В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Имя числительное

Ольга Бондарева Ольга Бондарева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 12712    комментариев: 6
Краткое описание
Урок русского языка по теме "Имя числительное" с презентацией.
  Тип урока – усвоение новых знаний
Предмет – русский язык
    Возраст детей – 9 -11лет, класс – 4
     По содержанию –  с элементами межпредметной интеграции (математика, окружающий мир)
      По форме организации – комбинированный (групповая, парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
По видам деятельности –  поисково-исследовательский
      По результатам выполнения – практический
Оборудование: ПК, ноутбуки, интерактивная доска, мультимедийный проэктор.
Материалы: Презентация «Имя числительное», учебники,  словари, энциклопедии в книжном и электронном вариантах -  диск «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКиМ), индивидуальные карточки

Описание

 Методический паспорт урока.
 Тема: “Имя числительное” 
 Цель.     Дать понятие об имени числительном как части речи.
 Задачи. 
Обучающие: учить исследовать слово, в частности числительное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, помочь определить место числительного в сводной таблице частей речи, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций. 
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы  активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности, организовать поиск дополнительной информации с целью формирования информационных компетенций. 
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку через приобщение к истории происхождения слов,   организовать работу в группах и парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
   Тип урока – усвоение новых знаний
 Предмет – русский язык
   Возраст детей – 9 -11лет, класс – 4
    По содержанию –  с элементами межпредметной интеграции (математика, окружающий мир)
     По форме организации – комбинированный (групповая, парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
  По видам деятельности –  поисково-исследовательский 
     По результатам выполнения – практический 
 Оборудование: ПК, ноутбуки, интерактивная доска, мультимедийный проэктор. 
 Материалы: Презентация «Имя числительное», учебники,  словари, энциклопедии в книжном и электронном вариантах -  диск «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКиМ), индивидуальные карточки.
  
 План урока
1.     Оргмомент
2.     Актуализация знаний. Лингвистическая разминка.
3.     Подготовка к активной познавательной деятельности.
Постановка проблемы и сообщение цели урока. 
4.     Усвоение новых знаний и первичная проверка.
5.     Физминутка.
6.     Поисковая работа. Этимология слова.  Работа в парах.
7.     Закрепление. Работа в группах.
8.     Домашнее задание.
9.     Рефлексия.
 Ход урока.
 1. Оргмомент.
— Ребята! Поприветствуем наших гостей и друг друга пожеланием здоровья!  В нашей школе проходит месячник, посвящённый здоровому образу жизни.  А физическое здоровье человека напрямую зависит от его психологического состояния. Давайте сегодня и всегда будем доброжелательны к окружающим.
Сегодня на уроке  мы продолжим изучение большой темы «Морфология» в блоке «Как устроен наш язык», а конкретную тему и цель урока, я думаю,  вы сможете сформулировать сами чуть позже. Работать будем по плану (Слайд 2) Вы, как и на любом уроке, должны быть внимательными, старательными, уважать чужое  мнение, аргументировать своё, помогать товарищам Урок мы начнём с  лингвистической разминки.
  2.  Актуализация знаний. Лингвистическая разминка  «Части речи»
(учащиеся стоят у своих мест, учитель задаёт вопрос, если ученик ответил верно, то присаживается)
 
 
   
 -  Какие  бывают части речи ?
-  Существительное – это…
-  Прилагательное – это …
-  Глагол – это…
-  Местоимение – это…
— Наречие – это…
-  Предлог – это…
-  Назовите служебные части речи.
-  Что такое склонение?
— Какие части речи склоняются?
-  Что такое спряжение?
— Какие части речи спрягаются?
— В русском языке склонений …
— В русском языке спряжений …
 
 
    — Запишите «число,  классная работа», я в это время проверю выполнение домашнего задания. (Слайд  2)
 3.  Вхождение в тему. (Слайд 3) Определите части речи и запишите по группам.
Проверка (Слайд 3) Возникает проблемная ситуация. Дети затрудняются в определении части речи слов девять, второй, шесть
 (Это числа.  Возможно,  это  числительные…)
Назовите тему урока. Что же мы будем делать на уроке? (Дети формулируют тему «Имя числительное», цель урока: «Имя числительное  -  как часть речи»). На каких уроках вам уже приходилось встречаться с числительными?(математика и англ. яз.)
 4.  Усвоение новых знаний.  (Слайд 4) Что мы уже узнали о числительном? Трудно ли отличить числительное от других частей речи?
 Исследование новой части речи по плану.  (Слайд 5)
*  Задать вопрос.
*  Определить, что обозначает.
*  Проверить, спрягается ли слово.
*  Проверить, изменяется ли по падежам, можно ли заменить местоимением.
— Склоняется, можно заменить местоимением, значит, относится к именам.
 Определить место числительного в таблице «Части речи» Работа с ИД (Слайд 6 )
Формулируем правило.  (Слайд 7) 
  Можно ли разделить числительные на  группы по значению?
Количественные (Слайд 8), порядковые  (Слайд 9)
Какая часть речи отвечает на эти же вопросы  (прилагательные)
Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)
Что обозначает числительное, например,  "тринадцатое" марта?
Какое было вчера число, какое будет завтра? (порядок)
  Первичная проверка знаний.
(Слайд 10) Разделите слова на 2 группы, укажите признак.
1. Сколько (Количественные)
2. Какой? Какая? ( Порядковые)
Прежде, чем вы выполните задание в тетрадях, выполним орфографическое задание на  интерактивной доске: вставим на доске пропущенные буквы. 
(Слайд 11) Самопроверка по эталону.
 5.  Физминутка. (Слайд 12) Я иду и ты идешь, раз, два, три.
Я  пою и ты поешь – раз, два, три.
Мы идем и мы поем – раз, два, три.
Очень дружно мы живем — раз, два, три.
 6. Поисковая работа. Путешествие в прошлое. История  слова сорок.
-  А сейчас я предлагаю вам отправиться в прошлое. (Слайд 13)   Если вы не знаете ответа на вопрос, как вы можете получить информацию? Давайте, работая в парах, попробуем добыть информацию о слове сорок разными способами. (Словари (4), энциклопедия, у взрослых, в учебнике, в компьютере на диске, в интернете) На уроках  окружающего мира мы изучали жизнь и творческое наследие В.И. Даля и сегодня на уроке воспользуемся его толковым словарём.
Итог на слайде
• Знаете  ли  вы, почему   четыре   десятка   называются   сорок?  Ведь   это   числительное   не   похоже   на   тридцать   или   пятьдесят.
•Слово « сорок»  вначале   было   существительным  и  обозначало  «мешок  с  четырьмя   десятками   собольих   шкурок (на   полную   шубу), которые   раньше   заменяли    деньги.  А  потом    существительное   стало   числительным   вместо  четыре-десять».
• Этого же корня и слово сорочка, представлявшая собой вначале примитивный мешок с разрезами для головы и рук. 
 7.  Закрепление .  Работа в группах. 
1) - Поднимите руку, кто может без труда определить имя числительное? Выполните задание, оно сложное, но интересное. Определите на слух, какое количество числительных я зачитаю?
Третий, три, тройная, тройка, утроить, третья.  У каждого из вас на столе три цифры — 3, 4, 5. Покажите ту цифру, которая обозначает количество услышанных вами числительных. 
Подобное задание выполните в группах (Слайд 14):  
1 группа   ОДИН, ОДИНОЧЕСТВО, ОДНАЖДЫ
2 группа  ВТОРОГОДНИК, ВТОРОЙ, ВТОРНИК
3 группа  ПЯТАЧОК, ПЯТЬ, ПЯТКА
4 группа  ВЧЕТВЕРОМ, ЧЕТВЕРГ, ЧЕТВЕРТАЯ
Проверим, назовите числительные, докажите свое мнение. (Слайд 15)
Можете ли вы определить, какой частью речи является слово только по вопросу, не учитывая значение? А можно ли сразу утверждать, что слово является числительным, если оно содержит числовую информацию?
 2) Дифференцированное задание.
— Ребята, как вы думаете, часто ли в речи встречаются числительные? (Слайд 16)
 1 группа. Вспомните и запишите названия сказок, в которых встречается числительное. («Три медведя», «Али-Баба и сорок разбойников», «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят»)
 2 группа. Воспользуйтесь учебником, найдите и выпишите порядковые числительные  стр.56 №3. (Первой, первая, вторая, третья)
  3 группа. Вспомните и запишите пословицы и поговорки, в которых употребляются числительные.(Старый друг лучше новых двух. У семи нянек дитя без глазу. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Ум хорошо, а два – лучше. )
 4 группа.  Впишите количественные и порядковые  числительные в данный текст. 
Мы учимся в ___________классе. В нашей школе______этажа. На уроке присутству_т __________________гостей.
Отчёт о проделанной работе по плану (Слайд 17)
 8. Домашнее задание.
Ребус. (Слайд 18)
  Прежде, чем вся 7я  о5 сядет за 100л, вы3 пре2рительно клеёнку.
(Прежде, чем вся семья опять сядет за стол, вытри предварительно  клеенку.)
 (Слайд 19)   Подготовить по русскому языку задания, подобные этому,  используя имена числительные. Например:
•Ребусы О   100г 
•Загадки 
•Кроссворды
 9. Рефлексия. (Слайд 21)  Гиперссылка на (Слайд 4)
 Как вы считаете, всё ли вы узнали о числительном?
 Как вы считаете, всё ли вы узнали о числительном?
 На следующих уроках вы узнаете:
* какими бывают числительные по составу,
* слитное и раздельное правописание числительных,
* правописание  мягкого знака в числительных,
* научитесь склонять числительные.
  Самооценка.
— У каждого из вас на столе три цифры 3, 4, 5. Оцените качество своих знаний, использованных на уроке числовой отметкой. Покажите свои отметки, положите выбранную цифру в  тетрадь. 
Оценка работы класса учителем. 
  
Пожаловаться 07 сентября 2011
Файлы
Имя числительное Бондарева.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Методический паспорт урока.

Тема: “Имя числительное”

Цель. Дать понятие об имени числительном как части речи.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности числительное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, помочь определить место числительного в сводной таблице частей речи, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности, организовать поиск дополнительной информации с целью формирования информационных компетенций.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку через приобщение к истории происхождения слов, организовать работу в группах и парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Тип урока – усвоение новых знаний

Предмет – русский язык

Возраст детей – 9 -11лет, класс – 4

По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (математика, окружающий мир)

По форме организации – комбинированный (групповая, парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности – поисково-исследовательский

По результатам выполнения – практический

Оборудование: ПК, ноутбуки, интерактивная доска, мультимедийный проэктор.

Материалы: Презентация «Имя числительное», учебники, словари, энциклопедии в книжном и электронном вариантах - диск «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКиМ), индивидуальные карточки.



План урока

  1. Оргмомент

  2. Актуализация знаний. Лингвистическая разминка.

  3. Подготовка к активной познавательной деятельности.

Постановка проблемы и сообщение цели урока.

  1. Усвоение новых знаний и первичная проверка.

  2. Физминутка.

  3. Поисковая работа. Этимология слова. Работа в парах.

  4. Закрепление. Работа в группах.

  5. Домашнее задание.

  6. Рефлексия.

Ход урока.

1. Оргмомент.

- Ребята! Поприветствуем наших гостей и друг друга пожеланием здоровья! В нашей школе проходит месячник, посвящённый здоровому образу жизни. А физическое здоровье человека напрямую зависит от его психологического состояния. Давайте сегодня и всегда будем доброжелательны к окружающим.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение большой темы «Морфология» в блоке «Как устроен наш язык», а конкретную тему и цель урока, я думаю, вы сможете сформулировать сами чуть позже. Работать будем по плану (Слайд 2) Вы, как и на любом уроке, должны быть внимательными, старательными, уважать чужое мнение, аргументировать своё, помогать товарищам Урок мы начнём с лингвистической разминки.

2. Актуализация знаний. Лингвистическая разминка «Части речи»

(учащиеся стоят у своих мест, учитель задаёт вопрос, если ученик ответил верно, то присаживается)

- Какие бывают части речи ?

- Существительное – это…

- Прилагательное – это …

- Глагол – это…

- Местоимение – это…

- Наречие – это…

- Предлог – это…

- Назовите служебные части речи.

- Что такое склонение?

- Какие части речи склоняются?

- Что такое спряжение?

- Какие части речи спрягаются?

- В русском языке склонений …

- В русском языке спряжений …

-- Запишите «число, классная работа», я в это время проверю выполнение домашнего задания. (Слайд 2)

3. Вхождение в тему. (Слайд 3) Определите части речи и запишите по группам.

Проверка (Слайд 3) Возникает проблемная ситуация. Дети затрудняются в определении части речи слов девять, второй, шесть.

(Это числа. Возможно, это числительные…)

Назовите тему урока. Что же мы будем делать на уроке? (Дети формулируют тему «Имя числительное», цель урока: «Имя числительное - как часть речи»). На каких уроках вам уже приходилось встречаться с числительными?(математика и англ. яз.)

4. Усвоение новых знаний. (Слайд 4) Что мы уже узнали о числительном? Трудно ли отличить числительное от других частей речи?

Исследование новой части речи по плану. (Слайд 5)

* Задать вопрос.

* Определить, что обозначает.

* Проверить, спрягается ли слово.

* Проверить, изменяется ли по падежам, можно ли заменить местоимением.

- Склоняется, можно заменить местоимением, значит, относится к именам.

- Определить место числительного в таблице «Части речи» Работа с ИД (Слайд 6 )

Формулируем правило. (Слайд 7)

- Можно ли разделить числительные на группы по значению?

Количественные (Слайд 8), порядковые (Слайд 9)

Какая часть речи отвечает на эти же вопросы (прилагательные)

Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)

Что обозначает числительное, например, "тринадцатое" марта?

Какое было вчера число, какое будет завтра? (порядок)

Первичная проверка знаний.

(Слайд 10) Разделите слова на 2 группы, укажите признак.

1. Сколько (Количественные)

2. Какой? Какая? ( Порядковые)

Прежде, чем вы выполните задание в тетрадях, выполним орфографическое задание на интерактивной доске: вставим на доске пропущенные буквы.

(Слайд 11) Самопроверка по эталону.

5. Физминутка. (Слайд 12) Я иду и ты идешь, раз, два, три.

Я пою и ты поешь – раз, два, три.

Мы идем и мы поем – раз, два, три.

Очень дружно мы живем - раз, два, три.

6. Поисковая работа. Путешествие в прошлое. История слова сорок.

- А сейчас я предлагаю вам отправиться в прошлое. (Слайд 13) Если вы не знаете ответа на вопрос, как вы можете получить информацию? Давайте, работая в парах, попробуем добыть информацию о слове сорок разными способами. (Словари (4), энциклопедия, у взрослых, в учебнике, в компьютере на диске, в интернете) На уроках окружающего мира мы изучали жизнь и творческое наследие В.И. Даля и сегодня на уроке воспользуемся его толковым словарём.

Итог на слайде

  • Знаете ли вы, почему четыре десятка называются сорок? Ведь это числительное не похоже на тридцать или пятьдесят.

  • Слово « сорок» вначале было существительным и обозначало «мешок с четырьмя десятками собольих шкурок (на полную шубу), которые раньше заменяли деньги. А потом существительное стало числительным вместо четыре-десять».

  • Этого же корня и слово сорочка, представлявшая собой вначале примитивный мешок с разрезами для головы и рук.

7. Закрепление . Работа в группах.

1) - Поднимите руку, кто может без труда определить имя числительное? Выполните задание, оно сложное, но интересное. Определите на слух, какое количество числительных я зачитаю?

- Третий, три, тройная, тройка, утроить, третья. У каждого из вас на столе три цифры — 3, 4, 5. Покажите ту цифру, которая обозначает количество услышанных вами числительных.

Подобное задание выполните в группах (Слайд 14):

1 группа ОДИН, ОДИНОЧЕСТВО, ОДНАЖДЫ

2 группа ВТОРОГОДНИК, ВТОРОЙ, ВТОРНИК

3 группа ПЯТАЧОК, ПЯТЬ, ПЯТКА

4 группа ВЧЕТВЕРОМ, ЧЕТВЕРГ, ЧЕТВЕРТАЯ

Проверим, назовите числительные, докажите свое мнение. (Слайд 15)

Можете ли вы определить, какой частью речи является слово только по вопросу, не учитывая значение? А можно ли сразу утверждать, что слово является числительным, если оно содержит числовую информацию?

2) Дифференцированное задание.

- Ребята, как вы думаете, часто ли в речи встречаются числительные? (Слайд 16)

1 группа. Вспомните и запишите названия сказок, в которых встречается числительное. («Три медведя», «Али-Баба и сорок разбойников», «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят»)

2 группа. Воспользуйтесь учебником, найдите и выпишите порядковые числительные стр.56 №3. (Первой, первая, вторая, третья)

3 группа. Вспомните и запишите пословицы и поговорки, в которых употребляются числительные.(Старый друг лучше новых двух. У семи нянек дитя без глазу. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Ум хорошо, а два – лучше. )

4 группа. Впишите количественные и порядковые числительные в данный текст.

Мы учимся в ___________классе. В нашей школе______этажа. На уроке присутству_т __________________гостей.

Отчёт о проделанной работе по плану (Слайд 17)

8. Домашнее задание.

Ребус. (Слайд 18)

Прежде, чем вся 7я о5 сядет за 100л, вы3 пре2рительно клеёнку.

(Прежде, чем вся семья опять сядет за стол, вытри предварительно клеенку.)

(Слайд 19) Подготовить по русскому языку задания, подобные этому, используя имена числительные. Например:

  • Ребусы О 100г

  • Загадки

  • Кроссворды

9. Рефлексия. (Слайд 21) Гиперссылка на (Слайд 4)

Как вы считаете, всё ли вы узнали о числительном?

Как вы считаете, всё ли вы узнали о числительном?

На следующих уроках вы узнаете:

* какими бывают числительные по составу,

* слитное и раздельное правописание числительных,

* правописание мягкого знака в числительных,

* научитесь склонять числительные.

Самооценка.

- У каждого из вас на столе три цифры 3, 4, 5. Оцените качество своих знаний, использованных на уроке числовой отметкой. Покажите свои отметки, положите выбранную цифру в тетрадь.

Оценка работы класса учителем.































Приложение

А) Карточки для работы в группах

1.ОДИН, ОДИНОЧЕСТВО, ОДНАЖДЫ

ВТОРОГОДНИК, ВТОРОЙ, ВТОРНИК

ПЯТАЧОК, ПЯТЬ, ПЯТКА

ВЧЕТВЕРОМ, ЧЕТВЕРГ, ЧЕТВЕРТАЯ

2. Мы учимся в ___________классе. В нашей школе______этажа. На уроке присутству_т __________________гост__.

Б) Индивидуальные карточки. В-1 Фамилия, имя______________________________

Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы.

Мама св_рила (3) ___________ банки м__линового в__ренья. Пятница (5) ____________ день недели. У З__мли (1) ________ спутник. Алла ж__вет на (8) ______________ этаже.

Замени цифры количественными числительными.

11_______________________________

15_______________________________

9________________

Замени устойчивые словосочетания одним словом.

Баклуши бить_________________ Душа в пятки ушла_____________________

В - 2. Фамилия, имя_______________________________________

Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы.

Артем наш__л (4) _____________ под__синовика. Среда (3) __________день недели. В г__ду (12) __________________ месяцев. Д__ректор ж__вет на (5) _____________ эт__же.

Замени цифры количественными числительными.

10_______________________________

7_______________

19_______________________________

Замени устойчивые словосочетания одним словом.

Зарубить на носу_____________________Витать в облаках________________

Имя числительное Бондарева О.В.zip
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru