"Народ России в годы Великой Отечественной войны"
Краткое описание
Данная разработка подготовлена к празднованию Дня Великой Победы с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с детьми - героями Великой Отечественной войны.
Поставленные задачи:воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за наш народ, страну; формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к защитникам; воспитывать чувство личного переживания тем, кто отстоял Родину; развивать любознательность, расширять кругозор, стремление узнать больше нового; активизировать словарный запас детей путем уточнения понятий.
Разработка содержит презентацию с подробным комментированием изображенного на слайдах. При знакомстве с детьми - участниками партизанского движения возможно использование печатного материала не в полном объеме( все зависит от уровня подготовки класса).В итоге внеклассного мероприятия разработан кроссворд,как этап рефлексии учащихся.
Поставленные задачи:воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за наш народ, страну; формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к защитникам; воспитывать чувство личного переживания тем, кто отстоял Родину; развивать любознательность, расширять кругозор, стремление узнать больше нового; активизировать словарный запас детей путем уточнения понятий.
Разработка содержит презентацию с подробным комментированием изображенного на слайдах. При знакомстве с детьми - участниками партизанского движения возможно использование печатного материала не в полном объеме( все зависит от уровня подготовки класса).В итоге внеклассного мероприятия разработан кроссворд,как этап рефлексии учащихся.
Описание
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов
Костромина Ольга Владимировна
учитель начальных классов ГОУСОШ №121 г. Санкт-Петербурга
Тема: «Народ России в Великой Отечественной войне»
Цель: познакомить с историческими событиями 1941-1945 годов; познакомить с героями ВОВ.
Задачи:
· воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за наш народ, страну;
· формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к защитникам;
· воспитывать чувство личного переживания тем, кто отстоял Родину;
· развивать любознательность, расширять кругозор, стремление узнать больше нового;
· активизировать словарный запас детей путем уточнения понятий.
Оборудование:
· Мультимедийный проектор
· Компьютер
Ход мероприятия:
Cлайд 1
Спали люди, отложив на утро
Все свои заботы и дела.
В светлом доме, тихом
и уютном,
Маленькая девочка спала.
На кровати, на столе игрушки,
За окном большой зеленый сад,
Где весною яблони и груши
Надевают праздничный наряд.
Плыло небо в светлых звездных точках,
Небо тоже дожидалось дня,
И никто не знал,
что этой ночью
на рассвете началась война. В. Викторов
Слайд 2
Включить музыку.
— Весь народ помнит, как 22 июня 1941 года в 4 часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны регулярные войска германской армии напали на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от Балтийского до Чёрного моря..."Тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Полыхали огнём города и деревни.
Слайд 3
Включить музыку, читать на фоне песни
— Много советских солдат и мирных жителей было убито в первые дни фашистского наступления. Войска Красной Армии оказались не готовы к внезапному нападению. Враги рассчитывали расправиться с нами быстро, одним стремительным ударом. Они даже придумали выражение «блицкриг», т. е молниеносная война. Но они просчитались….
1 картинка
— Весь советский народ встал на защиту своей Родины, и эту войну стали называть Великой Отечественной войной советского народа против вероломных фашистских захватчиков.
2 картинка
— В годы Великой Отечественной войны женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала, но и стреляла из “снайперки”, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”, сражалась с врагом в небе… Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.
-Ребята, не было в стране ни одной семьи, которая не пострадала от войны. Знаете ли вы своих родных, которые участвовали в войне? (Рассказы детей)
Слайд 4
-На карте показано, что на средину июля 41г. на северо-западном направлении немцы овладели Псковом, на западном направлении овладели Витебском и вплотную подошли к Смоленску, а на юго-западном — вышли к Киеву..
Начало войны было трагическим для войск Красной Армии. На первых порах сильно не хватало боевых самолётов, уничтоженных фашистами прямо на аэродромах, мало было танков. Советское правительство вначале не смогло осознать весь ужас катастрофы, нависшей над страной в результате нападения сильного врага. Приказы сражающимся войскам, посылаемые из Москвы, не успевали дойти вовремя, а фашистские самолёты бомбили мосты и переправы через реки, чтобы затруднить отступление наших солдат. С огромным трудом удавалось сдерживать врага. Однако много крупных городов и важных центров ему всё же удалось захватить.(можно подробно рассмотреть карту)
Слайд 5.
— Мирные люди вынуждены были покидать свои города и села…На Украине, в Белоруссии, в Прибалтике, на землях Смоленска, на юге у Одессы и Севастополя, на севере у Ленинграда развернулись огромные битвы с фашистами.
Слайд 6.Листовки.
— В годы ВОВ это была наиболее распространенная форма печатной пропаганды. Листовка выпускалась быстро, с целью организовать народ вокруг вопросов дня. Неказистые на вид, они зачитывались буквально до дыр и сыграли исключительную роль в мобилизации масс на разгром врага.Текс листовки был предельным и кратким. Писались листовки доходчивым языком, понятным для человека.
Слайд 7 В тылу врага день и ночь идет работа. Люди работают по 20 часов.
-Тысячи мальчишек и девчонок военной поры трудились в тылу наравне со взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам.
Слайд 8. Это оружие помогала нашим войскам побеждать фашистскую Германию.
Слайд 9
-У многих людей детство вспоминается как самое счастливое и беззаботное время в жизни. Всегда вспоминают его с улыбкой, когда перед нами проплывает милые сердцу моменты. Лишенные родителей, многие дети и подростки нашли приют в армейских штабах. На что только они не шли, чтобы попасть на фронт. Прибавляли себе года, сказывались сиротами при живых родителях.
--Посмотрите на 2 картинку, там пожилой человек (можно сказать, старик), а рядом с ним подросток, они с оружием. Вглядитесь в их глаза, посмотрите какие у них напряженные взгляды. О чем это говорит? (ответы детей)
— Они из партизанского отряда, сидят в засаде, внимательно смотрят на дорогу, ждут врага. Чтобы уничтожить во время немцев, не дать пройти им на нашу землю.
Слайд 10
1 картинка
-Но не все дети могли воевать в партизанских отрядах. Они старались заменить своих взрослых родных, помогали на заводах, на фабриках
.2 картинка
-Изображен мальчик (ему лет 12 -14), он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.
Слайд 11
Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны?
Что поняли, увидели, запомнили дети военной поры?
– Многое. Об этом смогут рассказать они сами.
Воспоминания детей войны. Болябкина Н. Н.
Слайд 12 Война…
— Сколько в этом слове горя и боли, страданий невинных людей. Война, унесшая жизни миллионов. Война, которая оставила в памяти страшные воспоминания голодных лет. Около 5 миллионов человек судьба лишила счастливых воспоминаний детства. У них ничего не осталось кроме слез о прошедшем времени.
— Сотни тысяч детей с матерями и без них оказались в концентрационных лагерях и гетто. Детский труд нещадно эксплуатировался на военных объектов 3-го рейха, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды восточного фронта. Лишь 1 из 10 детей- узников концлагерей — вернулся домой. Детский труд нещадно эксплуатировали на военных объектах третьего рейха, на секретных заводах и полигонах, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды восточного фронта.
Слайд 13 –памятник
«Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова на Урале и за Уралом, в Ташкенте и в Куйбышеве, в Алма-Ате и во Фрунзе – у человека сжималось сердце. Всем война принесла горе, но больше всех – детям. На них обрушилось столько, что каждый хотел хоть часть этого кошмара снять с детских плеч. "Ленинградцы" – это звучало как пароль. И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей страны.
- Дети… С ними война обошлась особенно беспощадно. В её кровавой бойне погибло много мальчиков и девочек. А те, кто уцелел, испытали нечеловеческие страдания. Они стали узниками фашистских концлагерей, были угнаны на рабские работы в Германию, заживо горели во множестве Хатыней, переносили голод и холод. Но многие из них встали в ряды сопротивления. Школьники нашей страны: с оружием в руках рядом со взрослыми сражались с ненавистным врагом в партизанских отрядах, в подполье, в воинских частях Советской Армии и Военно-Морского Флота. Это были сыновья полков и юнги.
— Ребята, а вы знаете фамилии и имена детей принимавших активное участие в освобождении нашей страны? (ответы детей)
Дети – герои, погибшие в годы ВОВ
Слайд 14 Леня Голиков- юный партизан-разведчик
Юный партизан неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. При его непосредственном участии были подорваны 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сожжены 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием в 250 подвод в блокадный Ленинград.
13 августа 1942 года группа разведчиков, в которой был и Лёня Голиков, в районе деревни Варница Стругокрасненского района Псковской области совершила покушение на фашистского генерал-майора инженерных войск Ричарда Виртца и захватила ценные документы, в числе которых — описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие данные разведывательного характера.
24 января 1943 года 16-летний партизан пал смертью храбрых в бою у села Острая Лука Дедовичского района Псковской области. Похоронен на родине — в Лукино на деревенском кладбище, где на его могиле установлен величественный памятник.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Голикову Леониду Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Слайд 15Марат Казей
12-летний Марат Казей в ноябре 1942 года вступил в партизанский отряд
В первом же бою 9 января 1943 года в районе Станьковского леса Марат Казей проявил мужество и отвагу. Будучи раненным в руку, он несколько раз ходил в атаку. Позднее, десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные разведывательные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах.
В марте 1943 года у деревни Румок партизанский отряд имени Д. Фурманова попал в окружение, и все попытки его командира связаться с другими отрядами не увенчались успехом. Марат Казей вызвался установить связь с окружённым отрядом. Он вовремя привёл подкрепление, и бой завершился разгромом фашистских карателей.
В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля — военные карты и планы гитлеровского командования.
11 мая 1944 года при выполнении очередного задания около деревни ХоромицкиеЛошанского сельсовета Узденского района Минской области юный партизан был обнаружен фашистами, которые взяли его "в кольцо". 14-летний патриот отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, гранатой подорвал себя и окруживших его врагов. Похоронен в родной деревне.
Слайд 16 Зина Портнова
Портнова Зинаида Мартыновна (Зина Портнова) -.
Родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде.Окончила 7 классов.
Во время Великой Отечественной войны, находясь в период летних школьных каникул в деревне Зуя близ станции "Оболь".Зина Портнова оказалась на временно оккупированной территории.
В 1942 году юная патриотка вступила в Обольскую подпольную комсомольско-молодёжную организацию "Юные мстители", и активно участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против немецко-фашистских захватчиков.
В декабре 1943 года она получила задание выявить причины провала организации "Юные мстители" и наладить связь с подпольем. При возвращении в отряд Зина была арестована. Во время допроса отважная девушка схватила со стола пистолет фашистского следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена и зверски замучена в январе 1944 года в деревне Горяны ныне Шумилинского района Витебской области Белоруссии.
За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года Портновой Зинаиде Мартыновне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждена орденом Ленина.
Слайд 17Валя Котик
Котик Валентин Александрович (Валя Котик) — юный партизан-разведчик, самый младший по возрасту Герой Советского Союза.
. Украинец. Пионер. Окончил 5 классов средней школы в районном центре — городе Шепетовке.
В годы Великой Отечественной войны, находясь на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории, Валя Котик вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. С 1942 года он имел связь с Шепетовской подпольной партийной организацией и выполнял её поручения по разведке.
В октябре 1943 года юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов, склада.
29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, он поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою.
16 февраля 1944 года в бою за город Изяслав Каменец-Подольской ныне Хмельницкой области 14-летний партизанский разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка ныне Хмельницкой области Украины.
За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1958 года Котику Валентину Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью "Партизан Великой Отечественной войны" 2-й степени.
Имя Вали Котика было присвоено теплоходу, ряду школ, пионерским дружинам и отрядам. В Москве (на территории ВДНХ) и в Шепетовке в 1960 году ему сооружены памятники. Улицы в городе-герое Киеве, городе Калининграде (областной центр) носят имя самого юного Героя Советского Союза Вали Котика.
Итог занятия. Рефлексия.
— Ребята, что вы узнали новое для себя? (ответы детей)
— У вас есть на парте у каждого маленький кроссворд. Если вы его решите, то узнаете, какое самое главное слово было в эти годы. О чем мечтали люди всей нашей страны?
Вопросы:
— Вы правильно решили кроссворд, конечно же это слова – Победа.
Слайд 23
Включить сначала музыку.
— 9 мая 1945 года на Красной площади состоялся парад советских войск. День Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне был и остается одним из самых почитаемых праздников в странах бывшего Советского союза. Каждый год на главных площадях городов России проходят торжественные встречи ветеранов и парады. День Победы ни в одном городе не проходит без праздничного салюта и концерта. Для людей всей России это великий праздник.
Материалы, использованные для подготовки к внеклассному мероприятию:
• воспоминания детей войны http://timos.ucoz.ru/publ/vospominanija_quotdetej_vojnyquot/boljabkina_n_n/boljabkina_n_n/29-1-0-40
• музыка
www.9maya.ru/937-yurij-levitan-obyavleniya-v-mp3.html голос Левитана
www.9maya.ru/page,1,6,686-pesni_pobedy_mp3.html священная война
href="http://www.moskva.fm/artist/лев_лещенко/song_968229">Лев Лещенко — День Победы</a>
• images.yandex.ru/search?p=149&ed=1&stype=simage&text=дети и война — листовки ВОВ –фотографии
• army.armor.kiev.ua/hist/partizan.shtml
• Стихотворения:
«Он ушел на фронт мальчишкой.» Марк Львовский
«Спали люди….» В. Викторов.
Костромина Ольга Владимировна
учитель начальных классов ГОУСОШ №121 г. Санкт-Петербурга
Тема: «Народ России в Великой Отечественной войне»
Цель: познакомить с историческими событиями 1941-1945 годов; познакомить с героями ВОВ.
Задачи:
· воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за наш народ, страну;
· формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к защитникам;
· воспитывать чувство личного переживания тем, кто отстоял Родину;
· развивать любознательность, расширять кругозор, стремление узнать больше нового;
· активизировать словарный запас детей путем уточнения понятий.
Оборудование:
· Мультимедийный проектор
· Компьютер
Ход мероприятия:
- Орг. Момент.
- Сообщение темы.
Cлайд 1
Спали люди, отложив на утро
Все свои заботы и дела.
В светлом доме, тихом
и уютном,
Маленькая девочка спала.
На кровати, на столе игрушки,
За окном большой зеленый сад,
Где весною яблони и груши
Надевают праздничный наряд.
Плыло небо в светлых звездных точках,
Небо тоже дожидалось дня,
И никто не знал,
что этой ночью
на рассвете началась война. В. Викторов
Слайд 2
Включить музыку.
— Весь народ помнит, как 22 июня 1941 года в 4 часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны регулярные войска германской армии напали на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от Балтийского до Чёрного моря..."Тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Полыхали огнём города и деревни.
Слайд 3
Включить музыку, читать на фоне песни
— Много советских солдат и мирных жителей было убито в первые дни фашистского наступления. Войска Красной Армии оказались не готовы к внезапному нападению. Враги рассчитывали расправиться с нами быстро, одним стремительным ударом. Они даже придумали выражение «блицкриг», т. е молниеносная война. Но они просчитались….
1 картинка
— Весь советский народ встал на защиту своей Родины, и эту войну стали называть Великой Отечественной войной советского народа против вероломных фашистских захватчиков.
2 картинка
— В годы Великой Отечественной войны женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала, но и стреляла из “снайперки”, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”, сражалась с врагом в небе… Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.
-Ребята, не было в стране ни одной семьи, которая не пострадала от войны. Знаете ли вы своих родных, которые участвовали в войне? (Рассказы детей)
Слайд 4
-На карте показано, что на средину июля 41г. на северо-западном направлении немцы овладели Псковом, на западном направлении овладели Витебском и вплотную подошли к Смоленску, а на юго-западном — вышли к Киеву..
Начало войны было трагическим для войск Красной Армии. На первых порах сильно не хватало боевых самолётов, уничтоженных фашистами прямо на аэродромах, мало было танков. Советское правительство вначале не смогло осознать весь ужас катастрофы, нависшей над страной в результате нападения сильного врага. Приказы сражающимся войскам, посылаемые из Москвы, не успевали дойти вовремя, а фашистские самолёты бомбили мосты и переправы через реки, чтобы затруднить отступление наших солдат. С огромным трудом удавалось сдерживать врага. Однако много крупных городов и важных центров ему всё же удалось захватить.(можно подробно рассмотреть карту)
Слайд 5.
— Мирные люди вынуждены были покидать свои города и села…На Украине, в Белоруссии, в Прибалтике, на землях Смоленска, на юге у Одессы и Севастополя, на севере у Ленинграда развернулись огромные битвы с фашистами.
Слайд 6.Листовки.
— В годы ВОВ это была наиболее распространенная форма печатной пропаганды. Листовка выпускалась быстро, с целью организовать народ вокруг вопросов дня. Неказистые на вид, они зачитывались буквально до дыр и сыграли исключительную роль в мобилизации масс на разгром врага.Текс листовки был предельным и кратким. Писались листовки доходчивым языком, понятным для человека.
Слайд 7 В тылу врага день и ночь идет работа. Люди работают по 20 часов.
-Тысячи мальчишек и девчонок военной поры трудились в тылу наравне со взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам.
Слайд 8. Это оружие помогала нашим войскам побеждать фашистскую Германию.
Слайд 9
-У многих людей детство вспоминается как самое счастливое и беззаботное время в жизни. Всегда вспоминают его с улыбкой, когда перед нами проплывает милые сердцу моменты. Лишенные родителей, многие дети и подростки нашли приют в армейских штабах. На что только они не шли, чтобы попасть на фронт. Прибавляли себе года, сказывались сиротами при живых родителях.
--Посмотрите на 2 картинку, там пожилой человек (можно сказать, старик), а рядом с ним подросток, они с оружием. Вглядитесь в их глаза, посмотрите какие у них напряженные взгляды. О чем это говорит? (ответы детей)
— Они из партизанского отряда, сидят в засаде, внимательно смотрят на дорогу, ждут врага. Чтобы уничтожить во время немцев, не дать пройти им на нашу землю.
Слайд 10
1 картинка
-Но не все дети могли воевать в партизанских отрядах. Они старались заменить своих взрослых родных, помогали на заводах, на фабриках
.2 картинка
-Изображен мальчик (ему лет 12 -14), он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.
Слайд 11
Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны?
Что поняли, увидели, запомнили дети военной поры?
– Многое. Об этом смогут рассказать они сами.
Воспоминания детей войны. Болябкина Н. Н.
В 1940 году моего отца забрали на фронт. Мать осталась с нами. Нас было 4 детей: сестре было 25 лет, другой сестре — 15 лет, брату – 8 лет, мне было 4 года. В 1941 году нас захватили немцы. Объявили всем собраться и выехать за деревню. Немцы гнали и гнали нас по своему направлению. Когда догнали доЖирятино, там нас погрузили на платформы и повезли до города Борисова. Там нас загнали в бараки, и жили мы там около двух лет. Днем наших матерей угоняли на работу, там их заставляли копать глубокие траншеи: 3 метра ширина и 3 метра глубина. Это чтобы не переезжали русские танки. А нас, детей, загоняли в баню под холодный душ и заставляли мыть ноги. Потом выводили на улицу и ставили нас попарно. Немец устраивал соревнования, издеваясь над нами. Отходил от нас метров на 30, держа в руке печенье. Мы должны были со своей парой бежать к нему. Кто быстрее прибежит, тому печенье. Так как я была меньше всех и не могла обогнать других детей, мне не доставалось печенья. Были мы всегда голодные. Плакать и просить нельзя было, иначе подводят к колодцу и показывают, что будешь там. В этот колодец сбрасывали трупы людей, так как хоронить было некому и негде. После работы наши мамы шли на кухню. Им давали по половнику баланды. Наша мать делила всем нам эту баланду. |
— Сколько в этом слове горя и боли, страданий невинных людей. Война, унесшая жизни миллионов. Война, которая оставила в памяти страшные воспоминания голодных лет. Около 5 миллионов человек судьба лишила счастливых воспоминаний детства. У них ничего не осталось кроме слез о прошедшем времени.
— Сотни тысяч детей с матерями и без них оказались в концентрационных лагерях и гетто. Детский труд нещадно эксплуатировался на военных объектов 3-го рейха, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды восточного фронта. Лишь 1 из 10 детей- узников концлагерей — вернулся домой. Детский труд нещадно эксплуатировали на военных объектах третьего рейха, на секретных заводах и полигонах, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды восточного фронта.
Слайд 13 –памятник
«Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова на Урале и за Уралом, в Ташкенте и в Куйбышеве, в Алма-Ате и во Фрунзе – у человека сжималось сердце. Всем война принесла горе, но больше всех – детям. На них обрушилось столько, что каждый хотел хоть часть этого кошмара снять с детских плеч. "Ленинградцы" – это звучало как пароль. И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей страны.
- Дети… С ними война обошлась особенно беспощадно. В её кровавой бойне погибло много мальчиков и девочек. А те, кто уцелел, испытали нечеловеческие страдания. Они стали узниками фашистских концлагерей, были угнаны на рабские работы в Германию, заживо горели во множестве Хатыней, переносили голод и холод. Но многие из них встали в ряды сопротивления. Школьники нашей страны: с оружием в руках рядом со взрослыми сражались с ненавистным врагом в партизанских отрядах, в подполье, в воинских частях Советской Армии и Военно-Морского Флота. Это были сыновья полков и юнги.
— Ребята, а вы знаете фамилии и имена детей принимавших активное участие в освобождении нашей страны? (ответы детей)
Дети – герои, погибшие в годы ВОВ
Слайд 14 Леня Голиков- юный партизан-разведчик
Юный партизан неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. При его непосредственном участии были подорваны 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сожжены 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием в 250 подвод в блокадный Ленинград.
13 августа 1942 года группа разведчиков, в которой был и Лёня Голиков, в районе деревни Варница Стругокрасненского района Псковской области совершила покушение на фашистского генерал-майора инженерных войск Ричарда Виртца и захватила ценные документы, в числе которых — описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие данные разведывательного характера.
24 января 1943 года 16-летний партизан пал смертью храбрых в бою у села Острая Лука Дедовичского района Псковской области. Похоронен на родине — в Лукино на деревенском кладбище, где на его могиле установлен величественный памятник.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Голикову Леониду Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Слайд 15Марат Казей
12-летний Марат Казей в ноябре 1942 года вступил в партизанский отряд
В первом же бою 9 января 1943 года в районе Станьковского леса Марат Казей проявил мужество и отвагу. Будучи раненным в руку, он несколько раз ходил в атаку. Позднее, десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные разведывательные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах.
В марте 1943 года у деревни Румок партизанский отряд имени Д. Фурманова попал в окружение, и все попытки его командира связаться с другими отрядами не увенчались успехом. Марат Казей вызвался установить связь с окружённым отрядом. Он вовремя привёл подкрепление, и бой завершился разгромом фашистских карателей.
В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля — военные карты и планы гитлеровского командования.
11 мая 1944 года при выполнении очередного задания около деревни ХоромицкиеЛошанского сельсовета Узденского района Минской области юный партизан был обнаружен фашистами, которые взяли его "в кольцо". 14-летний патриот отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, гранатой подорвал себя и окруживших его врагов. Похоронен в родной деревне.
Слайд 16 Зина Портнова
Портнова Зинаида Мартыновна (Зина Портнова) -.
Родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде.Окончила 7 классов.
Во время Великой Отечественной войны, находясь в период летних школьных каникул в деревне Зуя близ станции "Оболь".Зина Портнова оказалась на временно оккупированной территории.
В 1942 году юная патриотка вступила в Обольскую подпольную комсомольско-молодёжную организацию "Юные мстители", и активно участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против немецко-фашистских захватчиков.
В декабре 1943 года она получила задание выявить причины провала организации "Юные мстители" и наладить связь с подпольем. При возвращении в отряд Зина была арестована. Во время допроса отважная девушка схватила со стола пистолет фашистского следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена и зверски замучена в январе 1944 года в деревне Горяны ныне Шумилинского района Витебской области Белоруссии.
За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года Портновой Зинаиде Мартыновне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждена орденом Ленина.
Слайд 17Валя Котик
Котик Валентин Александрович (Валя Котик) — юный партизан-разведчик, самый младший по возрасту Герой Советского Союза.
. Украинец. Пионер. Окончил 5 классов средней школы в районном центре — городе Шепетовке.
В годы Великой Отечественной войны, находясь на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории, Валя Котик вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. С 1942 года он имел связь с Шепетовской подпольной партийной организацией и выполнял её поручения по разведке.
В октябре 1943 года юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов, склада.
29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, он поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою.
16 февраля 1944 года в бою за город Изяслав Каменец-Подольской ныне Хмельницкой области 14-летний партизанский разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка ныне Хмельницкой области Украины.
За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1958 года Котику Валентину Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью "Партизан Великой Отечественной войны" 2-й степени.
Имя Вали Котика было присвоено теплоходу, ряду школ, пионерским дружинам и отрядам. В Москве (на территории ВДНХ) и в Шепетовке в 1960 году ему сооружены памятники. Улицы в городе-герое Киеве, городе Калининграде (областной центр) носят имя самого юного Героя Советского Союза Вали Котика.
Итог занятия. Рефлексия.
— Ребята, что вы узнали новое для себя? (ответы детей)
— У вас есть на парте у каждого маленький кроссворд. Если вы его решите, то узнаете, какое самое главное слово было в эти годы. О чем мечтали люди всей нашей страны?
Вопросы:
- Люди, которые добровольно сражались против фашистских захватчиков? (Партизаны)
- Столица нашей страны, куда очень стремились немцы? (Москва)
- Обложение неприятеля (города, порта, целой страны) военными силами с целью отрезать его от морских или сухопутных сношений? ( Блокада)
- Какой город был в блокаде 900дней? (Ленинград)
- Кто больше всех пострадал в ВОВ? (Дети)
- Наиболее распространенная форма печатной пропаганды? (Листовка)
| | | | | 6 |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| 2 | | 4 | | |
1 | | 3 | | 5 | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
— Вы правильно решили кроссворд, конечно же это слова – Победа.
Слайд 23
Включить сначала музыку.
— 9 мая 1945 года на Красной площади состоялся парад советских войск. День Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне был и остается одним из самых почитаемых праздников в странах бывшего Советского союза. Каждый год на главных площадях городов России проходят торжественные встречи ветеранов и парады. День Победы ни в одном городе не проходит без праздничного салюта и концерта. Для людей всей России это великий праздник.
Материалы, использованные для подготовки к внеклассному мероприятию:
• воспоминания детей войны http://timos.ucoz.ru/publ/vospominanija_quotdetej_vojnyquot/boljabkina_n_n/boljabkina_n_n/29-1-0-40
• музыка
www.9maya.ru/937-yurij-levitan-obyavleniya-v-mp3.html голос Левитана
www.9maya.ru/page,1,6,686-pesni_pobedy_mp3.html священная война
href="http://www.moskva.fm/artist/лев_лещенко/song_968229">Лев Лещенко — День Победы</a>
• images.yandex.ru/search?p=149&ed=1&stype=simage&text=дети и война — листовки ВОВ –фотографии
• army.armor.kiev.ua/hist/partizan.shtml
• Стихотворения:
«Он ушел на фронт мальчишкой.» Марк Львовский
«Спали люди….» В. Викторов.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Психолог
Конспекты занятий, сценарии мероприятий
11 июня 2011
Файлы
Великая отечественная война.pptx
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС