В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Информационные технологии как средство повышения эффективности уроков технологии

Информационные технологии как средство повышения эффективности уроков технологии

Надежда Степанова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 5238
Краткое описание
Использование компьютера на уроках швейного дела
Описание
Республиканское государственное образовательное учреждение "Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2»
  
  
 Тема – «Информационные технологии как средство повышения эффективности уроков технологии».
  
 Учитель технологииСтепанова Н.В.
    
Являясь учителем технологии, в настоящее время работаю над проблемой: «Информационные технологии как средство повышения эффективности уроков технологии».
  
Люди запоминают лишь 
10% того, что прочитали, 
20% того, что услышали, 
30% что увидели, 
50% что услышали и увидели, 
70% что говорят и пишут, 
90% что сделали своими руками.
Исследование американского 
преподавателя Эдгара Дейла
      
В основу преподавания технологии положен деятельный подход к изучению трудовых процессов. При организации уроков предполагается создание у учащихся наглядно-образных представлений по изучаемой теме, а при выполнении практических работ о необходимых для этого трудовых действиях. Применение средств информационных технологий позволяют, учителю повысить наглядность в обучении.
Информационные технологии являются современными наглядными средствами. К ним относятся аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения. «Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения:
1) хорошее обозрение;
2) чёткое выделение главного, основного при показе иллюстраций;
3) детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;
4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера».
Выполнение данных условий при использовании средств информационных технологий значительно повышает эффективность уроков технологии.
Учитель, гармонично сочетая звуковые и аудиовизуальные потоки в процессе преподавания теоретического материала и практических умений, может добиться большего эффекта при освоении знаний и умений учащимися.
Применение средств информационных технологий, где используются подвижные образы, графические объекты, текст, видеоролики, диаграммы, графики, делают организацию познавательной деятельности учащихся более эффективной, превращает учащихся в активных участников учебного процесса.
Урок технологии с использованием компьютерных средств обладает своеобразной спецификой. Примерно треть урока занимает теория, мотивационная деятельность, а в конце анализ и рефлексия результатов, остальное время индивидуальная самостоятельная практическая работа учащихся. Объяснение теоретического материала происходит посредством лекции-диалога, на которой учащиеся погружаются в проблемную ситуацию.
Презентация лекции создаётся средствами Power Point и содержит слайды различного типа: содержащих текстовую и графическую информацию, фильмы с разъяснениями, с показом объектов недоступных непосредственному наблюдению. Учащиеся, опираясь на данную информацию, обдумывают и совместно решают поставленную перед ними проблему, учитель же ненавязчиво направляет их деятельность.
Предваряет практическую работу вводный инструктаж, который содержит видеофрагмент с динамическим показом приёмов и последовательности работы. После чего учащиеся переходят к активному повторению. «Активное повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых им прежде представлений».
Каждый ребёнок работает на своём уровне и в присущем ему темпе. Тем учащимся, которые не могут выполнить активное повторение предлагаю пассивное повторение, они ещё раз просматривают видеофрагмент, либо презентацию.
   Если в начале использования данных средств и методов обучения только 60 % учащихся могли выполнить активное повторение, теперь же это могут делать 98 % учащихся.
Мультимедийная поддержка уроков технологии предоставляет учащимся возможность активного «визуального » овладения учебным материалом, позволяет узнавать свойства изучаемого объекта, связать его зримый образ с физическими или техническими параметрами, задающими его.
От учителя, использующего средства информационных технологий требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.
На сегодняшний день информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Практически в каждой семье имеется компьютер. Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учёбе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много: это и перегруженность школьных программ, и оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое. Поэтому каждый учитель ставит перед собой цель — поддерживать интерес к учению, и поэтому приходится искать новые более эффективные методы и технологии.
Компьютер даёт учителю новые возможности, позволяя ему вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения, раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Если ранее мне приходилось пользоваться устаревшими таблицами, рисунками в учебниках, наглядностью, сделанной своими руками, то сейчас, я могу дидактический материал демонстрировать как на большом экране, так и  размножив необходимые материалы, раздать каждой ученице на парту.
Используя ПК на уроке, я могу реализовать следующие важные задачи:
— наглядное представление материала
— использование развивающих методов обучения
— контроль и диагностика знаний учащихся.
С каждым годом количество уроков с использованием ИКТ увеличиваю. Я увидела, что детей очень увлекает процесс работы на компьютере и стала понемногу вставлять в уроки различные задания на ПК. Меня в первую очередь интересовало, как сделать так, чтобы девочкам было понятно, увлекательно и познавательно. Анализ уроков с использованием ИКТ показал, что знания учащихся стали более глубокие и качественные.
 В настоящее время вся учительская документация мною разработана в электронном виде. На уроках активно использую для объяснения учебного материала содержание электронных учебников (рисунки, текстовую информацию, анимации). Но всё-таки, большее внимание уделяю созданию собственных презентаций. Мне кажется, что электронные учебники загоняют учителя в своеобразные рамки. Создавая же свои презентации, я  сама становлюсь режиссёром и программистом урока. Также мне нравиться использовать на уроке мною же разработанные интерактивные задания, например, кроссворды  и тестовые задания в программах Microsoft Excel и Microsoft Power Point. 
Считаю, что учащиеся уже с 5-ого класса должны приучаться к работе с различными видами тестовых заданий. Поэтому задача учителя — научить детей работать с разными видами тестов. В своей профессиональной деятельности использование тестовых заданий я привела в систему, так как  применяю такого рода задания и во время текущих уроков, и уроков-обобщений. 
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по технологии в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. При подготовке урока копирую необходимую для занятий информацию (текст, фотографии, анимации, видеоролики). Мне кажется, что использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению. 
Для информационных технологий существуют и свои минусы. Длительное пребывание за компьютером может негативно сказаться на здоровье ученика. Поэтому важно соблюдать здоровьесберегающие технологии, важно не переборщить с использованием компьютера на уроке. Поэтому желательно использовать информационные технологии как элементы на уроке. Не все уроки целесообразно проводить с использованием мультимедийных презентаций. Содержание учебного материала некоторых тем предполагает общение учащихся, рассказ, сообщения, беседы, диспуты. Важно отметить и тот факт, что я не забываю использовать на уроках и традиционные методики устного опроса, как условия развития устной и письменной речи учащихся. Одним словом, полагаю, что учитель должен сочетать в своей педагогической практике инновационные технологии с традиционными. Это позволит педагогу устранить все те риски, которые возникают при использовании информационных технологий.
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация – это путь к другому образованию», — сказал один из специалистов в области информатизации образования. 
Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.
  
Использование информационных технологий на уроках технологии помогает учителю повышать мотивацию обучения и приводит к целому ряду положительных следствий:
  
1. Повышает эффективность учебного процесса;
2. Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;
3. Увеличивает психологическую обоснованность принятия необходимых выводов, решений, обобщений;
4. Сокращает время на подачу учебного материала; 
5.     Развивает активность и самостоятельность учащихся;
6.     Способствует развитию внимания, памяти учащихся, информационно-коммуникативной компетенции, логического мышления;
7. Уменьшает количество ошибок допущенных учащимися при практической работе, что ведёт к повышению качества изделия.
Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф­ференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос