В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

"Имя существительное"imy suchestvitelnoe

Файл прикреплен к материалу: "Имя существительное"
Войдите для скачивания файлов

Тема: «Урок- повторение по теме «Имя существительное».

Цели:

систематизация признаков имени существительного как части речи;

развитие и коррекция внимания и памяти на основе выполнения упражнений;

воспитание формирования мировоззрения обучающихся.

Оборудования: компьютер, проектор, раздаточный материал, кроссворд, фразеологизмы в картинках.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И не досуг нам отвлекаться –

Будем усердно заниматься!


2. Сообщение темы, целей, задач урока.

Сегодня у нас не простой урок, а урок – соревнование.

На уроке вы покажете свои знания, умение работать в парах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но еще и товарищу помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы вашего коллектива. Итак, записываем число, тему урока. Работать будем по станциям. Кто вперёд и качественно выполнит задания, тот получит жетон (1 слайд):

1-я станция: «Описательная»

2-я станция «Словарно-орфографическая».

3-я станция: «Ловушка»

4-я станция: «Снеговик»

5-я станция «Подарки от Деда Мороза»

6-я станция: «Волшебные превращения»

7-я станция: «Практическая».

8-я станция: «Тесты»


3. Прежде проверим домашнее задание: Определить падежи имён существительных в фразеологических оборотах и составить с ними предложения.

В ежовых рукавицах – в большой строгости. – П.п.

Брать быка за рога – начинать действовать с самого главного.- Р.п., В.п.

Путаться под ногами – мешать. – Т.п.


4. Работа по теме:

1-я станция: «Описательная» - 2 слайд

- Посмотрите на иллюстрацию: какое время года изображено?

- Какие стихотворные строчки можете вспомнить о зиме?

- Составить рассказ, вставляя подходящие по смыслу слова - устно:

В деревне ... Шапки снега на …, на … , на крышах … . На рябине … . Ветки деревьев покрыты … . Ох и красота!

Вечер, тишина и … . Зима – это … !


- «Вставленные» слова на какой вопрос отвечают?

- К какой части речи относятся данные слова?

- Дайте определение имени существительному.


2-я станция «Словарно-орфографическая» - 3 слайд. Все слова – зимние.

На доске кроссворд – отгадавший записывает слово.

Словарно-орфографическая работа:


к

у

р

о

к



н

а

с

т


е

л

ь




и

н

е

й



с

н

е

г


п

о

с

и

д

е

л

к

и



с

а

н

к

и


м

о

р

о

з


с

н

е

г

и

р

ь


Заменить одним словом:

  1. Старинное название горки. (Курок).

  2. Заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели. (наст).

  3. Хвойное дерево, которое украшают под Новый год. (ель).

  4. Тонкий слой ледяных кристаллов, образующихся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности. (иней).

  5. Зимние атмосферные осадки (снег).

  6. Зимняя вечеринка молодёжи, сопровождающаяся каким – нибудь занятием. (посиделки).

  7. Зимняя повозка на полозьях. (санки)

  8. То же, что и холод. (мороз)

  9. Небольшая певчая птичка с красной грудью. (снегирь).

Какое слово получилось по вертикали? (КАЛЕНДАРЬ).

Дайте лексическое значение этого слова (Таблица или книжка с перечнем всех дней в году). Запишите это слово в тетради.

- Подберите однокоренные слова (календарь, календарик, календарный) – на листе проецируется.

- Составьте предложение с этим словом.

«Родина нашего календаря – далёкие берега Нила. Римский император Юлий Цезарь внёс в календарь исправления.

- А кто внёс изменения в новый календарь, узнаете имя, прочитав по одинаковым цветам букв. (римский папа Григорий 13) – 4 слайд.

3-я станция «Ловушка». – 5 слайд

Определить род имён существительных – устно.

Серебро, лес, коньки, звезда, ёлка, день, село.

Слово – ловушка: коньки (имеет форму только мн.ч.)

Напишите цифру один над словами, которые дают отрицательную характеристику человека; затем с теми, что характеризуют человека положительно, подчеркните, составьте небольшие предложения.

Лежебока, чистюля, хитрюга, непоседа, умница, трусишка.


4-я станция: «Снеговик» - письменно5 слайд. Детвора любит лепить Снеговика. Он у нас слепленный. Угадать нужно части тела снеговика по устаревшим словам.

Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:

Очи – глаза

Чело- лоб

Уста- губы

Ланиты - щёки.

Работа над эмоциями: потрогайте свои очи, какие они у вас красивые, ланиты –они у вас румяные. Полюбите себя, вашего соседа.


5-я станция: «Подарки от Деда Мороза» - устно – 6 слайд.

Нельзя представить Новый год без Деда Мороза. В старину Новый год начинался с 1 сентября. По приказу какого царя встречаем с 1 января? (Петра 1. – портрет показывается )

У Деда Мороза в мешочке находятся подарки. Ваша задача: по склонениям разложить предметные картинки – игрушки. На партах в конверте находятся предметные картинки. Разложить предметные картинки соответственно типу склонения.

Мышь, кукла, заяц, машина, ёж, шоколад, фонарик, тушь, мяч, ручка, тетрадь, панамка, свирель, брошь, маска.


6 -я станция: «Волшебные превращения»- устно.- 9 слайд.

- Мы будем превращать взрослых животных в маленьких .

ёж - ежонок

белка - бельчонок

лось - лосёнок

медведь - медвежонок

лиса – лисёнок

заяц - зайчонок

- Какие суффиксы нам помогали? (-онок, -ёнок)

- Как называется способ образования слов, с помощью которых мы образовали слова?

- На какие вопросы отвечают данные слова? (Кто?)

- Какой признак определяем у существительных по вопросам КТО? ЧТО? (одуш., неодуш.)

- С какой буквы пишутся эти слова? (Со строчной)

- Если бы медведя назвали Балу, написали бы с заглавной. Отсюда какой признак существительного вытекает? (Собственное, нарицательное)

- Итак, перечислите все морфологические признаки имени существительного (На листе проецируется)

- Какого детёныша не хватает на экране?

5. Физкультминутка.

Я мороза не боюсь (шагаем на месте)

С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши)

Подойдёт ко мне мороз (присели)

Тронет руки, тронет нос (показали руки, нос)

Значит, надо не зевать (хлопаем в ладоши)

Прыгать, бегать и играть (вокруг себя)


7-я станция: «Практическая» - письменно8 слайд.

Работа с учебником.

Стр. 115. Упражнение 190.

Объяснить орфограммы. 3-е предложение по членам разобрать.

Морфологический разбор слова «к земле» - сущ., н.ф. – земля, ж.р., 1 скл., нариц., неодуш., ед. ч., Д.п.


8-я станция: «Тесты» - письменно.- 10 слайд.

Проверяется взаимопроверкой.

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает:

а) действие, б) признак, в) предмет.

2. Найдите существительное 3 склонения:

а) кофе, б) молодёжь, в) картофель.

3. Найдите существительное, которое имеет форму только множественного числа:

а) чернила, б) небеса, в) поля.

4. Выделите существительное Д.п.

а) в деревне, б) по аллее, в) в инее.

5. Имя существительное изменяется по:

а) родам, б) лицам, в) числам.

6. Найдите существительное общего рода:

а) плакса, б) вещь, в) этаж.

7. Выберите неверно указанную форму мн. числа:

а) без чулок, б) много помидоров, в) нет местов.

8. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении: Берёзы украшают леса.

а) подлежащим, б) второстепенным членом предложения.

6. Обобщение, оценки.

- Сосчитайте. Сколько жетончиков набрали?

- Что нового узнали на уроке? Что показалось вам наиболее интересным на уроке? В чём затруднялись?

7. Д/З.: стр. 119. Задания 8-10.


1-я станция: «Описательная»

Составить рассказ, вставляя подходящие по смыслу слова:

В деревне ... . Шапки снега на … , на … , на крышах … . На рябине … . Ветки деревьев покрыты … . Ох и красота! Вечер, тишина и … .

Зима – это … !


2-я станция «Словарно-орфографическая»

Заменить одним словом:

  1. Старинное название горки.

  2. Заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели.

  3. Хвойное дерево, которое украшают под Новый год.

  4. Тонкий слой ледяных кристаллов, образующихся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.

  5. Зимние атмосферные осадки.

  6. Зимняя вечеринка молодёжи, сопровождающаяся каким – нибудь занятием.

  7. Зимняя повозка на полозьях.

  8. То же, что и холод.

  9. Небольшая певчая птичка с красной грудью.


3-я станция «Ловушка»

Определить род имён существительных

Серебро, лес, коньки, звезда, ёлка, день, село.


Напишите цифру один над словами, которые дают отрицательную характеристику человека; затем с теми, что характеризуют человека положительно, составьте небольшие предложения – письменно:

Лежебока, чистюля,непоседа, хитрюга, умница, трусишка.


4-я станция: «Снеговик»

Угадать нужно части тела снеговика по устаревшим словам.

Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:

Очи Щёки

Чело Рот

Уста Глаза

Ланиты Лоб


5-я станция: «Подарки от Деда Мороза»

У Деда Мороза в мешочке находятся подарки. Ваша задача: по склонениям разложить предметные картинки – игрушки. В конверте находятся предметные картинки. Разложить предметные картинки соответственно типу склонения.



1.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает:

а) действие, б) признак, в) предмет.

2. Найдите существительное 3 склонения:

а) кофе, б) молодёжь, в) картофель.

3. Найдите существительное, которое имеет форму только множественного числа:

а) чернила, б) небеса, в) поля.

4. Выделите существительное Д.п.

а) в деревне, б) по аллее, в) в инее.

5. Имя существительное изменяется по:

а) родам, б) лицам, в) числам.

6. Найдите существительное общего рода:

а) плакса, б) вещь, в) этаж.

7. Выберите неверно указанную форму мн. числа:

а) без чулок, б) много помидоров, в) нет местов.

8. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении: Берёзы украшают леса.

а) подлежащим, б) второстепенным членом предложения.






1.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает:

а) действие, б) признак, в) предмет.

2. Найдите существительное 3 склонения:

а) кофе, б) молодёжь, в) картофель.

3. Найдите существительное, которое имеет форму только множественного числа:

а) чернила, б) небеса, в) поля.

4. Выделите существительное Д.п.

а) в деревне, б) по аллее, в) в инее.

5. Имя существительное изменяется по:

а) родам, б) лицам, в) числам.

6. Найдите существительное общего рода:

а) плакса, б) вещь, в) этаж.

7. Выберите неверно указанную форму мн. числа:

а) без чулок, б) много помидоров, в) нет местов.

8. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении: Берёзы украшают леса.

а) подлежащим, б) второстепенным членом предложения.




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru