В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок природоведения. Химические и биологические явления (авторская линия Д.И.Трайтака)

Урок природоведения. Химические и биологические явления (авторская линия Д.И.Трайтака)

Славяна Николаева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 6310
Краткое описание
Данная разработка содержит подробный план-конспект урока и презентацию. Урок по дидактической цели – комбинированный: опрос по теме «Электрические и магнитные явления», объяснение нового материала с использованием демонстрационных опытов.
Описание

 Разработка урока выполнена в табличной форме и содержится в архивном файле вместе с презентацией.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
razrabotka_uroka.doc Скачать

Николаева С.Б. Проект урока по природоведению (авторская линия Д.И.Трайтака).

Химические и биологические природные явления.



Проект урока по природоведению в 5 классе (авторская линия Д.И.Трайтака)


Автор: учитель биологии МОУ «Лесная СОШ»

Бийского района Алтайского края

Николаева Славяна Борисовна


Урок №28

Тема урока: Химические и биологические природные явления

Цель:

  • создать условия для формирования у учащихся знаний о разнообразии химических и биологических природных явлений, причинах возникновения типичных бытовых химических явлений - горение, ржавление;

  • развивать аналитико-синтетические способности, умение слушать, наблюдать, обобщать, формулировать вопросы, выводы, работать в заданном темпе, использовать полученные знания в нестандартных ситуациях;

  • формировать научное мировоззрение, интерес к предмету.


Тип урока (по ведущей дидактической цели): комбинированный урок


Оборудование: презентация Microsoft Power Point по теме урока (31 слайд, выступает в качестве наглядного пособия при проверке усвоения материала и объяснение новой темы) и оборудование для ее демонстрации, оборудование для проведения демонстрационного опыта «Наблюдение явлений превращения веществ (на примере горения)»: свеча в подсвечнике, спички, стеклянная банка.


Ход урока:


Этап урока, метод, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1. Организацион-ный момент

1-2 минуты


2. Проверка ЗУН

15 - 18 минут


Индивидуальная беседа
















Фронтальный опрос





































































































3. Изучение нового материала

12 - 15 минут











































Рассказ учителя с элементами эвристической беседы



































































4. Закрепление изученного материала

10 - 12 минут






Демонстрацион-ный опыт



















5. Домашнее задание

1-2 минуты

[слайд №1]

Приветствие учащихся.

Проверка организации рабочих мест.


Учитель предлагает учащимся бегло повторить учебный материал параграфа в течение 3 минут.

[слайд №2]


А теперь закрываем учебники и внимание на слайд.

[слайд №3]

Учитель индивидуальную беседу по вопросам на слайде, один ученик отвечает другой оценивает его ответ:

  • Дайте определение термина «классификация»?

  • На какие группы можно разделить природные явления?

  • Какие явления природы называют электрическими?

  • Какие явления природы называют магнитными?


Далее организуется фронтальная работа с учащимися по нахождению лишнего природного явления, среди изображенных на слайде. Следует обратить внимание учеников, что выбор должен быть обязательно аргументированным, по возможности нужно выслушать разные варианты аргументации и выбрать наиболее верный.

[слайд №4]

Изображены 3 тепловых явления, а движение собаки – это биологическое явление.

[слайд №5]

Изображены механические явления, связанные с движением тел, а свеча иллюстрирует тепловое явление.

[слайд №6]

Изображены световые явления, а испарение воды – это тепловое явление.

[слайд №7]

Изображены биологические явления, таяние снега – это тепловое явление.


После актуализации знаний о группах природных явлений, уместно задать вопрос сильным учащимся класса:

[слайд №8]

  • Как человек использует свои знания о магнитных и электрических природных явлениях в повседневной жизни?


Далее организуется фронтальная работа с классом по исправлению ошибок на слайдах.

[слайд №9]

Исправить орфографические ошибки, и комментарии к разным группам явлений. Уместно сначала обсудить с детьми их варианты, а затем продемонстрировать правильный.

[слайд №10]

Разноименные заряды притягиваются, нужно изменить направление движения.

[слайд №11]

Направление движения отрицательных зарядов изменяется, а оно всегда должно быть направлено друг от друга. Положительные заряды верно, отталкиваются.


Затем снова организуется индивидуальный опрос по вопросам на слайдах:

[слайд №12 - 13]


  • Что такое электрический ток?

  • Чем электрический заряд отличается от электрического разряда?

  • Какие вещества называются проводниками?

  • Какие вещества называются изоляторами?

  • Что такое магнит?

  • Что называется магнитным полем?





















В заключении учитель, вместе с учениками вспоминает правила пользования электроприборами.

[слайд №14]


Выставление оценок, комментарии ответов, качества подготовки класса к уроку.



Сегодня мы с вами продолжаем изучать природные явления. Запишите тему урока в тетрадях.

Цель нашего урока сегодня - выяснить, какие явления называются биологическими и химическими. А также пронаблюдать некоторые из этих явлений.

[слайд №15]


Но чтобы новые знания хорошо усваивались, нужно освежить наши умные головы: проведем физкультминутку.


Организуется музыкальная физкультминутка, которую может проводить как учитель, так и один из учеников.

[слайд №16]


Возвращаемся к работе.

Итак, что же такое химические явления? На этот вопрос вы должны ответить самостоятельно, а поможет вам в этом учебник. На работу у вас 3 минуты.

[слайд №17]


Затем организуется проверка записанного определения.

Химические явления - это явления, связанные с превращением веществ.





С химическими явлениями мы сталкиваемся постоянно в повседневной жизни. Можете ли привести примеры химических явлений?


Например, всем известное горение.

[слайд №18]


Что необходимо, чтобы протекала реакция горения?

При необходимости учитель задает уточняющие вопросы. По мере ответов на слайд выводятся необходимые условия горения.




Какими физическими явлениями сопровождается горение?


Еще одно химическое явление - это ржавление. Этой химической реакции подвержены металлические детали, при этом они теряют свой внешний вид, разрушаются, теряют прочность. Происходит ржавление под воздействием кислорода воздуха, который вступает в химическую реакцию с металлами и образует новые химические соединения.

[слайд №19]


Ребята, а что общего у химических явлений ржавления и горения?

[слайд №20]





В природе очень многие химические явления происходят с участием кислорода, подробнее с ними вы познакомитесь при изучении химии. А называются явления, происходящие с участием кислорода - окислением. Запишите этот термин в тетрадь.

[слайд №21]

Итак, мы уже знакомы с несколькими группами природных явлений, вы знаете их определения. Поэтому попробуйте сейчас сами, не пользуясь текстом учебника сформулировать, что такое биологические явления?


Обобщая предположения учащихся, учитель диктует точное определение.

Биологические явления - это явления, свойственные только живым организмам.


[слайд №22 - 25]

Далее учитель демонстрирует учащимся примеры биологических явлений: прорастание семени, развитие жука, распускание цветка, созревание плодов.


[слайд №26]

В конце следует упомянуть о том, что наука еще не объяснила все природные явления и поэтому их выделяют в отдельную группу «необъяснимые природные явления».


А теперь давайте пронаблюдаем химическое природное явление. Мы с вами будем не СМОТРЕТЬ, а НАБЛЮДАТЬ, т.е. смотреть так, чтобы увидеть что-то новое и важное, чтобы изучать предмет или явление.

Чтобы знать, на что обращать внимание, прочтите план наблюдения на стр. 95 учебника.

[слайд №27]



После ознакомления учащихся с планом наблюдения, организуется демонстрация горения свечи и ее затухания при накрывании банкой.


[слайд №28]

Затем ученикам предлагается описать, то, что они наблюдали. Время выполнения задания 7 минут.



В конце урока учитель выборочно собирает тетради для проверки, оценки могут быть выставлены по желанию учащихся, т.к. работа выполняется на закрепление нового материала.



[слайд №29]


Запишите в свои дневники домашнее задание § 23


Спасибо за работу на уроке!!!


Приветствие учителя.

Организация рабочих мест.

Используя учебник, записи в тетради повторяют тему «Электрические и магнитные явления»





По желанию отвечают на вопросы, оценивают ответы одноклассников.












Ищут лишнее природное явление, обосновывают свою точку зрения.

















Сильный ученик отвечает на данный вопрос.





Ищут ошибки, исправляют их.















Отвечают на вопросы учителя:

  • Направленное движение электрических зарядов в проводах.

  • Заряд может быть положительным или отрицательным, а разряд - это «искра» возникающая, между накопившимися зарядами

  • Это материалы, хорошо проводящие ток

  • Это материалы, не проводящие электрический ток.

  • Вещества и минералы, которые обладают свойством притягивать другие тела

  • Пространство, на которое распространяется действие магнита.


Называют правила пользования электроприборами.






Записывают тему урока.








Выполняют упражнения физкультминутки.







Читают текст учебника, на его основании формулируют и записывают определение в тетрадь.



Один из учащихся зачитывает определение по своей тетради, остальные проверяют свои записи.


Высказывают свои предположения.








Высказывают свои догадки: топливо - горючее вещество, источник огня - спички, и воздух.


Выделение тепла и света













Высказывают свои предположения, в итоге приходят к выводу, что общим является необходимость присутствия кислорода.


Записывают термин в тетрадь.





Высказывают свои предположения.






Записывают определение в тетрадь.





Слушают рассказ учителя, рассматривают иллюстрации на слайдах.













Знакомятся с планом наблюдения за демонстрационным опытом в учебнике


Наблюдают демонстрационный опыт




Описывают наблюдения по плану











Записывают домашнее задание в дневники.


Литература:

  1. Андреева Н.Д. Природоведение, 5 класс, Москва, Мнемозина, 2005

6


Nikolaeva_biologiy.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос