В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Рабочая программа по математике 1 класс

Марина Вишнякова Марина Вишнякова
Тип материала: Программа
просмотров: 3864

Описание

 Пояснительная записка
Программа по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики.
 Цели и задачи обучения математике. Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
   обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
   предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
   умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
   реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.
Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики
 Личностными результатами обучения учащихся являются:
   самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
   готовность и способность к саморазвитию;
   сформированность мотивации к обучению;
   способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
   заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
   готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
   способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
   способность к самоорганизованности;
   высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
   владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
  
 Метапредметными результатами обучения являются:
   владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
   понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
   планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
   выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
   создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символических средств;
   понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
   адекватное оценивание результатов своей деятельности;
   активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
   готовность слушать собеседника, вести диалог;
  <s умение работать в информационной среде.
  
  
 Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
   овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
   умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
   овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
   умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  
  
  
  
  
 Содержание курса
 Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов
Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур).
Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты).
Соотношения между множествами предметов. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов), больше, меньше (на несколько предметов).
 Универсальные учебные действия:
   сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;
   распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию);
   сопоставлять множества предметов по их численностям (путем составления пар предметов)
 Число и счет
Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах класса миллиардов.
Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков >=<.
Римская система записи чисел.
Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.
 Универсальные учебные действия:
   пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;
   сравнивать числа;
   упорядочивать данное множество чисел.
 Арифметические действия с числами и их свойства
Сложение, вычитание, умножение и деление и их смысл. Запись арифметических действий с использованием знаков +, -, •,: .
Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий (слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; множитель, произведение; делимое, делитель, частное).
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Таблица умножения и соответствующие случаи деления.
Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение многозначного числа на однозначное, на двузначное и на трехзначное число.
Деление с остатком.
Устные и письменные алгоритмы деления на однозначное, на двузначное и на трехзначное число.
Способы проверки правильности вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с использованием микрокалькулятора).
Доля числа (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Нахождение одной или нескольких долей числа. Нахождение числа по его доле.
Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); сложение и вычитание с 0; умножение и деление с 0 и 1. Обобщение: записи свойств действий с использованием букв. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Числовое выражение. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих от 2 до 6 арифметических действий, со скобками и без скобок. Вычисление значений выражений. Составление выражений в соответствии с заданными условиями.
Выражения и равенства с буквами. Правила вычисления неизвестных компонентов арифметических действий.
Примеры арифметических задач, решаемых составлением равенств, содержащих букву.
 Универсальные учебные действия:
   моделировать __________ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;
   воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий;
   прогнозировать результаты вычислений;
   контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
   оценивать правильность предъявленных вычислений;
   сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;
   анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий.
 Величины
Длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин.
Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень, морская миля, верста), массы (пуд, фунт, ведро, бочка). История возникновения месяцев года.
Вычисление периметра многоугольника, периметра и площади прямоугольника (квадрата). Длина ломаной и ее вычисление.
Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком).
Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. Запись приближенных значений величины с использованием знака ≈ (примеры: АВ ≈ , t ≈ 3 мин, V ≈ ).
Вычисление одной или нескольких долей значения величины. Вычисление значения величины по известной доле ее значения.
 Универсальные учебные действия:
   сравнивать значения однородных величин;
   упорядочивать данные значения величины;
   устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.
 Работа с текстовыми задачами
Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом.
Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи.
Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи.
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в»; зависимости между величинами, характеризующими процессы купли-продажи, работы, движения тел.
Примеры арифметических задач, решаемых разными способами; задач, имеющих несколько решений, не имеющих решения; задач с недостающими и с лишними данными (не использующимися при решении).
 Универсальные учебные действия:
   моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;
  планировать ход решения задачи;
  анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения;
   прогнозировать результат решения;
   контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера;
   выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
   наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условий.
 Геометрические понятия
Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники и их виды. Луч и прямая как бесконечные плоские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки. Угол и его элементы вершина, стороны. Виды углов (прямой, острый, тупой). Классификация треугольников (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равносторонние, равнобедренные).
Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямоугольник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата).
Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, цилиндр, конус, шар. Их распознавание на чертежах и на моделях.
Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.
 Универсальные учебные действия:
   ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);
   различать геометрические фигуры;
   характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;
   конструировать указанную фигуру из частей;
   классифицировать треугольники;
   распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях.
 Логико-математическая подготовка
Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме.
Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации.
Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний.
Числовые равенства и неравенства как примеры ис тинных и ложных высказываний.
Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и»,«или»,«если, то»,«неверно, что» и их истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний.
Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений.
Приведение гримеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение.
Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов.
 Универсальные учебные действия:
   определять истинность несложных утверждений;
   приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;
   конструировать алгоритм решения логической задачи;
   делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;
   конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;
   анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нем составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания;
   актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).
 Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.
Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную.
Составление таблиц.
Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач.
Числовой луч. Координата точки. Обозначение вида А (5).
Координатный угол. Оси координат. Обозначение вида А (2,3).
Простейшие графики. Считывание информации.
Столбчатые диаграммы. Сравнение данных, представленных на диаграммах.
Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур, составленные по определенным правилам. Определение правила составления последовательности.
 Универсальные учебные действия:
   собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;
   сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;
   переводить информацию из текстовой формы в табличную.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Планируемые результаты обучения
 1. К концу обучения в первом классе ученик научитсяназывать:
— предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
— натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
— число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);
— геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар);
 различать:
— число и цифру;
— знаки арифметических действий;
— круг и шар, квадрат и куб;
— многоугольники по числу сторон (углов);
— направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);
 читать:
—числа в пределах 20, записанные цифрами;
— записи вида 3 + 2 = 5, 6 – 4 = 2, 5 <span style=«font-size:14.0pt;line-height:150%;mso-fareast-font-family:"Arial Unicode MS"»> 2 = 10, 9: 3 = 3;
 сравнивать
— предметы с целью выявления в них сходства и различий;
— предметы по размерам (больше, меньше);
— два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);
— данные значения длины;
— отрезки по длине;
 воспроизводить:
— результаты табличного сложения любых однозначных чисел;
— результаты табличного вычитания однозначных чисел;
— способ решения задачи в вопросно-ответной форме;
 распознавать:
— геометрические фигуры;
 моделировать:
— отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;
— ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
— ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;
 характеризовать:
— расположение предметов на плоскости и в пространстве;
— расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);
— результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;
— предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);
— расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;
 анализировать:
— текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;
 классифицировать:
— распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;
 упорядочивать:
— предметы (по высоте, длине, ширине);
— отрезки в соответствии с их длинами;
— числа (в порядке увеличения или уменьшения);
 конструировать:
— алгоритм решения задачи;
— несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);
 контролировать:
— свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);
 оценивать:
— расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);
— предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
 решать учебные и практические задачи:
— пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;
— записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;
— решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);
— измерять длину отрезка с помощью линейки;
— изображать отрезок заданной длины;
— отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;
— выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки);
— ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.
К концу обучения в первом классе ученик может научиться:
 сравнивать:
— разные приемы вычислений с целью выявления наиболее удобного приема;
 воспроизводить:
— способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в виде связного устного рассказа;
 классифицировать:
— определять основание классификации;
 обосновывать:
— приемы вычислений на основе использования свойств арифметических действий;
 контролировать деятельность:
— осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах;
 решать учебные и практические задачи:
— преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;
— использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;
— выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур;
— составлять фигуры из частей;
— разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;
— изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;
— находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей);
— определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей,
— представлять заданную информацию в виде таблицы;
— выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 2. К концу обучения во втором классе ученик научится:
 называть:
— натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
— число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
— единицы длины, площади;
— одну или несколько долей данного числа и числа по его доле;
— компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);
— геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);
 сравнивать:
— числа в пределах 100;
— числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
— длины отрезков;
 различать:
— отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
— компоненты арифметических действий;
— числовое выражение и его значение;
— российские монеты, купюры разных достоинств;
— прямые и непрямые углы;
— периметр и площадь прямоугольника;
— окружность и круг;
 читать:
— числа в пределах 100, записанные цифрами;
— записи вида 5 · 2 = 10, 12: 4 = 3;
 воспроизводить:
— результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
— соотношения между единицами длины:  = ,  = 10 дм;
 приводить примеры:
— однозначных и двузначных чисел;
— числовых выражений;
 моделировать:
— десятичный состав двузначного числа;
— алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
— ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
 распознавать:
— геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол);
 упорядочивать:
— числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;
 характеризовать:
— числовое выражение (название, как составлено);
— многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);
 анализировать:
— текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
— готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
 классифицировать:
— углы (прямые, непрямые);
— числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);
 конструировать:
— тексты несложных арифметических задач;
— алгоритм решения составной арифметической задачи;
 контролировать:
— свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
 оценивать:
— готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
 решать учебные и практические задачи:
— записывать цифрами двузначные числа;
— решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
— вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
— вычислять значения простых и составных числовых выражений;
— вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
— строить окружность с помощью циркуля;
— выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
— заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения во втором классе ученик может научитьсяформулировать:
— свойства умножения и деления;
— определения прямоугольника и квадрата;
— свойства прямоугольника (квадрата);
 называть:
— вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
— элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);
— центр и радиус окружности;
— координаты точек, отмеченных на числовом луче;
 читать:
— обозначения луча, угла, многоугольника;
 различать:
— луч и отрезок;
 характеризовать:
— расположение чисел на числовом луче;
— взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);
 решать учебные и практические задачи:
— выбирать единицу длины при выполнении измерений;
— обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
— указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);
— изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
— составлять несложные числовые выражения;
— выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 3. К концу обучения в третьем классе ученик научится:
 называть:
— любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;
— компоненты действия деления с остатком;
— единицы массы, времени, длины;
— геометрическую фигуру (ломаная);
 сравнивать:
— числа в пределах 1000;
— значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
 различать:
— знаки и <;
— числовые равенства и неравенства;
 читать:
— записи вида 120 < 365, 900 > 850;
 воспроизводить:
— соотношения между единицами массы, длины, времени;
— устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;
 приводить примеры:
— числовых равенств и неравенств;
 моделировать:
— ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;
— способ деления с остатком с помощью фишек;
 упорядочивать:
— натуральные числа в пределах 1000;
— значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
 анализировать:
— структуру числового выражения;
— текст арифметической (в том числе логической) задачи;
 классифицировать:
— числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);
 конструировать:
— план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;
 контролировать:
— свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;
 решать учебные и практические задачи:
— читать и записывать цифрами любое трехзначное число;
— читать и составлять несложные числовые выражения;
— выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
— вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
— выполнять деление с остатком;
— определять время по часам;
— изображать ломаные линии разных видов;
— вычислять значения числовых выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
— решать текстовые арифметические задачи в три действия.
К концу обучения в третьем классе ученик может научиться:
 формулировать:
— сочетательное свойство умножения;
— распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);
 читать:
— обозначения прямой, ломаной;
 приводить примеры:
— высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
— верных и неверных высказываний;
 различать:
— числовое и буквенное выражение;
— прямую и луч, прямую и отрезок;
— замкнутую и незамкнутую ломаную линии;
 характеризовать:
— ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
— взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
 конструировать:
— буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
 воспроизводить:
— способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;
 решать учебные и практические задачи:
— вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
— изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
— проводить прямую через одну и через две точки;
— строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 4. К концу обучения в четвертом классе ученик научится:
 называть:
— любое следующее (предыдущее) при счете многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;
— классы и разряды многозначного числа;
— единицы величин: длины, массы, скорости, времени;
— пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр);
 сравнивать:
— многозначные числа;
— значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
 различать:
— цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду;
 читать:
— любое многозначное число;
— значения величин;
— информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
 воспроизводить:
— устные приемы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;
— письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;
— способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя);
— способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;
 моделировать:
— разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;
 упорядочивать:
— многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);
— значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
 анализировать:
— структуру составного числового выражения;
— характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;
 конструировать:
— алгоритм решения составной арифметической задачи;
— составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если, то», «неверно, что»;
 контролировать:
— свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы;
 решать учебные и практические задачи:
— записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;
— вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;
— решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);
— формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;
— вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.
К концу обучения в четвертом классе ученик может научиться:
 называть:
— координаты точек, отмеченных в координатном углу;
 сравнивать:
— величины, выраженные в разных единицах;
 различать:
— числовое и буквенное равенства;
— виды углов и виды треугольников;
— понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);
 воспроизводить:
— способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;
 приводить примеры:
— истинных и ложных высказываний;
 оценивать:
— точность измерений;
 исследовать:
— задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);
 читать:
— информацию, представленную на графике;
 решать учебные и практические задачи:
— вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;
— исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;
— прогнозировать результаты вычислений;
— читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;
— измерять длину, массу, площадь с указанной точностью,
— сравнивать углы способом наложения, используя модели.
  
  
  
  
 
   
 Календарно – тематическое планирование по математике 1 класс
 Объем программы:
На  изучение  математики  в  1  классе  отводится 132 часа в  год  (33  учебные недели  по  4  часа  в  неделю)
 
  
  
  
  
  
 
  
   Список литературы:
 для учащихся:  -  В.Н.Рудницкая – М. Вентана- Граф 2009 учебник «Математика» (в 2 частях)
 -  В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова. — М: Вентана- Граф 2010. Рабочие тетради «Математика» 1 класс (в 3 частях)
 -  Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова,  Е.Э.Кочурова  Проверочные тестовые работы. Математика: 1 класс. – М.: Вентана – Граф, 2009. – .+ вкл.
  
  
 для учителя:  -  В.Н.Рудницкая – М. Вентана- Граф 2009 учебник «Математика» (в 2 частях)
  -  В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова. — М: Вентана- Граф 2010. Рабочие тетради «Математика» 1 класс (в 3 частях)
   — Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова,  Е.Э.Кочурова  Проверочные тестовые работы. Математика: 1 класс. – М.: Вентана – Граф, 2009. – .+ вкл.
   -  Н.Ф.Виноградова – М. Вентана-Граф 2010   Сборник программ «Начальная школа XXI»
  -  В.Н.Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А.Рыдзе – М: Вентана- Граф 2010 «Математика» Методика обучения
  -  В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева- М. Вентана- Граф 2009 «Математика.Устные вычисления» Методическое пособие

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

 Особенности организации контроля по математике
 Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в уст­ной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже од­ного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Жела­тельно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторон­няя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать нату­ральные числа, умения находить площадь пря­моугольника и др.).
 Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических прове­рок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с мно­гозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью ко­торых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каж­дый из которых содержит 30 примеров (соот­ветственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение та­кой работы отводится 5-6 минут урока.
 Итоговый контроль по математике прово­дится в форме контрольных работ комбиниро­ванного характера (они содержат арифметиче­ские задачи, примеры, задания геометрическо­го характера и др.). В этих работах сначала от­дельно оценивается выполнение задач, приме­ров, заданий геометрического характера, а за­тем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляет­ся как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основным.
  
  
  
  
 Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
 Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следую­щие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
 Ошибки:
  -   вычислительные ошибки в примерах и задачах;
  –  ошибки на незнание порядка выполнения арифмети­ческих действий;
  –   неправильное решение задачи (пропуск действия, не­правильный выбор действий, лишние действия);
  –    не решенная до конца задача или пример;
  –  невыполненное задание;
  –  незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих за­висимостей, лежащих в основе выполнения за­дания или используемых в ходе его выполнения;
  –  неправильный выбор действий, операций;
  – неверные вычисления  в случае, когда цель задания — проверка вычислительных уме­ний и навыков;
  –  пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
  – несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выпол­ненным действиям и полученным результатам;
  –  несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара­ метрам.
 Недочеты:
  –  неправильное списывание данных (чи­сел, знаков, обозначений, величин);
  –  ошибки в записях математических терми­нов, символов при оформлении математичес­ких выкладок;
  –  неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычисли­тельных умений и навыков;
  –   нерациональный прием вычислений.
  –   недоведение до конца преобразований.
  –  наличие записи действий;
  –   неправильная постановка вопроса к действию при ре­шении задачи;
  –  отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
  Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели:  правиль­ность, обоснованность,  самостоятельность, полнота.
 Ошибки:
  –  неправильный ответ на поставленный во­прос;
  –  неумение ответить на поставленный во­прос или выполнить задание без помощи учителя;
  – при правильном выполнении задания не­ умение дать соответствующие объяснения.
 Недочеты:
  –неточный или неполный ответ на постав­ленный вопрос;
  –  при правильном ответе неумение само­стоятельно или полно обосновать и проиллюс­трировать его;
  –  неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
  –  медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
  –  неправильное произношение математи­ческих терминов.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».
  
  
  
  
  
  
  
 Характеристика цифровой оценки (отметки)
 «5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
 «4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
 «3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
 «2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Оценка письменных работ по математике.
 Работа, состоящая из примеров
  •     «5» – без ошибок.
  •    «4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки.
  •     «3» – 2 – 3 грубых и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
  •    «2» – 4 и более грубых ошибки.
 Работа, состоящая из задач
  •    «5» – без ошибок.
  •     «4» – 1 – 2 негрубые ошибки.
  •     «3» – 1 грубая и 3 – 4 негрубые ошибки.
  •     «2» – 2 и более грубых ошибки.
 Комбинированная работа
  •     «5» – без ошибок.
  •     «4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
  •     «3» – 2 – 3 грубых и 3 – 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
  •     «2» –  4 грубых ошибки.
 Контрольный устный счет
  •   «5» – без ошибок.
  •   «4» – 1 – 2 ошибки.
  •   «3» – 3 – 4 ошибки.
  •   «2» – более 3 – 4 ошибок.
  
  
  
  
  
  
  
 Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
  
  
 Тестовые задания 
 Тестовые задания по математике позволяют выяснить, на сколько прочно и глубоко первоклассники усвоили программный материал, как они умеют пользоваться приобретёнными знаниями, умениями и навыками при выполнении проверочной тестовой  работы.
   Одновременно проверочная работа дает возможность выяснить, насколько сформировано у первоклассников умение воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой ситуации.
    Правильное выполнение каждого тестового задания оценивается одним баллом. Таким образом, если правильно выполнены все задания, то ученик получает 10 баллов.
    Правильное выполнение от 8 до 10 заданий оценивается как высокий уровень выполнения работы. Верное выполнение 6-7 заданий – средний уровень. Верное выполнение половины или менее половины всех заданий (от 1 до 5) – низкий.
  
Пожаловаться 06 октября 2011
Файлы
ПРОГРАММА.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru