В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Программа по адаптации в 5 классе

Программа по адаптации в 5 классе

наталья глебова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345 голосов:3просмотров: 45717 комментариев: 3
Краткое описание
Программа помогает обучающимся успешно адаптироваться к новым условиям при переходе из начальной школы в среднюю
Описание
ПРОГРАММА
помощи в адаптации ученикам 5-го класса
 
 
Пояснительная записка
 
 Пятый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. У ребенка меняется привычный уклад жизни, появляется новый круг общения, новые обязанности. Переход в 5-ый класс приводит к возникновению эмоционально- стрессовой ситуации: новые учителя, кабинетная система, классный руководитель.
Адаптация (приспособление, привыкание к новым условиям) – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. В реализации программы задействованы учителя пятых классов, учителя-предметники, работающие в 5-ых классах, медицинская служба, психолог, логопед, социальный педагог, родители, администрация.
 
 Задачи, стоящие перед коллективом школы:
  • создание максимально благоприятных условий для адаптации пятиклассников к школе;
  • оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям;
  • формирование у обучающихся позитивного отношения к школе;
  • развитие у обучающихся социальных и общеучебных навыков;
     
 
 
 
 Цель программы
  • Организация учебно-воспитательного процесса пятиклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период;
  • Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 5-ого класса
  • Сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в 5-ый класс
     
 
 
 Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации пятиклассников.
 
Раздел 1. Целенаправленная педагогическая деятельность по адаптации учащихся 1-го класса.
1.Организационная работа
                                                             
  №
  Вид деятельности
  Сроки
  Ответственные
  1.
  Анализ достаточности учебно-методического обеспечения
  Август- сентябрь
  Библиотекарь, учителя
  2.
  Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для разнообразной деятельности детей
  В течение года
  Администрация, учителя, Кл.рук.
  3.
  Введение новых форм организации деятельности учащихся (динамические паузы, целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры)
  В течение года
  Учитель
 
 
 
 
 
 
 
2.Работа с педагогическим коллективом
 
                                                                                                     
  №
  Вид деятельности
  Сроки
  Ответственные
  1.
  Совещания при заместителе директора по УВР
  В течение года
  Замдиректора по УВР
  1.1
  Ознакомление с нормативно-правовыми документами
  Август-сентябрь
  Замдиректора по УВР
  1.2
  Собеседование с учителями по особенностям календарно-тематического планирования в 5-ых классах
  август
  Замдиректора по УВР
  1.3
  Особенности организации деятельности учащихся 5-ых классов
  сентябрь
  Замдиректора по УВР
  2
  Заседания МО учителей начальных классов и учителей -предметников Педконсилиум: обработка данных по классно-обобщающему контролю в 5-ых классах, уровень адаптации
  Октябрь-ноябрь
  Руководитель МО, замдиректора по УВР, психолог
  3
  Создание системы единого медико-психолого-педагогического контроля за динамикой развития детей
  октябрь
  Замдиректора по УВР, классный рук-ль, психолог, логопед, врач
  4.
  Взаимопосещения уроков
  В течение года
  Учителя начальной школы, учителя-предметники
  5.
  Методический семинар по вопросам преемственности
  март
  Учителя,
 
 
3.Этап подготовки к переходу в 5-ый класс. Знакомство с будущими пятиклассниками
 
                                                                 
  Сроки
  Участники
  Мероприятия
  Март-апрель
  Кл.рук. будущих 5-ых классов, психолог, логопед
  1.Знакомство с учащимися 4-ых кл.
2.Знакомство со стилем работы учителя нач.шк.
3.Знакомство с учебными результатами, личностными достижениями учащихся
4.Установление контакта с детьми
  Февраль-март
  Администрация, учителя нач.шк., психолог
  Собрание для родителей будущих первоклассников.
  Март-апрель
  Будущие учителя 5-ых Кл., зам.директора по УВР
  1.Посещение уроков математики, русского языка в нач.шк.
2.Совместная работа по определению качества знаний учащихся 4-ых классов по основным предметам
  Апрель-май
  Психолог
  Диагностика уровня готовности к переходу из нач.шк. в среднюю
  Май-июнь
  Кл.рук. 4 кл., психолог
  1.Подготовка психолого-педагогической характеристики класса.
2.Анализ индивидуальных программ сопровождения
  май
  Психолог, учителя нач.шк.
  1.Встреча с родителями выпускников нач.шк.; психологические советы и рекомендации по летнему отдыху учащихся, режиму дня, здоровью
2.Праздник «Вот и стали мы на год взрослей» с приглашением будущего классного руководителя
 
 
4.Сопровождение обучающихся 5-ых классов.
 
                                                         
  Сроки
  Участники
  Мероприятия
  Сентябрь
  Учителя нач.шк.
Кл.рук.
  1.Посещение уроков в 5-ыхкл.
2.Обсуждение с учителями и кл. рук. посещенных уроков
3.Наблюдение за поведением детей на переменах
4.Советы классным руководителям 5-ых классов
  сентябрь
  Психолог
  1.Знакомство с учащимися
2.Посещение уроков, наблюдение на переменах
3.Анализ первых впечатлений учителей-предметников и классных руководителей
  Сентябрь-октябрь
  Психолог, классные рук.
  1.Проведение родительских собраний в 5-ых кл… рук. на тему «Особенности предподросткового возрастного периода»
2.Знакомство родителей с новыми учителями, с новыми требованиями, с особенностями учебных программ.
  Октябрь-ноябрь
  Психолог, логопед
  1.Диагностика учебных затруднений
2.Диагностика особенностей мотивационной сферы учащихся 5-ых классов
3.Диагностика включенности и эмоционального благополучия
4.Диагностика межличностных отношений
5.Логопедическое обследование
  ноябрь
  Психолог, кл.рук., замдир.по УВР, учителя-предметники
  Психолого-педагогический консилиум:
  • Обсуждение результатов диагностики, анализ трудностей
  • Выявление поля проблем и путей их решения
  • Разработка и реализация плана сопровождения
 
 
 
 
 
 
5.Работа с обучающимися
 
                                                                                                                                   
  Сроки  
  Содержание работы
  Цель  
  Ответственный  
  Сентябрь  
  1.Работа с классным коллективом.
2.Классный час «Особенности организации учебной деятельности в 5-х классах»
3.Организация работы классного актива
4.Посещение уроков школьным психологом, администрацией.
5.Родительское собрание «Особенности адаптационного периода учащихся 5-х классов»
6.Пробные проверочные работы по русскому яз. и математике
7.Консультации с родителями
  Определение уровня познавательной активности, культуры поведения в коллективе.
Знакомство с едиными требованиями к учащимся 2-ой ступени.

Выявление учащихся, требующих индивидуальной работы
Помощь родителям в адаптационный период
Определение уровня общеучебных навыков
Пути исправления пробелов в знаниях
  Классные руководители.



Психолог


Учителя-предметники
  Октябрь  
  1.Классно-обобщающий контроль в 5-х классах.
2… Тематические срезы по рус.яз. и математике
3.Собеседование с учителями-предметниками о результатах индивидуальной работы.
  Изучение психолого-педагогических проблем в период адаптации.
Выявление уровня обученности, проблем неадаптивных учащихся
  Администрация
Учителя-начальной школы
Психолог
Классный рук-ль
  Ноябрь
  1.Малый педсовет «Создание условий успешной адаптации» учащихся 5-х классов
2.Родительское собрание «Единство требований к учащимся во время адаптации»
  Итоги работы по проблеме преемственности между начальным и средним звеном
Разработка методических рекомендаций.
Помощь родителям в преодолении трудностей в адаптационный период
  Администрация
Психолог
Учителя-предметники
Классный рук-ль
  Декабрь
  1.Совместная методическая работа учителей начальной школы с учителями среднего звена
2.Посещение уроков, внеклассных мероприятий
  Единство требований к учащимся, учет индивидуальных способностей
Вовлечение неадаптированных детей во внеклассную работу
  администрация  
 



Январь
  1.Дополнительный инструктаж с учителями-предметниками и классными руководителями, работающими в 1,5,10 классах.
2.Посещение уроков с целью проверки адаптационного периода в 1,5,10 классах
3.Собеседование с учителями о формах индивидуальной работы с учащимися, не адаптированными к школе
4.Собеседование с классными руководителями:
  • о вовлечении неадаптированных детей во внеклассную работу
  • об индивидуальной работе с родителями
5.Контроль за текущей успеваемостью (по журналу)
6.Собеседование с психологом о взаимодействии с учителями и классными руководителями по оказанию помощи
  Глебова Н.Н.

Завучи

Глебова Н.Н.


Завучи
Директор
 

Февраль
  1.Собеседование с классными руководителями об индивидуальной работе с учащимися, имеющими одну «4» и «3»
2.Собеседование с учителями о результатах индивидуальной работы
3.Контрольные срезы в 5,10 классах на конец 4семестра и их анализ
4. Диагностика психолога по выявлению психолого-педагогических проблем в обучении учащихся 5,10 класса
5. Контроль за текущей успеваемостью (по журналу)
  Глебова Н.Н.

Глебова Н.Н.
Завучи
  Март
  1.Посещение уроков с целью проверки активизации учебного процесса с последующим анализом
2.Собеседование с учителями по использованию дифференцированных заданий
3.Контроль за текущей успеваемостью (по журналу)
4.Контрольные срезы в 5,10 классах и их анализ
  Завучи

Завучи
  Апрель -май
  1.Диагностика психолога по выявлению психолого-педагогических проблем в обучении учащихся 1 класса
2.Проверка индивидуальной работы с учащимися
3.Контрольные срезы на конец года и их анализ
  Психолог
Глебова Н.Н.
завучи
 
  4.Диагностика психолога готовности обучающихся 1-ой ступени к обучению в старшей школе
 
 
  5. Контрольные срезы в 4-ых классах
 
 
 
Раздел 2.Координация деятельности педагогического коллектива в период адаптации первоклассников
 
                                                                       
  Форма деят-ти
  Тематика
  Ответственный  
  Сроки
  Администр.совещания
  Задачи пед.коллектива в период адаптации
  Зам.директора по УВР
  август
  Заседания МО учителей нач.школы и учителей-предметников
  Реализация программы помощи в адаптации
  Рук-ль МО
  сентябрь
  Классно-обобщающий контроль в 5-ых кл.
  Изучение деят-ти пятиклассников в период адаптации
  Замдиректора по УВР
  Сентябрь, октябрь
  Совещания при замдиректоре по УВР
  Особенности организации деятельности учащихся 5-ых кл.
  Замдиректора по УВР
  В течение года
  Совещания при заместителе директора по ВР
  Особенности классных коллективов 5-ых классов
  Замдиректора по ВР
  В течение года
 
 
Раздел 3. Аналитическая деятельность. Подведение итогов
 
1.Подготовка аналитических справок по итогам классно-обобщающего контроля в 5-ых классах, отчетов классных руководителей
2.Выработка рекомендаций и решений.
3.Выявление проблем, требующих дальнейшего контроля.
4.Проведение родительских собраний «Анализ итогов совместной деятельности школы, родителей в период адаптации»

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 11300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
adaptatsiya_5_kl_programma.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

МОУ СОШ № 13

протокол №__

от «___»________2009г.


Введено в действие приказом

От «___»___________20__г. №___

Директор МОУ СОШ № 13

_______________И.Г.Захарова

МП


ПРОГРАММА

помощи в адаптации ученикам 5-го класса



Пояснительная записка


Пятый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. У ребенка меняется привычный уклад жизни, появляется новый круг общения, новые обязанности . Переход в 5-ый класс приводит к возникновению эмоционально- стрессовой ситуации: новые учителя, кабинетная система, классный руководитель.

Адаптация (приспособление, привыкание к новым условиям) – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. В реализации программы задействованы учителя пятых классов, учителя-предметники, работающие в 5-ых классах, медицинская служба, психолог, логопед, социальный педагог, родители, администрация.


Задачи, стоящие перед коллективом школы:

  • создание максимально благоприятных условий для адаптации пятиклассников к школе;

  • оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям;

  • формирование у обучающихся позитивного отношения к школе;

  • развитие у обучающихся социальных и общеучебных навыков;



Цель программы:

  • Организация учебно-воспитательного процесса пятиклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период;

  • Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 5-ого класса

  • Сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в 5-ый класс


Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации пятиклассников.


Раздел 1. Целенаправленная педагогическая деятельность по адаптации учащихся 1-го класса.

1.Организационная работа

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Анализ достаточности учебно-методического обеспечения

Август- сентябрь

Библиотекарь, учителя

2.

Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для разнообразной деятельности детей

В течение года

Администрация, учителя, Кл.рук.

3.

Введение новых форм организации деятельности учащихся (динамические паузы, целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры)

В течение года

Учитель







2.Работа с педагогическим коллективом


Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Совещания при заместителе директора по УВР

В течение года

Замдиректора по УВР

1.1

Ознакомление с нормативно-правовыми документами

Август-сентябрь

Замдиректора по УВР

1.2

Собеседование с учителями по особенностям календарно-тематического планирования в 5-ых классах

август

Замдиректора по УВР

1.3

Особенности организации деятельности учащихся 5-ых классов

сентябрь

Замдиректора по УВР

2

Заседания МО учителей начальных классов и учителей -предметников Педконсилиум: обработка данных по классно-обобщающему контролю в 5-ых классах, уровень адаптации

Октябрь-ноябрь

Руководитель МО, замдиректора по УВР, психолог

3

Создание системы единого медико-психолого-педагогического контроля за динамикой развития детей

октябрь

Замдиректора по УВР, классный рук-ль, психолог, логопед, врач

4.

Взаимопосещения уроков

В течение года

Учителя начальной школы, учителя-предметники

5.

Методический семинар по вопросам преемственности

март

Учителя,


3.Этап подготовки к переходу в 5-ый класс. Знакомство с будущими пятиклассниками


Сроки

Участники

Мероприятия

Март-апрель

Кл.рук. будущих 5-ых классов, психолог, логопед

1.Знакомство с учащимися 4-ых кл.

2.Знакомство со стилем работы учителя нач.шк.

3.Знакомство с учебными результатами, личностными достижениями учащихся

4.Установление контакта с детьми

Февраль-март

Администрация, учителя нач.шк., психолог

Собрание для родителей будущих первоклассников.

Март-апрель

Будущие учителя 5-ых Кл., зам.директора по УВР

1.Посещение уроков математики, русского языка в нач.шк.

2.Совместная работа по определению качества знаний учащихся 4-ых классов по основным предметам

Апрель-май

Психолог

Диагностика уровня готовности к переходу из нач.шк. в среднюю

Май-июнь

Кл.рук. 4 кл., психолог

1.Подготовка психолого-педагогической характеристики класса.

2.Анализ индивидуальных программ сопровождения

май

Психолог, учителя нач.шк.

1.Встреча с родителями выпускников нач.шк.; психологические советы и рекомендации по летнему отдыху учащихся, режиму дня, здоровью

2.Праздник «Вот и стали мы на год взрослей» с приглашением будущего классного руководителя


4.Сопровождение обучающихся 5-ых классов.


Сроки

Участники

Мероприятия

Сентябрь

Учителя нач.шк.

Кл.рук.

1.Посещение уроков в 5-ыхкл.

2.Обсуждение с учителями и кл. рук. посещенных уроков

3.Наблюдение за поведением детей на переменах

4.Советы классным руководителям 5-ых классов

сентябрь

Психолог

1.Знакомство с учащимися

2.Посещение уроков, наблюдение на переменах

3.Анализ первых впечатлений учителей-предметников и классных руководителей

Сентябрь-октябрь

Психолог, классные рук.


1.Проведение родительских собраний в 5-ых кл..рук. на тему «Особенности предподросткового возрастного периода»

2.Знакомство родителей с новыми учителями, с новыми требованиями, с особенностями учебных программ.

Октябрь-ноябрь

Психолог, логопед

1.Диагностика учебных затруднений

2.Диагностика особенностей мотивационной сферы учащихся 5-ых классов

3.Диагностика включенности и эмоционального благополучия

4.Диагностика межличностных отношений

5.Логопедическое обследование

ноябрь

Психолог, кл.рук., замдир.по УВР, учителя-предметники

Психолого-педагогический консилиум:

  • Обсуждение результатов диагностики, анализ трудностей

  • Выявление поля проблем и путей их решения

  • Разработка и реализация плана сопровождения






5.Работа с обучающимися


Сроки

Содержание работы

Цель

Ответственный

Сентябрь

1.Работа с классным коллективом.

2.Классный час «Особенности организации учебной деятельности в 5-х классах»

3.Организация работы классного актива

4.Посещение уроков школьным психологом, администрацией.

5.Родительское собрание «Особенности адаптационного периода учащихся 5-х классов»

6.Пробные проверочные работы по русскому яз. и математике

7.Консультации с родителями

Определение уровня познавательной активности, культуры поведения в коллективе.

Знакомство с едиными требованиями к учащимся 2-ой ступени.



Выявление учащихся, требующих индивидуальной работы

Помощь родителям в адаптационный период


Определение уровня общеучебных навыков


Пути исправления пробелов в знаниях

Классные руководители.







Психолог






Учителя-предметники

Октябрь

1.Классно-обобщающий контроль в 5-х классах.

2..Тематические срезы по рус.яз. и математике

3.Собеседование с учителями-предметниками о результатах индивидуальной работы.

Изучение психолого-педагогических проблем в период адаптации.

Выявление уровня обученности, проблем неадаптивных учащихся

Администрация

Учителя-начальной школы

Психолог

Классный рук-ль

Ноябрь

1.Малый педсовет «Создание условий успешной адаптации» учащихся 5-х классов

2.Родительское собрание «Единство требований к учащимся во время адаптации»

Итоги работы по проблеме преемственности между начальным и средним звеном

Разработка методических рекомендаций.

Помощь родителям в преодолении трудностей в адаптационный период


Администрация

Психолог

Учителя-предметники


Классный рук-ль

Декабрь

1.Совместная методическая работа учителей начальной школы с учителями среднего звена

2.Посещение уроков, внеклассных мероприятий


Единство требований к учащимся, учет индивидуальных способностей

Вовлечение неадаптированных детей во внеклассную работу

администрация







Январь

1.Дополнительный инструктаж с учителями-предметниками и классными руководителями, работающими в 1,5,10 классах.

2.Посещение уроков с целью проверки адаптационного периода в 1,5,10 классах

3.Собеседование с учителями о формах индивидуальной работы с учащимися, не адаптированными к школе

4.Собеседование с классными руководителями:

  • о вовлечении неадаптированных детей во внеклассную работу

  • об индивидуальной работе с родителями

5.Контроль за текущей успеваемостью (по журналу)

6.Собеседование с психологом о взаимодействии с учителями и классными руководителями по оказанию помощи

Глебова Н.Н.



Завучи



Глебова Н.Н.






Завучи


Директор




Февраль

1.Собеседование с классными руководителями об индивидуальной работе с учащимися, имеющими одну «4» и «3»

2.Собеседование с учителями о результатах индивидуальной работы

3.Контрольные срезы в 5,10 классах на конец 4семестра и их анализ

4. Диагностика психолога по выявлению психолого-педагогических проблем в обучении учащихся 5,10 класса

5. Контроль за текущей успеваемостью (по журналу)


Глебова Н.Н.



Глебова Н.Н.


Завучи

Март

1.Посещение уроков с целью проверки активизации учебного процесса с последующим анализом

2.Собеседование с учителями по использованию дифференцированных заданий

3.Контроль за текущей успеваемостью (по журналу)

4.Контрольные срезы в 5,10 классах и их анализ


Завучи




Завучи

Апрель -май

1.Диагностика психолога по выявлению психолого-педагогических проблем в обучении учащихся 1 класса

2.Проверка индивидуальной работы с учащимися

3.Контрольные срезы на конец года и их анализ

Психолог


Глебова Н.Н.

завучи


4.Диагностика психолога готовности обучающихся 1-ой ступени к обучению в старшей школе



5. Контрольные срезы в 4-ых классах



Раздел 2 .Координация деятельности педагогического коллектива в период адаптации первоклассников


Форма деят-ти

Тематика

Ответственный

Сроки

Администр.совещания

Задачи пед.коллектива в период адаптации

Зам.директора по УВР

август

Заседания МО учителей нач.школы и учителей-предметников

Реализация программы помощи в адаптации

Рук-ль МО

сентябрь

Классно-обобщающий контроль в 5-ых кл.

Изучение деят-ти пятиклассников в период адаптации

Замдиректора по УВР

Сентябрь, октябрь

Совещания при замдиректоре по УВР

Особенности организации деятельности учащихся 5-ых кл.

Замдиректора по УВР

В течение года

Совещания при заместителе директора по ВР

Особенности классных коллективов 5-ых классов

Замдиректора по ВР

В течение года


Раздел 3. Аналитическая деятельность. Подведение итогов


1.Подготовка аналитических справок по итогам классно-обобщающего контроля в 5-ых классах, отчетов классных руководителей

2.Выработка рекомендаций и решений.

3.Выявление проблем, требующих дальнейшего контроля.

4.Проведение родительских собраний «Анализ итогов совместной деятельности школы, родителей в период адаптации»


Разработчик :

Заместитель директора по УВР

___________ Н.Н.Глебова

71-34-66


Обсуждение материала
любовь Федоркова
24.09.2011 15:36
хорошая полная программа по адаптации, всесторонняя, охватывает всех участников образовательного процесса и рассчитана на весь год, а не только на начало 5-го класса,как это часто бывает. Успехов ВАМ во всём.:D
Анастасия Владимировна
7.07.2012 10:59
Очень нужная вещь, спасибо большое, замечательный материал)
Татьяна Посивенко
21.02.2013 15:12
Спасибо за отличную программу по адаптации 5 классников. Удачи!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru