В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок развития речи в 4 классе по теме: "Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования".

Наталья Зюзина Наталья Зюзина
Тип материала: Урок
просмотров: 25913
Краткое описание
В конспекте представлена работа по обучению написанию младших школьников текста-рассуждения с элементами повествовнаия.

Описание
Организационная форма: урок развития речи.
Класс: 4.
Тема урока: Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования.
Цель: учить детей приёмам работы над подробным изложением текста-рассуждения с элементами повествования; формировать умение определять основную мысль, структуру, делить текст на части и озаглавливать их; развивать умение записывать текст соответственно данному плану.
Задачи: обогащать знания о причинах возникновения пожаров и о вреде, которые приносят лесные пожары природе; развивать наблюдательность, логическое мышление; совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами рассуждения, обогащать словарь детей; развивать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе.
 
Автор работы: учитель начальных классов, МОУ СОШ № 132, города Омска, Зюзина Наталья Олеговна
Ход занятия.
  1. Актуализация знаний по теме «Пожар»:
     
  — Что такое пожар?
— Какие виды пожаров вы знаете?
— Каковы причины пожаров?
— Чем опасны пожары?
 
  1. Знакомство с содержанием текста:
     
 Учитель читает текст, текст в распечатанном виде лежит у каждого ученика на столе.
Текст изложения.
 Пожары в лесу.
Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар.
Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.
 
  1. Содержательно-композиционный и стилистический анализ текста:
     
 Беседа с учащимися.
-Какое настроение вызвал текст? Почему? (Настроение текста выражается в словах автора: «жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки)
— Каково ваше отношение к происходящему? (Дети высказывают первые впечатления об услышанном.)
-Определим тему текста. (Пожары в лесу.) Отражена ли тема в заглавии? (Да. Рассказ имеет такое же название.)
— Почему рассказ назван «Пожары в лесу»? Какие ещё названия вы могли бы предложить? («К чему приводят лесные пожары?»; «Берегите лес от пожаров!»)
-Какова основная мысль рассказа? (Лес нужно беречь от огня).
-Определите стиль текста. (Текст относится к художественному стилю. Автор при помощи слов создаёт картину, которую мы можем представить. Он передает свои чувства, вызванные зрелищем лесного пожара: «жуткое, тоскливое зрелище», эмоции, которые передаются в восклицательных предложениях, оценивает последствия того, что произошло: «много лет пройдет, пока снова вырастит живой лес». Выразительными средства языка являются эпитеты, метафоры, олицетворения. Например, огонек лизнул ветку, бушует пламя, дым ползет в небо, живой лес.)
 
4. Композиционно-типологический анализ текста. Составление плана.
— К какому типу относится текст? (Это текст-рассуждение. Он отвечает на вопрос «почему?», содержит тезис, аргументы, вывод)
— На сколько частей можно разделить текст? (Текст можно разделить на три части: 1 – тезис; 2 – основная часть (доказательства); 3 – заключение (вывод)).
— На какой вопрос отвечает текст? (Почему возникают лесные пожары?) В какой части текста содержится ответ на этот вопрос? Прочитайте ее. (Дети читают первую часть рассказа). Это тезис данного текста, который мы и должны доказать.
— Определите тему первой части, озаглавьте ее. (Причины пожаров)
— Какие аргументы, доказательства, факты приводит автор, доказывая вред лесных пожаров? (1. Пожар развивается без участия человека. Ветер может стать виновником пожара в лесу. 2. В лесных пожарах гибнут растения и животные. 3. Лес после пожара – жуткое зрелище. 4. Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.) Это основная часть рассказа.
— На сколько частей, по количеству приведенных автором фактов, аргументов, доказательств можно разделить вторую часть? (вторую часть можно разделить на 4 части)  
— К какому типу речи относится вторая часть? (Вторая часть рассказа – это повествование. Он отвечает на вопрос: как это происходит? В нем говорится о развитии действия: что было вначале (завязка), развитие действия, кульминация (гибель растений и животных), развязка (гибель леса).
— О чем говорится в первой части основной части рассказа, определите ее тему и озаглавьте? (В первой части говорится о том, как пожар развивается и превращается из синего огонька в бушующее пламя. Это завязка. Мы озаглавим часть — «Начало пожара».)
— О чем говорится во второй части основной части рассказа? Определите его тему и озаглавьте. (В второй части говорится о последствиях лесных пожаров. Одно из них – гибель растений и животных. Это кульминация. Мы озаглавим часть — «Гибель растений и животных.».)
— К каким еще последствиям приводят лесные пожары? Прочитайте третий аргумент автора. Определите его тему и озаглавьте третью часть основной части. (Лес после пожара – жуткое зрелище. Третью часть можно назвать – «Жуткое зрелище»)  
— Прочитайте четвертый аргумент автора. Определите его тему и озаглавьте третью часть основной части. (Много лет пройдет, пока вырастет живой лес. Также можно назвать четвертую часть основной части.)
— К какому выводу приходим, когда читаем рассказ? Сравните тезис и вывод. (Лес нужно беречь от лесных пожаров. Вывод соответствует тезису, потому что, если человек будет бережно относиться к лесу, он будет более ответственно относится к своему поведению в лесу и не будет оставлять в лесу тлеющий костер, бросать окурки и т.д.)  
— Озаглавьте заключительную часть. (Берегите лес.)
На доске в процессе работы появляется следующий план:
1. Вступление. Причины пожаров. (тезис)
2. Основная часть: (доказательства, аргументы)
а.) Начался пожар.
б.) Гибель растений и животных.  
в.) Жуткое зрелище!
г.) Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.
3. Заключение. Берегите лес! (вывод)
 
5. Языковой анализ текста.
— Языковой анализ текста нам необходим для того, чтобы научиться более точно отбирать слова, выражения, словосочетания для написания текста.
— Прочитайте первое предложение. О чем узнали из этого предложения? На что указывает слово «лесные», в словосочетании «лесные пожары»? (Из предложения мы узнали о причине возникновения пожаров. Слово «лесные» указывает на то, что пожары возникают в лесу.)
— С какой целью дано второе предложение в этом же абзаце? (Оно поясняет, уточняет, объясняет первое предложение: что значит «небрежное обращение с огнём».)
— Замените слово «небрежный» синонимами (пользуемся словарем синонимов). (Небрежный – несерьёзный, неаккуратный, неряшливый, невнимательный, недобросовестный, нерадивый, нерачительный, наплевательский, халатный.) Слова записаны на доске. Какие синонимы к слову «небрежный» относятся к словосочетанию «небрежное отношение»? (наплевательский, халатный, несерьезный) Как эти синонимы поясняют, дополняют, объясняют то, о чем говорится в первом абзаце? (Люди часто не задумываются о последствиях своих действий и поступков.)
— Прочитайте второй абзац. Какие метафоры использует автор? Для чего автор использует метафоры? (Ветерок набежал, раздул; огонёк лизнул, зажег, бежит; дым ползет. Автор использует метафоры для того, чтобы мы могли ярче, нагляднее представить лесной пожар.)
— Что значит «набежал»? (Набежал – появился внезапно, неожиданно, когда этого никто не ожидал.) Это еще раз подтверждает то, что пожар возникает не по умыслу или желанию человека, а в силу сложившихся обстоятельств, например, когда «набежал ветер», но вина человека очевидна, ведь он оставил источник пожара, например, окурок.
— Какое слово в тексте говорит о силе лесного пожара? Как вы понимаете значение этого слова? («пламя бушует»; бушует – значит неистовствует, бесчинствует, буйствует, его невозможно остановить никакими силами)
— Как вы понимаете слово «занялись»? Замените синонимами. (Занялись – начали гореть, загорелись, воспламенились.)
— Прочитайте третий абзац. О чем в нем говорится?  
— Прочитайте восклицательные предложения. Для чего использует автор данные предложения в рассказе? (Автор с помощью восклицательных предложений передают своё отношение к происходящему. Автор не равнодушен, его волнует происходящее в лесу во время пожара. Его волнует также то, как выглядит лес после пожара.)
— Какие слова показывают бедственное положение животных во время лесного пожара? (мечутся белки и зайцы; лосёнок прижался к матери (пытается у нее найти защиту от огня); против огня она (лосиха) бессильна) Какие чувства передает автор в этих словах? (страх, беспомощность, бессилие, тревогу за судьбу зверей, жалость)
— Какие слова показывают то, что происходит с деревьями в лесу? («выгоревшие участки леса», «тоскливое зрелище»)
— Автор противопоставляет в конце рассказа выгоревшие участки леса живому лесу. Как вы понимаете выражение «живой лес»? (Живой лес – лес, в котором много деревьев, кустарников, трав, животных. Сейчас ничего этого нет: выгоревший лес – мертвый лес.)
 
  1. Определение способов и средств связи предложений в тексте.
     
  — Какой тип связи предложений используется в данном тексте? (Автор использует смешанный тип связи. 1-ый абзац – параллельная связь, но предложения связаны между собой по смыслу. 2-ой абзац — цепная связь: используются синонимы и местоимения: пламя, огонек, пожар, он; однородные члены предложения, которые передают последовательность развития событий. 3-ий абзац – цепная связь: используются синонимы и местоимения: лесные жители — белки и зайцы, мать – она.
— Назовите средства связи предложений в тексте. (слова синонимы и местоимения, некоторые предложения связаны друг с другом по смыслу). Есть ли в тексте опорные слова, которые встречаются в тексте рассуждении? (Опорных слов «потому что», «во-первых», «значит» и т.д. нет, структурные части текста-рассуждения отделены друг от друга абзацами).  
 
  1. Наблюдение за временным планом текста:
     
  — Соблюдается ли в тексте единый временной план? (В первой части используются глаголы настоящего времени; во второй части – прошедшего; в третьей части – будущего и настоящего).
— Как вы думаете, для чего автор использует настоящее время в тезисе и прошедшее и будущее в последующих частях. Понаблюдайте, в каком случае какое время глаголов используется, и сделайте выводы. (Возможно, автор использует настоящее время потому, что хотел бы показать факты из жизни, которые происходят сейчас и ежедневно; прошедшее время используется, чтобы показать, что происходит в лесу после того, как человек ушел и леса и забыл потушить костер, а будущее время используется для того, чтобы показать последствия лесных пожаров). Значит, передача временного плана текста очень важна при передаче содержания.
 
  1. Анализ орфографии и пунктуации текста.
     
  — Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм.
Слова из текста выписаны на доске и разбиты на группы.
Л.знул меч.тся хищ.ный
Л.сёнок горящ.ю лист.ями
Н.б.жал защ.щ.ет занялис.
Л.сные уч.стки дерев.я
В.зн.кают ж.вой скол.ко
Бл.жайш.й сил.ный
Ог.нёк
— По какому принципу слова с пропущенными орфограммами разбиты на 3 столбика? (В первом столбике – слова с безударной гласной, проверяемой ударением, и с безударной гласной в приставке, во втором – слова с гласной после шипящей, в третьем – слова, в которых пишется или не пишется мягкий знак). Объясните написание данных слов.
— В каких словах две орфограммы? Объясните написание этих слов. (возникает, ближайший, защищает)
— Назовите слово с непроизносимой согласной, подберите проверочное слово для его проверки. (учасТки – участок)
— Назовите слово с соединительной гласной. Объясните написание слова. (прошлОгодний – соединительная гласная О.)
— В каком слове есть удвоенная согласная? Разберите слово по составу и объясните, почему в слове необходимо писать две буквы «с». (бессильный – бес-силь-н-ый; первая согласная является часть приставки, вторая – частью корня «силь» от слова «сила».)  
 
— Прочитайте предложения с однородными членами. (Дети читают предложения второго абзаца.) Что передают однородные сказуемые в предложении? (Однородные сказуемые передают, каким образом происходит распространение пожара в лесу.) Вспомните, каким образом обозначаются однородные члены предложения в письменной речи. (Однородные члены предложения в письменной речи обозначаются запятыми.)
  1. Самостоятельное написание изложения. Редактирование текста.
     
  1. Подведение итогов урока.
     
  — Что, как вам кажется, получилось и что не получилось при написании изложения?
Чтение нескольких изложений вслух, при необходимости даются комментарии: что получилось, над чем еще необходимо поработать.
— Объясните, почему лес – наше богатство. Какие бы еще вы могли бы дать советы о бережном отношении к лесу.
Пожаловаться 01 августа 2011
Файлы
конспект урока развития речи.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Организационная форма: урок развития речи.

Класс: 4.

Тема урока: Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования.

Цель: учить детей приёмам работы над подробным изложением текста-рассуждения с элементами повествования; формировать умение определять основную мысль, структуру, делить текст на части и озаглавливать их; развивать умение записывать текст соответственно данному плану.

Задачи: обогащать знания о причинах возникновения пожаров и о вреде, которые приносят лесные пожары природе; развивать наблюдательность, логическое мышление; совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами рассуждения, обогащать словарь детей; развивать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе.


Автор работы: учитель начальных классов, МОУ СОШ № 132, города Омска, Зюзина Наталья Олеговна




























Ход занятия.

  1. Актуализация знаний по теме «Пожар»:

- Что такое пожар?

- Какие виды пожаров вы знаете?

- Каковы причины пожаров?

- Чем опасны пожары?


  1. Знакомство с содержанием текста:

Учитель читает текст, текст в распечатанном виде лежит у каждого ученика на столе.

Текст изложения.

Пожары в лесу.

Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.

Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар.

Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.


  1. Содержательно-композиционный и стилистический анализ текста:

Беседа с учащимися.

-Какое настроение вызвал текст? Почему? (Настроение текста выражается в словах автора: «жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки)

- Каково ваше отношение к происходящему? (Дети высказывают первые впечатления об услышанном.)

-Определим тему текста. (Пожары в лесу.) Отражена ли тема в заглавии? (Да. Рассказ имеет такое же название.)

- Почему рассказ назван «Пожары в лесу»? Какие ещё названия вы могли бы предложить? («К чему приводят лесные пожары?»; «Берегите лес от пожаров!»)

-Какова основная мысль рассказа? (Лес нужно беречь от огня).

-Определите стиль текста. (Текст относится к художественному стилю. Автор при помощи слов создаёт картину, которую мы можем представить. Он передает свои чувства, вызванные зрелищем лесного пожара: «жуткое, тоскливое зрелище», эмоции, которые передаются в восклицательных предложениях, оценивает последствия того, что произошло: «много лет пройдет, пока снова вырастит живой лес». Выразительными средства языка являются эпитеты, метафоры, олицетворения. Например, огонек лизнул ветку, бушует пламя, дым ползет в небо, живой лес.)


4. Композиционно-типологический анализ текста. Составление плана.

- К какому типу относится текст? (Это текст-рассуждение. Он отвечает на вопрос «почему?», содержит тезис, аргументы, вывод)

- На сколько частей можно разделить текст? (Текст можно разделить на три части: 1 – тезис; 2 – основная часть (доказательства); 3 – заключение (вывод)).

- На какой вопрос отвечает текст? (Почему возникают лесные пожары?) В какой части текста содержится ответ на этот вопрос? Прочитайте ее. (Дети читают первую часть рассказа). Это тезис данного текста, который мы и должны доказать.

- Определите тему первой части, озаглавьте ее. (Причины пожаров)

- Какие аргументы, доказательства, факты приводит автор, доказывая вред лесных пожаров? (1. Пожар развивается без участия человека. Ветер может стать виновником пожара в лесу. 2. В лесных пожарах гибнут растения и животные. 3. Лес после пожара – жуткое зрелище. 4. Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.) Это основная часть рассказа.

- На сколько частей, по количеству приведенных автором фактов, аргументов, доказательств можно разделить вторую часть? (вторую часть можно разделить на 4 части)

- К какому типу речи относится вторая часть? (Вторая часть рассказа – это повествование. Он отвечает на вопрос: как это происходит? В нем говорится о развитии действия: что было вначале (завязка), развитие действия, кульминация (гибель растений и животных), развязка (гибель леса).

- О чем говорится в первой части основной части рассказа, определите ее тему и озаглавьте? (В первой части говорится о том, как пожар развивается и превращается из синего огонька в бушующее пламя. Это завязка. Мы озаглавим часть - «Начало пожара».)

- О чем говорится во второй части основной части рассказа? Определите его тему и озаглавьте. (В второй части говорится о последствиях лесных пожаров. Одно из них – гибель растений и животных. Это кульминация. Мы озаглавим часть - «Гибель растений и животных.».)

- К каким еще последствиям приводят лесные пожары? Прочитайте третий аргумент автора. Определите его тему и озаглавьте третью часть основной части. (Лес после пожара – жуткое зрелище. Третью часть можно назвать – «Жуткое зрелище»)

- Прочитайте четвертый аргумент автора. Определите его тему и озаглавьте третью часть основной части. (Много лет пройдет, пока вырастет живой лес. Также можно назвать четвертую часть основной части.)

- К какому выводу приходим, когда читаем рассказ? Сравните тезис и вывод. (Лес нужно беречь от лесных пожаров. Вывод соответствует тезису, потому что, если человек будет бережно относиться к лесу, он будет более ответственно относится к своему поведению в лесу и не будет оставлять в лесу тлеющий костер, бросать окурки и т.д.)

- Озаглавьте заключительную часть. (Берегите лес.)

На доске в процессе работы появляется следующий план:

1. Вступление. Причины пожаров. (тезис)

2. Основная часть: (доказательства, аргументы)

а.) Начался пожар.

б.) Гибель растений и животных.

в.) Жуткое зрелище!

г.) Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.

3. Заключение. Берегите лес! (вывод)


5. Языковой анализ текста.

- Языковой анализ текста нам необходим для того, чтобы научиться более точно отбирать слова, выражения, словосочетания для написания текста.

- Прочитайте первое предложение. О чем узнали из этого предложения? На что указывает слово «лесные», в словосочетании «лесные пожары»? (Из предложения мы узнали о причине возникновения пожаров. Слово «лесные» указывает на то, что пожары возникают в лесу.)

- С какой целью дано второе предложение в этом же абзаце? (Оно поясняет, уточняет, объясняет первое предложение: что значит «небрежное обращение с огнём».)

- Замените слово «небрежный» синонимами (пользуемся словарем синонимов). (Небрежный – несерьёзный, неаккуратный, неряшливый, невнимательный, недобросовестный, нерадивый, нерачительный, наплевательский, халатный.) Слова записаны на доске. Какие синонимы к слову «небрежный» относятся к словосочетанию «небрежное отношение»? (наплевательский, халатный, несерьезный) Как эти синонимы поясняют, дополняют, объясняют то, о чем говорится в первом абзаце? (Люди часто не задумываются о последствиях своих действий и поступков.)

- Прочитайте второй абзац. Какие метафоры использует автор? Для чего автор использует метафоры? (Ветерок набежал, раздул; огонёк лизнул, зажег, бежит; дым ползет. Автор использует метафоры для того, чтобы мы могли ярче, нагляднее представить лесной пожар.)

- Что значит «набежал»? (Набежал – появился внезапно, неожиданно, когда этого никто не ожидал.) Это еще раз подтверждает то, что пожар возникает не по умыслу или желанию человека, а в силу сложившихся обстоятельств, например, когда «набежал ветер», но вина человека очевидна, ведь он оставил источник пожара, например, окурок.

- Какое слово в тексте говорит о силе лесного пожара? Как вы понимаете значение этого слова? («пламя бушует»; бушует – значит неистовствует, бесчинствует, буйствует, его невозможно остановить никакими силами)

- Как вы понимаете слово «занялись»? Замените синонимами. (Занялись – начали гореть, загорелись, воспламенились.)

- Прочитайте третий абзац. О чем в нем говорится?

- Прочитайте восклицательные предложения. Для чего использует автор данные предложения в рассказе? (Автор с помощью восклицательных предложений передают своё отношение к происходящему. Автор не равнодушен, его волнует происходящее в лесу во время пожара. Его волнует также то, как выглядит лес после пожара.)

- Какие слова показывают бедственное положение животных во время лесного пожара? (мечутся белки и зайцы; лосёнок прижался к матери (пытается у нее найти защиту от огня); против огня она (лосиха) бессильна) Какие чувства передает автор в этих словах? (страх, беспомощность, бессилие, тревогу за судьбу зверей, жалость)

- Какие слова показывают то, что происходит с деревьями в лесу? («выгоревшие участки леса», «тоскливое зрелище»)

- Автор противопоставляет в конце рассказа выгоревшие участки леса живому лесу. Как вы понимаете выражение «живой лес»? (Живой лес – лес, в котором много деревьев, кустарников, трав, животных. Сейчас ничего этого нет: выгоревший лес – мертвый лес.)


  1. Определение способов и средств связи предложений в тексте.

- Какой тип связи предложений используется в данном тексте? (Автор использует смешанный тип связи. 1-ый абзац – параллельная связь, но предложения связаны между собой по смыслу. 2-ой абзац - цепная связь: используются синонимы и местоимения: пламя, огонек, пожар, он; однородные члены предложения, которые передают последовательность развития событий. 3-ий абзац – цепная связь: используются синонимы и местоимения: лесные жители - белки и зайцы, мать – она.

- Назовите средства связи предложений в тексте. (слова синонимы и местоимения, некоторые предложения связаны друг с другом по смыслу). Есть ли в тексте опорные слова, которые встречаются в тексте рассуждении? (Опорных слов «потому что», «во-первых», «значит» и т.д. нет, структурные части текста-рассуждения отделены друг от друга абзацами).


  1. Наблюдение за временным планом текста:

- Соблюдается ли в тексте единый временной план? (В первой части используются глаголы настоящего времени; во второй части – прошедшего; в третьей части – будущего и настоящего).

- Как вы думаете, для чего автор использует настоящее время в тезисе и прошедшее и будущее в последующих частях. Понаблюдайте, в каком случае какое время глаголов используется, и сделайте выводы. (Возможно, автор использует настоящее время потому, что хотел бы показать факты из жизни, которые происходят сейчас и ежедневно; прошедшее время используется, чтобы показать, что происходит в лесу после того, как человек ушел и леса и забыл потушить костер, а будущее время используется для того, чтобы показать последствия лесных пожаров). Значит, передача временного плана текста очень важна при передаче содержания.


  1. Анализ орфографии и пунктуации текста.

- Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм.

Слова из текста выписаны на доске и разбиты на группы.

Л.знул меч.тся хищ.ный

Л.сёнок горящ.ю лист.ями

Н.б.жал защ.щ.ет занялис.

Л.сные уч.стки дерев.я

В.зн.кают ж.вой скол.ко

Бл.жайш.й сил.ный

Ог.нёк

- По какому принципу слова с пропущенными орфограммами разбиты на 3 столбика? (В первом столбике – слова с безударной гласной, проверяемой ударением, и с безударной гласной в приставке, во втором – слова с гласной после шипящей, в третьем – слова, в которых пишется или не пишется мягкий знак). Объясните написание данных слов.

- В каких словах две орфограммы? Объясните написание этих слов. (возникает, ближайший, защищает)

- Назовите слово с непроизносимой согласной, подберите проверочное слово для его проверки. (учасТки – участок)

- Назовите слово с соединительной гласной. Объясните написание слова. (прошлОгодний – соединительная гласная О.)

- В каком слове есть удвоенная согласная? Разберите слово по составу и объясните, почему в слове необходимо писать две буквы «с». (бессильный – бес-силь-н-ый; первая согласная является часть приставки, вторая – частью корня «силь» от слова «сила».)


- Прочитайте предложения с однородными членами. (Дети читают предложения второго абзаца.) Что передают однородные сказуемые в предложении? (Однородные сказуемые передают, каким образом происходит распространение пожара в лесу.) Вспомните, каким образом обозначаются однородные члены предложения в письменной речи. (Однородные члены предложения в письменной речи обозначаются запятыми.)


  1. Самостоятельное написание изложения. Редактирование текста.


  1. Подведение итогов урока.

- Что, как вам кажется, получилось и что не получилось при написании изложения?

Чтение нескольких изложений вслух, при необходимости даются комментарии: что получилось, над чем еще необходимо поработать.

- Объясните, почему лес – наше богатство. Какие бы еще вы могли бы дать советы о бережном отношении к лесу.





Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru