В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Элективный курс" Законы математики на уроках физики"

Марина Королева Марина Королева
Тип материала: Программа
Рейтинг: 123  голосов:6    просмотров: 2209    комментариев: 3
Краткое описание
Программа представляет собой дифференциацию содержания учебного материала по направлениям — повышение удельного веса задач, в том числе олимпиадных и задач вступительных экзаменов технических вузов, а также задач заочной физико-технической школы МФТИ; интеграцию тем с элементами высшей математики с опорой на умения и навыки учащихся в программировании.

Описание
Элективный курс
по физике для учащихся 9 классов
«Законы математики на уроках физики».
Пояснительная записка.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). 
Программа элективного курса «Законы математики на уроках физики» составлен на основе обязательного минимума содержания физического образования, концентрической программы для общеобразовательных школ и включает в себя отдельные элемен­ты программы для классов с углубленным изучением физики.
Программа курса по физике содержит, с одной стороны, ма­териал по более углубленному изучению излагаемых в школьном программе избранных разделов, с другой — предполагает изучение таких вопросов физики, которые не входят в школьный курс, однако необходимы для решения задач повышенного уровня. Включе­ние дополнительных вопросов преследует две взаимосвязанные цели. С одной стороны, это создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к физике, с другой восполнение содержательных пробелов основного курса, что при­дает содержанию курса необходимую целостность.
Программа представляет собой дифференциацию содержания учебного материала по направлениям — повышение удельного веса задач, в том числе олимпиадных и задач вступительных экзаменов технических вузов, а также задач заочной физико-технической школы МФТИ; интеграция тем с элементами высшей математики; опора на умения и навыки учащихся в программировании
Цели курса:   
-     создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
-     овладение конкретными физическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
-      развитие физических, интеллектуальных способностей уча­щихся, обобщенных умственных умений.
Задачи курса:
-  развить физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи и справиться с предложенными экзаменационными заданиями;
-        обучить учащихся обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;
-        способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;
— способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.
В результате изучения курса учащиеся должны:
1) понимать сущность метода научного познания окружающего мира:
§   приводить   примеры   опытов,   обосновывающих   научные представления и законы: относительность механического движения; принцип относительности Галилея; непрерывный и хаотический характер движения частиц вещества; существование двух видов (знаков)электрического заряда; закон Кулона; 
§   приводить примеры опытов, позволяющих проверить законы  и  их следствия, подтвердить теоретические представления о природе физических явлений: закон Всемирного тяготения; закон сохранения импульса; звук — механическая волна; первый закон термодинамики;
§   используя теоретические модели, объяснять физические яв­ления: независимость ускорения от массы тел при их свободном падении; затухание механических колебаний маятников (пружин­ного и математического) и электромагнитных колебаний в конту­ре; возможность услышать звуковой сигнал от источника, скрыто-то за препятствием: необходимость теплопередачи для осуществления изотермического процесса; нагревание газа при ею быстром сжатии и охлаждении; повышение давления газа при его нагрева­нии в закрытом сосуде; электризация тел при контакте; взаимодей­ствие двух параллельных проводников с током; зависимость со­противления полупроводников от температуры и освещения;
§   указывать границы применимости научных моделей, законов и теорий: второго закона Ньютона; закона Гука; закона сохранения импульса; закона сохранения механической энергии; механики Ньютона (классической механики); представление тела материальной точкой; модели идеального газа; прямо пропорциональной зависимости энергии, теплового движения частиц вещества от абсолютной температуры;.
§   выдвигать на основе наблюдений и измерений гипотезы о связи физических величин, планировать и проводить исследования по проверке этих гипотез;
2) владеть понятиями и законами физики:
§ раскрывать смысл физических законов и принципов: принципы относительности, близкодействия, суперпозиции.: соответствия; законы Ньютона, всемирною тяготения, Гука, сохранения импульса и энергии, термодинамики,;
  • вычислять: скорость и путь при равноускоренном прямолинейном движении; высоту  подъема   тела, брошенного вертикально; ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе; скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и массам сталкивающихся тел;  скорость тела,  используя закон сохранения   механической энергии; период колебаний математического маятника, груза на пружине, установившуюся температуру, используя уравнение теплового баланса; изменение внутренней энергии вещества при теплопередаче и совершении работы;
  • определять; характер прямолинейного движения по графикам; период, частоту, амплитуду, фазу колебаний по уравнениям гармонических колебаний;
  • описывать преобразования энергии при: свободном падении тел; движении тел с учетом трения; свободных колебаниях матема­тического и пружинного маятников; изменении агрегатного со­стояния вещества;
 Элективный курс создает условия для развития познаватель­ных, интеллектуальных и творческих способностей в процессе ре­шения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнение экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ, вокруг  которых строится обсуждение на семинарских занятиях и конференциях.
Элективный курс позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказанной позиции; по­зволяет использовать приобретенные знания и умения для решения практических жизненных задач, рационального природопользова­ния и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жиз­недеятельности человека и общества.
Анализ решений, разбор задач и вопросов позволит глубже понять сущность явлений и процессов. При этом возникает устой­чивая обратная связь «учитель      ученик». у   ученика появляется стимул к поиску, инициативе, умению выдвигать обоснованную гипотезу, развивается речь, закрепляются вычислительные навыки, умение работать со справочной и научно-популярной литературой.
В ходе изучения данного элективного курса особое внимание обращается на развитие умений учащихся решать вычислительные. графические, качественные и экспериментальные задачи; использовать на практике межпредметные связи.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей уча­щихся. По окончанию курса проводится олимпиада по физике и математике (предлагается выполнить самостоятельно дома), с дальнейшей защитой на последнем занятие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
Календарно – поурочное планирование:
                                                                                                                                                                        
 Номер
темы
 
 Кол-во 
часов
 
 Тема
 
 Содержание
 
 Законы алгебры (15 часов).
 
 1.       
 
 1
 
 Линейная функция и её график. Тождественные преобразования.
 
 Тепловые явления. Построение графика tоС(t), tоС(Q). Расчет величин по данным графика.
 
 2.       
 
 1
 
 Линейная функция и её график. Тождественные преобразования.
 
 Плавление. Парообразование. Построение графика tоС(t), tоС(Q). Расчет величин по данным графика.
 
 3.       
 
 1
 
 Линейная функция и её график.
 
 Прямолинейное равномерное движение. Законы движения ?(t), х(t) и их графики. Переход из одной системы координат в другую. Чтение графика.
 
 4.       
 
 2
 
 Линейная функция и её график.
 
 Прямолинейное равнопеременное движение. Законы движения а(t), ?(t), х(t) и их графики Переход из одной системы координат в другую. Чтение графика.
 
 5.       
 
 1
 
 Квадратичная функция и её график.
 
 Прямолинейное равнопеременное движение. Закон движения х(t) и его графики 
 
 6.       
 
 1
 
 Система уравнений
 
 Нахождение времени и места встречи материальных точек. Метод замещения.
 
 7.       
 
 1
 
 Система уравнений
 
 Относительность движения. Метод сложения и деления.
 
 8.       
 
 1
 
 Средняя скорость.
 
 Нахождение средней скорости (задачи разных уровней сложности).
 
 9.       
 
 1
 
 Запись числа в стандартном виде. Действия с числами, содержащими степень.
 
 Расчет диаметра, объёма, массы молекул, атомов.  Расчёт количества заряженных частиц (электронов, протонов) по массе заряда и массе одной частицы.
 
 10.   
 
 2
 
 Запись числа в стандартном виде. Действия с числами, содержащими степень.
 
 Закон всемирного тяготения. Расчет первой космической скорости. Расчет масс небесных тел по радиусу и плотности.   Расчёт ускорения свободного падения на других небесных телах.
 
 11.   
 
 1
 
 Прямая и обратная зависимость.
 
 Решение задач с изменяющимися параметрами.
 
 12.   
 
 1
 
 Пропорция.
 
 Правило равновесия рычага. 
 
 13.   
 
 1
 
 Столбчатые, круговые диаграммы. 
 
 Решение задач с применением диаграмм. Кинематика, тепловая физика. Закон сохранения энергии.
 
 Законы геометрии (18 часов).
 
 14.   
 
 1
 
 Метод координат.
 
 Прямолинейное равномерное движение.
 
 15.   
 
 1
 
 Метод координат.
 
 Прямолинейное равноускоренное движение по горизонтали.
 
 16.   
 
 1
 
 Метод координат.
 
 Прямолинейное равноускоренное движение по вертикали.
 
 17.   
 
 1
 
 Метод координат.
 
 Прямолинейное ускоренное движение по вертикали для двух одновременно движущихся тел.
 
 18.   
 
 1
 
 Координаты точки пересечения графиков.
 
 Нахождение времени и места встречи материальных точек графическим методом 
 
 19.   
 
 1
 
 Вектор и его проекция. Теорема Пифагора 
 
 Применение теоремы Пифагора при нахождении перемещения в ХоY .
 
 20.   
 
 1
 
 Вектор и его проекция.
 
 Движение тела по горизонтали (или вертикали)под действием нескольких  сил  
 
 21.   
 
 1
 
 Вектор и его проекция. Функции синуса и косинуса.
 
 Движение тела по горизонтали под действием нескольких сил, где сила тяги приложена под неким углом к горизонту.
 
 22.   
 
 1
 
 Вектор и его проекция. Функции синуса и косинуса.
 
 Движение тела по наклонной плоскости под действием нескольких сил.
 
 23.   
 
 1
 
 Теорема косинусов. Сложение, вычитание векторов.
 
 Применение теоремы косинусов в кинематике. Относительность движения.
 
 24.   
 
 1
 
 Фигуры в пространстве. Объём шара, куба, призмы, цилиндра.
 
 Нахождение веса тела, выталкивающей силы, импульса тела.
 
 25.   
 
 1
 
 Фигуры на плоскости. Площадь круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, ромба.
 
 Нахождение давления, веса тел, опирающихся на плоскую поверхность.
 
 26.   
 
 1
 
 Функции синуса, косинуса и их графики.
 
 Гармонические колебания. Нахождение периода, частоты, амплитуды при помощи графика.  Закон гармонических колебаний. 
 
 27.   
 
 1
 
 Функции синуса, косинуса и их графики.
 
 Вид волны. Волны механические и электромагнитные. Нахождение длины волны..
 
 28.   
 
 2
 
 Признаки равенства треугольников. Вертикальные, накрестлежащие углы.
 
 Построение изображения в прямом зеркале. Построение изображения (предмета) в собирающей и рассеивающей линзах.
 
 29.   
 
 1
 
 Медианы, биссектрисы и высоты треугольников. Средняя линия. Построение призмы, конуса.
 
 Нахождение ширины, глубины тени. 
 
 30.   
 
 1
 
 Вертикальные и накрест лежащие углы. Синус, косинус и тангенс острого угла.
 
 Закон преломления света в плоскопараллельных пластинах.
 
 Проверка знаний.
 
 31.   
 
 1
 
 Олимпиада по физике и математике.
 
 Проверка знаний.
 
  
Литература:
1.Кирик Л.А. Физика 7 Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, «Илекса», Москва ,2005 г.
2.Кирик Л.А. Физика 8 Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, «Илекса», Москва ,2005 г.
3.Кирик Л.А. Физика 9 Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, «Илекса», Москва ,2005 г.
4.Атоносян   Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. «Геометрия 7-9», «Просвещение»,2010г
Пожаловаться 01 сентября 2011
Файлы
Обсуждение материала
  • Марина Гилярова
    6 сентября 201115:56
    Марина Гилярова

    Несомненной заслугой автора является интеграция тем физики с изучаемыми темами математики, выбрано правильное проведение параллелей между дисциплинами. Идея и направление деятельности элективного курса заслуживает всяческих похвал.
    Автор заявил название своего материала как программа, но она должна включать в себя не только пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и литературу, но и содержание элективного курса с подробным изложением каждого занятия, дидактические материалы в виде задач, заданий, тестов и т.д., задания для внеаудиторной самостоятельной работы и олимпиады, обозначенной в календарно-тематическом планировании.
    Программа элективного курса должна быть представлена таким образом, чтобы с ее помощью можно было сразу проводить занятия такого курса, а не дорабатывать ее самостоятельно. Фактически, представленный материал – это календарно - тематическое планирование. Ничего не сказано о форме проведения занятий.
    Автор не раскрывает заявленную «дифференциацию содержания учебного материала по направлениям», она не прослеживается. Хотелось бы подробнее рассмотреть интеграцию с навыками программирования, также прописанную в пояснительной записке.
    Характерной особенностью курса и физики, и математики является умение решать задачи, а не просто изучить теорию. Поэтому в программе необходимо отразить задачи, объединяющие в себе знания тем обоих дисциплин.
    Для представления документа на страницах портала, он должен быть более тщательно проверен, не допускать грамматических, пунктуационных ошибок и опечаток.
    Программа нуждается в доработке и дополнениях.

  • Елена Якимова
    7 ноября 201110:02
    Елена Якимова

    Хочется отметить своевременность выбранной темы для электива: именно в 9 классе появляются трудности при решениии задач по физике, требуются более глубокие знания математики и в тоже время учащиеся с трудом переносят математические навыки в физику. Курс служит интеграции знаний. При возможности воспользуюсь разработкой.

  • Щудрова Лариса
    7 декабря 201111:42
    Щудрова Лариса

    Интеграция физики и математики, двух таких серьёзных и сложных для восприятия дисциплин, достойна похвалы. Не секрет, учащиеся с трудом применяют известные им знания в новой обстановке.
    Думаю, что поставленная цель при изучении курса будет достигнута: созданы условия для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности; учащиеся в ходе занятий овладеют конкретными физическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; учащиеся получат как развитие физических, интеллектуальных способностей, обобщенных умственных умений, так и зачатки научно-исследовательских навыков, проектной деятельностью.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru