В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

коррекционно-развивающая программа "Мой мир!"

Татьяна Ермакова Татьяна Ермакова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345  голосов:10    просмотров: 10133    комментариев: 5
Краткое описание
Данные коррекционно-развивающие занятия рекомендуются проводить с детьми 2-3-х летнего возраста, имеющие сниженные показатели психическо-го  развития. К этой категории можно отнести детей социально - педагогиче-ски запущенных, ЧБД,  детей имеющих проблемы с вниманием, гипервозбу-димых детей, которые в общей массе не усваивают программный материал, детей группы риска со сниженными показателями группы развития.

Описание
Актуальность, перспективность, практическая направленность
 
   Состояние   психологического здоровья детей  раннего возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который  прямо или косвенно включен в решение стратегических задач  региональной образовательной политики, что, несомненно, указывает на актуальность обозначенной темы. Проблематика   развития детей раннего возраста все чаще встречается в запросах родителей и воспитателей на консультативных приемах у психолога МДОУ № 22 (15 случаев из 40). С каждым годам растет процент детей имеющих отставание от нормы в сенсомоторном, речевом развитии.  Для того, чтобы предупредить  дальнейшее отставание в сенсорном развитии, скорректировать формирующиеся в данном возрасти основные психические процессы у детей, возникла необходимость в разработке и реализации коррекционно – развивающей программы.
 Цель программы:  коррекция и развитие психических процессов и функций у детей раннего возраста.
  Задачи:
  Развивать  зрительное восприятие цвета,  умение выделять нужный цвет, сличать, называть основные цвета, классифицировать предметы по цвету.
  — Развивать умения практической ориентировки на величину предмета, учить  сравнивать по величине предметы между собой.
 
 — Развивать умение ориентироваться на форму предмета.
 
 — Развивать координацию движений, общую  и мелкую моторку.
 
 — Обогащать словарный запас детей, повышение речевой активности.
 
Развивать  память, внимание, восприятие, наглядно-образное и наглядно – действенное мышление через развивающие игры и упражнения.
  
 
 Адресат: Дети 2-3 лет («группы риска» показавшие результаты по методике Е.А. Стребелевой — II группы, дети III группы с пограничными результатами близкими ко II группе).
  Продолжительность курса:  16  занятий по 10-15 минут  периодичностью 2 раза в неделю.
 Ожидаемые результаты реализации программы
 
Итоговый результат: 
  — повышения уровня развития восприятия цвета, умения выделять цвет как признак предмета, сличать цвета  на 30 % (от стартовых данных)
 
 — повышения умения узнавать и называть   основные цвета на 25 % (от стартовых данных).
 
 — повышение уровня практической ориентации в величине предмета на  30%.
 
-  повышение уровня  развития целостного восприятия предметной картинки, анализ образца на 20%.
 
Промежуточный  результат: 
 -  повышение речевой активности детей, обогащение словаря.
 
 — повышение уровня развития мелкой и крупной моторики у детей.
 
 — повышение уровня восприятия формы предмета.
 
 — развитие психических процессов:  памяти, мышления, восприятия, речи.
 
 Учебный план программы
 
«Мой мир»
 
Цель программы:  коррекция и развитие психических процессов и функций у детей раннего возраста.
 Категория обучающихся: дети раннего возраста 2-3 лет.
 Срок обучения: 16 занятий.
 Режим занятий: 2 раза в неделю по 10-15 минут.     
 
 
 Наименование тем
 
 Всего часов
 
 В том числе
 
 Форма
 контроля
 
 теоретических
 
 практических
 
 1.
 
 Вводное 
 «Знакомство» 
 
 0.25
 
 -
 
 15 мин
 0.25
 
 Наблюдение
 
 2.
 
 Развитие практической ориентации на цвет предмета.
 
 1.25
  
  
 
 -
 
 1ч 15 мин
 1.25
 
 Наблюдение за выполнением заданий.
 Анкеты обратной связи от воспитателей и родителей.
 
  
  
 3.
 
 Развитие практической ориентации на величину.
 
  
  
 1.25
 
  
  
 -
 
  
  
  
 1ч 15 мин
 1.25
 
 Наблюдение за выполнением заданий
 Анкеты обратной связи от воспитателей.
 
 4.
 
 Развитие целостного восприятия предметной картинки.
 
 1.25
  
 
 -
 
 1ч 15 мин
 1.25
 
 Наблюдение за выполнением заданий
 
 Итого
 
 4
 
 -
 
 4
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебно-тематический план программы
 
«Мой мир»
 
 
 
Цель программы: коррекция и развитие психических процессов и функций у детей раннего возраста.
 Категории обучающихся: дети раннего возраста 2-3 лет.
 Срок обучения: 16 занятий.
 Режим занятий: 2 раза в неделю по 10-15 минут.
  
 
 
 Наименование тем
 
 Всего часов
 
 В том числе
 
 Форма
 контроля
 
 теоретических
 
 практических
 
 1.
 
 Вводное 
 «Знакомство» 
 
 0.25
 
 -
 
 15 мин
 0.25
 
 Наблюдение
 
 2.
 
 Развитие практической ориентации на цвет предмета.
 
 1.25
  
  
 
 -
 
 1ч 15 мин
 1.25
 
 Наблюдение за выполнением заданий
 
 2.1
 
 «Петушок»
 
 -
 
 -
 
 15 мин
 0.25
 
 Наблюдение
 
 2.2
 
 «Аленушкины сапожки»
 
 -
 
 -
 
 15 мин
 0.25
 
 Наблюдение
 
 2.3
 
 «Полянка»
 
 -
 
 -
 
 15 мин
 0.25
 
 Наблюдение
 
 2.4
 
 «Цветные рыбки»
 
 -
 
 -
 
 15 мин
 0.25
 
 Наблюдение
 
 2.5
 
 «Елочка»
 
 -
 
 -
 
 15 мин
 0.25
 
 Анкеты обратной связи от воспитателей и родителей.
 
 3.
 
 Развитие практической ориентации на величину.
 
 1.25
  
 
 -
 
 1ч 15 мин
 1.25
 
 Наблюдение за выполнением заданий
 
 3.1
 
 «Разноцветные следы»
 
 -
 
 -
 
 15 мин
 0.25
 
 Анкеты обратной связи от воспитателей.
 
 3.2
 
 «Кораблики»
 
 -
 
 -
 
 15 мин
 0.25
 
 Наблюдение
 
 3.3
 
 «Паровозик»
 
 -
 
 -
 
 15 мин
 0.25
 
 Наблюдение
 
 3.4
 
 «Машины»
 
 -
 
 -
 
 15 мин
 0.25
 
 Наблюдение
 
 3.5
 
 «Поможем зайчику»
 
 -
 
 -
 
 15 мин
 0.25
 
 Наблюдение
 
 4.
 
 Развитие целостного восприятия предметной картинки.
 
 1.25
  
 
 -
 
 1ч 15 мин
 1.25
 
 Наблюдение за выполнением заданий
 
 4.1
 
 «Петрушка»
 
 -
 
 -
 
 15 мин
 0.25
 
 Наблюдение
 
 4.2
 
 «Строим дом»
 
 -
 
 -
 
 15 мин
 0.25
 
 Наблюдение
 
 4.3
 
 «Неваляшка»
 
 -
 
 -
 
 15 мин
 0.25
 
 Наблюдение
 
 4.4
 
 «Божья коровка»
 
 -
 
 -
 
 15 мин
 0.25
 
 Наблюдение
 
 4.5
 
 «Чайник и чашки»
 
 -
 
 -
 
 15 мин
 0.25
 
 Наблюдение
 
 Итого
 
 4
 
 -
 
 4
 
  
 
· создает ситуацию самостоятельного развития ребенка через игру
 · продолжать положительно оценивать успехи детей.   
 Необходимые ресурсы
  
 
 Требования
 
 Кадровый 
 
 1 ведущий
*наличие опыта работы с данной целевой аудиторией
*наличие опыта использования  предлагаемых техник
 
 Материально-технический
 
 *помещение предназначенное  для проведения  занятий с использованием разных видов деятельности детей: рисования, развивающих игр, двигательной активность детей
* аудиотехника 
*канцелярские принадлежности (краски, кисточки, штампы, карандаши,  листы формата А 4., А 2) по количеству участников.
*развивающие игры, игрушки, пособия, фланелеграф, мольберт.
  
 
 Нормативно-правовой 
 
 * согласие законных представителей детей на участие в мероприятиях психологической, коррекционно – развивающей  направленности
 
 
 Критерии оценки 
  
 
 Запланированные показатели/ индикаторы
 
 Источник получения информации
 
   Выделение цвета как признака сличение, основных цветов.
  
 
 Повышение среднег и высокого уровня развития детей на 30%
 
 Результаты психолого-педагогического обследования по методике Е.А. Стребелевой.
Результаты заполнения карт нервно-психического развития детей 
(Н.М Аксарина, К.Л. Печера, Г.В. Пантюхиной)
(Анкеты  родителей и воспитателей)
  
 
 Называние (для неговорящих детей показываниие) основных цветов.
 
 Повышение высоких и средних  результатов детей на 25%
 
  Определение уровня практической ориентации на величину предмета.
 
 Повышения уровня на 30%
 
 Выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца.
 
 Поавышения высокого и среднего уровня на 20%
 

  Коррекционно – развивающая программа
 «Мой мир»
  
 1.     Пояснительная записка
 Актуальность программы.
Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой – то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. На каждом этапе формируются определенные психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребенку на следующий возрастной этап. Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьного – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующие для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно именно с раннего возраста создавать благоприятные условия для развития психики  в соответствии с возрастными особенностями. Именно в раннем возрасте начинают активно формироваться такие познавательные психические процессы как ощущение. Непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. Благодаря этим достижениям дети  начинают активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Восприятие активно развивается под влиянием разнообразной деятельности ребенка, лепке, рисования, конструирования, чтения книг, подвижных игр, музыки. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразна и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и будут наблюдаться пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Обозначенная проблема актуализировалась среди детей первых младших групп МДОУ № 22 «Жемчужинка». Примерно 25% детей поступающих в дошкольное учреждение имеют сенсорный голод, у ребят сниженные показатели процессов восприятия, речи, недостаточно развита мелкая моторика. Помочь ребенку скорректировать  психические процессы возможно при условии последовательной реализации коррекционно – развивающей работы. В этой связи была разработана предлагаемая программа.
 Цель программы:  коррекция и развитие психических процессов и функций у детей раннего возраста.
  Задачи:
  Развивать  зрительное восприятие цвета,  умение выделять нужный цвет, сличать, называть основные цвета, классифицировать предметы по цвету.
— Развивать умения практической ориентировки на величину предмета, учить  сравнивать по величине предметы между собой.
— Развивать умение ориентироваться на форму предмета.
— Развивать координацию движений, общую  и мелкую моторку.
— Обогащать словарный запас детей, повышение речевой активности.
 Развивать  память, внимание, восприятие, наглядно-образное и наглядно – действенное мышление через развивающие игры и упражнения.   
  
 Структура и содержание программы
    Предлагаемую программу можно рассматривать как коррекционно -развивающую  технологию, к которой применима четкая последовательность проведения.
  
 I. Предварительный этап
Включает в себя  диагностический блок, который необходим для получения первичной информации  об особенностях развития психических компонентов и процессов у детей 2-3 лет, выявления  проблемных зон в развитии ребенка для построения дальнейшей работы.
    Используемые методы
Основными критериями при подборе методик были:
1.     высокая информативность
2.     экономичность по времени
3.     простота проведения
С содержательной точки зрения отбирались методики, позволяющие установить контакт с ребенком, помогающие быстро и точно определить сильные и слабые места в психическом развитии. Перечисленным требованиям, на наш взгляд, отвечает набор из следующих методик:
1.     Методика психолого – педагогического обследования Е.А. Стребелевой.
     2. Карты нервно – психического развития детей 2-3 лет, (Н.М Аксарина, К.Л. Печера, Г.В. Пантюхиной)
3. Анкеты для родителей
 4.     Анкеты для воспитателей
 Основной этап
  Данный этап преследует своей целью отработку основных программных задач. Это становится возможным при последовательном прохождении следующих тематических блоков:
1.     Знакомство.
2.     Развитие практической ориентации на цвет предмета.
3.     Развитие практической ориентации на величину.
4.     Развитие целостного восприятия предметной картинки.
  
 Используемые методы
— дидактические и развивающие игры 
— рассматривание, наблюдение.
— практические действия  с развивающими игрушками
— художественное слово (потешки, стихи, песенки)
— элементы арт-теропии
 II.     Заключительный  этап
Данный этап дублирует содержание работы предварительного, но несет иную смысловую нагрузку. Целью этапа является оценка результативности  программного курса через отслеживание основных показателей развития психических компонентов у детей.
    Структура занятий
Представленные занятия имеют единую структуру.
  Вводная часть занимает приблизительно 10% от общей продолжительности занятия. Основное внимание уделяется привлечению внимания детей к обозначенной тематике.  Использование приемов: сюрпризных моментов, художественного слова.
 Основная часть занимает приблизительно 80% от общей продолжительности занятия и включает в себя сочетание теоретического материала с отработкой практических навыков. 
 Заключительная часть занимает приблизительно 10% от общей продолжительности занятия. Каждое занятие завершается закреплением полученных знаний через игры.  
    Организация занятий
В организации занятий можно выделить 3 этапа, в которых степень активности ведущего постепенно снижается, а детей увеличивается. Соответственно, позиция взрослого претерпевает необходимые изменения.
  
 Начальный этап.
 На этом этапе психолог:
 ·  создает благоприятную ситуацию для формирования  доверия, активизирует активность детей, стимулирует  процессы внимания.
 Промежуточный этап.
  Психолог:
  
 Завершающий этап.
  Психолог должен:
 · закреплять полученные знания.
  
 Краткое содержание занятий
 
 Необходимые ресурсы для эффективной реализации программы
  
  
  Ожидаемые результаты реализации программы
 Итоговый результат:  
— повышения уровня развития восприятия цвета, умения выделять цвет как признак предмета, сличать цвета  на 30 % (от стартовых данных)
— повышения умения узнавать и называть   основные цвета на 25 % (от стартовых данных).
— повышение уровня практической ориентации в величине предмета на  30%.
-  повышение уровня  развития целостного восприятия предметной картинки, анализ образца на 20%.
 Промежуточный  результат:  
-  повышение речевой активности детей, обогащение словаря.
— повышение уровня развития мелкой и крупной моторики у детей.
— повышение уровня восприятия формы предмета.
— развитие психических процессов:  памяти, мышления, восприятия, речи.
  
  
  
  
  
   Критерии оценки достижения запланированных результатов
  
  
 Система организации контроля за реализацией программы предполагает отслеживание  основных показателей  развития психических процессов у детей через осуществление диагностических процедур по методике Е.А. Стребелевой, карт нервно-психического развития детей (Н.М Аксарина, К.Л. Печера, Г.В. Пантюхиной).
  
  
  
 Сфера ответственности, основные права и обязанности участников программы.
Программа носит коррекционно – развивающую направленность. 
Права и обязанности участников программы определяются Конвенцией о правах  ребенка, действующим законодательством Российской Федерации, Уставом МДОУ.
Отношения между участниками  и ведущим программы строятся на основе доверия, сотрудничества, способствующие развитию ребенка. 
 Ведущий  программы  имеет право на:
-   свободу выбора и использования методик  в соответствии с основной тематикой  программы;
-   доведение до сведения родителей результатов реализации программы, касающихся их ребенка и другой информации выявленной в ходе занятий, если она угрожает психологическому или физиологическому здоровью их ребенка.
 Ведущий группы обязан:
-   соответствовать требованиям квалификационных характеристик; 
-   выполнять требования Устава МДОУ, должностных инструкций;
-   обеспечивать безопасность жизни и здоровья участников во время реализации программы;
-   соблюдать конфиденциальность получаемой от участников информации.
 Участники программы имеют право на:    
-   добровольное участие в программе;
-   уважение человеческого достоинства
-   отказаться от участия в программе при наличии обстоятельств, которые могут нанести вред его психическому и физическому здоровью.
  
  
  
 Участники программы обязаны:
- не совершать действий, наносящих психологическую или физическую травму другим участникам программы;
-   соблюдать режим посещения занятий.
  
 Показания и противопоказания к участию в программе.
  
 Показания к участию в программе: 
— дети раннего возраста  2- 3 года имеющие сниженные показатели в психическом развитии.
— дети раннего возраста социально- педагогически запущенные
 Противопоказания к участию в программе:
-   психические заболевания;
-   несогласие родителей
 Взаимоотношения между организаторами и участниками программного цикла  регулируются договором с законными представителями (родители) о предоставляемых услугах.
  
 Список используемой литературы:
  
1. Н.Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова. Н. Н. Развитие личности на ранних этапах детства / — М.: 1990.  
2. Т.В. Башева. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук/ — Ярославль. Академия развития, 1997.
. С. Выготский.  Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Раннее детство / — М.: Педагогика, 1984. 
.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка/ — М.6 Просвещение, 1988.
5. Ю.Б. Гиппенрейтер.  Общаться с ребенком. Как?/ — М.: Масс Медиа, 1995. 
6. Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. Ранний возраст6 планирование работы с детьми/ — М.: Воспитание дошкольника, 2007.
7. И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.  Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студнтов высших учебных заведений/. – М.: ТЦ Сфера, 2004. 
8. Е.А. Косинова. Гимнастика для пальчиков, развиваем моторику/ -М.: Эксмо, 2005.
9. В.С Мухина. Детская психология/ — М. 1985. 
10.  Н.В. Макарычева. Проблемы раннего детства/ -М.: Аркти, 2005.
.Ф. Обухова. Детская психология/ — М., 1995.
12. А.С. Роньжина. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению/ — М.: Книголюб, 2004.
.Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления/ М.: Мозайка-Синтез, 2008.
14. Н. Н.Палагина, Л. В. Ахромеева. Ребенок в раннем и дошкольном детстве/ — Фрунзе, 1982. 
.Г Сорокова. Система М.Монтессори теория и практика 2-е издание / – М.: Академия, 2005. 
16. В. Стерн.Психология раннего детства/ — Минск: Харвест, 2003.
17. Е.А. Стренбелева. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 2-3 лет., — М.: Петит .
18.  В.Л. Шарохина. Коррекционные – развивающие  занятия в младшей группе/ — М.: Книголюб, 2003 год.
19. Д.Б Эльконин. Избранные психологические труды/ — М.: Просвещение, 1989. 
20. Д.Б Эльконин. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте/ М.: Просвещение, 1971. 
21. Е.А. Янушко. Сенсорное развитие детей раннего возраста/ — М.: Мозайка-синтез, 2009.

Ссылка на материал: перейти
Пожаловаться 08 октября 2011
Файлы
Обсуждение материала
  • Наталья Макарова
    12 ноября 201117:32
    Наталья Макарова

    Материал очень ценный при работе с детьми раннего возраста, хорошо помогает провести коррекционную работу по развитию психических процессов у детей через осуществление диагностических процедур по методике Е.А. Стребелевой, карт нервно-психического развития детей (Н.М Аксарина, К.Л. Печера, Г.В. Пантюхиной). Очень хорошо расписан учебно-тематический план программы. В своей работе с детьми раннего возраста я обязательно воспользуюсь этой программой.

  • Алина Бессонова
    12 ноября 201117:46
    Алина Бессонова

    Очень важно у детей в возрасте 2-3 лет развивать зрительное восприятие цвета, умение выделять нужный цвет, сличать, называть основные цвета, классифицировать предметы по цвету.
    — Развивать умения практической ориентировки на величину предмета, учить сравнивать по величине предметы между собой.
    — Развивать умение ориентироваться на форму предмета.
    — Развивать координацию движений, общую и мелкую моторку.
    — Обогащать словарный запас детей, повышение речевой активности.
    -
    Развивать память, внимание, восприятие, наглядно-образное и наглядно – действенное мышление через развивающие игры и упражнения.
    Все эти задачи решаются в данной программе. И хороший материал для коррекционной работы с детьми данного возраста. Я обязательно возьму эту программу за основу своей работы с детьми раннего возраста.

  • Александра Ушакова
    12 ноября 201120:07
    Александра Ушакова

    Интересно и поучительно! Здорово!

  • Виталина Гончарук
    12 ноября 201121:23
    Виталина Гончарук

    Меня тронуло то, что в программе затронуты такие разделы как: Сфера ответственности, основные права и обязанности участников программы. Показания и противопоказания к участию в программе. В целом материала для работы с детьми такого возраста не так уж и много, а особенно он пригодится при работе психологов и педагогов в период адаптации детей.

  • Роза Романова
    13 ноября 201106:15
    Роза Романова

    Проблематика развития детей раннего возраста все чаще встречается в запросах родителей и воспитателей на консультативных приемах и у меня, психолога структурного подразделения "Березка" г.Тольятти. И правда то, что с каждым годам растет процент детей имеющих отставание от нормы в сенсомоторном, речевом развитии. Действительно, скорректировать психические процессы возможно при условии последовательной реализации коррекционно – развивающей работы. Я обязательно применю эту программу в своей работе, и думаю она поможет мне, как психологу решить множество задач в коррекционной работе с детьми.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru