Правонарушение среди подростков
Цель мероприятия::
- приучить учащихся анализировать свое поведение в школе и на улице;
- развитие нравственных качеств;
- воспитание уважения друг к другу;
- сформулировать понятие "правонарушение;
Мероприятие для учащихся 5-6 классов
социального педагога 1 категории
МОБУ «СОШ № 71» г. Оренбурга
Тутыхиной Марии Викторовны
Тема: «Правонарушение среди подростков».
Цель:
- приучить учащихся анализировать свое поведение в школе и на улице;
- развитие нравственных качеств;
- воспитание уважения друг к другу;
- сформулировать понятие правонарушение;
Наглядность, дидактические средства: презентация «Правонарушение среди подростков», анкета «Правонарушения среди подростков», карточки с ситуациями.
Вступительное слово.
Добрый день! Ребята на сегодняшней встрече мы бы хотели затронуть одну из актуальных тем - правонарушение среди подростков. В начале нашего занятия давайте обратимся к словам афинского драматурга и трагика Софокла (слайд № 2)
«Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперед».
Как вы понимаете данное изречение? (дети рассуждают).
В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, огромные стадионы и современные ледовые дворцы. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит и во вред самому себе. Давайте обратимся к теме нашего мероприятия и попробуем сегодня найти ответы на вопросы что же такое правонарушение? Имеет ли место правонарушение в жизни подростков? Несет ли подросток ответственность за проступок и правонарушения и как не допустить неправильного поступка в своей жизни. Обо всем об этом мы сегодня с вами поговорим.
Основное ход мероприятия.
Для начала давайте по рассуждаем, что такое правонарушение? Как вы понимаете? (ответы детей).
Конечно, правонарушения редко когда может возникнуть из ниоткуда, чаще всего есть предпосылки совершения проступка, т.е. не правильного поведения. Давайте приведем пример неправильного, плохого поведения (дети приводят примеры.)
Обратимся к энциклопедии. Что такое правонарушение? (слайд № 3)
Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Слайд № 4,5 Виды правонарушений:
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую.
Энциклопедия дает нам четкое понимание того, что правонарушение– это не только неправильное поведение, но и за совершение проступка имеется ответственность.
Как вы понимаете нарушение норм права?
Какие нормы вы знаете? Приведите пример?
Как человек может причинить вред другим лицам?
Предположите , за какие ситуации подросток может понести юридическую ответственность?
Как вы думаете, почему случаете так, что подросток оступился или совершил правонарушения? (проблемы в семье, ребенок имеет плохое поведение, хочет выделиться и др.)
Как вы поняли из данных энциклопедии ответственность за правонарушения есть, а для несовершеннолетних подростков какая и когда наступает ответственность? (ответственность есть административная (с 16 лет) и уголовная (с 14 лет)
Работа с анкетой «Правонарушения в школьной среде» (слайд № 6)
Давайте проведем анонимный тест для выявления правонарушения в школьной среде. (приложение 1.)
Разыгрывание ситуаций (слайд № 7)
Пока помощники обрабатывают ваши анкеты , давайте проиграем конфликтные ситуации. Дети делятся на 3 команды, придумывают и проигрывают варианты их развития, определяя как может закончиться ситуация и является ли она правонарушением.
«Учительница Нина Петровна сделала Толе несправедливое замечание»
«Мама лишила Толю на неделю компьютера за несправедливое замечание в дневнике»
«Ваня подговорил ребят обстрелять Толю на прогулке горохом из трубочки»
Ребята инсценируют, делают выводы. Ребята, вы хорошо справились с заданием, много рассуждали, а теперь давайте подведем итог и попробуем составить памятку.
Составление памятки. (слайд № 8)
Как же не допустить правонарушение? Давайте совместно составим памятку, которую так и назовем - как не допустить правонарушение.
-
Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
-
Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)
-
Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)
-
Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым
-
Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность
Результаты анкетирования.
Подводятся итоги анкетирования. Выводы по полученным результатам.
Итог мероприятия. (слайд № 9)
Что такое правонарушение?
К чему может привести правонарушение?
Как не допустить правонарушения?
Несет ли несовершеннолетний ответственность за правонарушение?
Использованная литература:
-
Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. Пособие для высш. Учеб. заведений/ Под общ. Ред М.А. Галагзовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
-
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 2 – изд., испр. и доп..: Генезис, 2008. – 334 с.
-
Шепелева Л.Н. Программы социально – психологических тренингов.- СПб.: Питер, 2008. – 160 с.
-
Шишковец Т.А.Справочник социального педагога.- М.: ВАКО, 2005.- 2008 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
-
Шишова Т.Чтобы ребенок не был трудным/воспитание детей от 4 до 14 лет, 2008. – 576 с.
Приложение 1. Тест «Выявление правонарушения в школьной среде».
1. Твой пол
- мужской
- женский
2. В каком классе учишься?
3. С каким чувством ты идёшь обычно в школу?
а) с удовольствием, с хорошим настроением
б) равнодушно, без удовольствия
в) с плохим настроением
4. Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били?
Если да, то с кем?
а) со сверстниками в школе
б) со сверстниками на улице
в) со старшими ребятами в школе
г) со старшими ребятами на улице
д) с другими людьми
е) такого не случалось
5. Случалось ли, чтобы кто - либо пытался оскорблять, униж~
издеваться над тобой?
а) да, сверстники в школе
б) да, сверстники на улице
в) да, старшие ребята в школе
г) да, старшие ребята на улице
д) да, другие люди
е) нет, такого не случалось
6. Случалось л, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовал
принести что - либо из дома?
а) да, случалось
б) нет, такого не случалось
7. Если случалось, как ты поступал в этом случае?
а) рассказывал родителям
б) рассказывал старшему брату (сестре)
в) рассказывал другу, подруге
г) рассказывал учителю
д) пытался защитить себя, дрался
е) никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали
ж) такого не случалось
- Вебинар «Кинезиологическая гимнастика: от движения к развитию интеллектуальных способностей дошкольника»
- Вебинар «Творческая мастерская как современная форма взаимодействия педагога, обучающихся и родителей»
- Вебинар «Технология анимации как ресурс повышения уровня социальной активности, развития познавательно-творческих и исследовательских компетенций детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Дидактические игры для развития внимания, памяти, логического мышления: практический инструментарий»
- Вебинар «Гиперактивность (гипоактивность) детей дошкольного и младшего школьного возраста: причины возникновения, признаки, психодиагностика, методы эффективного взаимодействия»
- Вебинар «Игровые тренинги в ДОО как инновационное направление физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста»