Авторская образовательная программа "Начинающий актер игрового фильма"
Департамент образования г. Москвы Южное окружное управление образования
ГОУ Московский городской центр дополнительного образования детей
« Детский телевизионный учебный центр « ЮАО
Утверждено
Директор МГДТУЦ
В.П. Богданов___________
Принято педсоветом
Протокол № от__________
Программа по дополнительному образованию
« Начинающий актер игрового фильма »
направленность - художественно-эстетическая
автор педагог дополнительного образования
Спиридонова Тамара Ивановна
Срок реализации - 5 лет
Возраст детей – 7-14 лет
Москва
2004 (доработка 2009) года. 1.
1..Пояснительная записка.
Введение. Для миллионов зрителей искусство телевидения , т.е. телефильма - олицетворяется в актере .Актер вообще занимает совершенно особенное место в духовном мире зрителей. Воплощение лучших человеческих свойств , некий задушевный , хоть и далекий друг, норма поведения , законодатель вкусов, пример для подражания - вот чем стал актер для миллионов людей. Актеру на экране отводится не только роль исполнителя героя, его игра - память истории навечно зафиксированная пленкой. Поэтому каждому времени не безразлично , кто его выражает на экране. Профессия актера очень важна в искусстве игрового кино. Актер должен быть достоверен , более того ,экран усиливает самые тонкие нюансы актерской игры , и мимика и жесты его должны быть очень сдержанными , точно рассчитанными , очень выразительными . Первое , что запоминается в фильме , это лицо , его персонаж - это визитная карточка фильма. От внешности, голоса , манеры исполнения зависит не так уж мало. Киноактер также должен обладать особым даром перевоплощения . Он должен быть готов к любым требованиям , которые может предъявить к нему техника съемки. Поэтому делаем вывод , что актер в фильме незаменим – потому что он , и только он – воплощает в себе самое неповторимое из того, что может зафиксировать видеокамера.
2 Направленность настоящей образовательной программы , характеризуется как художественная.
Новизна заключается в том , что занятия по ней позволяют подростку познакомиться близко с профессией актера на телевидении , ранее эта профессия ему была знакома только по увиденным фильмам. В процессе занятий подростки получают возможность непосредственно самим попробовать свои силы на съемках телефильмов в качестве актеров , что как известно вызывает у них большой интерес ( это и есть актуальность программы ).
Первоначальные знания и навыки актерского мастерства позволяют наиболее талантливым детям в дальнейшем успешно обучаться актерской профессии и совершенствоваться в ней .Таким образом , настоящая программа является по существу первой ступенью в воспитании личности будущего актера, когда у подростка укрепляется интерес к выбран - ному им направлению творчества и закладываются основы будущей профессиональной деятельности. В этом , возможно , и заключена педагогическая целесообразность данной программы .
3. Цели программы.
Специальная – приобретение знаний и навыков актерского мастерства
Профессионально-орентировочная- ознакомление с профессией актера для поступления в ВУЗы
4.Задачи программы
Ознакомить с ОЭК в области кино и телевидения ( освоение произведений экрана )
Научить подростка перевоплощаться в сценическую роль;
Развить пластическую выразительность на сценической площадке;
Отработать правила этикета по взаимодействию с партнерами по роли; 2.
Развить речевой аппарат во время произношения актерских реплик;
Закрепить смелость публичного выступления на съемке ( готовность в любую минуту выйти
в « кадр«) ;.
5.Отличительные возможности . Обучаясь по программе , подросток учится актерскому мастерству и перевоплощению ( произносит реплики персонажей , разыгрывает актерские этюды , снимается в телефильмах и игровых телепрограммах ).
В процессе занятий подросток учится бороться за внимание зрителей , это достигается благодаря знаниям правил этикета поведения актера на съемочной площадке , принципов выразительного произнесения , а также владения техникой грима и умения выбрать костюм .
Программа предусматривает реализацию разнообразного творческого потенциала подростков с помощью проведения игровых турниров , конкурсов , викторин . Кроме того , ребята получают знания основ экранной культуры через просмотры лучших кинофильмов и телефильмов , созданных профессионалами и через посещение и участие в детских конкурсах и фестивалях по данному направлению деятельности.
6. Возраст детей. Настоящая программа рассчитана на обучение подростков в возрасте 7 -14 лет.
7. Сроки реализации. Программа реализуется в течении 5 лет , в три этапа .
На освоение полного курса отводится 1440 педагогич. часа ( 1520 пед. ч. с резервом ).
1 год обучения - является Подготовительным , во время которого учащиеся овладевают основами актерского мастерства , а также идет знакомство с техникой грима , правилами этикета, основами экранной культуры и психологическим тренингом .
На этом этапе проводятся индивидульно- групповые занятия :
Теории- 38 ч, Практики - 114 ч. ; На год обучения - 144 ч ( 152 ч. с резервом ) Состав группы -постоянный . В группе – 10-12 человек.
2 ,3 , 4 год обучения - Основной этап , во время обучения подростки продолжают изучать актерское мастерство .Переходят от актерских этюдов к разыгрыванию сюжетов. На этом этапе проводится индивидуально- групповые занятия :
теория - 38 ч. , практики- 304 ч .На год обучения – 324 ч. (342 ч. с резервом ) Состав группы – постоянный . В группе – 10 человек.
5 год обучения – Заключительный этап. Во время этого этапа подростки под руководством педагога подходят к самостоятельной творческой деятельности в выборе костюма для съемки рекламного сюжета , разработке сценарного плана для видеоклипа. Идет усложнение навыков актерского мастерства при подготовке фильма - фэнтези . Необходимость индивидуально- творческого процесса выражена в подготовке ролей для постановок будущих фильмов. На этом этапе проводится индивидуально – групповые занятия 3.
теория – 38 ч. , практики – 304 ч . .На год обучения - 324 часа . ( 342 ч. с резервом ) .Состав группы- постоянный . В группе - 8- человек.
8. Форма обучения и режим работы.
Настоящая образовательная программа реализуется в следующих формах обучения :
- лекции по основам этикета актера и технике грима ;
- репетиции сценических ролей в телепостановках игровых , рекламных сюжетов , постановок фильмов и видеоклипов;
- участие в конкурсах актерского мастерства для выявления лидеров группы ;
- видеозанятия, творческие отчеты, творческие встречи, творческие практикумы для взаимообучения детей, киномарафоны или кинозалы выходного дня вместе с родителями
- просмотр и обсуждение фильмов с целью определения их жанровой формы путем использования анкеты « НАЗОВИТЕ ВАШИ « и карты чувств , желаний и ощущений ;
АНКЕТА «НАЗОВИТЕ ВАШИ«
1. |
Ваши любимые фильмы… |
2. |
Ваших любимых киногероев… |
3. |
Фамилии известных вам киноактеров… |
4. |
Фамилии известных вам кинорежиссеров… |
5. |
Фамилии известных вам кинооператоров.. |
Карта «чувств,желаний,ощущений»
1. |
Что мы чувствуем, когда смотрим фильм? |
2. |
Что мы хотим от кино?(ожидания и предчувствия,приключения переживания ) |
3. |
Справедливое воздаяние каждому по заслугам, по его делам… |
4. |
Ваши ощущения после сеанса ? ( радость,счастье,сожаление ) |
5. |
Что еще ?.. |
УЧАЩИЙСЯ _____________________________________________________________________________ 4.
Творческой мастерской_______________________________________________________________________
« ТЕАТР-КИНО «
Все эти формы обучения направлены на расширение знаний об актерском мастерстве, в
области сценического движения , сценической речи , формирование произношения сценических реплик. Такие занятия полезны любому подростку, т.к. осуществляется развитие интеллекта
9.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
-проведение занятий в форме соревнований , викторин ,КВН , развлекательных шоу- программ
- творческие отчеты в форме конкурсов актерского мастерства, конкурсов по гримерному
искусству, проведение мини- концертов;
- творческие задания и упражнения по основам экранной культуры
- участие в конкурсах и фестивалях разного уровня по данному направлению деятельности
- проведение нестандартных занятий , обьединенных общим сюжетом , таких , как –
занятия – путешествия , занятия – сказка , занятия – сюрприз, занятия- турнир , занятия-
встреча, занятия – фантазия , занятия – драматизация , занятия- дискуссия , занятия - отчет.
10 . Ожидаемые результаты и способы проверки :
Этапы реализации программы |
Что должен знатьучащийся |
Что должен уметь учащийся |
Способы проверки |
1.Подготовительный этап 1 год обучения |
Понятие « Визитная карточка актера « |
Умение перевоплощаться ( изменение голоса, характера , привычки ) |
Актерские этюды |
2.Основной этап 2 ,3, 4 год обучения |
Диапазон ролей в соответствии с жанрами телефильмов |
Должен суметь сыграть роль в соответствии с предложенной жанровой формой |
Исполнение ролей в игровом сюжете 5. |
3.Заключительный этап 5 год обучения |
Принципы построения мизансцены |
Разработать постановочный план |
Съемки в клипе |
11. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
п/п |
Название темы |
Всего : |
Практика
|
Теория |
1. |
Вводное занятие , правила по т / б. |
2 |
2 |
- |
2. |
Введение в актерскую профессию |
10 |
8 |
2 |
3. |
Работа актера над сценарием |
10 |
6 |
4 |
4. |
Этикет современного актера |
10 |
8 |
2 |
5. |
Актерско-психологический тренинг |
24 |
20 |
4 |
6. |
История гримерного искусства |
10 |
6 |
4 |
7. |
Творческий практикум |
20 |
14 |
6 |
8. |
Сценические игры |
16 |
12 |
4 |
9. |
Основы экранной культуры |
28 |
24 |
4 |
10. |
Сказочная киносъемка |
20 |
16 |
4 |
11. |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
- |
12. |
Всего по программе |
152 ч. |
114 ч. |
38 ч. |
12. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1 год обучения 6.
1. |
Вводное занятие.Педагог инструктирует по технике безопасности. Обьясняет правила поведения в классе ,в съемочном павильоне , знакомит с учебным планом на год , отмечая свои требования , знакомит со спецификой изучаемых предметов. |
2. * * * * |
Введение в актерскую профессию. Знакомство с понятием «Визитная карточка актера « Усвоение понятия « дар перевоплощения « Закрепление правил поведения в мизансценах Осмысление всего материала, связанного с ролью |
3. * * * * * * |
Работа актера над сценарием. Знакомство со сценарием фильма Станция «ЧИТАЙ-КА « Выбор роли и обсуждение темы сценария. Рассказ- «Эстафета» - придумывание окончания сценария Конкурс идей «Что бы я сделал, чтобы помочь начинающему актеру ?» Защита фантастических проектов «Актер – 21 Века « |
4. * * * * * * * * * |
Этикет современного актера Лекция «ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ«? Инсценировка «Непрошенный гость » Выездная экскурсия «Я поведу тебя в музей кино« Тренинг «Позвони, мне позвони« Беседа «Игра вежливых« Ролевая игра «Ваше поведение- это ваше все ) Игра «НЕТ« и «НЕ « в ЭТИКЕТЕ Семинар «Нужно ли говорить правду« Шуточный тест «Счастливого пути» |
5. * * * * * * * * * * * * * |
Актерско-психологический тренинг. Воображение- глаза души «Формирование событий « 7. Разыгрывание этюдов «На отдыхе« Сценическое перевоплощение «Разыгрываем конфликт« Партнерство в актерской игре «Передача настроения« Воздействие словом «Слово в жизни и на сцене« Через творчество к самосовершенствованию «Сценические импровизации « Эмоции и жизненные силы «Относительность эмоций « Наши социальные роли «Разыгрывание ситуаций« Моральные заповеди человека «Уважение и самоуважение« Человек ,будь человеком «Что такое человеколюбие« Интеллектуально-творческие дела Миниатюры «Полезные дела«, «Акция милосердия « Десять заповедей творческих личностей ( по П.Вайнцвангу) Тест – «Твой творческий потенциал« |
6. * * * * |
История гримерного искусства Основные сведения о гриме Развитие гримерного искусства в России Грим ,как компонент сказочного образа Грим и троансформация образа Грим «Детское лицо « (раны,шрамы,синяки,мушки , слезы ) |
7. * * * * * * |
Творческий практикум. Конкурс юных сказочников «В гостях у Русалочки« Игровая программа «Сказочный чемпионат» Викторина «Сказочный Алфавит« Сказочный карнавал «Разные маски у веселой сказки« Брейн-ринг «Сказочное Ассорти» Игра для знатоков «Сказочный Покер« |
8. * * * * * |
Сценические игры на знакомство и адаптацию Шуточная олимпиада по сплочению детского коллектива 8. Сказочно- сюжетные эстафеты Цирковые представления- этюды Стихотворные импровизированные сказки Командные игры на скорость,сноровку,смекалку |
9. * * * * * * * * * |
Основы экранной культуры. Вечер-отчет «Путешествие в мир кино« Творческий вечер «Что такое грамотный зритель ?» Мастер-класс «Откуда пришло кино« Творческая встреча «Открытие языка кино« Творческий отчет «Крупным планом « Мини-рецензия «В поисках нового кино « Творческий отчет «Страницы истории кино « Кинодиспут «Виды и жанры кино« Творческий отчет «Стилистика авторского кино « |
10. * * * * * |
Съемка совместно о операторской группой . Съемка конкурса «В гостях у Русалки« Съемка программы «Сказочный чемпионат« Съемка карнавала «Разные маски у веселой сказки« Съемка брейн-ринга «Сказочное Ассорти « Съемка знатоков «Сказочный Покер« |
11. |
Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Определение достигнутых успехов за год, анализ неудач. Работа над ошибками. |
9.
13 . УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 год обучения
п/п |
Название темы |
Всего: |
Практика
|
Теория |
1. |
Вводное занятие, правила по т / б. |
2 |
2 |
- |
2. |
Основы актерской профессии |
10 |
8 |
2 |
3. |
Работа актера над сценарием |
38 |
32 |
4 |
4. |
Этикет актера на съемочной площадке |
18 |
14 |
4 |
5. |
Актерский тренинг |
90 |
84 |
6 |
6. |
Основы грима |
28 |
24 |
4 |
7. |
Творческий практикум |
38 |
34 |
4 |
8. |
Сценическая ритмопластика |
28 |
24 |
4 |
9. |
Основы экранной культуры |
44 |
40 |
4 |
10. |
Съемка телепроб, этюдов, сюжетов |
44 |
40 |
4 |
11. |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
- |
12. |
Всего по программе |
342 ч. |
304 ч. |
38 ч. |
14 . СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
2 год обучения
1. |
Вводное занятие.Педагог инструктирует по технике безопасности. Объясняет правила поведения в классе ,в съемочном павильоне , знакомит с учебным планом на год , отмечая свои требования , знакомит со спецификой изучаемых предметов. |
2. * * * * * * |
Основы актерской профессии Творческие задания на сценической площадке «ПРОФЕССИОНАЛЫ « Упражнения по развитию речи ( дыхательная ,голосовая , артикуляционная гимнастика ) Подвижные командные игры «Шуточная олимпиада« 10. Драматургические опыты ( импровизированные показы, инсценировки произведений детских писателей, конфликтные ситуации , характеры и поступки героев) Игры с использованием карточек «Артисты пантомимы « (готовятся заранее ) Задания, выполняемые в зале и на сцене «Что бы это значило«, «Скульптор и модель « Массовые сценки из современной жизни «Пресс- конференция « |
* * * * * * * |
Работа актера над сценарием. Выбор роли и обсуждение темы сценария. Выделение эпизодов в сценарии и их пересказ. Поиски музыкального решения. Переход к тексту , уточнение мотивов поведения актера. Репетиция всей сцены целиком. Уточнение темпоритма постановки. |
4. * * * * * * * * * * * * |
Этикет актера на съемочной площадке. Беседа «ОДИН ДЕНЬ ВОСПИТАННОГО ЧЕЛОВЕКА« Отработка правил сценической этики. Развитие чувства партнерства. Сохранение творческой свободы актера Развитие культуры общения в коллективе Мини- спектакль «Болтовня « Ролевая игра « В чем залог твоего успеха ? « Ролевая игра «Чувство времени. Благодарность « . Игра «Юмор, Сатира « Семинар «Этические ситуации« Лекция «Вся наша жизнь- игра« Беседа «Общение по Интернету« |
5. * * * * * |
Актерский тренинг. Усваивая тренинг ребята овладевают своими эмоциями , чувствами , смогут раскрепоща- 11. ться , проявлять себя достойно в нестандартных ситуациях , находить выход из трудных ситуаций , преодолевать комплексы , усвоят основы пантомимы и пластики. У учащихся также повысится стремление к постоянному культурному росту. Знакомство с актерским тренингом : упражнение на внимание , на развитие памяти , Актерский звукоряд «О А У Ы И «. Аукцион «У лукоморья «- отгадывание произведений А.С. Пушкина. Ввод новых упражнений на внимание ( двойная цепочка хлопков ), упражнения на Пластику . проведение этюдов. Пантомима « Живая картина «. Повторение, закрепление полученных навыков , упражнений на дикцию- чтение скороговорок – скороговорная пятиминутка . Задания на различные ситуации в игре «Профессор и студент«. Ввод новых упражнений на внимание и реакцию в игре «Автобус в час пик«. Упражнения «Звукоподражатель «. |
6. * * * * |
Основы грима . Знакомство с приемами наложения грима. Знакомство с видами грима ( конкурсный, карнавальный, театральный ) Мимика и грим актера Взаимосвязь грима ,прически и костюма в сценическом образе |
7. * * * * |
Творческий практикум. Конкурс актерского мастерства «Мисс Очарование « ( мода, хобби, пародия на песню, диктор телевидения , танцы, рекламная пауза ). Конкурс по гримерному искусству «Разрисуй себя « с помощью несложных приемов превращения в клоуна . вампира , колдуна , бабочку и др. Викторина «ВВВ« - Вечер веселых вопросов , Развитие смекалки , остроумия , Прогноз-лотерея. Миниконцетр: пантомима , экспромт , импровизация в озвучивании отрывков и т.д. |
8. * * * * * |
Сценическая ритмопластика. 12. Игры на развитие двигательных способностей, координация движения. Ритмические этюды , быстрота реакции. Чувство ритма, пластика движений рук. Музыкально- пластические импровизации Жесты – как важное средство выразительности |
9. * * * * * |
Основы экранной культуры. Вводное занятие. Беседа о фильмах и телепередачах. Рассказ о своих любимых фильмах. Что такое экранные искусства. Кино, видео, телевидение- что у них общего ? Работа над восприятием и навыками анализа фильма. Развитие внимания к внешнему облику героев/ выражение лица, походка, мимика, костюм / Общее настроение фильма, смена эмоционального состояния в процессе просмотра фильма. |
10. * * * * |
Съемка совместно о операторской группой Съемка телепроб в КАМ - «Мисс очарование« Съемка конкурсной программы «Разрисуй себя« Съемка телеэтюдов на заданную педагогом тему. Съемка итоговых телесюжетов в Миниконцерте. |
11. |
Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Определение достигнутых успехов за год, анализ. |
13.
15 .УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 год обучения
п/п |
Название темы |
Всего: |
Практика |
Теория |
1. |
Вводное занятие , правила по т / б. |
2 |
2 |
- |
2. |
Основные актерские закономерности |
14 |
12 |
2 |
3. |
Понятие современности актера |
22 |
20 |
2 |
4. |
Диапазон ролей в соответствии с жанрами телекино |
23 |
21 |
2 |
5. |
Актерский тренинг |
99 |
93 |
6 |
6. |
Гримерное искусство |
28 |
24 |
4 |
7. |
Творческий практикум |
36 |
30 |
6 |
8. |
Сценическая ритмопластика |
28 |
24 |
4 |
9. |
Основы экранной культуры |
44 |
36 |
8 |
10. |
Съемка теленовелл , мини- фильмов и игровых телепрограмм |
44 |
40 |
4 |
11. |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
- |
12. |
Всего по программе : |
342 ч.
|
304 ч. |
38 ч. |
16 .СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .
3 год обучения
1. |
Вводное занятие.Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год. |
2. * * * * |
Основные актерские закономерности. Перевоплощение актера в образ. Движение по событиям , факту, охвату роли. Логика и последовательность действий. 14. Вкладывание в роль частичку самого себя. |
3. * * * * |
Понятие современности актера. Диалектика души в современной актерской игре. Развитие актерской техники, способствующей освобождения от наигрышей , фальши. Отработка такого понятия : как «рождение характера героя « Установление живых связей самого персонажа со средой в постановке. |
4. * * * * |
Диапазон ролей в соответствии с жанрами телекино. Комедийный актер Фантастический актер Мифологический актер. Приключенческий актер. |
5. * * * * * |
Актерский тренинг. Повторение упражнений , ввод новых . Пример : »Зрители и артисты« - на внимание. Дружеский портрет» - на пластику; актерские этюды. Новые упражнения на дикцию (с орехами во рту), скороговорки . Репетиции с опорными словами в репликах. Задания на различные ситуации. Репетиции с опорными словами в репликах. Выбор пьесы сценария. Разговор об авторе, эпохе , людях того времени. Задача и сверхзадача роли. Характер сценического рисунка героев. Импровизация на основе текста роли |
6. * * * * |
Гримерное искусство. Понятие сценического грима.. Правила наложения портретного грима. Цвет, освещение и грим. Грим и жанр кино . |
7. * * * * |
Творческий практикум. КВН «Остров Буян «- конкурсы , развлечения, состязания. Литературная игра по произведениям писателей 19 Века. Телеграммы , отрывки , персонажи , которые надо угадать. 15. Конкурс актерского мастерства «Именинное телевидение« . Сцена знакомств, ведущие телепередач: « Герой дня « , « Песня 20…» , реклама на ТВ , рецензия. Видеоконкурс актерского мастерства «Король и Королева Экрана - 20….. года « |
8. * * * * |
Сценическая ритмопластика. Действие с воображаемыми предметами . Пластика свободных образов и характеров сказочных героев. Пластика тела в импровизированном спектакле. Тренировка веры , фантазии и пластической выразительности. |
9. * * * * * |
Основы экранной культуры. Вводное занятие. Кино и другие виды искусств. Кадр в фильме: из чего состоит фильм ? Кино - рассказ в кадрах. Сюжет фильма, поступки героев, настроение и чувства героев и зрителя. Соединение кадров и рождение нового смысла. Обмен впечатлениями и мнениями о фильмах , просмотренных за год. |
10. * * * * * |
Съемка совместно с операторской группой . Съемка конкурсно- игровой программы КВН «Остров Буян « Съемка телеигры «Литературное лото « Съемка игровых теленовелл в разделе «Именинное телевидение« Съемка короткометражного фильма. Съемка видеоконкурса «Король и Королева Экрана – 20……года « |
11. |
Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Анализ успехов и неудач . Развлекательная программа «Детское телевидение«. Закрепление знаний по телевизионным профессиям , изготовление эмблем свои телекомпаний. |
17. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 год обучения
16.
п/п |
Название темы |
Всего : |
Практика |
Теория |
1. |
Вводное занятие , правила по т /б. |
2 |
2 |
- |
2. |
Система жанров телефильмов |
18 |
16 |
2 |
3. |
Актерские репетиции постановок |
67 |
63 |
4 |
4. |
Работа актера с режиссером |
36 |
32 |
4 |
5. |
Работа с костюмом и предметами игрового реквизита . Изготовление масок и деталей костюма . |
34 |
30 |
4 |
6. |
Творческий практикум |
50 |
44 |
6 |
7. |
Грим в кинематографе |
14 |
10 |
4 |
8. |
Творческая копилка |
38 |
32 |
6 |
9. |
Съемка рекламного сюжета, видеокли- па ,фильма- фэнтези,творч. прогнозов актеров на будущее время . |
52 |
48 |
4 |
10. |
Просмотр фильмов и обсуждение сыгранных ролей актеров |
29 |
25 |
4 |
11. |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
- |
12. |
Всего по программе : |
342 ч. |
304 ч. |
38 ч. |
18. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
4 год обучения
1. |
Вводное занятие.Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год. Обсуждение программы «Повеселимся от души « |
2. * * * * * * |
Система жанров телевидения. Мелодрама Телевизионные жанры : развлекательные программы , телеигры. Рекламный сюжет. 17. Телесериалы , теленовеллы , телероманы Видеоролики, видеоклипы. Фильмы ужасов , фильмы катастроф. |
3. * * * * |
Актерские репетиции Этюдный метод отработки ударений . Введение понятия – атмосфера сценического пространства. Упражнение « рецензия на фильм. Знакомство учащихся с построением сценического образа. Составление «автобиографии « героям из прошлого. Понятие сценического действия. Пантомима : немое кино « на основе басен И.А. Крылова Развитие понятия «темпоритм постановки «.Упражнение « Безголосый конферасье «Репетиции юмористического видеоклипа. |
4. * * * * |
Работа актера с режиссером. Характеристика быта героев Сверхзадача поступков героев. Мысленное распределение роли на весь съемочный процесс Отработка мгновенной мобилизации актера и сиюминутного творчества в эпизоде. |
5. * * * * * |
Работа с костюмом и предметами реквизита. Творческое задание «Лесной универмаг « ( придумывание одежды ) Творческое упражнение « Специализированный магазин для нерях « .. Кинопробы «Звезды американского и европейского кино« ( кумиры кино ) Творческие задания «Новый фантастический инвентарь« - фильм фэнтези. Изготовление масок и деталей костюмов в импровизированных конкурсах. |
6. * * * * |
Творческий практикум. Вечер импровизации «Подарок для всех» ( игры , конкурсы , разминка , танцы, пословицы Конкурс музыкального видеоклипа « Начинающий актер « . Звание : лучший актер , настоящая леди. Конкурс – «актриса « , «Мечта« , «Болтуны « , выбор победителя « ТЕЛЕЗВЕЗДА «. Турнир - викторина « Разнобой» .Соревнование команд: разминка, « Устами младенца» « Черный ящик « , Мы интеллектуалы « , «Почему , зачем и как ? « -развитие 18. артистизма , выдумки , находчивости , чувства , расширение кругозора. Творческий конкурс «Я , Лидер группы …….» ( победитель года ) |
7. * * * * * |
Грим в кинематографе. Грим и жанр кино. Актер и грим. Техника грима, инструменты, краски , гигиена. Новые направления в современном искусстве грима. Взаимосвязь грима, прически и костюма в сценическом образе актера. |
8. * * * * |
Творческая копилка. Составление сценарного плана конкурсов , программ , развлекательных вечеров и т.д. Разработка собственной мини- рецензии для оценки фильмов. Импровизация самостоятельного съемочного процесса в творческих группах. Творческая копилка: отбор средств создания кино. Советы по сохранению творческой свободы на протяжении всего фильма. |
9. * * * * * |
Просмотр фильмов и обсуждение сыгранных ролей. Профессии и характеристики создателей фильмов. «Творческая копилка « - отбор средств и приемов актеров. Обсуждение сыгранных ролей : оценка , ошибки , похвала. Общие законы экрана. Просмотр и обсуждение разных видов кинематографа. Специфика телевидения. |
10. * * * * |
Съемка совместно с операторской группой . Съемка «Творческих прогнозов« в форме интервью , используя импровизацию «Подарок для всех« Съемка музыкального видеоклипа. Съемка рекламного сюжета «Начинающий актер«. Съемка фильма - фэнтези. Съемка конкурса «Я , ЛИДЕР, группы ! « |
11. |
Итоговое занятие. 19 «Творческие прогнозы актеров « в форме интервью. Конкурс юмористов, создание афиши своей телестудии , советы по проведению фестивалей. Награждение лучших актеров - лидеров. |
19. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 год обучения
п/п |
Название темы |
Всего : |
Практика |
Теория |
1. |
Вводное занятие , правила по т /б. Вечер-игра «В киностудии» |
2 |
2 |
- |
2. |
История экранных искусств |
34 |
32 |
2 |
3. |
Гимнастика чувств актеров на площадке |
68 |
64 |
4 |
4. |
Режиссерско-педагогическое общение |
34 |
28 |
6 |
5. |
Изготовим костюм |
18 |
6 |
2 |
6. |
Творческий практикум |
50 |
44 |
6 |
7. |
Творческие задания по гриму |
14 |
10 |
4 |
8. |
Творческая копилка |
38 |
32 |
6 |
9. |
Съемка творческих проектов, конкурсов и прогнозов актеров на будущее время . |
52 |
48 |
4 |
10. |
Воскресный кинозал. Обсуждение сыгранных ролей актеров |
30 |
26 |
4 |
11. |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
- |
12. |
Всего по программе : |
342 ч. |
304 ч. |
38 ч. |
20 . СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
5 год обучения 20.
1. |
Вводное занятие.Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год. Обсуждение программы «В киностудии « |
2. * * * * * * |
История экранных искусств Экран –спутник нашей жизни Язык экрана Наше восприятие Выразительность кадра Реальность экранного мира Краткие сведения о истории кино, телевидения , видео |
3. * * * * * * |
Гимнастика чувств актеров на площадке Сценическое внимание. Артистическая смелость Взаимодействие и взаимозависимость партнеров Память ощущений и физических самочувствий Темпоритмы постановки Психофизиология творческого тренинга |
4. * * * * * * * |
Режиссерско-педагогическое общение Инсценированные педагогические задачи Драматическая импровизация Режиссура этюдов Имитация диалога «Телефон доверия « Драматический эпизод из жизни «Фотография « Этюдный метод «Проективные ситуации» Социальная ситуация « Человекороль « |
5. * * * * * |
Творческие задания «Изготовим костюм « Творческое задание «Какие разные маски« Соединение частей в костюме «Клоун» Обработка принадлежностей в костюме «Супергероиня « Копирование и вырезание выкроек костюма «Владыка Космоса « 21. Изготовление медальона для костюма «Чародей» |
6. * * * * * * |
Творческий практикум. Вечер-игра «В киностудии » ( кинопробы, рекламная заставка, озвучивание ) Конкурс кинопроектов «Штат детских научных сотрудников « Конкурс интеллектуально-творческой игры «Монитор« Творческий конкурс «Ромашка« Конкурс коллективно-творческих дел Творческий конкурс «Я , актриса , ты режиссер …….» ( победитель года ) |
7. * * * * * * * |
Творческие задания по гриму Разные клоуны (.милое сердечко, клоуны в зеленой и розовой шляпе ) Между небом и землей ( цветущее дерево, темная ночь, золотое солнце) Огонь и вода ( морская звезда ,огонек ,волна и др.) Животный мир (собака, мышка, бабочка, кот, тигр, божья коровка , бык и т.д.) В саду ( клубничка, груша, редис, вишенка, виноградная кисть, цветочек и др. ) Проказы маленьких монстров ( вампир, паук, колдунья , зеленый монстр и т.д. ) Путешествие в Азию ( китаянка, китайский дьявол, актер театра и т.д. ) |
8. * * * * * * * |
Творческая копилка. Составление сценарного плана конкурсов, программ , развлекательных вечеров и т.д. Разработка собственной мини- рецензии для оценки фильмов Сочинение собственного краткого сюжета с предложенными героями. Импровизация самостоятельного съемочного процесса в творческих группах. Изобретение темы и формы телепередачи для видеоцентра нового 21 Века Составление анкеты на эрудицию Творческая копилка: отбор средств создания кино. Советы по сохранению творческой свободы на протяжении всего фильма. |
9. * * * * * * |
Съемка совместно с операторской группой . Съемка вечера- игры «В КИНОСТУДИИ« Съемка конкурса кинопроектов «Штат детских научных сотрудников « Съемка интеллектуально-творческой игры «Монитор« Съемка творческого конкурса «Ромашка« 22. Съемка конкурса коллективно-творческих дел Съемка конкурса «Я , актриса , ты режиссер « ! ( выявление победителей года ) |
10. * * * * |
Воскресный кинозал. Обсуждение сыгранных ролей. Роль экрана в нашей жизни Реальное время и экранное время Что смотрим и как это видим Наши любимые фильмы ( Жанры, актеры, режиссеры и т.д. ) |
11. |
Итоговое занятие. «Творческие прогнозы актеров« в форме интервью. Конкурс юмористов, создание афиши своей телестудии , советы по проведению фестивалей. Награждение лучших актеров - лидеров. |
21. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Форма занятий (игра , актерские тренинги , конкурсы , викторины , аукционы , КВНы.
миниконцерты,
развлекательные и игровые щоу-
программы , вечер импровизаций
турнир,
рекламный сюжет , телеигры ).
Формы подведения итогов : конкурсы , фестивали разных уровней , видеофильмы ,
видеоклипы , реклама, открытые занятия - видеоэкскурсы и киномарафоны- т.е. отчеты
Первый год обучения .
1. Конкурс юных сказочников «В гостях у Русалочки«
2. Игровая программа «Сказочный чемпионат«
3. Карнавал «Разные маски у веселой сказки «
4. Брейн- ринг «Сказочное Ассорти «
5. Конкурс знатоков сказок «Сказочный Покер«
Второй год обучения .
1. Конкурс актерского мастерства : « Мисс очарование « 23.
2. Конкурс по гримерному искусству : «Разрисуй себя «
3. Викторина «ВВВ- вечер веселых вопросов «
4. Миниконцерт ( пантомима , экспромт , озвучивание отрывков )
Третий год обучения .
1. КВН (соревнования , состязания , аттракционы)
2. Телеигра
3. Конкурс актерского мастерства «Именинное телевидение«
4. Конкурс : «Король и Королева Экрана - 200….года «
Четвертый год обучения .
1. Вечер импровизаций
2. Конкурс музыкального видеоклипа
3. Конкурс рекламного видеосюжета
4. Турнир- викторина
5. Творческие прогнозы актеров в форме «интервью»
Пятый год обучения .
1. Вечер-игра «В Киностудии «
2 Конкурс кинопроектов «Штат детских научных сотрудников «
3 Творческий конкурс «Ромашка«
4 Конкурс коллективно-творческих дел «КТД«
5 Конкурс «Я актриса , ты режиссер « (выбор лидеров группы)
22 . МЕТОДИЧЕСКИЕ ВИДЫ ПРОДУКЦИИ ( формы занятий )
Весь этот многоликий кинопроцесс познакомит с биографией знаменитых актеров, режиссеров, композиторов, на их примере дети убедятся, что с детства надо 24.
работать над своим талантом. Выполнение актерских этюдов - упражнений разовьет в детях актерское мастерство, сценическую речь, и основы сценических движений, т. е. - ритмопластики. Поэтому - учебный этюд, это уже небольшая роль, но к ней надо относиться с большой серьезностью. Такие знания можно применить в эстрадном театре, ведь такой театр - удобная форма для проявления любых талантов детей.
Чтобы эффективнее построить композицию занятия, необходимо знакомить детей с разными видами театра: это - драматический ,музыкальный, кукольный, эстрадный, иллюзиционный телевизионный театр, театр массовых зрелищ , театр одного зрителя , театр клоунады , театр зверей, театр моды, радиотеатр, шоу на льду, балет на льду, работа над спектаклем , постановка на телевидении.
Исходя из всего перечисленного можно сказать , что обучение детей может происходить в форме нестандартных нетрадиционных занятий .
С учащимися можно использовать следующие виды занятий: основанные на нетрадиционной организации учебного материала, это -занятия-путешествия, занятия-соревнования, занятия-фантазии ,занятия -сказка, занятия- драматизация, занятия- встреча, занятия- в гостях , занятия -сюрприз, занятия -викторина, занятия- турнир, занятия -отчет.
Такие занятия формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, помогают формировать навыки учебной деятельности. Они оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей. Благодаря этому у них
формируются более прочные глубокие знания о истории "ТЕАТРА - КИНО" - как вида искусства.
На таких занятиях должно быть использовано многообразие видов деятельности учащихся. Здесь происходит взаимосвязь музыкального , изобразительного, художественного слова , а также /выставки работ для оформления кабинета /. Это могут быть маски, детали костюмов, рисунки, примерные сценарии созданные детьми. А также у детей будет большая возможность узнать тайны гримерной ведь это место чудес и превращений.
23 . ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО «ОСНОВАМ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ
Для детей 8-10 лет :
1. |
Какие фильмы и передачи ты смотрел в последнее время /вчера ,на этой неделе. |
2. |
Какие телевизионные передачи ты смотришь регулярно ? 25. |
3. |
Назови свой любимый фильм. О чем он ? |
4. |
Нарисуй заставку к одной из передач . |
5. |
Сравни ведущих из разных передач , кто тебе понравился и почему ? |
6. |
Если бы тебе предложили стать автором программы о твоем родном городе, О чем бы ты рассказал в своей передаче ? |
Для детей 10 -12 лет
1. |
Сравни язык ,на котором с нами говорит кино и телевидение . |
2. |
Какие передачи ты смотришь регулярно? Что тебе нравится в этих передачах ? |
3. |
Назови те передачи , которые вы смотрите всей семьей ? |
4. |
Если бы ты работал на телевидении , о чем бы ты сделал передачу ? |
5. |
Чем передача отличается от фильма ? |
6. |
Представь,что ты ведешь телепередачу.Какой из эпизодов школьной жизни выберешь? |
7. |
Представь, что ты берешь интервью для телепередачи.Какую тему ты выберешь ? Ф.И.О учащегося __________________________________________________________ |
Такие творческие задания знакомят учащихся с историей и уровнем развития киноискусства и телевидения. Развивают у учащихся элементы мышления, формируют широкий круг ассоциаций , расширяют общий культурный уровень личности детей. Использование данной программы нацелено на подготовку специалистов нового поколения, для которых не будет проблемой эксплуатация видеоаппаратуры, и знание методов работы с информацией, послужит развитию творческой индивидуальности подростков.
24 . ТВОРЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ для составления мини-рецензии
Вспомните свои любимые фильмы и подумайте:
1. |
А почему мне нравятся именно эти картины ? 26. |
2. |
За что я уважаю именно этих героев ? |
3. |
Что мне удалось пережить с ними за время фильма ? |
4. |
Что заставляло замирать сердце ? |
5. |
Что вызвало ненависть ? |
6. |
А что было смешным ? |
7. |
А что заставляло восхищаться и порой завидовать героям ? |
8. |
В чем они умнее ,хитрее ,благороднее меня ? |
9. |
Стал (а) ли я сам (а) добрее ? |
10. |
Или во мне прибавилось зла и ожесточенности ? ненависти ? |
11. |
Желания мстить всему миру или добиваться своей цели любой ценой ? |
12. |
Что происходило во время фильма со мной ? |
13. |
Вообразите что вам предстоит много лет жить и странствовать в Космосе. Какие фильмы вы бы взяли с собой ,не опасаясь, что они вам наскучат ? |
14. |
Кого бы вы назвали лучшим актером мира ? Лучшей актрисой ? |
15. |
Хотели бы вы быть похожими на этих героев? В чем ? |
27.
Отвечая вы незримо ощутите, что герои кино незримо живут рядом с нами.
Они могут стать вашими друзьями или врагами. Рядом с ними жить интереснее.
Фамилия ,имя ,отчество учащегося_________________________________________
Ведь актерский цех многолик, он объединяет людей разных дарований, но профессия у всех одна и будущее зависит от нас.
Таким образом , пройдя обучение по вышеназванной программе - к
детям приходит собственный опыт , т.е. «актерский багаж«, который зависит от контактов со всем творческим коллективом съемочной группы во время создания телефильма, видеоклипа или рекламного сюжета.
25 . Список использованной литературы.
1. Методическая литература:
«Диалог с экраном« , Е.А. Бондаренко, М ,1994 год.
«Основы экранной культуры « , Л.М.Баженова , М . 1995 год
«Искусство грима» И.А. Сыромятникова , М. 2004 год.
«Учебник по гримерному искусству « , В. Пина , М. 2002 год.
«Управление методической работой детей в УДО « , М. 2003 год.
2. Сценарии :
«Веселые представления в школе « , Ю.Погорельский , М. 2004 год.
«Школьные конкурсы«, А. Кугач , М. 2004 год.
«Школьные юморины « , И.Агапова , М. 2002 год.
«Сценки- минутки « , О.В.Узорова , М. 2002 год.
«В школе на каникулах« , М. С. Коган , М. 2004 год.
«Школьные годы чудесные «, Т.Б. Солдатова , М. 2002 год.
3. Используемая литература :
«Энциклопедия досуга« , М.Погодаева , М. 1990 год.
«Этикет для юных леди«, А. Снегирев . , М. 19990 год
«Путешествие в мир кино« , Е.А. Бондаренко , М.2003 год. 28.
«Актер кино« , М. 1987 год.
«Мастерство режиссера « , О.Я. Ремез , М. 1983 год.
«Маски и костюмы « , Р. Гибсон , М. 1999 год.
«Нетрадиционные уроки « , Л.Г. Максидонова , М.2002 год .
Педагог дополнительного образования
Спиридонова Тамара Ивановна
2004 (доработка 2009) год г.Москва
29.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Управление качеством образования: компетентностный подход в контексте ФГОС ОО
- Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС