В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Серия уроков по теме "Части слова"

Зинаида Зинченко Зинаида Зинченко
Тип материала: Урок
просмотров: 40470
Краткое описание
Cерия уроков с использованием групповых технологий (по В.К.Дьяченко). УМК "Школа 2100".Поурочные разработки могут быть использованы другими УМК.

Описание
Учитель Зинченко Зинаида Васильевна.
Высшая категория.
с.Новопавловка, Белоглинский район, Краснодарский край.
МБОУ СОШ  №16  Белоглинского района.
Электронный адрес: komdridessa@mail.ru
 
Русский язык. 
Образовательная программа « Школа 2100». 
Учебник « Русский язык», 2 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. М.: « Баласс», 2007 г. 
 
Тема.Части слова.(серия из 9 уроков) «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова»; «Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов»; «Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов»; «Распознавание однокоренных слов»; «Суффикс. Роль суффикса в слове. Определение суффикса»; «Развитие умения находить в словах суффиксы»; «Развитие умения находить суффикс  в  словах»; «Разбор слова по составу»;
«Приставка. Роль приставки в слове. Определение приставки».
 
  2 класс
 
Продолжительность урока: 40 минут
 
Используемая литература: методические рекомендации для учителя «Русский язык», Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева. М.: «Баласс», 2002 г.
  
1. Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Цель: познакомить с понятием «корень слова»; учить находить в группе  слов однокоренные слова, развивать речь, совершенствовать навык письма, воспитывать умение общаться в коллективе.
I.      Орг. момент.
— Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами.
    Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил.
 
II.   Чистописание.
 
её/ её    ёлка     черный     желтый
  2) Словарная работа.
Игра «Волшебная яблоня».
На этой яблоне выросли не простые яблоки. На них написаны буквы. Сорвать эти яблоки может тот, кто скажет, какие буквы пропущены в словах.
 
К.рова М.л.ко  
Вет.р     Л.сица    
П.льто   М.шина
За.ц  .года
С.рока    С.бака
 
 
Ребусы.   Чтобы разгадать зашифрованные в них слова, надо хорошо знать предлоги. Попытайтесь прочитать слова.
          
Порт      Воз         Подвиг
 
 
     
 
НадутьНадо 
Физминутка.
III.  Введение в новый раздел.
  — Рассмотрите новый кадр на фотопленке (с.74).
  — Чему удивился Петя Зайцев? 
  — Что такое корень? 
(Слово  корень –  многозначное)
1.     Подземная часть растения.
2.     Внутренняя,  находящаяся  в теле часть зуба, волоса, ногтя.)
  — Что общего в значении этого слова? (Важная часть чего-либо).
Мы будем говорить о корне как части слова.
( Объявление темы и цели урока).
IV.      Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
1)     Работа на доске.
 Жил-был корень -сад-.Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У них была общая часть, та, что человек посадил сначала.
 
 
 
     СС     С     П      Как-то много лет назад
     А      А     А    О      Посадили странный сад
    Д      Д     Д     С      Не был сад фруктовым
    О      О     И    А      Был он только словом.
    В      К     К     Д
    Н   И
    И   Т
    К    Ь 
     -сад-
 
Хотите сами стать садовниками?
 2) Работа в парах.
(Карточки: -  зим  -, — корм -, — кос -, — лен -, — бол -, — лес -, — стол -, — мед -, 
— дожд -, — звер -, — гор -, — гриб -, — час-, -дом -, — ход -, — мир -, — кот -, — бел -, 
-мороз -). Посадите корни слов.
Взаимообмен в парах.
 
О   О   О    Это слово, слово — корень  
О   О   О     Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло - 
О   О   О    Стало много новых слов. Каких?
О   О   О    Прочитайте только корень. 
 Вы поняли,  что означает это слово?
О   О   О    А попробуйте закрыть корень и прочитать
О   О   О    оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
 
Вывод: (дети пытаются сделать самостоятельно). 
В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова, от него «растут» другие слова.
Учитель. Такие словесные «деревья» называются словообразовательными гнездами.
V. Закрепление.  Работа по учебнику.
а) Упр. 116, с. 73.
Какой корень «посадили» здесь?
б) Упр. 117. с 74-75. (По заданию)
в) Работа над правилом с. 75.
г) Сделайте выводы. Мы узнали о корне вот что:
— что такое корень;
— роль корня в слове;
— как выделить в слове корень.
Что такое  корень слова? Приведите примеры.
Как правильно выделить корень?
VI. Д. з. Упр. 100, с. 48 («Дидактический материал»)
VII.Итог урока:
— Чем занимались на уроке? Что нового узнали?
-  Найдите правильное определение корня.
«Корень – это общая часть всех слов. 
Корень –  это главная часть предложения.
Корень – это общая часть однокоренных слов».
 
 
2.    Тема: «Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов».
Цель: формирование понятия о корне слова; развитие умения находить корень в группе однокоренных слов, развитие памяти и внимания; совершенствовать навык письма, воспитывать  взаимопонимание.
I.      Орг. момент.
   -Ребята!
– Я улыбнусь Вам.
Вы улыбнитесь друг другу.
И подумайте: как хорошо,
Что мы сегодня здесь все вместе. 
Мы спокойны и добры,
Приветливы и ласковы, 
Мы все здоровы.
– Что вы сегодня хотели бы пожелать друг другу?
– А чтобы вы пожелали мне?
 
II. Чистописание.
ч ч. ч ч
 чай    чугунчеловек
III. Словарная работа: Загадки:    Летом бродит без дороги
    Между сосен и берез
           А зимою спит в берлоге 
        От мороза прячет нос.
      (Медведь) 
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
 (Заяц)
Птичка – невеличка,
Ножки имеет,
         А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок – 
Получается прыжок.
       (Воробей)
 Я не будильник, но бужу, 
Я с бородой и в шпорах.
С большою важностью хожу
И вспыльчив словно порох.
     (Петух)
IV.     Повторение пройденного.  
    Подумайте, как появились такие слова:   
  грибник, космонавт, тракторист, сосняк.
V.   Объявление темы и цели урока.
VI.      Повторение правил.
1.     Что такое корень слова?
2.     Как его найти в слове?
  — Есть такое правило в стихах.
   Корень слова – значимая часть
Над словами родственными 
Держит власть.
Выясни умело линию родства – 
Однокоренные подбери слова.
 
VII.  Работа по учебнику.
 Нахождение корня слова в группе однокоренных слов. 
 Упр. 118, с.78.
(Два ученика выполняют по образцу у доски)
    — Какие однокоренные слова вы могли бы дописать в каждую группу?
    — Почему эти слова однокоренные?
 Упр.119, с.78. Комментированное письмо.
(Цель работы – предупредить смешивание однокоренных слов и формы слова и употребление глаголов с правильным ударением).
VIII.     КСО. Работа в парах. «Ручеек».
Карточки. Заменить данные слова однокоренными.
Образец: товарищеский – товарищ.
К – 1   посудный — …    К – 2   Московский — …
учительский — …      медвежий — …
морозный — …    деревенский — …
березовый — …   субботний — …
 
К – 3   капустный — …  К – 4    воробьиный — …
ученический — …     городской — …
классный — …     ягодный — …
заводской — …    тетрадный — …
 
 К – 5  часовой — … К – 6     лесной — …
молочный — …    ореховый — …
холодный — …     сосновый — …
деревянный — …  жаркий — …
 
  К – 7  горный — …  К – 8     сырный — …
медовый — …  масляный — …
скалистый -…      лимонный — …
творожный — ...     апельсиновый — …
 
IX.      Рефлексия. Кто сколько карточек проработал? С кем было легко работать? Какой вывод можете сделать?
X.   Домашнее задание.     Упр. 101, с.48. (Дид. материал)
XI.      Итог урока.
  — Что надо уметь, чтобы правильно выделить корень в словах?
  — Что такое корень слова?
 
 
 
3.    Тема: «Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов».
Цель: формирование понятия о корне слова; развитие умения находить корень в группе однокоренных слов, развитие памяти и внимания; совершенствовать навык письма, воспитывать умение работать в парах.
I.      Орг. момент.
Глубоко вздохните и выдохните.
Выдохните прошлые разочарования, обиды, неприятности, огорчения.
Вдохните в себя красоту дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, доброту людей.
– Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II.   Чистописание.
   мм-мм-мм
 магазин    погода  ягода 
 
III.     Словарная работа. Работа по орфоэпии.
На доске записаны слова: 
 Алфавит, арбуз, магазин, звонит, звонят, позвонишь, позвонят.
Запишите слова, поставьте ударение. Проверьте на стр.138 учебника. Понаблюдайте, что объединяет эти слова. (На 1-й слог не падает ударение.)
В каких словах есть безударная гласная, не проверяемая ударением? Подчеркните одной чертой.
Назовите остальные слова. Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Подчеркните двумя чертами.
IV.      Объявление темы и цели урока.
V.   Повторение изученного в однокоренных словах. 
В каждой строчке найдите однокоренные слова и подберите ещё одно однокоренное слово. Выделите корень, обозначьте ударение.
 Гора, гореть, горный….
Жалко, жалить, жалеть…
Водитель, вода, подводник… 
КСО. Индивидуальные карточки.
Подобрать однокоренное слово, которое должно обозначать действие предмета.
К-1 Образец: Гость – гостить.
Плата, соль, воз, стон, свист.
К-2  Пожар, игра, загадка, бег, прыжок.
К-3  Дума, разговор, рассказ, мысль, вред.
К-4  Водитель, жалость, рыба, сахар, краска.
К-5  Жизнь, побелка, указка, учитель, цена.
К-6  Труд, темнота, свет, название, полет.
К-7  Рисунок, шаг, одежда, сторож, охрана.
К-8  Караул, приглашение, просьба, задание, поиск.
Занимательная минутка.
Игра «Кто больше?»
Подобрать однокоренные слова.
     ¨   для 1 ряда – с корнем «гриб»
¨     для 2 ряда – с корнем «корм»
¨     для 3 ряда – с корнем «соль»
Упр. 102, стр. 48. Дидактический материал.
Самостоятельная работа. Взаимопроверка в парах.
Игра «Рассели жильцов».
На доске 2 домика. В первом живут родственники с корнем «лед», а во втором с корнем «винт».
Дома стоят рядом, и в оба дома одновременно приехали родственники. Они потерялись и очень ждут от вас помощи.
I вариант – лед-,
II вариант – винт-.
Ледник, винтик, ледовый, заледенеть, завинтил, винтовой, ледокол, леди, вино.
Какие слова «остались на улице»? Почему? 
VI.      Работа по учебнику. Упр.120, стр.76. Комментированное письмо.
VII.  Домашнее задание.
Придумать однокоренные слова с данными корнями: «мор», «рыб».
VIII.     Итог урока. 
¨Как пишется корень в однокоренных словах?  
¨Что надо уметь, чтобы правильно выделить корень в словах?
 
4.    Тема: «Распознавание однокоренных слов».
Цель: познакомить с правилами написания корня в однокоренных словах; совершенствовать навык письма, развивать орфографическую зоркость, речь, воспитывать трудолюбие. 
 
I.      Орг. момент.
Ну-ка проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, 
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят
Все ль внимательно глядят
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
 
II.   а) Чистописание.
вв. вв.вв.вв.
    восток ворона    овощи
«Без первой ласточки весны не обходится».
Как понимаете смысл этой пословицы? 
  б) Взаимодиктант. Упр.103, с.49. (Дидактический материал).
 Физминутка.
III.     Сообщение темы и цели урока.
Прочитайте предложение.
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Варя варит, 
Валя валит…
Будут ли однокоренными словами и колет? Почему? (Нет, не будут, разное значение),
А другие такие же пары слов?
Сегодня мы будем учиться распознавать однокоренные слова.
 
IV.      Открытие новых знаний.
Тренировочные упражнения.
1) Работа по учебнику.
Упр.120, с.76.
Упр.121, с.76.
Как вы догадались, что это однокоренные слова? Дети на основе проделанных упражнений делают вывод.
Вывод: Очень важно уметь вдумываться в смысл слов.
Чтение вывода по учебнику (с.77).
2)     «Игра в учителя». Упр.122, с.77.
3)      Сначала ученики находят ошибки в учебнике и зачеркивают эти слова. 
 Взаимопроверка в парах, затем коллективная проверка, дети самостоятельно записывают слова, выделяют корень
V.   Работа над пословицами в парах.
Прочитать пословицу. Объяснить смысл этой пословицы. Найдите однокоренные слова.
1)     Ученье – свет, а неученье – тьма.
2)     Ум да разум надоумят сразу.
3)     Думай, да чтобы не передумывать.
4)     Маленькое дело лучше большого безделья.
5)     Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
VI.      Домашнее задание. 
Упр.104, с.49.
1 уровень: по заданию учебника.
2 уровень: подобрать слова к данным.
3 уровень: подобрать группы слов так, чтобы можно было провести игру «Третий лишний».
VII.  Итог урока.
— Чем занимались на уроке? 
— Что нового узнали? 
— Как распознать однокоренные слова?
 
5.    Тема. «Суффикс. Роль суффикса в слове. Определение суффикса».
 
Цель: формирование понятия о суффиксе, показать роль суффикса в слове, учить находить суффикс в слове, совершенствовать навык письма, развивать речь, воспитывать дружеские отношения.
 
I.      Орг. момент.
(Учитель)  Руки?  (Дети)  -  На месте.
Ноги? — На месте.
Локти? — У края.
Спина? — Прямая.
II.   Чистописание.
Жж…Жж…Жж…
Жизнь  животное
«Жить – Родине служить».     Как понимаете смысл данной пословицы?
III.     Проверка  домашнего задания.
Домашнее задание я задавала всем разное, по одному упражнению. 1-2 учащихся из первой группы проверяем, 2-3 учащихся из второй группы и   все вместе играем в игру « Третий лишний».
Слова для игры:
Осинка, осиновый, оси, гусь, гусеница, гусыня, вода, водитель, подводник, молоко, молочный,  молотит, гора, горный. 
 
Физминутка.
 
IV.      Введение в новый раздел.
Что такое корень слова?
Рассмотрите рисунок – кадр на фотопленке ( с. 78). Что подставил Петя Зайцев? Где? Было слово корень, стало слово… («корешок»).
 Что такое – ок-? Как вы думаете? Где мы уже раньше встречались с суффиксами? ( В « Моей любимой Азбуке»).
V. Объявление темы и цели урока.
Как вы думаете, что мы сегодня будем  изучать? Как вы догадались?
VI. Работа по теме урока.
1)     Упр. 123, с 78.
Запишите слова. Выделите корень и суффикс.
Как изменилось значение  слова?
Зуб- зубок (маленький зуб или ласковое название зуба)
Лед- ледок (тонкий лед)
Глаз- глазок (маленький глаз)
Мед- медок (ласково о меде)
2)     Упр.128, с 78.(устно).
Сравните пары слов. Это одно и то же слово или разные слова? Почему?
3)     Игра « Побудь волшебником».
— Вот у меня  волшебная палочка, а вот слова: нос, волос, хвост, стол.
Кому я дам свою  палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
-Запишите слова, выделите суффикс.
VII. Работа над правилом.
1) Попробуйте сформулировать, что такое суффикс?
2) Сравните с правилом в учебнике (с.79)
3) Прочитайте 1-ое предложение определения.
-О чем оно? (Что такое суффикс).
-На что указывает второе предложение? (На место суффикса в слове).
-Что мы узнали из третьего предложения? ( О «работе» суффикса).
-Для чего приведены примеры?
-Приведите свои примеры.
VIII. Первичное закрепление.
Спишите с доски.
Выделите знакомые вам суффиксы.
Хорош  пирожок, внутри  творожок.
 
Обозначьте опасные места в словах.
IX. Итог урока.
-Что такое суффикс? Выберите правильный ответ:
а) Суффикс- часть предложения.
б) Суффикс- часть слова.
в) суффикс- это слово.
-Для чего нужен суффикс?
X. Рефлексия.
Кому было легко и комфортно работать на уроке – покажите «солнышко».
Кто испытывал трудности – поднимите «тучку».
 
 
6.    Тема. «Развитие умения находить в словах суффиксы».
Цель: закреплять знания о суффиксе, научиться находить в словах суффиксы, совершенствовать навык письма, развивать речь, воспитывать умение дружить.
I. Орг.  момент.
— Давайте поздороваемся. Помните, как надо говорить это слово? (По- доброму. Пожелать всем здоровья).
-А теперь, друзья мои, посмотрите друг на друга.
— У вас все в порядке? 
-Ну что ж, я так и думала: вы примерные и аккуратные ребята. Можно спокойно начинать урок.
II. Чистописание.
ззз… ззз…ззз
завтрак  заяц
«Земля тарелка, что положишь, то и возьмешь».
-Как вы думаете, для чего я написала эти буквы?
(Для анализа элементов букв и правильного  ее написания в тетради).
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Ш. Письмо по памяти.
Я коня водой пою,
Песню солнышку пою,
Ты свети, свети, светило,
Я хочу, чтоб ты светило.
А как вы думаете, зачем мы будем писать по памяти?
(Для того чтобы развивать зрительную память).
Физминутка.
IV. Воспроизведение правила.
1) Что такое суффикс?
2) Приведите примеры слов с различными суффиксами.
3) Слова с каким значением образуют суффиксы:-ок-,-ик-,-онок-,-енок-?
V. Сообщение темы и цели урока.
VI. Словарная работа.
Жил-был суффикс -чик-. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых ласковых, как и сам суффикс.
Запишите, какие слова получились?
Трамвай -…( трамвайчик), стакан-…(стаканчик), барабан-…(барабанчик).
А какое еще значение вносит суффикс -чик- в слово?(Уменьшительное).
-Составьте словосочетания с новыми словами (устно).
VII. Закрепление изученного. Работа по учебнику. 
Упр.125, с.79.
Какие встретились суффиксы? Почему в слове «галчонок» суффикс -онок-, а в слове «галчата» — суффикс- ат-? Чем различаются эти слова ?( Числом).
Какую «работу»  выполняют  суффиксы -онок-, -енок-, — ат-, -ят-?
Упр.126, с.79.
Какой суффикс любят в стране великанов? (-ищ-).
А какой в стране лилипутов? (- ик-).
Почему?
Какие слова вы придумали с этими суффиксами?
VIII. Письмо под диктовку.
Пять мышат в траве шуршат,
Три мышонка спят под елкой.
Выделите суффикс в словах мышат, мышонка. 
Взаимопроверка в парах.
IX. Домашнее задание.
Упр.107, с.50. ( Дидактический материал).
X. Итог урока.
Зачем нужны суффиксы?
Слова с каким значением образуют суффиксы?
 
7.     Тема. «Развитие умения находить суффикс  в  словах».
Цель: учить находить суффикс в словах, раскрывать значения различных суффиксов, совершенствовать навык письма, развивать орфографическую зоркость, воспитывать самостоятельность.
I. Орг. момент.
Ну-ка проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, 
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят
Все ль внимательно глядят
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
II.Чистописание.
 к.к.к.к.к.к. к.к.
«Куй железо пока горячо».
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
III.Словарная работа.
П_тушок, п_тушок,
Золотой  гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
-Какую гласную надо писать?
-Когда человек сомневается в написании непроверяемой гласной, он обращается к орфографическому словарю.
-На какую букву начинаются слова? Где и как искать слова в словаре? Найдите его. В каких словах вы увидели знакомые  суффиксы? (Петушок, гребешок).
-Сравните: голова-головушка, борода- бородушка. Спишите, выделите суффиксы. Какое значение слову придает суффикс  -ушк-?
Сделайте вывод.
Вывод: Суффикс  -ушк-  уменьшительно — ласкательный. Слова с таким суффиксом употребляются в разговорной речи, в сказках, народных песнях,
потешках.
Взаимодиктант. Упр.131, с.82.
Взаимопроверка в парах.
IV.Сообщение темы и цели урока.
-Мы уже начали работу по теме урока. Попробуйте назвать тему самостоятельно. (Развитие умения находить суффикс в словах).
V.Закрепление. Работа по учебнику.
1)Упр.128, с.80(самостоятельное выполнение, коллективная проверка).
2) Упр.129, с.81(у доски и в тетрадях).
Сделайте вывод:
Суффикс -тель- говорит о профессии, занятии человека.
Приведите свои примеры (мечтатель, изобретатель).
Знакомство со словарным словом учитель.
а) Звукобуквенный анализ.
б) Как легко запомнить написание этого слова? ( Суффикс  -тель- пишется с е).
 
VI. Домашнее задание.
Упр.127, с.80 (правило повторить).
VII. Итог урока.
-Какие знаете суффиксы?
Слова с какими значениями они образуют?
 
8. Тема. «Разбор слова по составу».
Цель: научить разбирать слово по составу, закрепить знание понятий «корень», «суффикс», совершенствовать навык письма, развивать речь, воспитывать любовь к своей  Родине.
I.Орг.момент.
(Учитель)  Руки?  
(Дети)  -  На месте.
Ноги? — На месте.
Локти? — У края.
Спина? — Прямая.
II.Чистописание.
рр-рр-рр-рр-рр-
рассказ    рисунок
« Родной край делами прославляй».
Как вы понимаете смысл пословицы? Как называется наш край? Чем знаменит наш край? Кто и какими делами прославил наш край? Что вы можете сделать, чтобы прославить свой край?
III.Занимательная минутка.
(Повторение пройденного. Развитие речи).
1)     Назвать слова, обозначающие предметы из сказок « Колобок»,« Репка». К каждому слову поставить нужный вопрос.
2)     Что могут обозначать слова: лук, нос, коса, ключ, звезда.
3)     Составьте предложения с этими словами в разных значениях.
 
Физминутка.
IV.Повторение пройденного.
Составление предложений из слов.
На доске:
пришла, зимушка.
пушистый, накрыл, деревья, снег.
-О чем первое предложение?  Второе предложение?
-Назовите слова- действия. На какой вопрос они отвечают?
-Какие опасные места встретились в словах?
-Прочитайте слово, в котором 7 букв,7 звуков, 3 слога, 2 звука согласных звонких.2 звука согласных глухих (Зимушка).
-Найдите корень в этом слове.
-Как это сделать? ( Подобрать 2-3 однокоренных слова).
-Какой суффикс в этом слове?
— В каких словах еще встречается? Какое значение вносит он  в слова?
V. Сообщение темы и цели урока.
-На сегодняшнем уроке мы будем учиться разбирать слово по составу.
Что же это такое? Мы уже знаем, что в слове есть корень  и суффикс, вот их и будем выделять в словах, а когда познакомимся с остальными частями слова, будем делать полный разбор слова по составу. 
VI. Тренировочные упражнения.
Разбор слова по составу.
Упр.130, с.82.
Последовательность действий.
1)Чтобы правильно выделить корень, вдумайтесь в смысл слова.
Что означает слово? Подберите однокоренные слова. Выделите корень.
2)После корня стоит суффикс (называем). Он встречается в других словах, подберем такие слова. Называем значение, которое вносит суффикс в слово.
Выделим суффикс. Упражнение выполняется на доске, с комментариями учащихся.
3)Подбор слов по рисунку (с.82).
-Подберите по рисунку слова, которые состояли бы из корня и суффикса или из одного корня. (Дом, куст, стульчик, порог, стул, стол, чайник, фрукт, столик).
VII. Домашнее задание.
Упр.111, с.51(дидактический материал).
Задание №3, с.90 (учебник).
VIII. Итог урока.
-С чего начали разбор слова? Как находили корень. Суффикс?
IX. Рефлексия.
-Кому было комфортно и интересно на уроке – приклейте зеленые листочки на дерево.
-Кто испытывал затруднения – приклейте желтые листочки.
 
9.Тема. «Приставка. Роль приставки в слове. Определение приставки».
Цель: познакомить с понятием «приставка», показать роль приставки в слове, учить находить в слове приставку, совершенствовать навык письма, развивать орфографическую зоркость, речь, воспитывать умение работать в коллективе.
I.Орг. момент.
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнем скорей урок.
II.Чистописание.
мМм  . мМм  . мМм .
 метро  месяц   молоко
III.Письмо по памяти.
     Леса вдали виднее,
     Синее небеса
   Заметней и чернее
   На пашне полоса.
Взаимопроверка в парах.
 
Физминутка.
 
IV.Работа в парах.
Взаимодиктант. Продиктуйте своему напарнику слова.
К-1 Дождь, дождик, дождливый.
К-2 Зверь, зверек, звериный.
К-3 Зима, зимний, зимовье.
К-4 Корм, кормить, кормушка.
К-5 Коса, косить, косарь.
К-6 Лень, ленивый, лентяй.
К-7 Боль.болеть, больница.
К-8 Лес, лесной, лесник.
К-9 Мед, медок, медовый.
К-10 Лед, ледок, ледовый.
К-11 Гора, горка, горный.
Выделите корень в однокоренных словах.
V. Рефлексия.
Как  работали  в  парах? Легко ли было работать?
VI. Введение в новый раздел.
-Рассмотрите новый кадр фотопленки,( 83).
— Чем занимаются дети? А почему они пристроили башню к корню?
Вывод. Будем говорить о новой части слова, которая стоит перед корнем.
VII. Наблюдение над ролью приставки.
1)    Упр.132, с.83.
С каждым словом устно составляются предложения.
-Рассмотрите рисунок (внизу, с.83)
-Какие слова относятся к Вове Колесникову, а какие к собаке?
К Вове – побежал, убежал, сбежал.
К собаке – побежала, добежала ( схватила, отхватила).
2)    Грамматическая сказка.
Жил-был корень -ход-. Он любил, чтобы с него начинались слова, тогда на помощь ему спешили суффиксы. На свет появлялись слова…(Дети придумывают) (ходунок, ходули, ходики). Как только появлялись дамы- приставки, корень уступал им место, сам прятался в середину слова, а если не было суффиксов, то и вовсе стоял в конце. Получались такие слова…(заход, выход, поход, походка, приход, переходил).
Запишите слова с приставками. Где их место в слове? Зачем нужны приставки?
Давайте сделаем вывод:
Приставка- часть слова, стоящая перед корнем и образующая новые слова.
VIII. Работа над правилом (с. 84).
-Прочитайте правило, с. 84.
-Из скольких частей оно состоит?
— О чем каждая часть правила?
Покажите на примерах.
-Почему третье предложение с восклицательным знаком? Почему про суффикс мы не говорили, что он пишется слитно со словом, а про приставку говорим? ( Приставку можно спутать с предлогом).
-Как Буратино помогает вам запомнить, что такое приставка? (Само слово приставка имеет приставку при-, ее приставили к корню).
Сравните вывод, который вы сделали самостоятельно, с правилом. Что заметили?
IX.      Первичное закрепление.
Упр.133, с. 84.
-Какое значение вносит приставка до- в слово? (Приставка до- означает завершение действия).
X. Итог урока.
  — Что такое приставка?
— Может ли слово состоять из приставки? Почему?
Пожаловаться 05 июля 2011
Файлы
уроки Зинченко З.В. (2).docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru