В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Конспект урока письма и развития речи 7 класс.doc (Урок "Знаки препинания при однородных членах предложения")

Наталья Сизикова Войдите для скачивания файлов

муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Краснинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, село Красное








Методическая разработка

урока письма и развития речи

в 7 классе

«Знаки препинания при однородных членах предложения»


по программе для специальных (коррекционных)

общеобразовательных учреждений VIII вида

под редакцией В.В. Воронковой

учебник Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская

«Русский язык 7 класс»













Составитель:

Сизикова Наталья Альбертовна, учитель письма и развития речи














Конспект урока письма и развития речи

7 класс


Тема урока. Знаки препинания при однородных членах.

Тип урока. Урок-закрепление знаний

Цель. Развитие коммуникативной функции речи учащихся старших классов c интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

  1. Образовательные:

- закреплять умение находить однородные члены в предложении, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;

- закреплять умение различать научный и художественный стили речи;

- закреплять умение развёртывать текст-описание на основе данного начала, по опорным словам, правильно употреблять предложения в структуре текста.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать устную и письменную речь обучающихся;

- развивать произвольное внимание, мыслительные процессы: обобщение, классификация на основе работы со словарными словами, сравнение – на основе работы с лексическим материалом;

3. Воспитательные:

- прививать интерес к предмету;

- воспитывать бережное отношение к родной природе;

- прививать интерес к творчеству Кузбасских поэтов.


Оборудование. Макет газеты, опорные карточки «Однородные члены предложения», карточки со стихотворением о весне, схемы однородных членов, карточки с текстом-описанием, разъёмная таблица-схема «Знаки препинания при однородных членах», карточки для определения стиля речи.


Ход урока


1. Орг. момент.

- Проверьте, всё ли готово к уроку?

- Ребята, на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.

- Сегодня у нас не простой урок. Наш урок превращается в редакцию школьной газеты.

А мы с вами – в редакторов, которые помогут сделать выпуск газеты грамотным и интересным.

  1. Словарная работа.

а) Учитель зачитывает народные приметы о весне. Обучающимся предлагается на слух найти в предложении словарное слово и записать его в тетрадь.

- Утром пасмурно – к обеду на небе высокие кучевые облака – жди завтра солнечную погоду.

- Воробьи сидят, нахохлившись – быть дождю.

- Чем раньше распустится берёзовый лист, тем теплее будет лето.

- Закуковала кукушка – морозам больше не бывать.

- Перед дождём жимолость облеплена насекомыми.

- На какую тему записанные вами слова? (Природа).

- Запишите слово природа в тетрадь.

б) Проверка правильности написания словарных слов по таблице.

- На какие две группы можно разделить эти слова? (слова, связанные с живой природой и с неживой природой)

- Какое из записанных словарных слово лишнее и почему?

(берёзовый).

- О каком времени года эти народные приметы? (о весне)

- Правильно, ребята. Выпуск нашей газеты будет посвящён весне.

(Выставляется 1 и 2 страница газеты) (Приложение 1).

  1. Повторение, актуализация знаний.

- Какую большую тему мы изучаем? (предложение).

- Рассмотрите 2 схемы и скажите, чем они отличаются друг от друга? (схемы записаны на доске)

1.

2.

(второе предложение с однородными членами).

- Догадайтесь, с какими предложениями мы будем работать сегодня на уроке?

(предложения с однородными членами).

- Правильно. Тема сегодняшнего урока «Знаки препинания при однородных членах».

Знакомство с задачами урока.

- В ходе урока мы вспомним, что такое однородные члены предложения, будем закреплять умение правильно расставлять знаки препинания при них. Будем работать с текстом.

- Вспомните, что такое однородные члены предложения?

(по опорным карточкам).

- Прочитайте стихотворение кузбасского поэта Александра Пинаева и найдите в нём однородные члены.

Ещё мороз в конце апреля,

А в майский день

В тайгу войдёшь –

Снег льётся с пихт,

И шум капели

Напоминает летний дождь.

Кора, хвоя набухли влагой,

Размок густой таёжный мох,

И пестрокрылая ватага

Такой творит переполох –

Трещит,

Звенит,

Свистит,

Щебечет!

Несётся гул издалека.

Там, в котловине,

Рвёт и мечет

Осатаневшая река.

- Как в данном стихотворении соединяются однородные члены? (без союзов и с помощью одиночного союза и).

- Подберите схемы соответствующие однородным членам и запишите предложения в тетрадь.

Набухли о, о.

Ватага о, о, о, о.

Река о и о

- С помощью, каких союзов ещё могут соединяться однородные члены? (с помощью союзов а, но).

- Дополните предложения однородными членами в соответствии с этими схемами:

Весеннее солнышко яркое, но ________.

- Вспомните и восстановите схему расстановки знаков препинания при однородных членах. (работа со схемой).

Знаки препинания при однородных членах


Запятая ставится Запятая не ставится

Схема Схема

Схема

Схема

(Выставляется третья страница газеты)

  1. Физминутка.

- релаксационная пауза под музыку.

- зарядка для глаз (по методике Д.Б. Базарного).


  1. Работа над текстом.

- Прочитайте текст на карточках.

Зацвела ива – гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё голые серые. Ива среди низ, как букет, да не простой а золотой. Ива – лиственное растение. Каждый ивовый барашек – пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится.

(по В. Бианки)

- Найдите в тексте предложения с однородными членами.

- Расставьте в карточке знаки препинания в соответствии со схемой.

- К какому типу относится данный текст? Докажите свою мысль. (Текст-описание, так как описывается предмет. Можно задать вопрос: ива какая? Можно подобрать картинку ивы) (Приложение 2).

- Найдите в тексте сравнения. (Ива как букет, барашки как цыплята).

- Можем ли мы понять, нравится автору ива или нет?

- К какому стилю речи можем отнести это описание: к научному или художественному? Докажите.

(художественное, так как автор выражает своё отношение к иве, сравнивает иву с букетом, ивовые барашки - с цыплятами.)

- Какое предложение не совсем подходит к художественному описанию? (4).

- Выберите подходящий заголовок к тексту: «Ива», «Золотой куст».

- Запишите исправленный текст в тетрадь. (1 человек пишет на карточке).

- Найдите по описанию среди картинок цветущую иву. Что помогло вам её узнать?

(Выставляется четвёртая страница газеты)

6. Самостоятельное составление текста-описания весеннего цветка

по данному началу, концу и опорным словам.

- Ребята, мы подошли к самому сложному и ответственному заданию.

Вы, наверное, не раз видели, как люди, соскучившись за зиму по ярким краскам и приятным запахам, весной срывают только что распустившиеся цветы, чтобы недолгое время полюбоваться ими, а потом выбросить, ведь век сорванного цветка так недолог.

Нам нужно составить для нашей газеты текст-описание весеннего цветка. Так, чтобы, этот текст не просто рассказал о цветке, а тронул души людей. Чтобы каждый человек, прежде чем сорвать цветок, сначала задумался: «А стоит ли это делать?».

Послушайте стихотворение и догадайтесь, описание какого весеннего цветка мы должны составить.

Белые жемчужины прилепились в ряд

К стебелёчку тонкому. Дарят аромат.

В мае распускается и цветёт в лесу.

Даже Книга Красная бережёт красу.

И лисичка рыжая рядышком пройдёт,

Белый и душистый цветик не сомнёт.

- Рассмотрите таблицу. В каком столбике даны слова и выражения для описания предмета в научном

стиле, а в каком – для художественного описания?

Предмет

.стиль

стиль

Ландыш




травянистое растение;

продолговатые листья;

тонкий стебель;

в виде колокольчиков.

в лесной глуши; расцветает;

прячется;

от посторонних глаз;

крупные гладкие

блестящие;

выглядывает, тоненький

белые воздушные

как на ниточках,

жемчужинки, дрожат.

- Как вы думаете, в каком стиле мы должны описывать цветок, чтобы достичь своей цели?

(в художественном стиле).

- Оставьте строку для заглавия.

- Запишите начало текста в тетрадь. Как запишем начало текста? (с красной строки).

С приходом весны всё оживает.






- Распределите опорные слова соответственно частям цветка.


Что делает? Где? От чего?

1. ландыш расцветает в лесной глуши


2. хрупкий цветок прячется от посторонних лаз


У чего? Какие?

3. листья у цветка крупные гладкие блестящие

у него


Какой? Что делает? Между чем?

4. стебель тоненький выглядывает между листьями

стебелёк


Какие? Что делают? Как? На чём?

5. цветки белые дрожат как на ниточках на стебельке

жемчужинки на нём


- Составьте предложения устно по опорным словам.

- Запишите основную часть. Как запишем? (с красной строки).

- Запишите заключение (с красной строки).

Эти хрупкие цветы украшают лес. Не рви их.

- Как можно озаглавить наш текст? Запишите заголовок.

(1 человек пишет на карточке).

- Прочитайте текст, который у вас получился.

- Как вы думаете, справились ли мы с задачей?

(Текст прикрепляется на страницу газеты).

  1. Итог урока.

- С какими предложениями работали на уроке?

- При помощи чего могут соединяться однородные члены?

- В каком стиле учились составлять текст на уроке?

- Чему научил вас этот урок?

10. Домашнее задание:


Упр. 323, стр. 246.

Разбор домашнего задания.


  1. Выставление оценок с комментированием.


Литература:

  1. С.Ю. Ильина «Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием».

  2. А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания».

  3. Л.И. Соловьёв «География Кемеровской области. Природа».











Приложение 1































































































































































































































Приложение 2
































Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru