «леденящая», а когда главная героиня переступает «порог», то «тяжелая завеса упала за ней». Автор показывает, что все мрачное и тяжелое осталось позади, а впереди ждет светлое будущее.
Отношение автора наиболее ярко передаётся в последней фразе. Ругательство «проскрежетал кто-то сзади», т.е. голос не только из прошлого, а из того, что отстало, осталось позади. «Святая» - слышится откуда-то, наверное, из будущего. Таким образом, по мнению автора, готовность принести себя в жертву, оставить после себя добрую память вызовет преклонение потомков
Выводы по результатам работы:
И.С.Тургенев в стихотворении «Порог» выразил очень четко и подробно свое состояние души и чувства, которые испытывал при написании этого стихотворения. Он очень подробно описал главную героиню и её состояние. Я думаю, что каждый, кто читал это стихотворение, выяснил и усвоил что-то для себя…
-
Благодарим за внимание.
-
Есть ли к нам вопросы, мы с удовольствием на них ответим
Мнения экспертов
Слово учителя.
Я повторю слова из вывода творческой группы: «Я думаю, что каждый, кто читал это стихотворение, выяснил и усвоил что-то для себя…»
Так что же усвоил каждый из вас, выслушав выступление группы?
V. Рефлексия.
Итак, подведём итоги
Что нового вы узнали на уроке?
1) об особенностях жанра стихотворений в прозе
2) какое место занимают они в творчестве писателя
А чем стихотворения в прозе интересны для нас, людей, живущих в 21 веке?
В чем актуальность стихотворений в прозе?
(Автор поднимает вопросы нравственного выбора, показывает патриотизм людей, их мужественность и милосердие).
Слайд 6
Обратимся к эпиграфу. Следуйте совету И.С. Тургенева и продолжайте читать его замечательные шедевры: стихотворения в прозе
Слово учителя
Итог:
- Как вы оценили работу на уроке своих товарищей? Покажите таблицы.
Консультанты комментируют, как работали учащиеся в группах, оценивают работу, выставляя оценки.
Таблица оценивания
Домашнее задание. Дифференцированное.
На выбор.
1 группа. Я предлагаю вам попробовать самим сочинить своё стихотворение в прозе о том, что вас волнует
2 группа. Выучить наизусть стихотворение в прозе «Русский язык», провести его анализ
- Вебинар «“Нейространички”: эффективные упражнения на синхронизацию работы правого и левого полушарий головного мозга детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Основы развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФООП»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»