В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Программа помощи в адаптации ученикам 1 класса

Программа помощи в адаптации ученикам 1 класса

наталья глебова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 4664 комментариев: 2
Краткое описание
Программа помогает обучающимся успешно адаптироваться к новым условиям при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу
Описание
ПРОГРАММА
помощи в адаптации ученикам 1-го класса
 
 
Пояснительная записка
 
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. У ребенка меняется привычный уклад жизни, появляется новый круг общения, новые обязанности, новая социальная роль – ученик. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально- стрессовой ситуации.
Адаптация (приспособление, привыкание к новым условиям) – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. В реализации программы задействованы учителя первых классов, учителя-предметники, работающие в 1-ых классах, медицинская служба, психолог, логопед, социальный педагог, родители, администрация.
 
 Задачи, стоящая перед коллективом школы:
  • создание максимально благоприятных условий для адаптации первоклассников к школе;
  • оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям;
  • формирование у обучающихся позитивного отношения к школе;
  • развитие у обучающихся социальных и общеучебных навыков;
     
 
 
 
 Цель программы
  • Организация учебно-воспитательного процесса первоклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период;
  • Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 1 класса
  • Сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из детского сада в 1-ый класс
     
 
 
 Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.
 
Раздел 1. Целенаправленная педагогическая деятельность по адаптации учащихся 1-го класса.
1.Организационная работа
 
                                                             
  №
  Вид деятельности
  Сроки
  Ответственные
  1.
  Анализ достаточности учебно-методического обеспечения
  Август- сентябрь
  Библиотекарь, учитель
  2.
  Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для разнообразной деятельности детей
  В течение года
  Администрация, учитель
  3.
  Введение новых форм организации деятельности учащихся (динамические паузы, целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры)
  В течение года
  Учитель
  4.
  Организация работы по подготовке к школе будущих первоклассников
  Ноябрь- май
  Зам.директора по УВР, Учитель, набирающий 1 класс
 
 
 
2.Работа с педагогическим коллективом
 
                                                                                                     
  №
  Вид деятельности
  Сроки
  Ответственные
  1.
  Совещания при заместителе директора по УВР
  В течение года
  Замдиректора по УВР
  1.1
  Ознакомление с нормативно-правовыми документами
  Август-сентябрь
  Замдиректора по УВР
  1.2
  Собеседование с учителями по особенностям календарно-тематического планирования в 1-ых классах
  август
  Замдиректора по УВР
  1.3
  Особенности организации деятельности учащихся 1-ых классов
  сентябрь
  Замдиректора по УВР
  2
  Заседания МО учителей начальных классов. Педконсилиум: обработка данных по классно-обобщающему контролю в 1-ых классах, уровень адаптации
  Октябрь-ноябрь
  Руководитель МО, замдиректора по УВР, психолог
  3
  Создание системы единого медико-психолого-педагогического контроля за динамикой развития детей
  октябрь
  Замдиректора по УВР, классный рук-ль, психолог, логопед, врач
  4.
  Взаимопосещения уроков
  В течение года
  Учителя начальной школы
  5.
  Методический семинар с воспитателями ДОУ по вопросам преемственности
  март
  Учителя, воспитатели ДОУ
 
 
3.Работа с обучающимися
 
                                                             
  №
  Вид деятельности
  Сроки
  Ответственные  
  1
  1.1.Изучение личных дел
1.2.Изучение медицинских карт учащихся
  август
  Учитель, зам.директора по УВР
Врач
Учитель
  2
  2.1.Составление расписания с учетом адаптационного периода
2.2.Ознаккомление учащихся с едиными требованиями в школе
2.3.Урок-ориентирование: «Наша школа»
2.4.Классные часы: «Знакомства»
2.5.Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся
2.6.Индивидуальная беседа о режиме дня.
2.7.Распределение обязанностей среди учащихся
  сентябрь
  Зам.директора по УВР
Учитель

Психолог, логопед
Учитель
  3
  3.1.Наблюдение и фиксирование трудных учащихся
3.2.Обсуждение организации досуговой деятельности учащихся
3.3.Классный час «Азбука поведения»
3.4. Индивидуальная беседа о режиме дня.
  октябрь
  Учитель,
Зам.дир по УВР
Учитель

  4
  4.1.Итоги работы по проблеме адаптационного периода в школе
4.2.Разработка методических рекомендаций
4.3.Праздник «Посвящение в первоклассники»
4.4.Психолого-педагогические проблемы в обучении учащихся.
  ноябрь
  Психолог
Учитель


Психолог
Логопед
Учитель
 
 
5.Работа с родителями
 
                                                                                           
  №
  Вид деятельности
  Сроки
  Ответственные  
  1
  1.1.Знакомство с родителями
1.2.Анкетирование родителей
  сентябрь
  Кл.рук-ль
  2
  2.1.Индивидуальные беседы с родителями
2.2. Проведение родительского собрания «Роль адаптационного периода»
2.3.Обсуждение с родителями трудностей, возникших в воспитании первоклассников
  В течение года
Сентябрь-
Октябрь
В течение года
  Кл.рук-ль

Кл.рук-ль, психолог
  3
  3.1.Проведение родительского собрания «Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи»
  Октябрь
  Кл.рук-ль
  4.
  4.1.Родительское собрание «Особенности обучения и специфика новой учебной системы»
  Ноябрь
  Кл.рук-ль
  5.
  Консультации для родителей
  В течение года
  Кл.рук-ль, психолог, логопед
  6.
  Оформление стенда «Информирование для родителей»
  сентябрь
  Кл.рук-ль
  7.
  Организация Школы для будущих первоклассников
  Ноябрь-май
  Учитель
 
 
2 раздел.Координация деятельности педагогического коллектива в период адаптации первоклассников
 
                                                                       
  Форма деят-ти
  Тематика
  Ответственный  
  Сроки
  Администр.совещания
  Задачи пед.коллектива в период адаптации
  Зам.директора по УВР
  август
  Заседания МО учителей нач.школы
  Реализация программы помощи в адаптации
  Рук-ль МО
  сентябрь
  Классно-обобщающий контроль в 1-ых кл.
  Изучение деят-ти первоклассников в период адаптации
  Замдиректора по УВР
  Сентябрь, октябрь
  Совещания при замдиректоре по УВР
  Особенности организации деятельности учащихся 1-ых кл.
  Замдиректора по УВР
  В течение года
  Совещания при заместителе директора по ВР
  Особенности классных коллективов 1-ых классов
  Замдиректора по ВР
  В течение года
 
 
 
3 раздел. Аналитическая деятельность. Подведение итогов
 
1.Подготовка аналитических справок по итогам классно-обобщающего контроля в 1-ых классах, отчетов классных руководителей
2.Выработка рекомендаций и решений.
3.Выявление проблем, требующих дальнейшего контроля.
4.Проведение родительских собраний «Анализ итогов совместной деятельности школы, родителей в период адаптации»

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
programma_po_adaptatsii.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

МОУ СОШ № 13

протокол №__

от «___»________2009г.


Введено в действие приказом

От «___»___________20__г. №___

Директор МОУ СОШ № 13

_______________И.Г.Захарова

МП


ПРОГРАММА

помощи в адаптации ученикам 1-го класса



Пояснительная записка


Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. У ребенка меняется привычный уклад жизни, появляется новый круг общения, новые обязанности, новая социальная роль – ученик. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально- стрессовой ситуации.

Адаптация (приспособление, привыкание к новым условиям) – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. В реализации программы задействованы учителя первых классов, учителя-предметники, работающие в 1-ых классах, медицинская служба, психолог, логопед, социальный педагог, родители, администрация.


Задачи, стоящая перед коллективом школы:

  • создание максимально благоприятных условий для адаптации первоклассников к школе;

  • оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям;

  • формирование у обучающихся позитивного отношения к школе;

  • развитие у обучающихся социальных и общеучебных навыков;



Цель программы:

  • Организация учебно-воспитательного процесса первоклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период;

  • Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 1 класса

  • Сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из детского сада в 1-ый класс


Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.


Раздел 1. Целенаправленная педагогическая деятельность по адаптации учащихся 1-го класса.

1.Организационная работа


Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Анализ достаточности учебно-методического обеспечения

Август- сентябрь

Библиотекарь, учитель

2.

Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для разнообразной деятельности детей

В течение года

Администрация, учитель

3.

Введение новых форм организации деятельности учащихся (динамические паузы, целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры)

В течение года

Учитель

4.

Организация работы по подготовке к школе будущих первоклассников

Ноябрь- май

Зам.директора по УВР, Учитель, набирающий 1 класс



2.Работа с педагогическим коллективом


Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Совещания при заместителе директора по УВР

В течение года

Замдиректора по УВР

1.1

Ознакомление с нормативно-правовыми документами

Август-сентябрь

Замдиректора по УВР

1.2

Собеседование с учителями по особенностям календарно-тематического планирования в 1-ых классах

август

Замдиректора по УВР

1.3

Особенности организации деятельности учащихся 1-ых классов

сентябрь

Замдиректора по УВР

2

Заседания МО учителей начальных классов. Педконсилиум: обработка данных по классно-обобщающему контролю в 1-ых классах, уровень адаптации

Октябрь-ноябрь

Руководитель МО, замдиректора по УВР, психолог

3

Создание системы единого медико-психолого-педагогического контроля за динамикой развития детей

октябрь

Замдиректора по УВР, классный рук-ль, психолог, логопед, врач

4.

Взаимопосещения уроков

В течение года

Учителя начальной школы

5.

Методический семинар с воспитателями ДОУ по вопросам преемственности

март

Учителя, воспитатели ДОУ


3.Работа с обучающимися


Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1

1.1.Изучение личных дел

1.2.Изучение медицинских карт учащихся


август

Учитель, зам.директора по УВР

Врач

Учитель

2

2.1.Составление расписания с учетом адаптационного периода

2.2.Ознаккомление учащихся с едиными требованиями в школе

2.3.Урок-ориентирование: «Наша школа»

2.4.Классные часы: «Знакомства»

2.5.Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся

2.6.Индивидуальная беседа о режиме дня.

2.7.Распределение обязанностей среди учащихся


сентябрь

Зам.директора по УВР


Учитель




Психолог, логопед


Учитель

3

3.1.Наблюдение и фиксирование трудных учащихся

3.2.Обсуждение организации досуговой деятельности учащихся

3.3.Классный час «Азбука поведения»

3.4. Индивидуальная беседа о режиме дня.


октябрь

Учитель,

Зам.дир по УВР


Учитель



4

4.1.Итоги работы по проблеме адаптационного периода в школе

4.2.Разработка методических рекомендаций

4.3.Праздник «Посвящение в первоклассники»

4.4.Психолого-педагогические проблемы в обучении учащихся.


ноябрь

Психолог

Учитель





Психолог

Логопед

Учитель


5.Работа с родителями


Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1

1.1.Знакомство с родителями

1.2.Анкетирование родителей

сентябрь

Кл.рук-ль

2

2.1.Индивидуальные беседы с родителями

2.2. Проведение родительского собрания «Роль адаптационного периода»

2.3.Обсуждение с родителями трудностей, возникших в воспитании первоклассников


В течение года

Сентябрь-


Октябрь


В течение года

Кл.рук-ль




Кл.рук-ль, психолог

3

3.1.Проведение родительского собрания «Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи»


Октябрь

Кл.рук-ль

4.

4.1.Родительское собрание «Особенности обучения и специфика новой учебной системы»


Ноябрь

Кл.рук-ль

5.

Консультации для родителей

В течение года

Кл.рук-ль, психолог, логопед

6.

Оформление стенда «Информирование для родителей»

сентябрь

Кл.рук-ль

7.

Организация Школы для будущих первоклассников

Ноябрь-май

Учитель


2 раздел .Координация деятельности педагогического коллектива в период адаптации первоклассников


Форма деят-ти

Тематика

Ответственный

Сроки

Администр.совещания

Задачи пед.коллектива в период адаптации

Зам.директора по УВР

август

Заседания МО учителей нач.школы

Реализация программы помощи в адаптации

Рук-ль МО

сентябрь

Классно-обобщающий контроль в 1-ых кл.

Изучение деят-ти первоклассников в период адаптации

Замдиректора по УВР

Сентябрь, октябрь

Совещания при замдиректоре по УВР

Особенности организации деятельности учащихся 1-ых кл.

Замдиректора по УВР

В течение года

Совещания при заместителе директора по ВР

Особенности классных коллективов 1-ых классов

Замдиректора по ВР

В течение года



3 раздел. Аналитическая деятельность. Подведение итогов


1.Подготовка аналитических справок по итогам классно-обобщающего контроля в 1-ых классах, отчетов классных руководителей

2.Выработка рекомендаций и решений.

3.Выявление проблем, требующих дальнейшего контроля.

4.Проведение родительских собраний «Анализ итогов совместной деятельности школы, родителей в период адаптации»







Разработчик :

Заместитель директора по УВР

___________ Н.Н.Глебова

71-34-66

Обсуждение материала
любовь Федоркова
24.09.2011 15:39
Спасибо, Наталья, достойная работа.8)
Анастасия Владимировна
7.07.2012 10:58
Хорошая программа, спасибо!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru