В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Система Л.В. Занкова

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Система Л.В. Занкова

Екатерина Александрова
Тип материала: Программа
просмотров: 7912

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
пояснительная записка окружающий мир.doc Скачать

Окружающий мир

Пояснительная записка

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучениязначительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человекагражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.

Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественнонаучных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.

Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоциональноценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

-формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

-в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени;

- работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

-освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

-воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;

-воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.

От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека изпод власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

Этот подход к развитию содержания сохраняется и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа жизнь человека развитие общества. Ознакомление со строением Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.

Дальнейшее развитие курса в 3 и 4 классах продолжает эти линии, но на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса, в том числе сведения о солнечной тепловой энергии, о наличии воды на разных территориях Земли и т.д., подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с нашими предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира.

Содержание курса в 4 классе следующий этап познания человеком окружающегомира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, населением, природой Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России. Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.

В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природныхсил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества, так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи. Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.

Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебноисследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» . В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с 1 класса постоянноувеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мираи представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического

содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы отвечать на возникающие вопросы.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоциональночувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.

Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.





Содержание программы

1 класс (60 часов)


Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов)

Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село), страна Россия, столица Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.

Природа осенью. Природа источник познания.

Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.

Природа (17 часов)

Человек и природа

Космос. Звезды, планеты. Солнце звезда. Земля планета. Луна спутник Земли.

Свет, тепло, вода, воздух условия, необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.). Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных.

Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.

Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.

Планета Земля (10 часов)

Человек и природа

Ознакомление с глобусом моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.

Становление человека (8 часов)

Человек и общество

Общее представление об истории людей. Древнейшие люди собиратели растений. Человек охотник. Кочевники и земледельцы.

Окультуривание растений и одомашнивание животных.

Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.

Современное человечество (18 часов)

Человек и общество

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.

Россия, Российская Федерация страна, где мы живем, наша Родина. Россия самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия многонациональная страна. Москва столица России. Расположение Москвы на карте.

Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии.

Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности;

правила дорожного движения.

Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой.

Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.

Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.

2 класс (68 часов)

Общий взгляд на Землю (5 часов)

Человек и природа

Материки и океаны Земли.

Россия самое большое государство мира. Москва столица. Россия родина космонавтики.

Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий.

Как изучают окружающий мир (9 часов)

Человек и общество

Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.

Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовательская работа. Труд и творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности. Классный, школьный коллектив. Роль учителя.

Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

Человек и природа

Вещества. Три состояния вещества в природе твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.

Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.

Космос и Земля (14 часов)

Человек и природа

Звезды. Солнце звезда. Планеты. Луна спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи.

Область жизни на Земле.

Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.

Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.

Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса.

Экскурсия в планетарий.

Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; за погодой.

Взаимодействие сил природы (22 часа)

Человек и природа

Влияние Солнца на сушу.

Тепловые пояса Земли и смена времен года. Причина смены времен года.

Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.

Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.

Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени суток, смена времен года.

Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.

Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера.

Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.

Живая природа (18 часов)

Человек и природа

Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.

Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (или насекомые, рыбы, птицы, звери); разнообразие животных. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными.

Сохранение редких растений, животных. Красная книга.

Грибы съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сбора грибов.

Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.

Красота и разнообразие природы России.

Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; изучение особенностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллек

ций и гербариев; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов.

Экскурсия в природу, в зоопарк, в ботанический сад.

3 класс (68 часов)

Природные условия Земли (12 часов)

Человек и природа

Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения).

Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края.

Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие).

Охрана почв.

Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России.

Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.

Человек в далеком прошлом (9 часов)

Человек и общество

Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира.

Лента времени (год, век, тысячелетие).

Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год, век, век, тысячелетие.

Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека.

Экскурсии в зоопарк, в ботанический сад, в краеведческий музей (с учетом возможностей).

Земли восточных славян (22 часа)

Человек и природа

Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира.

Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.

Человек и общество

Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки».

Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.

Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде

народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов.

Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.

Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).

Московское государство (12 часов)

Человек и природа

Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.

Человек и общество

Основание Москвы, объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига.

Культура Московской Руси. Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России.

Иван IV Грозный.

Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов.

Экскурсии в лес, к озеру, реке или к болоту (с учетом возможностей).

Путь от Руси к России (13 часов)

Человек и общество

Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири.

Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.

Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе.

Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.

Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта, культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особен

ности хозяйственной деятельности.

Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.

Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей).

4 класс (68 часов)

Человек и окружающий мир (21 час)

Человек и природа

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия источник движения.

Человек познает самого себя. Клетка - основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жиз

ни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

Человек и общество

Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.

Практические работы. Осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики;составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой

помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Исследовательская работа. История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.

Экскурсии в планетарий, в политехнический музей (при возможности).

Преобразования в России (10 часов)

Человек и общество

Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). М.В. Ломоносов основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.

Человек и природа

Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (23 примера). Люди, занятые

горным делом.

Человек и общество

Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов.

План местности.

Практические работы. Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.

Исследовательская работа. Петербург один из прекраснейших городов мира.

Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму (при возможности).

Мир человека в Новое время (27 часов)

Человек и природа

Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

Человек и общество

События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

Великая Отечественная война (1941-1945). Государства участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.

Развитие науки и техники.

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

Человек и природа

Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в т.ч. на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России.

Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на

пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.

Исследовательская работа. Как работают органы чувств. Витамины в жизни человека.

Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи (с учетом возможностей).

Современная Россия (10 часов)

Человек и общество

Наша Родина Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество», «Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовнонравственной связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы,День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия на карте, государственная граница России. Москва столица государства. Святыни Москвы святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства соседи России.

Россия многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности основа жизнеспособности общества. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

Краеведение (в течение года). Родной край часть России. Областные (краевые,республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический

период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Выдающиеся земляки.

Исследовательская работа. Наши соседи на планете Земля: Беларусь, Англия, Франция, Германия, Китай, Египет... (по выбору школьников).

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства (с учетом возможностей).

учебно-тематический план.doc Скачать

Раздел 1. Окружающий мир: природа, общество, труд


Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Обучающийся научится

(у обучающегося будут сформированы):

Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:

Личностные УУД

интерес к учебному материалу или к отдельным заданиям учебника «Окружающий

мир»;

представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни.

Личностные УУД

представления о своей гражданской идентичности и этнической, семейной принадлежности;

развития этических чувств (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций.

Регулятивные УУД

принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры

действия в учебном материале;

проявлять первоначальное умение выполнять учебные действия в устной речи.

Регулятивные УУД

сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем;

сообщать учителю о затруднениях в понимании учебного материала.

Познавательные УУД

знакомиться на примере учебника «Окружающий мир» со структурой книги (ее содержанием, приложениями, условными знаками и символами);

понимать заданный вопрос, в соответствии

с ним строить ответ в устной форме.

Познавательные УУД

представлять многообразие способов решения задач;

анализу, сравнению объектов окружающего мира, представленных в реальности и на рисунках, по заданным критериям;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

подводить группы объектов окружающего мира под понятия «окружающий мир», «природа», «сделанное человеком».

Коммуникативные УУД

представлять разнообразие форм учебной

деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой).

Коммуникативные УУД

использованию в общении правил вежливости, подходящих учебной ситуации;

представлять возможности получения помощи от учителя или одноклассников в случаях затруднений.











п/п

Тема урока, раздела

Планируемые предметные результаты

Возможные виды деятельности

обучающихся

Дата

план

Дата

факт

1

Экскурсия. Что такое окружающий мир


Различать объекты природы и предметы, сделанные человеком. Развивать способность к проведению простейших наблюдений за объектами природы (под руководством учителя). Устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой (без введения понятий). Знать времена года и их очевидные (внешние) признаки.


Знакомство с правилами поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер

безопасности. Называние окружающих

предметов и их признаков. Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственных предметов), созданных человеком. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать. Проведение наблюдения .

5.09.11


7.09.11


12.09.11


2

Викторина «Съедобные и несъедобные грибы»

14.09.11


19.09.11


3

Игра «Светофор здоровья»

21.09.11


4

«Удивительное рядом»

(посещение библиотеки)

5

КВН «Наше здоровье»

6

«Путешествие кленового листочка»

(урок-путешествие)

7

Где мы живём (с. 2-3)

Ориентироваться в учебнике. Уметь работать с рисунком, ориентироваться на странице . Узнавать объекты, представленные на рисунке. Понимать заданный вопрос, уметь ответить на него в устной

форме. Воспринимать первичные сведения об окружающем мире (город, деревня, страна Россия, столица Москва, занятия людей, природа, объекты природы, предметы, сделанные человеком). Адекватно использовать средства устной речи во время инсценировки. Понимать важность нового социального статуса – ученика (ученицы)

Различение объектов города и деревни. Соотнесение рисунков с действительностью

(Какой рисунок подходит к вашей местности?). Знакомство с правилами дорожного движения. Ответы на вопросы. Подведение анализируемых объектов под понятия («окружающий мир», «природа»). Моделирование ситуации и представление своих ощущений в ней (игра-инсценировка «Я в городе», «Я в деревне»)

26.09.11


8

Природа и её изменчивость

(с. 4-5)

Называть и описывать объекты природы. Сравнивать объекты природы на основе внешних признаков. Наблюдать за осенними изменениями в природе. С помощью иллюстраций устанавливать различия в погоде, времени суток и временах года

по внешним признакам. Обобщать объекты окружающего мира

Различение объектов и явлений природы.

Описание иллюстрации в учебнике (описа

ние местности), называя внешние признаки

времен года и давая им характеристику.

Сравнение рисунков (изменения, которые

могут одновременно происходить в природе: смена суток, времени года, изменения

погоды). Обсуждение результатов своих

наблюдений, совместная выработка правил

участия в диалоге. Выполнение задания из

учебника. Участие в групповой работе с

природным материалом – гербарием (листьями деревьев). Примеры заданий: разделите листья на группы по самостоятельно выделенным признакам (деление может быть по форме, цвету, размеру)

28.09.11


9

Природа –первый «учебник» человека (с. 6-7)

Ориентироваться в пространстве. Описывать объекты наблюдения с выделением их признаков. Использовать слова,обозначающие направление, для определения местоположения объектов. Понимать смысл мотивированных фамилий

Выделение признаков объектов. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать (выполнять задания в учебнике на определение признаков предметов с помощью чувств). Обсуждение пословиц. Ориентирование в пространстве. Рассказ о явлениях природы, опираясь на жизненный опыт. Отгадывание загадок. Объяснение этимологии мотивированных фамилий

3.10.11



Раздел 2. Природа


Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Обучающийся научится

(у обучающегося будут сформированы):

Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:

Личностные УУД

интерес к учебному материалу, отдельным

заданиям учебника «Окружающий мир»;

представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни.

Личностные УУД

представления о причинах успеха в учебе;

этических чувств на основании анализа простых ситуаций;

понимания заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД

принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры

действия в учебном материале;

оценивать совместно с учителем результаты своих действий;

первоначальным умениям выполнять учебные действия в устной речи.

Регулятивные УУД

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров;

на основе предложенного образца действий осуществлять простейшее планирование своей деятельности с помощью предложенных учителем иллюстративных элементов (картинок);

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями;

вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем;

сообщать учителю о затруднениях в понимании учебного материала.

Познавательные УУД

находить нужную информацию на странице (или развороте) учебника, «считывать»

информацию с рисунков;

понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

анализировать объекты, представленные в

рисунках;

сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии.

Познавательные УУД

на основе анализа и сравнения группировать объекты окружающего мира по заданному основанию;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

представлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

уметь подводить группы объектов окружающего мира под понятия «окружающий мир», «природа», «сделанное человеком»,

«живая природа», «неживая природа» и т.д.

Коммуникативные УУД

иметь представление о разнообразии форм

учебной деятельности (индивидуальной,

фронтальной, парной и групповой);

иметь представления о правилах общения

в школе, в классе;

адекватно реагировать на обращение учителей.

Коммуникативные УУД

разным формам работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в паре и группе);

использовать в общении правила вежливости, подходящие учебной ситуации;

понимать ситуации, когда требуется обращение за помощью к учителю или одноклассникам.



п/п

Тема урока, раздела

Планируемые предметные результаты

Возможные виды деятельности

обучающихся

Дата план

Дата

факт

10

Вселенная, или Космос

(с. 8-9)








Формировать представления о значении Солнца для жизни на Земле. Подводить анализируемые объекты (Солнце, Земля, Луна,) под понятия разного уровня обобщения (космические тела, спутник, планеты, звезда). Воспринимать относительность величины предмета в зависимости от расстояния

Работа с рисунками в учебнике. Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт (что можно увидеть на небе днем, а что ночью?), сопоставление научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы. Группировка объектов природы. Приведение сведений из дополнительных источников информации

(о Луне, Солнце). Объяснение причин явлений (относительность восприятия величины предметов в зависимости от расстояния), используя рисунки в учебнике на с. 8. Составление макета Вселенной, распределяя расположение космических тел. Моделирование ситуации «Что произойдет на Земле, если исчезнет Солнце»


5.10.11


11

Земля как планета (с. 10-11)

Проводить несложные наблюдения и постановки опытов. Использовать простейшее оборудование. Следовать инструкции и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов. Иметь представление о связи между сменой дня и

ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Демонстрировать эти движения на моделях.

Иметь представление об условиях жизни на Земле.

Проведение несложных наблюдений (опыты с лампой и зеркалом). Использование

модели (глобус) для описания явлений (неравномерного освещения Земли, смены дня и ночи). Анализ картины А. Куинджи

«Ночь на Днепре» (время суток, признаки,

которые привели к такому выводу, свое впечатление от картины). Формулирование

предварительного вывода об условиях, необходимых для жизни на Земле (свет, тепло, вода и воздух). Установление связей

между объектами природы и явлениями

в природе.

10.10.11


12

Осенняя экскурсия в природу


Проводить наблюдения на экскурсии под руководством учителя. Иметь представление о взаимосвязи между жизнедеятельностью растений и животных и временами года. Ознакомиться с особенностями природы родного края

Установление связи между особенностями

жизнедеятельности растений и животных

и временами года. Проведение групповых

и самостоятельных наблюдений на экскурсии. Соотнесение природы родного края с природой России. Установление причинно-следственных связей. Участие в беседе. Формулирование вопросов. Подготовка небольшого рассказа о том, что особенно понравилось, запомнилось на экскурсии.

12.10.11


13

Значение воды на Земле

(с. 12-13)

Формировать представления о значении воды на Земле, ее месте нахождения. Ознакомиться с диаграммой соотношения на Земле суши и воды. Формулировать выводы по результатам наблюдения в ходе проведения опыта. Определять внешние свойства воды, понимать ее необходимость для жизни на планете

Характеристика свойств воды. Проведение

опытов. Сопоставление признаков объектов

и органов чувств, с помощью которых их

можно узнать (опыт на определение свойств

воды). Анализ диаграммы соотношения на

Земле суши и воды. Формулирование выводов на основе наблюдений. Совместная разработка правил безопасности жизнедеятельности. Группировка объектов окружающего мира по заданным и самостоятельно выделенным признакам.

17.10.11


14

Значение воздуха на Земле

(с. 14-15)

ОЗОЖ Как мы дышим. Учусь проветривать комнату

Получать представления о воздухе, значении его для жизни на Земле. Использовать собственный опыт, приобретенный в практической деятельности. Уметь делать выводы на основе результатов опыта.

Проведение несложных опытов, которые

доказывают, что воздух есть везде. Формулирование выводов на основе наблюдений. Высказывание своей точки зрения. Участие в обсуждении художественной картины И. Айвазовского «Девятый вал». Знакомство с правилами здорового образа жизни. Определение значения объектов окружающего мира (какое значение имеет воздух для человека, всех живых организмов, какое значение имеет ветер) с опорой на рисунки.

19.10.11


15

Разнообразие природы

(с. 16-17)

Формировать представление о разнообразии и красоте природы России, о зависимости природного мира от местоположения на территории России. Уметь описывать животных и растения местности, опираясь на

свой опыт, рисунок, иллюстрацию

Работа с глобусом, картой. Соотнесение рисунка с картой. Знакомство с картинами

разных художников. Работа с дидактическим материалом (карточками). Предположения о причинах разнообразия природных

условий нашей страны, о возможности обитания каких-либо животных в различных

средах (лес, водоем, территории, покрытые

снегом, побережье и т.д.). Нахождение иллюстраций по заданию учителя.

24.10.11


16

Неживая и живая природа

(с. 18-19)

Различать объекты живой и неживой природы, выделять признаки, присущие объектам

живой природы. Формировать умение приводить доказательства различий живой и неживой природы, используя результаты опытов, наблюдений.

Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственные предметы). Описание изученных объектов и явлений живой и неживой природы. Выделение их существенных признаков, доказательство наличия того или иного признака у объекта (дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание). Сравнение объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств. Осуществление классификации изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам (или с помощью учителя). Разделение объектов природы на живую и неживую природу, объекты, сделанные человеком. Проведение наблюдений и простейших опытов. Приведение доказательств с опорой на результаты опытов (в ходе наблюдения за домашними растениями, их движением к свету сделать вывод о движении растений)

26.10.11


17

Живая природа с. 20

ОЗОЖ Красота спасет мир.

Различать объекты живой природы: растения и животных. Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы.

Наблюдение за птицами, насекомыми, млекопитающими (кошкой и собакой), их передвижением, питанием, поведением. Группировка объектов живой и неживой природы по самостоятельно выделенным признакам. Определение растений и животных на основе иллюстраций, моделей (чучело). Установка связей особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. Объяснение необходимости бережного отношения к природе. Создание собственных устных высказываний. Подведение понятий под определение (природа, живая, неживая, деревья, дуб)

7.11.11


18

Царства живой природы с. 21

Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков и проводить простейшую

классификацию изученных объектов природы (деление на растения, животные, грибы,

бактерии). Приводить примеры различных царств живой природы по заданию учителя с

опорой на схему-рисунок.

Работа в группе с дидактическим материалом (карточками) с целью самостоятельно разделить объекты природы на группы: животные, растения, грибы. Самостоятельное (или с помощью учителя) выделение признаков объектов живой природы (обоснование отнесения объекта природы в какую-либо группу). Оценка работы одноклассников. Составление и работа со схемой (деление природы на 4 царства). Извлечение (по заданию учителя) из учебника и дополнительных источников знаний необходимой информации о растениях и животных своей местности.

9.11.11


19

Растения. (с. 22-23)

Формировать понятия «растение», «существенный признак». Определять части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Описывать и сравнивать растения. Приводить 2–3 примера различных видов растений.

Работа с гербарием: описание растения, его

частей; сравнение и выявление общего между различными растениями; определение слов, повторяющихся при описании). Различение существенных признаков от несущественных при определении растения. Самостоятельное извлечение информации из рисунка (определение частей растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).

Нахождение частей целого. Обсуждение

значения корня, стебля, листьев, плода,

цветка для растения. Предположение последствий отсутствия отдельных частей

у растения.

14.11.11


20

Зависимость растений от природных условий с. 24

Устанавливать причинноследственные связи. Приводить примеры взаимосвязи внешнего ви

да растений с природными условиями. Устанавливать связи между человеком и растением, использовать их для объяснения

необходимости бережного отношения к природе.

Соотнесение объектов природы с условиями

природы (определение зависимости внешнего строения растений от тепла и влаги). Установление простейших причинно-следственных связей. Приведение примеров растений. Работа по формированию научного понятия. Работа с дополнительными источниками информации. Характеристика условий, необходимых для жизни растений

(свет, влага, тепло). Сравнение и различение разнообразных групп растений, характеристика их роли в жизни человека.

16.11.11





21.11.11


21

Растения и человек с. 25

22

Животные (с. 26-27)

Ознакомиться с группами животных: насекомые, паукообразные, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся. Формировать понятие «животное». Описывать и сравнивать животных. Приводить примеры различных видов животных. Выделять существенные признаки животного какой-либо группы животных.

Самостоятельная (или по заданным учителем критериям) классификация животных на группы. Различение существенных и несущественных признаков животных. Определение смысла понятий «млекопитающие», «земноводные», «пресмыкающиеся». Диалог, обмен мнениями. Работа в группе. Использование дополнительных источников информации.

23.11.11


23

Разнообразие растений и животных (с. 28-29)

Ознакомиться с разнообразными средами жизни. Различать объекты по названным признакам. Приводить примеры представителей животного мира.

Сравнение растений и животных между собой по рисунку в учебнике. Описание животных своей местности. Рассказ о любимом животном. Слушание и извлечение главной мысли из прочитанного текста. Приведение примеров растений и животных. Участие в игре «Кто где живет» (дети разгадывают загаданное животное и показывают на карте его примерное местообитание). Использование краеведческого материала: какие животные обитают в своей местности, какие растут растения, где они еще могут быть. Подготовка сообщения о домашнем питомце (его повадках, внешнем виде и т.д.)

28.11.11


24

Природа и человек с. 30-31

ОЗОЖ Как быть красивым и здоровым.

Формировать умения анализировать рисунок и составлять связное высказывание по его содержанию. Различать объекты природы и предметы, сделанные человеком. Представлять зависимость жизни людей от состояния природы. Накапливать знания о правилах экологического поведения в природной среде. Иметь представление о назначении Красной книги. Описывать наблюдаемые объекты.

Составление рассказа по рисунку. Знакомство с Красной книгой. Оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защиты. Различение и называние предметов, сделанных человеком. Знакомство с понятием «вещество», определяя, из каких веществ сделаны предметы. Изготовление с родителями или одноклассниками кормушки для птиц

30.11.11


25

Труд человека (с. 32-33)

Различать компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное и придуманное человеком). Осознавать ценность труда человека. Иметь представление о том, как изменял человек орудия труда. Знатьназвания профессий своих родителей, понимать то, чем они занимаются.

Составление рассказа по рисунку. Сравнение предметов старины с современными.

Объяснение происходящих изменений с

орудиями труда, оборудованием. Обсуждение пословиц и поговорок. Установление причинно-следственных связей. Рассказ о профессии своих родителей.

5.12.11


26

Красота природы

(Проверь себя) С. 34

Оценивать результат приобретенных умений и знаний

Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров. Участие в диалоге, обсуждении проблем. Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Корректирование своих действий.

7.12.11
























Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Обучающийся научится

(у обучающегося будут сформированы):

Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:

Личностные УУД

интерес к учебному материалу или к отдельным заданиям учебника «Окружающий

мир»;

представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни.

Личностные УУД

представления о своей гражданской идентичности и этнической, семейной принадлежности;

развития этических чувств (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций.

Регулятивные УУД

принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры

действия в учебном материале;

проявлять первоначальное умение выполнять учебные действия в устной речи.

Регулятивные УУД

сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем;

сообщать учителю о затруднениях в понимании учебного материала.

Познавательные УУД

знакомиться на примере учебника «Окружающий мир» со структурой книги (ее содержанием, приложениями, условными знаками и символами);

понимать заданный вопрос, в соответствии

с ним строить ответ в устной форме.

Познавательные УУД

представлять многообразие способов решения задач;

анализу, сравнению объектов окружающего мира, представленных в реальности и на рисунках, по заданным критериям;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

подводить группы объектов окружающего мира под понятия «окружающий мир», «природа», «сделанное человеком».

Коммуникативные УУД

представлять разнообразие форм учебной

деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой).

Коммуникативные УУД

использованию в общении правил вежливости, подходящих учебной ситуации;

представлять возможности получения помощи от учителя или одноклассников в случаях затруднений.













Раздел 3. Из истории Земли


п/п

Тема урока, раздела

Планируемые предметные результаты

Возможные виды деятельности

обучающихся

Дата план

Дата

факт

27

Экскурсия в природу. Знакомство с природой одного края, наблюдение явлений природы и изменений.

Иметь представление о географической карте, читать карту и правильно показывать объекты на ней.

Сравнивать глобус и карту мира.

Узнавать материки, называть океаны, моря.

Показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы.

Находить заданный объект на карте полушарий, на карте России, на карте области или края.

Сравнивать географические объекты.

Показывать на рисунке Северный полюс, Южный полюс, экватор, Северное полушарие, Южное полушарие.

Сравнивать смену сезонов года в Северном и Южном полушариях.

Оценивать результат приобретенных умений и знаний


12.12.11


Сравнение модели с натуральным предметом по размерам, форме.

Нахождение на глобусе шести материков и пяти океанов.

Нахождение на глобусе России и ее столицы-города Москвы.

Объяснение с помощью глобуса и лампы чередования дня и ночи.

14.12.11


28

Модели и изображения Земли

(с.36-37)

29

Географическая карта

(с.38-39)

30

Азбука географии (с.40-41)

Поиск заданного объекта на карте полушарий, на карте России, на карте области или края.

Нахождение на карте экватора.

19.12.11


31

Тепловые пояса Земли

(с.42-43)

32

Облик Земли постоянно меняется (с.44-45)

Сравнение и нахождение на карте географических объектов (материк, остров, полуостров, равнина, горы, море, река, озеро).

Нахождение самых высоких гор на материках Северная Америка и Евразия.

21.12.11


33

Так или не так? (с.46-47)

34

Проверь себя (с.48-49)

35

Место и время (с.50-51)

Показ на рисунке Северного полюса, Южного полюса, экватора, Северного полушария, Южного полушария.

Сравнение смены сезонов года в Северном и Южном полушариях.

26.12.11


36

Как открывали новые земли

(с.52-55)

Поиск информации о том, что было на месте заданной местности в далекие времена.

28.12.11


Разгадывание кроссворда.

Составление вопросов и заданий к рисунку.

16.01.12


Название объектов окружающего мира, относящихся к умеренному тепловому поясу Северного полушария.

Распределение объектов по тепловым поясам.

Классификация изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам.

18.01.12


Определение времени по часам.

23.01.12


Ознакомление с историей открытия новых земель.

Отличие действительности от вымысла.

25.01.12




Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Обучающийся научится

(у обучающегося будут сформированы):

Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:

Личностные УУД

интерес к учебному материалу, отдельным

заданиям учебника «Окружающий мир»;

представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни.

Личностные УУД

представления о причинах успеха в учебе;

этических чувств на основании анализа простых ситуаций;

понимания заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД

принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры

действия в учебном материале;

оценивать совместно с учителем результаты своих действий;

первоначальным умениям выполнять учебные действия в устной речи.

Регулятивные УУД

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров;

на основе предложенного образца действий осуществлять простейшее планирование своей деятельности с помощью предложенных учителем иллюстративных элементов (картинок);

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями;

вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем;

сообщать учителю о затруднениях в понимании учебного материала.

Познавательные УУД

находить нужную информацию на странице (или развороте) учебника, «считывать»

информацию с рисунков;

понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

анализировать объекты, представленные в

рисунках;

сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии.

Познавательные УУД

на основе анализа и сравнения группировать объекты окружающего мира по заданному основанию;

устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;

представлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

уметь подводить группы объектов окружающего мира под понятия «окружающий мир», «природа», «сделанное человеком»,

«живая природа», «неживая природа» и т.д.

Коммуникативные УУД

иметь представление о разнообразии форм

учебной деятельности (индивидуальной,

фронтальной, парной и групповой);

иметь представления о правилах общения

в школе, в классе;

адекватно реагировать на обращение учителей.

Коммуникативные УУД

разным формам работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в паре и группе);

использовать в общении правила вежливости, подходящие учебной ситуации;

понимать ситуации, когда требуется обращение за помощью к учителю или одноклассникам.



Раздел 4. Главная особенность Земли


п/п

Тема урока, раздела

Планируемые предметные результаты

Возможные виды деятельности

обучающихся

Дата план

Дата

факт

37

Экскурсия в краеведческий музей

Иметь представление о том, как зависела жизнь предков от природных условий, как наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя.

Представлять как была организована жизнь наших далеких предков, кто управлял их жизнью.

Различать древнюю и современную природу Земли, древние и современные растения и животных.

Сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств.

Использовать иллюстративный определитель растений и животных.

Различать диких и домашних животных.

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных.

Проводить несложные наблюдения в природе.

Оценивать результат приобретенных умений и знаний.


30.01.12


Знакомство с условиями, необходимыми для жизни на Земле.

1.02.12


38

Появление и развитие жизни на Земле (с.2-7)

Сравнение древних животных и растений с современными.

6.02.12


39

Древние растения и животные (с.8)

Постановка вопросов к заданным объектам природы.

8.02.12


40

Современные растения и животные (с.9)

Различие древней и современной природы Земли.

20.02.12


41

Древняя и современная природа Земли (с.10-11)

Сравнение современных человекообразных обезьян и древнего предка человека.

Определение существенных признаков животных-хищников.

22.02.12


42

Растительноядные и хищные животные (с.12-13)

43

Становление человека. Предки человека (с.14)

Определение потребностей людей для жизни в более суровых условиях.

Сравнение охоты хищных животных и древних людей.

27.02.12


44

Человек – охотник и кочевник (с.15)

29.02.12


45

Человек прямоходящий. (с.16-17)

Сравнение предков человека на разных этапах его развития.

Знакомство с орудиями труда древних людей.

5.03.12


46

Родовой строй (с.18)

47

Одомашнивание животных.

Домашние животные и их дикие предки (с.19-20)

Знакомство с понятиями: род, община, племя, старейшины.

7.03.12


Различие животных одомашненных человеком для езды и перевозки грузов от животных для получения молока.

Нахождение домашних животных и их предков и определение целей использования этих животных.

12.03.12


48

Начало оседлой жизни (с.21)

49

Земля рассказывает о себе

(с.22-23)

50

Проверь себя (с.24)


14.03.12


Определение в каких слоях земли могли быть найдены данные музейные экспонаты.

19.03.12


Определение последовательности этапов развития человека.

Соотнесение объектов природы и понятий.

21.03.12




Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Обучающийся научится

(у обучающегося будут сформированы):

Обучающийся получит возможность научиться, освоить, развить:

Личностные УУД

интерес к учебному материалу или к отдельным заданиям учебника «Окружающий

мир»;

представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни.

Личностные УУД

представления о своей гражданской идентичности и этнической, семейной принадлежности;

развития этических чувств (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций.

Регулятивные УУД

принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры

действия в учебном материале;

проявлять первоначальное умение выполнять учебные действия в устной речи.

Регулятивные УУД

сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем;

сообщать учителю о затруднениях в понимании учебного материала.

Познавательные УУД

знакомиться на примере учебника «Окружающий мир» со структурой книги (ее содержанием, приложениями, условными знаками и символами);

понимать заданный вопрос, в соответствии

с ним строить ответ в устной форме.

Познавательные УУД

представлять многообразие способов решения задач;

анализу, сравнению объектов окружающего мира, представленных в реальности и на рисунках, по заданным критериям;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

подводить группы объектов окружающего мира под понятия «окружающий мир», «природа», «сделанное человеком».

Коммуникативные УУД

представлять разнообразие форм учебной

деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой).

Коммуникативные УУД

использованию в общении правил вежливости, подходящих учебной ситуации;

представлять возможности получения помощи от учителя или одноклассников в случаях затруднений.






Раздел 5. Мы-часть окружающего мира



п/п

Тема урока, раздела

Планируемые предметные результаты

Возможные виды деятельности

обучающихся

Дата план

Дата

факт

51

Кто такие "мы" (с.26-27)

ОЗОЖ Моя семья. Ответственность в семье.

Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

Различать прошлое, настоящее и будущее;

Определять родственные связи в семье;

Соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

Использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

Оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности.

Находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город.

Оценивать результат приобретенных умений и знаний

Определение родственных связей в семье.

Различие людей по внешним признакам (цвет кожи, разрез глаз, волосы).

4.04.12


9.04.12


52

Мы - разные по возрасту и внешнему виду (с.28-29)

Определение зависимости образа жизни людей от природных условий и занятия людей от проживания в разных местностях.

11.04.12


53

Мы живем в разных природных условиях

(с.30-31)

Поиск информации о том, как люди узнают сейчас о неизвестных им землях и государствах и как узнавали о них в прошлом.

Знакомство с обычаями разных народов.

16.04.12


54

Люди живут в разных странах (с.32-33)

ОЗОЖ Такой разный мир людей.

Сравнение времени в разных городах и установление причин разницы во времени.

18.04.12


55

Мы живем в разном времени суток (с. 34-35)

ОЗОЖ Режим дня и здоровье

Определение качеств, необходимых людям разных профессий.

23.04.12


Установление связи между деятельностью человека, неживой и живой природой.

Определение правил поведения в лесу.

25.04.12


56

Мы заняты разным делом

(с.36-37)

30.04.12


57

Мы должны охранять окружающую среду

(с.38-39)

Узнавание государственной символики Российской Федерации.

Нахождение на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город.

Ознакомление с природой нашей страны и народами, населяющими Россию.

Нахождение на карте крупнейших рек России, островов и самого глубокого озера по очертанию на рисунках.

2.05.12


7.05.12


9.05.12


58

Весенняя экскурсия

59

"Россия - любимая наша страна" (с.40-41)

60

Транспорт и связь (с.42-43)

61

Что вы знаете о своей стране

(с.44-45)

Знакомство с образом жизни, одеждой, трудом и искусством наших предков.

14.05.12


62

Как жили наши предки

(с.46-47)

Выполнение правил безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде и правил этикета.

16.05.12


63

Жизнь современного человека (с.48-49)

ОЗОЖ Я и мои поступки. Последствия моих поступков.

21.05.12


Составление фантастического рассказа по рисунку.

23.05.12


64

Законы современной жизни

(с.50-51)

65

Проверь себя (с.52-53)


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос