В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок литературы в 5 классе "Доуэль и Керн" (По произведению А.Беляева «Голова профессора Доуэля»)

Валентина Публичко Валентина Публичко
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 8035    комментариев: 2
Краткое описание
Урок разработан с применением технологии критического мышления

Описание
Пожаловаться 06 сентября 2011
Файлы
Доуэль и Керн.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Тема: Доуэль и Керн. (По произведению А.Беляева «Голова профессора Доуэля.»)

Цель:

- образовательные: проанализировать рассказ; определить изобразительные средства основной идеи рассказа;

- развивающие: развивать навык работы в малых группах, навык сравнения, умение делать выводы;

- воспитательные: вырабатывать чувство ответственности за свои поступки.


Оборудование: раздаточные таблицы для работы в группах, текст, проектор, компьютер, портрет писателя.


Ход урока:


Сгорая сам, свети другим.

Гиппократ.


Учитель.


Фаза вызова.


Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хочу начать с рассказа о великом враче. Его называют отцом медицины. Он жил в V веке до нашей эры, но его труды и открытия до сих пор используются в современной медицине. Итак, перед вами – Гиппократ. (Презентация)

Семнадцать поколений его предков были врачами. За свою жизнь этот человек излечил тысячи людей и уже тогда проводил сложнейшие хирургические операции. Именно он сказал фразу, которая стала крылатой: «Сгорая сам, свети другим». Её я взяла в качестве эпиграфа. Всю свою жизнь Гиппократ строил именно так. Его перу принадлежат десятки сочинений по медицине. Огромную известность получила «Клятва Гиппократа». С тех давних пор и по сей день эту клятву дают все медики в торжественной обстановке при получении диплома. Вот она перед вами: (презентация)


Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству.

Я воздам моим учителям должным уважением и благодарностью.

Я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности.

Здоровье моего пациента будет основной моей заботой.

Буду поддерживать честь и благородные традиции профессии врача.

К своим коллегам я буду относиться как к братьям.

Даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности.


А теперь посмотрите, пожалуйста, на тему нашего урока.

- О ком мы с вами будем говорить?

- Кто были эти люди по специальности? (Врачи)

Раз они были врачами, то обязательно в начале своей медицинской деятельности давали священную клятву Гиппократа.

- Если бы вам пришлось обратиться за медицинской помощью к Доуэлю или к Керну, над каким вопросом вы бы, прежде всего, задумались, выбирая врача?

(Выполняют ли они клятву Гиппократа?)

Постановка цели:

Используется приём «Знаю – хочу узнать - узнал» (Учащиеся работают в парах, заполняют таблицу.)

- Что мы сегодня должны выяснить на уроке?

(Ответы учащихся)

Н

Кого можно назвать настоящим врачом


а доску крепятся таблички:



Кому можно доверить научные открытия







Вспомним жанр произведения. (Научная фантастика).

- Что вы знаете о научной фантастике?

Предлагаю блиц-опрос: (презентация)

  1. Научно-фантастическое произведение связано с достижениями…….

  2. Его герой, как правило, это……………………………………………...

  3. В научной фантастике писатель воплощает свою мечту о …………...

  4. Предупреждает человечество об………………………………………..


-Что ещё мы с вами должны выяснить на уроке?


О чём предупреждают человечество писатели-фантасты?




Фаза реализации смысла.


Итак, Керн и Доуэль: (презентация) (портреты)

Проведём исследовательскую работу и сравним двух героев.

- Что общего у этих героев? (Талантливые врачи, учёные.)

На доске кластер:

Черты характера


Отношение к людям




Отношение к науке





- По каким критериям мы будем их сравнивать?

(На партах таблички: внешность, черты характера, отношение к людям, отношение к науке, и т.д. Учащимся предлагается выбрать, таблички с критериями, по которым мы будем сравнивать двух учёных и обосновать свой выбор. Такие же таблички крепятся на доску.)


Первая встреча с Керном происходит в его комнате. Познакомимся с её описанием. Я читаю текст, а вы подчёркиваете эпитеты, описывающие комнату. Обратите внимание на цвета, которые выбрал автор.

(Мрачная, глухим, солидная, чёрного, темные, тяжёлый, старинный)

Часто по интерьеру комнаты мы можем судить о характере человека, которому она принадлежит.

Используется приём прогнозирования.

- Давайте попробуем предположить, каким человеком мог быть хозяин комнаты?

Далее нам автор показывает внешность Керна.

- Найдите в тексте и назовите портретные детали профессора Керна. Занесите в таблицу.

- Запишите во вторую колонку таблицы вывод: каким вы увидели профессора Керна, опираясь на те детали, которые мы с вами отметили в тексте.


Теперь перед вами второй врач – Доуэль, учитель Керна.

Выполните самостоятельно аналогичную работу: сначала заполните графу «внешность», опираясь на текст, затем «черты характера». (Проверка)


Физпауза.


- Какое научное открытие описывал А.Беляев в своём произведении? Чего смогли добиться Доуэль и Керн в результате совместной работы? (Оживление человеческих органов).

- Кто руководил экспериментом?

- Какова была цель трудов Доуэля? (Борьба со смертью).

- Почему Керн так поступает с Доуэлем? (Хотел присвоить все открытия себе, хотел славы, денег, но понимал, что пока Доуэль жив, ему это не удастся, поэтому он идёт на преступление, убивает Доуэля и оживляет его голову.)

Вернёмся к клятве Гиппократа. (Презентация.)

- Какие пункты нарушает Керн как врач, как человек?

(1. Использует открытие в личных целях;

2. Мучает и пытает Доуэля. Стр.26. Иллюстрация. Работа с иллюстрацией: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? Точен ли художник в деталях? Посмотрите на лицо Доуэля и на Лицо Керна, что испытывает каждый из героев? Совпадает ли видение художника с вашим?

3. Обрёк профессора на ужасное существование.)


Гиппократ сравнивал деятельность врача со свечой: «Сгорая сам, свети другим».

- Кто из врачей, Доуэль или Керн, жил и работал именно по этому девизу?


(- Как Керн относится к людям? (Люди для него лишь материал для научных открытий, которые принесут славу и деньги.)

- Значит, для чего же он занимался наукой?

- Как относится к науке Доуэль? (Завещал своё тело для научных экспериментов, даже находясь в таком ужасном положении, он работал.)


В целях экономии времени предлагаю вторые две колонки таблицы заполнить дома, вспомнив всё то, что мы с вами сейчас говорили.



Фаза рефлексии.

Творческая работа: творческая работа, которую вы будете выполнять, называется «Цветослово». Я предлагаю вам, работая в группах, в течение одной минуты передать в абстрактном рисунке - в сочетании каких-то линий, цветов, пятен, мазков – свое впечатление о двух главных героях.

Другой вариант работы – составление синквейнов, характеризующих Доуэля и Керна. (Учащиеся сами выбирают вид работы.)


Проверка творческих работ: учащиеся показывают свои рисунки и делятся впечатлениями.


Делаем вывод: Кого же можно назвать настоящим врачом? Можно ли таким людям, как Керн, доверять научные открытия?


А теперь давайте вернёмся к понятию «Научная фантастика».

- О чём же предупреждают нас в своих произведениях писатели-фантасты?

(Ответы учащихся.)


Вывод по уроку.

Итоги.

Домашнее задание.

Напишите эссе на тему: «Может ли наука служить злу?», «Каким должен быть настоящий учёный?», «Будьте осторожны с наукой!», «Учёные в ответе за будущее», «Предупреждение Александра Беляева».



Составитель: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №12 г. Ноябрьск

Публичко Валентина Алексеевна



6


Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru