Урок МХК: Критический реализм во французской живописи 19 века (8 класс)
Тема урока: Критический реализм во французской живописи 19 века.
Цель: Познакомить учащихся с представлением о критическом реализме, проанализировать творчество наиболее ярких представителей этого художественного направления в изобразительном искусстве
XIX века: Оноре Домье, Гюстава Курбе, Жана Франсуа Милле.
Выяснить, на что хотели обратить внимание общества художники – реалисты своими картинами.
Доказать, что реалистическое искусство стремившееся к точному отображению окружающего, невольно обличало буржуазную действительность
Научиться понимать произведения искусства и передавать свои о них впечатления.
Оборудование урока: мультимедийная установка;
Репродукции картин Домье:
Репродукции картин Милле:
Репродукции картины Курбе
Вводное слово учителя
Грохотом пушек и дымом сражений начался во Франции XIX век.
Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные задачи, объединяясь в различные направления. Некоторые из них мы уже изучили. А на этом уроке познакомимся ещё с одним художественным направлением в изобразительном искусстве и проанализируем творчество наиболее ярких представителей этого направления.
А сейчас посмотрите на таблицу и определите, какое направление в искусстве описано в каждой из колонок.
Классицизм. |
Романтизм. |
|
Стиль в искусстве X VII - начала XIX века, ознаменовавший возвращение к античному наследию как норме и идеальному образцу. |
Стиль в искусстве конца 18 и первой половины 19 века - возник как реакция на рационализм общественного сознания. Классицизму, с его культом разума и идеей долга перед государством, противопоставил стремление к безграничной свободе личности и её духовному самосовершенствованию. |
|
Слайды
-
Никола Пуссен. (классицизм)
-
« Танец под музыку времени».
2.Эжен Делакруа. (романтизм)
-
«Гамлет и Гораций на кладбище» 1839г.
-
«Охота на львов в Марокко». 1854г.
-
«Свобода, ведущая народ» («28 июля 1830 года», «Свобода на баррикадах»
3.Теодор Жерико (романтизм)
-
«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущей в атаку» 1812.Лувр. Париж.
-
«Плот «Медузы»»
Учитель. Следующее задание на самоконтроль. Соотнесите соответствие между элементами данной картины.
А) Чарльз Диккенс |
1) «Отверженные» |
Б) Александр Дюма |
2) «История Оливера Твиста» |
В) Виктор Гюго |
3) «Собор Парижской богоматери» |
Г) Теодор Жерико |
4) «Три мушкетера». |
|
5) Плот «Медузы» |
Учитель.
А теперь проверьте свои ответы и скажите, сколько ошибок вы допустили.
Ответы. А) 2
Б) 4
В) 1,3
Г) 5
Учитель. Ребята, мы познакомились с творчеством представителей романтизма. Чьё творчество вам больше всего запомнилось и понравилось?
Примерные ответы учащихся.
-
А.Дюма
-
В.Гюго
-
Женщины-писательницы
-
Ч.Диккенс
-
Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ».
Учитель. А теперь посмотрите на эти картины и скажите, к какому известному вам художественному стилю они относятся?
Слайд. Картины Жана Франсуа Милле. (Реализм)
Анализ картин.
«Чесальщица шерсти»
«Крестьянин разбрасывает сено»
«Землекопы»
(На картинах показан без прикрас тяжелый физический труд).
Учитель. Если классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, то художники, с творчеством которых мы сегодня познакомимся, сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами. Именно они своим творчеством ознаменовали появление нового направления в искусстве – реализма.
Определение записываем в третью колонку таблицы.
Слайд. Реализм.
Стиль в искусстве, ставящий перед собой задачу дать наиболее полное, адекватное отражение действительности.
Как вы думаете, от какого слова произошло это название? (реальный, настоящий)
Учитель. Ребята, скажите, какое общество приходит на смену традиционному обществу? (Индустриальное общество).
Учитель. Этот процесс был мирным? ( Он сопровождался войнами, революциями, восстаниями)
Учитель. Это было время изменения социального состава общества и острых противоречий между различными его слоями, время формирования новых ценностей общества. В этом изменившемся мире романтический герой не находит своего места. Реалисты рассматривают своих героев как порождение общества, в котором столько уродливых тайных и явных пороков. И своему искусству художники отводили роль критика этого общества. Поэтому это новое творческое направление ещё называют критическим реализмом.
Крупнейшими представителями реализма во Франции являются Гюстав Курбе, Оноре Домье, Фердинанд Милле.
История реализма как направления в искусстве связана с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой. Барбизон — деревня, куда съезжались художники для написания сельских пейзажей. Они открыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян, что явилось освоением реальности и стало новизной в искусстве.
Ключевой фигурой во французском реалистическом искусстве, бесспорно, является Гюстав Курбе.
Выступление учащегося с опережающим заданием о творчестве Курбе.
(Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 г. в небольшом городке Орнане, на границе со Швейцарией.
Однако систематического художественного образования Курбе не получил. С 1839 г. юноша жил в Париже, копировал картины старых мастеров в Лувре.
В 1848 году во Франции произошла буржуазно-демократическая революция, свергнувшая буржуазную Июльскую монархию и установившая. Вторую республику (1848—52 гг.). Курбе принял сторону восставших, хотя и не участвовал в боевых действиях. В том же году в Салоне Курбе выставил сразу десять своих картин, которые были встречены весьма благосклонно.
Революционные события 1848 г., свидетелем которых был Курбе, во многом предопределили демократическую направленность его творчества
Стремление раскрыть поэзию повседневной жизни и природы французской провинции приводит Курбе к созданию монументальных, проникнутых реалистическим пафосом полотен
В 1871 г. во время Парижской Коммуны Курбе возглавлял комитет, постановивший снести Вандомскую колонну как символ монархии. Вандомская колонна была сооружена в честь победы Наполеона I под Аустерлицем.
После падения Коммуны Курбе был арестован и приговорен к тюремному заключению. Художник был вынужден бежать из Франции. Последние годы жизни он провел в Швейцарии. Умер Курбе 31 декабря 1877)
Учитель. Наступил момент познакомиться с картинами этого художника.
Слайд.
Гюстав Курбе.
1.
Дробильщики камней.
Учитель. Что мы видим на картине. Какие персонажи?
Примерное описание картины.
(На одной стороне картины изображен старик, он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани вся в заплатах, из когда- то голубых порванных носков и лопнувшей снизу обуви торчат пятки. В таких же лохмотьях изображен и его юный напарник. Ему очень тяжело, это видно по его позе. Эта картина является олицетворением нищеты)
2. Полотно «Похороны в Оране» без сомнения принадлежит к числу самых выдающихся работ Курбе. Главное в картине – отношение к происходящему. Как люди изображенные на картине, относятся к церемонии погребения?
(Священник монотонно читает молитву, Могильщик, для которого похороны – повседневная работа, повернул голову к священнику, словно вопрошая: когда же ты кончишь говорить? Единственные, кому не безразлично происходящее, - старики, участники Великой Французской революции. Это видно по лицам, всецело поглощенным думами о жизненном пути своего товарища. Сражаясь за республику, эти старики знали, ради каких идеалов стоит жить, поэтому смерть не страшна, если жизнь прожита достойно. И художник сознательно, в композиции,
сделал акцент именно на них).
Учитель. В 1849 году в Барбизоне поселился Жан Франсуа Милле. Выступление учащегося с опережающим заданием о творчестве Милле.
( Он родился в Нормандии. Живописи учился в Париже. Сначала писал портреты, потом обратился к пейзажу и стал подлинным поэтом сельской Франции. Он рисовал крестьян, которые засевают поле, рубят дрова или делают бочки. Одним из любимых персонажей Милле стала крестьянка, кормящая ребенка кашей, пасущая гусей или несущая тяжелую вязанку хвороста.)
Учитель. Так почему же Жан Франсуа Милле в своем творчестве изображал сельских тружеников? Давайте познакомимся с некоторыми его картинами и тогда мы сможем ответить на этот вопрос.
Учитель. В письме своему другу Милле писал: «Вы сидите под деревьями, испытывая, приятное чувство покоя… и вдруг вы замечаете, что на тропинку выходит несчастная фигура, нагруженная вязанкой хвороста. Неожиданность появления этой фигуры всегда вас поражает и мгновенно направляет мысль на печальный удел человечества – усталость».
Одна из лучших картин Милле, гордость Лувра, изображает собирательниц колосьев.
Кого Милле изобразил на этой картине?
( Бедных женщин, которых пускали на уже сжатое поле собирать оставшиеся на нем колосья. На фоне уходящей к горизонту равнины в плавном, медленном ритме они наклоняются и распрямляются. Очертания фигур перекликаются со скирдами хлеба на заднем плане, чем подчеркивается ничтожность того, что досталось на долю этих бедных женщин. Используемые тона дают ощущение глубины, делая фигуры объемными. Без этого изображение выглядело бы плоским.
Учитель. Ещё одна прославленная эти художником картина «Человек с мотыгой».
Кто изображен на этой картине?
Милле изобразил наёмного рабочего, подавленного и искалеченного непосильным трудом. Крупная одинокая фигура на фоне все того же бескрайнего поля обладала монументальностью и делала картину почти символической. Официальный критик писал: «Вообразите чудище без черепа, с потухшим взглядом, с оскалом идиота, стоящее криво, как огородное пугало, среди поля. Никакой свет интеллекта не очеловечивает этого дикаря на отдыхе. Что он собирается делать – работать или убивать?» Милле защищался от обвинений, объясняя , что он тоже не слеп к красоте природы: «Я очень хорошо вижу ореолы одуванчиков и солнце, стоящее очень высоко над землей, царящее в облаках. Но не хуже я вижу и дымящуюся равнину, работающих лошадей и на каменистом участке земли, измученного человека, хриплое дыхание которого слышится с утра, который пытается распрямиться на мгновение, чтобы вздохнуть. Драма совершается среди совершенства окружающего мира»
Учитель Милле любил природу и говорил про себя: «Я родился крестьянином, крестьянином и умру»
Какова основная тема работ Милле?
(Художник изображает крестьян, доведенных до полного физического истощения).
Учитель. Слова «покой» и «тишина» как нельзя лучше характеризуют картины Милле. На них мы видим крестьян, по преимуществу, в двух положениях. Они или поглощены работой, или отдыхают от нее. Но это не «низкий» жанр. Образы крестьян величественны и глубоки. Художник говорил, что «обращается к обыденному, чтобы выразить возвышенное».
Его живопись, прежде всего, выражает веру в благородство простых людей, в достоинство и ценность их повседневного физического труда. Стиль Милле – трезвый реализм, появившийся в середине 19 в. в Жан Франсуа Милле нашел свое призвание в изображении картин сельского быта. Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.
Учитель. Исторические события, происходившие во Франции начиная с революции 1830 г. и кончая Парижской коммуной, франко-прусской войной, нашли отражение в творчестве художника Оноре Домье.
Выступление учащегося с опережающим заданием о творчестве Оноре Домье.
(Жизнь Домье пришлась на одну из самых бурных страниц истории Франции: в трех революциях — 1830, 1848 и 1870 года — нация отстаивала свое право на Свободу, Равенство и Братство. Однако лишь после посмертных выставок Домье был признан выдающимся живописцем. В картинах он изображал свой любимый Париж, его скромных обитателей, которые ходят по улицам пешком, а не ездят в каретах, в театре теснятся на галерке, в поездах заполняют вагоны третьего класса. Они купаются в Сене прямо с набережных и тут же полощут белье, толпятся у витрин или сбегаются поглазеть на бродячих комедиантов. Но, если их заденут за живое, если власти слишком нагло начинают давить на их права, они, не задумываясь, начинают строить баррикады)
Слайд. «Вагон третьего класса»
Учитель. В «Вагоне 3-го класса» (1863—1865, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) Домье предстает как бы одним из пассажиров. Он всматривается в лица, воспринимая бытие каждого человека как особый мир, и пытается понять его. Поэтому так выразительно лицо старой женщины на переднем плане, ушедшей в воспоминания; задумчиво смотрит молодая мать на спящее у нее на руках дитя и т. д.
Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. В людях, тяжелым трудом зарабатывающих свой хлеб, Домье подчеркивает чувство спокойного достоинства. Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Домье жил на набережной острова Сен-Луи, и каждый день мог наблюдать женщин с тяжелыми узлами мокрого белья, поднимающихся на набережную. Одна из них, крепкая, сильная, терпеливо и заботливо помогает малышу преодолевать крутые ступени лестницы. Какие чувства вызывает эта картина у вас? К чему привлекает внимание общества художник этой картиной?
Ответы учащихся
Слайд «Прачки»
Последние годы жизни мастера отданы в основном, живописи, которая приобретает более глубокий философский смысл. В течение многих лет художника влечет тема «Рыцаря печального образа». Какого литературного героя называют рыцарем печального образа. Кто написал произведение о подвигах Дон Кихота? (Мигель Сервантес). Что искал и какие поступки совершал Дон Кихот, скитаясь по земле? ( Искал добро и справедливость. Помогал униженным и обездоленным людям)
Целая серия картин посвящена Дон Кихоту и Санчо Пансе. Почему Домье обратился именно к этому литературному герою? ( Отсутствие сострадания к людям, мало людей, которые бескорыстно совершают благородные поступки)
Цикл, посвященный героям романа Сервантеса, — это не иллюстрация общеизвестных сюжетов, а философские раздумья о жизни, о роли художника. Возможно, Домье не раз приходила в голову мысль: надо быть Дон Кихотом, чтобы верить в то, что средствами искусства можно победить силы зла, а ведь именно этим художники - реалисты занимались всю жизнь.
Подведение итогов.
Учитель.
-
Ребята, назовите имена художников, с чьим творчеством мы сегодня познакомились
(Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле, Оноре Домье)
-
К какому художественному стилю относится творчество этих художников? (к реализму)
-
Почему? Потому, что эти художники сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами.
Художники ставили перед собой задачу наиболее полно отразить действительность.
Д/З. &7 стр.53-56.Описывая сюжеты картин, подготовить сравнительный анализ известных вам художественных направлений в искусстве.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Монотипия как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»