В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок биологии в 8 классе Гигиена дыхания

Елена Папоротная Елена Папоротная
Тип материала: Урок
просмотров: 9916
Краткое описание
В разработке содержится презентация, конспект и самоанализ урока на тему Гигиена дыхания с использованием проектной технологии.

Описание
МОУ СОШ №7 с.Стародубского Буденновского района
Учитель биологии Папоротная Елена Борисовна.
Урок биологии в 8 классе на тему: « Гигиена дыхания».
Цели: 
Образовательные: 
     
  • выяснить, как качество дыхания влияет на здоровье человека и какие меры профилактики необходимо в связи с этим предпринимать;
  •  
 Развивающие: 
     
  • развивать навыки проектно-исследовательской работы через постановку проблемных вопросов; 
  •  
 Воспитательные: 
     
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
  •  
 Задачи: 
     
  • провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир); 
  • полученные знания на уроке о вреде курения превратить в систему личных убеждений.
  •  
 Тип урока: обобщающий урок-проект.
Методы обучения:  наблюдение,  проблемный, проектный.
Организация деятельности учащихся: работа в группах, выполнение познавательных заданий, проектирование.
Планируемые результаты: учащиеся систематизируют знания об органах дыхания, конкретизируют знания о гигиенических правилах дыхания.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация по теме «Гигиена дыхания», индивидуальные инструктивные карты, куклы (муляжи), марлевые салфетки, маркеры.
 ? Проблемный вопрос: 
     
  • Почему говорят: дыхание – это жизнь?
  •  
 1Вступительное слово учителя: Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём, настроимся на поиск и творчество и начнём урок.
Влюблённый говорит своей возлюбленной:
Ты мне нужна,
Как воздух и вода,
Без тебя
Не жизнь, а пустота…
  Мы часто говорим: « Это нам нужно как воздух». Как вы понимаете этот фразеологизм? (Он выражает острую необходимость в воздухе)
А для чего нужен воздух? (предполагаемый ответ: для дыхания)
На доске учитель пишет:   дыхание. Какие ассоциации у вас вызывает это слово? (Вызов – «корзина идей»). Самое важное слово, обобщающее все ваши идеи – жизнь.
Учитель вывешивает плакат «Дыхание – это жизнь». 
Итак, цель нашего урока доказать, что (?)    — «Дыхание – это жизнь?»
Чтобы достичь этой цели, сегодня на уроке
·   мы обсудим: механизм вдоха и выдоха, и их регуляцию;
·   вы узнаете: как окружающая среда влияет на наше здоровье;
·   вы научитесь: самостоятельно проводить исследования, создавать собственный проект;
·   вы попробуете себя в роли: физиолога, валеолога, гигиениста, спасателя;
·   вы будете готовы  превратить в личные убеждения  те знания, которые приобретёте на этом уроке.
2. Актуализация знаний учащихся о механизме вдоха и выдоха, их регуляции, изменении интенсивности дыхания, роли углекислого газа в его регуляции.
Для начала проведём «Биологическую перестрелку». Разделимся на четыре группы. В каждой группе необходимо выбрать координатора, который будет фиксировать вашу работу на уроке в оценочных листах самоконтроля (за правильный ответ – 1 балл, если с пояснением – 2 балла) Устно подготовьте ответы на предложенные вопросы своих противников. Если группа «противника» не отвечает на вопрос, тогда отвечает группа задающих и баллы получают они. 
Перекрестный опрос по вопросам:
 1Задание с выбором одного правильного ответа (См. задания рубрики «Выберите правильный ответ» и «Какие утверждения верны» на стр. 146 учебника.)
Координаторы фиксируют результаты.
3. Проектирование работы учащихся.
Для этого класс делится на четыре группы. Каждая группа выполняет проект, в результате которого доказывает, что  дыхание – это жизнь и представляет доказательства в виде синквейна и  правила гигиены дыхания.
  Учащиеся разрабатывают и реализуют мини-проекты по здоровью. По итогам мини-проектов в 8  классе идёт реализация проекта «Гигиена дыхания». В него включены мини-проекты:  
     
  1. Исследовательский мини-проект «Культура питания» – реализует группа «Физиологи»;
  2.  Информационный мини-проект «Нарушения и профилактика заболеваний дыхательной системы» -  разрабатывает группа «Гигиенисты»; 
  3. Творческий мини-проект «Курить – здоровью вредить!» – разрабатывает группа «Валеологи»;
  4. Творческий ролевой мини-проект «Репортаж с места происшествия» — над проектом работает группа «Спасатели». 
  5.  
 Учитель: Давайте выясним, почему говорят: «Когда я ем, я глух и нем»? 
1. Группа «Физиологи»
Исследовательский проект «Культура питания»»
Приложения:
1. Распечатка слайда
2. Инструкция «Наблюдение за движением надгортанника во время глотания»
3. Учебник
Алгоритм (пошаговая работа) проекта:
Первый шаг– изучение теории вопроса, (Учебник стр. 139 о надгортаннике,  распечатки по составлению синквейнов). 
Второй шаг – исследование особенностей собственного организма, проведение наблюдения  (инструкция прилагается)
Третий – формулирование проблемы на основании полученных результатов, (Что может привести к нарушению дыхания?)
Четвёртый – составление программы и деятельности по устранению или снижению остроты проблемы 
Форма представления результатов проекта:
1. Проведение занятия с одноклассниками по составленной инструкции; 
2. Написание синквейна.
3. Формулирование правила гигиены дыхания
? проблемный вопрос: «Дыхание – это жизнь?»
Учитель: Воздушная среда жилых помещений, характерные особенности. Проветривание. (Беседа с учащимися с учетом их знаний из прошлых курсов об условиях среды, роли зеленых растений, влажной уборке помещений.) 
Нельзя человека закупорить в ящик.
Жилище проветривай лучше и чаще! (В.Маяковский)
Мы всегда окружены невидимым облаком пыли. Пыль содержит большое количество микроорганизмов. Простуда, корь, ветрянка, грипп – это вирусные инфекции, связанные с органами дыхания, распространяющиеся воздушно-капельным путём. Как от них уберечься, выяснят:
2. Группа «Гигиенисты»
Информационный проект  «Нарушения и профилактика заболеваний дыхательной системы»
Приложения: 
1. Учебник;
2. Правила написания синквейна, распечатки с примерами синквейнов.
3. Чистые листы бумаги;
4. Фломастеры;
5. Скотч, ножницы.
Алгоритм:
Первый шаг– изучение теории вопроса, (Учебник стр. 144, «Роль зеленых насаждений» — распечатка прилагается) 
Второй шаг – исследование особенностей собственного организма, (проведение наблюдения  (инструкция прилагается)
Третий – формулирование проблемы на основании полученных результатов, (Что может привести к нарушению дыхания?)
Четвёртый – составление деятельности по устранению или снижению остроты проблемы (написание синквейна по исследуемой теме или подготовка рекламных листовок, пропагандирующих чистоту жилища, роль зеленых насаждений, свежий воздух, закаливание и т.д.)
Форма представления результатов проекта:
1. Проведение занятия с одноклассниками «Правильно ли ты дышишь?» по составленной инструкции; 
2. Выставка рекламных листовок или синквейн.
3. Формулирование правила гигиены дыхания. 
? проблемный вопрос: «Дыхание – это жизнь?»
Учитель: (подвести учащихся к системе отказа от курения — тренинг.)
Весь мир сегодня борется с вредными привычками и, в первую очередь, — с курением. Выяснить, насколько пагубно пристрастие к табаку нам поможет:
3. Группа  «Валеологи» (специалисты по здоровому образу жизни).
Творческий проект   «Курить – здоровью вредить!»
Приложения: 
1. Распечатки с примерами синквейна (пятистишья).
2. Распечатки слайдов о вреде курения.
3. Проект «Курение опасно для здоровья», выполненный учащимися МОУ СОШ №7 села Стародубского;
4. Учебник.
Алгоритм:
Первый шаг  - изучение теории вопроса, (Учебник  стр. 145, распечатки слайдов о вреде курения, проект «Курение опасно для здоровья»;)
Второй шаг –  формулирование проблемы (Что может привести к нарушению дыхания?)
Третий  — написание сценария ситуации «Как можно отказаться от предложения покурить?» и распределение ролей в группе;
Четвёртый – написание синквейна на  исследуемую тему. 
Форма представления результатов проекта:  
1. Театрализованное представление по собственному сценарию ситуации «Как можно отказаться от предложения покурить?» 
2. Примеры синквейнов.
3. Формулирование правила гигиены дыхания.
? проблемный вопрос: «Дыхание – это жизнь?»
Учитель:   Первая помощь при поражении органов дыхания (инородные тела в дыхательных путях, сдавливание грудной клетки и горла; удушье, утопление,  завалы землей и пр., воспаление органов дыхания, электротравмы и др.)
Как помочь человеку, который  потерял сознание и не дышит выяснит:
4. Группа «Спасатели»
Творческий ролевой проект   «Репортаж с места происшествия»
Оборудование: кукла, марлевая салфетка, инструкция «Приёмы первой помощи при остановке дыхания»
Алгоритм (пошаговая работа) проекта:
Первый шаг  - изучение теории вопроса, (инструкция «Приёмы первой помощи при остановке дыхания»), 
Второй шаг –  формулирование проблемы (Что может привести к нарушению дыхания?)
 Третий  написание сценария происшествия и распределение ролей в группе;
 Четвёртый – составление программы и деятельности по устранению или снижению остроты проблемы.
Форма представления результатов проекта:  
1. Театрализованное представление по собственному сценарию в виде репортажа с демонстрацией приемов первой помощи при остановке дыхания;
2. Формулирование правила гигиены дыхания.
Учитель выступает в роли консультанта и координатора работы учащихся.
Форма представления результатов урока-проекта:  
1. Составление кластера «Гигиена дыхания»
? проблемный вопрос: «Дыхание – это жизнь?»
Учитель обращает внимание учащихся на то, что дышать правильно – очень важно. Учащиеся, используя кластер, делают выводы о гигиенических правилах дыхания
Учитель организует микроконференцию по обсуждению вопросов гигиены дыхания.
В зимнем морозном воздухе почти нет микробов. Губительно действуют на микробы солнечные лучи. 
Большое значение в профилактике гриппа имеют: чистота помещений, соблюдение правил личной гигиены, закаливание организма, повышение иммунитета. 
В настоящее время применяется живая вакцина для предупреждения гриппа и противогриппозная сыворотка для лечения уже заболевших. Эти средства хотя не убивают полностью вирус, но помогают легче переносить заболевание.
Профилактика туберкулеза: 
     
  1. Регулярные обследования населения. 
  2. Поддержания чистоты в жилищах и на улице. 
  3.  
 Какой компонент выхлопных газов стоит на первом месте по содержанию?
Наш организм очень чувствителен к содержанию углекислого газа в воздухе. При повышении его концентрации до 1-1,5% наблюдается ухудшение самочувствия, а при повышении его концентрации до 10% наступает смерть от удушья. 
Особую опасность для организма представляет угарный газ. Это продукт неполного сгорания топлива, компонент выхлопных газов, табачного дыма.
Угарный газ скапливается в плохо проветриваемых помещениях. Он активнее, чем кислород, соединяется с гемоглобином, при этом образует очень стойкое соединение – карбоксигемоглобин.
В результате этой реакции организм испытывает кислородное голодание. Оно проявляется в головной боли, тошноте, рвоте, потере сознания, а в итоге может привести к тяжёлому поражению головного мозга и смерти.
Искусственное дыхание мы проводить научились? – значит, сумеем помочь!
Закрепление материала
Проверь себя 
Необходимо соединить стрелками орган и выполняемую им функцию. Эта таблица распечатывается, чтобы проверить правильность её заполнения каждым учеником.
     
 Орган
1. Носовая полость
2. Гортань
3. Трахея и бронхи
4. Легкие
5. Легочная и пристеночная плевра
 
 Выполняемая функция
а) содержит жидкость, снижающую трение
б) увлажнение воздуха, задерживание пыли
в) обеспечивает свободное прохождение воздуха 
г) образование звуков, рефлекторный кашель 
д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану
 
 
  
Учитель: Давайте вернемся к тому вопросу, который был поставлен в начале урока и попробуем на него ответить.
 Почему говорят: дыхание – это жизнь?
Вывод: 
Учитель: Дыхание – жизнь. Ныне это совершенно бесспорно. Между тем еще какие-нибудь три столетия назад ученые были убеждены, что человек дышит только для того, чтобы через легкие отвести от организма “лишнее” тепло. Решив опровергнуть эту нелепицу, выдающийся английский естествоиспытатель Роберт Гук предложил своим коллегам по Королевскому научному обществу провести эксперимент: в течение некоторого времени пользоваться для дыхания герметическим мешком. Неудивительно, что опыт прекратился меньше чем через минуту: ученые мужи стали задыхаться. Однако и после этого некоторые из них упорно продолжали настаивать на своем. Гук тогда только развел руками. Ну, а мы даже такое противоестественное упрямство можем объяснить работой легких: при дыхании в мозг поступает слишком мало кислорода, отчего даже прирожденный мыслитель глупеет прямо на глазах.
 Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказываются в дальнейшем на состояние здоровья взрослого человека. Надо воспитывать в себе привычку анализировать свое состояние даже тогда, когда самочувствие хорошее, учиться упражнять свое здоровье, понимать его зависимость от состояния окружающей среды.
IV. Задание на дом: выполняйте те несложные  правила, которые мы сегодня с вами выработали. Будьте здоровы! Спасибо за урок.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы:
1.      Н.И.Сонин, М.Р.Сапин «Биология.Человек».Учебник 8 класс. – М.:«Дрофа», 2008
2.      И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». Пособие для учащихся. -  М.: «Просвещение», 1971
3.       Проект «Курение опасно для здоровья», выполненный учащимися МОУ СОШ №7 села Стародубского
4.      http://www.specialist-centr.ru/pervaya_pomosch/
5.      http://www.dioo.ru/praktika/sinkveyn.html 
 
 
 
Пожаловаться 14 июля 2011
Файлы
Разработка урока биологии 8 кл Гигиена дыхания.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

МОУ СОШ №7 с.Стародубского Буденновского района

Учитель биологии Папоротная Елена Борисовна.

Урок биологии в 8 классе на тему: « Гигиена дыхания».

Цели:

Образовательные:

  • выяснить, как качество дыхания влияет на здоровье человека и какие меры профилактики необходимо в связи с этим предпринимать;

Развивающие:

  • развивать навыки проектно-исследовательской работы через постановку проблемных вопросов;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

Задачи:

  • провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир);

  • полученные знания на уроке о вреде курения превратить в систему личных убеждений.

Тип урока: обобщающий урок-проект.

Методы обучения: наблюдение, проблемный, проектный.

Организация деятельности учащихся: работа в группах, выполнение познавательных заданий, проектирование.

Планируемые результаты: учащиеся систематизируют знания об органах дыхания, конкретизируют знания о гигиенических правилах дыхания.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация по теме «Гигиена дыхания», индивидуальные инструктивные карты, куклы (муляжи), марлевые салфетки, маркеры.

? Проблемный вопрос:

  • Почему говорят: дыхание – это жизнь?

1. Вступительное слово учителя: Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём, настроимся на поиск и творчество и начнём урок.

Влюблённый говорит своей возлюбленной:

Ты мне нужна,

Как воздух и вода,

Без тебя

Не жизнь, а пустота…

Мы часто говорим: « Это нам нужно как воздух». Как вы понимаете этот фразеологизм? (Он выражает острую необходимость в воздухе)

А для чего нужен воздух? (предполагаемый ответ: для дыхания)

На доске учитель пишет: дыхание. Какие ассоциации у вас вызывает это слово? (Вызов – «корзина идей»). Самое важное слово, обобщающее все ваши идеи – жизнь.

Учитель вывешивает плакат «Дыхание – это жизнь».

Итак, цель нашего урока доказать, что (?) - «Дыхание – это жизнь?»

Чтобы достичь этой цели, сегодня на уроке

  • мы обсудим: механизм вдоха и выдоха, и их регуляцию;

  • вы узнаете: как окружающая среда влияет на наше здоровье;

  • вы научитесь: самостоятельно проводить исследования, создавать собственный проект;

  • вы попробуете себя в роли: физиолога, валеолога, гигиениста, спасателя;

  • вы будете готовы превратить в личные убеждения те знания, которые приобретёте на этом уроке.

2. Актуализация знаний учащихся о механизме вдоха и выдоха, их регуляции, изменении интенсивности дыхания, роли углекислого газа в его регуляции.

Для начала проведём «Биологическую перестрелку». Разделимся на четыре группы. В каждой группе необходимо выбрать координатора, который будет фиксировать вашу работу на уроке в оценочных листах самоконтроля (за правильный ответ – 1 балл, если с пояснением – 2 балла) Устно подготовьте ответы на предложенные вопросы своих противников. Если группа «противника» не отвечает на вопрос, тогда отвечает группа задающих и баллы получают они.

Перекрестный опрос по вопросам:

1. Задание с выбором одного правильного ответа (См. задания рубрики «Выберите правильный ответ» и «Какие утверждения верны» на стр. 146 учебника.)

Координаторы фиксируют результаты.

3. Проектирование работы учащихся.

Для этого класс делится на четыре группы. Каждая группа выполняет проект, в результате которого доказывает, что дыхание – это жизнь и представляет доказательства в виде синквейна и правила гигиены дыхания.

Учащиеся разрабатывают и реализуют мини-проекты по здоровью. По итогам мини-проектов в 8 классе идёт реализация проекта «Гигиена дыхания». В него включены мини-проекты:

  1. Исследовательский мини-проект «Культура питания» – реализует группа «Физиологи»;

  2. Информационный мини-проект «Нарушения и профилактика заболеваний дыхательной системы» - разрабатывает группа «Гигиенисты»;

  3. Творческий мини-проект «Курить – здоровью вредить!» – разрабатывает группа «Валеологи»;

  4. Творческий ролевой мини-проект «Репортаж с места происшествия» - над проектом работает группа «Спасатели».

Учитель: Давайте выясним, почему говорят: «Когда я ем, я глух и нем»?

1. Группа «Физиологи»

Исследовательский проект «Культура питания»»

Приложения:

1. Распечатка слайда

2. Инструкция «Наблюдение за движением надгортанника во время глотания»

3. Учебник

Алгоритм (пошаговая работа) проекта:

Первый шаг– изучение теории вопроса, (Учебник стр. 139 о надгортаннике, распечатки по составлению синквейнов).

Второй шаг – исследование особенностей собственного организма, проведение наблюдения (инструкция прилагается)

Третий – формулирование проблемы на основании полученных результатов, (Что может привести к нарушению дыхания?)

Четвёртый – составление программы и деятельности по устранению или снижению остроты проблемы

Форма представления результатов проекта:

1. Проведение занятия с одноклассниками по составленной инструкции;

2. Написание синквейна.

3. Формулирование правила гигиены дыхания

? проблемный вопрос: «Дыхание – это жизнь?»

Учитель: Воздушная среда жилых помещений, характерные особенности. Проветривание. (Беседа с учащимися с учетом их знаний из прошлых курсов об условиях среды, роли зеленых растений, влажной уборке помещений.)

Нельзя человека закупорить в ящик.

Жилище проветривай лучше и чаще! (В.Маяковский)

Мы всегда окружены невидимым облаком пыли. Пыль содержит большое количество микроорганизмов. Простуда, корь, ветрянка, грипп – это вирусные инфекции, связанные с органами дыхания, распространяющиеся воздушно-капельным путём. Как от них уберечься, выяснят:

2. Группа «Гигиенисты»

Информационный проект «Нарушения и профилактика заболеваний дыхательной системы»

Приложения:

1. Учебник;

2. Правила написания синквейна, распечатки с примерами синквейнов.

3. Чистые листы бумаги;

4. Фломастеры;

5. Скотч, ножницы.

Алгоритм:

Первый шаг– изучение теории вопроса, (Учебник стр. 144, «Роль зеленых насаждений» - распечатка прилагается)

Второй шаг – исследование особенностей собственного организма, (проведение наблюдения (инструкция прилагается)

Третий – формулирование проблемы на основании полученных результатов, (Что может привести к нарушению дыхания?)

Четвёртый – составление деятельности по устранению или снижению остроты проблемы (написание синквейна по исследуемой теме или подготовка рекламных листовок, пропагандирующих чистоту жилища, роль зеленых насаждений, свежий воздух, закаливание и т.д.)

Форма представления результатов проекта:

1. Проведение занятия с одноклассниками «Правильно ли ты дышишь?» по составленной инструкции;

2. Выставка рекламных листовок или синквейн.

3. Формулирование правила гигиены дыхания.

? проблемный вопрос: «Дыхание – это жизнь?»

Учитель: (подвести учащихся к системе отказа от курения - тренинг.)

Весь мир сегодня борется с вредными привычками и, в первую очередь, - с курением. Выяснить, насколько пагубно пристрастие к табаку нам поможет:

3. Группа «Валеологи» (специалисты по здоровому образу жизни).

Творческий проект «Курить – здоровью вредить!»

Приложения:

1. Распечатки с примерами синквейна (пятистишья).

2. Распечатки слайдов о вреде курения.

3. Проект «Курение опасно для здоровья», выполненный учащимися МОУ СОШ №7 села Стародубского;

4. Учебник.

Алгоритм:

Первый шаг - изучение теории вопроса, (Учебник стр. 145, распечатки слайдов о вреде курения, проект «Курение опасно для здоровья»;)

Второй шаг – формулирование проблемы (Что может привести к нарушению дыхания?)

Третий - написание сценария ситуации «Как можно отказаться от предложения покурить?» и распределение ролей в группе;

Четвёртый – написание синквейна на исследуемую тему.

Форма представления результатов проекта:

1. Театрализованное представление по собственному сценарию ситуации «Как можно отказаться от предложения покурить?»

2. Примеры синквейнов.

3. Формулирование правила гигиены дыхания.

? проблемный вопрос: «Дыхание – это жизнь?»

Учитель: Первая помощь при поражении органов дыхания (инородные тела в дыхательных путях, сдавливание грудной клетки и горла; удушье, утопление, завалы землей и пр., воспаление органов дыхания, электротравмы и др.)

Как помочь человеку, который потерял сознание и не дышит выяснит:

4. Группа «Спасатели»

Творческий ролевой проект «Репортаж с места происшествия»

Оборудование: кукла, марлевая салфетка, инструкция «Приёмы первой помощи при остановке дыхания»

Алгоритм (пошаговая работа) проекта:

Первый шаг - изучение теории вопроса, (инструкция «Приёмы первой помощи при остановке дыхания»),

Второй шаг – формулирование проблемы (Что может привести к нарушению дыхания?)

Третий написание сценария происшествия и распределение ролей в группе;

Четвёртый – составление программы и деятельности по устранению или снижению остроты проблемы.

Форма представления результатов проекта:

1. Театрализованное представление по собственному сценарию в виде репортажа с демонстрацией приемов первой помощи при остановке дыхания;

2. Формулирование правила гигиены дыхания.

Учитель выступает в роли консультанта и координатора работы учащихся.

Форма представления результатов урока-проекта:

1. Составление кластера «Гигиена дыхания»

? проблемный вопрос: «Дыхание – это жизнь?»

Учитель обращает внимание учащихся на то, что дышать правильно – очень важно. Учащиеся, используя кластер, делают выводы о гигиенических правилах дыхания

Учитель организует микроконференцию по обсуждению вопросов гигиены дыхания.

В зимнем морозном воздухе почти нет микробов. Губительно действуют на микробы солнечные лучи.

Большое значение в профилактике гриппа имеют: чистота помещений, соблюдение правил личной гигиены, закаливание организма, повышение иммунитета.

В настоящее время применяется живая вакцина для предупреждения гриппа и противогриппозная сыворотка для лечения уже заболевших. Эти средства хотя не убивают полностью вирус, но помогают легче переносить заболевание.

Профилактика туберкулеза:

  1. Регулярные обследования населения.

  2. Поддержания чистоты в жилищах и на улице.

Какой компонент выхлопных газов стоит на первом месте по содержанию?

Наш организм очень чувствителен к содержанию углекислого газа в воздухе. При повышении его концентрации до 1-1,5% наблюдается ухудшение самочувствия, а при повышении его концентрации до 10% наступает смерть от удушья.

Особую опасность для организма представляет угарный газ. Это продукт неполного сгорания топлива, компонент выхлопных газов, табачного дыма.

Угарный газ скапливается в плохо проветриваемых помещениях. Он активнее, чем кислород, соединяется с гемоглобином, при этом образует очень стойкое соединение – карбоксигемоглобин.

В результате этой реакции организм испытывает кислородное голодание. Оно проявляется в головной боли, тошноте, рвоте, потере сознания, а в итоге может привести к тяжёлому поражению головного мозга и смерти.

Искусственное дыхание мы проводить научились? – значит, сумеем помочь!

Закрепление материала

Проверь себя

Необходимо соединить стрелками орган и выполняемую им функцию. Эта таблица распечатывается, чтобы проверить правильность её заполнения каждым учеником.

Орган

1. Носовая полость

2. Гортань

3. Трахея и бронхи

4. Легкие

5. Легочная и пристеночная плевра

Выполняемая функция

а) содержит жидкость, снижающую трение

б) увлажнение воздуха, задерживание пыли

в) обеспечивает свободное прохождение воздуха

г) образование звуков, рефлекторный кашель

д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану


Учитель: Давайте вернемся к тому вопросу, который был поставлен в начале урока и попробуем на него ответить.
Почему говорят: дыхание – это жизнь?

Вывод:

Учитель: Дыхание – жизнь. Ныне это совершенно бесспорно. Между тем еще какие-нибудь три столетия назад ученые были убеждены, что человек дышит только для того, чтобы через легкие отвести от организма “лишнее” тепло. Решив опровергнуть эту нелепицу, выдающийся английский естествоиспытатель Роберт Гук предложил своим коллегам по Королевскому научному обществу провести эксперимент: в течение некоторого времени пользоваться для дыхания герметическим мешком. Неудивительно, что опыт прекратился меньше чем через минуту: ученые мужи стали задыхаться. Однако и после этого некоторые из них упорно продолжали настаивать на своем. Гук тогда только развел руками. Ну, а мы даже такое противоестественное упрямство можем объяснить работой легких: при дыхании в мозг поступает слишком мало кислорода, отчего даже прирожденный мыслитель глупеет прямо на глазах.

Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказываются в дальнейшем на состояние здоровья взрослого человека. Надо воспитывать в себе привычку анализировать свое состояние даже тогда, когда самочувствие хорошее, учиться упражнять свое здоровье, понимать его зависимость от состояния окружающей среды.

IV. Задание на дом: выполняйте те несложные правила, которые мы сегодня с вами выработали. Будьте здоровы! Спасибо за урок.














Список литературы:

  1. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин «Биология.Человек».Учебник 8 класс. – М.:«Дрофа», 2008

  2. И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». Пособие для учащихся. - М.: «Просвещение», 1971

  3. Проект «Курение опасно для здоровья», выполненный учащимися МОУ СОШ №7 села Стародубского

  4. http://www.specialist-centr.ru/pervaya_pomosch/

  5. http://www.dioo.ru/praktika/sinkveyn.html




самоанализ урока.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Самоанализ урока

Урок биологии в 8 классе на тему «Гигиена дыхания» - это заключительный урок в теме «Дыхание» раздела «Человек и его здоровье» в Федеральной программе концентрического курса биологии, разработанной Н.И.Сониным.

Урок является логическим продолжением первых четырех уроков темы «Дыхание», на которых изучаются анатомические и физиологические особенности дыхательной системы человека, а также органически вписывается в последующую систему уроков, на которых изучаются способы сохранения здоровья человека

Это обобщающий урок-проект.

Цель урока: доказать, что Дыхание – это жизнь.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

  • выяснить, как качество дыхания влияет на здоровье человека, и какие меры профилактики необходимо в связи с этим предпринимать;

Развивающие:

  • развивать навыки проектно-исследовательской работы через постановку проблемного вопроса;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • полученные знания на уроке о вреде курения превратить в систему личных убеждений.

А для учащихся задачи урока были предложены на слайде в наиболее привлекательной форме:

  • мы обсудим: механизм вдоха и выдоха, и их регуляцию;

  • вы узнаете: как окружающая среда влияет на наше здоровье;

  • вы научитесь: самостоятельно проводить исследования, создавать собственный проект;

  • вы попробуете себя в роли: физиолога, валеолога, гигиениста, спасателя;

  • вы будете готовы превратить в личные убеждения те знания, которые приобретёте на этом уроке.

Все поставленные задачи взаимосвязаны и выполнены; наиболее значимые – развивающая и воспитывающая, так как всё запомнить невозможно, а научиться рассуждать – необходимо.

Учитывая достаточно высокий уровень подготовленности учащихся, для выполнения проекта задания были подобраны дифференцированно и учащиеся самостоятельно выбирали их по степени сложности.

Актуализация знаний учащихся о механизме вдоха и выдоха, их регуляции, изменении интенсивности дыхания, роли углекислого газа в его регуляции – проводилась в форме «Биологической перестрелки», что позволило вспомнить необходимый материал и настроить ребят на работу.

Инновационными приёмами в работе над творческим исследовательским проектом стали: синквейн, кластер. Синквейн позволил проявить творческие способности детей, а кластер – организаторские.

В помощь ребятам были предложены инструктивные карты.

В совокупности эти несложные приёмы помогли детям выработать меры профилактики дыхания.

Для организации работы класса мною была выбрана групповая форма работы, что позволило предложить детям больше тем проектов, ответить на заданный проблемный вопрос с позиции разных профилей.

При помощи оценочных листов был организован самоконтроль. Данная форма контроля логично вписывается в проектно-исследовательский метод, как форма доверия учителя ученикам.

В течение всего урока поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, для этого дополнительно использовались лирические стихи, как наглядность – мультимедийная презентация.

Формы, методы и приёмы урока в комплексе помогли учащимся в работе, привлекали их внимание, экономили время.

Цель урока достигнута, перегрузки школьников не наблюдалось, время использовалось рационально.

Закрепление материала в виде выполнения теста на установление соответствия строения и функций органов дыхания. Это одна из распространённых форм, используемых при составлении КИМов ЕГЭ.




Разработка урока биологии 8 кл. Гигиена дыхания.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru