Конспект занятия по основам изобразительной грамоты: Рисуем пейзаж «Золотая осень» по картине И.И.Левитана (1 класс)
проводится в 1 классе 7-летней общеобразовательной программы художественной школы с детьми 8-9летнего возраста. Конспект иллюстрирован работами учащихся, содержит подборку материалов для преподавателя.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Уренгойская Детская художественная школа» Конспект занятия по основам изобразительной грамоты: Рисуем пейзаж «Золотая осень» по картине И.И.Левитана. 1 класс (7-летняя ОП) преподаватель: Балбуцкая Ольга Васильевна первая квалификационная категория пгт. Уренгой ЯНАО, Пуровский р-н |
Занятие: Основы изобразительной грамоты
Количество часов: 2
Класс: 1 (7ОП)
Тема: Рисуем пейзаж «Золотая осень» по картине И.И.Левитана.
Цели:
-
Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, способность сопереживать настроению художественного произведения, желание любоваться им, высказывать личные суждения, соотносить увиденное с собственным настроением и опытом восприятия природы.
-
Формировать умение последовательно рассматривать художественную картину, сопоставлять настроения, переданные средствами живописи, музыки, поэзии.
-
Закреплять знания детей о пейзаже как жанре живописи, обогащать словарь эстетическими терминами.
-
Упражнять детей в видении цветовой гаммы картины и подборе красок к ней.
Задачи:
-
Закрепить знания детей об основных и составных цветах.
-
Учить детей работать на палитре.
-
Учить, правильно наносить краску на бумагу.
Оборудование:
- Репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень».
- «Осенняя песенка». Музыка Д. Васильева-Буглая, слова А. Плещева
Материалы:
Бумага (ватман) А3, гуашь художественная «Студия», кисти синтетика (плоская) №8,12 (круглая) №3,5, палитра, ведерко для воды 1 л., бумажные салфетки
Оформление доски:
Палитра осенней листвы
Палитра осеннего неба
|
|
Палитра картины И.И. Левитана «Золотая осень»
|
Ход занятия.
1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
- Добрый день, ребята! Для работы сегодня нам понадобится гуашь. Приготовьте её, пожалуйста, и все необходимые для этой работы материалы. Что нам понадобится? (Кисти, палитра, ведерко для воды, бумажные салфетки, лист бумаги)
- Хорошо. Берем большой листочек бумаги формата А3. Кисти – синтетические. Приготовьте весь набор, который у вас есть.
2. Активизация познавательной деятельности.
- Ребята, сегодня мы будем рассматривать картину о природе. Кто помнит, как называются эти картины?
- Правильно, пейзаж. О нем мы и поговорим. Посмотрите на репродукцию картины. Видели вы её раньше или нет? Как она называется?
- А кто помнит, кто ее написал? (Ответы детей).
- Мы уже видели этот пейзаж. Написал его художник Исаак Ильич Левитан. А называется эта картина «Золотая осень».
- О чем нам хотел рассказать в этой картине художник? (Ответы детей).
- О красоте осенней природы. Какое настроение она у вас вызывает? (Радостное, веселое. Бодрое.)
- Помните, как удивительно точно и красиво сказал об этой поре Александр Сергеевич Пушкин:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье.
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы.
И отдаленные седой зимы угрозы.
- А как художник рассказывает нам о красоте осени? (Ответы детей).
- Да, красками, цветом.
- Какие цвета использовал художник Левитан в своей картине?
- Эти цвета яркие или тусклые? Радостные или грустные? (Ответы детей).
- Мы с вами знаем тайну цвета. Оказывается, он бывает теплым и холодным. Теплый цвет - это такой, как солнечный лучик, который прикасается к нашей руке. Поэтому теплые цвета нам кажутся солнечными, радостными.
- А холодный - как холодная льдинка: хочется ее рассмотреть, а она тает в руке. Такой цвет представляется загадочным, таинственным, немножко грустным. Каких цветов больше в этой картине? (Ответы детей).
- Да, теплых. Назовите эти цвета. (Ответы детей).
- А сколько оттенков желтого цвета увидел в природе и изобразил художник? Давайте попробуем найти их в картине. (Дети находят, показывают указкой желтые тона и называют их: светло-желтая, лимонного цвета, оранжево-красная листва; желто-зеленая листва, побуревшая увядающая трава).
- Какие теплые цвета вы еще заметили? (Ответы детей)
- Да, теплый коричневый. С чем можно сравнить этот теплый коричневый цвет?
- Он похож на хлеба с румяной корочкой. Цвет увядающей травы, Высушенной солнцем за лето, зеленовато-бурый, коричневатый. Тоже выглядит теплым. Вот эти яркие, теплые цвета и создают ощущение радости, праздничности и нарядности.
- Природа торжествует, празднует и прощается с нами перед холодной зимой.
- Какие цвета предупреждают нас о приближении холодных дней? (Ответы детей).
- Когда мы смотрим на краски реки, неба, некоторых прибрежных кустов, далекого изумрудно-зеленого поля озимых, у нас возникает ощущение холода. Настроение от этого меняется. Появляется легкая грусть.
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят,
Лишь в бору поникли ели,
Зелень мрачную хранят...
М. Лермонтов «Осень»
3. Постановка учебных задач.
- Когда мы с вами гуляли в парке, то тоже любовались красотой поздней осени. Рассматривали березки с пожелтевшей листвой, рябинки с ярко-алыми ягодками. Поздняя осень – красивая, тихая, задумчивая, грустная!
- А вам хочется нарисовать свой осенний пейзаж? (Ответы детей).
- Тогда нужно подобрать на палитре нужные цвета.
4. Практическая часть.
- Сейчас посмотрите, как я подберу на палитру цвета для своей картины. Сначала я положу на палитру основные цвета. Затем я поиграю с красками и путем смешивания подберу составные цвета. Ну вот, теперь я могу приступать к своему пейзажу.
Перед началом работы думаем о построении композиции. Какие деревья будем изображать, сколько, где деревья будут стоять: на переднем плане, на среднем или на заднем. Как будет протекать река? Или это будет озеро. Где оно будет располагаться на листе. Вижу, вам уже не терпится приступить к работе. Так что ж, приступим.
5. Самостоятельная работа учащихся.
Дети работают под «Осеннюю песенку». Музыка Д. Васильева-Буглая, слова А. Плещева
Калужина Полина |
Кузанова Ангелина |
Байдинг Юлия |
Вальц Лира |
Индивидуальные консультации по ходу работы.
- Подумайте, чем можно дополнить композицию, что не было пустоты, чтоб на картину было интересно смотреть.
- Чем можно дополнить озеро, чтоб оно не было пустым?
6. Подведение итогов занятия. Анализ работ.
- Теперь можно разложить наши работы в выставочный зал и полюбоваться ими.
Балканова Екатерина |
Кузанова Ангелина |
Вальц Лира |
Байдинг Юлия |
- Кто желает рассказать о своем пейзаже?
- Каких цветов у тебя в рисунке больше теплых или холодных? Почему?
- Какие великолепные, разные, интересные получились у нас осенние пейзажи.
- Молодцы художники!
7. Уборка рабочих мест.
8. Выставление отметок в дневники.
Источники информации:
-
Фотогафии из архива автора.
Материалы к занятию для преподавателя: |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
ЛИСТОПАД Лес,
точно терем расписной, |
ОСЕНЬЮ Как
были хороши порой весенней неги - |
||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»