В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок окружающего мира в 4 классе «Посмотри в своё зеркало»

Татьяна  Повилайтис Татьяна Повилайтис
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234  голосов:10    просмотров: 11203    комментариев: 4
Краткое описание
Тема: Посмотри в своё зеркало.
Форма: Интегрированный урок (окружающий мир, психология)
Класс: 4 (ОС «Школа 2100»)
Учебник: Вахрушев А. А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»)
Технология: проблемно-диалогическое обучение
Цели:
- дать понятие о собственном внутреннем мире ребёнка;
- учиться определять внешность человека от внутреннего духовного мира    личности;
- учиться определять, какие наши действия могут задеть внутренний духовный мир другой личности;
- формировать социальные компетенции, основанные на волевом усилии, эмпатии и толерантности;
- способствовать формированию адекватной самооценки.

Описание
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок окружающего мира в 4 классе

 

«Посмотри в своё зеркало»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Учитель начальных классов 
     первой квалификационной 
категории Повилайтис Т.В.,
  Педагог-психолог 
высшей квалификационной 
    категории Ускова Л.В.

 

 

г. Усть-Илимск
Иркутской области
2011
 
 
Тема: Посмотри в своё зеркало.

Форма: Интегрированный урок (окружающий мир, психология)
Класс: 4 (ОС «Школа 2100»)
Учебник: Вахрушев А. А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»)
Технология: проблемно-диалогическое обучение

Цели:

  — дать понятие о собственном внутреннем мире ребёнка;
  — учиться определять внешность человека от внутреннего духовного мира    личности;
  — учиться определять, какие наши действия могут задеть внутренний духовный мир другой личности;
— формировать социальные компетенции, основанные на волевом усилии, эмпатии и толерантности;
— способствовать формированию адекватной самооценки.
 
 
Ход урока.

1. Организационный момент. (психолог)

Цель: создание единого психологического пространства.
·<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>     Приветствие. 

Сегодня мы проведем необычное приветствие. Нам помогут эмоции и чувства. Что такое эмоции? Что вы знаете о чувствах?
·<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>     Комплимент по кругу (дети касаются ладонью стоящего рядом и говорят ему приятные слова или пожелание)

·<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>     «Свет мой зеркальце, скажи» (дети мимикой, движениями рук, беззвучными эмоциями изображают действия по тексту) 

Сегодня утром я проснулся грустный — день был пасмурный. Еще вспомнил, что не все стихотворение выучил. Сделал зарядку — стал бодрее, умылся — на душе стало веселее. Посмотрел на термометр — а там 12 градусов. Ура! Сегодня пойдем всем классом на каток. И вдруг стихотворение само собой вспомнилось. Я к урокам готов. Друг ждет меня на улице, чтобы вместе идти в школу. Какой замечательный денек! 
·<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>     Упражнение «Встаньте те, кто…»

Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Психолог дает задание:
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> встаньте те, кто любит бегать;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> поднимите вверх руки те, кто любит сладкое;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> хлопните в ладоши те, кто любит смотреть мультфильмы;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> присядьте на корточки те, у кого есть сестра;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> топните ногой те, кто любит гулять под дождем;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> поднимите правую руку вверх те, кто любит петь, рисовать;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> улыбнитесь те, кто любит  играть на ПК;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> те, кто любит рисовую кашу, покажите левую ладонь.
2. Постановка проблемы (учитель).

— В старину театральную маску называли «личина» — от слова «лик», «лицо». 
— Сравните слова «лицо», «личина», «личность». Что можете о них сказать?
(Они похожи)

— Вот и Анюта так думала, пока с ней не произошёл один случай.
(Читают по ролям диалог Анюты и Миши на  стр. 12 подготовленные дети).
Что не сможет увидеть без зеркала Анюта? (Своё лицо)

— Что, по словам Доктора, остаётся у Анюты и без зеркала?  (Личность)

(На доске открывается запись: «Лицо» …«Личность») 

— Поставьте себя на место Анюты – какой вопрос к Доктору у вас возникает?
(В чём разница выражений – «лицо человека» и «личность человека»?)

Запись проблемного вопроса на доске: «Лицо»? «Личность».

3. Актуализация опорных знаний.

а) Работа с рисунками на стр.12.

— Определите, в каком случае говорится о внешности человека, а в каком — об особенностях его внутреннего мира.
(Говоря о лице, мы говорим о внешности человека, а говоря о личности – о его внутреннем мире, т.е. «какой он?»)

б) Приём «знаем – не знаем».

— Обратимся к нашему приёму «знаем – не знаем».
Знаем 
Не знаем
 
 

— Вспомните, какие признаки отличают одного человека от другого?
(Врождённые и приобретённые признаки)

— От чего зависит, какими будут наши черты лица?
(От родителей, потому что внешность определяется врождёнными признаками)

Запись в левый столбик таблицы.

Знаем 
Не знаем
Черты лица – врождённые признаки.
 

— А знаете ли вы, какими признаками, врождёнными или приобретёнными, определяется личность человека? (Выслушать версии детей и сделать запись в правый столбик таблицы).  
Знаем 
Не знаем
Черты лица – врождённые признаки.
Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других?

4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

а) Личность человека (работа в группах).

(Каждая группа получает по две карточки, с записанными фразами)

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  У него очень длинный нос

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  У неё красивые глаза

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  У него очень смешные уши

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  У моей сестры на щеках ямочки

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Мой друг любит весёлые выдумки

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Моя сестра любит хвастаться

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Мой брат – талантливый музыкант

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  У этой девочки «длинный» язык, часто говорит то, чего не видела

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Моя подруга любит читать книги

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Я всегда выполняю свои обещания

— Определить, в каких фразах говорится о лице, а в каких   — о личности человека. Расположите их на доске в две колонки (под таблицей).
( Представители групп вывешивают фразы по колонкам).

— Посмотрите на фразы, в которых говорится о личности человека. Человек уже с рождения умеет придумывать шутки? (Это приобретённое качество)
— Человек уже рождается хвастунишкой? (Это приобретённое качество)
— Талантливым музыкантом человек становится от рождения? 
( Выслушать версии детей)  .

— Конечно, научиться играть на музыкальном инструменте можно только живя в обществе. Но талант к музыке – качество врождённое и есть не у всех.
— Что вы можете ответить на вопрос таблицы: «Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других?» (вопрос можно обсудить в группе)
Вывод: Личность человека отражает его внутренний мир: его собственные интересы, знания, мысли, убеждения, переживания. Но врождённые признаки тоже могут влиять на личность человека, например: особенности телосложения, способности.

5. «Мой внутренний мир» (психолог).

§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Рисование на тему
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Обсуждение рисунков
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»>  Проигрывание ситуаций
Цель: формировать адекватные формы поведения.
     Психолог предлагает разыграть следующие ситуации:

-Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
-Твой друг попросил у тебя твою игрушку, а отдал ее сломанной. Что ты будешь делать?
-Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.
6. Подведение итогов.

— Вернёмся к основному вопросу нашего урока: «Лицо»? «Личность» (Работа в группах).

Вывод: лицо даётся нам от рождения, а личность – это сочетание врождённых и приобретённых качеств человека.

— Наиболее важными характеристиками личности являются сознание (умение мыслить самостоятельно и самому принимать решение) и воля (способность человека управлять своими желаниями, мыслями и поступками).
7. Рефлексия.

— Что нового узнали?
— Какие чувства испытывали?
Д/З с. 12-15 читать, разобрать вопросы. Р/Т с. 4 №1,2. 


Ссылка на материал: перейти
Пожаловаться 24 октября 2011
Файлы
Интегрир. урок Посмотри в своё зеркало.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»













Урок окружающего мира в 4 классе


«Посмотри в своё зеркало»



















Учитель начальных классов

первой квалификационной

категории Повилайтис Т.В.,

Педагог-психолог

высшей квалификационной

категории Ускова Л.В.



г. Усть-Илимск

Иркутской области

2011



Тема: Посмотри в своё зеркало.

Форма: Интегрированный урок (окружающий мир, психология)

Класс: 4 (ОС «Школа 2100»)

Учебник: Вахрушев А. А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»)

Технология: проблемно-диалогическое обучение

Цели:

- дать понятие о собственном внутреннем мире ребёнка;

- учиться определять внешность человека от внутреннего духовного мира личности;

- учиться определять, какие наши действия могут задеть внутренний духовный мир другой личности;

- формировать социальные компетенции, основанные на волевом усилии, эмпатии и толерантности;

- способствовать формированию адекватной самооценки.


Ход урока.

1. Организационный момент. (психолог)

Цель: создание единого психологического пространства.

  • Приветствие.

Сегодня мы проведем необычное приветствие. Нам помогут эмоции и чувства. Что такое эмоции? Что вы знаете о чувствах?

  • Комплимент по кругу (дети касаются ладонью стоящего рядом и говорят ему приятные слова или пожелание)

  • «Свет мой зеркальце, скажи» (дети мимикой, движениями рук, беззвучными эмоциями изображают действия по тексту)

Сегодня утром я проснулся грустный - день был пасмурный. Еще вспомнил, что не все стихотворение выучил. Сделал зарядку - стал бодрее, умылся - на душе стало веселее. Посмотрел на термометр - а там 12 градусов. Ура! Сегодня пойдем всем классом на каток. И вдруг стихотворение само собой вспомнилось. Я к урокам готов. Друг ждет меня на улице, чтобы вместе идти в школу. Какой замечательный денек!

  • Упражнение «Встаньте те, кто…»

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Психолог дает задание:

  • встаньте те, кто любит бегать;

  • поднимите вверх руки те, кто любит сладкое;

  • хлопните в ладоши те, кто любит смотреть мультфильмы;

  • присядьте на корточки те, у кого есть сестра;

  • топните ногой те, кто любит гулять под дождем;

  • поднимите правую руку вверх те, кто любит петь, рисовать;

  • улыбнитесь те, кто любит играть на ПК;

  • те, кто любит рисовую кашу, покажите левую ладонь.

2. Постановка проблемы (учитель).

- В старину театральную маску называли «личина» - от слова «лик», «лицо».

- Сравните слова «лицо», «личина», «личность». Что можете о них сказать?

(Они похожи)

- Вот и Анюта так думала, пока с ней не произошёл один случай.

(Читают по ролям диалог Анюты и Миши на стр. 12 подготовленные дети).

- Что не сможет увидеть без зеркала Анюта? (Своё лицо)

- Что, по словам Доктора, остаётся у Анюты и без зеркала? (Личность)

(На доске открывается запись: «Лицо» …«Личность»)

- Поставьте себя на место Анюты – какой вопрос к Доктору у вас возникает?

(В чём разница выражений – «лицо человека» и «личность человека»?)

Запись проблемного вопроса на доске: «Лицо» ? «Личность».

3. Актуализация опорных знаний.

а) Работа с рисунками на стр.12.

- Определите, в каком случае говорится о внешности человека, а в каком - об особенностях его внутреннего мира.

(Говоря о лице, мы говорим о внешности человека, а говоря о личности – о его внутреннем мире, т.е. «какой он?»)

б) Приём «знаем – не знаем».

- Обратимся к нашему приёму «знаем – не знаем».

Знаем

Не знаем



- Вспомните, какие признаки отличают одного человека от другого?

(Врождённые и приобретённые признаки)

- От чего зависит, какими будут наши черты лица?

(От родителей, потому что внешность определяется врождёнными признаками)

Запись в левый столбик таблицы.

Знаем

Не знаем

Черты лица – врождённые признаки.


- А знаете ли вы, какими признаками, врождёнными или приобретёнными, определяется личность человека? (Выслушать версии детей и сделать запись в правый столбик таблицы).

Знаем

Не знаем

Черты лица – врождённые признаки.

Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других?

4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

а) Личность человека (работа в группах).

(Каждая группа получает по две карточки, с записанными фразами)

  • У него очень длинный нос

  • У неё красивые глаза

  • У него очень смешные уши

  • У моей сестры на щеках ямочки

  • Мой друг любит весёлые выдумки

  • Моя сестра любит хвастаться

  • Мой брат – талантливый музыкант

  • У этой девочки «длинный» язык, часто говорит то, чего не видела

  • Моя подруга любит читать книги

  • Я всегда выполняю свои обещания

- Определить, в каких фразах говорится о лице, а в каких - о личности человека. Расположите их на доске в две колонки (под таблицей).

( Представители групп вывешивают фразы по колонкам).

- Посмотрите на фразы, в которых говорится о личности человека. Человек уже с рождения умеет придумывать шутки? (Это приобретённое качество)

- Человек уже рождается хвастунишкой? (Это приобретённое качество)

- Талантливым музыкантом человек становится от рождения?

( Выслушать версии детей) .

- Конечно, научиться играть на музыкальном инструменте можно только живя в обществе. Но талант к музыке – качество врождённое и есть не у всех.

- Что вы можете ответить на вопрос таблицы: «Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других?» (вопрос можно обсудить в группе)

Вывод: Личность человека отражает его внутренний мир: его собственные интересы, знания, мысли, убеждения, переживания. Но врождённые признаки тоже могут влиять на личность человека, например: особенности телосложения, способности.

5. «Мой внутренний мир» (психолог).

  • Рисование на тему

  • Обсуждение рисунков

  • Проигрывание ситуаций

Цель: формировать адекватные формы поведения.

Психолог предлагает разыграть следующие ситуации:

-Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.

-Твой друг попросил у тебя твою игрушку, а отдал ее сломанной. Что ты будешь делать?

-Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.

6. Подведение итогов.

- Вернёмся к основному вопросу нашего урока: «Лицо» ? «Личность» (Работа в группах).

Вывод: лицо даётся нам от рождения, а личность – это сочетание врождённых и приобретённых качеств человека.

- Наиболее важными характеристиками личности являются сознание (умение мыслить самостоятельно и самому принимать решение) и воля (способность человека управлять своими желаниями, мыслями и поступками).

7. Рефлексия.

- Что нового узнали?

- Какие чувства испытывали?

Д/З с. 12-15 читать, разобрать вопросы. Р/Т с. 4 №1,2.


Обсуждение материала
  • Любовь Ускова
    21 ноября 201108:32
    Любовь Ускова

    Проведение интегрированных уроков дает возможность решить сразу несколько задач разными специалистами. Когда участвует в проведении урока психолог- создается совершенно иной настрой, иной эмоциональный фон. спасибо за разработку.

  • Наталия Ларина
    22 ноября 201110:50
    Наталия Ларина

    Очень интересное занятие, важно , что занятие по данной теме проводится совместно с психологом. Большое спасибо за урок!

  • Виктория Россинская
    27 ноября 201113:52
    Виктория Россинская

    Хорошая практическая разработка занятия: достаточно важные, непростые психолого-социальные вопросы рассматриваются на доступном ученикам уровне. Реализован деятельностный подход, организована работа в группах, есть опора на личностный опыт учащихся.

  • Татьяна Бобок
    14 декабря 201117:20
    Татьяна Бобок

    Урок очень интересный. Очень редко встречаются интегрированные уроки совместно с психологом. Большое спасибо за интересную разработку урока! Успехов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru